Отображение истории Удмуртии в произведениях изобразительного искусства

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отображение истории Удмуртии в произведениях изобразительного искусства

Соколов А.А. 1
1МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Глазова
Шикалова Т.В. 1
1МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Глазова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире всеобщей глобализации малые народы, в том числе и удмурты, забывают про свои корни, традиции, историю и национальный язык. Поэтому, существует вероятность того, что наш удмуртский народ перестанет существовать как национальность.

Актуальность:

Необходимо сохранить свои национальные корни, т.к. забывание истории своего народа может привести к исчезновению целой культуры

Гипотеза:

Я считаю, что благодаря удмуртским художникам можно сохранить историю и традиции удмуртского народа для потомков, т.к. картины запечатлели основные события и уклад жизни удмуртов и продолжают сохранять историю современной Удмуртии.

Цель:

Доказать, что в картинах удмуртских художников отображены основные этапы развития Удмуртии.

Задачи:

Изучить литературу

Установить связь между изобразительным искусством Удмуртии и этапами её развития.

Выявить художников, внесших значительный вклад в описание истории развития нашей республики.

Описать картины, которые передают традиции удмуртского народа.

Методы исследования: анализ информации, обобщение, сравнение.

Основная часть

Удмуртским крестьянам живопись была известна еще до XIX века. В то время республика была сельскохозяйственной, поэтому живописцев привлекала природа Удмуртии. В XIX веке эта тенденция сохранилась. Доказательством этому служат пейзажи Ивана Ивановича Шишкина. Свежая, недавно распаханная ижевская целина давала необычно богатый урожай именно в шишкинское время. На хлебных урожаях, собранных после истребления южных участков векового ”Ижевского леса”, и разбогатели купцы Шишкины. Вятским, можно сказать, ижевским хлебом на рубеже XVIII—XIX веков Россия кормила не только себя, но и отправляла через Архангельский порт в Западную Европу. Картина художника «Рожь» по словам доктора филологических наук Михаила Гавриловича Атаманова описывает южную Удмуртию. Именно так выглядели крестьянские нивы южных удмуртов Елабужского уезда Вятской губернии еще в конце XIX века, а одинокие, засыхающие сосны посреди поля — это остатки от былых великих лесов Земли Удмуртской — экологические памятники прошлых веков

Рожь

На картине изображено поле, где растет рожь. Небо светлое, голубое, почти чистое: лишь в далеке виднеются серо-голубые облака. Сквозь ниву проходит узенькая тропинка и колея от повозок.

Рожь

Урожай будет богатым. Могучие сосны указывают на природные богатства лесов Удмуртии. Как уже выразился Атаманов, на заднем плане стоят остатки леса – несколько сосен. Скорее всего, их тоже скоро вырубят, но художник, запечатлев их, навсегда оставил их живыми, и сделал памятником Удмуртского леса XIX века. Таким образом, мы видим доказательства того, что в Удмуртии было развито сельское и лесное хозяйство

Многовековые традиции народного творчества – вышивка, вязание, ткачество, ковроделие и опыт русского реалистического искусства стали источниками изобразительного искусства Удмуртии.

Свое начало оно берет в начале XX века, еще до революции. Русские художники А.А.Сведомский, П.А.Сведомский, братья Беркутовы, которые кратковременно приезжали в Удмуртию, изучали быт и традиции удмуртов и создавали картины, отражающие дореволюционную Удмуртию. Об этом свидетельствуют произведения «Удмурт и удмуртка с гуслями в своей избе на досуге» (1910) - художник А.П.Беркутов, а также гравюра А.В.Быкова «Панорама ижевского завода» (1917). Таким образом, можно видеть, что наряду с традиционным крестьянством в начале прошлого века в старый город пришла промышленность.

Удмурт и удмуртка с гуслями в своей избе на досуге

Панорама ижевского завода

Ж ители Удмуртии принимали активное участие в революционных событиях и гражданской войне. Об этом говорят нам работы зодчих и архитекторов того времени. В 1920-1922 годах на братской могиле участников революции и гражданской войны, на Красной площади Ижевска, был сооружен мемориал, увенчанный эмблемой Российской федерации (архитектор Г.Ф.Сенатов). его отличает новаторское композиционное и градостроительное решение. В городах Удмуртии появляются первые памятники В.И. Ленину.

