I. Введение
Аннотация
На конкурс представлена работа «Тихая ночь, святая ночь (Рождественский вертеп)», выполнена в стиле Петровской (костромской) игрушки.
Объект исследования:Рождественский вертеп
Цель проекта: выполнить рождественский вертеп в стиле Петровской (костромской) игрушки.
Задачи проекта:
- узнать о происхождении Петровской игрушки
- узнать о родственниках, которые изготавливают Петровскую глиняную игрушку;
- составить план выполнения проекта;
- изучить способы и технологию создания игрушки;
- изучить рождественскую историю;
- изучить историю создания рождественских композиций (вертепов);
- освоить технологию изготовления вертепа;
- изготовить рождественский вертеп для местной воскресной школы.
Актуальностьпроекта.
Игрушка выражает характер, эстетические чувства народа и сопровождает человека с первых дней его жизни. Дети с ее помощью открывают для себя культуру общения, постигают художественные традиции, целостное восприятие окружающего мира. Актуальность темы связана с возрождением традиционных народных промыслов в последние годы. Вместе с тем, сейчас появляется большое количество современных материалов (например, полимерная глина и множество других), позволяющих сделать процесс изготовления глиняных игрушек более простым и доступным. Привлечь внимание к глиняной игрушке, на наш взгляд, поможет и использование современных образов, известных детям.
Обоснование темы проекта:
Мне всегда было интересно, чем занимались мои родственники в жизни. По маминой линии почти все были военные, а по папиной – творческие люди.
Мой двоюродный дедушка - Михаил Александрович Шмаров, известен в Костроме тем, что занимается изготовлением Петровской игрушки. Имеет звание «Народный мастер России», которое получил в 1993 году. Четыре года назад Михаил Александрович со своей женой Пимановой Светланой Александровной, открыли в Костроме музей глиняной Петровской игрушки.
Я много времени провожу в музее, и мне всегда было интересно попробовать слепить игрушки из глины. В этом году мне интересна тема Рождества Христова. Смогу ли я изготовить рождественскую историю с помощью глины?
Определение потребности: приближение праздника Рождества, привлечь внимание к глиняной игрушке.
Планируемый конечный результат: в завершении проекта я планирую изготовить рождественскую историю в глине, в стиле Петровской игрушки.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что возможно изготовить Рождественский вертеп из глины в стиле Петровской игрушки.
Тип проекта: творческий, исследовательский.
Методы исследования: анализ архивных документов, эксперимент.
Межпредметные связи: история родного края, технология, культурология.
Характер информации: справочно-энциклопедический.
Основная часть
2.1. Этапы проектной деятельности:
1.Поисковый
2.Конструкторский
3.Технологический
4.Заключительный
2.2 Изучение общественного мнения
В рамках исследования было проведено анкетирование по теме «Глиняные игрушки», в котором принимали участие 50 человек. Анкетирование показало, что люди имеют о глиняных игрушках лишь общее представление, но они интересны большинству, потому что 60 % не считают, что игрушки устарели; 30% хотели бы получить глиняную игрушку в подарок; 71 % хотели бы научиться изготовлению и росписи глиняных игрушек; 70% считают, что любой желающий может изготовить глиняную игрушку; наиболее известной является дымковская игрушка, так как по изображению ее узнали 90%; наиболее популярными материалами для лепки являются пластилин, глина и соленое тесто.
2.3. О Петровской игрушкe
На Костромской земле издавна были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Было построено 130 кирпичных заводов. Известно, что где лепят горшки — там и игрушка-свистулька обязательно появляется. В те далёкие времена эта часть Костромской губернии являлась Буйским уездом Молвитинской волости. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. В конце XIX века почти все мужчины деревни, 27 дворов, занимались гончарным ремеслом. А вот время изначального возникновения промысла доныне не известно. Сосуды, слепленные петровскими мастерами, имеют сходство с традиционными, славянскими. В украшении использовали линейный, ногтевой, волнистый орнаменты. Постепенно стал пропадать спрос на глиняную посуду и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей. Так, почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. А в былые годы мальчики садились за гончарный круг с 8 лет. Между тем официально Петровская глиняная игрушка признана народной только в 1970-е годы.
