ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в современном мире, невозможно представить человека без отличительной детали, и в большей части я замечаю, что данная деталь - это ювелирное украшение. Любопытное занятие - разглядывать украшения окружающих людей. Одни любят притягивать внимание представителями флоры и фауны, другие - драгоценными камнями, а для некоторых ювелирное изделие выступает в качестве оберега.
Моя малая родина - Удмуртия – не является богатым источником руды, но издавна обработке металла принадлежит исключительное место в истории удмуртского народа.
Украшения могут многое рассказать о человеке. На протяжении всего своего существования ювелирные изделия не теряли свою актуальность и воплощали в жизнь творческое осмысление окружающего мира не только создателя, но и всего народа. Но постепенно люди забывают значение и черты национальных украшений своих предков, гонясь за данью моде. Не многие осведомлены об истоках удмуртских украшений, что становится преградой к получению знаний новыми поколениями.
Я считаю, что каждый человек, независимо от социального и материального положения, проживающий на территории Удмуртии или считающий себя удмуртом, должен знать традиции своего народа и почитать их, так как они являются неотъемлемой частью культурного пространства, побуждают к размышлениям, пробуждают эстетический вкус и являются бесценной ролью в жизни человека.
Цели реферата:
Установить наличие черт традиций удмуртской культуры в современных украшениях;
Создать ювелирное украшение (монисто), отражающее черты традиционного удмуртского монисто.
Задачи реферата:
Изучить имеющуюся литературу и интернет-источники по исследуемой проблеме;
Рассмотреть понятие, сущность и историю ювелирного искусства на территории Удмуртии;
Дать характеристику некоторым ювелирным изделиям Удмуртии;
Рассмотреть процесс создания монисто;
Изучить современные ювелирные изделия.
Объектом исследования являются удмуртские ювелирные изделия.
Предметом – история развития ювелирного ремесла в Удмуртии, символика, значение удмуртских украшений, интернет-магазины с ювелирными изделиями.
Методами – сравнение, сопоставление, описание, синтез теоретического материала.
Гипотеза: традиции удмуртской культуры в ювелирном искусстве сохранились и используются современными ювелирами.
ГЛАВА I. История
Понятие ювелирное искусство
Ювелирное искусство – один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного искусства (в том числе народного). В нем находится воплощение присущее человеку стремления к красоте.
Ювелирное изделие – это украшение, изготовленное из драгоценных металлов, с использованием различных видов художественной обработки и со вставками из материалов природного или искусственного происхождения или без них.
Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт украшение.
Развитие ювелирного искусства Удмуртии
Ювелирное мастерство берёт свои истоки в эпохе энеолита. Люди начали использовать в качестве нового сырья первый металл – медь. Сначала изделий из этого материала было очень мало, но постепенно они становились более многочисленными и разнообразными. Многие вещи выполнялись таким способом как ковка (кольца, гривны, браслеты) (рис. 1). Уже на стадии формирования металлообработкой занимались особые группы людей - ремесленники, т.к. процессы требовали определенных знаний и умений.
(рис 1.)
В бронзовом веке населением было освоено искусство получения неизвестных в природе сплавов – бронз. Стали изготовлять качественно новые формы украшений – подвески, браслеты, перстни, разнообразные накладки, пояса… Всё это было неотъемлемой частью костюма.
За сменой бронзового века железным видят, как правило, кардинальные изменения в области металлургии и металлообработки, приведшие к вытеснению меди и бронзы железом. Но железо должно было пройти долгий путь совершенствования технологий, поэтому украшения по-прежнему изготавливаются из бронзы. В этом веке выявлена тенденция к увеличению числа подвесок (в виде бронзовых трубочек, конусов, колокольчиков, проволочных колец; в виде знаков вопроса, листовидной, петельной формы) (рис 2). Они прикреплялись к головной повязке или нижней части шапочки. Грудь закрывала крупная бронзовая бляха со штампованным орнаментом, реже - отлитые из бронзы изображения птиц и фантастических существ. Шею женщины украшали гривнами, ожерельями из бусин, медных подвесок и бляшек. Руки- перстнями, кольцами, браслетами.
