Реконструкция мужского праздничного костюма Долгоруковского края конца XIX века

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реконструкция мужского праздничного костюма Долгоруковского края конца XIX века

Антонова П.А. 1
1МБОУ лицей с. Долгоруково
Жданова М.Н. 1Антонова В.А. 1
1МБОУ лицей с. Долгоруково
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Без прошлого нет настоящего…

Актуальность проблемы исследования - определяется тем, что на всех этапах истории человеческого сообщества «зеркалом» национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа.

Изучение истории костюма актуализируется возрастающим интересом нации и общества к истории России. Это выражается в восстановлении утраченных промыслов и ремесел, появлении кинофильмов на сюжеты русской истории, организация многочисленных выставок на темы русского быта.

Объектом исследования считаем историю развития русского народного костюма.

Предмет исследования – история праздничной мужской одежды Долгоруковского края конца ХІХ века.

Цель исследования: сформировать представление о том, как выглядел праздничный мужской костюм в нашей местности более 100 лет назад.

Задачи исследования:

изучить теоретический материал (литературные источники), поисковый материал (посещение музеев), фотодокументы о мужской костюме нашей местности в ХІХ веке;

изучить технологию кроя и украшения мужского костюма нашего края в ХІХ веке;

составить на основе собранных фактов исследование по данному вопросу;

изготовить реконструкцию мужского костюма Долгоруковского края конца ХІХ века.

Для выполнения данной работы были использованы энциклопедии, литература содержащая информацию об истории костюма, составляющих элементах и их отличительных особенностях в зависимости от места жительства. Сделаны запросы в Российский этнографический музей г. Санкт - Петербург, в БУКОО «Орловский краеведческий музей». Изучены материалы краеведческого музея «Край Долгоруковский» и музея в с. Стрелец. Проведена беседа со старожилами Долгоруковского района.

Данной работой хотелось доказать, что изучение истории костюма и моды дает людям ключ к познанию обычаев, обрядов и нравов народов. В костюме невольно отражается практически всё многообразие духовной и умственной жизни каждого народа в определенный период его развития [7].

Методы исследования:

анализ полученной информации;

исследование темы проекта;

анкетирование;

анализ результатов исследования;

обработка результатов исследования;

практическая реализация исследования;

формулировка выводов.

Этапы проведения исследования:

формулировка проблемы;

анализ информации и отбор материала;

проведение исследования, анализ и обобщение результатов;

выполнение реконструкции костюма;

изложение и представление работы;

обсуждение и оценка исследования.

Проблемный вопрос

Возможно, ли разработать и изготовить реконструкцию исторического костюма в условиях школьной мастерской собственными силами?

Сроки реализации проекта

Март-октябрь 2018 года.

Фотография реконструкции

Глава 1. Исследование проблемы

1. Выдвижение проблемы и её анализ

Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта

Требования:

Эстетические: красивый, соответствует образу

Гигиенические: -

Экономические: материалы доступны по цене

Эксплуатационные: прочный

Технологические: должен быть технологически выполним

Ограничения:

Выбор технологических операций, должен соответствовать возможностям учащихся и школьной мастерской

Сроки реализации

Материальные затраты

Условия:

Наличие необходимой информации

Наличие практических умений и навыков

Наличие необходимых материалов и оборудования

2. Административная принадлежность района (историческая справка)

Чтобы узнать, как выглядел костюм нашей местности 100 лет назад, нам было необходимо узнать административную принадлежность нашего села в это время. Как выяснилось, ориентирами этого периода, являлись города Елец, Орел, Воронеж, Курск. Принадлежность отдельных участков района к разным губерниям наложило свой отпечаток на их характер и культуру: особенный колорит у Воронежской стороны - Долгуша, Ломовец, неповторимое звучание у тяготеющих к Ельцу Свишен, Стегаловки, Долгоруково и Братовщины. Большая часть территории нашего края входила в Орловскую губернию. Указ о ее учреждении был издан 28 февраля 1778 года Екатериной II. Вторично Орловская губерния, как административно-территориальная единица Российской империи, была учреждена 12 декабря 1796 года путем преобразования из Орловского наместничества и просуществовала до 1928 года [6].

