Тажуур - изделие из кожи

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тажуур - изделие из кожи

Тайтакова  Н.н. 1
1МБОУ"Усть-Канская СОШ им.Ч.К.Кыдрашева"
Сандыкова  С.П. 1
1МБОУ "Усть-Канская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Одной из глобальных проблем нашей цивилизации является загрязнение, разрушение природной среды, превратились в мировой процесс, что приводит к кардинальным изменениям во многих областях человеческой деятельности. Одной из причин экологического кризиса является неумеренное потребление "цивилизованного" человека. Важнейшим направлением экологизации современного общества – экологизация потребления, означающая разумное сокращение потребления, распространение норм экологически правильного потребления. Снизить объем потребления можно путем продления срока пользования изделиями, достижения оптимального соотношения затрат на производство вещи и срока ее пользования, отказа от вещей одноразового пользования (там, где это разумно и обосновано), оказывания предпочтения доброкачественным вещам длительного пользования. Например, некоторые проблемы экологии потребления можно решить: путем вторичного использования сырья, который является сегодня самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды. В данной работе я попытаюсь доказать, что старые кожаные вещи могут продолжить свое служение человеку в новом качестве.

Натуральные кожи подвергаются химической обработке: в связи сокращением продолжительности модных циклов изделия быстро выходят из моды и накапливаются в домах. Искусственная кожа не подвержена естественным процессам разложения в природе, что наносит вред окружающей среде. Одним из решений этой проблемы может быть вторичное использование сырья для изготовления изделий потребительских нужд, которые послужат людям еще много времени и принесут пользу. Таким образом, мы решили из кожаной куртки, вышедшей из моды смастерить кожаный тажуур, который можно использовать в быту. Каждому хочется иметь красивую удобную вещь, выполненную своими руками.

1. Цели и задачи.

Целью проекта является исследование возможностей применения вторичного использования кожаных изделий.

Дать сведения о приёмах работы с кожей, развивать стремление к углублению знаний, способствовать развитию творческого воображения, научиться изготавливать различные изделия своими руками.

В достижении этой цели поставлены следующие задачи:

выполнить изделие как пример решения проблемы;

изучить соответствующие литературные источники по данной теме;

применить эргономический аспект в конструировании и изготовлении тажуура;

уметь декорировать изделия.

2. История.

Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками. Одежду, как и обувь, делали из шкур и кож с доисторических времен. Наверное, все народы Земли занимались кожевничеством, ведь в древности кожа была самым доступным материалом. Прясть и ткать человечество научилось гораздо позднее.

Живя в современном мире, мы привыкли к тому, что нас окружают пластиковые, металлические и стеклянные бутылки, канистры, бочки и прочие сосуды, в которых легко хранить любые жидкости. Для наших предшественников хранение и переноска жидкостей была сопряжена с достаточно трудоемким и длительным процессом изготовления различных сосудов. Конечно, скажете вы, стекло и керамика были известны с древнейших времен. Но у этих материалов, к сожалению, есть один большой недостаток - хрупкость. Одно неловкое движение и жизненно необходимая вода или дорогое вино становились безвозвратно потеряны. Вот и приходилось людям придумывать новые способы транспортировки и хранения жидкостей. Так появились бурдюки и кожаные фляги. Легкие и удобные в использовании, необычайно прочные, кожаные сосуды максимально отвечали подвижному образу жизни, так как с самого начала были рассчитаны на использование в пути. Они в основном служили для хранения и перевозки молочных продуктов.
Кожаную посуду в прошлом шили из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, козы, теленка. Среди перечисленных материалов явным преимуществом, особенно при выделке кумысных сосудов, пользовались лошадиные шкуры. Утилизировалось почти все сырье: из кожи головы сшивали подойники, из шеи кадки или чаны, из ног кумысные фляги-бутыли; массивная кожа туловища шла на выработку вместительных сосудов для сквашивания кумыса. Плотные коровьи и бычьи шкуры использовались, главным образом, для ведер и кадок.  Кожаную посуду шили из сыромятной кожи, иногда снятой с ноги заколотой лошади или коровы, а порою и с вымени коровы. При этом снимали шкуру наподобие чулка, набивали ее землей, сушили у костра и сосуд был готов.
Тажуур, сосуд из темной кожи, сшит сухожильными нитками из двух кусков кожи полуовальной формы с приподнятыми плечиками и длинным горлышком. Между плечиками и горлышком прикреплена на металлических колечках сыромятная петля, к которой привязана на ремешке деревянная пробка. Тажуур украшается традиционным алтайским орнаментом, способом давления. Этот сосуд вызывает особый интерес. Тажуур играл определенную роль в системе этикетных норм, в календарной и семейной обрядности южных алтайцев. Кожаная фляга сопровождала человека на протяжении всей его жизни. Порой ее изготовление приурочивалось к рождению ребенка. 

