Введение
Девиз моей работы:
«Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение.
ДЖ. Б. Шоу.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Школьные годы пролетают стремительно. Кажется, вчера я пришла в первый класс за руку с мамой, а сегодня уже выпускница. Промелькнут несколько трудных учебных месяцев, и у меня будет выпускной вечер. Все девочки нашего лицея озабочены поиском наряда для этого торжества. Одни из них заказывают платье в ателье, другие ищут наряд в магазинах города, в Интернете и даже собираются поехать с родителями в Китай, что бы приобрести себе платье. А я решила – хочу быть неотразимой, не похожей ни на одну выпускницу города. Буду создавать свой наряд сама.
Цель работы: создать наряд для выпускного вечера своими руками.
Задачи:
1.Изучить историю возникновения и приёмы выполнения сшивного кружева.
2.Совершенствовать мастерство работы крючком и на швейной машине.
Зазвенев в траве цикадой, светлячком с листочка мяты
Поведет под сень жасмина - терпко-сладких завитков,
И отпив глоток нектара, в серебре цветочной пыли
Затрепещет в танце дивном эльфо-крылых мотыльков...
Выдохнув прохладой бриза, расстилая шаль тумана,
Россыпь звезд, стряхнув росою разбавляя ночь-постэль,
Вспыхнув золотом восхода - утра алого румяна,
Разбегаясь оттолкнется...день, вскочив на карусель...
Пол Михен./Перевод А. Кудрявицкого/.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
В одной из гробниц найдена вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырёх тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шёлковое платье, связанное на спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделён от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов – египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание.
В XII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор – вязанный берет.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. И всё равно мужчины не потеряли интерес к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию выиграл мужчина, а приз – «Золотой крючок» - ему вручала лично Эсте Лаудер.
В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрёл вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики конкурировать уже не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому, что вязание на спицах очень напоминает машинное. А в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли «гулять по Европе», а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоёмкостью и мастерством.
Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до шедевров. Так называемое «ирландское кружево» и по сей день в большой цене.
Середина XIX века застала Ирландию среди разрушительного голода. Печально известный Ирландский картофельный голод произошёл в 1845-1849 годах. Основной сельскохозяйственной культурой у малоземельных ирландских крестьян был картофель, и эпидемия картофельного грибка, вызывающего фитофтороз, привела к катастрофическим последствиям для страны. В результате голода погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция, особенно в США. В итоге, в 1841-1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%, и страна была поставлена на грань выживания.
Люди были вынуждены искать дополнительный заработок. Изготовление кружев было довольно выгодным бизнесом. Традиционные способы плетения на коклюшках и шитья иглой были очень долгим и трудоёмким процессом, а деньги были нужны срочно. И в Ирландии был изобретён особый способ имитации крючком модного тогда кружева «Розалина», которое в свою очередь является модификацией Венецианского кружева.
Изобретение способа принадлежит некоей мадмуазели Риего де Бланкардье, дочери франко – испанского дворянина и ирландки. Она придумала, как делать кружево, которое напоминало Венецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство. Кусок кружева, который требовал, по крайней мере, двести часов для изготовления иглой, мог быть связан за 20 часов. В 1846 году Риего де Бланкардье издала первую книгу ирландских образцов вязания крючком.
Новая техника очень быстро распространилась. Вскоре целые семьи были заняты вязанием кружев. Этому способствовало также то, что техника ирландского кружева очень удобна для массового производства.
В отличие от обычного вязания крючком, ирландское вязание крючком состоит из отдельных мотивов (листья, цветы, розетки), которые вяжутся порознь, а затем соединяются с помощью сетки. Такой способ давал возможность разделения труда – каждый вязальщик специализировался на отдельных мотивах, в соответствии со своими способностями. Таким образом, каждый член семьи мог внести свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все – мужчины, женщины, дети, старики.
В условиях бедных крестьянских изб кружево пачкалось во время работы, поэтому перед продажей его надо было стирать. Наиболее же аккуратные мастера заворачивали недоконченную работу в чистый холст и убирали на ночь под кровать. Появился даже специальный термин, означающий примерно «укладывать работу спать».
Секреты вязания ревниво охранялись каждой семьёй, работа пряталась, если в дом неожиданно входили соседи – конкуренция есть конкуренция!
Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе. И там наиболее опытные и творчески одарённые мастера собирали готовые вещи – воротники, манжеты, платья, пальто, и даже пляжные зонтики.
Ирландское кружево охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско (главный центр продажи ирландского кружева до землетрясения 1906 года).
