I. Введение.
Меня зовут Мария, я ученица 7 «Б» класса. Название моего проекта вряд ли о чем-то Вам скажет, поэтому сразу начну с объяснения термина «моллирование». Это технология которая позволяет получить разнообразные формы стекла от латинского «mollio» - плавить делать гибким. Используется специальное оборудование, где стекло сначала нагревается при высокой температуре и уже потом принимает необходимую форму. Подробней об этом я далее напишу.
Откуда мне известна эта технология и почему она меня заинтересовала? Все очень просто: я живу в семье художников. Папа и мама делают скульптуры из стекла и металла. Стекло в скульптуре изготовлено в технологии фьюзинг (спекание), а моллирование это разновидность фьюзинга. Технология моллирование подразумевает объем (рис.1).
В прошлом году я успешно изучила технику фьюзинг. Выполнила много работ в этой технике и провела мастер-классы. Но мои работы были плоские, и за счет этого немного однообразные, это и подтолкнуло меня изучить технологию моллирование. Родители объяснили мне, что объем в стекле можно добиться тремя способами:
Литье
Выдувание
Моллирование
Я решила разобраться почему мои родители выбрали именно моллирование.
Цель моей работы:
Выбрать максимальную подходящую технологию для стекла для объемной композиции,
изучить технику моллирование,
изготовить самостоятельно изделие в представленной технике,
Расширить свой собственный кругозор и кругозор своих сверстников.
Углубить и закрепить знания ранее изученного
Мои задачи:
приобщить сверстников к творчеству,
формировать и развивать в себе потребность получать новые знания, способности к творчеству,
провести мастер-класс для закрепления материала.
Гипотезы:
1. .Предположим, что изделие в технике моллирование можно изготовить в условиях творческой студии.
2. Предположим, что малирование это самый выгодный способ добиться объема в стекле для ландшафтной скульптуры.
Актуальность работы.
Изучение новых технологий обогащает нашу жизнь: делает ее удобней, разнообразней. Изучая новые технологии, подростки будят свою фантазию и, вполне возможно, приблизятся к очередному открытию.
1-й этап - сбор информации, изучение истории вопроса (июль-август 2017).
2-й этап - изучение техники, оттачивание мастерства (август 2017- по сегодняшний день).
3-й этап - проведение мастер-классов по моллированию (январь -февраль2018).
III. История стекла.
История стекла насчитывает более 4000 лет. Изобретено оно было как побочный продукт для других ремесел. Как это произошло?
В древние времена обжиг глиняных изделий происходил в вырытых в песке ямах-печах, которые топили соломой или тростником. Тогда-то гончары и обратили внимание на твердую массу, образовавшуюся при взаимодействии золы (то есть щелочи) с песком.
Первыми центрами стеклоделия считаются Египет и восточная Месопотамия. Именно там археологами были найдены древнейшие изделия из стекла : бусы, палочки и другие украшения. Тогда люди просто откалывали кусочки от большой стеклянной глыбы и камнем придавали им нужную форму. Египтяне производили цветное стекло, в Месопотамии - прозрачное. В XVI в. до н.э. в Месопотамии научились делать стеклянные вазы. Примерно в то же время секретом производства полого стекла овладели в Египте. Египетские мастера помещали форму из спрессованного песка в расплавленное стекло и поворачивали таким образом, что стекло оседало на стенках формы. Затем форму вынимали, песок удаляли, заготовку остужали. Подтверждением этого служат обнаруженные археологами остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад (рис.2).
Большой переворот в стеклоделии произвело открытие гутного (выдувания) метода. Стекло выдували при помощи тонкой металлической трубки. Этот метод позволил существенно разнообразить формы стеклянных сосудов.
В конце Средневековья центром европейского стекловарения становится Венеция. Стеклоделие было важнейшим ремеслом в Венеции, о чем свидетельствует количество стеклодувов в этом городе – более 8000 человек. Венецианские стекольщики не имели себе равных в Европе.
Вплоть до XIII века стекольные мастерские располагались непосредственно в самом городе. Но из-за частых пожаров в 1291 году мастерские перевели на остров Мурано, находящийся в двух километрах к северо-востоку от Венеции. С того времени венецианское стекло стало называться «муранским».
Но только в конце XIX века стеклоделие из ремесленного превратилось в массовое промышленное производство. В это время американский инженер В 1910 году французский ученый Эдуард Бенедиктус изобрел способ прочного пуленепробиваемого стекла путем помещения специальной целлулоидной пленки между двух листов стекла.
На Руси знали секреты мастерства более тысячи лет назад. Первый стекольный завод в России был построен в 1636 году, близ города Воскресенска под Москвой, там изготовляли высококачественные стаканы, графины, фляги, рюмки, кувшины. Особенно быстро стеклоделие развивалось при Петре I. В XVIII веке около Москвы действовало шесть стекольных заводов.
Более подробно истории стекла я коснулась в предыдущем проекте про фьюзинг.
