ВВЕДЕНИЕ
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
С. Есенин
В седьмом классе, на уроке изобразительного искусства, мы рисовали интерьер русской избы: русская печь, «красный угол», лавки, стол, сундук. Увидев мой рисунок, бабушка сказала, что когда она была маленькой, они жили в доме, в котором все это было. Она отогревалась на русской печи после катания с горки, любила на ней спать. Вместе с моей прабабушкой и прапрабабушкой они залазили на печь и занимались своими делами: бабушка учила уроки, прабабушка вышивала, а прапрабабушка готовила материал для изготовления половиков. Бабушка рассказала, что дом, в котором они жили - «пятистенок», ему почти 180 лет, построен он из бревен лиственницы, у него есть ставни, красивые наличники, высокое крыльцо. Дом, в котором я живу, тоже построен из бревен, есть наличники и ставни. Мне стало интересно, сколько лет моему дому, что такое «пятистенок», как строили дома из бревен, чем их украшали снаружи, что ещё интересного было во внутреннем интерьере избы? Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, я решил провести исследование по теме «Русская изба».
Цель исследования: познакомиться с внешним и внутренним оформлением русской избы, сделать её макет.
Гипотеза исследования: я предположил, что дом, в котором живу, построили в XIX веке.
Для достижения поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Узнать историю своего дома.
Изготовить макет русской избы.
Объект исследования: русская изба
Предмет исследования: внешнее и внутреннее оформление избы.
Актуальность работы вижу в привлечении внимания к истории нашей Родины, которую нельзя забывать: молодое поколение должно знать историю своего народа, его быт.
Методы исследования: анализ литературных и архивных документов, беседа, поисковый, практический.
Практическая значимость: работу можно применять при проведении классных часов, внеурочной деятельности, на уроках истории и изобразительного искусства.
ГЛАВА 1 РУССКАЯ ИЗБА
1.1. Русь деревянная
Для развития русской архитектуры большое значение имели конструкции деревянных построек. Русь - страна богатая лесом, поэтому дерево, как строительный материал, было доступным для людей и сравнительно дешевым. Это служило причиной широкого распространения деревянных построек, хотя они легко сгорали и страдали от гнили. Дерево легко можно было обработать и быстро создать деревянную постройку самого разного назначения. На Руси из дерева рубил себе жилье не только русский крестьянин, но и князья и бояре, которые создавали богатые дворцы. Дерево недолговечный материал, поэтому до наших дней сохранились постройки XVIII - XIX веков. По рисункам и литературным источникам можно судить о строительных приемах и древнейших конструкциях, которые использовали в деревянном зодчестве. [5]
Русский человек испокон веков место выбирал ближе к лесу и воде, чтобы заниматься земледелием, охотой и рыбалкой. Лесные чащи давали ему кров, приют, пищу, материал для построек, а также укрывали его от врагов. Все, что в быту было необходимо, крестьянин делал сам из дерева - от сохи до ложки. Когда-то вся Русь была деревянной: возводились деревянные дворцы и соборы, монастыри и хоромы, крепости и остроги, избы и амбары, мосты и мельницы. Многое из этого было необычайной красоты. Эта красота создавалась трудом и руками плотников, которые шли артелями от деревни к деревне, от города к городу. Конечно же, нужен был и талант, чтобы воздвигать чудесные произведения архитектуры. [6]
1.2. Порядок постройки дома
Во все времена жилище для человека было неотъемлемой частью его жизни. Дом строили своими руками, в нем человек находился с первого дня своей жизни и до последнего, поэтому строили дома «на века», основательно. Новая жизнь - новый дом, строить который нужно не спеша, согласно порядку, установленному дедами и прадедами, не нарушая устоев, если нарушить устои - житья в новом доме не будет. На Руси говорили: «Мой дом - моя крепость» и чтобы эта крепость была обеспечена, при строительстве дома особое внимание уделяли времени начала работ, выбору места и подготовке строительного материала для постройки дома. Каждый из этих этапов подчинялся особому ритуалу, который зародился у далеких предков.
