Вечная красота гипсовой лепнины

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вечная красота гипсовой лепнины

Силаков  Д.П. 1
1МОУ «Гимназия №10»
Могилина  Т.Г. 1
1МОУ «Гимназия №10»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Тема проекта: «Вечная красота гипсовой лепнины».

Цель проекта: доказать, что гипсовая лепнина способна преобразить интерьер помещения, придать ему изысканность и превратить обычное жилое помещение в дорогие апартаменты.

Задачи:

ознакомиться с декором из гипса;

узнать отличительные особенности гипсовой лепнины;

развивать навыки работы с различными инструментами при изготовлении гипсовой лепнины;

посетить усадьбу «Марьино» Курского края.

Гипотеза: чтобы изготовить оригинальный декор для дома, не обязательно иметь большой талант и тратить много денег. Прежде всего необходимо иметь огромное желание и элементарные навыки работы с пластилином, ручными инструментами (кисть, наждачная бумага).

Актуальность темы

Мода сегодняшнего дня в себе сочетает элементы декора барокко и модерна, классицизма и современных стилевых направлений, к примеру, лепнина 3д. Не иссякла потребность в лепнине, как и раньше эти украшения дорого ценятся любителями архитектурного изыска. Когда речь заходит о декоративном украшении интерьера, у лепнины почти не остается конкурентов. Лепнина придает внутреннему убранству комнат особый шик, что сравним с красотой античных театров.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

описательный метод (сбор информации из различных литературных источников);

экспериментальный метод;

метод социологического опроса (с помощью подготовленных нами вопросов);

метод наблюдения;

метод фотосъемки;

методы сравнения, анализа, построение диаграмм.

Основная часть

Виды гипса и его особенности

Одним из самых древних строительных материалов является гипс. Он представляет собою мелкозернистый порошок светло-белого или сероватого оттенка, который обладает отличными вяжущими свойствами. Непревзойденные физические и технические свойства материалов на основе гипса принесли им широкую известность. Гипс обладает способностью дышать, то есть поглощать избыточную влагу и выделять ее в окружающую среду при ее недостатке. Это негорючий и огнестойкий материал, удовлетворяющий самым строгим требованиям пожарной безопасности. В сочетании с изоляционными материалами гипс обеспечивает самый высокий уровень звука и теплоизоляции. Гипс не содержит токсичных компонентов или веществ. Он имеет кислотность, по величине соответствующую кислотности человеческой кожи. Он используется в изобразительном искусстве и ортопедии. Гипс совершенно лишен запаха и электрически нейтрален. Его производство и использование не оказывают вредного действия на окружающую среду.

Изготавливают строительный гипс на основе натурального гипсового камня, который вначале проходит процедуру дробления, а затем обжига во вращающихся печах автоклавах при температуре от 140 градусов Цельсия. Полученный материал тщательно просушивают, а затем перемалывают в порошок в специальных шаровых мельницах.

На сегодняшний день существует несколько марок, каждая из которых имеет свои характерные особенности:

высокопрочный – состоит из крупных кристаллов, которые обеспечивают меньшую пористость материала и большую прочность;

полимерный – это так называемый синтетический гипс, который применяются для проведения мелких ремонтных работ. Благодаря своему составу он отличается меньшим весом, обладает хорошей проницаемостью и устойчив к влаге;

целлакастовый – обладает всеми свойствами, что и полимерный, плюс имеет податливую вязкую структуру, что позволяет его наиболее эффективно применять для заделки мелких щелей и неровностей на горизонтальных или вертикальных поверхностях;

скульптурный или формовочный – в составе этого материала отсутствуют какие-либо примеси, он отличается естественной белизной и высокой прочностью. Данный материал идеально подходит для заливки различных форм, изготовления скульптур, статуэток, сувенирной продукции, а также производства сухих строительных смесей и т.д.;

акриловый – производится на основе водорастворимых акриловых смол. Внешне он ничем не отличается от обычного строительного гипса, однако, такой материал имеет небольшой вес, не боится морозов и повышенной влажности, поэтому его используют для внешней отделки зданий, изготовления лепнины и т. д.

