РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА И ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ: СТАТИСТИКА, АНАЛИТИКА, ПРОГНОЗ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА И ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ: СТАТИСТИКА, АНАЛИТИКА, ПРОГНОЗ

Киброева К.В. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г. Снежногорска Мурманской области
Хиневич Е.С. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г. Снежногорска Мурманской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Экономика

РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА И ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ: СТАТИСТИКА, АНАЛИТИКА, ПРОГНОЗ

Выполнила:

Киброева Карина Вячеславовна

учащаяся 8 «В» класса

МБОУДО «ДДТ «Дриада»

г. Снежногорска Мурманской области

Руководитель:

Хиневич Евгения Сергеевна

к. соц. н., педагог дополнительного образования

МБОУДО «ДДТ «Дриада»

г. Снежногорска Мурманской области

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….…..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……....6

Понятие «Интернет-маркетинг», основные тенденции развития интернет-маркетинга в России……………………………………………………………………………………….….……..8

Статистика интернет-продаж товаров в России и в мире: отличия и особенности.……....11

Способы оплаты интернет-покупок в России…………………………………………….…14

Рейтинг интернет-магазинов – Топ-10 самых успешных в РФ……………………………...15

Исследование интернет магазинов, статистика продаваемых товаров и их аудитория…...15

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ………………………….17

2.1. Этапы проведения исследования……………………………………………………………...….17

2.2. Интервью ………………………………………………………………………………………......18

2.3. Анкетирование онлайн-покупателей РФ ( г. Москва, г. Мурманск, г. Сочи, г. Снежногорск). Выводы по результатам анкетирования…………………………………………………………...19

2.4. Прогнозы интернет-торговли: чего ждать в будущем………………………………...………...21

2.5. Рекомендации-советы как сделать покупку в интернете безопасной……………………….…22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...…..…23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...…24

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность темы исследования. Эпоха «информационного общества» наступила с неимоверной быстротой. Все больше успешных компаний и различных субъектов стали активно использовать информационные технологии для повышения своей конкурентоспособности и узнаваемости. В рамках процесса управления развитием экономики территории широкое применение находят современные управленческие технологии, широко применяемые в рамках коммерческих организаций различных форм собственности. Одной из наиболее распространенных технологий является интернет – маркетинг, при этом на уровне управления регионами речь идет о региональном интернет - маркетинге.

Мы проживаем в Арктической зоне, поэтому развитие интернет-маркетинга в Мурманской области особенно важно для экономики нашего региона. В частности региональный интернет-маркетинг дает возможность работать над имиджем Мурманской области, ее конкурентоспособностью; способствует участию региона в реализации международных, федеральных и региональных программ; привлекает государственные и другие внешние заказы и инвестиции; увеличивает использование ресурсов Мурманской области за ее пределами с пользой для территории и ее населения.

Мурманская область территориально расположена отдаленно, а интернет-маркетинг делает ее близкой, у жителей нашего региона появилась возможность осуществлять желаемые покупки, дешевле и независимо от удаленности производителя товара. Таким образом для жителей Мурманской области интернет торговля предоставляет следующие преимущества: повсеместность, анонимность, большой выбор товаров и услуг, персонализация, более дешевые продукты и услуги, оперативная доставка, электронная социализация.

Указанные факторы свидетельствуют об эффективности электронной торговли для ведения предпринимательства в Мурманской области. Во-первых, первоначальные расходы для создания электронной коммерции гораздо меньше, чем требуется для организации работы малого бизнеса. Во-вторых, требуется меньше лицензий и разрешений, необходимых для начала бизнеса в Интернете.

Кроме того, интернет-маркетинг позволяет повысить экономический имидж Мурманской области. В частности ресурсный потенциал развития, имидж инфраструктуры, стоимость жизни, институциональную среду, имидж региональных брендов и крупных хозяйствующих субъектов, их деловую активность и пр. Интернет-маркетинг становится новым инструментом управления развитием Арктической зоны.

Таким образом, интернет- маркетинг позволяет формировать и улучшать имидж Мурманской области, повышать ее конкурентоспособность; расширять участие Мурманской области в реализации международных, федеральных, региональных программ; привлекать в наш регион государственные и иные внешние заказы; стимулировать использование ресурсов Мурманской области за ее пределами в интересах ее жителей.

Итак, актуальность темы исследования обусловлена тем, что интернет-маркетинг представляет собой деятельность, посредством которой создается электронная информационная среда, способная усиливать и продвигать преимущества Мурманской области для привлечения различных ресурсов: финансовых, человеческих, производственных и многих других необходимых составляющих конкурентоспособности территории. Эта деятельность состоит в предоставлении с помощью возможностей сети интернет структурированной информации о положении нашего региона в различных сферах – социальной, экономической, политической, а также преимуществах территории и основных направлениях его развития на ближайшее время.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ развития интернет-маркетинга и электронной торговли в России: статистика, аналитика, прогноз.

Задачи настоящего исследования:

- Рассмотреть понятие «Интернет-маркетинг», основные тенденции развития интернет-маркетинга в России.

- Проанализировать статистику интернет-продаж товаров в России и в мире: отличия и особенности.

- Рассмотреть способы оплаты интернет-покупок в России.

- Исследовать рейтинг интернет-магазинов – Топ-10 самых успешных в РФ.

-Осуществить исследование интернет магазинов, статистику продаваемых товаров и их аудиторию.

- Описать этапы проведения исследования.

- Осуществить интервью.

- Произвести анкетирование онлайн-покупателей РФ ( г. Москва, г. Мурманск, г. Сочи, г. Снежногорск).

- Проанализировать результаты анкетирования.

- Осуществить прогноз интернет-торговли: чего ждать в будущем.

- Предоставить рекомендации-советы как сделать покупку в интернете безопасной.

Объектом данной работы является интернет-маркетинг и электронная торговля в России и в Мурманской области.

Предметом исследования являютсяосновные тенденции и особенности развития интернет-маркетинга и электронной торговли в России и Мурманской области.

Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие интернет-маркетинга в Мурманской области особенно важно для экономики нашего региона. В частности региональный интернет-маркетинг предоставит возможность улучшить имидж Мурманской области, ее конкурентоспособность; будет способствовать участию региона в реализации международных, федеральных и региональных программ; привлечет государственные и другие внешние заказы и инвестиции; увеличит использование ресурсов Мурманской области за ее пределами с пользой для территории и её населения. Кроме того, Мурманская область территориально расположена отдаленно, а интернет-маркетинг делает ее близкой, у жителей нашего региона появится возможность осуществлять желаемые покупки, дешевле и независимо от удаленности интернет-магазина. В целях подтверждения выдвинутой гипотезы былоразработано и проведено экспериментальное исследование путем интервью и анкетирования.