Популярность кружева колебалась в зависимости от моды, но всё же оно было сильно востребовано вплоть до второй мировой войны, после которой резко упал спрос на предметы роскоши.
Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику.
У нас в стране нет мастерских по его изготовлению. Но в Европе, а теперь и в Китае производятся оригинальные и традиционные ирландские кружева. В виду огромной трудоёмкости эти кружева очень дороги и по карману далеко не всем. Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. Впрочем, востребованы не только современные модели - например, на бракосочетании Кронпринца Дании в 2004 невеста была одета "в простое платье цвета слоновой кости с вуалью из 100-летних ирландских кружев".
Главная ценность ирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой. Если вышивать, ткать ковры и гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать вязаное кружево может только рука мастера.
Но какой бы сложности не была техника, основные приёмы создания кружева достаточно просты. Каждая вязальщица может попробовать освоить их. Я решила, что смогу освоить эти приёмы работы.
Изделия, выполненные в сложной технике сшивное «ирландское кружево» требуют определенных навыков, аккуратности и вдохновения. Скопировать вещь, выполненную в данной технике практически невозможно, поэтому я решила связать элементы по различным схемам, которые можно найти в самой разнообразной литературе, а затем придумать собственный узор. Каждый элемент такого изделия после вывязывания обвязывается «рачьим шагом». Затем из них собираются ветки, гирлянды, узоры, которые в свою очередь сшиваются в целое полотно. Каждый раз получается композиции по собственному вкусу.
Декоративные изгибы листьев получаются за счет провязывания нескольких столбиков в одну петлю и уменьшения количества столбиков с другой стороны, а вытянутые концы листьев образуются при вязании разновысоких столбиков. В этой работе необходимо экспериментировать с количеством воздушных петель и столбиков. Каждый раз получаются разные, неповторимые листья, цветы, половинки цветов и другие элементы, которыми так богата окружающая нас природа. В их необычности, оригинальности и неповторимости кроется очарование подобной работы. Иногда ошибки в вывязывании отдельных элементов могут превратиться в новые интересные элементы, которые придают еще больше индивидуальности изделию.
Для заполнения промежутков можно вывязать мелкие элементы, в виде кружочков, трилистников, овалов или звездочек. Если хочется создать узор со стебельками их нужно связать в виде шнура - гусенички. Сшивать детали можно вплотную или соединять их с помощью простых брид.
Вязать можно любыми нитками. Но всегда нужно иметь подходящий по размеру крючок. Толщина нитки должна совпадать с толщиной крючка в его самом тонком месте, то есть «на горлышке». Тонкие крючки обычно бывают только металлическими, различаются по номерам от 14 (для самых тонких ниток, например, катушечных №30) до номера 00; средние или большие крючки могут быть алюминиевые, пластмассовые, деревянные.
Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем с 1824 года журнале «Penelope». Существует две системы записи узоров: британская и американская. Русская система записи совпадает с американской. В любом случае всегда печатаются таблицы условных обозначений в них вполне можно разобраться.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Мне хочется выглядеть на выпускном вечере по поводу окончания лицея особенной, абсолютно не похожей ни на одну из своих подруг. Я увлекаюсь вязанием крючком. В модных журналах мне часто попадаются очень красивые вещи, выполненные в технике сшивного кружева. Из ирландского кружева можно изготовить самые разнообразные красивые изделия.
ВЫБОР ИДЕИ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
И так, решено! Буду вязать платье. Дополню наряд сумочкой для мелочей, необходимых каждой девушке и другими аксессуарами, сделанными своими руками.
Выбор материала основан на знании свойств хлопка:
отличная гигроскопичность;
высокая прочность;
красивый внешний вид;
ощущения тепла;
простой уход: легко стирается и гладится при температуре до 200 градусов.
ЛИСТ-ЗАЯВКА
№ п./п. |
Наименование товара |
Цена руб. |
количество |
1 |
Пряжа х\б |
90 |
5 шт. |
2 |
Крючок 1,2 |
15 |
1шт. |
3 |
Атлас |
350 |
1 метр |
4 |
Английские булавки |
40 |
80 шт. |
5 |
Атласная лента |
5 |
4,5 метр |
6 |
Флизелин |
90 |
0,2 метра |
1. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
1.1 Для работы над изделиями в технике сшивного «ирландского кружева» нужно подготовить «подложку». Для этой цели лучше всего взять кусок упаковочного картона или пенопласта. Его необходимо поместить в чехол из плотной хлопчатобумажной ткани.
Упаковочный картон и пенопласт имеют пористую структуру, и это позволяет легко вводить английские булавки для закрепления отдельных мотивов при соединении их в единое целое.