Среди основных достоинств, которыми обладает строительный гипс можно выделить:

высокая экологичность и абсолютная безопасность, так как данный материал состоит из натуральных компонентов;

отличная огнестойкость;

высокая паропроницаемость – гипс способен «дышать», а также поглощать избыток влаги в помещении с последующим ее возвращением, что обеспечивает оптимальный микроклимат;

отзывчивость к реставрации;

безграничные возможности декора – гипс способен принимать любую форму, а также легко поддается обработке.

Сегодня из гипса изготавливают такие популярные строительные материалы, как гипсокартон, гипсовый камень, пазогребневые изделия, гипсобетонные блоки. Его применяют в качестве добавки для различных строительных смесей, штукатурок, быстротвердеющих легко выравнивающихся пластичных масс и т.д., а также при производстве элементов декора: лепнины из гипса, колонн, искусственного мрамора, стеновых панелей, балясин, арок, потолочного плинтуса и т. д.

Что представляет собою гипсовая лепнина

Вы хотите придать интерьеру вашего дома какую-то индивидуальную особенность, неповторимость, внести разнообразие в обстановку, но не знаете, на чем остановиться? Почему бы не уделить внимание лепному декору? Лепнина из гипса давно уже завоевала всеобщее признание, став излюбленным дизайнерским приемом. Красота плавных линий, изящество орнаментов радуют глаз, доставляют чувство эстетического наслаждения, привносят дух аристократизма. Зачастую слово «лепнина» ассоциируется со словом «роскошь». Одно только упоминание о гипсовом декоре рисует в нашем воображении картины царских дворцов, поражающих своей пышностью и убранством, невольно погружает в атмосферу старинных залов, парковых аллей.

Лепнина применялась ещё в Древнем Египте, а затем в Древней Греции и Риме. Только в 17-18 веках она начала появляться в русской архитектуре. Конечно, не каждый мог себе позволить такую роскошь. Это была прерогатива высших слоёв общества. Стоит заметить, что и сейчас наличие такой художественной отделки в вашем интерьере может многое сказать о вашем вкусе и продемонстрировать ваш статус.

Какие чудеса творят современные дизайнеры! Они преображают интерьер здания до неузнаваемости: используя всевозможные элементы лепного декора, зрительно увеличивают площадь помещения; умело установив скрытое освещение, создают уютную атмосферу вашего дома, выгодно оттенив те или иные детали интерьера. 

Виды гипсовой лепнины

Пилястры и колонны. Чаще всего монтируются у входных групп, иногда устанавливаются на больших открытых балконах. Во время монтажа обязательно должны упираться в поверхность, в подвешенном положении устанавливаются крайне редко. Для установки рекомендуется привлекать профессиональных строителей, выполнить работы самостоятельно без практических навыков очень сложно.

Арки, молдинги, карнизы. Элементы служат для декорации дверных или оконных проемов. Не самый сложный вид лепнины, возможна самостоятельная установка.

Барельефы и декоративные панно. Устанавливаются над навесами входных дверей, могут применяться для украшения фасадных стен второго этажа. Такие работы могут выполняться самостоятельно, не требуют больших знаний, затрат и усилий. Проблемы могут возникать при отделке фасадов многоэтажных коттеджей. Для монтажа придется специально устанавливать строительные леса, работать желательно с помощником.

