Фьюзинг - генератор хорошего настроения

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фьюзинг - генератор хорошего настроения

Лягина  М.А. 1
1МОУ Подосинковская СОШ
Сотская О.Г. 1Лягина А.В. 2
1Подосинковская СОШ
2мастерская
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение.

Меня зовут Мария, я ученица МОУ Подосинковская СОШ. Мои мама и папа – художники. Мастерская находится около нашего дома, я и мои братья, и сестры имеем возможность постоянно наблюдать за творческим процессом. Родители всегда приветствуют наше участие в этих процессах. Мой папа делает скульптуру из металла, дополняя ее стеклом. Мама ему помогает, изготавливает стеклянные элементы. Мастерская наша делится на две зоны: папину, где много металла, где находится сварочный аппарат; другая же часть - мамина - там, по-моему, творится самое интересное.

Однажды, взяв в руки стеклянного цветного ангела, я спросила у мамы: как это сделано? (смотри рис.1) Мама рассказала мне про технику фьюзинг, я начала интересоваться ею, вскоре успешно ее освоила и теперь хочу показать и рассказать, как все это начиналось, что в результате получилось.

Цель моего проекта:

познакомиться с историей стекла,

изучить особенности техники фьюзинг,

изготовить самостоятельно изделие в представленной технике,

приобщить к фьюзингу своих сверстников.

Мои задачи:

приобщить сверстников к творчеству,

формировать и развивать в себе потребность получать новые знания, способности к творчеству,

провести мастер-класс для закрепления материала.

Гипотеза:

1. предположим, что фьюзинг - древнейшая технология,

2. предположим, что с помощью техники фьюзинг может изготовить декоративный элемент, подарок, сувенир любой человек.

Актуальность работы.

Приобщение людей к творчеству, на мой взгляд, важная задача сегодняшнего дня. Дети привыкли проводить свободное время в виртуальном мире. А витражные цветные стекла словно притягивают людей любого возраста, открывая мир реальный – мир радости и счастья, сказки и творчества.

II. Этапы создания проекта.

1-й этап - сбор информации, изучение истории вопроса (июнь 2016),

2-й этап - изучение техники, оттачивание мастерства (декабрь 2015- по сегодняшний день).

3-й этап - проведение мастер-класса по фьюзингу (январь 2016- декабрь16)

III. История стекла.

История стекла насчитывает более 4000 лет. Изобретено оно было как побочный продукт для других ремесел. Как это произошло?

В древние времена обжиг глиняных изделий происходил в вырытых в песке ямах-печах, которые топили соломой или тростником. Тогда-то гончары и обратили внимание на твердую массу, образовавшуюся при взаимодействии золы (то есть щелочи) с песком.

Древнеримский историк Плиний Старший (79-23гг. до н. э) приписывал случайное открытие стекла финикийским морским купцам, которые, готовя пищу, обкладывали очаг кусками извести, принесенной ими с корабля. Утром же на месте костра они находили гладкие блестящие пластины, через которые можно было смутно видеть свет. Это было поразительное стечение обстоятельств: ведь песок плавится при температуре 1710 градусов, а если добавить соду, то температура плавления снижается до 720гр. Тогда, конечно, ни о каких градусах понятия не имели, но стекло- то получилось!

Первыми центрами стеклоделия считаются Египет и восточная Месопотамия. Именно там археологами были найдены древнейшие изделия из стекла (смотри рис.2): бусы, палочки и другие украшения. Тогда люди просто откалывали кусочки от большой стеклянной глыбы и камнем придавали им нужную форму. Египтяне производили цветное стекло, в Месопотамии - прозрачное. В XVI в. до н.э. в Месопотамии научились делать стеклянные вазы. Примерно в то же время секретом производства полого стекла овладели в Египте. Египетские мастера помещали форму из спрессованного песка в расплавленное стекло и поворачивали таким образом, что стекло оседало на стенках формы. Затем форму вынимали, песок удаляли, заготовку остужали. Подтверждением этого служат обнаруженные археологами остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад.

Позже стекло начали производить в Микенах (Греции), Китае и Индии. С Х века до н.э. центром стеклоделия стала Александрия, откуда знания передались в Рим. Именно римляне начали использовать стекло в архитектурных целях. Появились первые стеклянные окна. Имея плохие оптические свойства, они все равно считались признаком роскоши. Цицерон говорил: «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом».

