Тайна красок

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайна красок

Хлевнюк А.О. 1
1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»
Климова Л.В. 1
1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Мы все любим рисовать. Когда я рисую, то забываю обо всем на свете. В детстве мама учила меня рисовать с помощью пальчиков и ладошек. Получались очень необычные, чудесные и смешные рисунки. Сейчас я занимаюсь в художественном кружке. Мы узнаем способы и приёмы создания рисунка и рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными и др. Сегодня краски можно купить в любом магазине. Современные художники так и поступают. Но давным-давно, кто придумал краски, как это произошло? Нам захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Ведь в настоящее время краски делают из химических веществ на заводах.

Мы выдвинули гипотезу исследования: изготовить краски в домашних условиях.

Мы поставили перед собой цель: изучить краски, используемые в живописи.

Нами были определены задачи:

изучить историю возникновения красок;

определить классификацию красок;

рассмотреть состав красок;

ознакомиться с технологией изготовления красок;

изготовить краски в домашних условиях;

выполнить рисунок и окрашивание такни с помощью красок, созданных в домашних условиях.

Объектом исследования являются: краски.

Предметом исследования мы определили: состав и свойства красок.

В своей работе мы использовали методы: подбор и изучение научно-популярной литературы и информации из Интернета, обобщение информации, проведение опытов, анализ и сравнение.

Актуальность нашей работы состоит в том, что тема имеет практическое применение, т.к. может быть использована на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Наш мир прекрасен и красочен, передать и сохранить истинную его красоту можно при помощи красок рисуя картины.

I.1.ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КРАСОК.

Краски существуют так давно, что с точностью нельзя сказать, где и кем они были изобретены.

Первыми, кто стал пользоваться красками, были пещерные люди. Они рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Считалось, что рисование - это самое настоящее волшебство. Если изобразить огромного буйвола, пронзенного стрелой, то охотнику обязательно улыбнется удача! Поэтому рисунками в древние времена, были картины изображающие охоту. (Приложение 1)

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Вплоть до XIX века краской могло стать все, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные. Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков - от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом краска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски. Цветные изображения животных, были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Они были выполнены из глины. Глина может быть разнообразных расцветок желтая, красная, зеленоватая и белая. Для того чтобы картина лучше сохранялась, наши предки сначала высекали на стене пещеры контур рисунка и потом втирали разноцветную глину в углубления контуров рисунков и покрывали их специальным жиром, чтобы краска лучше сохранялась. Благодаря их находчивости мы до сих пор находим старинные рисунки и можем заглянуть в прошлое. Время шло, и человек становился все сообразительнее. У древних художников появилась черная краска, ее добывали из древесного угля и сажи. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. осьгон - "желтый"). Охра — краска, которая часто встречается в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Охры бывают жёлтые, коричневые, красноватые. Ею, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь"). Известь использовали для создания белой краски. Краски получались у древних художников очень стойкими, но их нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. (Приложение 2)

Шло время и для того, чтобы можно было бы окрашивать выделанные кожи, разрисовывать щиты, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани, потребовались краски более яркие. Эти краски нашли в растениях. Кора барбариса и ольхи, шелковица давали жёлтую краску. Из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны получали коричневую краску. Для получения красного цвета использовали ягоды клюквы, барбариса, вишни, красной смородины, малины, корни марены красильной. Синий цвет подарили индигоносные растения. Природные красители получались и при переработке мелких существ. Красивого, светло-коричневого тона красящее вещество получали из чернил каракатиц, пурпурную краску получали из морского моллюска - пурпурной улитки. Чтобы получить грамм краски, надо было переработать более 10 тысяч раковин. Производство было очень сложное. Зато получался королевский пурпур для одежд императоров в Древнем мире. Красная краска кармин добывалась из кошенили - насекомых семейства червецов. Отсюда в русском языке пошло слово «червонный» - красный, красивый. Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Но краски использовались все шире - к XIX веку краски использовались в ткацкой промышленности, в строительстве и в полиграфии (размножение печатной продукции), на бумажных денежных знаках присутствует краска. В начале XIX столетия зарождается лакокрасочная промышленность.

