Мягкая книжка-театр как средство развития творческого потенциала ребёнка

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мягкая книжка-театр как средство развития творческого потенциала ребёнка

Евладенко  В.Ю. 1Мордвинова  А.В. 2Шмыглева  П.К. 2Перепелкина  Д.В. 2
1БОУ г. Омска «СОШ № 45»
2Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Журавлева  Н.А. 1
1БОУ г. Омска «СОШ № 45»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ребёнок, познавая окружающий мир, учится обычным вещам взрослого человека. Облака, птицы, звери, деревья — все эти и другие названия закладываются уже в раннем возрасте. Как известно, все эти знания ребёнок получает в основном из книг.

В раннем возрасте у детей высокая потребность в тактильных ощущениях. Такого активного взаимодействия не выдерживают книги из обычной бумаги — они быстро рвутся и могут поранить краями. Поэтому для детей младшего возраста книги делают из толстого картона со скругленными краями. Эти книжки безопасны, но на ощупь они все одинаковы.

Повысить интерес ребенка к взаимодействию с книгой можно, используя текстильные материалы как основной материал для создания книги. С книжечкой, у которой листы изготовлены из ткани, можно играть как с игрушкой, что невозможно делать с бумажным или картонным экземпляром. В промышленных масштабах мягкие тканевые книжки не производятся. Большая их часть — плод стараний народных мастериц в Интернете.

Содержательной частью таких книжек становятся различные тематические страницы. Например, поместить цифры на липучках в правильном порядке; завязать шнурки на миниатюрных ботиночках; открыть окна домика и посмотреть, кто там живет; поместить фрукты на деревья.

Игрушки помогают ребенку в увлекательной форме игры исследовать окружающий мир, развивать умения и навыки, позволяют выражать свои чувства, учат общаться и многое другое.

Актуальность исследования. Опираясь на теоретические исследования в области психологии, можно считать, что игра является ведущей деятельностью дошкольника. Важная роль принадлежит игре в формировании и развитии творческих способностей ребёнка. Само понятие «игра» является объектом исследования ряда специальных научных дисциплин: психологии, педагогики, философии и др. Анализ литературы показывает, что сущность игры можно рассматривать с трех позиций: форма общения (М.И.Лисина), способ усвоения деятельности взрослых (Д.Б.Эльконин), проявление умственного развития (Ж.Пиаже). В игре для ребёнка важен не результат, а сам процесс: проигрывая воображаемую ситуацию, дети переживают реальные чувства и сопереживают своим героям; в игре происходит «оживление» игрушек.

Мы любим мягкие игрушки и любим их шить и вязать сами. Поэтому уже третий год занимаемся в кружке «Волшебные петельки». На занятиях кружка мы учимся вязать и шить игрушки, делаем лекала, выкраиваем, сшиваем, вяжем; читаем книги о мягкой игрушке; придумываем свои модели и схемы вязания игрушек. Нас заинтересовала история возникновения мягких развивающих игрушек.

С руководителем мы решили сшить мягкую книжку-театр. Мягкую книжку очень важно уметь «читать» малышу. Хоть она и называется книжкой, но в ней нет напечатанного текста. Текст нужно каждый раз воспроизводить, опираясь на декорации и героев книги. Очень хорошо подходят книжки по известным сказкам, например, «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Персонажи сказок лучше запоминаются, когда каждого из них можно потрогать (важно подбирать соответствующий материал). Такие сказки ребенок охотнее пересказывает.

Рядом с нашей школой находится детский дом, поэтому было решено изготовить для ребят этого детского дома мягкую книжку-театр.

Объект исследования — мягкая книжка-игрушка.

Предмет исследования — книжка-театр как средство развития творческого потенциала ребёнка.

Цель работы – создание полифункциональной мягкой книжки-театра.

Гипотеза работы. Использование мягкой книжки-театра в процессе игры поможет развитию творческого потенциала ребёнка.

Сформулированные цель и гипотеза исследования конкретизируются в постановке следующих задач:

- изучить историю появления мягкой игрушки;

- изучить историю развивающих игрушек;

- узнать о материалах, используемых для изготовления мягких развивающих игрушек;

- познакомиться со способами сшивания фетра и использовать свои знания и умения при изготовлении изделий из фетра;

- провести анкетирование детей и взрослых;

- сделать подарок детям младшей группы детского дома.

