Волшебный мир куклы. Кукла «Стригушка».

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебный мир куклы. Кукла «Стригушка».

Ишмухаметова Д.Р. 1
1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»
Климова Л.В. 1
1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.ВВЕДЕНИЕ.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Народные куклы на Руси издревле занимали особое место. Это была не только детская игрушка, но атрибут древних обрядов. Русский писатель М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «Из всех существующих в мире загадок: тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

Нам захотелось узнать о волшебном мире кукол, раскрыть её тайны и мы выдвинули гипотезу: имеет ли кукла чудодейственную силу, которая влияет на человека.

Мы поставили перед собой цель: изучить историю появления куклы в жизни человека.

Нами были определены задачи:

раскрыть смысл понятия слова «кукла»;

исследовать историю появления куклы;

определить виды материала для изготовления кукол;

изучить классификацию кукол;

изготовить куклу в домашних условиях.

Предмет исследования: кукла.

Объект исследования: технология изготовления куклы в домашних условиях.

В ходе работы мы использовали методы: изучение научно-популярной литературы и средств Интернета, анализ собранной информации, анкетирование, проведение опытов по изучению свойств материала для изготовления куклы-стригушки, изготовление куклы-стригушки в домашних условиях, экспериментирование, обобщение, классификация и систематизация.

Новизна нашей работе состоит в том, чтобы показать историческую ценность кукол для человека и развить интерес к изготовлению кукол своими руками.

Таким образом, выбранная нами тема особенно актуальна, потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции. Сегодня интерес к кукле не угас, но сохранилось прежнее назначение куклы или нет, нам предстоит узнать в ходе нашего исследования.

II. 1. ЧТО ТАКОЕ КУКЛА?

Свою работу мы начали с исследования слова «кукла». Оказывается, на этот вопрос можно ответить по-разному. Обратимся к толковым словарям русского языка.

В словаре С.И. Ожегова объясняется несколько значений этого слова: 1) детская игрушка в виде фигурки человека; 2) в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом); 3) фигура, воспроизводящая человека в полный рост. У Д. Н. Ушакова слово «кукла» значится как подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений. В.Даль дает определение: игрушка сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. По мнению учёных-искусствоведов, это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, они олицетворяли богов. Куколки делались  для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие. Куклы делали  «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом. Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У   кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».

Таким образом, изучив значение слова «кукла» мы сделали вывод, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека, сделанная из разных материалов.


II. 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКЛЫ.

Постараемся заглянуть в историю и узнать, откуда появилась кукла?

Узнать точно, какая из кукол была самой первой, трудно. Древний человек придумывал различные способы, чтобы занять ребенка, когда он капризничает. В качестве игрушек малышам давали различные камушки и деревяшки. Со временем их внешний вид изменялся, стали изготавливать изделия в виде человеческих фигур (Приложение 1) или издающие шуршащие гремящие звуки (погремушки, куклы).

Самая древняя кукла найдена в Египте 4 тыс лет назад (Приложение 2). Куклы вырезались из кусочков кости или дерева. У них были тщательно вылеплены лица, искусно сделаны подвижные руки и ноги. Тело их было покрыто геометрическими фигурами, означающими одежду. У них были «настоящие» волосы – это парик, выполненный из ниток, унизанный деревянными или глиняными бусами и закреплен на голове куклы воском.

В 5-4 в. до н.э. в Древней Греции (Приложение 3), изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло. Большинство их было сделано из обожжённой глины, они были ярко раскрашены. Конечности кукол крепились верёвкой или проволокой. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.

У славян кукла, как детская игрушка, появилась примерно 1 тыс лет назад. Это подтверждают раскопки под Новгородом. В нашей стране нашли, также куклу, более старшего возраста. Ей около 5 тыс лет. Куклу раскопали в Западной Сибири под городом Ишимом. Она представляет собой глиняную фигурку, похожую на завёрнутого в пелёнки младенца.

Таким образом, кукла отражает веяния эпохи, направления в культуре, искусстве и религии. Кукла - один из древних видов декоративно-прикладного искусства, укращающего быт человека. Кукол любят все: взрослые и дети.

II. 3. ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ КУКОЛ?

Девочки играли в куклы с незапамятных времён. Большинство древних кукол, обнаруженных в археологических раскопках были выполнены из глины, камня, ткани, дерева, слоновой кости, воска, соломы.

