ВВЕДЕНИЕ
Современная текстильная авторская кукла является особым видом искусства, синтезом скульптуры, живописи, дизайна, театра. При помощи куклы человек может посмотреть на себя со стороны, кукла развивает творческое начало и фантазию. Прежде, чем приступить к созданию куклы, автор вынашивает свою идею в душе, а уже затем начинается кропотливый труд, рождается образ, подбираются необходимые материалы. Каждая кукла ручной работы оригинальна и неповторима. Кукла, являясь одним из ярких отражений культуры, близка и понятна любому человеку. Этот удивительный вид творчества сейчас приобретает все больше любителей и поклонников. Искусство художественной авторской куклы на современном этапе развития привлекает и заинтересовывает не только мастеров, но также коллекционеров и просто зрителей. Предлагаемое исследование посвящено изучению и рассмотрению технологий создания современной текстильной авторской куклы, воплощению художественного образа в текстильной технике. Ведь главной характеристикой авторской куклы является ее образность. В данном виде декоративно-прикладного искусства образ создается за счет пропорций и пластики фигуры, мимики лица, композиции костюма и использования соответствующих аксессуаров. Актуальность темы исследования обосновывается тем, что рассматриваемый вид декоративно-прикладного искусства позволяет создавать достаточно необычные изделия, имеющие декоративную направленность, ориентированные на использование в украшении и оформлении интерьера, возможность применения образа куклы в кино, мультфильмах, театре. Кукла является очень сложным изделием, она несет в себе помимо функции украшения современного интерьера, еще и традиционно игровые функции. Художественная авторская кукла, в отличие от современной рукотворной игрушки, в том числе и куклы, которая может тиражироваться, существует в единственном экземпляре и говорит об уникальном почерке своего творца. Происходящая в России актуализация явления куклы в пространстве искусства, имея взаимосвязь с культурным контекстом, дает осмысление куклы не только как социокультурного, но и как художественного феномена. Активное открытие и существование кукольных музеев (например, Санкт-Петербургского музея игрушки, Санкт-Петербургского музея кукол, музея «Кукольный дом» в Москве, «Музея уникальных кукол» в Москве), распространения явления авторской художественной куклы, создание рынка антикварной куклы, возникновения различных кукольных мастерских, выход в свет многочисленных книг и статей, посвященных куклам, интерес к традиционной русской кукле, внедрение их в педагогический процесс, обилие кукольных персонажей в массовой культуре – все эти процессы, переплетаясь между собой разнообразными способами, выступают проявлением одного комплексного феномена актуализации куклы. Нынешняя ситуация может рассматриваться как своеобразная параллель «кукольной эпидемии», которой европейская культура была подвержена сто лет назад: на рубеже XIX-XX веков явление куклы также оказалось в центре общественного внимания. Была также сформулирована проблема исследования: художественно-образная реализация декоративных изделий в текстильной технике возможна через изучение и освоение технологических и художественных особенностей изготовления текстильных кукол при условии использования определенных изобразительно-выразительных средств, приемов, способов и методов. Гипотеза исследования состоит в том, что если при художественно-образной реализации декоративных изделий применить определенные изобразительные выразительные средства, приемы и способы, объединенные общей тематикой, то в результате можно создать законченный и гармоничный художественный образ изделия. Поэтому при создании авторских кукол художник волен выбирать самостоятельно технологии, способы обработки, применять совершенно разные материалы и смешивать их, что позволяет создавать весьма яркие и неординарные кукольные образы. Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе выделены и рассмотрены роли значимых для формирования кукольного образа факторов:
- изучены и рассмотрены особенности традиционных технологий создания образа текстильной куклы
- рассмотрены и проанализированы техники создания художественного образа современной текстильной авторской куклы. Объектом исследования является изучение искусства художественно-образной реализация декоративных изделий в текстильной технике. Предметом исследования являются изобразительно-выразительные приемы, формы, методы, средства воплощения художественного образа в текстильной технике в контексте декоративно-прикладного искусства. Цель работы - изучение и рассмотрение технологических и художественных особенностей изготовления текстильных кукол с использованием определенных изобразительно-выразительных средств, приемов, способов и методов и создание художественного образа авторской куклы. В связи с этим были определены следующие задачи:
- проследить историю возникновения и развития кукол;
- ознакомиться с традиционными технологиями изготовления текстильной куклы;
- изучить технологии, используемые в создании современной текстильной авторской куклы;
Выявление феномена куклы в социокультурном пространстве, определение понятия «авторская художественная кукла» были изучены в трудах таких авторов, как Ю.О. Голубева, М.А. Марченко, Т.Е. Карпова, А.А. Иванова, М.Г. Давидова. Технологические особенности в изготовлении авторской куклы, влияние различных факторов на формирование и развитие современного кукольного творчества раскрыты в работах Л.И. Садаковой, Ю.Г. Коваленко, А.Н. Василькова, Н. Генсицкой, Б. Голдовского, О. Егупец, Е. Артамоновой, Е. Куниной, М. Карлсон, иностранными авторами: Отаке Ке, Анки Даанен, Мэр Энн Грин.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ
История возникновения кукол
Кукла является одной из увлекательнейших страниц в истории культуры. Человек связан с куклой куда более тесно, чем мы с вами можем подумать. Кукла отталкивается от человека и повторяет его, она связана с ним физическими, психологическими, эмоциональными и мировоззренческими связями. Наиболее древнейшим египетским куклам приблизительно 4 тыс. лет. Паяца археологи обнаруживают в захоронениях маленьких египтян. Кукла иногда выглядит как неотесанный чурбанчик без конечностей - рук и ног. Головы наряжались специальными париками из нитяных и деревянных бус. Однако предназначались данные куклы не для детей, а для взрослых, и были связаны с различными формами религии. Самые древние египетские куклы имели назначение погребальных даров. Древние Греция и Рим оставили нам достаточно внушительное число кукол. Большая часть из них продолжала носить культовый характер. Девушки бережно хранили данные куклы до свадьбы и в канун замужества несли их в дар богиням Венере и Артемиде. Однако, существовали также и игровые куклы. Создавались они из дерева и глины. Данные куклы в основном являлись подвижными. Конечности приделывались к телу благодаря палкам и нитям. А для детей знати куклы изготовлялись из дорогих материалов, более детально и тщательно. С середины XIX века, в области археологии случились очень важные события. В испанских и французских пещерах были найдены создания эпохи палеолита. Сам ряд изображений - и в графике, и в живописи - говорит о некоем изначальном желании человека копировать объект. В Чехословакии было найдено захоронение, впоследствии названное «Брно-2», где обнаружили небольшую фигурку из кости мамонта. Её руки и ноги были подвижно присоединены к туловищу. Многие ученые и исследователи считают, что эта фигурка и есть начало истории куклы. Находке из «Брно», по наиболее приблизительным подсчетам, около 30-35 тысяч лет. Самые первые куклы, каких мы с вами знаем, были связаны с обрядами, которые выражали фундамент миропонимания доисторического общества. Таковыми являлись обряды культа создания мира и культа почивших предков. Надежды на жатву, плодородие, урожай объединялись с убежденностью в помощи почивших предков. Даже и по сей день еще африканские племена применяют в своих обрядах кукол, которые представляют собой образ мертвых. Взаимосвязанная со сферой божеств