1.Теоретическая часть

1.1. Из истории появления мягкой игрушки

Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения. Мягкие игрушки - это модели животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью. Впервые они появились в XIX веке.

Археологи находили самые древние игрушки еще в египетских пирамидах и в развалинах Помпей. Тогда они большей частью были деревянные, глиняные или даже каменные. Прообразом первых мягких игрушек были куклы, набитые соломой. Но началом эпохи всеобщего распространения плюшевых «друзей» считается XIX век, когда был образован в XIX веке «Синдикат французских фабрикантов игрушек». До этого мягкая игрушка представляла собой сшитую из различных лоскутков куколку, прообразом которой служило какое-либо животное. А к концу века их производство перешло от кустарного к промышленному. А закрепил успех милый медвежонок Тедди, придуманный в начале XX века, который надолго завоевал сердца людей по всему миру.

Дело обстояло так. В Германии в 1879 году женский журнал «Die Mod Ewe Itt» предложил сшить своим читательницам слоненка из фетра по прилагающейся выкройке. Эта поделка стала первым шагом Маргарет Штайфф по созданию одной из крупнейших фабрик игрушек «Steiff» (Приложение 1). Именно она затем создала плюшевого медведя, запатентовав свое изобретение в 1901 году. Но ее модель опиралась на все четыре лапы.
В XX веке началось массовое производство мягкой игрушки, и возник бум на плюшевых медведей (Приложение 2).

Мягкая игрушка популярна и в XXI веке, когда дети играют в компьютерные игры, увлекаются покемонами, барби, черепашками - ниндзя и другими кумирами детства. Но все равно самой любимой игрушкой остается потрепанный плюшевый мишка, который, возможно, достался в наследство от старшего брата или сестры или даже от родителей.

Мягким игрушкам отведена большая роль в жизни ребенка. Они создают ощущение тепла и уюта, способствуют достижению психологического комфорта. Кроме того, они становятся настоящими друзьями для детей, неотъемлемыми участниками их игр. Игрушкам дают имена, придумывают им биографии и характеры…

Рубеж XIX-XX-го веков – особый период в истории игрушки, когда она стала не только объектом интереса коллекционеров, исследователей, художников, но и результатом творческих поисков. Этот период расцвета художественной игрушки не был продолжительным – к концу 1910-х годов на первый план выходит воспитательная и развивающая функция игрушки.

1.2. Что такое развивающая игрушка

Игрушка для ребенка — не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

Исследование игровых функций книжки-игрушки и возможностей их использования в обучающем процессе младших школьников содержится в трудах кандидата педагогических наук Е.В.Дьячковой. И.А.Тушевская, кандидат исторических наук, педагог-исследователь, рассматривает современную книжку-игрушку как объект, потенциально наделённый функциями реабилитации детей (психотерапия, архтерапия).

Игрушки — это фактически первые книжки ребенка. Какие они? Чему учат? Игрушка может значительно обогатить представления, если играть ребенку помогают взрослые. Очень важно соблюдать в играх постепенность, последовательность в обучении, учитывать возрастные особенности ребенка. Следует учитывать, чем активнее взрослый, тем реактивнее ребенок. Поэтому необходимо, чтобы ребенок был не пассивным наблюдателем, а активным участником в действии с игрушкой. Нельзя забывать о том, что все попытки ребенка следует поощрять. Нельзя заставлять ребенка смотреть на кого-то или на что-то. Необходимо предложить ему помощь в овладении той или иной игрушкой, привлечь его внимание к ней. Действия с игрушкой лучше проводить один на один с ребенком, сводя все посторонние раздражители к минимуму. Если ребенка интересуют посторонние предметы, необходимо поместить игрушку рядом с лицом взрослого и посодействовать, чтобы ребенок смотрел на него. При общении с ребенком очень важен как контакт глаза в глаза, так и эмоциональный контакт, будь то пение, речь, действие с игрушкой.