В XVIII веке немецкий алхимик открыл секрет изготовления фарфора (Приложение 4). В г. Тюрингии открылась фарфоровая фабрика по производству кукольных головок. Головки отливались вместе с плечами, а потом пришивались через специально проделанные дырочки к тряпичному телу. В XIX веке немецкий мастер Ф. Мюллер узнал секрет изготовления папье-маше - «жёванная бумага». Это был недорогой и лёгкий материал, из которого делали куколок (Приложение 5). В 1869 году в Северной Америке был изобретён материал – целлулоид (Приложение 6). Так появились целлулоидные куклы. Этот материал не шелушился и не расслаивался. Кукол из него можно купать и ронять. Но у этого материала были недостатки. Он выцветал со временем, его нельзя восстановить, если отколется кусочек. А самое главное - он горит, и при этом выделяются вредные вещества. В XX веке самым популярным материалом для изготовления кукол становится стойкий и недорогой пластик и более мягкий винил (Приложение 7). При изготовлении современных кукол используют также текстильный материал, пластмасс, искусственный мех, кожу, металл, картон, бумагу.

Самые первые куклы на Руси делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку (Приложение 8). Эту куклу называли «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась от поколения к поколению по женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой. В куклы позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В русских крестьянских семьях кукол для своих детей делали матери, бабушки, старшие сестры. С 5 лет её уже могла делать любая девочка. Кукла была выполнена из ткани в виде изображения женской фигуры (Приложение 9). Кусок ткани, свернутый в "скалку" изображал тело, тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой. Наряжали кукол ярко, повязывали фартук и поясок поверх рубахи. Такую куклу называли «крестьянская кукла», то есть самодельная из тряпочки, сшитая вручную. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Таким образом, и в наше время дети могут научиться делать кукол сами. Если ребята вложат в них труд, усердие, терпение и тепло куклы получатся "живыми" и они прослужат им долгое время.

II. 4. ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ КУКОЛ.

По своему назначению куклы делятся на группы: куклы- обереги, игровые и обрядовые. Исследуем каждую из групп:

куклы – обереги

Куклы делались из природных материалов (дерево, лоза, трава, солома, береста, глина, лён) или скручивались из ниток и ткани. Она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. В изготовлении кукол-оберегов не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Ткани для изготовления оберегов брали «ношеные», и лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась на праздники и моления. Обережных кукол делали только женщины. Ведь женщина была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Прямую связь с куклой могла иметь только, но и мужчины иногда «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. Куклам никогда не «рисовали» лицо, если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух». Но иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Изготовлением кукол - «берегинь» занимались в основном долгими зимними вечерами или по большой необходимости. В праздники, в выходные и «работные» дни (то есть в страду), а так же в среду и пятницу заниматься рукоделием не разрешалось, и считалось делом греховным.

Назовём основных куколок – оберегов:

куколки «День и Ночь» (Приложение 10) оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.  Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.   Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

куколка «Колокольчик»(Приложение 11) - кукла добрых вестей.  Родина этой куклы - Валдай. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

куколка «Куватка»: считалось, что если ее повесить над кроваткой ребёнка, то она будет отгонять злую силу (Приложение 12).

куколка «Пеленашка» находилась в люльке до крещения ребёнка (Приложение 13). Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх.  Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

куколка «12 лихорадок» использовалась в течении 1 года (Приложение 14. Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея.  Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха. Считалось что тот, кто спит под вечер, тот проспит Кумоху. По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полёте своём она целует избранные жертвы, и от прикосновения её уст человек немедленно заболевает. Для защиты от сестриц-трясовиц, делали одноименных куколок из щепок, обмотанных лоскутками - обязательно из сношенной одежды. Куколок связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится. Поэтому поработавших свой срок куколок сжигали по весне.

Вепсскую куколку до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее (Приложение 15). После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Таким образом, куклы-обереги оберегали наших предков от злых духов, несли в дом добро и благополучие.

