Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Зылева П.С. 1
1Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №13 им А. Л. Широких»
Герасимик Г.Ф. 1
1Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №13 им А. Л. Широких»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самого детства, по рассказам родителей, я была активным, общительным ребенком, посещающим разные творческие кружки, любящим проводить время в детской библиотеке. Меня часто замечали за игрой в «школу», «дочки матери», что, в принципе, было свойственно многим моим сверстницам. Моя мама работала воспитателем и я часто наблюдала за ее работой, за детьми и часто включалась вместе с ними в игру, наверное, именно тогда я начала понимать, что я выберу профессию в будущем именно в сфере образования. Но все мы знаем, что выбор профессии основывается не только на собственных желаниях, но и на индивидуальных характеристиках, на требованиях к выбранной профессии и многих других факторах. Таким образом, методом диагностирования личностных характеристик и профессиональных проб, я пришла к заключению, что профессия –воспитатель ,действительно, может стать моей будущей профессией. Проходя профессиональные пробы в детском саду (см. приложение 1,2,3,4,5,) ,я получила неизвестные мне до этого факты об этой профессии, а также увидела проблемы с объяснением материала детям, и пути их решения. Дети воспринимают информацию гораздо легче, когда могут производить какие – то действия с предметами, для чего и созданы дидактические игры ,пособия, материалы .

Цель: Изготовление дидактического пособия из фетра для формирования навыков экологической безопасности .

Задачи:

1.Развитие интеллектуальных и художественных способностей у детей.

2.Формирование умения передавать свои впечатления в составлениях сюжетов, рассказов.

3.Формирование навыков экологической безопасности, чувства близости к природе и сопереживанию всему живому

Гипотеза: Действительно ли, дидактические пособия — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 

2.Основная часть

2.1.Обзор литературы

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей".

В. А. Сухомлинский

Проблема экологии окружающей среды является одной из глобальных проблем в мире. Ее особенность заключается в том, что она имеет общемировой характер. В настоящее время всё чаще приходится видеть на улицах нашего города разнообразный мусор: пластмассовые бутылки; обёртки от шоколада, конфет; пакеты и. т. д. Всё это нарушает экологию. Это зависит напрямую от воспитания и культуры человека. Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Работа по экологическому воспитанию детей-дошкольников обладает большими возможностями и перспективами. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу. Неотъемлемой частью в данном процессе является играИгра увлекает ребенка, ведет его в веселый и яркий мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.

2.2 Методы исследования

2.2.1 Теоретическая часть

Для более точного заключения сравнения разных форм работы с детьми я использовала такие методы исследования:

Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации из книг, журналов, газет и сети Интернет. Я проанализировала возрастные способности детей, опираясь на которые смогла составить опрос.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию.

В ходе проведения разных типов занятий с детьми я использовала метод наблюдения. Суть этого метода состояла в том, чтобы проанализировать поведение детей, их мотивацию к учебной деятельности.

3. Опрос

Существует три вида опросов: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Опираясь на возрастные возможности и особенности детей я составила беседу из вопросов(см. в приложении 7 ), связанных с информацией, которую дети должны были усвоить в ходе учебной работы.

2.2.2 Практическая часть

Именно игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ребёнку предлагается найти выход. Главное назначение этих игр - это стимулирование у ребёнка мозговой деятельности. Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Дидактические игрыспособствуют получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения, развитию речи детей :пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитиюребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

Воспитание любви к природе - одна из главных задач современного дошкольного учреждения . Именно поэтому я решила создать дидактическую игру из фетра  «Экологическая тропа»Экологическая тропа для дошкольников имеет свою специфику. Объекты тропы должны быть более разнообразными, яркими, компактными. При создании игры я учла региональный компонент (природу родного края).

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

«Экологическая тропа» - демонстрационный маршрут, проходящий через различные объекты и использующийся для целей экологического образования. Наша импровизированная тропа имеет и эстетическую привлекательность, и информационную емкость. Разнообразие экологической тропы позволяет расширять знания и представления детей о многообразии растительного и животного мира. Дети, обдумывают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу своего края всей планеты. Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование сказок, легенд, преданий, загадок, так как они обогащают ум и волнуют душу. «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

Дидактическая игра «Экологическая тропа»

Цель игры- формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии. Ознакомление с разными объектами живой природы, формирование экологической культуры, воспитание интереса и любви к природе.