Методы исследования: анализ соответствующей литературы; сбор и анализ статистических данных; анкетирование, интервью, метод экономического прогнозирования.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой один из первых комплексных аналитических трудов в области статистического анализа и прогноза интернет-маркетинга и электронной торговли в России и Мурманской области.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней положения и выводы дополняют такие науки как: статистика, экономика, маркетинг. Что может способствовать обновлению знаний о специфике интернет-маркетинга и электронной торговли как в России в целом, так и в Мурманской области в частности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что она раскрывает аналитические и статистические аспекты развития интернет-маркетинга и электронной торговли, знание которых необходимо для их совершенствования и определения путей их дальнейшего развития как в стране в целом, так и в Мурманской области в частности.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие «Интернет-маркетинг»,

основные тенденции развития интернет-маркетинга в России

Интернет-маркетинг – это деятельность, направленная на продвижение услуг, товара или работы от производителя к потребителю при помощи различных мер в интернете.

В Интернет-маркетинге присутствуют такие элементы маркетинга как 5Р (цена, продукт, продвижение, канал, люди), но при этом все элементы по своему особенные. Необходимо знать, что Интернет представляет собой новый рынок. Самым важным свойством среды Интернет является гипермедийный характер. Данное название основывается на глобальной компьютерной Сети – это гипер- и мультимедийная глобальная компьютерная среда, которая представляет огромные возможности взаимодействия, например от простого обмена информацией до заключения сделок, доставкой продуктов1.

Развитие технологий в области интернет-маркетинга на российском электронном рынке обусловлено необходимостью расширения путей сбыта продукции в сложных условиях современной конкуренции. Рассмотрим основные тенденции развития интернет-маркетинга, актуальные в текущем периоде.

Важным фактором развития электронной торговли в последние годы в России является высокий темп роста мобильного интернета. Увеличение количества смартфонов среди пользователей сети, а также распространение технологии 4G переносит значительную долю потенциальных покупателей в мобильную сферу продаж. Мобильная версия сайта становится необъемлемой частью для ведения бизнеса и личных нужд обычных людей. Адаптация для мобильных устройств главной версии электронного ресурса становится важной задачей программы интернет-маркетинга2.

Одним из основных факторов развития мобильного интернета в России является активное посещение пользователями социальных сетей. В маркетинговой деятельности, направленной на продвижение в сетях, определились следующие направления:

– продвижение собственного блога компании;

– использование аккаунта в социальных сетях;

– использование систем поиска упоминаний;

– использование фото и видеохостингов.

В результате задействования дополнительных платформ в сети Интернет маркетинг российских компаний переходит на совершенно новый уровень. Возможности использования дифференцированных платформ позволяют качественно повысить процент доверия пользователя к бренду, представленному в сети посредством постоянного косвенного влияния через данные ресурсы.

Особое внимание следует уделить развитию такого направления, как вирусный маркетинг, представляющий собой распространение вирусной рекламы. Основная идея данного направления заключается в предоставлении информационного контента посетителю ресурса, который, в свою очередь, обменивается им с другими пользователями.

В рамках программы интернет-маркетинга российских компаний данная категория появилась относительно недавно и напрямую связана с тенденциями развития мобильного электронного рынка. По данным информационного интернетпортала ADME.RU, впервые использование элементов вирусного маркетинга в сети Интернет российскими компаниями отмечено в 2005 году, однако, в виду отсутствия технического обеспечения и требуемого электронного оборудования, аудитория, необходимая для успешного развития данного направления, отсутствовала.3

Поэтому российские компании только начинают использовать вирусный маркетинг на полную мощность. Обеспечивают динамическое развитие указанного направления такие видеоплатформы, как YouTube.com, RuTube.ru, Smotri.com, также существует возможность применения вирусного маркетинга в социальных сетях, поддерживающих воспроизведение видео- и аудио роликов.

В рамках исследования тенденций развития интернет-маркетинга в России следует отметить значительное увеличение объема контекстной рекламы. Среди участников рынка контекстной рекламы, представляющих данную услугу определились следующие наиболее успешные компании: Яндекс Директ, GoogleadWords, Begun.

Развитие интернет-маркетинга в России является приоритетным направлением для компаний, задача которых – выход на новые рынки сбыта. Постоянный мониторинг европейских электронных рынков позволяет отслеживать актуальные тенденции и применять интернет-технологии на российских электронных площадках. Так, в ходе исследования определились следующие направления, актуальные на рынке электронной торговли в текущем периоде времени:

– Использование видеоплатформ в целях продвижения собственного продукта и усиления политики бренда.

– Создание метарынков – виртуальных площадок, содержащих информацию о реальных рынках, товаропроизводителях и дистрибьюторах.

– Использование мониторинга упоминаний сайта как отдельного инструмента повышения качества маркетинговой политики компании.

– Перемещение значительной доли электронного рынка в сферу мобильного интернета.

– Значительное увеличение посещаемости социальных сетей пользователями в России.

– Увеличение объема вирусного маркетинга в сети вследствие роста популярности видеоплатформ и социальных сетей.

– Стабильный рост использования контекстной рекламы как инструмента продвижения в сети Интернет.

1.2.Статистика интернет-продаж товаров в России и в мире: отличия и особенности

Наибольшую долю составляют покупатели из Северной Америки, а на втором месте — Азиатско-Тихоокеанского региона. Динамика оборота Интернет-торговли в мире представлена на графике 1.

График 1 Динамика Интернет-торговли в мире (млрд. долларов)

При этом, для стран Азии характерна одна особенность: в данном регионе доля интернет-покупателей составляет 46% от их общего числа в мире, в то время как число зарегистрированных пользователей всего 16,9% населения региона. Ожидаемая информатизация региона в дальнейшем также будет способствовать росту темпов развития мировой торговли.

Что касается страновой структуры, то по объемам торговли сейчас лидируют США и Китай. По прогнозам экспертов после 2017 года вперед также выйдут Аргентина, Мексика, Бразилия, Россия, Италия. При этом темпы роста интернет-торговли Китая по-прежнему останутся самыми высокими. Темпы роста интернет-торговли представлены в таблице 1.

