Что такое "чердачная игрушка"?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что такое "чердачная игрушка"?

Хайруллина Э.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы Республики Башкортостан
Усманова А.Н. 1
1МБОУ СОШ №7 города Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Для миллионов людей во всем мире кофе является любимым напитком, а некоторые его просто обожают. Бесподобный кофейный аромат заставляет просыпаться по утрам, а неповторимый вкус поднимает настроение, и заряжает энергией на весь день. Любителям кофейного напитка стало мало использовать данный продукт только лишь в кулинарии, поэтому они решили найти ему применение и в рукоделии. Вы спросите, каким образом? Ответ очень прост: они стали мастерить кофейные игрушки. Их приятный аромат как ничто лучше ассоциируется с домашним уютом. 

С мамой зашли на мастер-класс и посмотрели, как эти чудесные игрушки можно выполнить. Мне очень захотелось узнать: что это за уникальное искусство, как оно называется? А также научиться азам этой незнакомой техники.

Цель исследования: изучить историю возникновения чердачной игрушки и технологию её изготовления.

Задачи исследования:

- узнать, что такое чердачная игрушка;

- изучить историю возникновения чердачной игрушки;

- изучить технологию изготовления чердачной игрушки;

- провести беседу с руководителем творческого кружка «Волшебная страна кукол» в ДДЮТ на тему «Секреты изготовления «чердачной куклы»»;

- сшить чердачную игрушку в домашних условиях;

- провести опрос одноклассников в МБОУ СОШ №7 г. Туймазы на тему: «Знаете ли Вы что такое чердачная игрушка?»;

- провести мастер-класс «Кофейные игрушки своими руками»;

- создать брошюру «Чердачные куклы и игрушки» с выкройками и технологическими картами.

Объект исследования:чердачная игрушка.

Предмет исследования: процесс изготовления современных чердачных игрушек в домашних условиях.

Гипотеза: предполагаем, что чердачная игрушка - это сувенир, который можно сшить и в домашних условиях.

Теоретическая значимость заключается в систематизации материала по данной теме, а также использование его на уроках технологии в начальных классах как дополнительный материал.

Практическая значимость.По результатам работы над данной темой, будет разработана брошюра «Чердачные куклы и игрушки» с выкройками и технологическими картами. Данная работа может служить пособием для людей, заинтересованных в предмете исследования.

Методы исследования:изучение литературы, изучение документов, опрос и анализ.

Базу исследованиясоставили обучающиеся 3 б класса МБОУ СОШ №7 г. Туймазы.

Глава I. Теоретические основы возникновения и развития чердачной игрушки

I.1. Что такое чердачная игрушка

«Чердачная кукла» производит впечатление игрушки «найденной на чердаке, сделанной 100 лет назад бабушкой для внучки» - выкройка «чем примитивнее, тем интереснее», определенными приёмами окрашивания ткани придается кукле «состаренный вид» - так характеризуется эта игрушка в Энциклопедии рукоделия (Приложение 1).

Чердак, в свою очередь, по материалам свободной энциклопедии Википедия, это пространство между поверхностью крыши (покрытия), наружными стенами и перекрытием верхнего этажа» [1].

I.2. История возникновения чердачной игрушки

История возникновения чердачной куклы доподлинно неизвестна, существует множество разнообразных версий.

Одной из самых распространенных является легенда о кукле, найденной на чердаке старой кофейни (или кондитерской). Одна бедная женщина сшила ее для своей дочки из ненужного тряпья, и пока она работала, дочь играла на чердаке с куклой. Забытая своей маленькой хозяйкой, кукла пролежала на чердаке очень долго, запылилась, пропахла кофе, шоколадом, ванилью и корицей. Прошло много лет, и уже другая девочка нашла старенькую куклу, которая стала ее любимой игрушкой. Повзрослев, девочка стала шить кукол и делать их похожими на эту первую, любимую [3].

Существует версия о том, что примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев, которые шили их для своих детей и набивали пахучими травами. В ход шли старые, заношенные личные вещи, которые выкинуть жалко, а носить уже нельзя. По этой причине эти куклы были чумазые, страшненькие, но с приятным ароматом.