игровые куклы

Они предназначались для забавы детям. Делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Лица у кукол не было. Считалось, что кукла - предмет неодушевленный, недоступный для вселения в неё злых сил, а значит, и безвреден для ребенка. Она должна была принести малышу благополучие, здоровье и радость. Ребёнок должен был в игре придумать кукле характер, заставить её смеяться и плакать. В кукольных играх дети также учились шить, вышивать, прясть новые наряды для кукол, постигали искусство одевания. Наиболее распространёнными игровыми куклами были:

куколка «Зайчика на пальчик» (Приложение 16). Делали её детям с 3 лет. Игрушку родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно они могут обратиться к ней как к другу, поговорить, пожаловаться или просто поиграть. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с малышом.

куколка «Стригушка» (Приложение 17). Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка с собой и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

куколка «Отдарок на подарок» (Приложение 18). Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок. Или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

Таким образом, с давних времен кукла была традиционной игрушкой у русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла позволяла детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать для куклы настроение и характер. Недостаткомбыло то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду.

обрядовые куклы

К празднику в народном календаре семья мастерила куклу, в которую вкладывалась частица души. Выступали куклы посредниками между человеком и природой. Куклам приписывали волшебные свойства: они могли помочь уродиться хорошему урожаю, принести счастье в семейной жизни. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Основными обрядовыми куклами были:

куколка «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров (Приложение 19). В изготовлении использовали нитки красного цвета, которые являются обережными. На низ сарафана вкруговую привязывалось обязательно 9 красных ниточек-бантов. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

куколка «Зерновушка». Делали её после сбора урожая, для того чтобы в доме сытно было и богато. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети (Приложение 20).

куколка «Крупеничка». Она стояла в красном углу дома и являлась символом достатка семьи, благополучия и отсутствия нужды (Приложение 21). В основе куклы – мешочек наполненный ароматной гречей. Это считался лучший подарок хозяйке.

куколка «Купавка».Онаолицетворяла собой начало купаний (Приложение 22). Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

куколка «Масленица».(Приложение 23) Делали её из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси и посвящался  поклонению Солнца, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на подол кукле и рассказывала ей свою беду. Оберег делался на год. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище.  На следующий год кукла сжигалась, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

куколка «Коза».В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы (Приложение 24). Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.

куколки «Неразлучники».(Приложение 25) В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Одна рука у этих кукол была общей, и по ней можно было передвигать кукол. То есть выглядели они так словно не просто держатся за руки, а неразрывно связаны. Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла.

куколка «Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой (мята, мелисса, чабрец и др) (Приложение 26). Её необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Действует успокаивающе или наоборот бодряще.Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Таким образом, кукла была непременным атрибутом народных праздников. Они несли в себе магическое действие и люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него защитницей и оберегом.

Рассмотрев типы кукол и их значение, мы можем сказать, что любая вещь, сделанная руками человека, несет в себе отпечаток его мыслей и чувств, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась нашими предками таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение - защитить, поддержать в трудную минуту, суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

II. 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС.

Мы решили провести социологический опрос среди девочек параллели 1 классов с целью определить, в какие куклы они играют и что им известно о народных куклах. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 60 учениц. Респондентам были заданы 6 вопросов:

На вопрос, играете ли Вы в кукол, были получены следующие ответы:

- да –60 чел/1000,0%;

- нет - 0 чел/0,0%.

На вопрос, какие дома у Вас есть куклы, были получены следующие ответы:

- обереги – 15 чел/25,0%;

- Беби бон, Братс, Винкс, Барби и др. –45 чел/75,0%;

- нет кукол –0 чел/0,0% .

На вопрос, знаете ли Вы в какие куклы играли Ваши бабушки и мамы, были получены следующие ответы:

- да – 17 чел/28,3%;

- затрудняюсь –13 чел/21,7%;

- не знаю –30 чел/50,0% .

На вопрос, какую пользу приносит кукла, были получены следующие ответы:

- забава, игра -25 чел/41,7%;

- учит, развивает - 25 чел/41,7%;

-оберегает, защищает -10/16,7%.

На вопрос, из каких материалов можно сделать кукол, были получены следующие ответы:

- искусственные материалы – 12 чел/20,0%;

- природные материалы –17 чел/28,3%;

- ткани, нитки, тесьма – 13 чел/21,6%;

- не знаю – 18 чел/30,0% .

На вопрос, хотели бы Вы изготовить куклу своими руками, были получены следующие ответы:

- да - 52 чел/86,7%;

- нет- 8 чел/13,3%.