Первые акварельные краски появились в древнем Китае. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входили мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна основа - бумага. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является основателем бумажного производства.

Средние века подарили миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото. Краски из природных пигментов были разнообразных оттенков и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская. (Приложение 3)

На сегодняшний день химики создали много синтетических красок. Теперь продукты и товары могут быть самых невообразимых расцветок. Появились металлизированные краски, перламутровые и др. краски. Сырьевой основой для этого является уголь и нефть. Лаки и краски сегодня быстро сохнут, имеют большую прочность и разнообразие, стоят дешево. Натуральные краски используются только при реставрационных работах.

Таким образом, рисовать люди начали с глубокой древности. Этот опыт пришелся людям по душе, и краски начали свое многовековое победное шествие по миру.

II.2.КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСОК.

Краски - это цветные красящие вещества натурального или искусственного происхождения, предназначенные для непосредственного использования в той или иной сфере быта, которые способны окрашивать тот или иной материал.

Краски по их происхождению можно разделить на две основные группы: искусственные и естественные (природные). Природные разделяются на органические (полученные из растений и животных) и минеральные (полученные из земли и камня). Искусственные – акриловая, акварельная, гуашь, темпера, витражная и другие.

Названия свои - масляные, акварельные – краски получают от названия различных связывающих их веществ. Добавили в пигмент слабый растительный клей или мёд – и получилась акварель– нежная, прозрачная краска. Краску эту разводят водой - отсюда и название, ведь «аква» – по латыни «вода». А если в пигмент добавить непрозрачные белила (белую краску) и клей – получится гуашь, краска, которая образует плотную поверхность. Очень прочная краска получится, если пигмент смешать с яйцом. На основе растительных масел готовят масляные краски.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ. Поэтому некоторые краски даже ядовиты. Приведем примеры некоторых красок:

пастель

Пастель выпускается в виде специальных мелков или карандашей. С ней легко работать: смешивать оттенки для получения нужного тона можно прямо на бумаге, пользуясь специальной растушевкой или просто растирая краску пальцами; слои краски можно перекрывать, маскируя ошибки или специально добиваясь интересных цветовых эффектов; прервать работу и начать её снова можно в любой момент.

темпера

Одна из самых древних, долговечных и красивых красок. Она не меняет тон со временем, быстро сохнет, после засыхания не смывается водой и отлично сочетается со многими другими живописными материалами. Темперой можно наносить прозрачные слои, как акварелью; положенная слоем погуще, темпера непрозрачна и ею можно работать как гуашью; нанесение пастообразной краски похоже на масляную живопись. При этом написанная темперой работа будет особенной.

акрил
Это новая водорастворимая краска, появилась 60 лет назад. Она быстро сохнет, образуя стойкое покрытие, которое не смывается водой и не выгорает на солнце. Акриловые краски бывают как густыми, так и жидкими. Жидкими красками можно писать картины, похожие на акварельные или гуашевые, с гладким покрытием. Использование густого акрила позволяет создавать работы с интересной фактурой. Освоение техники работы с акрилом особенно привлекательно тем, что акриловыми красками можно писать на любых поверхностях: бумага, картон, ткань, стекло, дерево, керамическая плитка и даже металл.

Таким образом, в жизни краски мы видим краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных стен домов и заборов. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая красивые оттенки.

II.3. СОСТАВ КРАСОК.