К строительному материалу предъявляли особые требования. Наши предки считали: рубить деревья нужно зимой, когда они мертвые и в полнолуние, а если срубить раньше, то бревна будут отсыревать, а потом - растрескиваться. Декабрь и январь считали для заготовки бревен самыми лучшими. Рубить избы предпочитали из деревьев с длинными ровными стволами: сосны, ели, лиственницы, потому что они долго не гнили, хорошо держали тепло и ложились в сруб.
После праздника Покрова Святой Богородицы (14 октября), когда заканчивались все сельскохозяйственные работы, выбирали место для постройки нового дома. Считалось, что там, где была дорога, где стояла раньше баня, где был пожар, росло кривое дерево, пролилась чья - то кровь - строиться нельзя, место это неудачное для постройки дома. Был такой способ определения благополучного места - выпускали рогатый скот, где он ляжет отдыхать, там место хорошее для строительства, потому что корова для семьи была кормилицей и считалась у предков плодородной живительной силой.
Участок под строительство выбран, нужно его было освятить определенными символами. Хозяин этот участок опахивал по кругу, так как круг являлся символом солнца, размечал квадрат усадьбы внутри этого круга, делил его на четыре части крестообразной фигурой и отправлялся «во все четыре стороны», чтобы принести камень - валун с каждой стороны и, принеся их, клал под углы своего будущего дома. Считалось, что эти камни будут крепким основанием для нового дома, так как найденные камни тысячелетиями обдувались ветрами и обкатывались льдами. [3]
Строить дом помогала вся деревня, потому что отказывать в помощи было нельзя, когда кто - то другой начинал строить дом. Поэтому дом строился быстро. За работу не платили, но в конце строительства все работающие садились за стол и угощались вкусной едой. В одной деревне нельзя было увидеть двух одинаковых домов, потому что каждый хозяин стремился сделать свой дом красивым, уютным, чтобы его дом отличался от других резным или расписным убранством. Каждый дом был индивидуален.
Основой деревянного дома был сруб, который представляет собой коробку. Эту коробку собирали из подготовленных бревен. На избу небольшого размера требовалось до 150 бревен. Бревна подбирали приблизительно одинаковой длины и толщины, использовали бревна диаметром от 22 до 30 см. для сруба, но были и больше. Бревна укладывали горизонтальными рядами, каждый из которых назывался «венец». При укладке первого венца проводили обряд жертвоприношения курицы или барана и под него подкладывали символы богатства и тепла: деньги, шерсть, зерно. Венцы соединяли между собой в паз, его выбирали в нижней части бревна, чтобы не попадала вода. Сами бревна скрепляли друг с другом в углах вырубленными «замками». Для более плотного прилегания и сохранения тепла между бревнами прокладывали мох или паклю. Простейший сруб представлял собой в плане прямоугольник или квадрат, площадь которого ограничивалась максимальной длиной венцов, обычно около 6 метров.
В русских избах покрытие сруба было двускатным, этот способ архитекторы до сих пор считают самым надежным для деревянных зданий. Вначале дом крестьянина состоял из одного помещения - «четырехстенок», а потом начали строить «пятистенки» - это когда помещение делили бревенчатой стеной на две части. Чтобы было теплее, по всему периметру избы, нижние венцы засыпали землей, получалась завалинка. К избе пристраивали сени и крыльцо. Сени - маленькое помещение, которое отделяло тепло от холода. Дверь из избы открывалась не на улицу, а в сени. Они были подсобным помещением в хозяйстве, а летом можно было спать в сенях.