Таким образом, в результате проведённого опроса мы видим, что все девочки 1 классов имеют дома кукол, но в основном это современные куклы, выполненных на заводах игрушек, но девочки затрудняются с ответом из чего можно сделать кукол. Дети информированы достаточно о пользе кукол и хотели бы изготовить куклу своими руками, значит куклы наших предков будут не забыты. У девочек мало информации о куклах, в которые играли наши бабушки и мамы. Мы решили, что в конце работы поделимся своими знаниями и опытом с детьми и проведем мастер-класс по изготовлению кукол в домашних условиях. Думаем, что кукла, в которую мы вложим своё старание и душу, станет для нас настоящей любимой игрушкой.

II. 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ «СТРИГУШКИ»

Каждое лето мы отдыхаем у бабушки и дедушки в деревне. Бабушка любит баловать нас сладкой, свежей клубничкой, а осенью мы помогаем ей укрывать ягоду соломой. Мы узнали, в переводе с английского языка (Strawberry) – клубника называется соломенная ягода(солома straw и ягода berry). Дедушка ухаживает за козами, и на подстилку им кладет солому. Мы решили попробовать из соломы изготовить куклу «Стригушку».

Из литературы мы узнали, что для изготовления куклы «Стригушки» подойдёт солома, сено, лыко, тоненькие прутики кустарников и деревьев. Но наши предки использовали для изготовления обрядовых и игровых кукол именно солому. Почему? Проведём исследования по определению свойств каждого из материалов и занесём наши результаты в таблицу:

Параметры отбора

Вид природного материала

солома

сено

лыко

прутья

источник заготовки

стебли злаковых культур после сбора урожая

скошенная трава

древесная ткань, отделяемая от ствола ивы, липы и др. деревьев

кустарники, деревья

цвет

рожь - серовато-желтый;

пшеница – золотисто-медовый;

ячмень – тёмно-жёлтый.

зелёный, бурый

светло-жёлтый

тёмно-коричневый

толщина

одинаковая

разная

одинаковая

разная

запах

сухой, пыльный

ароматный, насыщенный

древесный, приятный

нет

структура

полая

плоская

плоская

заполненная

прочность

нет

нет

да

нет

гибкость

да

да

затруднена

трудна

вред природе

нет/отходы от сбора урожая

да/высыхание травы

да/повреждена кора дерева

да/срезание веток кустарников и деревьев

Таким образом, все материалы могут быть использованы для изготовления куклы «Стригушки». Каждый из материалов имеет свои особенности для достижения художественного эффекта, но солома является красивым по цвету, легким в обработке, доступным и самым безопасным для природы материалом.

II. 7. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ «СТРИГУШКИ».

Обрядовая кукла «Стригушка» делалась в честь богатого урожая. В красный угол усаживали незамужнюю девушку, оказавшуюся проворнее других в уборке урожая. Ей доверяли сделать из первого снопа несколько стригушек. Делали подобные куклы из соломы или лыка. Иногда кукла была одета, но нередко её украшали только яркими шерстяными нитками. Обряд сопровождался песнями. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Кукла оставалась в красном углу избы до следующего урожая.

Кукла «Стригушка» была и очень популярной игрушкой. Она получалась забавной, яркой, и нарядной. Часто в такие куклы вплетались душистые и целебные травы для того, чтобы, помимо игрового момента, стригушки имели и лечебные свойства. Куклы было принято одевать в специальные сарафанчики, миниатюрные платочки, юбочки или украшать цветными шерстяными нитками. Основной особенностью данной куклы является то, что её низ не заплетается, а наоборот — распускается, чтобы он представлял собой подобие соломенной юбочки. Низ ровно подстригается, чтобы кукла могла стоять на какой-либо горизонтальной поверхности.

В изученной литературе мы нашли несколько описаний изготовления соломенных кукол. Игрушка проста в изготовлении, она почти не требует материальных затрат. На уроках технологии мы познакомили одноклассников со способами изготовления этой куклы (Приложение 27).

Для выполнения работы понадобилось: высушенная чистая солома, лоскутки ткани для одежды, ножницы.

Выбираем соломку одинаковой длины, средней толщины, без коленцев.

Для придания соломе гибкости подержим ее 1-2 мин в горячей воде.