 

В орнаментации тажуура, которая во многом аналогична оформлению подобных сосудов ряда тюрко-монгольских народов, следует отметить единство композиционного решения пространства каждой из его сторон. В большинстве случаев центральное место на плоскости занимает изображение дерева. Фляга делится на две симметричные половины, заполненные элементами, среди которых встречаются различные геометрические фигуры, спирали, рисунки солнца, луны и радуг, изображения предметов утвари и одежды. Разбросанные по плоскости, эти рисунки объединяются в одно целое полосой из двух линий, часто заполненной зигзагом или косой штриховкой. Из животных на тажуурах обычно встречаются контурные изображения лошадей, маралов, козлов. Человеческие фигуры встречаются крайне редко.

По статистике только в нашей стране ежегодно раскупается от 75 до 80 миллионов пар женских сапожек из натуральной кожи, сотнями тысяч изделий верхней одежды из кожи носится с удовольствием, как женщинами, так и мужчинами. Есть в нашем обиходе и кожаные сумки, портфели, ремни, перчатки. Что же с ними со всеми делать, когда они отслужили свое, вышли из моды, выросли из них? Проще, конечно, выбросить. Но если хорошо подумать, вторая жизнь всех этих вещей может оказаться достаточно интересной, достойной и разнообразной. Ведь кожа сейчас – один из самых модных материалов. Если обратиться к прошлому, то оказывается, наши предки были бережливее нас. А сколько может “жить” кожа? Два, три, пять, десять лет? На Алтае археологи нашли изящные изделия из кожи и замши – сумки, чехлы, украшения. Они хорошо сохранились, хотя были сделаны около 2500 лет назад.

3. Исследование и анализ проблемы.

Для успешной работы над выполнением проекта я должна была решить различные проблемы, поэтому составила для себя схему обдумывания.

 

Проблема потребности

Изучение имеющихся аналогов

Разработка дизайна

 

Тажуур

 

Инструменты и материалы

Технологи изготовления

 

Техника безопасности и охрана труда

Себестоимость

Рассмотрев все возможные варианты и проанализировав «банк идей», я выбрала самый необходимый и подходящий вариант работа с кожей. Для того чтобы выполнить работу, мне нужно подобрать необходимые материалы. Я буду использовать имеющиеся дома материалы, при необходимости подберу в магазине.

Для того чтобы мой проект был изготовлен качественно, мне необходимо продумать в какой технологической последовательности буду изготавливать изделие.

Работая над изготовлением своего изделия нельзя забывать о безопасных приемах труда, чтобы не получить травму самой и не испортить готовое изделие. Обязательно продумаю и учту все возможные опасные моменты и способы их устранения.

Очень хочется, чтобы моя работа над проектом принесла экономическую эффективность.

4. Требования к выполняемому проекту.

Мое изделие должно отвечать следующим требованиям:

-эстетическое – должна быть красивой, яркой. Дизайн изделия должен соответствовать современной моде.

-экологическое – изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, при изготовлении должно быть как можно меньше отходов;

-экономические – изделие должно быть изготовлено из доступных материалов и иметь невысокую себестоимость;

-эксплуатационные – иметь удобную для эксплуатации конструкцию и соответствовать назначению;

-технологические – технологические операции по изготовлению изделия должны быть рациональны, безопасны, доступны.

5. Банк идей.

Работу над выбором окончательного варианта изготовления изделия из кожи начала с изучения уже имеющих аналогов. Для этого я изучила ассортимент, который предлагает нам торговая сеть магазинов и рынков. Для их изготовления используют различные материалы, большим разнообразием отличается дизайн. Поэтому, прежде всего мне нужно было определиться с выбором изделия, материалом и дизайном.

Варианты

Достоинства

Недостатки

1

Вышивка атласными лентами.

Красивый дизайн, яркость, красочность.

Требует кропотливой и аккуратной работы, дорогой материал.

2

Изготовление изделия из кожи. Тажуур.

Красивый дизайн

Высокая трудоёмкость работы.

3

Картины из шерсти.

Оригинальный дизайн, яркость, красочность.

Требует кропотливой и аккуратной работы, дорогой материал.

6. Анализ и синтез идей.

Просматривая журналы «Эпшилер», работы других мастеров, интернет – ресурсы, дополнительную литературу.

