Введение
Любая проблемапомогает научиться справляться с жизненными
трудностями и открывает новые пути решениязадач …
Жизненные проблемы неизбежно встречаются в жизни каждого и требуют решения. Очень часто приходится слышать от друзей и знакомых, что они столкнулись с жизненными проблемами, что они не знают, как поступить, страдают и жалуются по этому поводу.
Давно подмечено, что один человек видит стакан полупустым, а другой – полуполным. На любое событие можно взглянуть по-разному. Если одни люди видят во всем проблемы, то и действуют они соответственно: расстраиваются, впадают в уныние, жалуются и так далее.
У других людей – позитивный взгляд на жизнь, в точно такой же ситуации видят перед собой задачу, которая требует решения. Подход при этом сразу меняется, ведь поиск решения – это действие, люди при этом заняты, и унывать им некогда. Здесь видна разница в том, куда люди расходуют свою энергию, и можно догадаться, какой результат приносит одна и другая стратегия.
Самым основным в этом вопросе будет наше отношение к произошедшему, и первое, что необходимо сделать в условиях сложной жизненной ситуации – это перестать видеть в этом проблему. Отсутствие денег – это не проблема, а задача, как их найти.
Превратив все свои жизненные проблемы в задачи, можноизменить к ним отношение, никаких других ресурсов затрачивать не придется.
Разница этих двух слов, описывающих одно и то же событие, достаточно очевидна. Проблема – это внешнее воздействие обстоятельств, которые мы не в силах изменить, соответственно, такая позиция характерна для человека, который не управляет своей жизнью, плывет по течению, отдавшись на волю случая.Задача – это то, что можно решить, следовательно, термин подразумевает, что человек сам управляет своей жизнью, это позиция творца, который предпочитает сам выбирать собственный путь.
В результате нового отношения к жизненным проблемам можно перестать загонять себя в тупики, искать виноватых, научиться брать ответственность за свой выбор и принимать осознанные решения. Тогда больше не будет проблем, будут лишь задачи, которые требуют решения, а, следовательно, активные действия, которые потребуют поиск нестандартных решений.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется несколькими причинами: во-первых, исследование гипотезы «Если использовать метод картотеки технологии ТРИЗ, то можно решить проблему выбора материала для тканевого изделия учащегося»; во-вторых, руководствуясь полученными данными, оформить стенд «Картотека различных типов тканей» для использования на уроках в кабинете технологии.
В данной работе поднимается следующая проблема: созданнаякартотекадолжнапомочь учащимсяизбежать ошибки, которую можно совершить при покупке тканевого отреза, а также пополнить знания в области «Материаловедения».
Объектом исследованияявляются учащиеся девочки с 5 по 8 класс МБОУ СОШ №4 г. Апатиты.
Предмет исследования: проблемасамостоятельного выбора материала для тканевого изделия.
Гипотеза: Если использовать метод картотеки технологии ТРИЗ, то можно решить проблему выбора материала для тканевого изделия учащегося.
Цель данной работы:доказать, что метод картотеки технологии ТРИЗ поможет решить проблему выбора при покупке тканевого отреза.
Для того чтобы достичь цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
Узнать:
с какими проблемами сталкиваются учащиеся при выборе тканевого материала;
с помощью интервью с учителями технологии, как проводится консультация учащихся по подбору материала для тканевого изделия;
что может поспособствовать решению проблемы выбора тканевого материала.
Исследовать:
проблему выбора тканевого материала;
воздействие наглядного пособия (картотеки) на правильный выбор учащимися тканевого отреза.
Организовать:
эксперимент среди девочек на уроках технологии, учащихся с 5 по 8 класс МБОУ СОШ №4;
работу по оформлению стенда «Картотека различных типов тканей» и расположения его в кабинете технологии для девочек школы №4 г. Апатиты.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
методы теоретического исследования - изучение и анализ научной литературы по теме работы;
методы эмпирического исследования:
интервью;
наблюдение;
метод экспериментально-теоретического уровня:
эксперимент среди девочек на уроках технологии, учащихся с 5 по 8 класс МБОУ СОШ №4;
анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: изучена проблема выбора тканевого материала учащимися, при ознакомлении их с разделом «Материаловедение» в рамках учебного предмета «Технология».
