Введение
Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Её изобретение – одно из величайших достижений человечества. Бумага (газеты, журналы, письма) окружает нас повсюду: дома, в школе, на улице, в магазине. В школе на парте лежат учебники, тетради, по которым учатся дети. Большая часть предметов домашней обстановки непосредственно связана с бумажными изделиями: книги, обои на стенах, коробки из-под обуви и многое другое. Человек не всегда придает значение бумаге. Никто не задумывается над тем, где, как, из чего, кем изготовлен этот лист бумаги, который в скором времени становится грязным, исписанным, никому ненужным. Каждая семья получает газеты. Они копятся в квартире, захламляют ее. Можно просто выбросить газеты или сжечь их. Но планета и так захламлена, проблема утилизации стоит остро. К тому же на производство газет затрачен труд людей и погублены деревья. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Но лесные запасы на нашей планете ограничены, а для того чтобы вырастить дерево требуется много лет. У нас возник вопрос: что может предпринять человек для сохранения деревьев - богатства, подаренного нам природой? Из энциклопедий и Интернет - источников я узнала, что наиболее действенным способом для сохранения лесов от вырубки является сбор макулатуры.
Актуальность нашей темы в том, чтоу всех дома много ненужных газет. Но не все знают, где могут пригодиться они. Я решила провести исследование. Как творчески и с пользой использовать старые газеты.
Цель: изучение возможностей использования вторичного сырья (на примере печатной продукции).
Задачи:
Теоретический анализ литературы по проблеме использования вторичного сырья.
Изучить способы вторичного сырья (на примере печатной продукции) у родителей и учащихся.
Изготовить изделие из вторичного сырья.
Организовать и провести мастер-класс для учащихся школы.
Гипотезу: мы полагаем, что использование вторичного сырья возможно в домашних условиях.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы.
Анкетирование.
Математико-статистическая обработка данных.
Мастер класс для одноклассников по плетению из газетных трубочек.
Практическая значимость: для учащихся 5 «А» класса, а так же всех заинтересованных к данному виду творчества, чтобы научить одноклассников бережно относиться к природным ресурсам и расширить знания об использовании макулатуры.
База исследования. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Шадринска.
Глава I. Теоретическая часть
1.1.История появления бумаги
Родина бумаги Страна, где изобрели бумагу, которой мы пользуемся по сей день, подарила миру фарфор, компас, порох, фейерверки – это Китай. И если имена изобретателей «предвестников» бумажного листа - папирусных свитков и дощечек - остаются неизвестными, то имя того, кто изобрел бумагу, довольно известно. Им является ученый Цай Лунь. Он обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический принцип производства бумаги. Произошло это событие в 105 году н.э., во времена правления династии Хань.
У бумаги было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они появились в разные исторические эпохи служили людям в качестве материалов для письма. Но каждый из них был не вполне пригоден для этого. Одни материалы были тяжёлыми, другие – хрупкими, третьи – дорогостоящими. Их обработка требовала больших усилий, которые, однако, не всегда оправдывались.
И вот появилась бумага – простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения. Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. Этому во многом способствовало бурное развитие книжного дела.
Уже много сотен лет дерево - это единственный материал для производства бумаги.
Рассмотрим предназначение и виды бумаги.
Первоначально бумага предназначалась исключительно для письма и, по мере своего распространения, постепенно вытеснила применявшиеся для этой цели разнообразные материалы: древесную кору, пальмовые листья, деревянные и глиняные дощечки и др., а также пергамент и папирус, представлявшие собой до изобретения бумаги наиболее удобный и распространённый материал для письма. С развитием бумажного производства бумага стала применяться и для других целей, в первую очередь для завёртывания товаров.
Разновидности бумаги: бумага различается по своему внешнему виду и по своим физико-механическим свойствам, основными показателями бумаги являются - гладкость, цвет, впитывающая способность, прозрачность, зольность, воздухопроницаемость и т. Отдельным видам бумаги придаются специальные свойства: жиронепроницаемость, высокая пробивная напряженность, фильтрующая способность, водопрочность и др. Для производства бумаги широко используется также макулатура, т. е. бумага, использованная по своему назначению и возвращаемая обратно бумажной промышленности для переработки. Сюда же относятся обрезки и отходы от переработки бумаги. На фабриках по производству бумаги выпускают разные виды и состав бумаг.
