Костюм девушки поморки

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Костюм девушки поморки

Науменко А.С. 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Рафикова Г.Б. 1
1МБОУ СОШ ЗАТО Видяево
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Теоретическая часть

Славу заповедника народной культуры и ее национальных традиций снискали Северу многочисленные памятники народного крестьянского искусства. Среди них ярким самобытным элементом является народный костюм. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, характеристики традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса развития нации в целом. Красота народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам. Народная одежда выражает стремления ее носителя, воспитывает способность находить меру предметов как соответствия их свойств общественным потребностям человека, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его.

Актуальность определяется тем, что на всех этапах истории человеческого сообщества «зеркалом» национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа. Изучение поморского национального костюма помогает понять культурное наследие народа, традиций. Помогает сохранить самобытность поморского народа в быту и одежде. Без прошлого нет настоящего. Проблема изучения влияния народного костюма на современный продолжает сохранять актуальность и в наши дни.

Цель: Изучение характерных особенностей женского костюма, его разнообразие и назначение. Использование национальных элементов в создании современного костюма. 

Задачи:

-изучить требования к современной одежде; 3

-изучить историю поморских национальных традиций в одежде;

-выразить традиции поморов в современном костюме

Объект исследования: костюм-поморки

Предмет исследования: элементы костюма девушки-поморки

Гипотеза: если использовать элементы поморской народной одежды, то можно создать современный костюм.

Методы исследования: поисковый, аналитический, практический.

4

2. Основная часть

История возникновения КОСТЮМА

Здесь вера жива, не забыта,
От тех, незапамятных пор.
Здесь люди почти из гранита,
Есть слово такое, помор.

Поморы — субэтнос русского народа, населяющий южное побережье Белого моря (ю-з и ю-в), называемое за это Поморским берегом. Впервые упоминание о поморах встречается в летописях с 1526 года. Большинство поморов имеют Новгородское происхождение. Главная деятельность поморов - рыболовство, мореплавание и судостроение. Поморы вели довольно активную жизнь и изучали довольно удаленные и суровые острова за полярным кругом, а также совершали рейды по изучению Сибири.

Одежда поморов имела свои особенности, она была проста и практична по ткани и покрою. В Поморье  крестьянское население носило одежду, сшитую из различного домотканого материала, фабричных тканей и старых покупных тканей; последнее означало, что донашивалась или перешивалась старинная одежда. Наиболее предпочтительными материалами для шитья одежды в Поморье являлись холст, сукно, шелк и мех. Специфически «поморским» материалом были кожа и мех морских зверей – тюленя, нерпы, из которых во многих поморских районах изготавливались обувь и верхняя одежда.

Ярким и самобытным является костюм женщины –поморки.

Сдержанность в красках, но разнообразие фактуры лишний раз подтверждает его многофункциональность. Костюмы, предназначенные для повседневной жизни имеют характерные отличия от костюмов, предназначенных для праздников и обрядовых действий. Но есть неотъемлемые компоненты, без которых не может обойтись ни один наряд.

Остановимся на составляющих женского костюма:

 Традиционный праздничный женский костюм — это сложный, состоящий из множества предметов и деталей комплекс, который предназначался для праздников и других торжественных случаев, обрядов и ритуалов. Такой костюм, в зависимости от назначения, украшали вышивкой, кружевом, тканым узором или набойкой.

Женский костюм можно различать и по некоторым другим признакам: социальному (одежда богатой, зажиточной или бедной крестьянской семьи), временному или сезонному (зимняя или летняя одежда). Различалась также верхняя одежда, комнатная и нательная. Одним из главных признаков был возрастной — девичья одежда отличалась от женского костюма, причем наряд молодой женщины был совсем не похож на наряд женщины более зрелого возраста и на одежду старух. Различия проявлялись в материале и цвете, характере декора и орнамента, в конструктивных особенностях костюма и во множестве других черт, связанных с местными традициями.

Костюм девушки-поморки состоит из нагрудной одежды, известной под названием «рукава», косоклинного распашного сарафана-«штофника», парчовой коротены-«полушубочка», высокой девичьей повязки, «заборошника» «кусточка» (девичьего украшения на косу) и нескольких рядов крупных янтарных бус. Необходимыми атрибутами такого наряда были также ювелирные изделия: жемчужные серьги, серебряные браслеты и кольца.

Одежда пожилых женщин состояла — у тех, кто победней, — из сарафана-«костыча» или «китаешника», длинного «от груди» передника и головного убора — повойника, поверх которого носили платок, заводя концы и связывая их на затылке. У богатых старушек праздничный наряд включал в себя ситцевый сарафан на кокетке, «рукава» — короткую рубашку без стана — и повойник с платком, который завязывали концами на лбу, подражая купчихам.

Девичий наряд отличался и обилием украшений — бисерных и жемчужных «наборошников», жемчужных сережек, шелковых и атласных лент, которые крепились к затылочной части перевязки.