Лепниной можно украшать все стены или отдельные архитектурные элементы. Современные технологии позволяют изготавливать фасадную лепнину из различных по физическим и ценовым параметрам материалов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Розетки

Розетка – мотив орнамента в архитектуре, исполненный в виде цветка или симметрично расположенных листьев. Розетка пришла к нам из архитектуры Древнего Египта. Там розетку создавали в виде цветка лотоса, как если бы вы смотрели на него сверху. Благодаря эпохе возрождения, розетка дошла до наших времен. Гипсовые розетки могут оставаться белыми или расписываться в нужные цвета. Розетки в интерьере можно сочетать с самыми разными элементами – листьями, спиралями, геометрическими фигурами… Потолок вашего помещения выглядит слишком скучно? Розетки из гипса придадут ему законченный и утонченный вид. 

Лепные розетки замечательно украшают любой интерьер, придают ему индивидуальность и неповторимость. Их можно использовать самостоятельно или в сочетании с другими декоративными элементами. Так, розетка является практически неотъемлемой частью кессонов. Очень часто ее можно видеть в качестве основания для изысканной люстры или необычного светильника.

Существуют различные виды розеток из гипса:

гладкотянутые, без излишнего декора;

орнаменты, размещенные на гладкой основе;

роскошные врезные, напоминающие по форме объемную живопись.

Различными могут быть размер и форма розетки:

наиболее распространенная — круглая или овальная;

ромбовидная или многоугольная;

повторяющая контуры цветка или напоминающая ажурное кружево.

Рисунок в розетке может включать листья, лепестки или целые цветы, не обязательно одинаковые по форме, как это принято считать. Возможно изготовление асимметричных современных стилизованных форм, используемых, например, в модном стиле хай-тек. Единственное требование, которое необходимо соблюдать — наличие центральной точки, которая может иметь отверстие для выхода электропроводки. Если розетку планируется разместить на фасаде или не в центре помещения, отверстие заменяют “пуговкой”.

Все представленные у нас лепные розетки изготавливаются вручную, а значит, являются эксклюзивными образцами. К тому же их можно окрашивать или патинировать в любой тон, если того требует дизайн помещения.

Карнизы

В далеком прошлом времени мастеровые люди изготавливали лепнину только ручным способом, им приходилось готовить замесы маленькими порциями, потому что гипс имеет свойство быстро схватываться и застывать. Так, чтобы сделать потолочные карнизы для помещений, которые тогда были значительно больше наших современных, нужно было приложить не только много усилий, но и потратить много времени.

Гладкие или гладкотянутые потолочные карнизы – это, выполненные методом вытягивания, профилированные изделия из гипса разного сечения без оформления лепным декоративным орнаментом. Чтобы их изготовить, достаточно иметь готовый фанерный или жестяной шаблон и самый обычный раствор из гипса и воды. Самой беспроигрышной формой считается плинтус, у которого несколько продольных желобков в верхней и нижней части и слегка вогнутая середина.

Гладкотянутые потолочные карнизы из гипса, благодаря своей ровной и гладкой фактуре, особо не примечательны, поэтому они просто выполнят функцию завершающего отделочного штриха и параллельно скроют погрешности на месте стыка стен и потолка. Тем не менее, они займут достойное место в строгом лаконичном интерьере. Их еще, по-другому, называют тягами.

Другое дело, декорированные карнизы из гипса, украшенные лепным орнаментом или рисунком. Они своей красотой создают особенное настроение, атмосферу благородства и изящества. Те, кто ценят традиции и классические приемы, создавая у себя дома уникальные и эксклюзивные интерьеры, непременно отдадут предпочтение гипсу, как оригинальному материалу, из которого впоследствии будут созданы элементы декоративной лепнины. Особенно привлекательно выглядят лепные узоры, выполненные ручным способом.

Используя особенность гипса, при помощи которой можно выполнить очень тонкие детали узора, удается воплотить любые фантазии и пожелания. Тем более, что из гипса, в отличие от других материалов, можно сделать потолочные карнизы нужного профиля и размера. И что не менее приятно, это натуральность и долговечность этого материала, и в этом его безусловное достоинство. А при незначительных повреждениях изделий, всё легко корректируется гипсовой смесью.