Рис. 3

Русский народный костюм

История костюма с древнейших времен до современности является тем зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде.

Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса [8].

Разнообразие форм костюма объясняется огромной территорией России. История народного костюма, так же как и история в целом, изучается по материалам, полученным при археологических раскопках, летописям, историям, документам прошлого времени. Многообразие форм, типов одежды, яркий декор художественного решения, самобытность орнамента и техник ее исполнения – характерные черты русского народного костюма на протяжении ряда веков.

4.Мужской костюм Орловской губернии конца ΧΙΧ века.

На основе документов предоставленных научным сотрудником Российского этнографического музея г. Санкт-Петербург, Валентиной Гавришиной (Приложение 1), рукописной книги «История села Большой Колодезь» музея с. Долгоруково (Приложение 2), образцов одежды музея с. Стрелец (Приложение 3), фотодокументов и бесед со старожилами с. Долгоруково и с. Стрелец (Приложение 4), составлено описание праздничного мужского костюма Орловской губернии.

Для Орловской, Курской, Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Калужской губерний был характерен южнорусский комплекс. В каждой из них, несмотря на общий строй, комплекс имел существенные различия [8].

Систематизируя и анализируя информацию, мы пришли к выводу что, мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины. Наряду с ними, в кон. XIX — нач. XX вв. использовались и фабричные: кумач, ситец, сатин, плис, дешевые шерстяные ткани.

Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали тканьем и вышивкой красно-черными нитями "настилом" либо "крестом" по вороту и разрезу на груди, манжетам рукавов и подолу. Ноги обували в лапти с онучами или в сапоги, в зимнее время носили валенки.

Голову покрывали шапкой из серого войлока. Со 2-й половины XIX в. широко распространен картуз. Зимой носили ушанку или треух из сукна с оторочкой из овчины. Поверх рубах в зависимости от сезона и погоды надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны, свиты. Зимой носили овчинные полушубки, тулупы. Верхняя одежда мужчин подпоясывалась обычно широкими шерстяными домоткаными кушаками.

При всей типичности и традиционности костюмные комплексы любого из селений варьировались: так в одной местности бытовало несколько видов каждого предмета одежды, а костюм каждого из членов общины был удивительно оригинален.

Одежду украшали вышивкой. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась - у ворота, на подоле, на манжетах. В некоторых губерниях расшивали грудь.

Изучив орнаменты, цвет и технику выполнения местной вышивки, мы пришли к выводу, что для Орловской губернии были характерны следующие символы: Алтырь (Звезда); Берегиня (Роженица); Мировое дерево (Древо жизни); Коловрат (Свастика); Орепей (Арепей) (Приложение 5). Предпочитали для вышивки выбирать красные, жёлтые, синие и кирпичные цвета. Техникой шитья являлся «крест», «набор» или «настил», который относится к счетным швам. Выполняли на тканях с полотняным переплетением по счету нитей ткани (Приложение 3).

Пояса были необходимым элементом мужского костюма, Орловская губерния не исключение. В этнографических материалах есть сведения о том, что редко можно встретить крестьян без пояса. Значение пояса как талисмана было велико, пояс давался ребенку уже при крещении. Деревенские ребятишки бегали в одних рубахах, но обязательно с поясом, Ходить без него считалось неприличным (Приложение 1).

Изготовлением поясов из шерстяных, льняных, конопляных нитей и лыка занимались преимущественно сами крестьяне. В XIX веке зажиточные крестьяне имели покупные пояса городских промыслов или фабричного производства. По праздникам они щеголяли в поясах из шелка, с бисером и блестками. В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохранялись.

Ширина поясов колебалась от 1 до 20 см, а длина — от 1 до 3 метров. По технике изготовления пояса были тканые, плетёные и витые. Иногда, чаще в свадебных обрядах, в качестве поясов использовались рушники. На рубеже XIX и XX веков распространились пояса, сшитые из фабричной ткани или состоявшие из ленты, полосы позумента.