Мир вокруг нас разноцветен. Основой краски является пигмент – сухое красящее вещество. Оно похоже на цветную «муку». Чтобы из пигмента приготовить хорошую краску, исходное вещество нужно тщательно растереть: чем мельче «мука», тем лучше краска. Пигмент придает краске различные цвета (Приложение 4):

белый: мел, известняк;

красный: киноварь, гематит, охры красные, красная глина;

оранжевый: реальгар, ванадинит;

жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит, жёлтая глина;

зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, эгирин, авгит, малахит, керченит, окиси металлов, лазурит;

голубой: лазурит;

синий: лазурит, вивианит (индиго), рибекит;

фиолетовый: лазурит;

чёрный: каменный уголь, антрацит, магнетит.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную массу - краску. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Название красок

Масло

Яй цо

Вода

Клей

Акварель

   

+

+

Гуашь

   

+

+

Масляная

+

   

+

Темпера

 

+

   

Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем - керосином или скипидаром. Одна из древних живописных техник - темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.

Таким образом, я выяснила, что краски состоят из:

пигмента (краситель);

связующегося вещества (создаёт пленку на окрашиваемой поверхности);

растворителя (снижает вязкость краски)

наполнителя (придают термостойкость, придают матовый оттенок)

II.4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРАСОК.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. (Приложение 5)

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, зерна кофе, луковая шелуха. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент (краситель). Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать яйцо, масло, воду, клей, мёд.Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит от времени сбора растений. Только что распустившиеся листья дают более интенсивные оттенки, чем листья зрелые, цветы - только что раскрывшиеся, кору - весной, когда она легко отделяется, корни и коренья - или до цветения растения, или осенью. При окраске свежими растениями получаются более яркие оттенки, чем при окраске высушенными. Если необходимо сушить растения, то нужно это делать в затененном месте, чтобы сохранить естественный оттенок цвета.

Описать все этапы приготовления красок в рамках работы невозможно, но мы постараемся кратко описать процесс создания различных красок. Начнём с темперы. Эти краски изначально делались на водорастворимой основе, в число компонентов которой входил как раз яичный желток. Сегодня для изготовления темперных красок в промышленных масштабах используют казеин или ПВА. Акварельные краски замешивают на основе смолы растительного происхождения, а в качестве растворителя используют мёд, глицерин или сахар. Потому и пишут на упаковках "Акварель медовая". Пробовать акварель не стоит: в состав входят и некоторые антисептики, в частности, фенол. При попадании в организм он может стать причиной отравления. Гуашь по своему составу близка к акварельным краскам. Однако при высыхании гуашевые краски значительно светлеют и их поверхность становится бархатистой. Связано это с тем, что в гуашь добавлены белила, дающие такой эффект. Масляные краски  изготавливают на основе льняного масла. Впервые эти краски начали делать в Европе в XV веке, но кто именно их изобрёл - неизвестно. При высыхании масляные краски не меняют свой цвет, позволяя добиваться глубоких тонов и оттенков.

II.5. ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, мы поняли, что сможем создать краски в домашних условиях. Узнав, как наши предки добывали красители, мы попробуем самостоятельно приготовить краски на основе красителей из овощей, ягод и фруктов, а затем выполнить приготовленной краской рисунок и окрасить ткань (Приложение 6):

Опыт №1

Цель: получить краску путем смешивания растительных пигментов со связующим веществом (яйцом, медом, глицерином).

Для приготовления зеленой краски мы возьмём киви, желтой – цедру лимона, оранжевой – морковь, фиолетовой – ягоды вишни, бордовой – свеклу. Ягоды измельчим в блендере, а овощи и фрукты пропустим через металлическую тёрку. Полученные пигменты отожмём через марлю, чтобы не было примесей. В краску (сок) добавим связывающие вещества: в зелёную, оранжевую и жёлтую - мёд, в бордовую и фиолетовую – яйцо.

Таким образом, мы смогли получить краски в домашних условиях. Данные краски имеют преимущества и недостатки: они являются экологически чистым и безопасным продуктом, имеют естественный цвет, но они не долговечны, их неудобно хранить и процесс изготовления трудоемкий.

Опыт №2

Цель: выполнить рисунок из красок, полученных в домашних условиях.