Сарафан – является одним из основных видов традиционной женской одежды жителей северных губерний. Носили сарафаны с раннего детства и до глубокой старости: надевали их и по будням, и по праздникам. Постепенно видоизменяясь, эта одежда сохранилась до ХХ в. Позже, для молодых девушек сарафаны уже почти не шили, но старинные (бабушкины, материнские и т. п.) тщательно хранили.

Фартук (передник)- представлен в виде одного, двух или трех прямоугольных полотнищ ткани с поясом и пришитыми к его концам длинными завязками. Все передники шились без каких–либо карманов. Полотнища ткани могли быть соединены швами без соблюдения симметрии. Наверху, по бокам, «фартук» закладывался несколькими неглубокими складочками (реже – вытачками) и собирался на пояс. Передники могли быть различной длины, и по подолу сарафана, и значительно короче 

Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная часть народного костюма.  Девичьим головным убором была повязка («перевязка»,»перевясточка»). Этот убор охватывая голову вокруг, оставлял ее верх (макушку, затылок) открытым. Повязки могли быть обшиты позументом, украшены вышивкой, жемчугом, могли иметь жемчужные (или бисерные) поднизи.

Сорока-является древним по способу ношения головным убором поморской женщины. Данный тип головного убора женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.

Девушки носили «заборочник» («заброшник», «заборосник») в виде подковообразного воротничка, который плотно закрывал шею и завязывался сзади на тесемки-завязки. Шили их из льняного полотна, выкладывали белью и сплошь расшивали жемчугом или бисером. Такой «заборочник» казался неброским, но только на первый взгляд. Мелкий жемчуг, нашитый в россыпь по белой рельефной поверхности настила, сиял на шее у девушки, как белый снег в морозную лунную ночь, или как утренняя роса в чистом поле, посверкивающая на ясном солнышке.

На косу девушки-поморки прикрепляли «куст» — украшение, напоминавшее по форме плоский бант и выполненное в технике золотного шитья в прикреп по льняному полотну. Для того чтобы куст держал форму, полотно дополнительно прокладывали бумагой.

К дополняющим костюм частям относятся обувь, рукавицы и носки. В качестве материала для их изготовления использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, а также шерсть для валяния. 

Женщины носили короткую кожаную обувь.

«Чулки»– высокие носки до колен, также как и рукавицы были вязаными. Будничные вязались из шерстяных нитей домашнего изготовления; а праздничные – из гарусных. Традиционную для Поморья обувь – кожаные поршни надевали именно на такие вязаные чулки.

Завершая выше сказанное, можно сделать некоторые выводы. 8

Исторически заложенные составные части национального костюма поморской женщины (девушки) не утратили своей актуальности и в наше время. Стилизованные варианты длинной женской рубахи, разновидности головных уборов, детали и элементы декора имеют место быть и с в современной одежде.

История символики ПОМОРОВ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ОДЕЖДЕ

На Севере Руси талисманами и оберегами служило все, что только могло использоваться под это дело - варежки, пояса, полотенца, прялки.
Главным оберегом дома являлся деревянный конь, усаженный на крышу дома, зорко глядящий вдаль, он охранял дома днем и ночью. Но ведь коня с собой не унесешь, а в пути тоже защита нужна, а в море без нее вообще никак. Вот и пришли на помощь люду поморскому орнаменты, да узоры, вышивка да роспись местная.

Самый популярный амулет, который можно было носить при себе и быть всегда уверенным в своей защите, конечно пояс, орнаменты на поморских поясах и рубахах часто встречаются ромб с крючками на концах, носили их чаще всего молодые девушки и юноши, это было знаком плодородия и здоровья будущего потомства. Самый популярный "ромб" на рубахах - солнце, символ круговорота жизни, плодородия и жизненной энергии, сулящий его носителю долголетие и плодовитость. Изображения оленей на одежде приносило носителю счастье, добро и свет, и вообще считалось очень добрым, изображать именно оленей на одежде. Олень на головном уборе женщины охранял ее, когда ее муж был далеко в море и не мог позаботиться о своей супруге непосредственно дома.


Женская фигура в центре орнамента, с поднятыми к солнцу руками означает богиню и дарует плодородие и жизненную энергию

На свадебных полотенцах весьма символично появлялись две птицы, как символ согласия и мира в только что созданной семье. Птица вообще на любой одежде или тканной поверхности была символом любви и счастья. Все орнаменты наносились обычно на пояса, рукава (в районе запястья), по кайме рубахи или кафтана, расположенные по всей одежде, они образовали обычно защитный круг, а как мы знаем, что это лишь способствовало усилению действия самих орнаментов.

Но не всегда была возможность использовать на прямую вышивку, суровой зимой спрятана была эта защита под теплыми шубами, но не отчаивались поморы, они даже здесь смогли обеспечить себе очень сильный охранный оберег - варежки.

Всегда при себе зимой, весной - они одетые на руки защищали носительниц от всего злого и недоброго.