Дверь в доме была низкая, массивная, одностворчатая и вставлялась в дверную колоду: два толстых косяка, верхнее бревно и высокий порог. Она была надежной защитой дома от злых духов. Когда в дом приходили гости, они через порог переступали. Это говорило о том, что они пришли с добрыми намерениями в дом. До сих пор многие говорят: «Не стой на пороге», «Зайди в дом, переступи порог». Дверь всегда отворялась и сейчас отворяется в сени.
Пол - нижняя граница пространства избы. От входа к передней стене, вдоль избы, на толстые бревна укладывали половицы - широкие доски. Для половиц использовали сосну, лиственницу или ель. Полы раньше в деревне не красили, оставляли древесине естественный вид, а в XX веке стали красить.
Потолок - верхняя граница избы. Основой потолка была матица, это толстый четырехгранный брус. На него укладывали потолочины и располагали их параллельно половицам.
1.3. Внешнее оформление избы
Огромное значение для дома имели окна. Они предназначались для дневного освещения. Окна были небольшие и делали их из натурального дерева. На улицу в избе прорубалось два или три окна и одно окно выходило во двор. Раньше окна закрывали слюдой или бычьими пузырями, они не открывались, проветривали дом через дверь или открытую печную трубу.
Большое внимание уделялось оформлению окон, так как боялись и считали, что через оконный проем злые люди и недоброжелатели могут подглядеть, сглазить, причинить болезнь. Поэтому в XVII веке появился важный элемент декора, как наличник и ставни. Наличники оформляли языческой символикой.
К своему дому крестьяне относились как к живому существу. Поэтому некоторые названия частей дома похожи на названия частей тела человека. Например, «наличники» - от слова «лицо», находятся «на лице» избы. «Причелина» - от слова «чело», украшение на челе избы. Верхней частью избы являлась крыша, которую в основном покрывали соломой. Более зажиточные крестьяне ее закрывали тесом, а потом и все стали использовать тес. Она защищала дом от атмосферных осадков и от внешнего мира. Украшали крышу солнечными знаками, для того, чтобы в семье было здоровье, благополучие и счастье. Крышу завершал конек (конь - охлупень) - это бревно, которое лежит поверх гребня крыши. Конь символизировал солнце, движущееся по небу, становился солнечным знаком, под защитой которого находился дом и вся крестьянская семья. Конь - символ добра и счастья. Недаром говорили: «Конь на крыше - в доме тише».
Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Причелины - две резные доски, крепились по краю крыши и закрывали выход слег на фасад. Полотенце - короткая резная доска, крепилось на стыке причелин. На них изображались символы солнца: с левого края причелины - восходящего утреннего солнца, с правого края - вечернее заходящее солнце. Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце. На крыше устанавливали с двух сторон сливень или водотечники, а держали их курицы. Курицы - изгибы корневищ стволов молодых елей, которые врубались в слеги.
Дом построили: его защитили символикой солнца, освятили специальным обрядом, он находится под покровительством домового и готов принять новую семью. [1]
1.4. Внутреннее убранство крестьянской избы
В словаре С.И. Ожегова: «Изба - деревянный крестьянский дом». [8] Слово «изба» произошло от древнерусского «истьба», «истопка», первоначально так называли отапливаемую жилую часть дома с печью. Дом это не только кров для людей, а еще и средоточие материально - нравственного центра семьи. В строительство дома наши предки вкладывали много сил, умения. Сруб построен, украшен орнаментом, но это еще не дом. Вот когда поставят печь, по дому пойдет от нее тепло - сруб станет домом, можно и заходить. Избы без печи не бывает, это главная часть любого крестьянского дома. Печь и дала название - «изба». Недаром русская пословица гласит: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». [4]
Изба была условно поделена на две части: одна - материальная, а вторая - духовная. Центром материального, душой дома крестьян, была печь, которая занимала почти четвертую часть избы. Ее протапливали по несколько часов в день, когда она нагревалась, то долго держала тепло. Она согревала, кормила, поила, лечила. Печь топили не только зимой, а круглый год. Летом, хотя бы раз в неделю, протапливали печь, чтобы запастись определенным количеством хлеба.