(рис 2)
В эпоху раненого Средневековья (конец V — середина XI веков) среди металлических украшений особенно многочисленны височные подвески и серьги, которые носили женщины, мужчины и дети по одной или по обе стороны. Форма серег разнообразна: от очень простых- проволочных, загнутых в виде круга, овала или треугольника, до сложнейших- полых, с различными привесками и дополнениями.
Широкое распространение получили шумящие подвески (рис. 3). Они состояли из плоской, объемной, гладкой или ажурной основы-щитка и колокольчиков, прорезных бубенчиков, лапок, прикрепленных к ней на цепочках. Встречаются легкие ажурные подвески с треугольной или округлой основой из плетенки, украшавшие виски и пояс.
(рис 3.)
Среди нагрудных украшений особенно красивы нарядные ожерелья из нескольких низок разноцветных стеклянных бус. Они дополнялись подвесками из серебряных восточных монет, а также бусами-привесками из бронзы или серебра, сердолика, хрусталя. Широко использовались бронзовые и серебряные гривны, браслеты, перстни. Но наиболее ярким, организующим элементом костюма был кожаный пояс-ремень. Считают, что он являлся своеобразным паспортом дружинника, указывающим на его положение в военной иерархии. Женские пояса дополнялись наборными шумящими подвесками, гребнями (рис 4А).
В эпоху развитого Средневековья верхняя одежда скреплялась бронзовой фибулой, которую, как правило, носили в области груди, ниже подвесок (рис. 4Б). Мужчины носили височные подвески и серьги, изредка встречаются железные браслеты, бронзовые подвески-колбочки, которые использовались как украшения и застежки. Традиция украшения женского пояса металлическими украшениями не сохранилась (их заменили тканые пояса со специфической вышивкой).
В конце XIX-начале XX века в Удмуртии из поколения в поколение передавалось ожерелье, монисто, включающее в себя серебряные монеты от Павла до Николая II.
Интенсивное развитие ювелирного ремесла подтверждают находки кладов украшений на городище Иднакар. Один из них представлял из себя берестяную коробочку с бронзовыми украшениями- полным комплектом женского убора: коньковыми шумящими подвесками, полыми уточками, перстнем с шумящими привесками, накладками с ложной зернью, привесками-колокольчиками, полыми бубенчиками.
(рис. 4А)
(рис. 4Б)
Символика и значение некоторых популярных украшений
Богиня шунды-мумы (рис. 5). Весьма эффектны серебряные с позолотой кольцевидные височные подвески с грушевидными привесками, украшенные по поверхности пирамидками зерни и имитацией скани.
(рис. 5)
В течение столетий детали этих украшений менялись. Некоторые варианты напоминают женскую фигурку с приподнятыми руками. Хорошо просматриваются голова, увенченная зернью, грудь, талия, стянутая широким поясом-ремнем, расширяющееся книзу платье. Окаймленная сканью нижняя часть кольца представляется приподнятыми руками, верхняя- небесным сводом с солярным символом. Стройная вытянутая фигурка женщины исполнена спокойствия, величия и некоторой загадочности. Она вся усыпана крохотными треугольниками и пирамидками зерни, в расположении которых можно проследить отдельные украшения костюма того времени.
В научно-популярной литературе эта подвеска получила название - шунды-мумы, отражающее образ матери-солнца. Согласно утверждениям этнографов, в удмуртских преданиях она является олицетворением солнца, его живительного света и тепла, призвана заботиться о том, чтобы солнце светило, вовремя всходило и заходило. В некоторых преданиях шунды-мумы движется перед солнцем, указывая ему дорогу. Богине шунды-мумы как подательнице света и тепла, хранительнице от несчастий и болезней с приходом весны, а позднее на Пасху и при эпидемиях удмурты приносили в жертву белую овцу, гуся, в некоторых районах- белую лошадь.
