Введение
Одна из традиций у православных христиан дарить друг другу подарки. В этом году мы решили подарить Пасхальные яйца, сделанные своими руками. Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. По этому, у православных христиан есть традиция дарить их друг другу в этот светлый день.
В этом году мы тоже решили подарить своим близким Пасхальные яйца, сделанные своими руками.
Оформление подарочных пасхальных яиц очень разнообразно. Традиционными являются: писанки, крашенки, крапанки, драпанки. Современные декоры: лены, вышивка, квилинг, бисер, паетки, вязание и т.д.
Проблема: в современном мире, очень много вариантов декорирования пасхальных яиц. Какой вариант декора выбрать для оформления наших подарков.
Цель: Выбрать вариант декора и создать подарочные Пасхальные яйца
Задачи:
Изучить историю создать подарочные Пасхальные яйца
Изучить различные виды декора Пасхальных яиц
Выбрать вариант декора
Выбрать материал для создания подарка
Создать подарочные Пасхальные яйца
Подвести итоги
Глава 1 История создания подарочных пасхальных яиц
1.1.Символ Пасхи
По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.
Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.
1.2. История подарочных пасхальных яиц в России
1.2.1. Традиционные декоры пасхальных яиц
'Писанки", как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и 'писанка' готова. Применяются обычно растительные краски. 'Писанки' имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым 'инструментом". Такие яйца называются 'скробанками'.
1.2.2. История подарочных пасхальных яиц
В 1664 году травщик (то есть художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он привез ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту 'цветными красками разными добрыми травными образцы'.
В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. В 1694 году расписывали яйца сыновья выдающегося изографа Оружейной палаты Федора Зубова Иван и Алексей - будущий основоположник русской исторической гравюры.
В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства.
Русское прикладное искусство XVIII века получило качественно иной характер по сравнению с искусством предшествовавших столетий. Оно приобрело ярко выраженную светскую направленность. Связано это было в первую очередь с экономическими, политическими и культурными преобразованиями, проведенными Петром I.
Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. Самым ранним из них было яйцо с изображением амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, которое относится к середине XVIII века и находится в Государственном Русском музее. К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии 'на раздачу' при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-XIX веках фарфоровые пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь старый фарфор.
В 1874 году по заказу московских старообрядцев 'поповского толка' братьями Тюлиными, известными иконописцами из Мстеры, были писаны изображения на пасхальных яйцах для приветствия высоких особ.
В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802-м - 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на том же заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году - 15365 штук. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные мелкие предприятия, и народные умельцы.
Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца. По известным причинам декоративные яиц фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-1894 годах преподнес своей жене 10 пасхальных яиц. Николай II в 1894-1917 годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне.
Глава 2 Пасха в царской семье
2.1. Воспоминания монахини Марии в миру Анны Александровны Танеевой-Вырубовой
Николай II писал в дневнике: "Легли спать около 4 часов утра, когда заря уже занималась... В часов началось христосование со всеми людьми в Малахитовой; почти 500 человек получили яйца". В последующие дни продолжались поздравления, христосования, раздача даров родственникам, придворным чинам, свите, служащим дворца, число которых достигало тысячи человек
В России есть обычай после Пасхального богослужения поцелуем приветствовать близких людей. Так и Государь в день Пасхи, где бы он её ни праздновал, в Царском Селе или в Крыму, целовал своих солдат. Помню, как
2.2. Выбор красок для росписи
Пасхальное яйцо - этот символический дар, окрашенный в цвет крови Спасителя - было уже не опосредованным символом, а обретало особое значение на фронтах, где лилась кровь солдат. И в светлый праздник Воскресения оно рождало надежду на спасение и искупление грехов личным подвигом мужества и самопожертвования. Пасхи военных лет Царская семья проводит на фронтах и в госпиталях, христосуясь с солдатами и раздавая им подарки.
Строгие пасхальные яйца военных лет отличаются простотой и лаконизмом отделки. Если в предшествующие годы изготавливалось 4000 - 5000 фарфоровых яиц, то к Пасхе 1915 г. был представлен 10131 экземпляр. Большинство их было украшено вензелями Императрицы Александры Федоровны и Наследника Алексея Николаевича.