«Петровская игрушка» - свистулька зарегистрирована в 70-е гг. по названию села, в котором проживал гончар П.А. Иванов, создавший из глины фигурки людей, животных, птиц. В Костроме данным промыслом занимается мой дедушка Михаил Александрович Шмаров. Главные особенности игрушки: изысканный, утонченный силуэт, точность и гармоничность пропорций, однотонная зеленоватая или коричневая полива (глазурь - свинцовый сурик), декор гравировкой.
Петровские мастера смешивали два сорта глины - коричневую и красную.
2.4. Банк идей
1. Верте́п (от ст.-слав. врътъпъ, др.-русск. вьртьпъ):
Прямое значение:
Вертеп — пещера (устаревшее употребление). В частности пещеры, являющиеся объектом религиозного почитания:
Вертеп Рождества — пещера, в которой родился Иисус Христос;
Млечный вертеп — пещера, где, по преданию, после рождения Иисуса Христа жило Святое семейство, и Богородица уронила капли молока при кормлении младенца Иисуса.
2. Когда Мария была уже беременна, ей и Иосифу пришлось отправиться в далекий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей его земле. Каждому надо было пойти в город своих предков. Иосиф и Мария были из дома и рода царя Давида. Родным городом Давида был Вифлеем. Царь Давид правил Израилем за тысячу лет до рождения Иисуса.
Итак, Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, город своего предка Давида. От Назарета до Вифлеема, более двухсот километров. В то время не было ни поездов, ни автомобилей, и такое путешествие длилось несколько дней. Назарет находится на севере Израиля, в Галилее, а Вифлеем — на юге, в Иудее. Идя из Галилеи в Иудею, нужно было пройти и через Самарию. А Самария и Иудея — горные местности.
Когда, наконец, Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, мест в гостинице не оказалось. Многие пришли в Вифлеем для переписи. Марии же наступило время родить. «… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли», читаем в Евангелии. Это значит, что они разместились в загоне для скота. По древнему преданию, этот хлев находился в пещере. В тех краях и в настоящее время пастухи используют для своих овец такие пещеры. (Св. Евангелие от Луки 2:1-7.)
3. Одежда простых людей в те времена выглядела примерно так:
Прочитав историю рождения Иисуса в Библии, и изучив по фотографиям местность страны, мне хотелось передать в глиняной скульптуре именно момент после рождения, когда родители Иосиф и Мария, с тихой радостью смотрели на Младенца. Известный христианский гимн «Тихая ночь, святая ночь», написанный католическим священником Йозефом Мором чудесным образом передает этот момент в первом куплете:
Тихая ночь, дивная ночь!
Дремлет все, лишь не спит
В благоговенье святая Чета;
Чудным Младенцем полны их сердца,
Радость в душе их горит.
2.5. Выбор окончательной идеи
Окончательной идеей моей скульптуры, отражающей рождение Спасителя, стало изготовление вертепа в виде пещеры, т.к. местность Вифлеема горная. И в самой пещере Святая чета с Младенцем. Мария на коленях перед яслями с Иисусом. Иосиф стоит рядом. Т.к. дорога была долгой, скорее всего Мария шла не пешком, а ехала на ослике – самый распространенный в те времена транспорт. Фигура ослика тоже будет в композиции.
2.6. Материалы, оборудование и приспособления
В своей работе я использовала следующее оборудование и приспособления:
Размягченная глина
Деревянный стек
Кисточка
Х/ткань
Кисточка
Емкость с водой
2.7. План организации по изготовлению проектируемого изделия и технологическая карта изготовления изделия
Практическое исследование (при лепке игрушек) различных современных материалов (глина, полимерная глина, паста для моделирования, скульптурный пластилин и др.) позволило выявить особенности работы с каждым из используемых материалов. Был определен алгоритм изготовления глиняной композиции, который включает в себя:
выбор материала для изготовления скульптуры;
выбор формы скульптуры;
лепка;
сушка (при необходимости);
обжиг (при необходимости);
грунтовка;
покрытие глазурью.