Для выполнения проекта я решила выбрать вариант № 2 (см. Приложение 2) так как она наиболее соответствует всем поставленным мною требованиям. Такая работа отлично подойдет к моему стилю. Разрабатывая дизайн, я сделала несколько эскизов (см. Приложение). Из трех возможных вариантов выбираю эскиз №2 как самый оригинальный и необходимый мне.

7. Выбор материалов для работы.

Материалы, инструменты и приспособления

Кожа вторичного использования (старая куртка), карандаш, ножницы, клей, выкройка, швейная машина, иголки, нитки.

8. Правила техники безопасности.

При работе с колюще-режущими инструментами

• Ножницы нужно класть справа, лезвия должны быть сомкнуты.

• Следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол - они могут поранить тебя или твоего товарища, от падений у ножниц портятся лезвии.

• Передавать ножницы, кольцами вперед, сомкнув лезвия.

При работе с электроутюгом.

• Утюг ставить на специальную подставку.

• Не ставить утюг на подставку без ограничителя. Он может упасть на ноги.

• Не отвлекаться во время утюжки, не оставлять утюг включённым в сеть без присмотра.

• Не работать с утюгом, у которого оголены провода.

• Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур; чтобы шнур во время работы не перекручивался; это приводит к излому шнура и короткому замыканию.

• После пользования утюгом выключить его из электросети. При этом надо браться за вилку, а не за шнур.

• Следить за исправностью электрического утюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его от электросети и сообщить учителю.

• После окончания работы дать утюгу полностью охладиться, затем шнур намотать на ручку. Хранить утюг в вертикальном положении.

При работе на швейной машинке.

Что нужно сделать до начала работы:

Застегнуть манжеты рукавов;
2. Убрать волосы /заколоть заколками/;
3. Проверить исправность швейной машины;
4. Проверить перед соединением деталей, не осталось ли в них ручная

игла или булавки.

Что нужно делать во время работы:
1. Установку шпульного колпачка, заправку верхней нитки производить при выключенной машине;
2. Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
3. Не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.
4. Во время работы не наклоняться к движущимся частям машины
Что нужно сделать по окончании работы?
1. Выключить машину.
2. Убрать рабочее место.

9. Подготовка кожи к работе.

Старые вещи аккуратно распороть, удалить нитки. Кусочки кожи промыть в теплой воде (30-40). Наиболее загрязненные места слегка потереть губкой с добавлением “Детского” мыла, затем тщательно прополоскать в воде с добавлением уксуса и соли (на 1 литр теплой воды 1 стакан 9%-го уксуса и 50грамм соли).После стирки влажную кожу растянуть на листе толстой фанеры бахтармой вверх. По периметру куска, максимально близко к краю, с небольшим наклоном вбить маленькие гвоздики на расстоянии приблизительно 1,5-2см друг от друга. Сушить кожу вдали от нагревательных приборов. Чуть влажную кожу слегка пропитывают касторовым маслом, в которое добавляется немного нашатырного спирта. Затем можно прогладить ее на стопке газет через влажную тряпочку утюгом на минимальном нагреве.

Окончательная обработка изделия. Навести блеск. Для этого нужно использовать различные кремы для обуви, цветные и бесцветные, на жировой и восковой основе, а также средства по уходу за кожей с силиконом, краски для кожи. Нанесите средство на изделие тонким равномерным слоем при помощи губки. Дайте подсохнуть, а затем отполируйте: гладкую кожу – бархоткой, а кожу с естественной мереей – мягкой щеткой. В этом случае блеск получится равномерный.

Разметка и раскрой. Прежде чем начать выкраивать детали будущей вещи, необходимо представить ее в готовом виде, причем представить в самых мельчайших подробностях. Поэтому необходимо начать с эскиза. При прорисовке деталей четко вырисовываются форма и декор. Снять мерки. По готовой выкройке изготовить шаблон из плотного картона. Затем на раскройной доске разложите кожу и при помощи мелка или ручки перенести выкройку. По обведенному контуру детали выкраивают. Тонкие кожи удобнее резать ножницами, причем движение руки должно быть плавным и твердым.

10. Технология изготовления проектного изделия.

Выполняемая операция

Техника выполнения

Инструменты и приспособления

1

Подготовка материалов к работе. Зарисовка эскиза.

 

Основной материал (кожа), выкройки, ножницы, карандаш, линолеум, стиплер, нитки, иголка.

2

Изготовление выкройки тажуура.

Раскрой тажуура на линолеуме и на основном материале (коже).

 

Карандаш, основной материал (кожа), линолеум,

выкройки тажуура.

3

Изготавливаем каркас. Соединяем детали тажуур и дна из линолеума стиплером.

 

Тажуур 2дет. и дно 1дет. , степлер.