Универсальные декоративные потолочные карнизы обычно содержат повторяющиеся простые геометрические элементы типа прямоугольников, квадратов, полусфер, шаров и прочих несложных фигур. Они прекрасно будут смотреться в интерьерах в стиле неоклассики, ар-деко, модернизма.

Скульптуры

С давних времен люди украшали свои жилища фигурками, вырезанными из кости, дерева или камня. Некоторые из них становились первыми игрушками, а другие – оберегами, защитниками дома. Шли века, а скульптура в интерьере домов оставалась, только разнилась качеством да материалами. В крестьянских домах жили раскрашенные деревянные и глиняные собачки, птички и человечки, а в аристократических – за порядком в доме следили каменные львы, да гипсовые античные статуи. Скульптура больших и малых форм прекрасно вписывалась в классический и этнический стили. Однако развитие современного искусства предложило дизайнерам достойные образцы и для апартаментов в стиле модерн, минимализм, хай-тек. Но как правильно выбрать скульптуру для дома?

Скульптура выполняет чисто декоративные функции, ею даже дырку на обоях не закроешь, как картиной. Хотя некоторые умудряются использовать античные статуи в качестве вешалок. Но тем самым только подтверждая, что скульптура способна раскрыть внутренний мир хозяев, а также подчеркнуть вкус и индивидуальность, или их отсутствие.

Для того чтобы правильно выбрать это украшение для дома, нужно задать себе следующие вопросы:

1. Какого вида нужна:

круглая (статуи различного размера, бюсты, скульптурные группы);

рельеф: горельеф (если более, чем на половину выглядывает из стены) и барельеф (если менее).

2. Какой жанр больше нравится:

портрет (бюст и фигурки людей);

изображения представителей животного и растительного мира;

изображения исторических сцен, мифологических сюжетов, богов и святых;

символические изображения (змея, кусающая свой хвост, три обезьянки и т.д.).

4. Какого размера предполагаемая статуя:

большая (максимум до 1 метра, устанавливается на постамент);

средняя (до полуметра, ставится на каминную полку, стеллаж, стол и т.д.);

миниатюрная (часто является предметом коллекционирования, поэтому требует отдельных выставочных шкафов с подсветкой, иначе можно поставить на полку, комод или консоль, журнальный столик).

5. В каком стиле оформлено помещение:

классический – гипсовые и мраморные реплики античных скульптур, гипсовые маски, бюсты выдающихся людей и т.д;

прованс и рококо – фарфоровые ангелочки, пастушки, смешные зверюшки, пасторальные сценки;

русский – деревянные и глиняные фигурки, созданные в технике гжель, матрешки и т.д.;

стиль Юго-Восточной Азии – бронзовые и костяные фигурки Будды, драконы и прочие мифические существа;

минимализм – строгие, плавные и лаконичные формы изделий из бронзы, металла, некрашеных дерева и керамики. В минималистском интерьере достаточно одной-двух статуэток людей, животных или абстракции. Кстати, при оформлении интерьера скульптурой разрешается пользоваться копиями музейных шедевров, чего нельзя позволить при выборе картины.

Гипсовые скульптуры смогут стать теми оригинальными и неповторимыми элементами декора, которые позволят украсить интерьер или экстерьер, сделать его эксклюзивным, практичным, подчеркнут стиль и престиж.

Капители

Капитель часть ордера – верхний элемент колонны или пилястры, расположенный между фустом (стволом колонны) и антаблементом (горизонтальным перекрытием) либо пятой арки, свода. В нижней части колонна обрамляется базой. Чаще всего встречается именно капитель колонны. Верхняя часть капители (навершия колонны), создающая зрительный переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия, называется абак.

Художественный образ современной строительной архитектуры, желающей воссоздать атмосферу классики, в качестве элемента декоративного оформления фасадов зданий и внутренних помещений использует капитель классических ордеров.

Чтобы это не смотрелось искусственным, все здание должно быть выдержано в одном стиле. Именно колонны способны подчеркнуть аристократичность и монументальность конструкции, а их капители во многом определяют направленность стиля.