и почивших предков кукла, завоевала все материки. Даже небольшим куколкам причисляли роль божеств, о чем говорит нам средневековое имя кукол - кобольды. Из обычаев и обрядов произошел театр кукол. В юго-восточной Азии, а также Индии основной темой кукольных представлений являлись дела и поступки божеств-героев, которыми были Рамаяна и Махабхарата. Кукольный мастер представлял собой образец создателя - Брахмы, а сам кукольный театр - образец мира. Из этого следует, что данные представления носили философские основы. Собственно говоря, куклы в течение всей истории были взаимосвязаны с философией очень часто. Дальнейшим проявлением применения кукол в различных обрядах стали христианские кукольные представления. Они повсеместно распространены и по сей день в Европе, начиная со средних веков. Куклы участвуют в парадных шествиях в связи с различными праздниками у христиан. Куклы, которые изображают Деву Марию, младенца, апостолов повсеместно встречаются в Испании, Италии в католических храмах, вместе с множеством крашеной скульптуры. Изображение Богоматери имело название «Марион», или по-другому, «маленькая Мария», откуда и берет свое начало слово «марионетка». Характерную роль в жизни и взрослых, и детей, имели куклы-марионетки. Древнегреческий философ Платон в своих «Законах» сопоставлял человека с игрушкой, а наши пороки с нитями, приводящими ее в движение. Наряд и лица впечатляют натуральностью, изысканностью, изяществом. Вместе с тем, у католических христиан возле церквей принято обустраивать что-то вроде рождественских вертепов, или Христовых Ясель. Как правило, герои данного сюжета из Библии - куклы, ростом с человека, которые оснащены механизмами, позволяющими им двигаться. Данная традиция Европы установилась и в России, придя через Белоруссию и Украину, и нашла свое выражение в рождественском кукольном вертепе. Вертеп - это небольшой переносной кукольный театр, который имел две сцены, располагающиеся друг под другом. Верхняя представляла собой Вифлеемские ясли, нижняя сцена являлась дворцом царя Ирода. Вместе с вертепами организовывали действа на ярмарках для обычных людей. А позднее вертепы переместились в дома богатых, зажиточных городских жителей. Кукольные представления сопровождались церковным пением, светом свечей. Во второй половине XVII века Франция начинает становиться эталоном всей Европы в различных сферах - политике, духовной жизни, экономике, а также в сфере моды. Гламурных журналов в то время еще не существовало, однако узнавать о новейших тенденциях в моде Франции хотели очень многие европейские модницы. Находчивые французы вспомнили о том, что в древнем Риме для показа мод в глубинку отправляли разукрашенные фигурки, изготовленные из глины, или, по-другому, фигурины, которые имели высоту от 8 до 25 см. И французы создали потомков этих фигурок из глины - великолепных пандор. Пандоры, поистине, являлись самыми настоящими произведениями искусства. Они представляли собой фарфоровых кукол средней величины и с приблизительными пропорциями взрослой женщины. Одеты они были в соответствии с последним словом моды. В комплекте к кукле шел большой гардероб, сундучки с парфюмерными композициями, множество самых различных аксессуаров.
В дальнейшем, в 60-х годах XIX века эти пандоры видоизменились в манекены (это голландское слово, обозначающее «мужчинка»). А еще ранее, в конце XVII века, у пандор возникли единственные в своем роде собратья - андроидные конструкции, или механизмы. Расцвет механических андроидов пришелся на эпоху уникального и исключительного синтеза новейшей культуры Европы. В XVIII веке было изобретено большое множество разнообразных механических кукол. В их число входят и известная «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические птицы, животные и т.д.
Широко известно, что создавать кукол, предназначенных для детей, стали с незапамятных времен. Однако, так как такая работа являлась кустарной, и каждая игрушка была неповторимо по-своему, из этого следует, что далеко не всякий ребенок имел шанс обладать такой куклой.