Большой переворот в стеклоделии произвело открытие гутного (выдувания) метода. Стекло выдували при помощи тонкой металлической трубки. Этот метод позволил существенно разнообразить формы стеклянных сосудов.

В XI веке немецкие мастера, а в XII веке – итальянские освоили производство листового стекла. Его качество было невысоким. С помощью стеклодувной трубки мастер набирал стекольную массу и выдувал цилиндрическую форму диаметром 30 см. Затем удалял противоположные торцы, а сам цилиндр разрезал вдоль, укладывал на ровную плитку и помещал в печь. Скрепленные свинцовыми профилями, листы вставлялись в окна церквей и домов знатных вельмож. На этот же период приходится и расцвет витражей, в которых использовались кусочки цветного стекла.

В конце Средневековья центром европейского стекловарения становится Венеция. Стеклоделие было важнейшим ремеслом в Венеции, о чем свидетельствует количество стеклодувов в этом городе – более 8000 человек. Венецианские стекольщики не имели себе равных в Европе.

Вплоть до XIII века стекольные мастерские располагались непосредственно в самом городе. Но из-за частых пожаров в 1291 году мастерские перевели на остров Мурано, находящийся в двух километрах к северо-востоку от Венеции. С того времени венецианское стекло стало называться «муранским».

Последующие века стеклоделие продолжало развиваться: в XV веке муранские мастера открыли метод производства чистого хрусталя, в XVII веке английский изобретатель Джордж Равенкрофт получил стекло с высокими светоотражающими свойствами, поддающееся глубокой резке и гравировке. В 1688 году во Франции был изобретен метод изготовления стекла с невиданными ранее высокими оптическими свойствами. Покрытое с одной стороны отражающим слоем серебра, стекло превращалось в высококачественное зеркало.

Но только в конце XIX века стеклоделие из ремесленного превратилось в массовое промышленное производство. В это время американский инженер Майкл Оуэнс (1859-1923) изобрел автоматическую машину для производства бутылки, к 1920 году уже работало примерно 200 машин.

В 1910 году французский ученый Эдуард Бенедиктус изобрел способ прочного пуленепробиваемого стекла путем помещения специальной целлулоидной пленки между двух листов стекла.

Истинный переворот в стекольной индустрии совершил бельгиец Фурко. В 1905 году он изобрел метод вертикального вытягивания из печи стеклянного полотна постоянной ширины. Точку в гонке изобретений 1959 году поставила одна Английская компания, которая предложила экономичный метод получения высококачественного стекла: стеклянная масса, протекая по поверхности ванны с расплавленным оловом, растягивается и выравнивается множеством валиков. Подобный способ производства стекла называется флоат-методом, и применяется он до сих пор.

На Руси знали секреты мастерства более тысячи лет назад. Первый стекольный завод в России был построен в 1636году (смотри рис. 3), близ города Воскресенска под Москвой, там изготовляли высококачественные стаканы, графины, фляги, рюмки, кувшины. Особенно быстро стеклоделие развивалось при Петре I. В XVIII веке около Москвы действовало шесть стекольных заводов.

И сегодня наше воображение радуют работы, созданные из стекла. Диво -дивное!

IV.А фьюзинг - что ж это?

Для большинства людей слово фьюзинг звучит непонятно, а я знаю не только значение этого слова, но и немного больше…

Так подробно рассказывала историю стекла не случайно. Хотела рассказать, насколько стекло необычный, «капризный», сложный материал. Мне понадобилось много времени, чтобы «приручить» его (проектом я начала заниматься еще в 2015 году, постепенно овладевая искусством). Научиться резать, компоновать элементы. Я поняла: насколько сильно технология фьюзинг зависит от современных возможностей!

Итак, в переводе с английского языка «fusing» означает «нагрев», «плавка», «спекание». Это техника обработки стекла, в основе которой – термическое соединение стеклянных фрагментов в одно целое, и она известна еще со времен древнего Египта. Археологи не раз находили в гробницах фараонов стеклянные изделия, изготовленные по технологии фьюзинг (смотри рис. 2) Особенности технологии делали фьюзинг неконкурентоспособным. Вытесненная в последующих столетиях техникой выдувного стекла и наборного витража, она была заново открыта лишь в прошлом веке. Где-то в 70-х годах фирмы Bullseye Spectrum наладили производство стекла для фьюзинга. Эти фирмы до сих пор производят специализированное стекло, оно помечается вот такой наклейкой (смотри рис. 4).