Таблица 1 Темпы роста интернет торговли в России и мире

2013,%

2014,%

2015,%

2016,%

2017,%

2018,%

Китай

93,7

78,5

63,8

43,3

34,4

29,4

Индонезия

85

71,3

45,1

37,2

26

22

Россия

34,4

19,4

17,1

10,8

6,9

5,2

Великобритания

14,5

16,3

14,2

12,2

9,2

8,2

США

14,2

13,4

11,8

11,4

10,9

10,4

Япония

12,3

-10,2

7,1

6,7

5,6

5

Германия

25,6

5,7

7,4

6,9

6,5

6,1

Весь мир

22,3

18,3

20,2

17,7

15,9

14,8

Среди основных тенденций по странам можно выделить следующие:

В Великобритании и других развитых рынках, где покупатели предпочитают забирать товары в специальных центрах выдачи, самым важным компонентом стратегии онлайн-торговли является модель «click and collect».

Германия находится на втором мечте по обороту рынка электронной коммерции в Европе. Рост объемов электронной коммерции обуславливается ростом спроса на крупные объекты недвижимости (под распределительные центры) со стороны узкоспециализированных торговцев.

В Австралии стремительно растет уровень автоматизации онлайн-торговли. В будущем здесь будут распространенными специализированные логистические объекты. Здесь все популярнее модель выдачи товаров через ячейки. А также компании, которые предлагают услуги выдачи-возврата товаров.

В Америке, по оценкам экспертов, онлайн-торговля составляет около 30% спроса на оптовые складские форматы. Прямо возле основных городов онлайн-продаж торговые сети открывают крупные распределительные центры, а рядом с небольшими городами – средние склады. Это позволяет обеспечить клиентам всей страны доставку товаров уже в день оформления заказа

В КНР первые складские помещения (для торговли через интернет) были сосредоточены, в основном, в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Однако с 2011 года основные участники китайского рынка электронной торговли начали создавать распределительные центры в других активно развивающихся регионах.

В Бразилии бум онлайн-торговли спровоцировал спрос на открытие складов. Крупнейшим логистическим центром страны является г. Сан-Пауло. А новые логистические развязки появляются в непосредственной близости к основным транспортным артериям — городам Баруэри, Кажамар, Гуарульус.

В Индии доля онлайн-торговли составляет меньше 1% объема всего рынка ритейла. Тут складские комплексы ориентируются на обслуживание только крупных городов. А сложная налоговая структура страны обусловила децентрализацию складских сетей. Большинство из них состоит из мелких объектов, разбросанных по разным районам страны. А налог на товары и услуги, появление которого ожидается в скором будущем, станет хорошим стимулом и приведет к росту спроса на большие распределительные центры.

В мире существуют миллионы сайтов, занимающихся электронной коммерцией. Самыекрупныеизних: Amazon, eBay , Walmart, BestBuy, Target, Alibaba, NewEgg, Macy’s, Overstock, Barnes and Noble .

Товарная структура интернет покупок в мире представлена на графике 2

……………………………… График 2

Интернет-торговля в России развивается быстрыми темпами, стремительно увеличивается и число интернет-магазинов. По данным исследователей на долю Интернет-торговли в общем объеме ритейла пока приходится от 2-5%, но при этом она увеличивается на 25-30% ежегодно.  По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем интернет-торговли составил 544 млрд. рублей (17,1 млрд. долларов). Из этой суммы 181 млрд рублей ($5,7 млрд)пришлось на нематериальные товары (авиа и ж/д билеты, цифровой контент, билеты на концерты и в кинотеатры и т.д.). А 363 млрд рублей ($11,4 млрд) пришлось на материальные товары. Рост рынка онлайн-торговли России по сравнению с 2016 годом составил 34,3% в российских рублях и 31,5% в долларах США. Динамика российского рынка интернет торговли представлена на графике 3.

График 3 Динамика российского рынка интернет торговли в 2015-2017 гг (млрд. долларов США)4

В структуре интернет-торговли преобладают операции с потребительской электроникой и техникой (42%), одеждой и обувью (13%) и автозапчастями (10%). При этом продажи одежды и обуви растут очень быстро – по мере того, как потребители привыкают к возможности без проблем вернуть не подошедшие по размеру или фасону вещи. Товарная структура интернет торговли в России в 2017 г. представлена на графике 4.

График 4

Не трудно заметить одну характерную особенность российского спроса — если в общемировом рейтинге на первых местах такие товары как электронные книги, музыка и диски, то в России все наоборот — они в конце списка. Благодаря тому, что контроль за авторским правом пока не настолько силён, множество книг и музыкальных композиций находится в свободном доступе, и многие не видят смысла в их покупке. 

По данным InSales, по сравнению с 2016 годом в ТОП-5 категорий, вошел сегмент «Автозапчасти», вытеснив «Детские товары».

Способы оплаты интернет-покупок в России

В той или иной мере электронные деньги используются во всех платёжных системах при расчётах по сделкам в электронной коммерции. Отличия существуют лишь по степени использования электронных денег и характеру электронных платежей. Условно все платёжные услуги можно разделить на два основных вида:

1. Банковские платежные услуги, оказываемые населению традиционными банковскими учреждениями. Разнообразие их довольно велико: от пластиковых карт до систем денежных переводов. Денежные переводы доминируют в сфере торговли между частными лицами (потребитель и потребитель), тогда как в сфере покупок в интернет-магазинах чаще используются для оплаты покупок пластиковые карты и банковские переводы.

Однако непосредственно в российской электронной коммерции онлайн-банки пока не играют сколько-нибудь существенной роли. Безусловным лидером среди традиционных банков, оказывающих связанные с электронной коммерцией платёжные услуги в онлайновом режиме, является «Сбербанк России».

Отдельно следует упомянуть о банковских платёжных системах, до недавнего времени доминировавших на рынке платёжных услуг и электронной коммерции: «Contact» («РУССЛАВБАНК»), «Anelik» («Анелик РУ») и др. Падение спроса на их услуги связано с непригодностью таких платёжных систем для мелких сделок (из-за введения минимальной стоимости услуг) и неинтегрируемости с инструментами электронной коммерции.

Несколько особняком стоят платёжные системы, ориентирующиеся на приём платежей через платёжные терминалы «Qiwi» («КИВИ Банк»), «CyberPlat» и ряд др. По оценкам «Эксперта РА», в 2016 году в России более 35% всех платежей физических лиц осуществляются именно с их использованием5.