 Капитель венчает колонну или пилястр и является их главным украшением – именно она в большей мере способна внести в интерьер с лепным дизайном неповторимость, изысканность и аристократичность. Капитель может иметь круглую, квадратную или прямоугольную форму, а для ее декора выбираются всевозможные вензеля, завитушки, растительные розетки, геометрические фигуры. Важно одно — чтобы она была выполнена в едином стиле с колонной и всем интерьером и являлась их логическим завершением.

Как архитектурное сооружение капитель может выполнять две функции:

принимать на себя часть нагрузки от перекрытий, если речь идет о большом помещении с утяжеленным потолком;

являться декоративным венцом, без которого невозможно установление колонны или пилястра.

Можно выбрать капитель, напоминающую распустившийся колокольчик, украшенный косыми поперечными желобками, или имитирующую пышный букет с цветками и коробочками мака. Роскошно выглядит это лепное изделие с изящно выгнутыми лепестками и гармонирующими с ними завитушками.

Колонны

Колонны – это многофункциональные декоративные элементы, дошедшие до наших дней из далекого прошлого. Они считаются неотъемлемой частью античных сооружений и до неузнаваемости преображают любой интерьер.

Изначальное инженерное назначение колонн – мощная опора для несущих конструкций массивных порталов при входе в храмы и дворцы. Для двух разных культур – древнеримской и древнегреческой – были характерны разные стили их оформления. Колонны, украшающие порталы храмов Древней Греции, отличаются своей визуальной легкостью, изяществом и богатой лепниной, в то время как древнеримские колонны более строги и монументальны.

В наше время колонны все реже используются как инженерное опорное сооружение и выполняют скорее декоративную функцию при оформлении в классическом стиле не только фасадов зданий, но и внутренних интерьеров помещений. Украшенная колоннадой лицевая часть приобретает величественный и нарядный вид, а большим внутренним помещениям встроенные колонны придадут законченный образ с определенной стилевой нагрузкой.

Однако, в интерьерах, оформленных в античном или классическом стиле, где на потолках присутствует большое количество утяжеляющих лепных элементов, колонны сохраняют и свои опорные функции для поддержания потолков. Кроме этого, колонны могут выполнять и другие функции:

С помощью колонн можно зрительно изменить параметры помещения, придав ему единую вертикальную направленность и создав тем самым эффект высоких потолков;

Украшенные колоннами помещения приобретают налет аристократизма, будь то гостиная или столовая, вестибюль или спальня;

Колонны помогают визуально разделить большие помещения на несколько зон с разной функциональной направленностью, сохраняя при этом единое пространство;

С их помощью можно скрыть настоящую бетонную опору, имеющую не совсем привлекательный вид или расположенную в неподходящем для общего стиля помещения месте.

Колонна в переводе с латинского языка означает «столб», который служит опорой. Античные колонны обычно имели цилиндрическую форму, хотя можно было встретить квадратные, многогранные и даже круглые колонны.

По своему строению колонна обычно состоит из нескольких частей, из которых три – основные. Это:

база – нижняя часть, служащая основанием колонны, несущая всю нагрузку колонны и поддерживаемой ею части конструкции. Базу, как и остальные детали колонны, украшали рельефными узорами. Чаще всего это были горизонтальные углубления в виде желобков;

ствол – центральная гладкая или украшенная каннелюрами часть колонны;

капитель – венчающая ствол колонны верхняя часть, украшенная большим количеством декоративной лепнины и рельефных узоров.

Как и в древности, современные колонны собираются как конструктор из нескольких частей. Образовавшиеся при сборке стыки оставляются без маскировки, чтоб добиться еще большей схожести с древними образцами, или заделываются шпатлевкой с последующей покраской или декорированием отделочными материалами.

