Введение
В прарусской культуре огромный теоретический пласт отводят обустройству быта русской семьи. Самым распространённым населённым пунктом была деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными. Огромные лесные богатства, сравнительно простая обработка строительного материала обеспечивали дереву особую популярность. Из дерева рубили срубы и крепости, возводили мосты, ладили всевозможные орудия труда и предметы быта. Древнерусские плотники умели сплачивать или связывать брёвна в срубы. Плотник топором мог сделать практически всё. Недаром на Руси говорили: «Дай крестьянину топор, и он починит даже часы». Пилой пользовались редко, всё делалось при помощи топора. В этом заключался секрет мастера. Срез, обработанный топором, не давал возможности проникать гнили в дерево. Такой сруб стоят веками. Вот почему и сейчас на Севере наиболее ценными считаются дома, срубленные топором.
Большое внимание уделяли наши предки выбору материала и времени постройки дома. Материал заготавливали сами. Существовало большое количество запретов на деревья, которые нельзя использовать при строительстве. Это сухие деревья и деревья, выращенные человеком. Рубили деревья осенью или зимой, пока в стволах нет сокодвижения.
Всегда интересно знать, как жили и обустраивали свой дом и быт наши предки. В наше время стало модно украшать и обустраивать своё жилище по традиции русского народа.
Цель моей работы: сделать макет русского дома для нашего школьного музея исходя из знаний, полученных из различных информационных источников по обустройству русского народного жилища.
Задачи:
изучить теоретический материал об обустройстве русского дома;
ознакомиться с азами строительства дома;
попытаться в своём проекте учесть все составляющие элементы оформления и обустройства русского дома;
найти информацию и проанализировать пословицы, связанные с обустройством дома;
познакомить младших школьников с интересными фактами из жизни русской деревни;
пополнить экспозицию школьного музея – макетом старинного русского дома
Гипотеза: если школьников познакомить с обустройством русского дома, показать его макет, то у ребят возникнет желание узнать больше о культуре и традициях русского народа.
Что же такое дом?
Дом – это крепкое жилище, место проживания семьи. Недаром на Руси говорили: «Мой дом – моя крепость». Почему так говорили, попытаюсь дать ответ на этот вопрос в своей работе.
Анкетирование одноклассников показало, что немногие задумываются о том, что такое дом в истинном значении для жизни человека и как его правильно обустраивать.
Основная часть. Дом – оберег семьи.
Мой дом – моя крепость
В старину, прежде чем строить дом, долго и тщательно выбирали место.
В старину отчий дом переходил от отца к старшему сыну. Младших отделяли. Осенью, после 14 октября (Покрова дня – православного праздника), когда заканчивались все полевые работы и за ними следовавшие свадьбы, начинали подготовку к строительству дома. Сначала выпускали корову, на предполагаемое место строительства дома и ждали момента, когда корова ляжет. Таким образом, определяли наиболее благоприятное место для закладки дома.
Участок под дом запахивали по кругу, делая защищающий солярий. В круг вписывали квадрат, который затем делили на четыре равные части. Отмечали центры каждого малого квадрата. Получался рисунок засеянного поля, призывавший на отмеченную территорию достаток и плодовитость для скота, и потомство для хозяев.
Затем хозяин будущего дома запрягал лошадь и отправлялся поочерёдно на все четыре стороны света в поисках вековых валунов для закладки в углы
дома. Это требование было вполне практичное: во-первых, такие камни, пролежав под открытым небом и выдержав удары непогоды в течение многих лет, доказывали свою прочность; во-вторых, им предстояло пролежать на новом месте с осени до весны. За это время, испытывая воздействие дождей и морозов, они продавливали почву до тех пор, пока не обретали окончательную устойчивость, что также служило будущей устойчивости дома.
До самых крещенских морозов по устройству дома больше ничего не предпринимали. Брёвна заготавливали в морозное полнолуние, отбирая здоровые, звонко отзывающиеся на удар стволы. Рубили их, прося прощения у дерева и леса, за то, что губят по необходимости живыми. Сам дом так и называли – рубленым, а стены дома – срубом.
На дом брали деревья только хвойных пород. Во-первых, они смолосодержащие, что тоже служит прочности. Во-вторых, они выделяют эфирные масла, и тем самым дезинфицируют воздух, делая построенное из них жильё не просто экологически чистым, но ещё и здоровьесберегающим.
Лишнего не рубили. Расчёт был по количеству венцов, то есть рядов от земли до крыши. Этих венцов должно быть нечётное количество: 7 или 9 – в зависимости от толщины брёвен и желаемой высоты дома. В одном венце 4 бревна (4 стены дома).
