ЯПОНСКАЯ СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ ВЕЩЕЙ КАК МОТИВАТОР САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЯПОНСКАЯ СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ ВЕЩЕЙ КАК МОТИВАТОР САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Болдина  П.И. 1
1МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82»
Захарова  Е.А. 1
1МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодня современный ребенок помимо основного дела – учебы, посещает множество различных дополнительных занятий. Я не исключение. Как и во многих семьях приборка вещей, рабочего места часто ложится на плечи родителей. С переездом в новую квартиру, у меня появилась своя комната и возникла проблема: я не умею поддерживать порядок в своей комнате. Мы просмотрели много лайфхаков и видео на тему «Уборка дома». Изучая интересные методы наведения порядка, узнали о японской системе хранения вещей. Мы поняли, что должны исследовать этот метод и выяснить действительно ли он мотивирует ребенка к самостоятельности.

Тема исследования: «Японская система хранения вещей как мотиватор самостоятельности ребенка».

Считаем, эту тему актуальной, потому что данное исследование имеет реальную практическую значимость:

Становишься полноправным самостоятельным членом семьи и помощником родителям.

Систематизируя вещи, знаешь что и где находится, быстро находишь нужную вещь.

Освобождая шкаф от невостребованных вещей, помогаешь тем, кому они нужны.

Учишься бережно относится к вещам.

Прибирая место в шкафу воздух становится чище.

Мотивирует ребенка на самостоятельную уборку.

Приступая к работе, выдвинули следующую гипотезу: японская система хранения вещей мотивирует к самостоятельности.

Мы поставили перед собой цель: выяснение влияния японской системы хранения вещей на самостоятельность ребенка.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить информацию по теме исследования.

2.Провести анкетирование до и после практического урока.

3.Сделать приборку своих вещей по японской системе.

3. Провести мастер- класс перед одноклассниками.

4.Провести анкетирование и сделать выводы о пользе практического урока.

5.Сделать фотоотчет.

6.Провести опрос родителей.

7.Проанализировать полученные данные и сделать выводы по работе.

Объектом исследованияявляется метод Мари Кондо по японской системе хранения вещей.

Предметом исследования является влияние на формирование самостоятельности и любви к приборке вещей.

В исследовании использованы следующие методы: теоретический, эксперимент, анализ, практический, наблюдение, анкетирование.

Глава 1

Что такое японская система хранения вещей

Мари Кондо, а именно так называют магическую уборку по-японски, придумала женщина, которая с детства была помешана на чистоте и порядке. Мари Кондо - это 30-летняя девушка из Японии, которая помогает навести порядок абсолютно каждому1. У нее особый подход к видению организации пространства. Метод Мари Кондо заключается в следущем2:

Во-первых, автор утверждает, что применив ее советы на практике, вы никогда снова не вернетесь к беспорядку.

Во-вторых, весь процесс делиться на 2 части – избавление от хлама и упорядочивание.

В третьих, нет никакой необходимости покупать кучу органайзеров. Вещи и предметы можно организовать без них.

В четвертых, каждый из нас может овладеть искусством наведения порядка.

В-пятых, основа порядка – минимализм.

Складывание вещей по этому методу:

Шаг 1 Первое, что нужно сделать, - это разделить всю одежду по категориям. Один выдвижной ящик (коробка) - на одну категорию!

-низ (брюки, юбки);

-топы (блузки, майки и футболки);

-теплые вещи (свитера, трикотаж);

-платья;

-костюмы;

-носки и белье.

______________________________

1Кондо Мари, переводчик Мельник Э.И. «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» - М: Популярная психология, 2016-320

2 Наталья Потеха: «Метод Конмари: уборка по-японски» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://natalyapotekha.ru/metod-konmari/ свободный дата обращения 02.01.2018).

Шаг 2. Базовый принцип складывания вещей в том, чтобы придать вещам прямоугольную форму. Например алгоритм складывания футболки:

-складываем обе боковые стороны по направлению к центру, чтоб образовался прямоугольник,

-складываем обе боковые стороны по направлению к центру, чтоб образовался прямоугольник,

-сложить этот прямоугольник пополам по длине,

-сложить получившийся прямоугольник вдвое или втрое.

Шаг 3. Выкладываем прямоугольники рядами – вертикальное хранение.

Шаг 4.Сортировать и упорядочивать одежду по цвету, легкости, по назначению.

Глава 2

Исследование и применение японской системы хранения вещей

Я изучила информацию в Интернете о японской системе хранения вещей по методу Мари Кондо. Пришла к тому, что удобнее всего хранить вещи в коробках вертикально по японскому методу. Начала я с футболок и кофточек. Сначала я взяла простую картонную коробку, подходящего размера, в которой планировала хранить футболки и кофточки, обвернула ее тканью и украсила лентами. (Приложение 1 ,фото 1) Для того чтобы хранить вещи компактно в ящике, их нужно сворачивать по минимуму в прямоугольник. Я свернула свои вещи по японской системе. (Приложение 1, фото 2) Затем сложила свернутые вещи в коробы вертикальными рядами. (Приложение 1, фото 3)

Вещи я сортировала на три части:

-кофточки (футболки) с коротким рукавом,

-кофточки (водолазки) с длинным рукавом,

-тонкие платья с короткими рукавами.

Затем внутри каждой категории вещи сложила по цвету.