Более правдоподобной выглядит мнение, что первыми создателями этих игрушек были североамериканцы, которые желая сохранить в доме частичку праздничных, рождественских ароматов шили кукол из ткани и пропитывали их раствором кофе, корицы и ванили [5].

Американцы, считают, что появление чердачной игрушки связано с названием «первой» куклы в стиле – Реггеди Энн (Raggedy Ann), когда американский художник Джон Бартон Грюэль получил на нее патент. История создания куклы довольно печальная: однажды маленькая дочь Джона Грюэля нашла на чердаке их дома старую тряпичную куклу, пошила ей новенькое платье, а отец нарисовал ей угольком глазки. Это была любимая игрушка маленькой Марсель.

Однажды дочь Грюэля серьезно заболела, и он, проводя все время у постели дочери, сочинял сказки об этой кукле, ее путешествиях и других игрушках. После смерти любимой дочери Джон Бартон Грюэль решил издавать книги своих детских сказок [2].

Но как бы там не было, ароматная игрушка завоевала сердца многих людей и пользуется популярностью во всех странах.

I.3. Технология изготовления чердачной игрушки

Особенностью современной ароматизированной текстильной игрушки является тот факт, что при её изготовлении нет необходимости соблюдать строгие пропорции и придерживаться точных выкроек. Чердачная кукла или примитивная игрушка примечательна тем, что шьётся из простых подручных материалов, лучше всего льна или хлопка, и кроится по вдохновению. При создании куклы автор обычно стремится добиться эффекта старой, потрёпанной игрушки. Кукле искусственно создают потёртости, делают небрежные швы, пришивают заплатки, большие пуговицы. Состаренный вид, специально добавленная асимметрия, подпалы и пятнышки придают игрушке особое очарование и уникальность. Изюминкой чердачной куклы является аромат кофе, корицы и ванили [4].

Начинающий мастер, может воспользоваться следующим алгоритмом действий по изготовлению игрушки, но это далеко не единственный способ изготовления куклы:

1. Изготовление чертежа и выкройки игрушки без определенных размеров;

2. Застрачивание по контуру, отступив 3-5 мм от края, вывертывание;

3. Заполнение синтепоном, зашивание края;

4. Приготовление красильного раствора (заваривание кофе - 1 ч ложка, корицы 1 ч ложка и ванили – 1 пакетик), покраска игрушки;

5. Прорисовка мелких элементов (глазки, усики, носик) [6].

Выводы по главе I

Изучив и проанализировав литературу, выяснили, что история возникновения чердачной куклы доподлинно неизвестна. Но как бы там не было, ароматная игрушка пользуется популярностью во всех странах.

Технология изготовления не настолько проста, чтобы игрушку, достойную восхищения, мог изготовить каждый… Чердачная кукла – это великолепный подарок для ребенка. Для взрослого – оригинальный сувенир, имеющий множество достоинств.

Цвет современной игрушки выбран не случайно. Пастельные и коричневые оттенки способствуют расслаблению и отдыху. Для получения необходимого цвета игрушки можно использовать другие природные красители: дубовую кору, луковую шелуху.

Сочетание запаха кофе, корицы, ванили вызывает приятные воспоминания о доме и детстве, дарит ощущение спокойствия и душевного комфорта.

Исходя из проделанной работы, мы решили провести исследование и его результаты описать во II главе.

Глава II. Опытно-экпериментальная работа и анализ её результатов

Изучив литературу и интернет-ресурсы по данной теме, мы приступили к практической части работы.

В практической работе мы выделили следующие этапы:

1 этап: посетить ДДЮТ и провести беседу с руководителем творческого кружка «Волшебная страна кукол» на тему «Секреты изготовления чердачной куклы»;

2 этап: изготовить чердачную игрушку в домашних условиях;

3 этап: провести опрос учащихся 2б МБОУ СОШ №7 г. Туймазы на тему: «Знаете ли Вы что такое чердачная игрушка?»;

4 этап: провести мастер-класс по пошиву чердачных котиков «Кофейные игрушки своими руками»;

5 этап: создать брошюру «Чердачные куклы и игрушки» с выкройками и технологическими картами.

II.1. Беседа с руководителем творческого кружка «Волшебный мир кукол»

Для более подробного изучения нашего вопроса, мы решили посетить ДДЮТ и побеседовать с руководителем творческого кружка «Волшебный мир кукол», Вачаевой Ульяной Александровной на тему «Секреты изготовления чердачной куклы» (Приложение 2).