Способы добиться объема в стекле
Чтобы добиться объемной формы существует три способа. 1Литье(рис.3)., получаемый результат - это монолитное изделие. Стеклянная масса очень тяжелая, ее вес можно сравнить с весом железа. К тому же технологически это очень затратное производство, стекло должно варится т.е температура от1400-1600 градусов. Нужны печи из жаропрочного кирпича, это уже на базе мастерской не получится. Нужен завод. Поэтому изделия из стекла выгодны в массовом производстве. Стекло очень - «капризный» материал, только при строгом соблюдение технологии можно получить качественную продукцию.
В прошлом столетии была такая художница Вера Мухина. Ее имя ассоциируется у нас в первую очередь со знаменитой скульптурой «Рабочий и колхозница» - символом советской эпохи. Однако у скульптора Мухиной была еще одна страсть – стекло. Вера Игнатьевна была главным технологом на Ленинградском экспериментальном заводе, она автор знаменитого граненого стакана. Этот стакан шедевр дизайнерского искусства. Благодаря граненой форме стакана и ободу, стакан при падении реже бился, а если разбивался, то осколки были не мелкие. Этот стакан до сих пор очень популярен в общепите. Были у Мухиной и авторские скульптуры из литого стекла - это портрет Н.Н.Качалова (химик-технолог, специалист в области стекла один из первых разработчиков технологии его варки и основатель теории его холодной обработки, организатор художественного стеклоделия.) Скульптуру «Торс девушки» я видела в Третьяковской галерее в прошлом году на выставке, посвященной художникам шестидесятникам прошлого столетия. Эта скульптура вылита целиком из прозрачного стекла, при внимательном рассмотрении на скульптуре я обнаружила трещину. Слишком рискованный способ, подумала я. Если мастер такого класса в заводских условиях не застрахован от брака, то что же говорить обо мне?
2 Техника выдувания стекла (рис.4).. Рассмотрим эту технологию. Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например лабораторные колбы.
Стеклодув набирает на кончике стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь, и начинает его формировать, постоянно вращая трубочку и формирует стекло в деревянных или металлических формах. После формирования изделия происходит отжиг. Так называют нагревание при 530-580 градусов с последующим медленным охлаждением.
Стекло при выдувании так же как при литье варится, т.е греется до1300 градусов.
Близость к огню вынуждает быть особенно собранным, соблюдать тщательно технику безопасности. Работа стеклодува относится к разряду вредной. Требуется особые знания свойств стекла. Нужна очень хорошая физическая подготовка. Ознакомившись с этой технологией , я поняла , что она не подходит для меня категорически.
2 Техника моллирование(рис.5) Стекло при температуре 600-700 градусов становится текучим и медленно деформируется под действием собственного веса, принимая форму опорной поверхности.( формы матрицы). При этом лист сохраняет целостность и гладкость собственной поверхности. Моллирование производится в плоской тоннельной печи, в верхней части которой установлены керамические электронагреватели. Снизу устанавливается лещетка (керамическая плита) на нее устанавливается матрица, поверх которой кладется стекло. Время и температура моллирования зависит от толщины стекла. Чем толще стекло, тем больше время на нагрев и остывание.
Печи для художественного моллирования в среднем до 2м. требование : наличие эл-ва и проветриваемое помещение. Это условие легко выполнимое. Самый вредный процесс запекания происходит в отсутствии человека. Что позволяет работать и детям тоже. Особых физических нагрузок не требует, в отличие от техники выдувания. Экономически выгода налицо
1.Температура нагревания ниже в два - три раза чем при технике выдувание и литье стекла. Соответственно затраты на эл-во ниже.
2.Автоматизорованое нагревание печки позволяет пользоваться ей без особых усилий и навыков (это чуть сложней чем кухонная духовка).
3.Размер печи и условия работы позволяют ей пользоваться в условиях художественной мастерской , в отличие ,например, от литья.
4.Блаодаря электрическому нагреванию температурный режим более плавный, значит напряжение стекла будет меньше, что позволяет снизить процент брака значительно.
Итак, гипотеза 1 – доказана. Условия для техники моллирования соответствуют условиям творческой студии.
Гипотеза 2 тоже доказана. Путем экономического анализа трехтехнологий самой выгодной оказалась – моллирование.
Мой первый опыт Моллирования.
В прошлом году я написала проект про фьюзинг, это когда при помощи нагревания стекла в специальной печи получаем красивые спекшиеся разноцветные изделия. Я не остановилась, стала изучать технологию глубже. Обратила внимание, что многие работы из стекла объемные, и, естественно, мне захотелось изучить этот метод и попробовать сделать.
Беззаботные летние деньки заканчивались, приближалось первое сентября. Мне пришла в голову идея, а что если подарить учительнице не просто букет, который завянет, а что–то необычное. Мама посоветовала мне сделать цветы в технике моллирование.
Этап первый – приготовить рабочее место(рис.6).
стекло для фьюзинга,
стеклорез,
клей,
перманентный маркер,
керосин,
эскиз,
станок для обработки краев,
печь для фьюзинга
Этап второй – эскиз из более дешевого и простого материала, в моем случае это картон(рис.7).
Этап третий – вырезаем стекла по заданным шаблонам(рис.8).