Сгибаем соломку пополам. В верхней части, на уровне шеи, пучок соломы перевязывается красной ниткой или лентой, чтобы получилась своеобразная округлость, которая будет представлять голову.

Из нового пучка соломы будем делать руки. Его можно переплести или просто завязать на кончиках ниточками. Полученные руки вставляем в туловище куклы, ниже красной нитки (шеи), после чего основной пучок соломы перевязываем ещё раз ниже рук — на талии.

Делаем из соломы миниатюрные косы, которые прикрепляем к голове.

Подравниваем низ куклы, чтобы он представлял собой своеобразную соломенную юбочку. Т.к. низ таких танцующих кукол не перевязывали, а подстригали в виде соломенной юбочки, их и прозвали стригушками.

Для того, чтобы кукла стала похожа на человека, наряжаем её - надеваем на неё сарафан, юбочку, платочек или другие элементы одежды и украшения.

Кукла «Стригушка» готова!

При изготовлении изделия важно помнить о пропорциональных соотношениях частей фигурок, иначе кукла будет выглядить незаконченной, а порой и даже нелепой. Величина куклы зависит от длины соломки, которая будет использоваться для ее изготовления. Обычно из одного пучка соломки получается кукла высотой 15–20 см. Соломка должна быть сухой, чтобы изделие из нее не сгнило.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек-кукол, они долговечны; у них двигаются ноги, руки и талия; их можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и поваром, и космонавтом, и т.д. Она сопровождается аксессуарами: кухни, спальни, салоны и т.д. Сейчас куклы выпускаются массово на фабриках игрушек и мы можем встретить одинаковых кукол у различных девочек. Народные куклы, выполненные руками, несут тепло, среди них не встретишь одинаковых, они быстро изготовляются. Хоть кукла и безлика, но это позволяет нам самим придумывать ей настроение и характер. Плохо, что такую куклу нельзя помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимают. Многие куклы, выполненные своими руками не долговечны.

Таким образом, у народной куклы есть своя история и свой неповторимый образ. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она - обязательный спутник наших детских игр. Благодаря ей мы - дети становимся взрослее, действуем с ним как хотим, заставляем исполнять наши мечты и желания. Незатейливая и простая игрушка дарит по-настоящему радостные чувства и оказывает благотворное влияние на человека.

II. 8. СОЗДАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМА.

Обрядовую и игровую куклу «Стригушку» называют ещё танцующей куколкой.Она выполняла для детей роль забавной потешки. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на шатких половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком или ладонью по его крышке. Веселое, шумное было зрелище — и «деткам и взрослым утеха была».

Мы решили провести эксперимент, будет ли изготовленная нашими руками кукла «Стригушка» танцевать?

Полученные исследования можно просмотреть в фильме, который мы создали на домашнем компьютере в программе iMovie. В программу iMovie мы импортировали фотографии и наложили звук.

Таким образом, от вибрации рук кукла действительно пускается в пляс, крутится и вертится, что доставило необыкновенное удовольствие и детям, и взрослым.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Куклы неотъемлемая часть человечества. На протяжении многих веков, она сопровождает нас по жизни. Нашим предкам куклы нужны были для выполнения обрядов, как символ плодородия, для защиты от нечистой силы, развлечения детей. Для современного человека куклы нужны для избавления от одиночества, для спокойствия и просто для души. Для ребёнка куклы играют важную роль в формировании правильного представления о мире и жизни. Изучив историю кукол, проведя анкетирование, исследования и эксперименты мы выяснили, что кукла не просто детская игрушка, это необходимость каждого человека, но для каждого она своя: для одних - это предмет коллекции, для других – элемент домашнего уюта, залог удачи, счастья, а для кого – то - помощник в работе.

Цель нашей работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза о волшебной силы кукол на человека доказана. Наша работа поможет ребятам изучить разновидности кукол, познакомиться с историей их происхождения, с технологией изготовления. Ведь куклы – наши близкие друзья, благодаря им мы становимся чуткими, бережливыми, добрыми, у нас развивается вкус , фантазия, закладываются первые навыки шитья. Если очень захотеть, то каждый ребенок может сделать куклу, у нее будет свой характер, своя индивидуальность. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Они сопровождают нас всю жизнь - развлекают, поучают, воспитывают, украшают наш дом, служат объектом коллекционирования и хорошим подарком. Кукла не рождается сама, её создает человек. Создавая игрушки, отцы и матери, бабушки и дедушки вкладывали в куколки всю свою жизненную мудрость и любовь к детям. А дети чувствовали это и относились к рукотворным игрушкам очень бережно.