Трудно проникнуть в глубины содержания, вложенного древними мастерами в это украшение. Не исключено, что наряду с древнеудмуртскими верованиями, связанными с образом шунды-мумы, подвеска таит в себе более универсальный смысл, воплощая представления народа о мироздании, отражая первобытно-философские размышления о движении Солнца вокруг Земли.
Коньковая подвеска (рис. 6). Большой интерес представляет шумящая подвеска с двумя конскими головами, смотрящими в противоположные стороны. Головки выполнены в реалистичной манере: небольшими выступами отмечены уши, глаза- углубленным контуром, рот приоткрыт, грива обозначена длинными насечками. В верхней части- ушко для подвешивания. В центре основы- отверстие в форме замочной скважины, поверхность по сторонам и внизу покрыта орнаментом в виде мелких рельефных прямоугольников. В нижней части основы имеются круглые отверстия для крепления привесок. Они, в свою очередь, выполнены из цепочек, на концах которых ромбические формы (стилизованные «утиные лапки»- символ берегинь). Число шумящих подвесок достигало шести. Образ коня служил оберегом, символом богатства, плодородия и счастья. Некоторые исследователи рассматривают удвоение голов как усиление охранительного значения: двуглавые кони оберегают владельца от злых сил со всех сторон.
(рис 6.)
Интересен тот факт, что существует разная интерпретация образа коня - и негативная, и позитивная. У удмуртов встречается лишь положительная: конь - это друг человека, символизирует так же интеллект, мудрость, ум, рассудок. Конь - это символ мощи, жизненной силы. С конём связаны все тяготы жизни удмуртов, конь был помощником в сельскохозяйственных работах, на нём пахали, перевозили тяжёлый груз, убирали сено.
Бабочковидная застёжка фибула (рис. 7). Первое общее впечатление от узора щитка этих фибул- имитация тела и крыльев бабочки, что послужило причиной их современного названия - бабочковидные. Декоративное пространство щитка разделено на три части: центральное поле (чаще прямоугольной формы, у ранних образцов оно намечено точками или линиями) и зеркально симметричные друг другу по двум осям боковые поля. Декор присутствует на каждом из смысловых полей и представляет собой геометрические знаки, расположенные на щитке фибулы в разных комбинациях. В роли декоративных элементов- точка,«полугорошина», линия, пластина. Эти элементы всегда объёмны и выступают над плоскостью щитка либо, наоборот, утоплены в нём.
(рис. 7)
Возможно, в декоре застёжки выражены представления древних о космогоническом устройстве вселенной в виде трехчастной модели мира, что находит свои аналоги в мифологии и этнографии удмуртов.
ГЛАВА II. Современность
Создание монисто(рис. 8)
Что надевала девушка-удмуртка,
И золото, и серебро монист,
Что в такт шагам так ласково звенели.
(Удмуртская поэтесса Татьяна Чернова)
Со второй половины XIX века самым любимым украшением южных удмуртов становятся серебрённые монисты. Серебряные монеты нашивались на холщёвую ткань, вплотную прилегая друг к другу. В результате получался сплошной серебряный каскад, окаймленный разновеликими цепочками с нанизанными на них медными монетами. Верх такого нагрудного украшения был зашит бусами, облагороженными матовым цветом красно-коричневых кораллов (красный - цвет солнца, символ борьбы, крови и братства). Изделие играло роль талисмана - оберега, защищавшего от « дурного глаза». Монисто передавалось от матери старшей дочери. Остальные должны были сделать сами.
Первое, на что я всегда обращала внимания, глядя на женский удмуртский костюм, это нагрудник с множеством монет. Трудно оторвать взгляд от ожерелья. Под впечатлением от увиденного, я решила создать собственное монисто. За основу своего будущего изделия я взяла монисто реставратора удмуртских костюмов А.Четкарёва.