В конце XIX века русской знаменитой купеческой семье меценатов Мамонтовых подарили подарок. Его привезли не то из Парижа, не то с острова Хонсю. Подарок представлял собой японскую выточенную фигуру, изображающую буддийского божества Фукуруджи (Фукурума). Фигурка, оказывается, имела небольшой секрет. Она была разъемной, другими словами ее можно было разделить на две половинки. Внутри этой фигурки скрывалась следующая, меньше размером, состоявшая в свою очередь так же из двух частей. В общей сложности можно было сосчитать пять штук таких фигурок. По всей вероятности, именно данная японская игрушка подсказала русским умельцам создать свою версию разъемной фигуры. Эта идея воплотилась в роли крестьянской девочки. А в народе ее назвали общеизвестным именем Матрена, или по-другому, Матрешка.
В середине XIX века в Европе происходит индустриальный подъем, расцвет экономики. Вместе с этим появилось большое внимание к духовным, эмоциональным желаниям детей, и их связью с экономической областью. Повсеместно открываются заводы и фабрики, занимающиеся изготовлением игрушек, а именно - кукол. Торговая удача того или иного предприятия обусловливалась качеством выпускаемых изделий, их многообразия. Не на последнем месте была и художественная образность продукции. В настоящее время заводское изготовление кукол приобрело очень высокий уровень подъема. Игрушки, в частности, куклы, являются уже неотделимым звеном нашей обычной жизни. Кукла проводит нас в воспоминания о нашем прекрасном детстве, она является оригинальной деталью интерьера, украшением и атрибутом дома. Кукол мы встречаем в театрах, музеях, на выставках. Мы видим их на полках магазинов, на экранах телевизоров, в различных рекламных кампаниях.
В XX веке возникает удивительный и таинственный жанр в искусстве - художественная авторская кукла.
Двадцатый век явился веком инновационных технологий, соединением и взаимопроникновением совершенно различных видов и жанров искусства. Такой синтез жанров приводил к возникновению новых течений в художественном творчестве. В итоге, примерно к середине ХХ века, рождается новый жанр - художественная авторская кукла. Она была совершенно не похожа на детские игрушечные куклы и тех кукол, которых мы можем видеть в театрах, кукольных мультипликациях, анимации. Такая кукла сделана только для эстетического удовольствия, лицезрения, рассматривания, любования. Данные творения восхищают своим великолепием и глубиной замысла, который является совсем неигрушечным. В настоящее время данный вид деятельности является очень популярным, востребованным и имеет множество поклонников. Авторские куклы представляют большой интерес для коллекционеров, а выставки приковывают внимание многих людей. На данный момент этот жанр творчества практически совсем сформирован, он имеет свои течения, авторов, новаторские движения, традиции.
Художественный процесс изготовления авторской куклы начинается с общей задумки, замысла ее образа и заканчивается прорабатыванием мельчайших подробностей. Это большой труд мастера, который требует высокого профессионализма, умения и виртуозности. Каждая отдельная авторская кукла имеет свой характер и образ, настроение, историю. Можно утверждать, что художник-кукольник вкладывает частичку собственной души в свое произведение. Авторская художественная кукла представляет собой не только предмет для коллекционирования. Она также является прекрасным аксессуаром и украшением любого интерьера, несущим особое настроение и атмосферу, изящность и эстетичность.
С большой долей вероятности можно сказать, что жанр авторской куклы получит в России необычное и самобытное усовершенствование и развитие.
Обычно каждый художник при изготовлении авторской куклы выбирает какой-то определенный, так сказать, свой, материал. Классическим материалом, использующимся при изготовлении кукол, является фарфор. Однако данный материал дорог в изготовлении и требует от мастера высокого профессионализма при работе с ним. Витрины нынешних магазинов поражают взор бесконечным многообразием игрушечной и кукольной индустрии. Не является секретом и то, что многие покупки в таких магазинах взрослые совершают для себя. Ведь такими куклами восхищаются, любуются, они являются оригинальным и неповторимым украшением домашнего интерьера, их коллекционируют.
На данный момент, к сожалению, затеряны древние корни возникновения кукол. Ведь с древности куклы служили оберегами и талисманами, тотемами, религиозными и мистическими символами. И только позднее они стали детской игрушкой.