Практическая значимость проведённого исследования заключается в оформлении стенда «Картотека различных типов тканей» и расположение его в кабинете технологииМБОУ СОШ №4 для дальнейшего использования на уроках.
Организация и ход исследования: данное исследование осуществлялось с 13ноября2017г. по 26декабря2017 в четыре этапа:
1 этап (с 13 ноября по 16ноября 2017г.) включал в себя изучение научной литературы по теме данного исследования, интервью сучителями технологии, анкетирование и опрос учащихся девочек с 5 по 8 класс школы №4 г. Апатиты;
2 этап (с 17ноября по 20ноября2017г.) –анализ полученных данных и поиск нестандартного решения проблемы выбора учащимися тканевого материала;
3 этап (с 21ноября по 1декабря 2017 г.) – создание стенда «Картотека различных типов тканей» и расположение его в кабинете технологии МБОУ СОШ №4;
4 этап (со2декабря по 26декабря 2017 г.) –проведение эксперимента.
ГЛАВА I. Проблема есть или её нет?
Как правильно выбрать модель или построить чертёж пошивочного изделия, изучается в рамках школьной программы. Учитель также подскажет, какой материал может соответствовать выбору учащегося. Но с усовершенствованием промышленной индустрии стали появляться новые виды натуральных и искусственных тканей. Их количество настолько разнообразно, что выбор одного типа тканей становится проблемой, тем более, если рядом нет квалифицированного консультанта (зачастую этим консультантом выступает учитель). А ошибка, которую можно совершить при покупке тканевого отреза, и вовсе может огорчить не только материально.
Как часто с этой проблемой сталкиваются учащиеся девочки при покупке тканевого отреза?
Было проведено анкетирование (Приложение1).
Рис. 1 Проведение анкетирования
В нёмпоучаствовали девочки 5,6,7 и 8 классов школы №4. Всего 48 человек.
Результаты оказались такими:
По диаграмме видно, что сталкивались с проблемой выбора 43 человека-89%, второй вопрос «Хватает ли вам знаний, полученных в рамках изучения раздела «Материаловедение» на уроках технологии, для определения типа ткани?»показал, что только половине анкетируемых хватает знаний, полученных в рамках изучения учебной программы. Самостоятельный выбор материала могут сделать лишь только 5 человек, а для остальных - это сложно (89%). На вопрос, в чем причина - большинство подтвердило предположение и ответило, что разнообразие материалов. И практически все желали бы получить своевременную помощь в решении этой проблемы.
В школе работают два учителя технологии. У них было взято интервью. Интервью содержало четыре основных вопроса, которые должны были помочь определить факторы создания проблемы выбора учащимися ткани (Приложение 2). Ответы оказались одинаковыми.
Итак, благодаря вопросу «Как Вы думаете, с чем связано ошибочное приобретение материала для пошива тканевого изделия?», подтвердилось, что проблема есть – проблема выбора. А главное, благодаря вопросу «Как, по Вашему мнению, можно было бы помочь учащимся в покупке ткани?», определились задачи, которые нужно решить.
ГЛАВА II. Решение всегда рядом
2.1 Поэтапный переход от проблем к задачам
Бывают моменты, когда жизненной энергии не хватает для моментального принятия новой концепции. Например, если человеку очень плохо, он сильно увяз в своих сложностях или эмоционально опустошен, вряд ли он сможет переключиться моментально на поиск решения. Для того, чтобы выбраться на этот путь, ему придется пройти несколько этапов, которые помогут взглянуть на жизнь под другим углом.
Первый шаг – это признание проблемы. Чтобы хоть что-то изменить, для начала стоит признать, что это есть.
Второй шаг – это первичный перевод жизненной проблемы в задачу.
Следующий ход – это уже задача, с которой можно работать.
Логичное продолжение – это решение, что нужно сделать, для того чтобы выполнить задачу.
Проблема определена. Для её решения стоит поставить задачи:
Изучение типов и свойств ткани.
Провести опрос учащихся (Приложение 3).
Поиск решения проблемы.
Разработать скелет паспорта.
Сбор и обработка тканевых лоскутков.