В настоящее время открываются студии народного творчества, проводятся мастер-классы по созданию кукол, выпускается много обучающей литературы, а это значит, что даже в наш век Интернета и компьютерных игр есть место простым и красивым игрушкам, которые сделаны своими руками. Людям нужны куклы! Играйте в куклы и будьте счастливы!

 

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Берстнева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – Москва: Белый город. 2013.

Голдовский Б. П. «Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия». Издательство: Дизайн Хаус, 2009.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.

Дайн Г. Игрушечных дел мастера: Книга для учащихся. -М «Просвещение», 2001.

Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.

Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

Игрушка. Её история и значение. Сборник статей под редакцией Н. Д. Бартрам. — М.: Типография И. Д. Сытина, 1982.

Лоскутики.- Максимова М.В. Кузьмина М.А. (серия «Заботы маленькой хозяйки») – ЗАО «Издательство» ЭКСМО-Пресс»,1998.

Моргуновская Ю.О. Обережные народные куклы: красиво и просто/Юлия Моргуновская. – Москва: Эксмо, 2014.

Мягкая игрушка.- М.:РИПОЛ КЛАССИК; СПб.: «Валери СПД», 2002.

Каджая Н. Древние славянские символы и их значения .Минск.: Выд. цэнтр БДУ, 2011.

Котова И.Н., Котова А.С. Русские обычаи и традиции. Народная кукла. СПб., 2003.

Куклы мира. – М.: Аванта +. – 2005.

Соловьёва Л. Игрушка: Альбом.- Интербук-бизнес.- 2002.

Юрина М. Куклы. – М. : Слово.- 2002.

Я познаю мир: Детская энциклопедия. Игрушки. Автор составитель М.Юрина.- М: ООО «Фирма» «Издательство АСТ» - 1999.

Интернет-ресурсы:

http://www.rukukla.ru/article/idea

http://web-kapiche.ru/371-kukla-strigushka.html

http://www.babylessons.ru/podelki-iz-solomy-solomennaya-kukla/

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://fb.ru/article/273005/vyiyasnim-chem-seno-otlichaetsya-ot-solomyi

http://www.handmaderu.narod.ru/kykl.html#kykl

http://www.sovsibir.ru/show.shtml?tp=day&nart=6273

http://www.tula.ru/iso/cultura/nd/ecsibishions/anons/_private/4.htm http://www.ntvr.ru/content/view/81/41/ -

http://www.unn.ru/folklore/ris17.htm

www.krupenichka.ru

http://www.oxanafa.ru/narkykla/

III. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1

   

Первая кукла - дитя каменного века, художник З.Буриан

Приложение 2

 

Первые куклы в Египте

Приложение 3

    

 

Куклы Древней Греции

            

Куклы Древнего Рима

Приложение 4

Фарфоровая кукла bébé от Леон Казимир Брю, Франция, 1880 г. 

Приложение 5

 

Целлулоидная кукла от фирмы "Черепаха", Германия, 1925 г. 

Приложение 6

Французская кукла Gaultier из папье-маше

Приложение 7

Современные куклы

Приложение 8

Зольная кукла

Приложение 9

Русская тряпичная кукла

Приложение 10-15

Куклы – обереги

Кукла «День-Ночь»

Кукла «Колокольчик»

Кукла «Куватка»

     

Кукла «Пеленашка»

Кукла «12 лихорадок»

Вепская кукла

     

Приложение 16-18

Игровые куклы

Кукла «Зайчик на пальчик»

Кукла «Стригушка»

Кукла «Отдарок на подарок»

     

Приложение 19-26

Обрядовые куклы

Кукла «Десятиручка»

Кукла «Зерновушка»

Кукла «Крупеничка»

     

Кукла «Купавка»

Кукла «Масленница»

Кукла «Коза»

     

Кукла «Неразлучники»

Кукла «Кубышка-травница»

 
     

Приложение 27

Схема изготовления куклы «Стригушки»

Схема 1.

Схема 2.

Просмотров работы: 1460