Русская печь для хозяйки была удобна в пользовании: на шестке (площадка перед устьем) она держала приготовленную пищу, чтобы она была теплая; на шестке оставляла раскаленные угли, чтобы растопить печь в следующий раз. В печи, в боковой стене, были печурки (углубления), в которых сушили лучину для растопки и освещения, сушили рукавицы, носки. Обязательным элементом в избе были палати - деревянные настилы от боковой стороны печи до противоположной стены избы. Их делали высокие, на уровне высоты печи, поэтому залазили на палати с печи. На палатях спали, сушили лен, лучину, хранили ненужную одежду, они были любимым местом у детей.
Под печью находилось опечье: в зимнее время там держали домашнюю птицу. С давних времен с русской печью связаны народные обычаи и предания. В народе было поверье, что домовой - хранитель домашнего очага, живет за печью или под печью; за печью прятали невесту, когда ее приходили сватать.
Печь ставили в избе в углу: справа или слева от двери (входа), поэтому планировка избы определялась расположением печи. Устьем печь ставили в сторону окон, к передней стене. Устье имело прямоугольную форму или полукруглую в верхней части и закрывалось заслонкой. Угол, который находился напротив устья печи, был рабочим местом хозяйки, то есть женской половиной. Там она готовила пищу, там были все принадлежности для стряпни и все приспособления для приготовления пищи. Предметы, связанные с русской печью, всегда стояли у печи: кочерга, ухват, помело, деревянная хлебная лопата, сковородник.
Кочерга - короткий толстый железный прут с загнутым концом, который использовали для размешивания углей в печи и сгребания жара.
Ухват - металлическая дужка, укрепленная на длинной деревянной рукоятке. Им ставили в печь и доставали из печи чугунки, а также передвигали горшки и чугунки в печи.
Помело - длинная деревянная рукоятка, к концу которой привязывали солому, сосновые ветки или просто тряпку. Им подметали, очищали под печи от угля и золы перед посадкой хлеба в печь.
Деревянная хлебная лопата - ей сажали в печь и вынимали оттуда хлеб и пироги. Сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.
Сковородник - длинная деревянная рукоять, на конце которого приспособление, с помощью которого ставили и вынимали сковороды из печи. У печи всегда стояла ступа с пестиком. В каждой семье обязательно был рукомойник, он вместе с полотенцем висел рядом с печью. Рукомойник - глиняный кувшин, у которого было два носика по сторонам: с одной стороны воду наливали, с другой - выливали. Грязная вода собиралась в лохань - деревянное ведро. Воду носили на коромысле, ведра тоже были деревянные. [2]
Крестьянский дом нельзя было представить без домашней утвари. В деревне в основном ее делали из дерева или глины, также изготавливали из бересты, плели из соломы, прутьев и корней сосны. Утварь - это множество предметов, которые необходимы человеку в быту. Это: посуда для приготовления, хранения и подачи пищи на стол, посуда для заготовок; различные емкости для хранения одежды и предметов домашнего обихода. Вдоль всех стен были широкие лавки, кроме той, где стояла печь. Над этими лавками под потолком, вешались полки - «полавочники», на которых и стояли предметы домашнего обихода: горшки, ковши, сковородки, чашки, миски, ложки, ножи и многое другое.
Рабочим местом мужчины - хозяина дома, был угол, который находился напротив печи - мужская половина. Здесь он долбил корыта, изготавливал бочки, кадки, ведра, занимался ремонтом, мастерил из дерева нехитрую крестьянскую посуду, плел корзины, коробы, лукошки. Все это хозяин дома делал с помощью простых инструментов: топор, тесло, скобель, бурав. Свои инструменты он хранил под лавкой, на этой же лавке он спал.