Обращение к литературным и интернет источникам, а также посещение магазина «Мануфактура» на Бредова 11 и магазина «Ткани и фурнитура» на улице Ферсмана7, и беседа с продавцами – консультантами, помогли расширить познание в области «Материаловедение» и открыть множество подвидов основных типов ткани.
Рис. 2Работа с информацией
Опрос учащихся показал, что для решения проблемы требуется присутствие консультанта, заинтересованного в правильном выборе тканевого отреза.
Рис. 3 Опрос в коридорах школы
Рис. 4 Результаты опроса
Обладая достаточно объёмной информацией, нужно было понять, как полученные данные можно структурировать. Помощь предоставили учителя математики и технологии, также очень помогла литература по созданию единой базы хранения данных и метод картотеки технологии ТРИЗ.
Рис. 5 Помощь учителей
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий. Теория развития изобретательских задач позволяет анализировать различные объекты и ситуации по определенному алгоритму, что позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Основными целями ТРИЗ-образования является:
- развитие творческих способностей;
- активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
- формирование качеств творческой личности.
В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:
Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.
Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.
Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.
Работа с картотекой содержит все элементы исследовательской работы и не требует объемных теоретических знаний о некоем предмете.Для работы с картотекой нет единой методической основы. Технология этой работы зависит как от объектов картотеки, так и целей работы. Общие этапы работы - это: отбор необходимой информации, выбор формы накопления информации, классификация и переработка информации.
Из всей собранной информации о ткани было выделено главное: это механические свойства ткани, гигиенические свойства ткани и модели одежды, где можно было бы данную ткань применить.
Получился вот такой скелет паспорта.
Объект |
Имя признака |
Значение признака |
(название вида ткани) |
Механические свойства |
|
Гигиенические свойства |
||
При пошиве каких моделей одежды используется |
Рис. 6 Скелет паспорта любого типа ткани
Немаловажным фактом является то, что картотеку можно пополнять. А сам паспорт расширить, если внести дополнительные имена признаков.
А для индивидуального удостоверения личности ткани потребовалось собрать как можно больше разнообразных лоскутков материи. Их нужно было обработать, придать им одинаковую форму.
Рис. 7 Работа с лоскутками и заполнение паспортов ткани
Создание картотеки и расположение её на стенде
Для создания картотеки потребовалось разложить паспорта в алфавитном порядке названия материй.
Рис. 9 Картотека
Работа с картотекой позволяет формировать не умелых потребителей информации, а творческие личности, которые используют и преобразовывают информацию для получения новых заключений. Организуя работу с картотекой, учитель объективно уходит на роль советника и консультанта.
Теперь, стоит определить, поможет ли данная картотека решить проблему выбора тканевого материала учащимися?
ГЛАВАIII. Проблема решена
Стенд «Картотека различных типов ткани» был размещён в кабинете технологии для девочек школы №4 г. Апатиты. Его наличие должно разрешить проблему, с которой столкнулось большинство учащихся.
Проведение эксперимента длилось три учебные недели. Как раз в этот период требовалось учащимся определиться с моделью и типом ткани своего изделия. Для установления результативности работы наглядного пособия был проведен опрос по анкете (Приложение 4). В опросе участвовало 42 ученицы 5,6,7 и 8 классов МБОУ СОШ №4.
Результаты приятно поразили.
Проблема выбора снизилась, раньше с ней сталкивалось 89% учащихся. Картотека служит наглядным пособием. И это подтверждают ответы на второй вопрос «Хватает ли вам знаний, полученных в рамках изучения раздела «Материаловедение» на уроках технологии, для определения типа ткани?». И не мало важную роль сыграла консультация педагога в классе при наличии собранной картотеки. Лоскутки можно трогать, можно сочетать не только по свойствам, но и по цветовой гамме. Итак, проблема решена.
Уникальность исследования заключается в том, что раньше никто не проводил подобных экспериментов и наблюдений в классах школы №4 Апатиты среди учащихся девочек. Это позволило определить практическое применение исследовательской работы. Оно заключается в создании стенда «Картотека различных типов ткани» и его применение на уроках технологии.
Заключение
Нет проблем, которые нельзя было бы решить. Стоит только найти нестандартное решение, возможно даже абсурдное. В этом исследование не «привести Магомеда к горе», нужно «гору сдвинуть к Магомеду».