Полученными красками мы нарисовали рисунок. Краски отличались по качеству, структуре и удобству нанесения на бумагу. Результаты мы занесли в таблицу:

Сырье

Связующее вещество

Цвет

Консистенция краски

Результат

киви

мёд

зеленая

прозрачные, легкие,

краски долго сохли, блестели, растекались по бумаге, при высыхании оставляли на бумаге тонкий слой, рисунок получился тусклый

цедра

лимона

жёлтая

морковь

оранжевая

ягоды

вишни

яйцо

фиолетовая

однородная, густая масса

краски быстро высыхали, легко набирались на кисточку, оставляли на бумаге густой след, рисунок получился ярким и насыщенным

свёкла

бордовая

 

Таким образом, краски, собственного приготовления пригодны для рисования, их не нужно разбавлять водой. Качество и консистенция красок зависит от связывающегося вещества. В моей коллекции рисунков, теперь появилась картина не только написанная собственной рукой, но и красками которые мы приготовили сами.

Опыт №3

Цель: выполнить окрашивание ткани с помощью натуральных красителей.

Основным источником красок для изготовления нашими предками «крашеной одежды», которая считалась более нарядной и дорогой, чем одежда из некрашеной ткани, были натуральные красители. Для покраски хлопчатобумажной ткани использовала натуральные соки ягод, овощей и фруктов.

Возьмем киви, морковь, свёклу, ягоды вишни и лимон. Ягоды измельчим в блендере, овощи и фрукты пропустим через металлическую терку. Через марлю отожмём сок растительных красителей. В полученный сок (краска) поместим небольшие лоскуты белой ткани на 30 мин. Чтобы цвет ткни хорошо закрепился лоскуты ткани высушим и прополощем водой. Получился цвет: светло-оранжевый, светло-жёлтый, светло-зелёный, фуксия и розовый.

Таким образом, краски растительного происхождения пригодны для окрашивания ткани, но всегда получается нужный оттенок ткани, при стирке изделия краситель не устойчив, ткани не получаются яркими как при использовании производственных красителей.

Из проведенных опытов и исследований можем сделать вывод, в природных красителях растительного происхождения содержатся красящие пигменты, которые отвечают за цвет.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История красок началась с появления человека. Древнейшая живопись располагала простейшими материалами. Красками ей служили окрашенные земли, соки растений и другие продукты натурального происхождения. Современная лакокрасочная промышленность появилась в XIX веке. Сырьевой основой для этого являются уголь и нефть. Началась эра создания искусственных цветов, придуманных человеком. Теперь мы знаем, из чего состоят краски, какие существуют виды красок, как происходит процесс изготовления краскок. Наша гипотеза подтвердилась - краски можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Полученные нами краски имеют преимущества и недостатки, но в них содержится пигмент, который отвечает за цвет рисунка или ткани. Цель и задачи нашей работы выполнены.

Если очень хочется рисовать, но красок под рукой нет, не расстраивайтесь! «Включите» фантазию, и тогда ничем не примечательная свекла превратится в тюбик с красной краской, а сажа из печки – в черный карандаш.

IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Алексеева В.В. Что такое искусство?. – М.: Советский художник, 1973.

Блинчева И. Б. Из чего в древности делали краски. - М.: «Мир книги», 2013.

Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973.

Никифорова О. Краски из растений. – М.: «Малыш», 2013.

Липатов В.И. Краски времени. – Москва. 2003.

Каменева Е. «Какого цвета радуга», М., «Детская литература, 1975.

Клипник Д.И. Техника живописи. – Москва. – 1995.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.: Дрофа, 2003.

Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.

Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994.

Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005

Энциклопедия для детей «Химия», М., Аванта, 2000.

Интернет - источники:

http://www.about факты - plants.ru/Красильные растения.

http://www.alhimikov.net/Природные красители.

http://priart.narod.ru/Окраска ткани растениями.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Акварель.

http://lkmprom.ru/analitika/istoriya-vozniknoveniya-krasok/Краски.

V. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Икона, написанная более 600 лет назад Икона, написанная в наше время

Приложение 4

Приложение 5

Просмотров работы: 8498