Памятник героям революции

В начале XX века произошли огромные изменения в жизни России. В начале 20-х годов в Удмуртии стали открываться художественные школы и различные студии. Особо искренний, живой отклик на волнующие новые события действительности ощущался в работах Николая Александровича К осолапова. «Строительство Ижевска» (1934). В этой работе Художник

Строительство Ижевска

Сенокос

показал, как обновляется облик города, сметаются старые домишки, поднимаются новые кварталы, улицы покрываются асфальтом, появляется ковер широких газонов. На переднем плане изображены рабочие: кто-то перетаскивает строительные материалы, кто-то замешивает бетон. Сзади вырастают новые кирпичные дома. «Сенокос». В данном произведении Косолапов изобразил сцену сбора сена в удмурткой деревне. Все вокруг зеленое: два дерева с густой листвой стоят среди свежескошенной травы. Видно, что у сенокосцев перерыв: разложена скатерть с обедом. Сенокосец и ребенок присели в тени дерева, чтобы укрыться от летнего зноя.

В целом, произведения, созданные удмуртскими мастерами в 20-30-е годы, за немногими исключениями, имеют сейчас историко-художественную ценность как материал, характеризующий первые шаги профессионального искусства Удмуртии.

Во время второй мировой войны и в период Великой Отечественной войны художники изображали на своих картинах военный подвиг советского народа. Судьба и история Удмуртии также присутствует в этих произведениях: разруха, обезображенные взрывами снарядов и бомб леса и луга. Войну они показывают не в батальных сценах, а в небольших жанровых картинах.

Тружеников тыла документально изобразил удмуртский художник Косолапов Николай Александрович в своей картине «Кекоранский обход». Около года прожил художник на стройке, создавая картину. Бережно хранятся многочисленные этюды и эскизы. На картине строители перевозят землю на тачках, грузят обычными лопатами, откалывают землю ломам и икиркой. Художник вспоминает: «Я приехал в село Кекоран, не собираясь писать картину.

Кекоранский обход

Ночью в поезде, беседуя с крестьянами, работавшими на стройке, я почувствовал атмосферу, в которой жили эти люди, а утром, когда передо мной открылась панорама строительства, - решение созрело окончательно». Около года прожил художник на стройке, создавая картину. Бережно хранятся многочисленные этюды и эскизы. На картине строители перевозят землю на тачках, грузят обычными лопатами, откалывают землю ломам и киркой.

Позже, ветеранов Великой Отечественной войны изобразил в своей работе «Ветераны Великой Отечественной войны из Удмуртии» А.П.Холмогоров (1974). Двухъярусная композиция дает возможность художнику ярче и глубже раскрыть индивидуальные черты каждого ветерана, показать разных, не похожих по облику и характеру людей, объединенных героическим прошлым. Общая приподнято-эмоциональна трактовка образов хорошо выявлена колоритом, построенным на насыщеных, но не ярких световых отношениях синего, темно-зеленого, черного, серого, белого. В этом также читается мысль художника – найти внешне неброскую, но значительную красоту образов ветеранов. В произведении отчетливо виден каждый удар весомой кисти, видна отрывистая энергичная кладка то коротких то протяженных точных мазков. И все это как будто на наших глазах превращается в живую плоть образов, придавая картине свежесть. Выразительна речь деталей: на столе военный фотографии в альбоме, стоим скромный букетик белых цветов, в глубине – пулемет, он естественно смотрится в комнате боевой славы, где собрались ветераны вспомнить былое.

Ветераны Великой Отечественной войны из Удмуртии

Вечер на Каме

Заметным явлением в развитии искусства 50-х годов имело творчество Андрея Михайловича Сенилова. Больше всего художника влечет пейзажный жанр, об этом свидетельствуют его слова: «Родившись в одном из глухих уголков Удмуртии, я с раннего детства полюбил самобытную, живописную красоту родного края, и основной темой своего творчества я избрал тему прославления родного края и его народа.

Я часто выезжаю на этюды на берега Камы. Меня восхищает своеобразная красота этой реки, этого края в целом». Это восхищение скромной и по-своему разнообразной природой Удмуртии выражено во многих работах: «Приуралье» (1956), «Вечер на Каме» (1957), «Леса Удмуртии» (1958).

