Изобразительно-выразительные средства в повести Анны Павловны Неркаги «Анико из рода Ного»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изобразительно-выразительные средства в повести Анны Павловны Неркаги «Анико из рода Ного»

Тупицин  И.А. 1
1МОУ Школа с.Белоярск
Аглеева М.И. 1
1МОУ Школа с.Белоярск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Актуальность данного исследования продиктована продолжающимся в научном мире ростом интереса к творчеству А.П. Неркаги. Она актуальна и значима именно для меня: это отправная точка на пути знакомства со средствами художественной выразительности, на пути анализа художественного произведения.

Объект данногоисследования – художественный текст повести Анны Павловны Неркаги «Анико из рода Ного».

Предмет исследования – изобразительно-выразительные средства в повести Анны Павловны Неркаги «Анико из рода Ного».

Цель исследования – выявить эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболу в повести «Анико из рода Ного», проанализировать их роль в произведении Анны Павловны Неркаги.

Задачи:

  • найти в тексте эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу;

  • выявить, какое изобразительно-выразительное средство (сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола) активно использует автор для создания ярких образов в повести.

Методы: наблюдение, выборка цитатного материала; анализ отобранного материала, описательный метод.

Гипотеза: эпитеты и сравнения в «Анико из рода Ного» являются главным средством выразительности.

Поставленная цель и задачи определили выбор материала исследования, в качестве которого представлены извлеченные методом сплошной выборки из произведений А.П. Неркаги примеры предложений, иллюстрирующих включение в текст изобразительно-выразительных средств.

Новизна исследования состоит в том, что работа представляет собой мой первый опыт текстового анализа с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств (сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола) на примере повести Анны Павловны Неркаги «Анико из рода Ного».

Практическая значимость работы определяется возможностью применения результата проекта на уроках по Культуре народов Ямала и литературе, а также в качестве дидактического материала на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.

Содержание

Введение................................................................................................. 1. Подготовительный этап……………………………………......… 1.1. Изобразительно-выразительные средства ……………….... 1.2. Роль изобразительно-выразительных средств (сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола) в повести А.П.Неркаги «Анико из рода Ного»………………………………...................................................... 2. Творческий этап............................................................................... 2.1. Создание таблицы ..................................................................

2.2. Результат проекта - презентация…………………………… Заключение ............................................................................................. Список литературы................................................................................. Приложения.............................................................................................

Введение

В этом году на уроках по Культуре народов Ямала произошло моё первое знакомство с творчеством Анны Павловны Неркаги. Я был приятно удивлён, когда узнал, что известная ненецкая писательница была ученицей нашей школы.

Повесть «Анико из рода Ного» заинтересовала меня, потому что в тексте произведения упоминается наш маленький поселок Белоярск, также другие населённые пункты Приуральского района.

Во время чтения повести наслаждался языком произведения. Моё внимание привлекли эпитеты, которые в данной повести, я считаю, играют главную роль. Поэтому я выдвинул гипотезу: эпитеты и сравнения в «Анико из рода Ного» являются главным средством выразительности.

Актуальность данного исследования продиктована продолжающимся в научном мире ростом интереса к творчеству А.П. Неркаги. Она значима именно для меня: это отправная точка на пути знакомства со средствами художественной выразительности, на пути анализа художественного произведения. Работа с текстом повести оказалась интересной и полезной.

Объект данного исследования – художественный текст повести Анны Павловны Неркаги «Анико из рода Ного».

Предмет исследования: сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола в повести Анны Павловны Неркаги «Анико из рода Ного».

Цель исследования – выявить эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу в повести «Анико из рода Ного», проанализировать их роль в произведении Анны Павловны Неркаги.

Задачи:

  • найти в тексте эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу;

  • выявить, какое изобразительно-выразительное средство (сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола) активно использует автор для создания ярких образов в повести.

Методы:

  • наблюдение,

  • выборка цитатного материала;

  • анализ отобранного материала

  • описательный метод.