На этой подготовленной рабочей площадке поместить выкройку изделия по индивидуальным меркам в масштабе 1:1, тогда во время вязания детали можно постоянно прикладывать к выкройке.
1.2 Для построения чертежа необходимо пользоваться чертёжными инструментами: линейкой, треугольником, лекало. Нужно следить за тем, чтобы выкройка получилась аккуратной. Так как от этого зависит окончательный результат. Со всей серьезностью отнестись к выкройке, выстроенной по всем швейным правилам со всеми полагающимися вытачками.
Я не профессиональный портной, сама построила выкройку, воспользовавшись предложенными выкройками из журнала мод «Вязание» № 533 модель 20. Поэтому я раскроила детали на недорогой ткани, сшила их и подогнала по своей фигуре, добившись идеального прилегания. Потом детали вновь распорола и по ним построила новые детали с уже внесенными коррективами.
1.3 Теперь наступает самый творческий момент. Я начинаю вывязывать разные мелкие и более крупные цветочные и фантазийные элементы.
1.4 Заполняю связанными отдельными элементами всю площадь выкройки изделия. Если между элементами возникает слишком большое расстояние, заполняю его «бридами» или сеткой. В качестве сшивной нити удобно использовать предварительно оставленный (не заправленный), кончик от мотива. Этот кончик нитки заправляю в иголку и прошиваю небольшой участок.Бриды выполняю петельными стежками на двух нитках или заполняю большие промежутки цепочками из воздушных петель, составляя нерегулярную сетку.
1.5 Готовые детали отпариваю и соединяю детали платья.
1.6 Из атласной ткани выкраиваю и шью платье-чехол. Для этого я воспользуюсь уже имеющейся у меня выкройкой. Делаю его на 10 см. короче основного изделия. В правый боковой шов вставляю потайную застёжку «молния». Вырез горловины и проймы обрабатываю косой бейкой. Низ – швом в подгибку с закрытым срезом.
1.7 Дополняю наряд атласной лентой, для украшения прически использую многослойный цветок большого размера на такой же атласной ленте. Из веточки с листиками – один элемент изделия, изготавливаю серьги, закрепив их на застёжке от старых серёжек.
Мне понадобится носовой платок, зеркальце, блеск для губ или просто шпилька для волос, мобильный телефон да мало ли, что…. Поэтому свой наряд хочу дополнить сумочкой в стиле «помпадур». Сумочка "помпадур", пришла к нам благодаря фаворитке Людовика XV маркизы де Помпадур. Такая сумочка представляет собой миниатюрный мешочек из ткани, стянутый лентой или атласной веревочкой. Выполнить такой аксессуар самостоятельно не составит труда, да и времени займет немного.
Для пошива мне нужно:
ткань (атлас), остатки от пошива чехла;
клеевой прокладочный материал (флизелин), для донышка;
атласная лента, для ручек;
элементы ирландского кружевного вязания и бусины для украшения.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СУМОЧКИ
2.1. Выкраиваю детали сумки, как показано на рисунке. См. приложение.
Дно и основная часть выкраиваются с учетом припусков на швы.
2.2. Собираю днище, представляющее собой два круга. Для придания плотности, к одному из них проутюживаю флизелин, после чего соединяю оба круга изнаночными сторонами внутрь.
2.3. Обрабатываю основную часть сумки. Сшиваю короткие срезы детали, складываю пополам и помечаю мелом сторону, противолежащую шву для обработки петель. Отступаю от края среза 11,5 см и делаю две вертикальные петли, подложив с изнанки кусочек ткани в качестве прокладки.
2.4. Подворачиваю на изнанку край сумки на 7 см и прострачиваю - на расстоянии 4,5 см и 6 см. Петли при этом должны расположиться между строчками - по две штуки с двух сторон.
2.5.По центру основной детали пришиваю элементы ирландского кружева, украшая их бусинами.
2.6. Нижний срез сумки присбариваю, соединяю с днищем и прошиваю. Продеваю ручки (атласную ленту) в кулиску через петли: одну - с одной стороны, другую - с другой. После этого концы можно затянуть и связать.