Самыми воодушевленными и творческими создателями кукол являются дети. Ведь кукла - это своего рода видимый посредник между детством и взрослым миром. С помощью куклы дети развиваются, социализируются, и становятся полноправными участниками общества. А для взрослых - кукла замечательная возможность возвратиться в детство.
Самой милой и желанной всегда будет кукла, сотворенная своими собственными руками, наделенная частичкой своей души, оживленная фантазией. И пусть даже она не будет являться идеалом с четкими симметричными линиями и правильными пропорциями, однако она будет иметь что-то особенное, от чего становится тепло и легко на сердце. Именно в такой кукле, изготовленной собственными руками, можно почувствовать то, что мы именуем душой. 1.2Текстильная кукла в современном декоративно-прикладном искусстве
В жизни современного человека кукла не уходит на второй план вместе с детством. Сейчас кукла воспринимается нами не только как детская игрушка, но также, как и оригинальный подарок, предмет коллекционирования (авторская работа), прекрасное дополнение, изюминка в интерьере, и просто молчаливое существо, несущее в себе тепло человеческих рук, его создавших. Среди многообразия сегодняшней тряпичной куклы можно выделить несколько наиболее ярких направлений. Эти направления чем-то могут быть схожи между собой, или иметь значительные различия.
Тильда. Очень востребованными и известными в наше время считаются куклы Тильды.
Их создателем является дизайнер из Норвегии Тоне Финангер. Шьются такие куклы из натуральных материалов - бязь, лен, хлопок, а набиваются, как правило, синтепоном. Украшаются тильды лентами, пуговицами, бусинами. Самыми модными можно назвать, пожалуй, толстушек, длинноногих принцесс и фей, сплюшек, летающих котов, улиток. А животные, которые изображаются в образе тильды, очень разнообразны - это и медведи, зайцы, жирафы, гуси, слоны, бегемоты, свиньи, олени, овцы, коровы, собаки и т.д. Тильд очень сложно спутать с другими куклами. Характерными и отличительными чертами для них являются очень нежные пастельные цвета, длинные ручки и ножки, небольшие глаза и румяные щеки.
Тильды - все-таки больше не игровые, а именно интерьерные игрушки. Их используют в качестве сувениров. Поэтому нередко их ароматизируют. Для аромата, как правило, добавляют в набивку ванилин, корицу, или вкусно пахнущие травы (лаванду, жасмин, базилик), кладут и готовые мешочки-саше. Тильд дарят на самые разнообразные праздники, начиная от Дня рождения и заканчивая Днем Святого Валентина. Очень модными во многих странах в мире, и в России в том числе, являются следующие куклы - так называемые тыквоголовки и куклы по мотивам работ Сюзанны Вулкотт.
Авторские художественные текстильные куклы московской мастерицы Татьяны Коннэ являются очень востребованными среди поклонников hand-made-искусства. Многие подражают ее методике. Характерными чертами ее кукол являются крупные устойчивые ножки, лицо, как и у тильд, не прорисовывается (только румянец на щечках и небольшие глазки).
Авторские куклы Т. Коннэ - особенный кукольный мир, который хочется воспроизвести самому. Однако подлинных выкроек нигде нет, поэтому куклы создаются по мотивам, приблизительным выкройкам. Скульптурный текстиль - это один из видов современного кукольного творчества, при котором декоративные изделия создаются из ткани, содержащей большое количество эластана (как правило, капроновых колготок) при помощи определенных приемов и методов (таких как утяжка), позволяющих добиться ярко-выраженной мимики игрушки и ее характерности. Данная техника является относительно новой. Она существует чуть больше 10 лет. Зародилось это искусство в Америке.