Материал: игровое поле  «Экологическая тропа»; деревья; кусты; домашние и дикие животные; водоем; птицы, муравейник; огород с овощами, забор. Эко – знаки «Что нельзя делать в лесу»Игра проводится на макете.(приложение №3,4,5,6,7)

2.3 Результаты и обсуждения

Проведя несколько занятий без использования и с использованием изготовленных дидактических пособий, мы провели беседу(см.приложение 7). Суть беседы состояла в том, чтобы узнать после какого из занятий информация , полученная детьми в ходе работы, была более восприимчива. На основе этого опроса мы составили диаграммы, благодаря которым, смогли сделать более точный вывод.

3. Заключение

Первой моей работой в области изготовления дидактических пособий была дидактическая игра «Веселый паровозик» (см. приложение № 8).Это занятие заинтересовало меня и я продолжила работу.(см. приложение 9,10) Затем ,казалось бы, обычный интерес привел меня к идее проведения профессиональных проб «Педагог ДОУ», но постепенно этот проект перерос в исследование, целью которого было выяснить, действительно ли, дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Посредством профессиональных проб, всё больше внедряясь в работу педагога, я узнала многое о особенностях воспитания детей, учебной деятельности в ДОУ. Проведя несколько простых занятий и занятий с использованием изготовленных мной пособий-игр в подготовительной группе, я ощутила весомую разницу в поведении детей, действиях, умозаключениях. Действительно, поработав с детьми в игровой форме с использованием макета, я заметила, что дети более охотно включаются в работу, отвечают на поставленные вопросы, а главное, запоминают больше информации. Таким образом, в ходе исследования, я подтвердила поставленную мной гипотезу о том, что , действительно, дидактические пособия — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Потому что дидактическое пособие связано со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

4. Источники информации

Список используемой литературы:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/08/16/didakticheskie-igry-kak-faktor-razvitiya-rebenka

https://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-yekologicheskoi-kultury-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

https://chmag.ru/vaznoe/psihologiya-detey/486-dety-i-pririda

https://www.google.ru/search?q=%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8+%D0%B8%D0%B7+%D1%84%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5&newwindow=1&rlz=1C1GGRV_enRU805RU805&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwiGnOLfiO3eAhWBmywKHXHRCKcQsAR6BAgEEAE&biw=1366&bih=626

http://obuchonok.ru/metody

5. Приложения

Приложение 1 -Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром«Знакомство с лесом и его обитателями»

Программное содержание:

Уточнять и расширять представления детей о лесе и его жителях.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса.

Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память, связную речь, умение анализировать.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным, к лесу, закрепить правила безопасного поведения в лесу.

Предварительная работа

Экскурсии в лес.

Чтение книг русских писателей о лесе и его обитателях.

Материалы и оборудование
2 письма в конвертах.

Макет из фетра с изображением леса и диких животных.

Шишки, игрушки (заяц, ёж, лиса, медведь, волк и др.)

Аудиозапись «шум леса».

Пенёк, 4 корзинки.

Корзинка с набором картинок с изображением лесных растений.

Ход организованной образовательной деятельности (ООД).

Сюрпризный момент «Письмо от мудрой Совы»
Воспитатель: Дети сегодня в нашу группу пришло письмо, давайте откроем его и прочитаем что в нём написано (воспитатель открывает письмо и зачитывает его содержание, в котором мудрая Сова приглашает детей в гости на лесную опушку)
Воспитатель: Ну что ребята, отправимся в гости, на лесную опушку?
Воспитатель: Ребята, слышите мы уже вошли в лес (звучит звукозапись « шум леса»). Давайте внимательно послушаем, какие в лесу раздаются звуки. Вот мы и в лесу. Чем может пахнуть в лесу, представьте (свежими листочками, корой деревьев, цветами). Правильно, а кого мы можем встретить здесь? (белочку, зайца, лису, насекомых). Да, но самые большие и главные жители леса – деревья. Они разные, высокие и низкие, их много.

Посмотрите, у меня в руках есть иллюстрации различных деревьев. Показывает березу, осину, дуб… Чем похожи все эти деревья (у них есть листва). Правильно, именно поэтому лес, в котором растут такие деревья называется лиственным. Посмотрите, какой он светлый. А на этой картине изображен темный лес. Какие деревья здесь растут? (ель и сосна) Чем похожи ель и сосна? (у них листья в виде иголочек-хвоинок) Да, такой лес называется хвойным. А еще есть лес смешанный, в котором растут и хвойные и лиственные деревья.