ВНЕШНИЙ ВИД ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
С=ПЗ+КЗ
Где,
С – цена изделия
ПЗ – прямые затраты
КЗ – косвенные затраты
Σ пр. – общая стоимость проекта в рублях
Рм – стоимость материала в рублях
Рэн – стоимость энергозатрат в рублях 2,98. 1 кВт/ч
Ринстр – амортизация инструмента в рублях – 0,5 р./ч
Ррм – стоимость рабочего места в рублях – 12 р./ч
Рч – стоимость человекозатрат в рублях – 15 р./ч
Σ= ПЗ+ КЗ
Наименование |
Количество |
Цена, руб. |
Стоимость, руб. |
|
1 |
Пряжа |
5 |
90 |
450 |
2 |
Крючок 1,2 |
1 |
15 |
15 |
3 |
Атлас |
1 метр |
350 |
350 |
4 |
Английские булавки |
80 |
40 |
40 |
5 |
Атласная лента |
4,5 метр |
5 |
22.50 |
6 |
Флизелин |
0,2 метра |
90 |
4,50 |
ИТОГО |
882 |
Ринстр – 3 ч х 0,5 р./ч =1,5 р.
Ррм – 90 х 12 = 1080 руб.
Рч – 90 х 15 = 1350 руб.
Рэн – 36 х 2,98 = 107,28 руб. (рабочее время с освещением)
Σ - 1080+1350+107,28 + 1,5=2538,78 руб.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА.
Σобщ = 2538,78+882 = 3420,78 руб.
Налоги 13% 444,37 руб.
Общая стоимость данного проекта велика, но это оправдывается тем, что полученное изделие эксклюзивно. Необходимо учесть, что вся работа выполнена мной лично и ее стоимость для меня не имеет значения. Её выполнение доставляло мне только удовольствие и помогло развивать мои творческие способности, и реализовать их на практике.
По результатам мониторинга подобных изделий в Интернете их цена
18000 – 20000 руб.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Для изготовления изделия проекта была использована пряжа натурального происхождения. Остаток пряжи – 50г, можно использовать для отделки других трикотажных изделий, для вязания дополнений к одежде. Отходов, загрязняющих окружающую среду, у меня не осталось. Поэтому можно говорить о полной «экологической чистоте» моей работы.
Носить такое изделие будет очень удобно и безопасно для здоровья, а ухаживать за ним – просто.
САМООЦЕНКА
Все поставленные задачи мне удалось выполнить. Я узнала много нового об истории возникновения, техники выполнения «сшивного ирландского кружева».
Такая работа по плечу аккуратным людям, она позволяет выразить себя, развить творческие способности, дополнить свой гардероб и сэкономить деньги родителей.
Теперь я точно знаю, - чтобы одеваться модно, современно совершенно не обязательно тратить много денег!
Результатом работы я могу гордиться.
РЕКЛАМА
Хочется сменить имидж и выглядеть дерзко и необычно?
Если Вы хотите носить эксклюзивные вещи и следовать тенденциям моды, не упустите шанс проявить свою индивидуальность, ведь ручная работа ценилась во все времена.
Вязание — очень креативный вид рукоделия,
доставляющий море удовольствия.
Вязаные вещи можно отлично комбинировать, а многообразие цветов, ниток и узоров поможет Вам создать настоящий шедевр! Ручное вязание издавна присутствовало в одежде и в моде.
Самые дорогие вещи —
те, что связаны вручную.
Литература
1. Т.Г. Минчукова. Техника рукоделия. Минск «Полымя» - 2000
2. Н.И. Семенова. Крючок, челнок и клубок. АО «Книга», Киев - 1999
3. М.В. Максимова. Азбука вязания. Ташкент «Мехнат» - 1988
4. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. Москва – 2000
5. Журнал мод «Вязание» № 533
6.http://svadbaok.ru/articles/soveti/114_sumochkanevestysvoimirukami/114_sumochkanevestysvoimirukami.php
7. http://www.liveinternet.ru/
8. http://club.osinka.ru
ruhandmade.com/vyazanie-platya
Приложение 1.
Утюжка и обработка гладкого, рельефного и ажурного трикотажа
Закончив вязание, сшив все детали изделия, заправляем и прячем все концы пряжи на изнаночной стороне, протягивая за задними стенками петель. При этом следим за тем, чтобы не стянуть протяжками трикотаж.
Заправив все концы, наколем трикотажную деталь на выкройку так, чтобы головки булавок были направлены наружу – от трикотажа и выкройки.
Шерстяной трикотаж не утюжится, а только отпаривается. Полушерстяной, хлопчатобумажный и льняной трикотаж утюжится.
Синтетическая пряжа не утюжится и не отпаривается.
Трикотаж всегда утюжится с изнаночной стороны.
Вязание в резинку никогда не утюжится и не отпаривается.
После утюжки трикотаж остаётся наколотым до следующего дня и постепенно сохнет.
Чтобы в процессе влажной обработки на трикотаже не образовывались от булавок ржавые пятна, накалывать их нужно по самому краю.
Приложение 2.
Приложение 3.
Выкройка сумочки
Приложение 4