Декоративные элементы

Подобранные со вкусом гипсовые элементы декора способны до неузнаваемости преобразить помещение, придать аристократичность интерьеру, превратить стандартную комнату в архитектурный шедевр. Но как правильно подобрать интерьерные украшения, чтобы они гармонично сочетались между собой и соответствовали общему стилю оформления дома? Познакомимся с наиболее популярными декоративными элементами из гипса.Гипсовые элементы относятся к категории лепнины, поэтому их рекомендуется использовать в соответствующих по стилю помещениях.

Лепнина из гипса – не только отличный инструмент для декорирования интерьера, но и интересный способ творческого самовыражения сделать свое жилище неповторимым и вдоволь проявить фантазию.

Для украшения зданий сегодня созданы самые разнообразные формы, изготавливаются стандартные типовые детали украшения фасадов, из готовых форм можно создавать лепнину самостоятельно, что довольно просто. Существует инструкция по установке таких деталей фасадных украшений, предлагается применение специального клея на подготовленные к установке стены.

При создании интерьера с присутствием лепнины стоит помнить, что все значимые предметы подлежат обрамлению и акцентному подчеркиванию. Еще на этапе планирования стоит определиться с тем, что именно будет выступать в роли центральной композиции или что именно станет главным элементом, привлекающим к себе максимум внимания. Кроме того, внимание можно привлечь лепным обрамлением к дорогой или достойной вещи.

Практическая часть

Экскурсия в усадьбу Марьино

Архитектура прошлых веков впечатляет нас своими формами и конструкциями и мы, посещая различные места, хотим увидеть эти гениальные сооружения, которые сохранились до нашего времени. Каждая эпоха имеет свой неповторимый стиль, отражающий ценности, приоритеты и стремления людей, живущих в прошлые времена. А мы, гуляя по городам и селам можем прочесть историю по фасадам старых зданий, их внутреннему убранству, чтобы узнать и понять жизнь наших предков.

С одним таким историческим местом и предстояло познакомиться и нам во время экскурсии в Марьино – живописный уголок Курской области.

Дворцово-парковый ансамбль "Марьино" был построен во втором десятилетии XIX века и занял видное месте в ряду великолепных загородных дворянских усадеб. 

Внутреннее убранство дворца превосходило все ожидания, что показывало не только богатство, но и раскрывало утонченную аристократическую натуру князей Барятинских. Больше всего меня поразило внутреннее убранство усадьбы, относящаяся к позднему классицизму. Это и великолепная лепнина потолка и украшенные лепниной простенки между дверями и нишами (см. Приложение № 1)

В парковой зоне много скульптур и вазонов из гипса, камня и белого мрамора.

Воодушевившись таким великолепием мне захотелось самому, своими руками, сделать из гипса предметы интерьера.

Изготовление гипсовых изделий

Используя все положительные качества гипса, можно с легкостью его использовать в декоративном творчестве. Приемы работы настолько просты, что с некоторыми из них может справиться любой школьник. Имея терпение, необходимые инструменты и материалы, можно самим изготовить интересные лепные украшения и сувениры для дома.

Техника безопасности

Итак, мы решили удивить близких своим мастерством и порадовать их красивым изделием из гипса – красивым ангелочком. Ангелочка из гипса будем изготовлять в технике литья. Это действительно легко делать, но вот несколько требований, которые надо соблюдать при работе.

Правила работы с гипсом

Не допускать попадания сухого гипса в глаза. При попадании промыть большим количеством воды.

Не допускать попадания гипсовой пыли в дыхательные пути.

• Вода и порошок должны иметь температуру 20(+1\-1) градусов С.

Соблюдать аккуратность при работе с острыми предметами (ножом, проволокой и т. п.).

 Гипсы должны храниться в сухом месте. Емкости для хранения перед каждым новым заполнением должны очищаться.

Используемые при работе с гипсами приборы и принадлежности должны быть чистыми, без остатков использованного ранее гипса.

Для получения заданного состава из гипса соблюдать соотношение порошка и воды.