В годы Первой мировой войны появились также яйца с вензелями Царских дочерей и сестры Императрицы, Великой княгини Елизаветы Федоровны. Все они занимались благотворительной деятельностью, ухаживали за ранеными и, конечно, одаривали их на Пасху. В это время в ведомостях фарфорового завода появляется новый адрес: доставка в лазарет.
В годы войны начали делать специальные белые яйца с красным крестом и датой под ним - для поднесения раненым. В 1916 г. было сделано 2000 таких яиц. В этом же году вдовствующая Императрица Мария Федоровна заказала серию пасхальных яиц, украшенных красным крестом и более богатым декором. Она поднесла свой пасхальный дар тысяче раненых солдат
Солдатам на фронтах в день Пасхи вручались красные яйца с печатным изображением Георгиевского креста четвертой степени, называемого солдатским, так как им награждались низшие чины - солдаты, матросы, унтер-офицеры. Была выпущена также пасхальная открытка с изображением Императора Николая II в полевой форме, вручающего солдату красное пасхальное яйцо.
Печальной была последняя Пасха в жизни Императорской семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге, где в ночь на 17 июля 1918 г. они были расстреляны большевиками. Николай II писал о морозном и пасмурном дне Пасхи 1918 г.: "По просьбе Боткина к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать "Христос Воскресе"...
Иллюстрации (Приложение 1)
Глава 3 Декорирование подарочных пасхальных яиц
3.1. Вензель
Вензель (от польск. wezel - узел), начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.
Ранее вензеля использовались монархами и аристократами. Этими завитками украшали фамильные драгоценности и предметы роскоши, скрепляли печатью секретные письма и документы. Подобные монограммы часто украшали герб и печатались на монетах. Вензеля монархов очень часто включали в себя начальные буквы имени, цифру и титул. Что такое вензель в современном мире? Это изящный логотип. Применяют его для маркировки ювелирных изделий. Также вензель может применяться как фирменный знак и даже способен иметь юридическую силу. Для этого его необходимо зарегистрировать в торговой палате.
3. 2. Как нарисовать вензель при помощи карандаша
Нам понадобятся лист бумаги, ластик, карандаш.
Обдумываем расположение начальных букв.
Если помимо букв предполагается изображение короны, венка или другого предмета, необходимо продумать, как будут располагаться элементы всей композиции.
Начинать создавать эскиз лучше именно с этих элементов.
Затем необходимо добавлять заглавные буквы инициалов.
Рекомендуется не наводить изображение, а создавать эскиз черновой тонкой линией.
Настало время закруглить завитки и выделить фактуру.
В завершение работы наведите контуры, придайте объем и сотрите ластиком все лишние черновые штришки.
Мы разработали свои вензеля (Приложение 2)
3.3. Особенности красок для живописи
Цвет должен быть чистым и ярким.
Светостойкость - способность сохранять исходный тон под воздействием света.
Укрывистость или кроющая сила - способность краски перекрывать цвет нижележащих слоев краски или основы (холста, картона, бумаги и т.п.).
Тонкотертость или Дисперсность - краски надо перетирать безупречно.
Для них нужны настолько высокодисперсные (тонкие) пигменты, чтобы их смесь со связующими веществами переходила во время перетира почти в коллотдное состояние.
Химическая чистота - художественные краски должны быть химически чистыми, без примесей и без неоправданных наполнителей, сиккативов и т.п.
Пастозность - однородность и нормальная густота краски (в основном масляной, акриловой или гуашевой), без излишней вязкости, текучести или отрывистости. При избытке масла в масляных красках и при недостаточно тонком перетирке наблюдается отслаивание масла в тубах.
Прочность - устойчивость к воздействию атмосферных явлений и химических компонент воздуха в помещении (сероводород, щелочи, кислоты).
3.3.1.Гуашь
Гуашь – разновидность водорастворимых красок на клеевой основе с плотной матовой текстурой. Изделие обладает богатой историей, ведь оно применялось еще в средневековой Европе. Однако термин возник лишь в XVIII столетии во Франции. Изготавливается она из клеевых пигментов с примесью белил. Последние придают краске эффектную матовую бархатистость. Несмотря на то, что гуашь является самостоятельной техникой, она крайне редко используется профессиональными художниками. Многие деятели искусства считают ее пригодной лишь для создания детских рисунков и оформления плакатов.