Лес щедро делится своими дарами с человеком. Что мы собираем в лесу? (ягоды, грибы, шишки, орехи). Вот и сейчас деревья подарила нам какой-то подарок, а какие деревья отгадайте сами:

Белый сарафан на ней,

Голова из зеленых кудрей,

И красива, и стройна,

Как лебедушка она. (береза)

Зеленую подружку на Новый год зимой

Срубили на опушке и привезли домой (ель).

Он могучий и большой

Богатырь в стране лесной.

Семена его бочонки,

Птичьи трели в ветвях звонки (дуб)

По мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением деревьев. Давайте посмотрим, что за подарок приготовил нам лес. Это листочки. Деревья хотят с нами поиграть (дидактическая игра «С какого дерева листочек?»)

- Кристина, какой у тебя листочек, с какого дерева? (с березы, березовый) Каждый ребенок называет свой листок. А теперь, ребята, подойдите к тому дереву, чей листик у вас в руках. Раз, два, три – к своему дереву иди. Молодцы, все справились с заданием.

Мы вышли на полянку, давайте поиграем. Музыкальная физ. минутка.

Ребята, а какую пользу приносят деревья человеку? (деревья очищают воздух, делают его свежим, из древесины люди делают мебель, строят дома). Правильно, поэтому так важно беречь лес, заботиться о каждом дереве, не ломать ветки. Помните в природе все живое.
Дети: Мы слышим как шумят деревья, поют птицы.
Воспитатель: Ребята, смотрите, ещё одно письмо! Что же в нём? Это ещё одно письмо от мудрой Совы. Она пишет нам, что для того, чтобы пройти на лесную опушку, вы должны ответить на её вопросы. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте первый вопрос. Кто из лесных жителей самый хитрый?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Молодцы ребята, на первый вопрос вы ответили верно. Но у Совы к вам ещё два вопроса. Вы готовы на них ответить?
Дети: Да, мы готовы.
Воспитатель: Тогда слушайте следующий вопрос. У этого зверя длинные уши, беленькая шубка, он ловко прыгает по лесу. Ребята, угадали кто это?
Дети: Да, это зайчик.
Воспитатель: Вы правильно ответили на два вопроса, а теперь слушайте последний. Эта птица очень умная, и спит она только днём, о ком я говорю, ребята?
Дети: Это же загадка про мудрую Сову!
Воспитатель: Вы очень умные детки, правильно ответили на все вопросы мудрой Совы. Теперь мы можем идти дальше.
Игра: « Собери шишки»
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у нас лежит под ногами?
Дети: Шишки!
Воспитатель: Да, ребята, это шишки. Посмотрите, они разные: есть большие, а есть маленькие. Я знаю одну очень весёлую игру с шишками, хотите поиграть?
Дети: Да!
Воспитатель делит детей на 2 команды, дети под музыку выполняют задание, команды собирают маленькие шишки в одну корзинку, а большие в другую. У каждой команды 2 корзинки. Когда все шишки будут собраны, воспитатель выключает музыку и вместе с детьми проверяет корзинки, команда, которая допустила меньше ошибок, выигрывает.
Воспитатель: Вам понравилась игра?
Дети: Да, нам понравилось играть с шишками.
Воспитатель: Ребята похоже мы заблудились, и не можем найти опушку, давайте спросим у зайчика куда нам идти дальше?

Дети: Здравствуй, зайчик, мы ищем лесную опушку, ты нам не подскажешь где она, а то мы заблудились?
Зайчик: Я знаю где находится лесная опушка, вам нужно идти прямо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, зайчик грустный, давайте спросим у него, что случилось и поможем ему?
Дети: Зайчик, почему ты грустный, мы можем тебе помочь?
Зайчик: Грустный я, ребята, потому что убежал от мамы и потерялся. Мне страшно одному, а куда идти, я не знаю.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайчику, возьмём его с собой. Там, на лесной опушке, мы обязательно найдём у кого спросить про маму зайчика.

Воспитатель и дети подходят к месту в группе, накрытому тканью. Воспитатель убирает ткань. На ковре разложены картинки с растениями, расставлены игрушки-лесные животные.

Воспитатель: Ребятки, вот мы и дошли до цели. Какая красивая лесная опушка! Посмотрите, сколько здесь растений! А как нас встречают лесные звери – все вышли к нам! Давайте поздороваемся и познакомимся с ними.