1. Подготовительный этап

    1. Изобразительно-выразительные средства

(сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение)

Северная писательница Анна Павловна Неркаги, став профессиональным литератором, вернулась в Байдарацкую тундру. Не смогла эта маленькая, но сильная женщина жить вдали от своего народа.

«Анико из рода Ного» ни одного читателя не оставляет равнодушным к непростым судьбам героев. Знакомясь с произведением, видишь перед собой мужественных людей и суровый северный край.

В тексте встречаются разнообразные изобразительно-выразительные средства (тропы).

Эпитет - художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.

Читая повесть, чувствуешь отношение писательницы к своим героям. Это отношение разное: плохое или хорошее, а может быть и безразличное.

Запах этого волка навсегда запомнился собаке с того дня, как в чуме не стало доброй и ласковой хозяйки (стр.372). Кладбище рода Ного хмуро и неприветливо. Оно заросло бородатыми, корявыми лиственницами, и деревья образуют такую тень, что и днём здесь темно, как ночью (стр. 316).

Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

Герой произведения Алёшка Лаптандер не говорит прямо о смерти жены Себерую, он подготовил старика к восприятию горестного известия словами: «Отец, пусть у тебя сердце будет больше неба (стр. 315)».

Олицетворение - наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.

В повести силы природы одушевлены. Очень интересный образ ветра, который в произведении сопровождает действующих лиц.

Ударил ветер, и Хромой Дьявол чуть не упал (стр.309).

Сравнение - троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.

Анна Павловна Неркаги в текст повести включает разнообразные сравнения, которые созданы на «северном» материале. Старушка может сравниваться с куропаткой, глаза с мышами, отец с оленем и т.д.

Зимник твёрд, как асфальт (стр.355). 1.1.

Итак, изобразительно-выразительные средства писательница умело использует в повести.

1.2. Роль изобразительно-выразительных средств (сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола) в повести А.П.Неркаги «Анико из рода Ного»

Сравнение

Сравнение является одним из самых распространенных средств изобразительности в речи. Сравнения в повести А.П. Неркаги выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов «как», «будто», «словно»:

  1. Откуда-то из-под ног, словно куропатка, выскользнула старушонка в старенькой дырявой ягушке (стр.349);

  2. «Какие-то прутики, чёрные, корявые, будто куропатка прошла по снегу», — подумал Себеруй и, вздохнув, передал письмо Пассе (стр.329 )

  3. Ты что это набросился на валежник, как песец на приманку? (стр.347)

Сравнительные конструкции с союзом «как» конкретизируют признак предмета через реальную ситуацию и помогают понять смысл фразы.

Эпитет

Эпитет – это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность. В своём художественном произведении А.П.Неркаги использует эпитеты – без них текст повести был бы не очень красивым. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки предметов, также передают впечатление, отношение автора; задают настроение, создавая образ и характеризуя, оценивая его.

В повести эпитеты выражаютсяименами прилагательными, но редко и другими частями речи:

  • числительнымТам, должно быть, первый буран»). Стр. 402

  • существительнымСтрах смерти взял верх, и Хромой Дьявол, жалобно повизгивая и поскуливая, медленно опустился на землю…»). Стр.384

А.П.Неркаги, в первую очередь, привлекает человек и его чувства, отношение к родной ямальской природе и ко всему живому. Может быть, поэтому такое большое количество эпитетов, которые передают чувства и переживания не только человека, но и животного. Много автор использует и эпитеты, характеризующие описываемые предметы с точки зрения цвета:

  • лохматая чёрная туча,

  • голубые меха песцов,

  • бурый пёс,

  • белоснежная малица…

  1. Творческий этап

    1. Создание таблицы (см. Приложение 1)

2.2. Результат проекта – создание таблицы и презентации по теме «Изобразительно-выразительные средства (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола) в повести Анны Павловны Неркаги «Анико из рода Ного».»