Психологи отмечают, что речь развивается лучше во время деятельности. Малыш, научившись ходить, может выполнять все больше действий. Он строит башни из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, вкладывает коробочки одна в другую, собирает и разбирает матрешку. В процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этой игрушки производить. Поэтому детям раннего возраста больше подходят игрушки, развивающие простейшую конструктивную деятельность: крупные разноцветные кубики, легкие в сборе пирамидки, состоящие из нескольких колец; вкладывающиеся друг в друга коробочки разного размера и др. подобные игрушки, с которыми можно что-то построить, составить, перестроить.

Летом во дворе ребенок играет с песком: насыпает и высыпает песок совочком, лепит пирожки, с помощью формочек выкладывает из песка различные фигурки. Все эти действия, игры будут способствовать не только развитию моторики, но и речи, особенно, если рядом будет находиться взрослый, который прокомментирует все действия ребенка: насыпал, высыпал, налил, вылил, перелил.

Игрушка — способ привлечения внимания ребенка, попытка вызвать у малыша направленный взгляд на новый для него объект (это может быть деревянная ложка, пустая банка, мамины бусы, яркий платок). Следуйте за направлением внимания малыша. Самые простые предметы могут превратиться для него в занимательную игрушку. Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки (Приложение 3). Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто.

В дошкольный период игра является основным источником познания и развития. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А игрушка для ребенка – с одной стороны это средство самовыражения, с другой - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, он пропускает через себя образ той игрушки, с которой играет. И поэтому очень важно обращать внимание на то, что она собой представляет, и какие качества может сформировать.

Детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними. У ребенка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна вмешаться мама, предложив устроить кукольный день рождения с угощением для всех кукол, или игру «в зоопарк», в которой примут участие все мягкие игрушки.

Сколько бы ни было игрушек у ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, задача взрослых - научить ребенка играть и через игру развивать собственный интеллект.

Каждому возрасту - свои игрушки.

1) Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию. Уже с 2-х месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека и животных». Игрушки, обеспечивающие эту линию развития, должны воспроизводить реальное лицо человека, по возможности привлекательное, выразительное или стилизованное. Прежде всего, это самые разные куклы определённого типа и размера. Подходят также игрушки, передающие внешний облик животного или птицы, пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом). Очень хорошо подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать такую же игрушку на стержне (Приложение 4).

2) Игрушки, способствующие познавательному развитию. Для этого нужны яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес - это могут быть подвесные игрушки: объемные фигурки, погремушки, карусель музыкальная с 3-4 различными игрушками, колокольчики, бубенчики, «турничок». В 4-5 мес. они начинают специально тянуться к ним и вызывать их движение (или звук). С возрастом их движения становятся всё более энергичными и целенаправленными – малыш с удовольствием стучит по погремушкам и наслаждается производимым эффектом.

Формирование согласованности восприятия и действия (руки и глаза) происходит в простых действиях (ребёнок хватает доступные предметы, стучит ими, трясет и катает, перемещает подвижные части). Для этого нужны: простые погремушки прозрачные и с перекатывающимися шариками цветные (жёсткие и мягкие), колокольчики для раскачивания, геометрические формы - шары, кубы.

Для более сложных действий полезны игрушки, составленные из двух объектов, требующие координации рук: погремушки и игрушки с подвижными частями, игрушки с кнопками, со звуковым или световым эффектом; игрушки, комбинированные с липучкой и с зеркалом; игрушки с наполнителем (горошком, шуршащей бумагой); открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания, игрушки-вкладыши (по 2–3 формочки с явными различиями в размерах) (Приложение 5).

3) Игрушки, способствующие развитию моторики и движений. Это могут быть: мячи - резиновый, большой надувной; прозрачный и с перекатывающимися внутри шариками; из мягкого материала с мелодией; надувные цилиндры для отталкивания ножками, кольца и специальные игрушки для кусания.

На втором году жизни взрослый становится для ребёнка образцом человеческих предметных действий. Общение с взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки (Приложение 6).

4) Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка. Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формирование целенаправленности действий ребёнка. Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это уменьшенные аналоги реальных объектов: совочки, лопаточки, метелочки, грабельки, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны, удочки с магнитом для «ловли рыбок», игрушечный телефон, часы, сумочка и пр. кукольная утварь (Приложение 7).