В крестьянском жилище мебели было немного: стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. В сундуках они хранили одежду, а делал их сам хозяин из дерева и обивал железными полосками для прочности. Некоторые хозяева сундуки замыкали. Шкафы, стулья, кровати в деревне стали появляться только в 19 веке. [4]
В переднем углу, по диагонали от печи, находился «красный угол». Это в избе почетное место, духовная часть крестьянской избы. В старину все крестьяне были верующими и слово «крестьянин» произошло от «христианин». В красном углу, его еще называли передний угол, на особой полочке стояли иконы и горели лампады - иконостас, его всегда держали в чистоте. Лампады - небольшие сосуды с маслом. Иконы Богородицы и Спасителя считались главными иконами, они должны были быть в каждом доме. Входивший в избу человек, еще у порога, первым делом находил глазами этот угол, снимал шапку, крестился, низко кланялся иконам и произносил: «Мир дому сему».
Люди обращались к иконам: просили счастья и любви, делились своими страхами, бедами и бережно относились к ним. Иконы передавались из поколения в поколение. Их украшали вышитыми вручную полотенцами. Самых дорогих гостей хозяева сажали в красный угол, во время свадьбы в красном углу сидели жених и невеста. Стол был главным предметом мебели в избе. Вся крестьянская семья, каждый день, собиралась за столом для трапезы, и каждый знал свое место. Хозяин сидел под образами, старший сын - справа, второй сын - слева, третий - рядом со старшим. Дети сидели на лавках, а женщины - на скамейках. Лавки стояли вдоль стен, они были широкие и намертво крепились к стенам, на них еще и спали, а скамейки стояли у стола, их можно было переносить с места на место. [4]
На полу в избе лежали половики, которые ткала хозяйка. Также она ткала ткань, в основном из льняных нитей, потому что всю одежду крестьяне делали сами. Ткацкий станок был почти в каждой семье. Половики лежали и на лавках, и на скамейках. В избе была детская колыбель, которую подвешивали к потолку. Познакомиться сейчас с убранством крестьянской избы можно в музеях, увидеть в кино, в телепередачах, из произведений литературы, рассказов пожилых людей. [3]
ГЛАВА II ИСТОРИЯ МОЕГО ДОМА
Изучив типы крестьянской избы [7], чертежи планов и сравнив их с планом на жилое строение своего дома, я узнал, что мой дом «крестовый» или «крестовик». Такие дома в Сибири стали появляться в конце XVIII - начале XIX веков. Дом разделяли внутри двумя крестообразными капитальными стенами. Бывшая хозяйка дома - Медянкина Г.А., рассказала, что этот дом был перевезен из старого Новоселово. Его в 1963 году собрал ее отец по бревнам, на которых были зарубки - номера, начиная с нижних. Он был плотником, дом делал для себя и своей семьи, поэтому он получился добротным. Дом в старом Новоселово принадлежал когда - то прадеду и прабабушке Галины Александровны, а бабушка родилась в 1895 году. Получается, что дом был построен приблизительно в 1875 году, значит сейчас ему 143 года, а может и больше. Предки Галины Александровны были зажиточными крестьянами, построили большой дом. При возведении дома были соблюдены все технологии строительства: толстые лиственные бревна (в доме толщина бревен 30 см.), основа потолка - матица, русская печь, высокое крыльцо, массивная низкая дверь, высокий порог, наличники и ставни. Несмотря на такое количество лет, он прочный и надежный. Думаю, что дом простоит еще много - много лет.
ГЛАВА III ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТА ИЗБЫ С ВНУТРЕННИМ УБРАНСТВОМ
Прежде чем приступить к заключительному этапу моего исследования - созданию макета «Русская изба с внутренним убранством», я посетил мемориальный музей - заповедник Сибирская ссылка В.И. Ленина в Шушенском для того, чтобы увидеть русскую крестьянскую избу и ее внутреннее убранство. Экскурсия проходила по центральной части сибирского села конца XIX - начала XX веков, большинство домов и усадеб подлинные. Все постройки из дерева, им более 150 лет, но они очень хорошо сохранились до наших дней.