Заключение

Язык художественной литературы - универсальное орудие, благодаря которому пробуждается читательское воображение. Только истинный мастер слова может заставить своего читателя перенестись на страницы произведения, начать жить сложной жизнью коренного населения тундры, видеть их зоркими глазами, слышать их чуткими ушами.

В исследованном произведении для достижения образности языка Анной Павловной Неркаги используются изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.

Было выявлено, что язык повествования характерен для северного человека, что в тексте повести содержится единичный пример гиперболы, несколько примеров олицетворения, зато много сравнения и эпитетов, которые являются у А.П.Неркаги основным «материалом» для создания художественного мира повести. Мир человека тундры тесно связан с природой, поэтому олицетворение, эпитет и сравнение активно используются писательницей. Например, для создания образа ветра, как «литературного героя», А.П.Неркаги использует эпитеты, которые делают эту силу природы образнее и выразительнее. Для читателя образ ветра становится живым, имеющим свой ямальский характер. Эпитеты же насыщают цветом окружающий мир героев.

Язык повествования характерен для северянки.

Поставленная цель и задачи определили выбор материала исследования, в качестве которого представлены извлеченные методом сплошной выборки из произведений А.П. Неркаги следующих изобразительно-выразительных средств:

  • эпитеты -24

  • сравнения – 58

  • олицетворения –12

  • гипербола- 1.

Новизна исследования состоит в том, что работа представляет собой мой первый опыт текстового анализа с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств (сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола) на примере повести Анны Павловны Неркаги «Анико из рода Ного».

Практическая значимость работы определяется возможностью применения результата проекта на уроках по Культуре народов Ямала и литературе.

Таким образом, было доказано, что эпитеты и сравнения в «Анико из рода Ного» являются главным средством выразительности и создают неповторимый северный колорит.

Приложение 1

Изобразительно-выразительные средства.

Перечень тропов.

Примеры

Функции в повести

1

Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

Отец, пусть у тебя сердце будет больше неба (стр. 315).

Говорящий пытается обратить внимание на то, что надо быть сильным в этой тяжёлой жизненной ситуации

2

Олицетворение — изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать

1. Ветер ломает жилище людей, уносит с собой вещи, нарты (стр.309).

2. Ударил ветер, и Хромой Дьявол чуть не упал (стр.309).

3.Мягкий майский ветер доносил давно знакомые, волнующие звуки (стр.382).

4. В лицо Себеруя летели мокрые комья земли, трава, прохладный ветер разглаживал морщины, освежал и, казалось, раздувал в душе костёр радости (стр.401).

5. Проснулся он внезапно и сразу заметил, что ветер уже ослаб - не так зло треплет стенку чума… (стр. 310)

6. Ветер шевелил край шкуры, прикрывавшей поклажу, пытаясь сорвать, будто хотел показать людям то, что лежало под ней (стр.319).

7. Себеруй, выпрямившись с трудом, сделал то, чего не мог или боялсясделать ветер (стр.315).

8. Неожиданно ударил злой и холодный ветер, пошёл снег (стр.341).

9.Беспокойный ветер шумно вздыхал в лицо, отгоняя усталость (стр.365).

10. Осторожный ветер чуть шевелит их верхушки, а потом, словно чего-то устыдившись, как послушный пёс, ложится к их стволам, коричневым от летнего загара (стр.391)

11. Сильный порыв ветра спас Тэмуйко (стр.324)

12. В то время как волк распластался в прыжке, ветер ударил так резко, что Хромого Дьявола отшвырнуло в полёте на несколько метров (стр.324).

Ветер изображается как живое существо, которое может разговаривать, разрушать, баловаться…

3

Эпитет – образное определение, которое подчеркивает один из признаков предмета или впечатление о нем.

1. Мягкий майский ветер доносилдавно знакомые, волнующие звуки (стр.382).

2.Прохладный ветер разглаживал морщины (стр.356) .