Наглядно-действенное мышление. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это: пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу, вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания матрёшки – 3-4 местные, столики с отверстиями, колышки, крупные пазлы и мозаики, кубики крупные пластмассовые и деревянные, шнурок и бусины для нанизывания и т.д. (Приложение 8).

Познавательная активность. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут быть: коробочки с секретом; детские музыкальные центры; механические игрушки; клавишные игрушки; игрушки с сюрпризом, требующие установление связи между своим движением и появлением чего-то нового, материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр. (Приложение 9).

Целеустремлённость и настойчивость. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки: фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр., пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.), составные игрушки – машинки, домики и пр., строительные наборы, бусы для нанизывания, шнуровки и застёжки (Приложение 10).

5) Игрушки, способствующие социально-личностному развитию. Данное направление представлено играми по развитию речи, и процессуальной (предметной) игрой, подготавливающей появление ролевой.

Речевое развитие. Игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть: картинки с изображением животных и людей, сюжетные картинки с изображением действий, наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей, элементарные виды детского домино и лото, последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок, наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажи известных сказок, игрушечный телефон (Приложение 11).

Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это куклы, среди которых могут быть: тряпичные – гибкие, (высота – 30 - 40см), пластиковые – гибкие, кукла-голыш с набором одежды, кукла в одежде, маленькие «пупсики» в разных позах.

Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.), мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик), «продукты питания» – наборы овощей, фруктов, «предметы гигиены» для кукол – расчёски, щётки, мыло и пр., игрушечные животные – маленькие и средних размеров с выразительной внешностью (Приложение 12).

Наряду с реалистическими игрушками нужны предметы неопределённого назначения, например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или паралона и пр.

6) Игровые пособия, способствующие физическому развитию. Это мячи разных размеров, обручи, спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка), скамеечки для ходьбы, коврики с разной поверхностью (Приложение 13).

7) Игрушки, способствующие социально-личностному развитию.

Эта главная для дошкольного возраста линия развития осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - сюжетно-ролевой игре.

Воображение. Для осуществления этих видов игры нужны: «признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей); простые маленькие куколки (пупсики, солдатики); куклы неопределенного пола и возраста (без лица); пальчиковые куклы и куклы для театра; мелкие фигурки животных (мягкие и пластичные); предметы неопределенного назначения (брусочки, шарики из разного материала, кусочки ткани) (Приложение 14).

Произвольность. Для этих видов игр нужны: наборы кукол разного пола и размера; кукольная мебель, посуда, одежда; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочки и пр.); транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить); куклы и утварь для игры в семью; атрибуты для игры в парикмахера, доктора и пр.; настольно-печатные игры; дидактические игры разных видов, адекватные возрасту (Приложение 15).

Общение. Это так называемые «Игрушки-подружки», способные стать любимыми: куклы и животные с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной, художественной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые» (Приложение 16).

Так что же такое развивающая игрушка?

Понятно, что развивающая игрушка – это игрушка, которая что-то развивает. То есть тут заложены два ключевых слова: «развитие» и «игрушка».

Развитие, по определению, это процесс движения, изменения, возникновения чего-то качественно нового. Исходя из этого, появление у ребенка нового отношения к миру, к себе и другим людям, формирование новых умений, проявление новых желаний, интересов, эмоций, движущих мотивов – все это развитие.

В педагогическом словаре я нашла такое понятие игрушки.

Игрушка – вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме. Игрушка должна развивать познавательные способности (и прежде всего воображение); помогать освоиться в привлекательном для детей мире взрослых и действовать в игре, подражая им; формировать у ребенка любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность; воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству. Игрушка должна содействовать воспитанию чувства коллективизма, вызывать положительные эмоции и чувства у ребенка, забавлять его.

Из определения видно, что любая игрушка способствует развитию ребенка. То есть в самом понятии «игрушка» уже заложена ее развивающая функция!

Развивающая игрушка затрагивает не только интеллектуальную, но и социальную, нравственную, эстетическую, эмоциональную, физическую и другие сферы воспитания.