3.3.2. Акриловая краска
Акриловая краска – водно-дисперсная краска, изготовленная на основе полиакрилатов и их сополимеров. Используется как в живописи, так и в строительстве при проведении наружных и внутренних работ. Выступает достойной альтернативой масляным краскам. Наноситься на бумагу или плоскости может в жидком (с добавлением воды) или в пастообразном виде. Последний вариант наиболее популярен среди профессиональных художников. Акрил не дает трещин, ложится ровной пленкой, слегка блестит и не требует закрепления. В большинстве случаев акрил обладает уникальной цветопередачей, недостижимой в прочих областях изобразительного искусства. Во многом благодаря этому он пользуется широчайшей популярностью среди современных художников.
Мы сравнили гуашь и акриловую краску (Приложение 3). Выбрали глянцевые акриловые краски.
Глава 4 Создание подарочного пасхального яйца с вензелем
Создание пасхальных подарочных яиц заняло у нас три недели. Нами была создана технологическая карта (Положение 4).
Для оформления мы украсили корзину искусственными цветами, искусственными вербами, лентами и вручную обкатанными в блестках пенопластовыми яйцами и искусственной травой.
Выводы
Мы достигли своей цели. Изучив историю подарочных пасхальных яиц, выбрали интересный декор, в котором продолжили традицию царской семьи Николая II украшать яйца вензелями. В результате наших исследований создали пять подарочных пасхальных яиц, которые мы подарим в светлый праздник Пасхи своим близким.
Интернет-источники
https://www.livemaster.ru/topic/1823375-istoriya-rospisi-pashalnyh-yaits - история росписи пасхальных яиц.
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-guash-ot-akrilovoj-kraski/ - особенности художественных красок
Приложение 1
Иллюстрации
Монахиня Мария в миру Анна Александровна Танеева-Вырубова
Пасхальное яйцо с вензелем Императрицы
Царевны Ольга и Анна в госпитале
Приложение 3
Разница между гуашью и акриловой краской.
Гуашь |
Акриловая краска |
Водорастворимая краска, изготавливаемая с добавлением белил |
Воднодисперсная краска, произведенная на основе полиакрилатов |
Состав схож с акварелью |
Структура идентична масляным краскам |
Светлеет после высыхания |
По мере высыхания становится темнее |
Сохнет на протяжении нескольких часов |
Высыхает за 10-15 минут |
Расплывается под воздействием воды |
Не растекается при нанесении нового слоя |
Обладает не слишком высокой устойчивостью, склонна к выцветанию |
Устойчивость очень велика |
Имеет плотную, густую и непрозрачную текстуру |
Более жидкая, легкая и прозрачная |
Характеризуется очень насыщенным оттенком |
Цвета на порядок бледнее |
Ложится толстым неравномерным слоем |
Ложится идеально ровно, словно образуя на поверхности невидимую пленку |
Переходы между оттенками получаются резкими |
Переходы плавные и незаметные |
Используется для рисования на ткани и бумаге |
Имеет широкий спектр применения |
Демократичная стоимость |
Цена на порядок выше |
Помещается в стандартные баночки с крышкой |
Разливается в баночки, тюбики, бутылочки различных объемов |
Приложение 4
Технологическая карта выполнения пасхального яйца в вензелем
№ операции |
Название операции |
Фото |
Материалы |
1 |
Подготовить все необходимые материалы |
Деревянная заготовка, емкость для воды, емкость для красок, салфетки для рук, ножницы, кисти, акриловые краски, губка, лак. |
|
2 |
Разрабатываем рисунок вензеля. |
Бумага, карандаш. |
|
3 |
Акриловую грунтовку нанести на заготовку, даем высохнуть. |
Акриловая грунтовка, вода, емкость для красок, кисть. |
|
4 |
Покрываем белой акриловой краской, даем высохнуть. |
Акриловая белая глянцевая краска, вода, емкость для красок, кисть. |
|
5 |
Наносим рисунок вензеля на яйцо. |
Заготовка, карандаш. |
|
6 |
Наносим рисунок акриловыми красками, даем высохнуть. |
Акриловая красная, золотая глянцевые краски, вода, емкость для красок, кисть. |
|
7 |
Покрываем лаком, даем просохнуть. |
Акриловый лак |
|
8 |
Оформляем лентами. |
Заготовка с отверстием, атласные ленты |
|
9 |
Оформляем корзину и |
Корзина, искусственные цветы, искусственные вербы, ленты и вручную обкатанные в блестках пенопластовые яйца и искусственная трава. |
10