3. Неожиданно ударил злой и холодный ветер… (стр.341).

4. Беспокойный ветер шумно вздыхал в лицо (стр.365).

5. Осторожныйветер чуть шевелит их верхушки (стр.390).

Оценочная функция ветра

6. К утру буран затих, но от того, что тяжёлое свинцовое небо нависало низко, на земле было сумрачно и неприветливо (стр.309).

Оценочная функция неба

   

7… лишь над хребтом Саурей по-прежнему висела лохматая чёрная туча (стр.310).

8. Небо сплошь затянули чёрные рыхлые тучи, вот-вот упадут первые капли дождя (стр.310)

Оценочная функция тучи

   

9. Небо теперь смотрело почти невинно; кое-где сквозь взъерошенные облака проступала даже робкая голубизна…(стр.310)

Оценочная функция облака

   

10.Тёплые струйки солнца бегут по глубоким морщинам, а старому ненцу в лёгкой дремоте думается, что это маленькая дочь гладит его по лицу мягкими пальчиками (стр.362).

11. Огромное солнце хотя и ласковое, но одинокого человека уже никаким теплом не согреешь (стр.363).

12. Последний луч солнца ещё прощался с землёй, когда всё было закончено (стр.322).

13. Луч весеннего солнца проворно скользнул внутрь и ненадолго задержался на лице умирающего (стр.335).

Оценочная функция солнца

   

14. Собаки сердито фыркали, настороженно и немного трусливо поднимали уши, рычали, будто видели недалеко тень страшного волка (стр.371).

15. Худая уродливая фигура волка не внушала страха, наоборот, усиливала ненависть и злобу (стр.372).

16. Хромой Дьявол долго не чувствовал ничего, кроме страшной усталости (стр.372).

17. Вид и запах собственной крови привели его в позднюю ярость (стр.373).

18. Хромой Дьявол завыл с тоскливой угрозой (стр.373).

19.Ненцы прозвали его Хромым Дьяволом за хитрый ум и чёрные дела (стр.308).

20. В беге повернув голову, Тэмуйко совсем близко заметил тень и даже услышал лязг зубов и нервное дыхание волка (стр.324).

характерные признаки волка

   

21.Капкан был большой, не такой, что люди обычно ставят на глупых песцов…(стр.308).

характерные признаки песца

   

22. И только большой бурый пёс лежал в сторонке и наблюдал за всеми полусонными глазами (стр.355).

23. Недалеко от зимника у трёх скал они встретились. Хромой Дьявол почуял опасность поздно и ощутил внутри холод, когда перед ним появилась огромная бурая собака (стр.337)

размер собаки

   

24. Ного повеселели, снова послышались добрые, светлые песни о жизни и радости (стр.317).

Характеристика песни

   

1.Тэмуйко проснулся, поднял голову, поводя фиолетовыми глазами (стр.325).

2. Идолов два, один ростом в две ладони. Судя по одежде — женщина. На голове платок из кусочка красной материи, на шее ожерелье из бусинок, колечек, старых монет (стр.327).

3. Первую чашку чая кирпичного цвета выпили молча (стр.328).

4. «Какие-то прутики, чёрные, корявые, будто куропатка прошла по снегу», — подумал Себеруй и, вздохнув, передал письмо Пассе (стр. 329).

5. — Приедет, — твёрдо, насколько мог и насколько верил, сказал Пасса, поглаживая рукой белый конверт (стр.329).

6. На втором глазу чёрная повязка (стр.331).

7. «Скоро помру», — опять подумал Як, но теперь испугался своей мысли и долго неподвижно смотрел вверх, где в узкой прорези чума виднелось синее небо (стр.331).

8. Меж тёмных бровей — складка, неглубокая, почти незаметная (стр.345)

9. Она со страхом смотрела на чёрную малицу отца…(стр.346).

10. — Торова, ты узнаёшь меня? — спросила она, подавая сухую коричневую руку (стр.347).