Глава II. ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ
Художественная авторская кукла - это поистине настоящее произведение искусства. Художественный процесс изготовления авторской куклы начинается с общей задумки, замысла ее образа и заканчивается прорабатыванием мельчайших подробностей. Это большой труд мастера, который требует высокого профессионализма, умения и виртуозности. Каждая отдельная авторская кукла имеет свой характер и образ, настроение, историю. Можно утверждать, что художник-кукольник вкладывает частичку собственной души в свое произведение.
2.1 Требования техники безопасности
Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом
1. Перед тем, как начать работу с утюгом, необходимо проверить исправность шнура.
2. Включать и выключать утюг разрешается исключительно сухими руками. Необходимо браться только за корпус вилки.
3. Ставить утюг необходимо не специально предназначенную для него подставку.
4. Контролировать, чтобы шнур не соприкасался с подошвой утюга.
5. При завершении работы отключить утюг из розетки. Правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, иглами
Булавки и иглы
1. Булавки хранятся в специальной коробочке с плотной крышечкой. Иглы хранятся в игольнице или подушечке, обвитые нитью.
2. Если игла сломалась, ее нельзя бросать, а необходимо положить в отдельную специальную коробку.
3. Посчитать число булавок и игл перед началом работы. По окончании работы проверить их количество.
4. При работе булавки и иглы вкалывать только в игольницу, запрещается вкалывать в другие посторонние предметы либо оставлять в изделии.
5. Не использовать ржавую иглу. Она оставляет пятна на ткани, плохо в нее проходит, а также может сломаться.
6. Располагать выкройки на ткани острыми концами булавок от себя, чтобы случайно не уколоться при движении.
7. При завершении работы проверить, не остались ли в изделии иглы или булавки.
Ножницы
1. Хранить ножницы в специально отведенном месте, например, коробке, подставке.
2. Располагать ножницы сомкнутыми лезвиями от себя, при передаче, нужно держать их за сомкнутые лезвия.
3. При работе применять только хорошо отлаженные и острые ножницы.
4. Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Контролировать во время работы положение лезвий.
6. Применять ножницы исключительно по назначению.
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине
Санитарно-гигиенические требования
1. Свет должен падать на рабочую зону слева или спереди.
2. При работе сидеть за машинкой нужно прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
3. Стул должен находиться напротив иглы.
4. Пространство между машиной и работающим должно составлять 10-15 см.
5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или специальную подставку.
Правила безопасной работы.
1. Волосы убрать в хвост или под косынку.
2. Не располагать на швейной машине посторонние предметы.
3. Перед работой контролировать, не осталось ли в изделии игл или булавок.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
5. Перед началом работы контролировать исправность электрического шнура.
7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться исключительно за корпус штепселя сухими руками.
8. Аккуратно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее без рывков, плавно.
Правила работы на швейной машине
1. Маховое колесо вращать исключительно на себя.
2. Подбирать толщину иглы и нитей в зависимости от ткани.
3.Контролировать вид машинной строчки, величину стежка, степень натяжения верхней нити.
4.Заправлять нити согласно инструкции к швейной машине (нити верхней и нижней заправки желательно должны соответствовать по номеру и цвету).
5.Учитывать, что при шитье деталь изделия должна находиться слева от работающего, а припуски на швы - справа.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
8. Запрещается работа за швейной машиной в случае, если ткань сошла с зубцов ее рейки.
9. При завершении работы положить кусочек ткани под лапку и отключить электрическую швейную машину.
Меры безопасности при аварийных ситуациях
- отключить рубильник,
- оперативно и без паники покинуть опасное место,
- увести с собой людей в безопасное место и проконтролировать, все ли покинули помещение,
- если необходимо, организовать группу спасения,
- сообщить о случившемся.
1.2 Материалы и инструменты.
Для создания текстильной куклы понадобились следующие материалы:
Бязь телесного цвета, нитки под цвет ткани, синтепон для набивки тела, тресы рыжего цвета, акриловые краски для росписи лица, пастель, ткань для одежды, ножницы и швейная машинка.
1.3 Последовательность изготовления современной текстильной куклы.