Этап четвертый – склеивание на клей (нужно для того, чтобы детали не разъехались при запекании) (рис.9).
Этап пятый – спекание на ровной поверхности ( программа фьюзинг классический), чтоб при моллировании форма не расползалась. (рис.10)
Этап шестой подготовка формы из рассыпчатого гипса в печи. Моллирование(рис.11).
Этап седьмой – задаю программу на моллирование.
Этап восьмой. Получили объемные цветы. Мой брат заранее просверлил отверстия в центре, и папа помог сделать металлическую конструкцию и укрепить цветы.
В итоге получился полезный букет. Он никогда не завянет и в нем можно хранить ручки и карандаши(рис.12).
Затратная часть только на электричество, т.к цветы были сделаны из остатков стекла от папиных и маминых работ. Металлические детали так же выбраны из остаточных материалов. Стоимость затраты электричества целой печки около 1000р. Цветы заняли где-то ¼ печки. Значит букет стоил 250р. За эти деньги я бы смогла купить очень скромный букет, вряд ли его бы запомнила моя учительница. А подобные работы на сайте Ярмарка Мастеров стоили в районе 3000р. Таким образом, я своим трудом и трудом моих родных сделала эксклюзивную вещь.
Мастер – класс
Освоив технику моллирование, я по старой традиции, дала мастер – класс своим подругам. Признаюсь честно, что техника моллирования гораздо сложней классического фьюзинга. Поэтому позвала я девочек не много.
Мне хотелось сравнить два вида моллирования: по заданной форме (ее можно купить или заказать у керамистов, форма многоразовая), по гипсу (гипсовую сухую смесь либо при помощи формы, либо при помощи рук. проминают и кладут аккуратно стекло, которое принимает заданную форму).
Мастер-класс «тарелочка для роллов».
Очень популярно сейчас стала японская кухня. Роллы часто заказывают себе домой. Не у всех есть специальная посуда для них. Мы (моя семья) приняли решение не покупать готовые стандартные тарелки, а купили форму для моллирования «тарелка для суши». Это для нас очень выгодно, т.к семья у нас состоит из 8 человек. Стоимость формы равна стоимости готовой авторской тарелки, форма многоразовая. После того как мы с мамой попробовали сделать тарелки, я позвала своих подруг для мастер-класса.
Заранее папа нарезал квадратные заготовки из стекла для фьюзинга. (рис.13,14)
Участники мастер-класса выложили задуманные композиции из цветного стекла для фьюзинга, закрепили при помощи клей момент кристалл (рис.13,14).
Обрабатываем форму специальной разделительной жидкостью. Это нужно для того, чтобы стекло не прилипло к форме. И оставили сохнуть (рис.15).
На ровной поверхности запекаем композиции (рис.16).
После остывания стекла, ставим форму и сверху кладем пропеченную композицию (рис.16,17).
Через несколько часов тарелка готова (рис.18).
Затратная часть на одну тарелку это стоимость стекла+эл-во.
200+50=250р
Тарелка подобная выполненная в технике фьюзинг стоит от 3000р. Экономия – налицо Мало того, экологически безопасная тарелка в наше время это очень актуально. Цвет не смоется в посудомоечной машинке. Вещи выполненные в технике фьюзинг сохранились с древнего Египта
.
Мастер-класс «Божья коровка».
На этом мастер-классе пригодились все навыки приобретенные ранее. Вырезали по шаблонам стекло (рис.19), закрепили при помощи клея. И пропекли на ровной поверхности (рис.20). После остывания из гипса в печке буд-то лепим форму божьей коровки, очень аккуратно кладем плоскую божью коровку (рис.21). Через несколько часов - готовый результат(рис.22).
Божья коровка небольшая, делали ее из остатков стекла. Запекали ее вместе с большими, заказанными работами. Поэтому расчеты по затратам несущественные.
Заключение.
Наши знания расширяют наши возможности. У меня в планах на каникулах сделать сервиз в технике моллирование. Это будет эксклюзивно, экологично, экономично! Уже многие друзья ждут приглашения в мастерскую для новых мастер- классов. Я к ним уже готовлюсь. А папа и мама уже пригласили меня помогать им к профессиональной выставке(рис.23).
VII. Библиографический список
Энциклопедия «Изысканное стекло своими руками» Марина Городецкая, Москва, 2010г
Интернет - ресурсы:
www.witrag.ru
www.livemfster.ru
"Introduction to Glass Fusing", Petra Kaiser. "Вводный курс по фьюзингу", Лондон, 2006
«Технология фьюзинга» Сергей Литвиненко, Киев, 2005/2007.
Украшения из фьюзинга. Денис Букин, Ольга Букина., М., 2009.
Художественная обработка металлов. К. Скворцов., М., 2010.
(рис.1)
(рис.2).
(рис.3).
(рис.4).
(рис.5)
(рис.6)
(рис.7)
(рис.8)
(рис9)
(рис.10)
(рис.11)
(рис.12)
(рис.13)
(рис.14)
(рис.15)
(рис.16)
(рис.17
(рис.18)
(рис.19)
(рис.20)
(рис.21)
(рис.22)
(рис.21)