Традиционным цветом для поясов был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие.

5. Описание праздничного мужского костюма Долгоруковского края. Конец ΧΙΧ века.

На основе собранных и изученных документов, мы пришли к выводу, что мужская праздничная одежда состояла из рубахи с прямыми поликами и квадратной ластовицей, под спинку подшивали прямоугольную ткань — «подоплеку», разрез на горловине слева, иногда прикрывали планкой. Вышивали красным цветом. Узор располагали по разрезу или на планке, воротнике и низе рукавов. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском каждый день и более широким - праздничным. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего или черного цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головными уборы: суконная или валяная шляпа — «грешевик», картуз, меховой треух. Верхняя одежда — кафтан отрезной по талии и шуба.

Мужская одежда шилась в основном из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчины. Наряду с ними в конце XIX - начале XX века использовались и фабричные: кумач, ситец, сатин, плис, дешевые шерстяные ткани.

Глава 2. Реконструкция мужского костюма Долгоруковского края конца ΧΙΧ в.

Реконструкция мужского праздничного костюма Долгоруковского района ХІХ века (Приложение 11) состоит из рубахи, портов, головного убора – картуза, пояса и обуви – лаптей. В комплект входят также онучи.

Технология изготовления рубахи

Подготовка ткани к раскрою

Раскрой ткани (Интересным фактом раскроя изделий в нашей местности является то, что рубахи кроились с использованием одной только мерки «пяди». Так как ширина домотканого полотна была не более 46 см, а это как раз 2 «пяди». Например: ширина центральной части – 2 «пяди»; ширина полик – одна «пядь»; ширина рукава – 2 «пяди». Длина деталей в соответствии с размером. Остальные детали кроились произвольно, по желанию швеи) (Приложение 9).

Подготовка деталей кроя к обработке

Вышивка деталей изделия (низ рукавов, планки разреза, воротник) (Приложение 8)

Обработка, соединение узлов рубахи (Приложение 10):

Обработка плечевых швов

Обработка разреза

Втачивание воротника

Обработка швов рукава

Обработка боковых швов полик

Втачивание ластовиц

Соединение рукавов и полик

Соединение центральной части рубахи с поликами и рукавами

Обработка низа рукава

Обработка низа изделия

ВТО готового изделия

Технология изготовления брюк

Подготовка ткани к раскрою

Раскрой ткани

Подготовка деталей кроя к обработке

Обработка, соединение узлов портов (Приложение 10):

Притачивание клиньев

Стачивание шагового шва портов

Втачивание ластовици

Стачивание среднего шва портов

Притачивание пояса

Обработка низа портов

ВТО готового изделия

Технология изготовления картуза

Подготовка ткани к раскрою

Раскрой ткани

Подготовка деталей кроя к обработке

Обработка, соединение узлов картуза (Приложение 10):

ВТО готового изделия

Технология изготовления лаптей [15]

Технология изготовления пояса (Приложение 10).

Нарезка нитей длиной по 15 м – 40 шт.

Подготовка берда и челнока

Оплетение нитей с помощью челнока

Схема вышивки и техника вышивания

Схема вышивки для рубахи разработана в соответствии с рисунком вышивки экспоната музея в с. Стрелец, и является его точной копией. Техника вышивания «набор» (Приложение 7).

Глава 3. Расчет стоимости проектируемого изделия.

Расчет стоимости рубахи

п/п

Материал

Длина

(м)

Кол-во (шт.)

Цена за ед. (руб.)

Стоимость

(руб.)

1.

Лен серый

2

 

380

760

2.

Нитки серые

 

3

15

45

3.

Нитки мулине красные

 

5

8

40

4.

Пуговицы

 

1

25

25

5.

Канва

3

 

130

390

 

Итого

     

1260

Расчет стоимости портов

п/п

Материал

Длина

(м)

Кол-во (шт.)

Цена за ед. (руб.)