Вот некоторые виды бумаги, с которой мы встречаемся более часто: бумаги для печати, книжно-журнальные и репродукционные, картографические, билетная и афишная, обойные, для письма, чертёжно-рисовальные, переводные, обёрточные, предметы домашнего обихода, картонные тары.
Как и любой другой материал, она имеет определённые свойства. Их нужно знать, чтобы использовать при изготовлении различных изделий. Из опыта с листом бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.
Бумага легко рвётся, она не прочная.
Бумага легко мнётся и сгибается вдоль и поперёк.
Мятая бумага ещё менее прочная, чем гладкая.
Намочив бумагу, можно убедиться, что она имеет волокнистое строение. Волокна в ней располагаются в разных направлениях.
При увлажнении бумаги удлиняется в поперечном направлении больше, а в продольном меньше.
Влажная бумага становится ещё более непрочной.
Проведенный теоретический анализ литературы позволил сформулировать следующие вывод:
Бумага – простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения.
Бумага различается по своему внешнему виду и по своим физико-механическим свойствам, основными показателями бумаги являются - гладкость, цвет, впитывающая способность, прозрачность, зольность, воздухопроницаемость и т.п.
1.2. Проблема накопления бытовых отходов
Макулатура( от лат. macula - пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.
Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. Если посчитать цифры по городу, то получается несколько тонн. А это десятки деревьев, сотни кубометров воды, тысячи киловатт электроэнергии. К примеру, переработка одной тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. И этих цифр можно приводить очень много.
Но, к сожалению, в России такое обращение со вторсырьем пока не привилось - каждый год мы выбрасываем 100 миллионов тонн бумаги, которая вполне подлежит вторичной переработке. Из огромного количества отходов на переработку в нашей стране идет около 17 процентов, тогда как во многих европейских странах эта цифра доходит до 80-90 процентов.
Еще один любопытный факт: бумага может перерабатываться до 7 раз! Это поможет сохранить леса и улучшить общую экологическую ситуацию: одна тонна макулатуры сберегает 10 взрослых деревьев, а деревья – это очищенный и обогащенный кислородом свежий воздух.
Вторичное использование бумажных отходов поможет не только сохранить деревья, но и снизить влияние на природу вредных промышленных факторов. Производство целлюлозы для водоемов всегда опаснее переработки макулатурной массы. К тому же, переработка использованной бумаги позволяет снизить объем вредных веществ, выделяемых в атмосферу при ее сжигании или гниении.
Готовая продукция в виде бумаги практически не наносит вреда окружающей среде, но бумага, выброшенная на свалку, разлагается 2 – 3 года, а на свалках, без поступления кислорода в слой мусора, способна пролежать в земле 30 лет. Краска, которая нанесена на бумагу, при разложении выделяет ядовитые вещества, а при ее сжигании могут образовываться диоксины. Поэтому, это делать запрещено рядом с жильем.
Переработка макулатуры
В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии. Благодаря вторичной переработке бумаги и картона, можно получать продукцию, не уступающую по качеству той, что изготавливается непосредственно из целлюлозы.
Многие считают, что из макулатурного сырья можно получить лишь низкокачественную бумажную продукцию вроде туалетной бумаги и оберточной бумаги. На самом деле при внедрении новых технологии макулатура уже используется не только для производства картонно-бумажной упаковочной и полиграфической продукции, но и, например, для производства различных строительных материалов.
Одним из примеров может служить теплоизоляционный материал эковата - сухое сыпучее вещество, обладающее низкой теплопроводностью и являющееся негорючим, что в полной мере удовлетворяет современным требованиям к материалам подобного назначения. При этом затраты на производство и на стоимость продукции довольно невысоки. Данный материал обладает высокой экологичностью.
Традиционно макулатурное сырье используется для изготовления тары и всевозможных смягчающих элементов, использующихся для предотвращения порчи хрупкой продукции при транспортировке. Так, например, большое распространение получили бугорчатые прокладки, использующиеся для транспортировки яиц и именуемые в народе «клетками», а так же используют в качестве прокладок в упаковках для продуктов питания (овощей и фруктов) и цифровой техники и т.п. Макулатура высокого качества может быть использована, в том числе, для изготовления бумаги для копировальной и печатной техники, а также полиграфической продукции: газет, журналов, книг и т.д.
Таким образом, распространенное мнение о том, что из макулатуры изготавливается лишь низкокачественная продукция, является мифом. Неслучайно за рубежом уже давно уделяют пристальное внимание вопросам сбора и переработки отходов и неплохо на этом зарабатывают.