4

Вставляем бутылку в внутрь изготовленного каркаса тажуура, наполняем пустоту синтепоном.

 

Каркас из линолеума, стеклянная бутылка, синтепон.

5

Работа на швейной машине. Соединяем детали тажуура и дна.

 

Швейная машина, детали из основного материала (кожа), нитки, ножницы.

6

После того, как изготовили основу из кожи одеваем на каркас тажуура и подправляем, чтобы основа плотно легла на каркас.

 

В ручную.

7

Отделка бокового среза. Боковые срезы обрабатываем ручными краевыми стежками, нитками мулине.

 

Нитки мулине, ножницы

8

Обработка крышки

 

Крышка, кожа, ножницы, клей момент, термо клей пистолет.

9

Готовый тажуур украшаем орнаментами и тесьмой.

 

Шаблоны орнаментов, материал (кожа), ножницы маникюрные термоклей пистолет

 

11. Экономическое обоснование. Расчет себестоимости.

Себестоимость моего изделия включает в себя затраты на материалы.

Наименование используемых материалов

Единица измерения

Цена за единицу измерения, руб.

Расход на изделие в ед. измерения

Затраты, руб.

1

Материал кожа

м

-

Б/у

-

2

Линолеум

м

-

Б/у

-

3

Клей момент

шт

64

1

64

4

Нитки мулине

шт

12

0,5

12

5

Синтепон

гр

-

Б/у

-

Итого: 76 руб.

12. Рекламный проспект.

Богато и разнообразно народное декоративно-прикладное искусство. Из года в год усиливается интерес к этому массовому творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремиться преобразить по законам геометрии и красоты свое непосредственное окружение. Человеку присуще желание творить, фантазировать, давать работу рукам. В современном мире часто используется ручные работы, они очень дорого ценятся и хорошо покупаются.

13. Самооценка работы над проектом.

Считаю, что я справилась с поставленными целями и задачами, так как изготовила красиво, которая мне очень нравится. Одноклассники оценили мою работу, некоторые девочки решили изготовить тажуур для семьи.

Подведу итог моей работы. При выполнении творческого проекта я узнала интересные сведения из истории.

В процессе работы я научилась:

1. Проводить исследовательскую работу.

2. Изготавливать само изделие.

3. Подбирать материалы для обработки изделия.

4. Производить необходимые экономические расчеты.

Я изготовила неповторимое изделие, которое не уступает продукции промышленного производства, купленной в магазине. Получила изделие с низкой себестоимостью, так как использовала остаточные материалы. Кроме того, я получила удовлетворение от данной работы, и у меня появилось желание изготовить другие изделия. Теперь, у меня есть опыт работы в изготовлении тажуура, я планирую сделать работы для продажи.

14. Заключение.

Работая над проектом, мною была изучена история развития кожи как вида декоративно-прикладного искусства. А также был изучен материал по выполнению поделок из кожи.

Анализ изученной литературы позволяет сделать следующие выводы:

Изделия из кожи - один из важных факторов эстетического развития личности. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Декоративно-прикладное творчество, к которому относится изделия из кожи, является традиционным в любой стране мира.

Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать, некоторые делали замечательные игрушки из бумаги, ткани и т.д. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и изделия из кожи вносят свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Изделия из кожи дает возможность усваивать знания, о строении предметов, их величине, форме и композиции. Чем больше я узнаю о коже, тем больше появляется желание и потребность трудиться, т.к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое мною в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов. Моё увлечение этим видом рукоделия помогло мне в выборе будущей профессии дизайнера костюма. Но даже если в дальнейшем я не свяжу свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, полученные навыки, помогут мне в работе по любой специальности.

15. Библиографический список:

1) Женский журнал «Эпшилер», «Чегедек-эпши кижинин кеби» 2006 Л. Абышева, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 38.

2) Симоненко В. Д. «Технология», 8 класс, Москва, Издательство: Вентана-Граф, 2010 г.

3) Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1992 г.

4) Методическая пособия для учителя

5) В.А.Бородулина «Основы художественного ремеса» Москва 1978г.

6) Бабрашев Т. К. Боконокова А. Н. «Загадки национальной одежды алтайцев», г. Горно-Алтайск 2010.

7) Дьяконова В.П. «Алтайцы», Горно-Алтайское книжное издательство «Юч-Сумер» 2001.

8) В.Э.Кыдыев «Тайны древних курганов Алтая» Горно-Алтайское «Ак-Чечек» 2000г.

9) Эдоков А. В. «Декоративное искусство Горного Алтая», Горно-Алтайск 2002.

Приложение.

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение

Приложение

Просмотров работы: 374