В целом о потенциале рынка банковских электронных платежей свидетельствует то, что по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» совокупный объём банковских онлайн-платежей россиян только в 2016 г. увеличился в 2,5 раза. В этом же году через Интернет физическими лицами совершалось 50% от всех банковских транзакций (прирост на 4%). Тогда как доля интернет-платежей в денежном выражении выросла до 15% (в 2012–2015 гг. их удельный вес не превышал 11-12%). Прогнозируется, что к 2019 г. этот показатель возрастёт не менее чем до 17%.6

2. Небанковские платежные услуги, основанные на электронных деньгах и оказываемые специализированными платёжными провайдерами. Они также достаточно разнообразны: от виртуальных платёжных сервисов («Yandex.Деньги», «WebMoney», «RBK Money», «Деньги@Mail.Ru» и др.) до современных процессинговых центров («PayU», «PayOnline» и др.).

Небанковские электронные платёжные услуги в наибольшей степени связаны с электронной коммерцией. У этого много причин: от отсутствия минимального размера платежа до высокой доступности услуг. Именно поэтому они в последнее время переживают значительный рост. Так, например, в 2015 г. оборот дистанционных платёжных сервисов в России достиг 896 млрд. рублей. (49% оборота всех электронных платежей), а к 2019 г. их доля в электронных платежах должна возрасти до 80%, превысив 3,6 трлн. рублей7.

Оборот дистанционных платежных сервисов представлен на графике 58.

График 5

Дальнейшая институционализация платёжных инструментов в электронной коммерции, по всей видимости, будет связана с небанковскими платёжными сервисами. Здесь наблюдается всеобщий для электронной коммерции процесс отказа от использования традиционной инфраструктуры. Как отмечают И.А. Крымский и К.В. Павлов: «Web-технологии позволяют пользователям финансовых услуг обходиться без посредничества банков – появляются первые признаки дезинтермедиации процесса реализации банковских продуктов»9.

По форме оплаты наибольшая доля приходится на оплату наличными — российские покупатели пока не доверяют другим видам расчетов. Структура интернет торговли в России по форме оплаты представлена на графике 6.

График 6

Две модели определяют сегодня тенденции развития платёжной среды электронной коммерции в мировой экономике – американская и китайская. В основе обеих моделей лежит преимущественное развитие платёжных систем логистических уровней 5PL (сетевая логистика) и 4PL (интегрированная логистика).

Наибольшей перспективой в электронной коммерции обладают платёжные системы уровня 5PL, которые в отличие от уровня 4PL полностью виртуальны и не требуют наличия платёжных терминалов. Базовыми платёжными системами для провайдеров уровня 5PL являются карточные системы «VISA» и «MasterCard», на долю которых приходится сегодня около 50% всех пластиковых карт в мире. Сами провайдеры 5PL представляют собой международные процессинговые центры, глубоко интегрированные в инфраструктуру электронной коммерции, осуществляющие электронные платежи с карточных счетов в реальном времени. Первым в мире платёжным провайдером уровня 5PL стала американская платёжная система «PayPal»10

В России также существуют платёжные провайдеры уровня 5PL способные составить конкуренцию крупным зарубежным платёжным провайдерам. Однако из-за бездействия регулятора они до сих пор не в состоянии полноценно оказывать платёжные услуги в сферах покупок в интернет-магазинах и частных сделок покупателей друг с другом. Например, российский процессинговый центр «PayU», интегрированный в крупнейшую торговую площадку «Molotok.ru», с 2005 г. успешно работает в Восточной Европе, являясь лидером рынка услуг процессинга в Чехии, Венгрии, Румынии, Польше и ЮАР. И только в России его деятельность не находит должной институциональной поддержки. Главный финансовый регулятор – Центральный банк РФ – пока не воспринимает платёжных провайдеров уровня 5PL, оказывающих услуги процессинга платежей в электронной коммерции, в качестве сколько-нибудь значимых субъектов рынка.

1.4. Рейтинг интернет-магазинов – Топ-10 самых успешных в РФ

В 2018 году Топ -10 самых успешных магазинов в России составляют следующие11:

1.Wildberries.ru - Сoздaнный в 2004 годy интеpнет-магазин, вот уже третий год является крупнейшей площадкой для покупок в российском сегменте Интернета. 

2.Ulmart.ru- Стapтoвав в 2008-ом, yже за 5 лет существования, позиционирующий себя в начале пути, как магазин электроники Ulmart.ru вышел на первое место по объему интернет-продаж.

3.Citilink.ru. Оснoвaнная в Москве компания, помимо стандаpтныx почтовых доставок и точек выдачи, обладает полноформатными магазинами, коих насчитывается более 30.

4.Mvideo.ru. Оснoвное нaпpавление деятельности М.Видео, с начала ее сyществования, продажа цифровой и бытовой теxники в физически существующих розничных магазинах. 

5. Eldorado.ru. Успешная розничная сеть бытовой техники «Эльдорадо» для повышения доходов создала интернет-площадку для продаж онлайн. 

6. Lamoda.ru. Один из лyчшиx интеpнет-мaгазинoв одежды стремительно ворвался на российский рынок. Управляемый четырьмя иностранными основателями сервис «Lamoda», в отличии от «Wildberries», сохранил узконаправленную fashion-специализацию. 

7. Ozon.ru. Изнaчальнo специализиpyющаяся на продаже книг и видеопродукции через всемирную паутину компания, за 20 лет существования достигла статуса одного из самыx больших многопрофильных интернет-магазинов.

8.Exist.ru. Вoзникший в конце пpошлого векa, в Москве, центр по продаже автомобильныx запчастей и аксессyаров уже тогда выделялся скоростью доставки и уровнем сервиса. Открыв IT компанию, основатели «Exist» одними из первых, в начале нового столетия, открыли в Рунете специализированный сервис по продаже автокомпонентов.

9. Svyaznoy.ru. Пoпyляpность ресурс приобрел блaгодаря удобным сервисам оплаты и доставки, а также сервису сравнения товаров. Особенный акцент «Связной» делает на работе с корпоративными клиентами.

10. Kupivip.ru. Особенность этого сайта покупок через интернет — продажа одежды модных брендов по дешевым ценам.

1.5. Исследование интернет магазинов, статистика продаваемых товаров и их аудитория

На сегодняшний день, согласно оценкам «РБК ИССЛЕДОВАНИЯ», в России примерно 17,7 млн. интернет-покупателей. Однако стоит особо отметить, что эти данные сложились только из интернет-покупателей, проживающих в российских городах с численностью населения более 100 тыс. чел. Кроме того, учет количества интернет-покупателей велся только среди россиян в возрасте от 18 до 54 лет.

Больше всего интернет-покупателей в таких сегментах российского рынка интернетторговли, как одежда, обувь и аксессуары, бытовая техника и товары для кухни, а также косметика, парфюмерия, цифровая техника и электроника. За последний год более 5 млн. россиян купили товары их рассматриваемых категорий через интернет, причем как на российских, так и на зарубежных сайтах, таких, как AliExpress или eBay.