Стоимость

(руб.)

1.

Черная смесовая ткань в полоску

2

 

380

760

2.

Нитки черные

 

3

15

45

 

Итого

     

805

Расчет стоимости пояса

п/п

Материал

Длина

(м)

Кол-во (шт.)

Цена за ед. (руб.)

Стоимость

(руб.)

1.

Нитки льняные серые

 

1

150

150

2.

Нитки «Ирис»

-красные

-желтые

-синие

-зеленые

 

1

1

1

1

20

20

20

20

20

20

20

20

 

Итого

     

230

Расчет стоимости лаптей

п/п

Материал

Длина

(м)

Кол-во (шт.)

Цена за ед. (руб.)

Стоимость

(руб.)

1.

Конопляная веревка

20

 

12

240

 

Итого

     

240

Расчет стоимости картуза

п/п

Материал

Длина

(м)

Кол-во (шт.)

Цена за ед. (руб.)

Стоимость

(руб.)

1.

Черное сукно

0,5

 

600

300

2.

Нитки черные

 

3

-

-

 

Итого

     

2835

Вывод: если бы пришлось заказать подобный комплект костюма, то средняя цена составляет около 6 000 рублей

Затраты на наш костюм составили 2835 рублей, а это значительно дешевле аналогичных изделий в продаже. Значит с точки зрения экономии средств, оно выгодно.

Глава 4. Экологическая оценка проекта

Одной из глобальных проблем человечества является экологическая проблема. Специалисты многих стран борются с ней различными методами; и мы решили сделать все возможное, чтобы наше любимое дело, принося радость и удовольствие нам, не приносило вреда окружающим. С этой целью мы постараемся экономично использовать материалы для костюма, чтобы оставшиеся обрезки ткани не загрязняли окружающую среду.

Глава 5. Оценка проекта

Реконструкция соответствует предполагаемому образу народного костюма Долгоруковской земли XIX века. Комплект выполнен качественно, имеет красивый внешний вид. Все части костюма изготовлены в соответствии с технической документацией. Костюм получился выразительным, и нам кажется, мы справились с поставленной целью.

Заключение

Нам удалось изготовить реконструкцию мужского праздничного костюма Долгоруковского края конца XIX века. Работать над проектом было очень интересно. Мы общались со старожилами села, узнали много интересных фактов не только об одежде жителей района, но и традициях и образе жизни. Выполняя работу мы подтвердили предположение, что нашим предкам было достаточно посмотреть на человека, чтобы определить его место жительства, происхождение, положение в обществе, гражданское состояние (совершеннолетний или нет; сочетался ли браком и т. д.). Одежда была своеобразной визитной карточкой человека. Позволяла определить правила общения с человеком. В старину осуждалось переодевание в одежду не соответствующую происхождению и полу.

Конечно, при изготовлении костюма мы использовали современные приемы шитья, но некоторые узлы обработали традиционным способом, например низ рукава рубахи – крестообразным швом.

Практическая значимость нашей работ заключается в том, что на примере реконструкции мои сверстники могут больше узнать о быте и культуре родной местности. Директор музея «Край Долгоруковский», Н.И. Крюкова, достойно оценила нашу работу и предложила хранить её в музее (Приложение 11). Так же в музее были, и будут проводиться мастер-классы по обучению традиционным видам вышивания - техникой «набор».

Источники и литература:

Данные государственных и личных архивов, сведения краеведческих музеев:

Материалы Долгоруковского краеведческого музея «Край Долгоруковский» / Рязанцев И. К. Рукописная книга «История села Большой Колодезь»

Материалы Русского этнографического музея / Русские. Коллекционные описи № 152, 153

Материалы музея с. Стрелец / Быт жителей Орловской губернии Елецкого уезда в 1886 – 1900 гг.

Воспоминания:

Зуева Д.Н. Воспоминания старожила с. Долгоруково / Записаны 22.08.17 г. преподавателем географии МБОУ лицей с. Долгоруково Антоновой В.А.