Кукла была сшита по авторской выкройке Ларисы Садаковой.
Перевод выкрой на ткань
Сшивание и сборка деталей тела
Уточнение деталей (вышиваем пальчики)
Плотно набиваем голову куклы
Роспись лица акриловыми красками и пастелью
Готовое изделие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование посвящено художественно-образному воплощению декоративных изделий в текстильной технике, изучению, рассмотрению и освоению технологических и художественных особенностей изготовления современных текстильных авторских кукол, рассмотрению и применению особых изобразительно-выразительных средств, приемов, способов и методов для реализации художественного образа. Анализ современного состояния проблемы показал, что тема достаточно широко и подробно изучена в отечественной и зарубежной литературе, однако еще достаточно места для воплощения творческих идей и новаторских начинаний. В первой главе была рассмотрена история возникновения и развития куклы, ее значение в настоящее время.
В результате проведенного исследования было выявлено, что искусство куклы имеет многовековую историю. Кукла является одним из самых древних видов декоративно-прикладного творчества. Как вид декоративно-прикладного искусства, авторская игрушка имеет истоки в предшествующих культурных формациях, что может подкрепляться множеством примеров из истории игрушки. Однако, значимость самостоятельного вида декоративно-прикладного искусства и дизайна она получила только в начале XX века, в результате мощного качественного скачка.
Во второй главе были описаны общие технологические особенности изготовления современной текстильной куклы. В творческой части была описана технология изготовления текстильных декоративных авторских кукол.
Собранные материалы и полученные знания помогли наиболее полно раскрыть тему исследования, глубже понять проблему и решить задачи поставленные в процессе работы.
Проведенное исследование может послужить хорошим методическим материалом в изучении искусства изготовления современных текстильных авторских кукол. Таким образом, в результате проведенной работы была изучена современная текстильная кукла, изучены и систематизированы особенности традиционных технологий создания текстильной куклы, изучены и систематизированы технологии и приемы создания художественного образа авторской текстильной куклы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Даанен, Анки. Куклы в стиле фэнтези /Анки Даанен. М. «Дизайн-Кора», 2010. – 184 с.
Алехин, А. Д. Когда начинается художник: Книга для учащихся /А. Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1993. – 160 с.
Ананьева, Е. Куклы мира / Е. Ананьева. – М.: Издательство Аванта+, 2005. – 186 с.
Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы / З. И. Зимина. – Ладога, 2007. – 100 с.
Изергина, А. Н. Мягкая игрушка / А. Н. Изергина. М.: Государственное издательство местной промышленности РСФСР, 1944. – 72 с.
Исупов, К. Г. Мифологические и культурные архетипы преемства в исторической тяжбе поколений. Поколение в социокультурном контексте XX века / К. Г. Исупов; отв. ред. П. А. Хренов. – М., 2005. – 30 с.
Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. – М.: Искусство, 1972. – 440 с.
Карлсон, М. Делаем куклы / М. Карлсон. – М.: Попурри, 2011. – 106 с.
Коваленко, Ю. Г. Изготовление художественной куклы: учебное пособие / Ю. Г. Коваленко. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – 45 с.
Ковычева, Е. И. Кукла в диалоге культур: монография / Е. И. Ковычева. – Ижевск: Изд. Дом «Удмурский университет», 2002. – 84 с.
Кононов, А. Духовный смысл игрушки. Размышления отца у витрины «Детского мира» / А. Кононов. - Киров, 2000. – 132 с.
Морозов, И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма): Автореф. дис. д-ра. ист. наук. М., 2010. – 17 с.
Москин, Д. Загадка народной куклы / Д. Москин, Т. Яшкова. - Петрозаводск: Периодика, 2010. - 64 с.
Мэр Энн Грин. Шитье из лоскутков. Пер. с англ. / Грин Мэр Энн. – М.: Просвещение, 1981. – 64 с.