Рубили так, чтобы падало дерево на восток макушкой. Упавшие на запад считались деревьями нечистыми, для строительства их не использовали, оставляли на дрова. Заготовленные таким образом брёвна свозили на место строительства, укладывали в цент между валунами и оставляли до весны.
Строить начинали после 1 марта, когда уходили последние сильные морозы, а до первых весенних работ было ещё время. Вековые наблюдения за природой подсказывали хозяевам, что от новолуния к полнолунию всё активнее растёт и считалось, что важные дела нужно начинать именно в это время. Строили всей деревней. Пазы в брёвнах делали топором. При постройке не использовали ни единого гвоздя. Вечерами хозяин ставил угощение строителям, а девушки водили вокруг будущего дома хоровод и пели песни, освещая новый дом радостью.
На сруб дома укладывали матицу – поперечную балку дома. Она служила основой для настила потолка.
К матице привешивалась люлька, под ней колядовали и сватали.
Расположение дома по частям света диктовалось религиозными требованиями, закрепившими практическую пользу. Стороны дома расположены к сторонам света под углом 45 градусов, что позволяло максимально использовать в течение дня естественное солнечное освещение.
Вход делали с юго-запада, чтобы при входе красный угол, обращенный на восток, к восходу солнца, оказывался с правой (праведной) стороны. Этот угол носил название кут. Сюда помещали фигурки домовых, изображение Макоши и птиц. Над ними висели рушники с обереговой вышивкой. Позднее, при христианстве, такое расположение святого угла также было важно – сюда помещали домашние иконы, и это совпадало с расположением относительно частей света церковного алтаря. Кроме того, подобное расположение входа позволяло максимально сберегать тепло в зимнюю стужу, когда дули преимущественно северные ветра.
Половицы настилали по ходу движения от двери. Скорее всего, учитывалось то, что со временем в полу образовывались щели, да и сами половицы не были идеально ровными, делалось для того, чтобы входя в дом с дровами или водой или пока глаза не привыкнут к смене освещения, не споткнуться.
Стол ставили вдоль половиц. Считалось, что поставь наоборот, и всё в доме пойдёт наперекосяк. Стол мыслился своего рода алтарём, отсюда до наших дней дошло поверье, что нельзя садиться на стол – это страшный грех. Но опять такое расположение стола имело практическое обоснование. За трапезой хозяйке следовало сидеть напротив мужа, спиной ко входу. Вдоль длинных сторон рассаживали детей. Печь располагалась в западном углу, по диагонали с красным углом. Таким образом, место хозяйки оказывалось расположенным ближе и удобнее всего к печи.
Дом являлся единым оберегом жизни семьи, поэтому все его проёмы, отлёты так же, как и в одежде, защищены обереговыми знаками. Вот от крепости и основательности его постройки, символах защиты и пошло выражение «Мой дом – моя крепость».
Вывод: дом - не просто жилище семьи, «дом – как крепость», это своего рода оберег семьи, защита не только от непогоды, но и от плохих людей.
Поэтому в доме всё так тщательно продумывалось от начала строительства сруба до расположения в доме всех его составляющих.
«Лицо» дома.
У каждого дома есть своё «лицо», или как сейчас говорят – лицевой фасад.
Само слово «улица» не что иное, как обозначение места у «лиц» дома. Первоначально улицы состояли из одного ряда домов, стоявших с одной стороны. Сама улица тянулась с северо-запада на юго-восток. Окна в доме ассоциировались с глазами – каждое окно - око. Фризовая доска с челом – лбом. Верх дома у его «лица» венчал конёк. Это было изображение головы лошади, или птицы, или Макоши. Сам дом поднимался как колесница, запряжённая конём и летящая по солнцу, то есть по правильному пути. Конёк – аллегорическое напоминание о бесконечном движении человеческой жизни, о необходимости выбора в ней праведного пути.
С улицы дом оберегали так, чтобы видно было издалека, солярными знаками. Располагали их на причелинах, то есть по обрезу крыши по линии её излома, образующий угол. Обереговые знаки составляли небо. Сам рисунок нёс дополнительную смысловую нагрузку.
Чередование мужского и женского начал было символом вечного продолжения жизни.
Солярные знаки восходящего и заходящего солнца символизировали незыблемость природного начала, вечность самой природы.
Образы женской груди добавляли к символизации вечности ещё и символ достатка и процветания.