Таким образом в 40-50-е годы расширяется тематический и жанровый диапазон искусства, главным образом, живописи Удмуртии. Проявляется интерес к истории своей республики, выявлению национальных особенностей современной жизни.

Новый этап в развитии Изобразительного искусства Удмуртии наступает в 60-е годы. В 1959 году открывается художественно-графический факультет при УдГПИ. Это позволило пригласить в республику выпускников центральных вузов Страны, которые приняли участие в организации факультета. В короткий срок искусство обогатилось молодыми художниками.

В живописи ведущими жанрами стали портрет и сюжетно-тематическая картина. Их развивал выдающийся мастер Алексей Павлович Холмогоров (1926-1987). Люди, которые становились героями его портретов, делали историю Удмуртии. Их профессии, их достижения говорили о том, что республика развивалась по пути прогресса в различных областях промышленности и сельского хозяйства, а также социальной сферы. Обратим в нимание на следующие произведения.

Ковровщица Дарья Курбатова

Картина «Ковровщица Дарья Курбатова» (1969). Здесь показана старейшая ковровщица, лауреат всероссийской выставки народного искусства, в домашней обстановке с внучками за любимым занятием – изготовлением ковра. С большой теплотой написано ее доброе лицо. В красочной гамме полотна доминируют различные градации красного, подчеркнутые черными и белыми тонами струящихся ковровых узоров.

П ортрет «Доярка из Алнашей» (1974). На нем мы видим молодую девушку в национальной одежде. Примет профессии художник не выделяет, акцентируя внимание на характере героини. Человечность и просветвленность ее облика – доминирующие начала, которые подчеркивает автор.

Доярка из Алнашей

«Портрет хирурга Черных» (1970). Тишина кабинета. Врач изображен сидящим за столом. Фигура его в белом халате с холодными голубоватыми тенями занимает почти всю плоскость холста. Лицо чуть затенено. Внешне оно как будто спокойно. Он задумался. Но где-то в глубине глаз зреет мысль. Сама поза, живое движение рук, в которых ощущается скрытая сила, становится выражением духовных качеств врача.

Портрет хирурга Черных

Оружейник Алексеев

Оружейник Алексеев» (1967). На полотне изображен старый рабочий, девяностодвухлетний старик, сидящий в кресле. В неподвижной позе, в ясном его взгляде глаз в выразительном движении старческих узловатых рук., так много сделавших на своем веку, зритель словно видит всю многотрудную жизнь. Крупноплановое изображение фигуры на серебристо-сером фоне, акцентировка психологии героя придает образу значительность и монументальность.

Живопись звучная, красивая. Удачно найдены типы героев. В их обрисовке много человеческого тепла. Искренне, взволновано показывает художник романтику труда.

Праздник весны

Традиции народного художественного искусства оказали большое влияние на творчество Семена Николаевича Виноградова. Колорит его картин строится на излюбленных традиционных цветах народных вышивок. Это краски его земли, которые художник встречает повсюду: в природе и национальной одежде. Сюжет картин «Праздник весны» связан со старинным удмуртским обычаем торжественно отмечать приход весны. Нарядно и величаво выглядит группа крестьян в удмуртских одеждах на фоне пейзажа. Фигуры женщин поставлены несколько нарочито и не очень хорошо связаны с пространством. Но есть наивная прелесть в этих коренастых фигурах, в простодушных лицах. Типаж героев, их внешний облик точно соответствует представлениям народа о том идеале красоты, который нашел своё выражение в удмуртском фольклоре. Характерны жесты, манера держаться, в то де время они не условны, а взяты из жизни и поэтому убедительны.

Стремление емкими средствами раскрыть красоту окружающее среды характерно для Николая Яковлевича Попова. Своеобразие его пейзажей – в выборе мотива, по-новому показывающего сельскую природу и близких к ней людей. Оно и в уравновешенности композиции, в живописном строе, которому свойственна напряженная, насыщенная цветовая гамма.

Вечер в деревне

Яркая красочность и эмоциональность цвета становится главным средством в раскрытии художественной структуры образа удмуртской деревни в полотне «Вечер в деревне». В последних лучах заходящего солнца причудливо-синим видится мощный трактор, возвращающийся с поля. Сочетание синих, коричневато-зелёных, интенсивно-розовых тонов создаёт энергичную цветовую гамму. Сильная, контрастная в тоне и гармоничная в цвете живопись выявляет черты Национальной архитектуры: коричневые крепкие срубы, нарядные охристые наличники, деревянную резьбу, украшающую ворота. Мощные пласты земли на горизонте, их как бы взаимное перетекание друг в друга рождает чувство величественности и покоя, создаёт образ плодородной земли – вечного символа жизни.