Современный способ прост и технологичен: на прозрачном стекле, словно мозаика, собирается из фрагментов цветного стекла рисунок. Затем заготовка спекается в специальной печи при температуре 850 градусов, превращаясь в цельный пласт. В стеклянную массу можно добавлять металлические пластины, проволоку и многое другое, что выдержит эту температуру. В итоге получаются удивительные по красоте гладкие прочные изделия.

На сегодняшний день фьюзинг имеет две разновидности:

- полный фьюзинг - рельеф и четкость расплавленных фрагментов зависит от времени и температуры спекания. Таким способом можно создавать «размытые» «акварельные» композиции;

- полуфьюзинг - время и температура ставится меньше, и мы получаем «графические» изображения.

Есть еще техника «молирование», эта технология - ближайший «родственник» фьюзинга. Ее я еще не изучала. Но на каникулах планирую овладеть этим способом и изготовить несколько авторских тарелок.

Для создания творческой работы в технике фьюзинг нам понадобится:

стекло для фьюзинга,

стеклорез,

клей,

перманентный маркер,

керосин,

эскиз,

станок для обработки краев,

печь для фьюзинга.

Начинаем мы, как и работу над любым художественным произведением, с эскиза. Определяемся с темой, размером. Эскиз должен иметь четкие грани, будет проще переносить на стекло. Цвета выбирать, исходя из имеющихся стекол.

Далее берем прозрачное фьюзинговое стекло (подложка). На него наносим рисунок перманентным маркером. Им же наносим нужные силуэты на цветных стеклах.

Вырезаем при помощи стеклореза (смотри рис.5), для того чтобы он лучше резал смазываем его керосином.

Обрабатываем края (не забываем про технику безопасности – о ней мама напоминает перед каждым началом работы!!!) (рис.6), крепим при помощи клея.

Готовим основу (она может быть идеально гладкой или наоборот рябой, в зависимости от поставленной задачи.) (смотри рис.7) И укладываем в печь (смотри рис.8). Задаем программу (смотри рис.8). И примерно через 20 часов печь можно открывать. Но не раньше. Иначе от резкого перепада температур стекло лопнет. Эффект похожий мы можем наблюдать, если в ледяной стакан налить кипяток.

И вот изделие готово (смотри рис.9).

Но иногда случается и так, что стекло в печке раскалывается (рис.10). Мы анализируем ошибки и используем негативный опыт, чтоб избежать подобного в дальнейшем…

V. Мастер-класс

Когда я стала создавать небольшие работы, то стала проводить мастер-классы для своих братьев и сестер, друзей, одноклассников. Это интересное и познавательное времяпровождение. Цветное стекло обладает необычайным притяжением. Маленькие стекляшки напоминают те «секретики», которые, наверное, мы все закапывали в детстве. Мне доставляет большую радость видеть, как люди, которые никогда не думали о том, что могут сделать творческую работу, получают профессиональную вещь в результате. А изделие полученное может радовать их долгие годы. Стекло не выгорает, оно довольно прочное. Толщина некоторых работ до трех сантиметров. Яркие цвета стекла будят неожиданные цветовые и образные решения. И, вешая его на светильник или ставя его на подоконник, (стекло «работает» на просвет) мы получаем яркий элемент интерьера, который и является «генератором хорошего настроения». Темы мастер - класса тоже очень разнообразны.

Первый мастер - класс (проводили его в праздник Пасхи) делали ангелочков со своими друзьями в нашей мастерской. Задача состояла в том, чтобы из готового шаблона, аккуратно, из выбранных цветных стекол выложить силуэт ангела. Заранее из прозрачного фьюзингового стекла мама вырезала и обработала силуэты яиц, в них вписан силуэт ангела. Такие сувениры очень радовали всех (смотри рис.11).

Первый большой и настоящий мастер-класс я провела со своими одноклассницами. Мы делали стеклянные медали. Мастер-класс длился почти три часа. Время прошло незаметно. Многие родители присоединились к нам, когда стали приезжать за девочками, и увлеклись работой (смотри рис.12).