Первым этапом работы было создание макета избы. Макет я сделал из картона, раскрасив его под дерево. Все элементы внешнего оформления русской избы выдержаны: ставни, наличники, конек - охлупень, причелины, полотенце.
Вторым этапом работы было изготовление печи - главной части жилого дома и предметов, связанных с печью. Печь выполнена из пенопласта.
Третий этап - мебель и кухонная утварь. Мебель: стол, лавки, скамейки, кровать, сундук изготовлены из фанеры и древесины. Кухонная утварь из глины, соленого теста и бересты.
Соблюдены все традиции обустройства: печь стоит слева от двери устьем к передней стене, напротив женская территория с ее утварью; по диагонали от печи - «красный угол», стол, лавки, скамейки; по правую сторону от двери, напротив печи - мужская половина: его лавка, где он работал и спал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Изучив литературу по теме исследования, я узнал:
- традиционным русским жилищем крестьянина была деревянная изба. Основой - был сруб из бревен, соединенных между собой в углах вырубленными «замками», уложенными горизонтальными рядами - «венцами»; для более плотного прилегания строители выбирали в нижней части каждого бревна «паз»;
- внешнее оформление избы: охлупень (конек), причелины, полотенце, курица, сливень, наличники и ставни. Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой с определенной символикой;
- внутреннее убранство избы: русская печь, «красный угол», обеденный стол, лавки, скамьи, сундуки. Различная домашняя утварь - предметы, которые необходимы человеку в быту: ухват, кочерга, помело, хлебная лопата, сковородник и другое.
2. Изучив план на жилое строение своего дома, побеседовав с бывшей хозяйкой, я узнал, что дом, в котором я живу, «крестовый», построен приблизительно в 1875 году по технологии строительства русской избы.
3. В результате исследования узнал, как люди строили свои дома, оформляли их снаружи, обустраивали внутри и, посетив музей, увидел русский быт в прошлые века воочию. На основании всего этого материала, выполнил макет русской избы с внутренним убранством.
Таким образом, гипотеза о том, что мой дом построили в XIX веке, подтвердилась.
Цели и задачи исследования достигнуты полностью. Я узнал для себя много нового и интересного о традициях строительства и обустройства крестьянской избы. Нам нужно уважительно относиться к своим древним корням и памяти предков, любить свою Родину. А с чего начинается Родина? Я думаю, что Родина начинается с дома - места, где мы родились и живем, где мы счастливы и чувствуем себя защищенными. В будущем я хотел бы построить для своей семьи большой, красивый, бревенчатый дом. Внутреннее убранство выполнить в эко-стиле - из натуральных материалов: дерево, камень, глина. Думаю, что данная работа поможет мне воплотить свою мечту в жизнь.
Изба - в ней мудрость вековая…
Полна загадок и проста!
Она и до сих пор живая,
Народа летопись святая,
Вселенной нашей чистота!
Сергей Засухин - Поздеев
ЛИТЕРАТУРА
Беловинский Л.В. Жизнь русского обывателя: Изба и хоромы. - М.: Кучково поле; Икс-Хистори, 2012. - 400с.
Внутреннее убранство русской избы https://www.liveinternet.ru/users/katiava/post266183332
Изба - Мир, в котором мы живем https://platinym.livejournal.com/672261.html
Изобразительное искусство.5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.-сост.О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 170с.
Изобразительное искусство.7 класс: поурочные планы по программе В.С.Кузина / сост.О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 365с.
Изобразительное искусство.8 класс: поурочные планы по программе В.С.Кузина - 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. Т.В.Андриенко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 122с.
Типы крестьянской архитектуры https://www.altspu.ru/p_arh/russian/pamjatn/type.html
Толковый словарь Ожегова http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9488