Это необычные игрушки, развивающие память, воображение, умение комбинировать и систематизировать. Игрушки для сюжетно-ролевых игр помогут ребенку приобрести навыки общения и расширить кругозор, развить мелкую моторику и логическое мышление. Всё это влияет на дальнейшее развитие внимания, речи, усидчивости.

Развивающие книжки – это комплексные игрушки из разнообразных по цветовой гамме материалов (Приложение 17). Использование таких книжек поможет в игровой форме развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие, воздействовать на тактильные ощущения, развивать логику, изучить цвета и формы, освоить счет, играть в ролевые игры, использовать для коррекционных игр в направлении сказкотерапии.

Основные функции развивающей книжки:

- помогает привыкнуть к книгам;

- развивает образное мышление; 

- тренирует сенсорику;

- стимулирует к творчеству;

- способствует взаимопониманию. 

1.3. Материалы, используемые для изготовления мягких развивающих игрушек

Материальная основа книжек-игрушек разнообразна: мягкие книжки — книжки из ткани, способствующие формированию определенных целенаправленных действий, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения; книжки-пышки - книжки нового поколения, страницы которых при закрытии плотно примыкают друг к другу и напоминают магнит, имеют уникальную конструкцию сочетания мягкого и легкого материала (ЕУА-Роат) с прочным плотным картоном, что стимулирует моторные движения ребёнка в процессе перелистывания страниц; книжки-подушки сшиты из мягкой ткани разной фактуры с дополнительными элементами (пуговицы, липучки, шнуровки), в процессе игры могут использоваться в качестве подушки благодаря своей форме, а также учат простейшим навыкам, внимательности и позволяют ознакомиться с различными фактурами на ощупь; пальчиковые книжки-игрушки - это книжки из ткани и пластика направлены на развитие театрализованных игровых сюжетов, а также предполагают формирование тактильных ощущений.

Для изготовления мягких развивающих игрушек используют и фетр (Приложение 18).

Фетр (от франц. feutre - войлок) - это особенный нетканый материал, полученный валянием пуха (тонкого волоса) кролика, зайца, отходов меха пушных зверей ценных пород, а также овечьей шерсти. Фетр производится с помощью нагревания, увлажнения, трения, бывает разной толщины и самых невероятных цветов. Изделия получаются яркими, красочными. Он не осыпается и очень удобен для рукоделия. Не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, у него высокая технологичность – фетр приклеивается, пришивается, легко режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Он может производиться из натуральных и искусственных волокон, таким образом различают чисто шерстяной, с добавлением синтетических волокон и полностью синтетический фетр.

  Игрушки из фетра пользуются большой популярностью среди педагогов, мам и их малышей (Приложение 19).

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

С целью изучения интереса к мягким развивающим игрушкам мы составили анкету и опросили 47 человек. (Приложение 20).

Анкета

1. Интересуют ли вас мягкие развивающие игрушки?

а) да, очень; б) да; в) нет; г) не знаю

2. Из каких материалов вы предпочитаете мягкие игрушки?

а) ткань; б) мех; в) фетр

3. Какие цвета вы предпочитаете?

а) яркие; б) пастельные; в) не знаю

4. Хотели бы вы сделать эксклюзивную книжку-игрушку?

а) да; б) нет; в) не знаю.

5. Ваш возраст?

а) 7-12 лет; б)13-18 лет; в) 19-25 лет; г) свыше 26 лет

Результаты анкетирования

47 опрашиваемых интересуют мягкие развивающие игрушки.

Предпочтение отдано мягким игрушкам из меха (14 человек), фетра (26 человек), ткани (7 человек).

30 респондентов предпочтение отдали ярким цветам, 17 человек - пастельным.

37 человек из опрошенных хотели бы сделать эксклюзивную книжку-игрушку для малышей.

В анкетировании приняли участие 9 человек в возрасте 7-12 лет, 17 человек – 13-18 лет, 10 человек – 19-25 лет, 11 человек – свыше 26 лет.

Вывод: все респонденты предпочитают мягкие развивающие игрушки, выбирают мягкие игрушки из разных материалов.