В прошлом году наша любимая школа отмечала свой десятилетний юбилей. Мы с одноклассниками сделали часы. Зная заранее, что фьюзинг - это процесс не быстрый, к этому мастер - классу мы готовились заранее. Наш классный руководитель, Ольга Георгиевна, попросила детей сделать эскиз часов. Мы с мамой выбрали самый интересный и подходящий по технологичности эскиз - эскиз моей одноклассницы Юли Ч. Она выбрала логотип школы, представила его в виде часов. В назначенный день собрались все желающие из нашего класса у нас в мастерской. Сложные детали подготовила мама, папа просверлил в центре отверстие для стрелок. Я распределила, кто из ребят, какую деталь обводит, аккуратно папа вырезал, а мы обработали их на станке. Сложили и склеили. После чего положили в печь (смотри рис.13).Через 20 часов достали часы из печки, и папа собрал их, когда я выбрала часовой механизм в Интернете. Часы мы торжественно подарили школе на юбилей. Сейчас они украшают холл школы при входе (смотри рис.14).

Накануне Нового года мы с одноклассниками делали снежинки в классе (из подготовленных заранее стеклянных палочек из стекла). Каждый выбирал цвет, придумывая композицию, складывал снежинку, потом склеивал. Позже снежинки запекли мы с мамой у нас в мастерской в печке для фьюзинга. Когда снежинки были готовы, мы с ребятами украсили ими класс (смотри рис.15).

Хотела бы еще сказать, что мы с братом помогали родителям проводить мастер-класс в нашей библиотеке на день «Любви, семьи и верности». Темой той работы были пейзажи. Из готовых разнообразных стеклянных форм дети выкладывали на заранее подготовленные прозрачные прямоугольные фьюзинговые стекла, пейзажи по принципу мозаики. Мы с Серафимом (это мой брат) помогали детям советами и склеивали детали. Потом мы отнесли все работы в мастерскую. Пропекли в печи. Получились разнообразные и очень красивые картины (смотри рис.16). У меня много задумок, у меня есть благодарная аудитория, которая включается в работу с большим интересом. Так что впереди еще много замечательных встреч и творческих мастерских.

Далеко не обо всех встречах в нашей мастерской я рассказала, их было значительно больше. К нам приходят соседи со своими детьми, приезжают знакомые из Москвы, друзья моего брата. Главное, что каждый, покидая наш дом, уносит настроение светлой радости и удивительного открытия.

Для меня мастер-класс - радостное общение, которое дарит чудо близким. Один из интересов, который объединяет нашу большую семью, затейник - фьюзинг.

В ближайшее время я планирую применить свои знания на практике. Со своими сестрами и братьями (нас у родителей 5) мы хотим сами сделать витраж для двери в детскую. Обсуждаем тему эскизов: спорим, стараемся, соревнуемся…(рис.17)

VI.Заключение.

Итак, подведем итоги. Первая гипотеза, что фьюзинг - это древнейший вид искусства, мы подтвердили в результате исследования. Множество археологических находок являются тому подтверждением. Рисунки в гробницах фараонов, тоже говорят о том, что стекольному делу уже много веков. Фьюзинг в современном понимании (то есть большие площади цельного стекла, а не бусы) появился позже, так как он стал возможным только с применением современных технологий.

Вторая гипотеза, что изделия в технике фьюзинг может создать любой желающий, тоже оправдалась. Мало того, я обнаружила, что фьюзинг способствует развитию творческих способностей и уверенности в своих возможностях. Дарит хорошее настроение, как и процесс, так и результат.

Да, теперь, я думаю, Вы со мной согласитесь, что фьюзинг дарит счастье людям, что от стеклянной души отражается свет радости, а в стеклянной душе отражается весь такой разный мир. У меня родились стихи, когда однажды я работала в мастерской. Послушайте, что получилось…

Фьюзинг делает наш мир ярче,

Может быть твёрже, а может быть мягче.

Когда ты заходишь в дом

И видишь творчество в нём:

Вдоль стен, как обои,

Картины на море,

На море - вода,

А в воде - кашалот.

Нет, это не краски и не волшебство,

А просто спеченное стекло!

VII. Библиографический список

Энциклопедия «Изысканное стекло своими руками» Марина Городецкая, Москва, 2010г

Интернет - ресурсы:

www.witrag.ru

www.livemfster.ru

"Introduction to Glass Fusing", Petra Kaiser. "Вводный курс по фьюзингу", Лондон, 2006

«Технология фьюзинга» Сергей Литвиненко, Киев, 2005/2007.

Украшения из фьюзинга. Денис Букин, Ольга Букина., М., 2009.

Художественная обработка металлов. К. Скворцов., М., 2010.

Приложения. Рисунок 1

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7,8.

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок11.

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16.

Примеры фьюзинга.

Просмотров работы: 146