Вот что научились изготавливать из макулатуры у нас и на западе: одноразовую посуду, строительные материалы, материалы для изоляции, крафт-пакеты, средства личной гигиены, техническую бумагу, картон, ткани для пошива одежды, полиграфические изделия, аксессуары для автомобилей, папье-маше для творчества, мебель, эковата.
Сбор макулатуры осуществляется специальными приемными пунктами. Но где их искать? Часто при бумажных фабриках, перерабатывающих заводах осуществляют прием макулатуры. Однако не во всех населенных пунктах есть предприятия целлюлозно-бумажной отрасли. Поэтому существует такое посредническое звено как пункт приема макулатуры (мобильный или стационарный).
Многие городские жители уже и позабыли, что такое сдача макулатуры, машинально выбрасывая старые газеты, тетради или книги в мусоропровод, не думая о возможности сдачи их в пункт приема макулатуры. Во многих городах нашей страны есть пункты приема макулатуры. Однако их присутствие еще не свидетельствует о том, что все жители активно сдают вторичное сырье на переработку. Кто-то не знает адрес, по которому осуществляется прием макулатуры, а кто-то просто не хочет ее сдавать.
Есть такое понятие «экологическое мышление» - когда человек думает не только о себе, но и об окружающей среде. К сожалению, не у всех россиян оно развито. Его формированием необходимо заниматься на всех уровнях. В школах необходимо учить детей бережно относиться к природным ресурсам, ставить в пример пионеров, которые собирали вторсырье. Важно объяснить школьникам, что защита окружающей среды – это не прихоть учителей, а основа жизни.
Шадринск, как и многие города России, сегодня буквально задыхается от переизбытка отходов вторичного сырья.
Прием макулатуры в городе слабо развивается – на улицах часто можно увидеть картонные коробки возле супермаркетов и торговых центров, потому что многие не имеют понятия, где расположены пункты приема макулатуры, и как важно приносить, вторсырье на пункты приемки. Этим видом деятельности в основном занимаются люди с малым достатком от безысходности.
Сбор бумаги в Шадринске осуществляется на платной основе, в любом количестве. В процессе переработки ее удается получить многочисленную группу товаров и материалов, которые очень востребованы сегодня в хозяйственной деятельности, к тому же имеющие довольно низкую себестоимость.
Пункты приема макулатуры в Шадринске:
Адрес: Курганская обл., Шадринск, ул. Карла Маркса, 49а,
Телефон:
+7 (35253) 6-01-47
Часы работы: пн-пт 9:00–18:0
Сайт: http://145.priem22.ru
Глава II. Практическая часть
2.1. Описание методов исследования
Целью практической части работы явилось:изучение возможностей использования вторичного сырья (на примере печатной продукции).
Задачи:
Изучить способы вторичного сырья (на примере печатной продукции) у родителей и учащихся.
Изготовить изделие из вторичного сырья.
Организовать и провести мастер-класс для учащихся школы.
В исследовании приняли участие учащиеся 5 А класса в количестве 25 учащихся, 25 родителей.
Для решения поставленной задачи использовалась анкета «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?».
Цель: выявление осведомленности учащихся об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
2. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
2.2. Анализ результатов исследования
По первому вопросу выяснилось, что 80 % учащихся знает, как сохранить запасы древесины. Решением этой проблемы предложили сбор макулатуры-58% опрошенных, 13% - предложили увеличить объем деревьев для посадки, 7%- предложили экономить бумагу, 2%- интенсивнее использовать электронные носители информации, 20 % - не знают, как решить проблему сохранности лесов.
По второму вопросу - О вторичном использовании бумажного сырья: знают - 64 % учащихся, не знают –36 % учащихся.
По третьему вопросу 95 % считают, что сбор макулатуры необходим; 5 % не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры.
В результате проведенного опроса выяснилось, что лишь половина учащихся знакомы с понятием «макулатура», слышали о продукции, изготавливаемой из макулатуры и согласны участвовать в акциях. Отсюда вывод, что тема моего исследования актуальна для подавляющего большинства семей. Решив проблему вторичного использования старых газет и журналов, я помогу решить проблемы экологии, утилизации твердых отходов и подскажу одноклассникам и их родителям практичный и творческий способ решения проблемы.
