Введение
В нашей школе проводятся кружки «Шахматы». Я занимаюсь шахматами с 1 класса. Эта игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов вперед и быть предельно внимательным. Ребятам младшего школьного возраста трудно запомнить правила игры, ходы фигур, комбинации. Поэтому мы разработали интерактивное пособие с помощью программного обеспечения SMART Notebook для интерактивной доски. Пособие разработано как медиаприложение к учебнику И.Г.Сухина «Шахматы». Предназначено для учащихся начальных классов и рассчитано на поддержание и развитие навыков игры в шахматы.
Актуальностьданной темы заключается в привлечении учащихся к изучению игры в шахматы посредством интерактивных учебных пособий, повышении их интереса к шахматам.
Объект исследования – программные средства создания интерактивных пособий.
Предмет исследования – процесс создания интерактивного пособия в среде программного обеспечения SMART Notebook.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что качество знаний учащихся начальных классов по предмету «Шахматы» существенно повысится, если сопровождать процесс обучения использованием интерактивного пособия.
Цель работы: создание интерактивной разработки по предмету «Шахматы» для учащихся начальных классов в среде программного обеспечения SMART Notebook.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по теме.
2. Изучить программное обеспечение SMART Notebook.
3. Создать интерактивное пособие по шахматам для учащихся начальных классов.
Пособие состоит из следующих разделов: правила игры, расстановка шахматных фигур, шахматные фигуры, шахматные задачки (игры), источники, методические рекомендации.
Практические задания разработаны таким образом, что их можно выполнять на интерактивной доске: можно свободно перемещать фигуры, выбирать фломастер и делать записи.
Глава 1. Программное обеспечениеSMARTNotebook.
SMART Notebook – это программное обеспечение с множеством цифровых ресурсов, богатым набором дизайнерских и других возможностей, предназначенное для обучения. Приложение предоставляет полный набор контента, инструментов и поддержку, чтобы создавать интерактивные пособия высокого уровня, которые помогут любому пользователю.
Основные характеристики SMART Notebook:
Активные элементы — инструмент позволяет создавать объекты, реагирующие на действия посредством анимации или звука.
Встроенный веб-браузер —открывает Интернет-страницы прямо на странице ПО SMART Notebook.
Контекстная панель управления — реагирует на действия, предоставляя пользователям выбор требуемых инструментов в зависимости от выбранного объекта.
Карандаш — позволяет создавать карандашные зарисовки на интерактивной доске SMART Board.
Настраиваемое художественное перо — позволяет рисовать, используя любую картинку вместо цвета.
Сброс страницы — возвращает страницу к последнему сохраненному состоянию.
Распознавание жестов — поддерживает распознавание четырех касаний одновременно для интерактивных досок SMART Board и интерактивного дисплея 8070i.
Новый жест — встряхивание (shake) — позволяет группировать или разгруппировывать объекты.
Аудио запись — записывает звук прямо в файл SMART Notebook.
Вписывание изображения — регулирует размер изображения для размещения внутри фигур.
Обновленные таблицы —работа с таблицами: масштабирование, перемещение и правка внутри таблиц.
Обновленный инструмент ввода текста — обеспечивает лучшее форматирование и правку текста.
Исчезающие чернила — инструмент позволяет скрывать любые надписи электронными чернилами.
Полноэкранная рамка — отображает границы страницы.
Глава 2. Создание интерактивного пособия по шахматам.
Я занимаюсь шахматами с 1 класса. Эта игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов вперед и быть предельно внимательным. Ребятам младшего школьного возраста трудно запомнить правила игры, ходы фигур, комбинации. Поэтому мы разработали интерактивное пособие с помощью программного обеспечения SMART Notebook для интерактивной доски.
Ход работы:
Провели анализ литературы по теме исследования.
Проанализировали программное обеспечение SMART Notebook.
Спроектировали структуру и создали дизайн пособия.
Подобрали картинку шахматной доски, вставили в слайды. Для этого открываем меню “Вставка”, выбираем пункт “Рисунок из файла”. В открывшемся диалоговом окне “Вставить файл рисунка” выбираем картинку и нажимаем «Открыть».