Большинство хотели бы сделать эксклюзивную книжку-игрушку для малышей.

На вопросы анкеты ответили разные по возрасту люди.

2.2. Описание работы

Почему развивающая игрушка в виде мягкой книги? Потому что перелистывание страничек - это такое удовольствие, ведь так интересно узнать, что там дальше? Это прививает любовь к книгам и чтениюс увлечением.

Детские книжки яркие, привлекательные, интересные – но, к сожалению, они не способны выдержать натиск цепких пальчиков карапуза. Есть другой вариант: развивающие книжки из ткани и фетра. Такие книжки в магазине не встретишь, ведь на страничках собраны развивающие ребенка в игровой форме сюжеты и элементы. Игрушка максимально наполнена для гармоничного и правильного развития ребёнка. И не надоест, ведь там столько интересного!

Сказку за сказкой можно не только рассказать, но и показать. Используя книжку-театр, дети могут «оживить» сказочных героев. В сказках много забавных животных, которым дети очень любят подражать.

На оборотной стороне обложки расположен карман для сказочных персонажей.

Почему выбран именно фетр и ткань для изготовления книжки? Наверное, потому, что с этими материалами легко работать. Фетр подразделяется на чистошерстяной, полушерстяной,  искусственный и синтетический. Мы выбрали фетр - 100% полиэстер, так как он прочный, держит форму, не мнется, не меняет цвет (не линяет, не выгорает), достаточно мягкий, плотный материал. Доступны все цвета и меньше затрат. Фетр отличается мягкостью, теплотой, что тоже немаловажно для тактильного восприятия детей. Использование фетра в изготовлении различного рода поделок имеет много плюсов. Фетр имеет широкую цветовую гамму, разный размер (продается в листах и рулонах), разную толщину, не имеет лицевой и изнаночной стороны, легко пришивается и приклеивается и его не нужно подшивать и подгибать, т.к. края его не осыпаются.
При выборе ниток для сшивания фетра мы остановились на мулине, так как нитки должны быть ровными, иметь яркую, чистую окраску, не линять, не выгорать на солнце.

Нити для сшивания подбирали и по цвету. Шить игрушки из фетра можно руками и на швейной машинке. Для работы с фетром, собственно, нужно знать два основных шва: шов «назад иголку», «за иглу» и обметочный. Использовали шов «назад иголку», «за иглу», или строчечный шов – непрерывный ряд стежков с возвратом туда, где окончился первый стежок.

При создании изделий из фетра использовались обычные швейные иглы, ножницы, нитки, булавки, клеевой термопистолет, различные цвета фетра, ткань бязь, тесьма, лента атласная, синтепон, ручная швейная машинка.

В нашей работе больше тёплых цветов: бежевый, коричневый, желтый, оранжевый, нежно-зелёный, серый, белый, красный. Работа получилась светлая и нежная.

2.3. Эскизы и выкройки

Книга

2.4. Готовое изделие

Заключение

Изучив литературу по теме исследовательской работы, познакомились с историей возникновения мягкой развивающей игрушки. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка — спутник жизни ребенка, источник его радости.

Если ребенок не пассивный слушатель и зритель, а активный участник занятия, то легче удержать внимание и результат лучше. Книги с интерактивными элементами (окошки, мягкие игрушки и т.д.) помогают малышу научиться рассматривать, удерживать внимание, развивают восприятие, мышление и мелкую моторику, творческие способности ребенка. Именно для таких детей была создана эта развивающая книжка из фетра и ткани. Еще один большой плюс заключается в том, что такую книжку сложнее порвать, ее можно стирать.
Любая игрушка должна быть красивой, безопасной, полезной и развивающей. Данная книжка полностью отвечают этим требованиям. Причем сделанные своими руками игрушки приятнее и интереснее для детей, так как позволяют реализовать разнообразные идеи, использовать большее количество развивающих элементов, которые собраны в одной книге.

Инновация

Мягкая книжка-театр - содержательно-насыщенное, трансформируемое, полифункциональное, вариативное, доступное и безопасное пособие. Ценность данной книжки заключается в том, что она может использоваться в самостоятельной деятельности детей, а также может дать родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе дополнительного образования и в семье.