Порошок следует медленно засыпать в воду и давать ему погрузиться в воде. И только потом начинать мешать шпателем. При замешивании вручную это время составляет 1 минуту.

• Вода и порошок должны иметь температуру 20(+1\-1) градусов С.

Гипсовая смесь должна сразу же после замешивания выливаться в форму. Время заливки нельзя увеличивать за счет вибрации и тем более добавлением воды!

С гипсом можно работать до начала времени схватывания!

Гипс начинает твердеть, когда исчезает блеск с поверхности.

Гипсовую модель можно вынимать из оттиска, когда температура модели понижается.

Работа с гипсом сильно сушит кожу рук. По возможности, надо работать в тонких защитных перчатках. Если надо почувствовать материал пальцами, то после работы тщательно вымыть руки и нанести на кожу крем.

Всегда нужно замешивать гипс небольшими порциями, чтобы успеть его выработать.

Остатки гипсового раствора ни в коем случае не выливать в канализацию или раковину! Застыв в трубе гипс испортит ее. Дождаться пока остаток гипса в емкости, где замешивали раствор, застынет, обстучать емкость со всех сторон, чтобы гипс отошел от стенок, и вытряхнуть его в мусорное ведро или закопать в землю как удобрение.

Материалы и инструменты

Существуют различные виды гипса, но самым доступным (он есть во всех строительных магазинах) является гипс строительный (алебастр)

Так же нам понадобится:

Пластиковый контейнер для песка

Пищевая пленка

Вода

Листья – природная форма

Тара для замеса гипса (одноразовые стаканы)

Одноразовая тарелка для основания ангелочка

Стаканчики разного диаметра

Краски акриловые, лак акриловый

Нож канцелярский

Приготовление гипсового раствора

Так как нам очень часто приходится замешивать раствор для изготовления изделий, еще раз подробнее остановимся на технологии приготовления гипсового раствора.

Самое главное при замесе раствора строго соблюдать пропорции. Нужно обязательно учитывать количество воды и гипса. Это можно узнать на упаковке от производителя. Нужно соблюдать порционность, т.е. количество замешиваемого гипсового раствора. Раствор быстро схватывается (в среднем 5 мин.), поэтому его надо замешивать маленькими порциями (столько – чтобы успеть его выработать).

Переходим к замесу гипсового раствора. Наливаем воду в какую-нибудь ненужную старую емкость (пластиковый стакан), насыпаем в нее гипс (пропорция 1:1). Так как гипс схватывается довольно быстро, воду можно перемешать с ложкой клея ПВА, но если его нет, то не страшно, обойдемся и без него, просто будем быстрее работать.

Изготовление розетки

Для того, чтобы лучше ознакомиться с таким материалом, как гипс, я решил самостоятельно изготовить квадратную розетку.

Я выбрал квадратную розетку, так как она более экономней и быстрее изготовляется. Сначала я взял форму, из которой буду отливать детали для розетки. Далее я замешал раствор, смешав гипс с водой и оставил его, чтобы он немного застыл. Тем временем я смочил форму жидким мылом для того, чтобы уголок лучше вытаскивался. Потом я выливаю раствор в форму и жду пока он застынет. Затем выравниваю поверхность формы шпателем и оставляю на час. После вытаскиваю уголок. У меня получается деталь от квадратной розетки. Так я сделал еще три раза. Из получившихся уголков я собрал розетку, склеив детали между собой.

У меня получилась вполне красивая розетка которая может использоваться еще как обрамление чего-либо. Розеткислужат обрамлением стен и потолка в помещении. Чтобы добиться красивого и изысканного интерьера, надо воспользоваться принципом живописи: правильное восприятие картины в целом, во многом зависит от её оформления. Гипсовые розетки придадут четкости очертаниям потолка и обеспечат эффект завершенности любому интерьеру (см. Приложение № 2).