Мы предложили Ульяне Александровне ответить на ряд вопросов, из которых мы узнали, что в своей практике она не раз встречалась с чердачными игрушками, и даже сама шила со своими воспитанницами игрушки-кофеюшки.

Она раскрыла нам некоторые секреты техники пошива и обработки чердачных игрушек и предупредила о возможных трудностях.

Так как беседа с Ульяной Александровной была очень познавательной, она вдохновила нас на пошив своих чердачных игрушек в домашних условиях.

II.2. Пошив чердачной игрушки в домашних условиях

Чем больше мы узнаём о чердачных игрушках, тем больше хочется сделать самим какую-нибудь чердачную игрушку.

В интернете мы нашли технологическую карту выполнения игрушек-кофеюшек. Из них выбрали чердачного зайчика. Сходили с мамой в магазин ткани и фурнитуры «Золушка», а также побывали в Уфе в магазине «Леонардо» и купили всё необходимое для пошива нашей чердачной игрушки: белая бязь, кофе, корица, ваниль, клей ПВА, ножницы, иголка, нить в цвет ткани, краски (акриловые по ткани), кисточки разных диаметров, материалы для декора, синтепон.

Когда, всё необходимое было готово, мы приступили к пошиву чердачного зайчика (Приложение 3).

Мы показали нашу работу друзьям и родственникам. Все были просто в восторге! У многих появилось желание самим сшить игрушку-кофеечку. Ведь это отличная идея для подарка и оригинальное украшение для интерьера любого помещения.

Возникло желание поделиться опытом работы по пошиву чердачных игрушек с одноклассниками и классным руководителем. Но сначала, мы решили узнать, знают ли они, что такое чердачная игрушка.

II.3. Проведение опроса учащихся МБОУ СОШ №7 г. Туймазы на тему: «Знаете ли Вы что такое чердачная игрушка?»

В сентябре 2018 года нами был проведен опрос одноклассников на тему «Знаете ли Вы что такое чердачная игрушка?».

Цель: выяснить, знают ли одноклассники, что такое чердачная игрушка, а также узнать считают ли они сувениры, сделанные своими руками, актуальным подарком.

В опросе приняли участие 28 учащихся 3б класса МБОУ СОШ №7 г. Туймазы. Ребятам предлагалось ответить на четыре вопроса (Приложение 4).

В результате данного опроса мы выяснили, что 22 ученикам нашего класса нравятся подарки в виде различных сувениров, 6 ученикам понравился бы подарок в виде денег или конструктора.

При ответе на второй вопрос, мнение учеников разделилось: 17 учеников предпочли бы сувениры, сделанные своими руками, а 11 учеников предпочли сувениры, приобретенные в магазине.

При анализе ответов на третий вопрос, мы выяснили, что 2 ученика из класса знают, что такое чердачная игрушка, 26 учеников не слышали о такой игрушке, 23 ученика класса хотят научиться изготавливать чердачную игрушку своими руками. Полученные результаты мы отобразили в таблице и диаграмме (Приложение 5).

Таким образом, мы решили провести мастер-класс по пошиву чердачных игрушек, дабы показать и научить ребят процессу их изготовления.

II.4. Проведение мастер-класса «Кофейные игрушки своими руками»

В октябре был проведён мастер-класс на тему «Кофейные игрушки своими руками».

Цель: познакомить ребят процессом пошива чердачных игрушек, их обработкой и оформлением.

Данный мастер-класс мы проводили по частям, в течение двух дней. (Приложение 6).

В первый день мы рассказали ребятам, что такое чердачная игрушка и показали им образцы простейших игрушек-кофеечек, выполненных нами в домашних условиях. Потом мы рассказали о технологии их пошива, приготовлении раствора для обработки.

Во второй день мы показали приемы декорирования чердачных игрушек.

На этом мастер-классе каждый ученик попытался выполнить чердачную игрушку своими руками.

Хотя и не у всех всё сразу получилось, но ребятам очень понравилась эта необычная игрушка, и, мы надеемся, что многие из них в будущем воспользуются нашими советами для изготовления оригинальных сувениров и украшений для интерьера.