Мягкая книжка-театр - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребенка. Может быть использовано для детей разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходит для работы с детьми ОВЗ. Вариации упражнений не имеют предела. Книжка постоянно может пополняться новыми элементами и страницами.

Таким образом, развивающие функции, заложенные в книжках-игрушках, ориентированы на накопление необходимой информации для приобретения умений и стимулирования творческих навыков.

Мягкая книжка выдерживает самое изощренное обращение. Посмотрите, что обычно происходит с картонными книжками: уголки погрызены, страницы надорваны или оторваны вовсе. Если вы заметите подобное (заметьте, вполне естественное для ребенка) обращение с книгой, скорее всего, попытаетесь остановить малыша. А что с мягкой книжкой?  Её можно свободно скручивать, растягивать, мять, мочить, а значит, и стирать, сушить, гладить. Когда книжка станет ненужной, можно постирать её и передать другой семье.

Мягкие развивающие и обучающие книжечки - отличный материал для работы с детьми от года до школьного возраста. Они с успехом могут быть использованы и в детских дошкольных учреждениях. Учитывая все вышеперечисленные особенности, нам кажется, что именно в подобных учреждениях затраты на создание мягких книжек становятся полностью оправданными.

С целью изучения интереса к мягким развивающим игрушкам проведено анкетирование, которое показало, все респонденты предпочитают мягкие развивающие игрушки, выбирают мягкие игрушки из разных материалов.

Многие хотели бы сделать эксклюзивную книжку-игрушку для малышей.

На вопросы анкеты ответили разные по возрасту люди.

Итак, поставленная цель достигнута,задачи решены.

В перспективе продолжим изучение истории развития игрушки, проведем мастер-класс по изготовлению игрушек из фетра для младших школьников, подготовим игрушки ручной работы для детей детского дома.

Список литературы и интернет-источников

Аркин Е.А. Из истории игрушки//Дошкольное воспитание. – 1995. -№ 3.

Батурина Е. Игрушки в семье//Дошкольное воспитание. – 1974. - № 9.

Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. — СПб.: Детство-Пресс, 2003

4. Вачкова С. Н. Технологии использования книжки-игрушки при обучении чтению / С. Н. Вачкова // Начальная школа. №2, 2005.

5. Дьячкова, Е. В. Внимание книжки-игрушки! / Е. В. Дьячкова // Детская литература. № 12, 1989.

6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М.: Просвещение, 1982.

7. Павлова Л.В. Какие игрушки предпочитают малыши?//Дошкольное воспитание. – 1997. - № 12.

8. psytoys.ru

Приложение 1

Маргарет Штайфф

Приложение 2

Плюшевые мишки

Приложение 3

Дидактические игрушки

Приложение 4

Игрушки с 2-х месяцев

Приложение 5

Игрушки с 4 -5 месяцев

Приложение 6

Мячи надувные

Приложение 7

Совочки, лопатки и другие игрушки

Приложение 8

Матрешки, пирамидки, кубики

Приложение 9

Механические и клавишные игрушки

Приложение 10

Разрезные картинки, машинки, домики, застежки, шнуровки

Приложение 11

Сюжетные игрушки

Приложение 12

Куклы с набором одежды

Приложение 13

Качели, горки, шведские стенки

Приложение 14

Пальчиковые куклы

Приложение 15

Атрибуты разных профессий

Приложение 16

Игрушки - подружки

Приложение 17

Развивающие книжки

Приложение 18

Фетр

Приложение 19

Игрушки из фетра

Приложение 20

Анкета

1. Интересуют ли вас мягкие развивающие игрушки?

а) да, очень; б) да; в) нет; г) не знаю

2. Из каких материалов вы предпочитаете мягкие игрушки?

а) ткань; б) мех; в) фетр

3. Какие цвета вы предпочитаете?

а) яркие; б) пастельные; в) не знаю

4. Хотели бы вы сделать эксклюзивную книжку-игрушку?

а) да; б) нет; в) не знаю.

5. Ваш возраст?

а) 7-12 лет; б)13-18 лет; в) 19-25 лет; г) свыше 26 лет

Просмотров работы: 764