С полными результатами исследований количества интернет-покупателей на российском рынке интернет-торговли можно ознакомиться из графиков и таблиц, расположенных ниже по тексту.

На графике 7 представлена статистика количества интернет-покупателей различных видов товаров в 2016-2017гг.12

График 7 Количество интернет-покупателей различных видов товаров в 2016-2017гг

Количество интернет-покупателей различных видов товаров в 2017г. в зависимости от географии проживания представлено в таблице 213.

Таблица 2 Количество интернет-покупателей различных видов товаров в 2017 г. (тыс. чел.)

Москва

Мурманская область

Остальные города миллионеры

Города 100-500 тыс. чел.

Россия

Одежда, обувь

1683

896

2579

3200

9641

Бытовая техника

1313

650

1031

1464

5716

Цифровая и компьютерная техника

1081

571

910

1309

5010

Косметика, парфюмерия

1018

535

1027

1687

5413

Товары для детей

792

421

663

1209

4090

Книги, печатная продукция

925

484

616

1166

4150

ж/д билеты

1001

441

761

1147

4289

Авиа билеты

1197

455

616

912

4168

Товары для дома и сада

509

260

542

961

2922

Билеты в кино, театр, спорт

1053

325

732

695

3755

Автомобильные товары

526

267

438

800

2568

Программное обеспечение

509

202

432

682

2347

Товары для животных

636

253

380

465

2316

Товары для спорта, активный отдых

573

303

490

868

2772

Товары для здоровья, лекарства

625

195

386

515

2078

По результатам опроса конца 2017 года среди пользователей старше 18 лет (в опросе принимали участие 1600 человек из 137 городов РФ), только 38% опрошенных не собираются ничего покупать в Интернете. 14% респондентов пока не имеют опыта онлайн-покупок, но хотят попробовать, 31% уже покупали что-то считанное число раз, 15% пользуются услугами интернет-магазинов регулярно14.

71% опрошенных - это жители Москвы, 61% - люди в возрасте от 18 до 24 лет. 62% опрошенных - это люди с неплохим доходом - они считают, что могут себе позволить купить товар длительного пользования.

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):

Этапы исследования

Таблица 1.

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

- изучить и проанализировать литературу.

- самостоятельное размышление;

- изучение информационных источников;

- поиск литературы по теме исследования.

Май

2018 г. – август

2018 г.

2 этап.

Практическое исследование проблемы

- проанализировать статистические данные по теме исследования;

провести анкетирование и интервью

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение;

- анкетирование.

Май 2018 г. - сентябрь

2018 г.

3 этап. Практическое использование результатов

- обобщить изученную информацию;

- разработать рекомендации по теме исследования;

- разработать памятки.

- наблюдение;

- систематизация;

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

Сентябрь

2018 г.

2.2. Интервью

В ходе настоящего исследования нами было проведено интервью со специалистом по выдаче интернет-товаров компании Ozon. Задаваемые вопросы выделены жирным шрифтом (В.:), ответы – «О.:».

Интервью:

-В.: Пользуется ли спросом мобильное приложение?

-О.: Да, все большее и большее количество покупателей заходит на сайт с мобильных устройств. Поэтому мобильное приложение мы постоянно совершенствуем и развиваем

-В.: На какое время приходятся пики покупок?

-О.: Самое активное пользование же мобильным приложением приходится на вечерне-ночное время: с 23 часов. То же самое с выходными. В выходные доля трафика и продаж через мобильные устройства намного (почти в полтора раза) выше, чем в будний день, потому что люди не за компьютером, а с телефона что-то покупают и заказывают.

-В: Сколько сейчас товаров на Ozon?

-О.: Вообще на сайте 4,1 млн., из них порядка 1-1.5 млн. лежит на складе. Т.е. это огромное количество, и когда ты ходишь все подбираешь, ты открываешь для себя очень много того, что просто не знал. 

-В.: Система анализирует каким-то образом прошлые покупки покупателей?

-О.: Нет, она специально сделана таким образом, что это стопроцентный рандом. Там собраны случайные товары.

-В.: Сколько времени в среднем покупатель находится в приложении интернет магазина?

-О.: Сейчас около 7 минут в среднем, и 14 минут у людей, которые зашли в «Мне повезет».

-В.: Каков портрет покупателей? Кто чаще пользуется приложением?

-О.: Сейчас значительно больше женщин, чем мужчин. Причем совершенно разного возраста.  Это примерно та же самая аудитория, что пользуется OZON.ru. Да, ядро – 30-35 лет, но там есть и молодые люди, есть и люди в возрасте, они тоже покупают через приложение без проблем.

-В.: что самое дорогое можно купить на OZON.ru? 

-О.: Самые дорогие товары – это антиквариат. В продаже бывают книги, вазы, гравюры, которые могут стоить несколько млн. рублей. Люди покупают.

-В: Какие категории товаров имеются в продаже?

-О.: у нас один из принципов – «все, что нужно». То есть все, что помещается в коробку, и что легально, мы продаем и готовы продавать.

По результатам проведенного интервью можно сделать следующие выводы. Основной аудиторий интернет магазина Ozon.ru, в том числе, мобильного приложения являются женщины в возрасте 30-35 лет. Товары для мам и детей, например, в мобильном приложении покупают больше в доле, чем на сайте. Это обусловлено тем, что во-первых, когда молодая мама дома, у нее постоянно на руках ребенок, и держать телефон удобнее. Во-вторых, мамы, сидя на детской площадке, пока ребенок играет, делают заказы. Или, например, одежда. Она тоже обладает именно мобильной аудиторией.

Таким образом, мы узнали из беседы, что самое активное пользование мобильным приложением приходится на вечерне-ночное время: с 23 часов. То же самое с выходными. В выходные доля трафика и продаж через мобильные устройства намного (почти в полтора раза) выше, чем в будний день, потому что люди не за компьютером, а с телефона что-то покупают и заказывают.

Категории товаров очень разнообразны, интернет магазин работает по принципу: «все, что нужно». То есть все, что помещается в коробку, и что легально, продается в интернет-магазине. На сайте магазина представлено 4,1 млн. товаров различной категории.

Следует отметить, что все большим спросом пользуется мобильное приложение. Что свидетельствует о том, что сегодня тенденция такова, что большинство покупателей стремительно перемещается в мобайл. 