1. Раскатать пласт из глины и сделать неровность для соединения вертикальной части пещеры
2. Придать форму, изгиб. Соединить вертикальную и горизонтальную части пещеры.
3. Немного округлить верхнюю часть и сделать неровности газетным комком.
4. С помощью маленького сита сделать «стог сена», уложить в пещеру
5. Сделать фигурки людей и ослика, звезды
6. Стеком делаем сквозное отверстие в части ослика, где будет крепиться веревка
7 . Сушка изделия
9. Обжиг и полива (использовалась двойная полива. Края изделия, при второй поливе закрывались, чтобы они остались коричневого цвета).
10. Готовое изделие
2.8. Экономическая часть
Чтобы убедиться в экономической целесообразности проекта необходимо произвести предварительный расчет себестоимости изделия. Максимальная реальная стоимость около 550 рублей (без учета стоимости труда).
Наименование |
Цена |
Расход |
Реальная стоимость |
Глина |
200руб\кг |
2 кг |
400 руб |
Глина, которую сами приготовили |
0 |
2 кг |
0 |
Стек |
20 руб\4 шт |
4 |
80 руб |
Выпекание в печи |
3, 74 руб\кВт ч |
2-4 часа в 2 захода |
40 руб |
2.9. Экологическая часть
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
Символичная притча о том, что все в этой жизни зависит от нас. А еще символично, что глина — именно тот материал, который Бог подарил человеку. Это действительно дар, ведь этот материал испокон веков приносят нам только пользу и большие блага.
Чистые, без всяких примесей глины представляют собой породы, состоящие из очень маленьких частиц пластинчатой формы. Это сложные химические соединения, в состав которых входят кремний, алюминий и вода, причем глиняные частицы не только могут включать в себя воду, но и удерживать ее вокруг себя в виде тонких прослоек. Экологическое изделие – это изделие, созданное из естественных и безвредных для здоровья материалов и способствующая формированию первооснов экологического мышления и усвоению начальных элементов культуры природопользования. Глиняное изделие отвечает всем этим требованиям.
III. Заключение.
Я довольна выполненным изделием. Оно полностью соответствует моим ожиданиям. Окружающие положительно оценили мою работу. Данная работа будет храниться в местной церкви и использоваться при изучении Рождественской истории в воскресной школе, а так же как украшение в церкви во время празднования Рождественских дней.
1. Тихая ночь, дивная ночь!
Дремлет все, лишь не спит
В благоговенье святая Чета;
Чудным Младенцем полны их сердца,
Радость в душе их горит.
2. Тихая ночь, дивная ночь!
Глас с небес возвестил:
Радуйтесь, ныне родился Христос,
Мир и спасение всем
Он принес, Свыше нас Свет посетил!
3. Тихая ночь, дивная ночь!
К небу нас Бог призвал,
О, да откроются наши сердца
И да прославят Его все уста,
Он нам Спасителя дал.
IV. Использованные ресурсы
Поисковая система www.yandex.ru
Фотоархивы семей Ивановых, Чикалевых, Степаняк, Шмаровых.
Брыжик Т.Г. История глиняной игрушки. Воспоминания. М., 1991.
ПО «Древо Жизни». Версия 4.7.2002-2014.
Мишинева С.Д. Петровская (Сусанинская) глиняная игрушка. Забытый промысел? // Старт в науке. - №5-4 - с. 557 – 560
https://www.miloserdie.ru/article/znamenitoj-rozhdestvenskoj-pesne-tihaya-noch-200-let/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF
https://www.bibleonline.ru/children/ibt/138/