11. Тот испуганно отскочил, остановился и, казалось, с любопытством посмотрел на чёрного человека (Анико была в пальто чёрного цвета) стр.351

12. Кое-где из-под мокрого снега выглядывает прошлогодняя трава. Анико пытается представить её зелёной и сочной, но не может (стр. 360).

13. Как забыть шумные, горячие улицы города, любимые места, где не раз так хорошо думалось и мечталось, и добровольно отдать себя мёрзлой тишине, затеряться в белом просторе снегов, надеть ягушку, жить при керосиновой лампе и... состариться?! (стр.362)

14. Там сидел маленький человечек в белоснежной малице (стр.364).

15. Наступил вечер, бледный, словно страдающий малокровием, но он всегда вызывал у Павла Леднёва радостное и грустное ожидание, потому что за ним приходила белолицая, голубоглазая ночь (стр.365)

16. Уезжая, Мендако подарил Павлу из своей упряжки красивого белого быка (стр.369)

17. Чёрные отцовские брови сдвинуты, рот по-детски полуоткрыт (стр.371).

18. Старик устало поднял голову, и Алёшка увидел, что волосы его, спадающие на лоб из-под капюшона малицы, стали белыми со странной голубизной (стр.371).

19. Хромой Дьявол почуял опасность поздно и ощутил внутри холод, когда перед ним появилась огромная бурая собака.

20. На нём была малица с синей оторочкой, на ногах кисы, расшитые красным и жёлтым сукном, охваченные чуть пониже колен красивыми подвязками.

21. Длинные чёрные пряди волос падали на лоб, и он откидывал их лёгким движением головы.

22. Горы холодно сияли над синим горизонтом.

23. С минуту молча смотрел на номер, написанный красной краской, пошевелил губами, будто запоминая, и только потом перевёл взгляд на Анико (стр.389).

24. Осторожный ветер чуть шевелит их верхушки, а потом, словно чего-то устыдившись, как послушный пёс, ложится к их стволам, коричневым от летнего загара (стр.390).

25. Осенняя тишина полна грусти, тревоги и отдаётся в сердце печалью, но не давящей, а мягкой, несколько сентиментальной: кажется, всё дремлет, объятое приятными думами; две большие каменные глыбы доверчиво прижались друг к другу зелёными замшелыми боками. В узкой расщелине между ними — куртинка простеньких розовых цветов стоит и не шелохнётся, прислушиваясь к еле уловимым звукам большого и сложного для них мира (стр.390).

26. Так иногда распоряжается природа: поставит рядом два деревца, одно без ветвей, со сломанной верхушкой и больной корой, второе — зелёное, радостное, с неугомонным шелестом листьев.

27. Однажды этой девочки не оказалось на месте, и большой рыжий пёс съел вместо щенят всё, что тем положили в таз… (стр.393)

28. Потом человек поднял его и унёс в свой чум, где накормил, завязал ему шею какой-то красной тряпкой и всё приговаривал:

— Надо быть большим и сильным...

29. Новая малица под сорочкой коричневого сукна сидит немного мешковато……(стр.393)

30. Костёр любви и доверия, чёрный костёр лжи и злобы, костёр доброты... (стр.401).

31. Небо сплошь затянули чёрные рыхлые тучи, вот-вот упадут первые капли дождя (стр.401).

32. Он ходил посмотреть пастбище у горы, которую ненцы называют Красной. Летом весь этот массив действительно выглядит тёмно-бордовым оттого, что камни на нём красные (стр.402).

 

4.

Сравнение – предметное или смысловое сходство явлений.

1. Один учится в школе, но он вернётся, и четыре удалых охотника будут бороздить тундру на белых, как снег, быках (стр. 314).

2. Оба одряхлели и походили больше на побитых собак, чем на людей (стр.330).