2.3. Анкетирование онлайн-покупателей РФ ( г. Москва, г. Мурманск, г. Сочи, г. Снежногорск)

В целях изучения вопроса о роли интернет-услуг в разных регионах России нами было проведено анкетирование онлайн-покупателей в Москве, Мурманске, Сочи и Снежногорске. С помощью анкетирования можно получить ответы на наиболее важные вопросы. Это один из ключевых маркетинговых механизмов. Выделяют несколько типов анкетирования: личный опрос, телефонный опрос, удаленное анкетирование онлайн через специальные панели опросов в мобильных приложениях. В настоящем исследования нами применялось удаленное анкетирование онлайн.

Анкета для проведения опроса представлена в Приложении 1.

Выводы по результатам анкетирования

Всего в результате исследования было опрошено 200 человек. В каждом городе мы опросили по 50 респондентов. Результаты исследования представлены в Приложении 2.

В возрастном отношении первое место занимает группа от 18 до 35 лет (65%), на втором месте – от 12 до 17 лет (25%), на третьем месте – от 40 до 55 лет (10%). Таким образом, получается, что большая часть опрошенных представляют группу от 18 до 35 лет.

На вопрос о том, знаком ли респондентам термин «электронные услуги» 80% ответили «да» и только 20% - «нет, что свидетельствует о достаточно широком распространении интернет - коммерции.

Результаты опроса показали, что довольно часто услугами интернет-магазинов пользуются 65% опрошенных, пользуются, но редко -25%, не пользуются вообще – 10%.

При этом, респонденты, пользующиеся услугами интернет-магазинов, чаще всего пользуются услугами Aliexprees (35%), на втором месте – Wildberries и Ozon (по 18%), на третьем - Asos; Joom и Lamoda (по 9%) и иными интернет-магазинами пользуется – 2%.

Далее респондентам было предложено указать какие товары они наиболее чаще заказывают в интернет магазинах. Первое место поделили одежда, обувь, аксессуары и билеты на различные мероприятия и поездки - по 25%, второе место - косметические изделия и парфюмерия; товары для детей и товары для животных – по 12%, третье - бытовая техника и электроника; и товары для машин- 5%, иные товары – 3%, а медицина-1%.

На вопрос о том, какие способы оплаты предпочтительнее, 50% респондентов ответило – кредитные карты, 30%- наличные и 20%- электронные деньги.

Относительно способа доставки итоги опроса показали, что чаще всего осуществляется Почтой России – 45%, самовывозом -30%, курьером – 20-%, иные – 5%.

В качестве плюсов интернет маркетинга большинство респондентов отметило экономию времени и экономию денег – по 35%, 10 % - широкий ассортимент продукции, альтернативные способы оплаты -15%, иные -5%.

К минусам интернет маркетинга большинство опрашиваемых относят мошенничество -60%, сроки доставки -20%, несоответствие размера – 10%, низкий уровень обслуживания -6%, иное – 4%.

На вопрос о том, чтобы Вы хотели бы добавить для удобства и комфортного пользования интернет-услугами 35% ответило – ничего, 25% - быстрая доставка и скидки, 10% соотношение цена и качество, соответствие размеров -15%, более безопасная перевозка товаров – 3%, возврат товара – 2%, меньше мошенников – 10%.

Таким образом, результаты исследования показывают, что большинство опрошенных респондентов часто пользуются интернет-магазинами. Это обусловлено, прежде всего тем, что большинство опрошенных (более 60%) это молодые люди в возрасте до 35 лет.

2.4. Прогнозы интернет-торговли: чего ждать в будущем

Российский рынок Интернет-торговли развивался достаточно динамично (+30% в год в период с 2011 г. по 2015 г.), при этом по темпам развития он опережал мировой рынок. Это объясняется тем, что быстрый рост характерен для практически всех развивающихся рынков на этапе зарождения. В дальнейшем будет наблюдаться постепенное снижение темпов роста по мере насыщения рынка. По прогнозам экспертов, в ближайшие четыре года российский рынок Интернет-торговли продолжит расти, но уже в среднем на не более 20% в год. В 2018 г. оборот Интернет-торговли сможет достичь примерно 1 трлн. руб., в 2020 г. показатель может удвоиться.

По экспертным оценкам, доля Интернет-торговли в общем обороте розничной торговли сможет достичь 6% к 2020 г., что все равно будет ниже текущего показателя развитых стран - 10-12%.

Ожидается, что доля российской Интернет-торговли будет также расти, однако останется ничтожно мала – не более 1%. Это объясняется обесценением курса национальной валюты и слабой трансграничной торговлей (имеются в виду отправления из РФ за рубеж). Если не появится мощных стимулов для онлайн экспорта в ближайшее время, то РФ рискует остаться в странах второго и третьего эшелона, оставив первенство динамично развивающимся странам Азии.

Ключевым фактором развития Интернет-торговли в РФ, как и во всем мире, продолжает оставаться рост проникновения Интернета (преимущественно мобильного) на территоррии РФ (в частности, в регионах). Следовательно, будет происходить увеличение количества Интернет покупателей. Объем онлайн продаж находится в сильной зависимости от Интернет-аудитории, то есть появление каждого нового пользователя потенциально ведет к увеличению объемов продаж через Интернет (в целом, вне зависимости от категорий товаров). При этом ценовой фактор отходит на второй план.

На графике 8 представлен прогноз интернет-торговли в России.

График 8

2.5. Рекомендации-советы как сделать покупку в интернете безопасной

Изучив и проанализировав подробно литературу по данной теме, результаты по анкетированию и интервью, мы разработали памятку «Как сделать покупку в интернете безопасной» для жителей нашего города. В памятке мы отразили следующие рекомендации:

Выбирать только проверенные сайты.

Обращать внимание на цену.

Внимательно проверять безопасность сайта.

Читать отзывы покупателей и отдавать предпочтение сайтам с контактами и адресом для выссти для интернет-покупок отдельную карту.

Использовать одноразовые пароли.

Не сообщать свои пароли даже «Службе безопасности».

Заключение

Таким образом, в настоящей работе было исследовано развитие интернет-маркетинга и электронной торговли в России, с учетом статистики, аналитики и прогноза .

Развитие интернет-маркетинга как в России в целом, так и в Мурманской области, в частности, является приоритетным направлением для компаний, задача которых – выход на новые рынки сбыта. В ходе исследования определились следующие направления, актуальные на рынке электронной торговли в текущем периоде времени:

– Использование видеоплатформ в целях продвижения собственного продукта и усиления политики бренда.

– Создание метарынков – виртуальных площадок, содержащих информацию о реальных рынках, товаропроизводителях и дистрибьюторах.