В ходе выполнения работы я сделала вывод, что использование японской системы хранения вещей вызывает интерес. Также отметила, что в результате появилось много свободного места для вещей . А значит, это удобно и практично.

Глава 3

Мастер- класс по японскому методу перед одноклассниками

Чтобы выяснить, как приводят в порядок свои вещи одноклассники, я провела эксперимент. В нем участвовали 27 учащихся 4б класса школы №82, в возрасте 10-11 лет. Детям было предложено ответить на вопросы анкеты. (Приложение 2)

В результате опроса выяснила, что всего 48% учащихся прибирают свои вещи самостоятельно, 4%- иногда, а 48%-никогда. По второму вопросу-84% учащихся считают, это занятие не вызывает интерес, 12%- не знают , 4%-не умеют. ( Приложение 3)

По итогам проведенного исследования я сделала вывод, что необходимо создать условия для формирования самостоятельности уборки своих вещей. Я решила познакомить одноклассников с японской системой хранения вещей на примере хранения носков. Попросила принести на урок из дома носки и небольшие коробки, выяснила, как ребята складывают носки дома (Приложение 4, фото 1) После этого рассказала про японскую систему хранения вещей, про свой опыт ее использования. Показала несколько способов, как складывать носки по методу Мари Кондо. (Приложение 4, фото 2). Еще я принесла коробы и другие подручные системы хранения, используемые мной лично, ребят это заинтересовало. Я показала, как складывать вещи вертикально в коробы и раздала детям памятки с алгоритмом складывания. В ходе демонстрации и рассказа о японской системе хранения вещей я увидела, что одноклассники с желанием и интересом учатся складывать вещи, задают вопросы по теме.(Приложение 4, фото 3)

После мастер-класса было проведено повторное анкетирование , которое показало: 88% учащихся заинтересовала эта система, а также 84% ответили, что будут использовать ее на практике. Кроме того через месяц после мастер-класса на родительском собрании после опроса родителей, я узнала, что дети применяют систему дома и рассказали о ней родителям. (Приложение 5)

Проведя исследование, я сделала вывод, что использование японской системы хранения вещей вызывает интерес у учащихся, а, следовательно, мотивирует к самостоятельности.

Заключение

Проведя исследование, я сделала вывод, что использование японской системы хранения вещей вызывает интерес у учащихся, а, следовательно, мотивирует к самостоятельности. Также отметила, что в результате появилось много свободного места для вещей . А значит, это удобно , функционально и красиво.

Меня воодушевили полученные результаты. Благодаря использованию японской системы хранения вещей я самостоятельно и с желанием прибираю свои вещи, ее оценили все члены моей семьи и одобрили одноклассники. Я обязательно буду рекомендовать ее своим родственникам, друзьям.

В результате исследования подтвердилась гипотеза, выдвинутая в начале работы: экспериментальными данными доказали влияние японской системы хранения вещей на самостоятельность учащихся.

Полученные результаты подтверждают значимость исследуемой проблемы. Интересные методы по наведению порядка придают уборке особенный игровой контекст, который помогает мотивировать ребенка убирать свои вещи самостоятельно. Тема применения японской системы хранения вещей нашла продолжение в уборке своего рабочего места. Используя данную систему , планирую разобрать вещи в шкафу старшего брата.

Библиографический список

Кондо Мари, переводчик Мельник Э.И. «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» - М: Популярная психология, 2016-320

Наталья Потеха: «Метод Конмари: уборка по-японски» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://natalyapotekha.ru/metod-konmari/ свободный дата обращения 02.01.2018).

Вита Георгиева «Японская система наведения порядка в русском доме» [Электронный ресурс] // Онлайн журнал Lucky child . Режим доступа: https://lucky-child.com/blog/yaponskaya-sistema-navedeniya-poryadka-v-russkom-dome/ , свободный (Дата обращения : 03.01.2018).

Приложение 1

Исследование и применение японской системы хранения

Фото 1 Коробы для хранения вещей сделаны своими руками

Фото 2 Пример сложения моей футболки

Фото 3До и после применения японской системы хранения вещей мой ящик с вещами (футболки, топы, фуфайки). Сложение моих вещей по японской системе хранения и выкладывание в ряды вертикально.

Приложение 2

Анкета для учащихся (первичная)

1) Делаете самостоятельно уборку своих вещей?

-иногда

-всегда

-никогда

2 )Почему не прибираете свои вещи?

-не умею

-не знаю

-не интересно

Анкета для учащихся (итоговая)

1) Заинтересовала тебя японская система хранения вещей?

-да -нет

2) Будешь прибирать свои вещи по этому методу?

-да -нет

Анкета для родителей

1) Делает Ваш ребенок самостоятельно уборку своих вещей?

-иногда -всегда -никогда

2)После ознакомления на уроке с японской системой хранения вещей и мастер-класса, Ваш ребенок применил дома ее на практике самостоятельно?

-да -нет - не знаю

Приложение 3

Результаты первичного анкетирования

Приложение 4

Мастер- класс по японскому методу перед одноклассниками

Фото №1 Дети сложили носки так, как складывают дома

Фото №2 Демонстрация складывания носков по системе

Фото 3 Результаты мастер- класса по японской системе хранения вещей

Приложение 5

Итоговое анкетирование

Просмотров работы: 636