Воспитатель и дети здороваются с животными, рассматривают их. Ёжик (игрушка) здоровается с ребятами, объясняет им, что мудрая Сова днём спит, поэтому Ёжик встречает детей вместо неё.

Ёжик: Знаете, ребята, у нас случилась беда, потерялся маленький Зайчонок. Его мама плачет.

Воспитатель: Ой, Ёжик, мы знаем, мы нашли его и взяли с собой. Вот он (отдаёт зайчонка маме, зайчиха благодарит детей и просит никогда не убегать от мам, иначе может произойти несчастье).

Ёжик: Ребята, я хочу проверить, правильно ли мы сделали, что позвали вас в гости. Знаете ли вы правила поведения в лесу?

Дети: Да, знаем!

Ёжик: Ну тогда ответьте на несколько вопросов от моих друзей, лесных зверей:

В лесу можно шуметь?
Собирать неизвестные грибы и ягоды?
Рубить деревья для костра?
Оставлять непогашенный костёр? (ответы детей и раскладывание на макет экологических знаков)
Воспитатель: Верно ребята, всего этого в лесу делать нельзя. А наш Ёжик предлагает поиграть в игру «Кто чем хорош».
Дидактическая игра «Кто чем хорош»
Воспитатель задаёт вопрос, дети отвечают например: чем хороши деревья, чем хорош дождь и т.д.
Воспитатель: Ребята, а зачем людям растения? (ответы детей). Как вы думаете человек смог бы жить без растений? Почему?
Воспитатель: Молодцы ребята, нашем друзьям лесным зверям очень понравилось, что вы знаете как нужно себя вести в лесу и зачем нам нужны растения, что вы вернули маме-зайчихе её сыночка, что вы хорошо с ними поиграли. Они приготовили вам в подарок картинки с растениями лесной опушки, которые мы с вами рассмотрим и выучим. Давайте попрощаемся с животными и лесной опушкой, мы обязательно сюда вернёмся.

Приложение 2 – Дидактическое пособие из фетра «Животные моря»

Приложение 3 – Дидактическое пособие из фетра «Домашнее хозяйство.»

Приложение 4- Дидактическое пособие из фетра «Животные леса»

Приложение 5 -Занятие в детском саду «Знакомство с лесом и его обитателями»

Приложение 6

Беседа по проведенному занятию по ознакомлению с окружающим миром«Знакомство с лесом и его обитателями». (Вопросы беседы сформулированы исходя из возрастных особенностей детей»)

1.Кого мы можем встретить в лесу?

2.Какие деревья бывают?

3. Каких диких животных вы знаете?

4.Каких жителей водоемов вы знаете?

5. Чем отличаются домашние животные от диких?

6.Что в лесу делать нельзя?

7.Зачем в лесу нужны растения?

Приложение 7 - Дидактическое пособие «Веселый паровозик»

Приложение 8- Дидактическое пособие «Сосчитай-ка»

Приложение 9 - Дидактическое пособие «Счёт до 10»

Приложение 11- Рецензия на проведенное занятие

В подготовительной группе численностью 23 человека Зылевой Полиной было проведено занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с лесом и его обитателями».

В занятии было заявлено следующие программные задачи: Уточнять и расширять представления детей о лесе и его жителях.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса.

Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память, связную речь, умение анализировать.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным, к лесу, закрепить правила безопасного поведения в лесу.

Задачи в ходе занятия были выполнены полностью. Занятие началось с сюрпризного момента и вызвало большой интерес у ребят, так как в ходе занятия были использованы разнообразные формы. Это и показ фетрового макета, где ребята могли сами размещать предложенные изображения деревьев и животных. Использование художественного слова – загадок, музыки. Наблюдалось чередование видов игровой деятельности –это и дидактическая и подвижная игры.

Экологическому воспитанию детей было уделено большое внимание. Также Полиной была задета тема безопасного поведения в лесу. Темп и ритм образовательного процесса были оптимальными, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

Полина умело организовала детей на игровую деятельность и поддерживала дисциплину в течении всего занятия.

Она в совершенстве владела голосом. Отмечено правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция, использование артистических умений.

Можно сделать вывод, что Полина справилась с проведением данного занятия

Воспитатель первой квалификационной категории: Попова Людмила Анатольевна

Просмотров работы: 109