II.5. Создание брошюры «Чердачные куклы и игрушки» с выкройками и технологическими картами

В октябре мы посетили Центральную Туймазинскую детскую библиотеку, и нашли там немало интересной литературы по нашей теме и отксерокопировали необходимые нам материалы.

Также мы нашли много интересной информации в интернете. На базе всего этого была разработана наша брошюра «Чердачные куклы и игрушки».

В ней подробно описан процесс пошива чердачных игрушек, рецепты раствора для обработки игрушек, а также выкройки и пошаговые инструкции (Приложение 7).

Выводы по главе II

В практической работе, все намеченные нами этапы, были успешно реализованы.

Побеседовав с руководителем творческого кружка «Волшебный мир кукол», Вачаевой Ульяной Александровной на тему «Секреты изготовления чердачной куклы», мы больше узнали о чердачных игрушках, а именно технологии их изготовления.

Данная беседа вдохновила нас на пошив своих чердачных игрушек в домашних условиях, по технологическим картам, которые мы нашли в интернете.

Благодаря проведенному опросу мы выяснили отношение одноклассников к подаркам в виде сувениров, а также выявили у них желание сшить чердачную игрушку своими руками.

Благодаря проведенному мастер-классу, ребята ознакомились с технологией выполнения игрушек-кофеечек. На этом мастер-классе каждый ученик попытался выполнить чердачного котика своими руками.

Создали свою брошюру «Чердачные куклы и игрушки», в которой подробно описан процесс пошива чердачных игрушек, рецепты раствора для обработки игрушек, а также выкройки и пошаговые инструкции.

Заключение

Ароматная игрушка завоевала сердца многих людей и пользуется популярностью во всех странах. Если вы хоть однажды сделаете чердачную игрушку, ощутите волшебный аромат, исходящий от нее, то уже не сможете забыть этого волшебного ощущения. Такая игрушка может стать настоящим талисманом домашнего уюта – исходящий от нее тонкий запах ванили и кофе, корицы и пряных трав придаст новые краски и оттенки уже устоявшемуся быту.

В процессе работы над темой«Чердачная игрушка» изучили историю возникновения игрушки-кофеечки и выяснили, что существует несколько версий её появления. Одной из самых распространенных является легенда о кукле, найденной на чердаке старой кофейни (или кондитерской), которую сшила бедная женщина для своей дочки из ненужного тряпья, и пока она работала, дочь играла на чердаке с куклой.

Существует версия о том, что примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев, которые шили их для своих детей и набивали пахучими травами. Более правдоподобной выглядит мнение, что первыми создателями этих игрушек были североамериканцы, которые желая сохранить в доме частичку праздничных, рождественских ароматов шили кукол из ткани и пропитывали их раствором кофе, корицы и ванили.

Изучили технологию изготовления чердачных игрушек.

Побеседовав с руководителем творческого кружка «Волшебный мир кукол», Вачаевой Ульяной Александровной на тему «Секреты изготовления чердачной куклы», мы больше узнали о чердачных игрушках, а именно технологии их изготовления. Данная беседа вдохновила нас на пошив своих чердачных игрушек в домашних условиях, по технологическим картам, которые мы нашли в интернете.

Благодаря проведенному опросу одноклассников мы выяснили, что 22 ученикам нашего класса нравятся подарки в виде различных сувениров, 6 ученикам понравился бы подарок в виде денег или конструктора. 17 учеников предпочли бы сувениры, сделанные своими руками, а 11 учеников предпочли сувениры, приобретенные в магазине. 2 ученика из класса знают, что такое чердачная игрушка, 26 учеников не слышали о такой игрушке, 23 ученика класса хотят научиться изготавливать чердачную игрушку своими руками.

Провели мастер-класс, благодаря которому, ребята ознакомились с технологией выполнения игрушек-кофеечек. На этом мастер-классе каждый ученик попытался выполнить чердачную игрушку своими руками.

Создали свою брошюру «Чердачные куклы и игрушки», в которой подробно описан процесс пошива чердачных игрушек, рецепты раствора для обработки игрушек, а также выкройки и пошаговые инструкции.

Таким образом, выдвинутая гипотеза, о том, что чердачная игрушка - это сувенир, который можно сшить в домашних условиях, подтвердилась.