Крюкова А.В. Воспоминания старожила с. Стрелец Долгоруковского района / Записаны 12.03.18 г. преподавателем технологии МБОУ лицей с. Долгоруково Ждановой М.Н.

Печатные источники:

А. А. Голубев. Край родной. Липецк, 1999.

Калинская Н. История костюма. М: Легиромбытиздат.1986. – 184с.

Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Н. Соснина, И. Шангина. – СПб.: Искусство – СПБ, 2006. – 400 с., ил.

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М:Советская Россия.1995. - 276 с.

Карпий Н. М. Народный костюм Липецкого края; Управление культуры и искусства Липецкой области, Областной Дом народного творчества. – Липецк: Неоновый город – Л, 2009. – 32 с.

Пармон Ф. А. Русский народный костюм. М: Легпромбытиздат. 1994.

Шантырева В.Е., Сасс И.М. Ручное плетение - Т.: Мехнат, 1992. – 144 с.: ил.

Материалы сети Интернет

http://www.art.oryol.ru/clothes_7.jpg

http://www.glebushkin.ru

https://studfiles.net/

https://www.youtube.com/watch?v=vgnowGr95Ac

https://yandex.ru/images/search?pos=5&img

Перечень приложений:

Приложение 1

Описание компонентов традиционного мужского костюма Орловской губернии из собрания РЭМ, предоставленная научным сотрудником Валентиной Гавришиной. Источник информации: РЭМ. Русские. Коллекционные описи № 152, 153

Приложение 2

Фото книги и страниц 308-309, рукописной книги «История села Большой Колодезь» И.К. Рязанцев, музей «Край Долгоруковский» в с. Долгоруково.

Приложение 3

Изучение образцов одежды в музее с. Стрелец (Долгоруковский район)

Приложение 4

Сбор информации о технике вышивки у старожилов Долгоруковского района

Приложение 5

Значение узоров и орнаментов

Приложение 6

Исследование техники вышивания нашей местности

Приложение 7

Техника вышивания «набор»

Приложение 8

Разработка схемы вышивки и выбор техники вышивания

Приложение 9

Схемы кроя рубахи, портов и картуза

Приложение 10

Схема плетения лаптей

Приложение 11

Изготовление реконструкции костюма

Приложение 1

Описание компонентов традиционного мужского костюма Орловской губернии из собрания РЭМ, предоставленная научным сотрудником Валентиной Гавришиной. Источник информации: РЭМ. Русские. Коллекционные описи № 152, 153

Коллекция № 153.

Собрана хранителем музея Н.М. Могилянским

в летней экспедиции 1902 г. Орловская губерния, Севский уезд.

153 – 162. Рубаха мужская – сшита косовороткой из тонкого полотна, с боковыми клиньями, кумачовыми ластовицами и подоплёкой из грубого холста; ворот узкий, с белой вышивкой и застёгивается на медную пуговицу; рукава скошены, с прямыми выходами. Деревня Тросная, Севский уезд.

153 – 187. Мужская рубаха – сшита из тонкого белевого полотна (дл. – 73 см.) с косым воротником (диам. – 13 см.) вышитым, как и вороток, красными и черными ниткуами; на орнаменте – звездочки между промежуточными фигурами; ластовицы кумачовые; рукава прямые (дл. – 51 см), подол расставлен боковыми клиньями; подоплёка из грубого холста. Деревня Логаревка, Севский уезд.

153 – 192. «Колпак» мужской – головная круглая шапка, валена из чёрной шерсти, верх круглый (диаметр – 13 см), тулья (высота – 10,5 см) с отворотом (высота -6,5 см). Деревня Логаревка, Севский уезд.

153 – 193. «Колпак» мужской – верх (диаметр – 14 см) валян из белой шерсти, отворот (высота – 8 см), из черной, высота тульи 11 см. Д.еревня Логаревка, Севский уезд.

153 – 60 аb. «Раки» - лапти для сенокоса, из талового лыка (длина 6 вершков, ширина 2 вершка). Село Кропотово, Севский уезд.