3. Откуда-то из-под ног, словно куропатка, выскользнула старушонка в старенькой дырявой ягушке (стр.347)

4. Ты что это набросился на валежник, как песец на приманку? (стр.347)

5. Около Алёшкиного чума валялись оленьи рога, которыми вчера играли ребятишки. Они были покрыты и походили на ягель, только очень крупный (стр.396).

6.В такие бураны даже десять шкур, укрывающих чум, кажутся паутинкой.

7.Устраивал, охорашивал жизнь, трудился, как нехитрый олешка, никого не обманывал… (стр.312)

8. Осторожный ветер чуть шевелит их верхушки, а потом, словно чего-то устыдившись, как послушный пёс, ложится к их стволам, коричневым от летнего загара (стр. 390).

9.И оленя делили, и чай, а теперь горе его, какеду, поделим (стр.320).

10. «Какие-то прутики, чёрные, корявые, будтокуропатка прошла по снегу», - подумал Себеруй… (стр.329)

11. Старая ненка повернулась к земле, лицом вниз, и долго что-то шептала ей. Доверительно, тихо, ласково, как малое дитя…(стр. 333)

12.Можно надеть чистое красивое пальто, пахнуть духами, но чтобы так… стирать отцовский поцелуй, будто плевок (стр.346)

13.На душе стало холодно, будто он съелчересчур много холодного мяса…(стр.348)

14.Годы бегут, как олени под гору, а он не женат (стр.350)

15.Зимник твёрд, как асфальт (стр.355).

16.Можешь в ней (в ягушке) спать на снегу, как куропатка (стр.359).

17.Твой отец всё равно что олень, в стайку не загонишь (стр. 261).

18. Глаза вдруг опьянели. Забегали, какмыши, спрятались в зарослях ресниц (стр379).

19.Молодой волк вскочил и легонько, без звука, оскалился – словно улыбнулся (стр.391).

20. Потом лёг (волк) на землю, где только что отдыхал молодой, и тяжело вздохнул, совсем как человек, который весь день был на ногах (стр. 391).

21. Сирота среди людей — как пень среди густого леса (стр.321).

22. — Ничего, — успокаивал себя Як, — не выгнали, как собаку, на холод, и это хорошо (стр.330).

23. Мысли теснились, как непослушные олени, обида за старика не проходила (стр.347)

24. Осеннее небо, особенно в сентябре, напоминает капризную старуху: то смеётся, то ворчит и гнусавит (стр.400).

25. Буро стонал, как от сердечной боли (стр.395).

Сравнения помогают усилить впечатления от прочитанного о предмете

   

1.Тэмуйко проснулся, поднял голову, поводя фиолетовыми глазами

2. Идолов два, один ростом в две ладони. Судя по одежде — женщина. На голове платок из кусочка красной материи, на шее ожерелье из бусинок, колечек, старых монет ( стр.327).

3. Первую чашку чая кирпичного цвета выпили молча (стр.328).

4. «Какие-то прутики, чёрные, корявые, будто куропатка прошла по снегу», — подумал Себеруй и, вздохнув, передал письмо Пассе (стр.329).

5. — Приедет, — твёрдо, насколько мог и насколько верил, сказал Пасса, поглаживая рукой белый конверт (стр.329).

6. На втором глазу чёрная повязка (стр.331).

7. «Скоро помру», — опять подумал Як, но теперь испугался своей мысли и долго неподвижно смотрел вверх, где в узкой прорези чума виднелось синее небо (стр.333).

8. Меж тёмных бровей — складка, неглубокая, почти незаметная (стр.332).

9. Она со страхом смотрела на чёрную малицу отца…(стр.346)

10. — Торова, ты узнаёшь меня? — спросила она, подавая сухую коричневую руку (стр.347).

11. Тот испуганно отскочил, остановился и, казалось, с любопытством посмотрел на чёрного человека (Анико была в пальто чёрного цвета) стр.351.

12. Кое-где из-под мокрого снега выглядывает прошлогодняя трава. Анико пытается представить её зелёной и сочной, но не может (стр.360).