– Использование мониторинга упоминаний сайта как отдельного инструмента повышения качества маркетинговой политики компании.

– Перемещение значительной доли электронного рынка в сферу мобильного интернета.

– Значительное увеличение посещаемости социальных сетей пользователями в России.

– Увеличение объема вирусного маркетинга в сети вследствие роста популярности видеоплатформ и социальных сетей.

– Стабильный рост использования контекстной рекламы как инструмента продвижения в сети Интернет.

Интернет-торговля в России развивается быстрыми темпами, стремительно увеличивается и число интернет-магазинов. По данным исследователей на долю Интернет-торговли в общем объеме ритейла пока приходится от 2-5%, но при этом она увеличивается на 25-30% ежегодно.  По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем интернет-торговли составил 544 млрд. рублей (17,1 млрд. долларов). Из этой суммы 181 млрд рублей ($5,7 млрд)пришлось на нематериальные товары (авиа и ж/д билеты, цифровой контент, билеты на концерты и в кинотеатры и т.д.). А 363 млрд рублей ($11,4 млрд) пришлось на материальные товары. Рост рынка онлайн-торговли России по сравнению с 2016 годом составил 34,3% в российских рублях и 31,5% в долларах США.

Результаты настоящего исследования показывают, что в структуре интернет-торговли преобладают операции с потребительской электроникой и техникой (42%), одеждой и обувью (13%) и автозапчастями (10%). При этом продажи одежды и обуви растут очень быстро – по мере того, как потребители привыкают к возможности без проблем вернуть не подошедшие по размеру или фасону вещи.

Среди способов оплаты интернет-покупок в России можно выделить следующие:

- Банковские платежные услуги, оказываемые населению традиционными банковскими учреждениями: от пластиковых карт до систем денежных переводов. Например, Qiwi», «CyberPlat» и др.

- Небанковские платежные услуги, основанные на электронных деньгах и оказываемые специализированными платёжными провайдерами: от виртуальных платёжных сервисов («Yandex.Деньги», «WebMoney», «RBK Money», «Деньги@Mail.Ru» и др.) до современных процессинговых центров («PayU», «PayOnline» и др.).

В 2018 году Топ -10 самых успешных магазинов в России составляют следующие:

1.Wildberries.ru. 

2.Ulmart.ru.

3.Citilink.ru.

4.Mvideo.ru. 

5. Eldorado.ru

6. Lamoda.ru

7. Ozon.ru.

8.Exist.ru.

9. Svyaznoy.ru.

10. Kupivip.ru.

В ходе настоящего исследования нами было проведено интервью со специалистом по выдаче интернет-товаров компании Ozon. Результаты проведенного интервью показали, что основной аудиторий интернет магазина Ozon.ru, в том числе, мобильного приложения являются женщины в возрасте 30-35 лет. Самое активное пользование мобильным приложением приходится на вечерне-ночное время: с 23 часов. То же самое с выходными. Категории товаров очень разнообразны, интернет магазин работает по принципу: «все, что нужно». То есть все, что помещается в коробку, и что легально, продается в интернет-магазине. На сайте магазина представлено 4,1 млн. товаров различной категории.

Также в целях изучения вопроса о роли интернет-услуг в разных регионах России нами было проведено анкетирование онлайн-покупателей в Москве, Мурманске, Сочи и Снежногорске. Результаты исследования показали, что большинство опрошенных респондентов часто пользуются интернет-магазинами. Это обусловлено, прежде всего тем, что большинство опрошенных (более 60%) это молодые люди в возрасте до 35 лет.

Таким образом, настоящее исследование позволило прийти к выводам, что российский рынок Интернет-торговли развивался достаточно динамично (+30% в год в период с 2011 г. по 2015 г.), при этом по темпам развития он опережал мировой рынок. Это объясняется тем, что быстрый рост характерен для практически всех развивающихся рынков на этапе зарождения. В дальнейшем будет наблюдаться постепенное снижение темпов роста по мере насыщения рынка. Прогнозируется, что в ближайшие четыре года российский рынок Интернет-торговли продолжит расти, но уже в среднем на не более 20% в год. В 2018 г. оборот Интернет-торговли сможет достичь примерно 1 трлн. руб., в 2020 г. показатель может удвоиться.

Данное исследование позволило выявить следующие факторы роста российского рынка интернет-торговли: онлайн продажи в регионах; изменения ценовой политики; расширения ассортимента; внедрения новых услуг и сервисов.

Итак, в качестве общих направлений развития интернет-маркетинга и электронной торговли в России и Мурманской области можно назвать следующие: наращивание объемов и новые участники рынка, разветвленная сеть доставки, новые ниши, развитие технологий, персональный подход.

Также следует отметить, что развитие интернет торговли в Мурманской области окажет положительное влияние на экономику региона: компании получат конкурентные преимущества, уровень удовлетворенности потребителей увеличится, возрастет налоговая база, что приведет к росту доходов Мурманской области.

В целях более эффективного развития интернет-маркетинга и электронной торговли в Мурманской области предлагаю следующее:

- Совершенствание законодательства. В настоящий момент законодательство в области дистанционной торговли достаточно противоречиво и содержит много пробелов. Поэтому необходимо на законодательном уровне определить правила поведения участников интернет-торговли и механизм осуществления электронного документооборота.

-Развитие инфраструктуры, необходимой для совершения сделок в электронной форме.

-Совершенствование идентификации участников интернет-торговли и подлинность электронных документов в целях ликвидации мошенничества в данной сфере.

-Обеспечение высокого уровня безопасности электронной торговли.

-Повышение качества обслуживания: соблюдение сроков доставки, возможность 100%-го возврата продукции, не подходящей по цвету, размеру и.т.п.

-Развитие программы защиты покупателей.

Мы считаем, что дальнейшее развитие интернет-маркетинга и электронной торговли в России и Мурманской области должно произойти за счет улучшения условий обслуживания и информационной поддержки покупателей, сокращения времени доставки товара, увеличения продажи электронных товаров, выпуска мобильных версий интернет-магазинов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Белоусов А.А., Королёв Н.Ю. Все о заработке в интернете; Издательство «АСТ» - М., 2014. - 288 c.

Борисов С.М. Российский рубль в трансграничных денежных переводах // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 11 – 15.

Винарский Я.С., Гутгарц Р.Д. Web-аппликации в интернет-маркетинге. Проектирование, создание и применение; ИНФРА-М - М., 2015. - 270 c.