Символ этот можно трактовать двояко, ведь сама женщина мыслилась богиней, но ещё существовала и мифологическая корова Земун, чьё пролитое молоко сияет в небе Млечным Путём. Все солярные знаки усложнялись и сочетались с друг с другом.
Кроме символов небесных франтон оберегали полотенца. Их располагали под коньком и на краях или под краями причелин.
Резные полотенца олицетворяли чистоту человеческих помыслов, неразрывно связанную с солнечной радостью жизни, с победой света над тьмой.
На полотенцах изображались солярные знаки – символы солнца. Принято было на центральном изображать солнце в зените, на левом – восходящее, на правом – заходящее. Тем самым изображая естественное движение солнца на запад.
Дверь, как правило, оберегалась мало, так как у неё был порог. Он мыслился как граница, через которую зло само перешагнуть не может. Порог был своеобразным замком-оберегом. Отсюда запрет лазать в окна – там нет порога, и за тобой легко прошмыгнёт зло.
Окна оберегались особо: ночью, когда сильна нечисть, закрывали проёмы ставнями с обереговыми знаками. Первоначально сами окна имели иную конструкцию – они напоминали двери шкафов-купе и были небольшими, ведь стёкол не было, и их проёмы затягивали бычьим пузырём или вставляли в них куски слюды. Оно закрывалось деревянной задвижкой. Но и когда появились привычные нам окна, наличники и ставни украшались обереговыми символами – солярными знаками – солнца, земли, воды и птицами.
Бытовало поверье, что в доме, где часто ссорятся, дух семьи, оберегающий семью, находится не в избе, а под окном. Отсюда существовал запрет на выливание помоев и выбрасывание мусора через окно. Принято было считать, что милостыню нищему передавать нужно через окно, эта милость угодна Богу и скорее до него дойдёт.
Русские крестьяне считали, что весть, полученная через окно, должна привести к резким переменам в жизни услышавшего её человека, и поэтому, никогда не переговаривались через окно друг с другом.
Вывод: Весь орнамент дома представлял собой единый комплекс, имевший большое ритуально-охранительное значение.
Мужское и женское начало в доме.
В русской традиционной культуре домашнее пространство, конечно, не разделялось так жестко, но все- таки представление о некотором выделенном женском и выделенном мужском пространстве в рамках дома существовало. Прежде всего выделялся, так называемый, бабий кут - это угол, который был расположен рядом с печью или за печью; этот угол, где стояла всякая домашняя утварь. И отделялся он от остальной части дома или занавеской или загородкой. Вот это было специфически женское пространство, на которое, как правило, не заходили ни мужчины, ни гости. Но кроме хозяйственной функции, этот женский угол еще наделялся различной сакральной символикой. Потому что здесь, как правило, находился лаз в подполье – место, которое воспринималось как некий проход в потустороннее, нижнее пространство дома, которое традиционно связывалось с душами предков и с духом дома.
Мужская половина дома с правой стороны от двери начиналась с широкой лавки, огражденной с боков досками, вырезанными в форме конской головы. Под ней нередко делали шкафчик для хранения инструментов. Здесь хозяин занимался починкой утвари, плетением или шитьем обуви. В задней части избы на боковой лавке мужчины отдыхали днем и часто спали ночью.
Заключение.
При изучении различных текстовых материалов, на которые в дальнейшем я опиралась для создания своей проектной работы, я узнала, что у наших предков-славян было свое обустройство дома, складывающееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. Избы у славян строили по определенным правилам. Например, дом строился согласно сторонам света, каждый угол избы имел определенное значение и смысл. Если обратиться к миропониманию наших предков, то мы увидим, что все мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое-Яр, отражает великое Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразной мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Исходя из полученных знаний, мною был сконструирован макет русского дома.
Выводы.
Исследовательская деятельность по изучению русского быта дала мне возможность получить новые знания по истории и культуре русского народа.
Поставленную перед собой цель по созданию русского дома я выполнила. Под руководством моего научного руководителя мне удалось воссоздать русскую избу.
Задачи были полностью мною выполнены.
Я надеюсь, что моя работа поможет духовно-нравственному воспитанию учащихся нашей школы, привитию патриотизма.
Пополнит коллекцию нашего школьного музея.
Список использованных источников и литературы
Александрова Л. Деревянное зодчество Руси. М.: Белый город, 2004
Валасина А. Русская изба: мудрость предков. М.: Белый город, 2008
Журнал – сборник Читаем, учимся, играем. М: Издательство «Либерея- Библиопринт», 2006г, 2008г, 2009г.
Заручевская Е.Б. Про крестьянские хоромы. Книга для детей. М.:2014
Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Просвещение, 200011