Создана картотека паспортов различных тканей. Каждый паспорт содержит прикреплённый лоскут ткани. Края лоскута обработаны в соответствии со свойством ткани. В паспорте имеется информация о механических свойствах, о гигиенических свойствах и о типе изделия, при пошиве которого можно использовать данный тип ткани.
Наличие картотеки позволяет сократить время поиска нужного типа ткани. Полученная информация о материале помогает избежать необдуманных экономических затрат. На примере типов ткани из картотеки можно доступными способами изучать такие разделы материаловедения, как конструирование и моделирование (сочетание типов тканей). Так как разнообразие материалов расширяется, картотека может пополняться самими обучающимися, что может служить хорошей мотивацией для изучения данной предметной области.
Результаты исследования наглядно подтверждают, что использование метода картотеки технологии ТРИЗ, помогло решить проблему выбора материала для тканевого изделия учащегося.
В заключении хотелось бы отметить, что ценность работы заключается в оформлении стенда «Картотека различных типов тканей» и расположение его в кабинете технологии МБОУ СОШ №4 для дальнейшего использования на уроках.
В ходе создания этого исследования, возникла другая проблема. Некоторые типы ткани могут быть взаимозаменяемые, присутствует разница в цене. Значит должен существовать прайс-лист, который потребует постоянного дополнения новой информацией. Это будет тема следующей исследовательской работы.
Список литературы
Альтшуллер Г. С. Как делаются открытия (мысли о методике научной работы) // Решение исследовательских задач / Сост. Б.Л. Злотин, А.В. Зусман. Кишинев, 1991.
Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинев: Картя Молдовеняска. 1989.
Бузов Б.А., Модестова Т.А. Материаловедение швейного производства -М.: Легпромбытиздат 1986.
Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 208 с. 141.
Нарбут Н.Н., Нарбут А.Ф. ТРИЗ. История инструментов. [WWW-документ]URL http://www.jlproj.org/index.php?p=3&u=458
Нестеренко А.А. Проблемно-ориентированный учебный процесс на базе ОТСМ-ТРИЗ. – "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ", международная науч.-практическая конф. (IХ; 2006; Челябинск). Международная научно-практическая конференция "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ", 26-28 июня 2006г.: тез. докл., материалы конф. [Текст] / сост. Л.А. Кожевникова, В.Г. Березина. – Челябинск, 2006. – 312 с.
Савостицкий Н. А. Материаловедение швейного производства -М.: «Академия» 2004.
Приложение 1
1.Сталкивались ли вы с трудностью покупки тканевого материала?
Да
Нет
2. Хватает ли вам знаний, полученных в рамках изучения раздела «Материаловедение» на уроках технологии, для определения типа ткани?
Да
Нет
3. Можете ли вы самостоятельно подобрать материал для пошива тканевого изделия?
Да
Нет
4. Почему? ___________________________________
5. Хоте ли бы вы получить своевременно консультацию специалиста для правильного выбора ткани?
Да
Нет
Приложение 2
1 Как часто учащиеся приобретают материал, не подходящий для пошива тканевого изделия, изучаемого в рамках школьной программы?
Ни разу
1-2 случая
Чаще 3-х случаев
2. Как часто учащиеся обращаются за консультацией, перед тем как приобрести тканевый материал?
Редко
1-2 раза
Чаще 3-х раз
3. Как Вы думаете, с чем это связано?
________________________________________
4. Как, по Вашему мнению, можно было бы помочь учащимся в покупке ткани?
___________________________________________
Приложение 3
Что могло бы Вам помочь сделать правильный выбор вовремя покупки материала для тканевого изделия?
Консультант рядом при выборе материала
Точное название материала
Приобретение материала специалистом
Не знаю
Приложение 4
1.Сталкивались ли вы с трудностью покупки тканевого материала?
Да
Нет
2. Хватает ли вам знаний, полученных в рамках изучения раздела «Материаловедение» на уроках технологии, для определения типа ткани?
Да
Нет
3. Можете ли вы самостоятельно подобрать материал для пошива тканевого изделия?
Да
Нет
4. Почему? ___________________________________