Интернет-банкинг в России: безопасность по требованию. – М.: РА «Эксперт РА», 2017. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/05_06_13/bul_internet-banking.pdf (дата обращения: 09.09.2018)

Интернет в России: Состояние, тенденции и перспективы развития. 2016. Отраслевой доклад. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016.

Интернет маркетинг / И. В. Успенский - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2014.

Интернет-продажи в России: статистика, аналитика, прогноз [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://shopconstructor.ru/internet-prodazhi-v-rossii-statistika-analitika-konversiya (дата обращения: 09.09.2018)

Крымский И.А., Павлов К.В. Проблемы и перспективы развития электронной экономики в России. Мурманск: Кольский НЦ РАН, 2015.

Романенко В. Н., Никитина Г. В., Корец В. В. Основы использования Интернета во внешней экономической деятельности; ИВЭСЭП - М., 2010. - 160 c.

Сайт торговой площадки «Сверхмаркет» (ЗАО «Сбербанк-АСТ»). [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://sverhmarket.ru (дата обращения: 09.09.2018)

Сервис мониторинга социальных медиа YouScan [Электронный ресурс] / /Режим доступа: – URL: http://www.youscan.ru (дата обращения: 09.09.2018)

Топ-10 самых популярных интернет-магазинов в России в 2018г. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://thebiggest.ru/drugoe/samye-populyarnye-internet-magaziny-rossii.html (дата обращения: 09.09.2018)

Холмогоров, В. Интернет-маркетинг / В. Холмогоров // Краткий курс.– СПб.: Питер, 2012.

Экслер Алекс OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России; Манн, Иванов и Фербер - М., 2010. - 208 c.

Приложение 1

Анкета

Здравствуйте!

Перед Вами анкета, целью которой является изучение вопроса о роли интернет-услуг в разных регионах России. Заполнение анкеты не займет много Вашего времени. Анкета полностью анонимна. Заранее благодарим Вас за ответы!

1. Укажите город, в котором Вы постоянно проживаете:

А) Москва Б) Мурманск В) Сочи Г) Снежногорск

2. Укажите Ваш пол:

А) мужской Б) женский

3. Укажите Ваш возраст:

А) 12-17 лет Б) 18-35 лет В) 40-55 лет

4. Знаком ли Вам термин «Электронные услуги»?

А) Да Б) Нет

5. Как часто Вы пользуетесь услугами интернет-магазинов, и пользуетесь ли вообще?

А) Пользуюсь, довольно часто;

Б) Пользуюсь, но редко;

В) Не пользуюсь вообще*.

*Если Вы отметили вариант ответа «в», то на следующие вопросы можете не отвечать. Спасибо за участие в данном исследовании!

6. Услугами какого интернет-магазина Вы пользуетесь чаще всего?

(можно выбрать несколько вариантов)

А) Wildberries;

Б) Ozon;

В) Aliexprees;

Г) Asos;

Д) Joom;

Е) Lamoda;

Ж) Другой ответ:_____________________________________________________________________

7.Какие товары Вы чаще всего заказываете? (можно выбрать несколько вариантов)

А) Косметические изделия и парфюмерия;

Б) Товары для детей;

В) Товары для животных;

Г) Одежда, обувь, аксессуары;

Д) Билеты на различные мероприятия и поездки;

Е) Бытовая техника и электроника;

Ж) Медицина;

З) Товары для машин;

И) Другой ответ:____________________________________________________________________

8.Какие способы оплаты Вы предпочитаете? (можно выбрать несколько вариантов)

А) Наличные;

Б) Кредитные карты;

В) Электронные деньги.

9. Какой способ доставки товара чаще всего осуществляется в Вашем регионе?

А) Самовывоз;

Б) Курьер;

В) Почта России;

Г) Другой ответ:___________________________________________________________________

10. В чём Вы видите плюсы интернет-маркетинга ? (можно несколько вариантов ответа)

А) Экономия времени;

Б) Широкий ассортимент продукции;

В) Альтернативные способы оплаты;

Г) Экономия денег;

Д) Другой ответ:___________________________________________________________________

11. В чём Вы видите минусы интернет-маркетинга? (можно несколько вариантов ответа)

А) Мошенничество;

Б) Низкий уровень обслуживания;

В) Сроки доставки;

Г) Несоответствие размера;

Д) Другой ответ:____________________________________________________________________

12. Напишите, пожалуйста, что Вы хотели бы добавить для удобства и комфортного пользования интернет-услугами:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 2

Диаграммы по результатам анкетирования

1 Интернет маркетинг / И. В. Успенский - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2014. – С.34.

2 Холмогоров, В. Интернет-маркетинг. Краткий курс.– СПб.: Питер, 2012. – С. 411–415

3 Сервис мониторинга социальных медиа YouScan [Электронный ресурс] / /Режим доступа: – URL: http://www.youscan.ru (дата обращения: 09.09.2018)

4Расчеты Ve Interactive по данным АКИТ и ЦБ РФ [Электронный ресурс]// Режим доступа: провэд.рф (дата обращения: 09.09.2018)

5Интернет-банкинг в России: безопасность по требованию. – М.: РА «Эксперт РА», 2017. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/05_06_13/bul_internet-banking.pdf (дата обращения: 09.09.2018)

6 Там же.

7 Интернет в России: Состояние, тенденции и перспективы развития. 2016. Отраслевой доклад. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – С.29

8 Сайт торговой площадки «Сверхмаркет» (ЗАО «Сбербанк-АСТ»). [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://sverhmarket.ru (дата обращения: 09.09.2018)

9Крымский И.А., Павлов К.В. Проблемы и перспективы развития электронной экономики в России. Мурманск: Кольский НЦ РАН, 2015. – С.81.

10 Борисов С.М. Российский рубль в трансграничных денежных переводах // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 11 – 15.

11 Топ-10 самых популярных интернет-магазинов в России в 2018г. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://thebiggest.ru/drugoe/samye-populyarnye-internet-magaziny-rossii.html (дата обращения: 09.09.2018)

12 Интернет-продажи в России: статистика, аналитика, прогноз [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://shopconstructor.ru/internet-prodazhi-v-rossii-statistika-analitika-konversiya (дата обращения: 09.09.2018)

13 Интернет-продажи в России: статистика, аналитика, прогноз [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://shopconstructor.ru/internet-prodazhi-v-rossii-statistika-analitika-konversiya (дата обращения: 09.09.2018)

14Интернет-продажи в России: статистика, аналитика, прогноз [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://shopconstructor.ru/internet-prodazhi-v-rossii-statistika-analitika-konversiya (дата обращения: 09.09.2018)

Просмотров работы: 347