2.3. Технический проект
Технологическая карта
на изготовление корзинки из вторичного сырья (на примере печатной продукции) в технике плетение
№ п/п |
Последовательность выполнения работы |
Графическое изображение последовательности выполнения работы |
Инструменты и материалы |
1 |
Подготовка эскизов. Просмотрев в интернете множество картинок на данную тему |
клей, спица(1,5), ножницы |
|
2 |
Один лист сворачиваем гармошкой на три части. |
||
3 |
По сгибу разрезаем ножницами. |
ножницы |
|
4 |
На полоску кладём спицу под небольшим углом, кончик подворачиваем и начинаем крутить. |
спица |
|
5 |
|||
6 |
Кончик смазываем клеем и прокручиваем трубочку в руках. |
клей |
|
7 |
Трубочки готовы! Соединение: Вставляем тонкий конец трубочки в толстый |
||
8 |
Дно корзинки начинают плести из 8 трубочек |
||
9 |
|||
10 |
Плетем круглое дно |
||
11 |
|||
12 |
Размер донышка соответствует форме, которую будем оплетать |
||
Заключение
В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты в доме и экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: вторая жизнь у старых газет всё-таки существует. Посмотрите, сколько старых ненужных газет ждут вашего волшебного прикосновения!
Список использованных источников и литературы
1. Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.
2.Сидорина Т. Большая книга эрудита. Науч.- поп. издание для детей М.: ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
3.Энциклопедия Всё обо всём. - М.: Арт-Пресс, 1999
4.Энциклопедия Что такое? Кто такой?. т. I, М.: Просвещение, 1989.
5.www.midesign.ru
6. www.tvoyrebenok.ru/paper_dolls.shtml
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Макулатура
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дерево
9.http://fb.ru/article/146599/vyirubka-lesov---problemyi-lesa-vyirubka-lesa---ekologicheskaya-problema-les---legkie-plane
Приложение 1
План-конспект мастер-класса
Тема: Корзинка из газетных трубочек
мастер: Зуева Алина
Дата проведения :
Время проведения : 11.00
Место проведения : МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Продолжительность мастер-класса: 2 часа
Цель мастер-класса: обучение изготовлению традиционному народному плетению
Задачи:
1. Расширить знания о русском народном творчестве в изготовлении корзинок ( лоза)
2. Рассказать о способах плетения.
4.Создать творческий настрой к изготовлению корзинки.
Ресурсы:
Образец поделки , раздаточный материал: газеты, ножницы, клей, спица диаметром 1,5мм
Ход мастер-класса:
- вводная часть (5 мин); Знакомство с историей плетения. Искусство плетения – древнее, как история человечества. Плели из камыша и тростника, бамбука и лиан, бересты и лозы, из корней деревьев и соломы. Плетение является предшественником ткачества. Технология плетения использовалась для возведения стен жилищ. Технология плетения из газетных трубочек мало чем отличается от плетения из настоящей лозы. Именно поэтому газетные трубочки некоторые мастера предпочитают называть не иначе как газетная (или журнальная) лоза.
- основная часть (60мин);
Технологическая последовательность:
1.Берем газету и режем её на полоски шириной 9 см.
2. Кручу на спицу, размер 1,5 мм. Спицу кладу под угломна газету.
3. На уголочек капля клея ПВА и прокрутить между пальцами.
3. Концы трубочек должны получаться неодинаковыми, чтобы удобно и быстро было их соединять. Вставляем тонкий конец трубочки в толстый.
4. Палочки накрутили, затем я их соединяю по две штуке, чтобы сразу были длиннее. Раскатываю скалкой, чтобы легче было подсовывать друг под друга. Придерживая рукой и выравнивая, чтобы постепенно получился круг, лучики постепенно выравниваю, как у солнышка.
5.Размер круга должен строго соответствовать донышку той формы, которую будем оплетать. Затем я вставляю форму и поднимаю палочки вверх.
6. Палочки закрепляю бельевой резинкой. Выравниваю их через одинаковое расстояние. И оплетаю форму.
7.Закрываем края. Поочередно загибаем палочки друг за друга во внутрь.
8. Затем крючком или спицей отводим с внутренней стороны несколько рядов и просовываем за них палочку. Излишки отрезаем.
9. Красим по своему усмотрению.
- Заключительная часть (5 мин) Рефлексия.
Что вам понравилось?
Чем для вас был полезен мастер-класс?
Что, по Вашему мнению требует дополнительных разъяснений?
Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?
Во время работы мастер – класса была максимальная отдача от выполненной работы; проявляли интерес на протяжении всего мастер – класса; настроение улучшилось.
Спасибо, мне было приятно общаться с вами.
Корзинка
Вывод: Изделия в технике плетения практичны, красивы и доступны.