Для изготовления монисто потребуется: монеты разного достоинства (перед началом работы их необходимо просверлить), карабин, декоративная цепочка, плотная ткань, декоративная лента, бисер красно-коричневого и золотого цвета, белые пуговицы, нитки, кусачки.
Этап 1. Традиционно начинаем с эскиза. Поскольку монисто носило не только оберегательную, но и эстетическую функцию, оно должно быть роскошным и говорить о богатстве хозяйки. Моё украшение будет состоять из трёх уровней:
Чокер - основной поддерживающий элемент колье.
Колье, закрывающее декольте. На него приходится основное внимание, поэтому оно должно быть наиболее «богатым», с традиционной для удмуртов массивностью
Два ряда цепочек с привесками в виде монет с наименьшим размером
Этап 2. Начнём с 1 уровня, то есть чокера. Отрезаем кусок ткани по полукругу. Декоративной лентой обрабатываем края по ширине и верхней длине. Нижняя длина остаётся для соединения с 2-ой частью монисты.
Пришиваем декоративные детали в следующем порядке сверху вниз: ряд красно-коричневых бусин, ряд пуговиц, повтор 1-го ряда, затем 2 ряда золотых бусин.
Этап 3. Пришиваем декоративные цепочки к чокеру, предварительно дополнив их привесками, состоящими из короткой цепочки с монетками наименьшего достоинства.
Этап 4. Цепочку небольшой длины пришиваем к одному из верхних углов чокера, а цепочку с карабином - к другому.
Монисто готово! Чем ярче монисто блестит, чем громче звенит, тем надежнее защищает человека, тем лучше отпугивает от него злых духов.
(рис. 8)
Традиции удмуртских ювелирных изделий в современной моде
Национальная одежда, являясь внешним маркером этноса, создаёт первое зрительновпечатление о человеке. А традиционные черты украшений рассказывают о принадлежности хозяина или автора к тому или иному народу. Превратить традиционные украшения в модный тренд удалось дизайнерам из Удмуртии.
PolinaKubistoStudio. Пожалуй, это самый известный бренд одежды в Удмуртии. Основала его Полина Степанова под псевдонимом Кубиста (с удм.- капуста), который отображает её любовь к многослойной одежде. Изюминкой в коллекциях Полины стали многослойные накладные воротнички. Так дизайнер осовременила старинное украшение из монет - монисто, которое стало оберегом для древних удмурток. Её воротнички - это стильный аксессуар, с помощью которого можно создать запоминающийся модный образ. Ряды цветных пуговок, имитирующих монисто, стали узнаваемой деталью дизайнера. Съемные воротнички подходят под любой элемент гардероба, превращая простую футболку, блузку, джемпер или платье в симпатичный удмуртский наряд (рис. 9А).
(рис. 9А)
Вера Кузнецова. Ещё один известный в республике дизайнер, которая прославилась как автор сценических костюмов для фольклорных ансамблей. Вера также создаёт стилизованные украшения: нагрудник, украшенный серебряными монетами, ожерелья, украшения на голову (рис. 9Б).
(рис. 9Б)
Просматривая группу Polina Kubista Studio в социальной сети Вконтакте, я увидела фотоальбом с украшениями, сделанными в этнической мастерской «Ибырь-весь», что с удмуртского переводится как «обережные бусы». Художники создают уникальные изделия на основе мотивов славянской, финно-угорской и булгарской мифологии. Все работы выполнены из меди и ювелирной цветной эмали. Каждое изделие выполнено исключительно вручную и обладает своим смыслом в древней символике предков. Мастера не только воссоздают аутентичные произведения, но и интерпретируют старинные мотивы на современный лад. Работы выполнены в технике горячей перегородчатой эмали, которая добавляет изделию цвета, превращает его в красивый цветок. Динамику эмали придаёт её блеск и переливы. Мастера «Ибырьвесь» владеют всей цветовой палитрой, но чтобы передать ощущение именно удмуртского характера используются цвета народного костюма - чёрный, белый, красный. Эти цвета придают украшению особое символическое значение, в отличие от более декоративного решения с помощью остальных цветов. Среди украшений с удмуртскими национальными чертами я встретила шумящую, коньковую, птичью подвески. В эффектности украшений можно убедиться, взглянув на фотографии (рис. 9В).