Изготовление скульптуры

Чтобы показать в своем проекте то, что изделия из гипса бывают не только простыми, но и сложными, я изготовил скульптуру.

Моим изделием стал ангелочек, так как у меня была его форма. Я замешал раствор и стал медленно вливать его в форму. Когда форма была наполнена, я подождал десять минут, чтобы раствор немного затвердел. Потом я шпателем аккуратно снял верхний слой гипс, чтобы скульптура могла твердо стоять на поверхности. Далее я подождал час, к тому времени она уже застыла. Я стал ее очень осторожно вынимать из формы. У меня получилась замечательная фигурка, но это еще не конец. Здесь началась самая сложная и трудоемкая работа. Я специальными инструментами отреставрировал ангелочка. Каждый глазик, каждое крылышко я выделывал, чтобы они более точнее и лучше смотрелись. Потом я подшлифовал неровности кистью или мокрой губкой. Я оставил ее на некоторое время для окончательной просушки. Следующий этап – подготовка фигурки к покраске. Я нанес в несколько слоев на всю поверхность изделия специальную грунтовку. Можно заменить ее клеем ПВА, разбавленным водой. И дальше выбираю тот цвет, который мне нравится и красим ангелочка.

Я покрасил своего ангелочка в белый цвет. Он стал более изящным и красивым. В заключении скажу, что изготовление скульптур из гипса – это интересный и доступный каждому вид творчества! (см. Приложение № 3).

Украшение капители

У меня была готовая капитель, но она не очень красиво выглядела. Я решил ее украсить и придать ей более красивый вид с помощью декоративных элементов, так как они у меня уже были в готовом виде.

Для начала я разметил на капители места, где будут клеиться декоративные элементы. Далее я примерил подходят ли они к моей капители. После этого я взял кисть и смахнул с капители все пылинка, после чего я смазал ее клеем с водой. Затем я замешал специальную смесь, которая состоит из клея и гипса. Дальше я нанес тонкий слой на один из элементов и прижал его к капители. Подержав пять минут элемент хорошо приклеился к капители. Этот же процесс я повторил еще несколько раз. Капитель была украшена и получилась очень красивая, четкая. На ней проявлялись листочки, с помощью которых мне удалось придать ей красоты. Потом я ее покрасил белой краской.

Моя капитель была готова. Она прекрасно подходит для создания элегантной атмосферы интерьера здания (см. Приложение № 4).

В общем можно сказать, что капители имеют цель придать монументальность и аристократичность постройки и создают стиль.

Заключение

В ходе проделанной работы я узнал много нового о гипсовой лепнине. Моя гипотеза подтвердилась: чтобы изготовить оригинальный декор для дома, не обязательно иметь большой талант и тратить много денег.Использование лепнины в интерьере не теряет своей актуальности и популярности на протяжении нескольких веков. В современных условиях она активно используется при оформлении помещений. К тому жеизготовление гипсовой лепнины это не только способ украсить дом, но и прекрасный способ творческого самовыражения.

4. Литература

1. Бройдо Д. Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры. Л.—М., 1949.

2. Бутт Ю.М., Сычев М.М., Тимашев В.В. «Химическая технология вяжущих материалов». - Москва ВШ 1980 г.

2. Волженский А.В., Ферронская А.В. «Гипсовые вяжущие и изделия». - Москва 1974 г.

3. Волженский А.В. «Минеральные вяжущие вещества». - Москва 1986 г.

4. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2-е изд.,стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 480 с.

5. Сапожников М.Я., Дроздов Н.Е. «Справочник по оборудованию вводов строительных материалов». - Москва 1970 г.

6. Хаметова Л. Гипс. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 96 с.: ил. – (Золотая библиотека развлечений).

Приложения

Приложение № 1. Экскурсия в Марьино.

 

Приложение № 2. Изготовление розетки

П риложение № 3. Изготовление скульптуры.

Приложение № 4. Украшениекапители.

Просмотров работы: 1040