Поэзия Удмуртских городов воплощена в небольших графических листах . Дипломная работа положила начало серии «Виды Ижевска» (1970).

Листы в технике линогравюры и офорта невелики по размеру, хорошо продуманны композиционно, декоративны.

Вокзал

Кинотеатр

Цирк

В них величие архитектурных памятников, спокойствие, традиционная для пейзажей неторопливая повествовательность и любовь к потребностям сочетается с интересом к человеку. Они останавливают внимание зрителя на случайных прохожих, заставляют всмотреться в невысокие домики и новые микрорайоны, хранящие жизнь незнакомых людей

Монумент

Пруд

С начала 80-х годов расширились взаимосвязи национальных искусств народов страны. Активизировалось взаимовлияние, взаимопроникновение элементов различных культур. Это благотворно сказалось на искусстве Удмуртии.

Правдивость чувств и жизненная достоверность характерны для искусства Федора Прокопьевича Матанцева. Любовь к природе делает значительным каждый мотив, выбранный им для изображения. Умение увидеть в ней поэзию, переложить чувство восторга на язык красок и заставляет зрителя воспринимать пейзажи как частицу того прекрасного мира, который нас окружает. Неиссякаемым источником сюжетов остаётся для него природа Удмуртии. Предметом изображения становится и весенний разлив реки («Весенний мотив» - 1980), и первые проталины на косогоре («Апрельские проталины» - 1977), и деревня с убегающей дорогой («Деревня Собино» - 1985), и тихая гладь озера в летний день («На Родине» 1977), и крепко сбитые домики («Сумерки» - 1981), и первый снег, мягко покрывающий землю («Стожок» 1980). Это будущий каждодневный мир сельского жителя, привычный и простой. Художник не ищет особых красот, необычных видов, эффектов. Его пленяет негромкая красота природы Удмуртии.

Апрельские проталины

Стожок

Сумерки

Доброе, проникновенное внимание к особенностям уклада деревенской жизни ощущается в графических работах Веретенникова Владимира Ивановича. Работы серий «Мое лето», «Северная ягода», «Времена года» передают его ощущение родной природы, уважительное отношение к спокойной, размеренной трудовой жизни земляков. Перед глазами зрителя возникают простые, обычные факты из повседневной , множество житейских эпизодов, бытовых подробностей. Достоверность образов сельских тружеников сочетается с убедительной характерностью пейзажного фона.

Уха

Сон

Клюква

Заключение

В результате изучения мною литературы и картин я познакомился с творчеством многих неизвестных мне ранее художников Удмуртии и увидел связь между изобразительным искусством нашей республики и этапами ее развития. Художники в своих картинах, выполненных в различных жанрах и направлениях, отражают историю и обычаи Удмуртии. Дореволюционные и послереволюционные события, становление молодой республики, развитие сельского хозяйства и промышленности, рост городов, строительство новых объектов. Кроме того, огромную роль играют детали: элементы удмуртских народных костюмов, обряды и традиции, которые позволяют увидеть самобытность удмуртского народа, его отличия от других народностей.. Благодаря этому удмурты не теряют свою индивидуальность. Значительный вклад в описание истории развития республики внесли: Федор Прокопьевич Матанцев, Виктор Николаевич Олюшин, Николай Яковлевич Попов, Семен Николаевич Виноградов, Андрей Михайлович Сенилов, Алексей Павлович Холмогоров. Имено на картинах этих художников Удмуртия изображена как республика, имеющая свою историю и будущее.

Литература

Матвеева Т.А. Художник Н.А. Косолапов. – Ижевск: Удмуртия, 1982. – 64 с.

Альбом репродукций. Удмуртия в изобразительном искусстве. – Ижевск: Удмуртия, 2001.- 143 с.

Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии.- Ижевск: Удмуртия, 1974. – 176 с.

https://www.urmii.ru/index.php/kollektsii-muzeya/85-khudozhniki-udmurtii

https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Удмуртии

Просмотров работы: 672