(рис. 9В)
Активно изготавливают из серебра ювелирные украшения с традиционными удмуртскими чертами мастера магазина-ателье «Этно-мода». Они представляют зоомфорные украшения: колье, броши и фибулы, кольца и браслеты. Рассматривая такие изделия, невольно хочется стать обладателем одного из этно-украшения, сочетающего в себе историю и современность (рис. 9Г).
(рис. 9Г)
Для того, чтобы определить национальные черты удмуртских украшений на всемирном поприще ювелирных изделий, я просматривала множество страниц и журналов в интернете. Гривны можно узнать, выбирая воротник себе на рубашку или свитер. Они сохранили плоскую жесткую форму из металла в виде полукруга. Некоторые кулоны на длинном шнурке напоминают шумящие подвески: их основа- круглая или треугольная форма, а понизу подвешены привески с завершающим акцентом (у удмуртов это были утиные лапки). Модели серёжек с шариками выглядят модно и эксклюзивно. Кольцевидные серьги с драгоценными камнями отражают истоки удмуртских серёг с напускной бусиной. Калачевидные серьги встречаются крайне редко. Браслеты в несколько оборотов, характерные для удмуртов, в современной моде представлены в виде загнутого гвоздя (рис. 10).
(рис. 10)
Из всего разнообразия ювелирных украшений в моде за пределами своего региона, мне было трудно найти изделия, напоминающие удмуртские. Только вглядываясь и изучая новые драгоценности, можно уловить отдаленные черты национальных традиций удмуртских украшений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ювелирное искусство - это создание украшений, которые не только носят эстетический характер, но и являются оберегом, выполняют защитную и символическую функции. На основе изученного материала я создала традиционное удмуртское ожерелье-монисто, защищающее от «дурного глаза», а изучив сайты с удмуртскими изделиями, я узнала, где можно приобрести этно-украшения.
Выявить скрытые декоративные возможности материала, заставить его говорить цветом, формой, рисунком - таково современное направление ювелирного искусства, в котором важными становятся не только драгоценность материала, но и его художественные свойства. На территории Удмуртии изготавливают как полностью неизменные, так и с некоторыми изменениями этно-украшения. За пределами республики народные традиции ювелирных изделий также встречаются, но крайне редко. За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление.
По моему мнению, изучение ювелирного искусства - это немаловажная часть жизни каждого человека, ведь именно ювелирные изделия могут рассказать о человеке: чего он желает, от чего оберегается- именно они озвучивают окружающим музыку нашей души, а также ежедневно демонстрируют миру красивые картины нашей внутренней Вселенной.
Таким образом, все задачи, поставленные в введении реферата, решены, цели достигнуты. Заявленная гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М.Г.Иванова, История Удмуртии: С древнейших времен до XIII века: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений, Ижевск:Удуртия,2012
Т.М. Сабирова изучение декора бабочковидных фибул среднего Прикамья, Вестник удмуртского университета ,2014
https://lady.mail.ru/article/486682-ne-lykom-shity-na-chto-sposobny-dizajnery-iz-udmurtii/
https://vk.com/polinakubistastudio
https://vk.com/ibyrves
https://vk.com/ethnomoda
http://tehne.com/node/470
http://www.topgrant.ru/product_info/40932/
http://www.vplate.ru/sergi/kongo/
http://woman-space.ru/fashion/accessories/7667/
http://www.justlady.ru/news-164432-cartier-gnut-gvozdi-v-dva-oborota-novinki-kultovoy-kollekcii-juste-un-clou
http://www.bestreferat.ru/referat-32550.html