варежки поморские

Сейчас никто не задумывается об охранном значении орнаментов, но при вязании поморские мастерицы всегда приговаривали: "Узелок, петелька,

защити, обереги, солнышко на ручке уродится, счастье радость пригодится!" Изображая ромбы и узористые линии, делали они из варежек амулет, дарующий носителю много радости и жизненной энергии в ожидании весны. Так же при вязании рукавиц использовался особый прием "обручок" - перевитие из двух-трех нитей, контрастных друг другу, в том месте, где обычно заканчивается резинка и начинается вывязывание орнамента. Это не хитрое действие усиливало обережную силу варежек вдвойне.

Естественно рукавицы и платки, вязанные не только согревали человека, но и оберегали от напастей и болезней.

Прялки и домашнюю утварь не обошьешь вышивкой, не обложишь тканями и полотенцами, тогда в помощь нам приходит роспись, на поморской земле много видов различной росписи, каждая уникальна и интересна, но самая защитная, самая магическая, та, которая действительно способна защитить, усилить волшебную силу, уберечь - Мезенская роспись.

Ее элементы современные мастерицы используют до сих для создания орнамента в своих изделиях.

Практическая часть

2.1. Выполнение изделия

Рассмотрев костюмы девушек поморок мы решили использовать элементы орнамента при выполнении изделий. Также решили сшить рубаху, передник, изготовить заборошник и налобник , а так же связать чулки с мезенскими узорами.

Некоторые элементы старинного костюма (покрой, орнамент, отделка) находят отражение в современной одежде, например: платье-рубаха- туника; фартук-современный фартук; заборошник-ожерелье из бисера; налобник-обод из бисера; чулки-также чулки.

Технология изготовления платья-рубахи

Выбор модели, подбор ткани, перевод выкройки на кальку согласно своим размерам.

Раскрой изделия из основной ткани.

Стачивание боковых и плечевых швов платья

На всех этапах выполнения изделия выполняется влажно-тепловая обработка.

Технология изготовления передника

Выбор модели, подбор ткани, перевод выкройки на кальку согласно своим размерам.

Раскрой изделия из основной ткани.

Стачивание боковых швов фартука

На всех этапах выполнения изделия выполняется влажно-тепловая обработка.

Технология изготовления заборошника

Выбор модели, подбор ткани, перевод выкройки на кальку согласно своим размерам. 12

Раскрой изделия из основной ткани.

Стачивание боковых швов заборошника.

Отделка бисером.

На всех этапах выполнения изделия выполняется влажно-тепловая обработка

Технология изготовления налобника

Выбор модели, подбор ткани, перевод выкройки на кальку согласно своим размерам.

Раскрой изделия из основной ткани.

Стачивание боковых швов налобника.

Отделка бисером.

На всех этапах выполнения изделия выполняется влажно-тепловая обработка

Технология изготовления чулков

Выбор модели, подбор пряжи, расчет петель согласно своим размерам.

Выбор орнамента для чулков.

Выполнить влажно-тепловую обработку.

Технология изготовления сапожек

Выбор модели, подбор ткани, расчет выкроек согласно своим размерам.

Выбор орнамента для сапожек.

Выполнить строчки. Выполнить отделочную строчку.

Нанести орнамент на сапожки

Технология изготовления сумочки

Выбор модели, подбор ткани по размерам. 13

Выбор орнамента для сумочки. Подшить ремень к сумочке.

Выполнить влажно-тепловую обработку.

Технология изготовления митенок

Выбор модели, подбор пряжи, расчет петель согласно своим размерам.

Выбор орнамента для вышивки на митенках.

Выполнить влажно-тепловую обработку.

Заключение и выводы

Огромная ценность традиций, обрядов, обычаев в одежде в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности. Благодаря традициям, обычаям, обрядам один народ наиболее всего отличается от другого.

Мы гонимся за модой и спорной красотой, не задумываясь о своем

будущем, о своем земном назначении. Вот почему мы должны хранить и сберегать и старые песни, и национальную одежду, и изумительные народные праздники и художественные ремесла. Ибо это корни, питавшие и питающие нас, это не только день сегодняшний, но и наше будущее

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема достаточно актуальна.

Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования и приложения могут быть использованы в школе на уроках технологии, истории культуры, литературы, МХК, в создании костюмов для концертов, в музее как историческая справка. А также познакомившись с элементами костюма, мы будем создавать сценические образы с помощью воссоздания и шитья костюмов. Исследование помогло узнать много нового, познакомиться с интересными людьми.

Подведя итог работы, хочу сказать, что многое требует более пристального и детального изучения. Думаю, данная работа только начало моих исследований в области поморского национального костюма.

Литература

Бернштам Т.А. Народная культура Поморья. – М., 2008. – 432 с.

Гемп К.П. Сказ о Беломорье. – М., 2008. – 224 с.

Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: Каталог. – Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2000. – 280 с.

Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство-СПБ, 1998. – 400 с.

Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1988. - 224 с.

Кислуха Л.Ф.. Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX века в собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" – М.: Северный паломник, 2006. – 272 с.

Поморы © Русская Семерка russian7.ru

https://www.livemaster.ru/topic/1103433-russkij-kostyum-mnogoobraznyj-i-vdohnovlyayuschij

ПРИЛОЖЕНИЯ

Платье-рубаха

Костюм девушки-поморки

Заборошник

Налобник

Просмотров работы: 1337