Шахматные фигуры имеются в программном обеспечении SMART Notebook в пункте «Галерея изображений». Чтобы вставить в слайд их нужно просто вытягивать из галереи.
Д алее необходимо настроить функцию гиперссылки. Для этого правой кнопкой мышки кликнуть на изображение. В предлагаемом меню выбрать «ссылка». В диалоговом окне связать ее с местом в документе (выбрать слайд на который необходимо перейти кликнув на изображение или текст) и нажимаем «ОК».
В результате у нас получилось интерактивное пособие «Шахматы».
Пособие разработано как медиаприложение к учебнику И.Г.Сухина «Шахматы». Предназначено для учащихся начальных классов и рассчитано на поддержание и развитие навыков игры в шахматы.
Цели и задачи пособия:
повышение интереса к предмету «Шахматы»;
позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся;
предоставляет возможность на уроке использовать наглядные средства обучения, что существенно экономит время при объяснении нового материала;
позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
повышение познавательного интереса учащихся;
Структура учебного пособия
Пособие состоит из следующих разделов:
правила игры;
расстановка шахматных фигур;
шахматные фигуры;
шахматные задачки (игры);
источники;
методические рекомендации.
Разделы и понятия и расположены в таком порядке, чтобы удобно было пользоваться. Во время работы можно свободно перемещаться от одного раздела к другому с использованием гиперссылок и кнопок. Практические задания разработаны таким образом, что их можно выполнять на интерактивной доске: можно свободно перемещать фигуры, выбирать фломастер и делать записи.
Раздел «Расстановка шахматных фигур» знакомит с шахматной доской и основными понятиями (горизонталь, вертикаль, диагональ), расстановкой шахматных фигур.
Раздел «Шахматные фигуры» знакомит с каждой шахматной фигурой.
Значок является гиперссылкой на практическое задание.
Значок возвращает на страницу с содержанием
Раздел «Шахматные задачки». Здесь можно выполнять разные практические задания. Например,
Задание «Впиши адреса шахматных фигур». Здесь из инструментов выбирается фломастер и делаются записи на интерактивной доске.
Задания «Мат в 1 ход», «Мат в 2 хода». Здесь ребятам предлагаются разные комбинации.
Раздел «Методические рекомендации». Здесь даны рекомендации по использованию пособия.
В разделе «Источники» дан список использованной литературы.
Заключение
В заключение хочу сказать, что данное пособие, созданное с использованием программного обеспечения SMART Notebook очень удобно: возможно его дополнение, изменение.
Интерактивное пособие облегчает процесс изучения курса «Шахматы». Делает процесс усвоения сложного материала доступным и наглядным, повышает интерес и мотивацию младших школьников.
Интерактивные пособия способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.
Пособие в целом упрощает работу учителя, при этом делает процесс усвоения сложного материала доступным и наглядным.
Электронное пособие может применяться на различных типах урока.
При создании интерактивного пособия можно эффективно использовать возможности SMART Notebook.
Подготовленное учебное пособие обладает следующими преимуществами:
Экономит время учителя при подготовке к уроку;
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.;
дает учащимся возможность самостоятельно оценить свои знания, за счет выполнения интерактивных тестов;
электронный вариант позволяет реализовать индивидуализацию обучения, т.к. ученик может работать в своем темпе, у него есть возможность возвратиться к наиболее сложным для него вопросам, обратиться за помощью к учителю и одноклассникам, вновь попробовать сделать задание, что формирует его самоорганизацию, самоконтроль и, в конечном итоге, способность учиться самому.
Список литературы:
Гик. Е.Я. Шахматы и математика, -М.: Наука, 1976.
Гик. Е.Я. Занимательные математические игры, - М.: Наука, 1987.
Интернет ресурсы:
http://matematiku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2015&Itemid=40
http://www.gambiter.ru/chess/item/1-pravila-shahmat.html
http://battlechess.ru/index/library/types/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8-%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B/