13. Как забыть шумные, горячие улицы города, любимые места, где не раз так хорошо думалось и мечталось, и добровольно отдать себя мёрзлой тишине, затеряться в белом просторе снегов, надеть ягушку, жить при керосиновой лампе и... состариться?! (стр.362)

14. Там сидел маленький человечек в белоснежной малице (стр.364).

15. Наступил вечер, бледный, словно страдающий малокровием, но он всегда вызывал у Павла Леднёва радостное и грустное ожидание, потому что за ним приходила белолицая, голубоглазая ночь (стр.365)

16. Уезжая, Мендако подарил Павлу из своей упряжки красивого белого быка (стр.369)

17. Чёрные отцовские брови сдвинуты, рот по-детски полуоткрыт (стр.370).

18. Старик устало поднял голову, и Алёшка увидел, что волосы его, спадающие на лоб из-под капюшона малицы, стали белыми со странной голубизной (стр.371).

19. Хромой Дьявол почуял опасность поздно и ощутил внутри холод, когда перед ним появилась огромная бурая собака (стр. 387).

20. На нём была малица с синей оторочкой, на ногах кисы, расшитые красным и жёлтым сукном, охваченные чуть пониже колен красивыми подвязками (стр.379).

21. Длинные чёрные пряди волос падали на лоб, и он откидывал их лёгким движением головы (стр.380).

22. Горы холодно сияли над синим горизонтом (стр.389).

23. С минуту молча смотрел на номер, написанный красной краской, пошевелил губами, будто запоминая, и только потом перевёл взгляд на Анико (стр.389).

24. Осторожный ветер чуть шевелит их верхушки, а потом, словно чего-то устыдившись, как послушный пёс, ложится к их стволам, коричневым от летнего загара (стр.390).

25. Осенняя тишина полна грусти, тревоги и отдаётся в сердце печалью, но не давящей, а мягкой, несколько сентиментальной: кажется, всё дремлет, объятое приятными думами; две большие каменные глыбы доверчиво прижались друг к другу зелёными замшелыми боками. В узкой расщелине между ними — куртинка простеньких розовых цветов стоит и не шелохнётся, прислушиваясь к еле уловимым звукам большого и сложного для них мира ( стр.390).

26. Так иногда распоряжается природа: поставит рядом два деревца, одно без ветвей, со сломанной верхушкой и больной корой, второе — зелёное, радостное, с неугомонным шелестом листьев (стр.391).

27. Однажды этой девочки не оказалось на месте, и большой рыжий пёс съел вместо щенят всё, что тем положили в таз…(стр.393)

28. Потом человек поднял его и унёс в свой чум, где накормил, завязал ему шею какой-то красной тряпкой и всё приговаривал:

— Надо быть большим и сильным... (стр.394)

29. Новая малица под сорочкой коричневого сукна сидит немного мешковато…(стр.397)

30. Костёр любви и доверия, чёрный костёр лжи и злобы, костёр доброты... (стр.401).

31. Небо сплошь затянули чёрные рыхлые тучи, вот-вот упадут первые капли дождя (стр.401).

32. Он ходил посмотреть пастбище у горы, которую ненцы называют Красной. Летом весь этот массив действительно выглядит тёмно-бордовым оттого, что камни на нём красные (стр.402).

Образное определение предмета создано с помощью «цветового эффекта».

Список литературы

  1. Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. «Культура народов Ямала», издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, Тюмень, 2002 год;

  2. Вануйто Г.И. «Русско-ненецкий разговорник», издательство Вентана-Граф, Москва, 2006 год;

  3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», издательство «Цитадель», Москва, 1998 год;

  4. Неркаги А.П. «Молчащий»: Повести -Тюмень: «СофтДизайн», 1996

  5. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н. В. «Мифология, фольклор и литература Ямала», издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, Тюмень, 2001 год;

  6. Интернет-ресурсы.

Просмотров работы: 1500