153 – 191. «Свитка» мужская – верхняя одежда, сшита из черной сукманины, спинка прямая, составлена из двух полотнищ, полы также прямые, бочки расставлены клиньями, подол округлен, рукава (длина 67 см) сношены, выходы обшиты белой кожей; ворот отложной (длина внизу 70, вверху 65, ширина 22 см), по краям обшит плисовыми полосками. Деревня Логаревка, Севский уезд.

153 – 161/ 1,2. «Онучи» из белой тканой ряднины (дл. 1,5 арш.). Деревня Тросная, Севский уезд.

Коллекция № 152.

Собрана хранителем музея Н.М. Могилянским

в летней экспедиции 1902 г. Орловская губерния, Дмитровский уезд.

152 – 89. Мужская рубаха из толстого белевого холста; ворот и вороток обшиты тесьмой (фабричного изготовления) и вышиты белой, красной и чёрной бумагой (орнамент геометрический); рукава прямые; ластовицы кумачовые. Село Морево, Дмитровский уезд.

152 – 91. Порты – для мальчика, состоят из двух отдельных штанин из грубого холста на самодельном очкуре; на одной их них разрез для кармана.

Приложение 2

Фото книги и страниц 308-309, рукописной книги «История села Большой Колодезь» И.К. Рязанцев, музей «Край Долгоруковский» в с. Долгоруково.

Приложение 3

Ф отографии образцов одежды в музее с. Стрелец (Долгоруковский район)

Приложение 4

Сбор информации о технике вышивки у старожилов Долгоруковского района

Беседа с Зуевой Диной Никитичной жительницей с. Долгоруково

Беседа с Крюковой Александрой Владимировной жительницей с. Стрелец

Приложение 5

Значение узоров и орнаментов

Узор (символ)

Название

Значение

1

 

Алатырь

Звезда Алатырь (Крест Сварога)
Знак Алатырь - Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему.

2

 

Берегиня (Рожаница)

Берегиня - это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь-рожаница», «рожаница» породившая все сущее.

3

 

Мировоедерево (Древожизни)

Мировое дерево, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности.

4

 

Коловрат (Свастика)

Коловрат (Свастика) — это символ Солнцеворота. Мощнейший обережный знак, который выражает единство Рода

5

 

Орепей (Арепей)

Символ счастья, душевного спокойствия и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки.

6

 

Купальская трава

Купальские травы рвут как для гадания, так и для лечебной деятельности, ворожбы и колдовства. ... Охраняет дом, двор и людей от ведьм, от навета, от сглаза, от чёрных магических дел.

Приложение 6

Исследование техники вышивания нашей местности

Изделия жителей с. Стрелец (начало ΧΧ века)

Т ехника вышивания: «крест», односторонняя гладь, ришилье.

Экспонаты музея с. Стрелец (конец ΧΙΧ века)

Т ехника вышивания: «крест», «набор», строчевая вышивка.

Изделия жителей с. Долгоруково (начало ΧΧ века)

Техника вышивания: односторонняя гладь, ришилье.

Приложение 7

Шов «набор» («брань»)

Этот вид вышивки относится к счётным. При вышивании данным швом наш узор будет очень похож на узор сотканный на бердо или на стане, поэтому второе название данного шва «брань».

Узор выходит двухсторонним, только на изнанке изображение будет инвертировано Для того, чтобы вышить сплошную линию, необходимо делать швы в три стежка, затем один стежок на изнанке, и снова три стежка на лицевой и так до конца. Следующий ряд мы смещаем на один стежок, чтобы выглядела как «кладка кирпичами».

Приложение 8

Разработка схемы вышивки и выбор техники вышивания.

Вышивка рубахи.

Приложение 9

Схема кроя мужской праздничной рубахи, портов и картуза

Приложение 10

Схема плетения лаптей

Результат

Приложение 11

Изготовление реконструкции костюма

И зготовление рубахи

Изготовление портов

Изготовление тканого пояса

Просмотров работы: 64