Простота и удивительное обаяние этих примитивных игрушек является одной из главных причин того, что они вызывают у людей положительные эмоции, их хочется держать в руках, наслаждаясь ароматом. Благоухающая чердачная игрушка обладает волшебными свойствами, она способна поднять настроение, поддержать, приободрить человека и помочь ему в трудную минуту жизни.

Чердачная игрушка – это великолепнейший, и что самое главное, отнюдь не банальный подарок.

Прикоснувшись к волшебному искусству пошива чердачных игрушек, невозможно остаться равнодушным, кофеечки просто завораживают. Это стало не только моим увлечением, но и увлечением моей мамы и старшей сестры. С огромным удовольствием мы занимаемся изготовлением новых игрушек вновь и вновь. Я открыла для себя новые возможности, поэтому планирую продолжить работу по данной теме.

Список литературы

1. Журнал Техномагия. № 33, № 34, 2009г. г. Москва

Интернет - ресурсы

2.http://picasaweb.google.com/kactus81

3.http://www.tilda-mania.ru/forum/12-516-1

4.http://texnomagia.ru/forum/3

5.http://club.osinka.ru/topic-85202?start=285&highlight=

6.http://www.milli-firka.orgblog.moikompas.ru/compas/igrushka

Тезаурус

Декорирование - искусство, которое создает поистине красоту в помещениях, когда самое обычное пространство, однообразие которого не вызывало сомнений, вдруг становится преображенным и притягивает к себе всеобщее внимание.

Декупаж - (от фр. découper — «вырезать») — это способ декорирования предметов посредством приклеивания на них разных мотивов или изображений, вырезанных из обычной бумаги и подходящих художественному замыслу мастера.

Чердак - помещение между потолком и крышей дома.

Приложение 1

Примитивные чердачные игрушки

Приложение 2

Дворец детского (юношеского) творчества

Беседа с Вачаевой Ульяной Александровной

1. Знаете ли вы что такое чердачная игрушка?

2. Шили ли Вы чердачные игрушки?

3. Какие секреты таит в себе процесс пошива чердачной игрушки?

4. Какие сложности могут возникнуть при пошиве чердачной игрушки?

Приложение 3

Пошив чердачной игрушки в домашних условиях

Подготовка к работе

Обводим выкройку и сшиваем детали

Заполняем игрушку синтепоном

Украшаем игрушку

Наши игрушки готовы

Приложение 4

Опрос учащихся МБОУ СОШ №7 г. Туймазы на тему:

«Знаете ли Вы что такое чердачная игрушка?»

1. Нравиться ли Вам получать в качестве подарка различные сувениры?

2. Какие сувениры предпочитаете: сделанные своими руками или приобретенные в магазине?

3. Знаете ли Вы, что такое чердачная игрушка?

4. Хотели бы Вы изготовить чердачную игрушку своими руками?

Приложение 5

Таблица результатов опроса

1. Нравиться ли Вам получать в качестве подарка различные сувениры?

 

Да – 78 %

Нет- 22 %

Кол-во учащихся

22

6

2. Какие сувениры предпочитаете: сделанные своими руками или приобретенные в магазине?

 

Сувениры, сделанные своими руками - 61%

Сувениры, приобретенные в магазине - 39%

Кол-во учащихся

17

11

3. Знаете ли Вы, что такое чердачная игрушка?

 

Да – 8 %

Нет- 92 %

Кол-во учащихся

2

26

4. Хотели бы Вы изготовить чердачную игрушку своими руками?

 

Да- 83%

Нет – 17%

Кол-во учащихся

23

5

Процентное соотношение результатов опроса

Приложение 6

Мастер-класс

«Кофейные игрушки своими руками»

1 день:

Рассказ о чердачных игрушках.

Обводим и вырезаем деталь с припуском. Прошиваем игрушку по контору. Выворачиваем и набиваем синтепоном.

Готовим раствор для обработки чердачных игрушек.

Обрабатываем чердачные игрушки полученным раствором. И оставляем подсыхать.

2 день

После инструктажа приступаем к декорированию чердачных игрушек.

Чердачные игрушки готовы!

Приложение 7

Брошюра «Чердачные куклы и игрушки»

с выкройками и технологическими картами

Просмотров работы: 3622