ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЗЕМЛИ ЕЛЕЦКОЙ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЗЕМЛИ ЕЛЕЦКОЙ

Климова  С.С. 1
1МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина
Киселева  Г.С. 1
1МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Нет, не Елец, а Сион новый, Божие жилище», - так говорил Святитель Тихон Задонский, кланяясь многочисленным крестам елецких церквей при посещении любимого им города[1, с. 20].

Мне кажется, что и сейчас Елец можно назвать «Сионом новым»: куда ни кинешь взгляд, всюду – летящие ввысь золотые купола храмов. Правда, на стенах многих церквей, при входе, мы видим мемориальные доски. Одни из них рассказывают о древности сохранившегося храма, другие – о страшных годах гонений на Церковь. Так, на небесно-голубой стене храма Рождества Пресвятой Богородицы черным пятном выделяется памятная доска: « Вечная память духовному пастырю и выдающемуся просветителю протоиерею Николаю Васильевичу Брянцеву (1869-1918 г.г.), настоятелю елецкого храма Рождества Пресвятой Богородицы (годы служения 1894-1918), члену Священного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 г.г., безвинно убиенному большевиками 8 июля 1918 г.».

Основная часть.

Священника Николая Брянцева называют просветителем земли елецкой. Просветитель – это «распространитель передовых идей и знаний»[4, с. 609]. Какие же идеи и знания распространял о. Николай среди ельчан?

Аргамачья слобода, куда приехал в качестве настоятеля Богородице-Рождественского храма 25-летний священник Н.В.Брянцев, была населена «почти исключительно беднотой, живущей мелкой ремесленной работой, нищенством и поденной работой»[2, с. 4]. О. Николай, прожив не один год в селе до приезда в Елец, хорошо знал уклад и домашний быт крестьянского населения, видел его беспросветную нужду и ужасающее пьянство, понимал, что «бедные люди только от безысходности и отупляющей нужды предавались 3

горькому пьянству»[2, с. 5]. Видел, как тяжело жилось простому люду: голодно, бесправно, как хотелось им хоть на момент забыться, уйти от этой обстановки, а уйти некуда, помочь им нечем.

По инициативе Брянцева 15марта 1898 года в слободе с «целью противодействия чрезмерному употреблению спиртных напитков «создаётся Аргамаченское общество трезвости, которое занимается большой просветительской, воспитательной и социальной работой» [1, с.215]. Общество создаётся при церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Работа общества трезвости была настолько плодотворной, что уже к 1900 году в нем состояло 866 человек.

Общество проводило «простые задушевные беседы о вреде пьянства», устраивало народные чтения с показом «теневых картинок», распространяло книги и брошюры с названиями: «Вино – яд», «Отчего происходят многие болезни», «Как отстать от вина». О. Николай читал лекции «О вреде пьянства как для души и тела самого пьяницы, так и для его семьи и потомства», а затем проводились непринужденные беседы по этой теме.

Но разве можно только одними беседами отвратить взрослого человека от вина? «Чтобы практически поддержать борь­бу за трезвость, была открыта общественная чайная в помещении церковно-приходской школы… Вечером на парты клали доски, и члены общества приходили пить чай, платя по 4 копейки.

К началу чаепития приходил отец Николай Брянцев почитать и поговорить, иногда присутствовал хор церковных певчих. В чайную приходили целыми семьями, порой из самых отдалённых уголков города, а вот местный трактир по праздникам пустовал», - так писала газета «Орловские епархиальные ведомости» от 4 октября 1898 г. в ста­тье «Общество трезвости в г. Ельце». [3].

Чтобы приучить членов общества к здоровому, трезвому образу жиз­ни, отец Николай заставлял мужчин своего прихода давать церковный обет – клятву не пить пять лет под угрозой церковного проклятия. Тех, кто бросил

4

пить, священник старался приобщить к церкви. Отец Николай пояснял, что человек должен начать жить церковной жизнью, расстать­ся со своими пороками и начать преодолевать такие негативные черты характера, как раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень. От членов общества требовался также отказ от вредных привычек –  сквернословия, курения и карточной игры. А поскольку следовать жестким предписаниям было  с непривычки довольно сложно, в качестве вознаграждения предлагались меры социальной поддержки трезвенников.

В обществе трезвости была своя богадельня с бесплатными обедами, мастерские, в которых обучали ремёслам, тоже бесплатно, была открыта Похоронная касса которая помогала решать проблемы с материальными средствами на погребение умерших, было создано Аргамаченское кредитное товарищество, которое оказывало содействие членам общества в приобретении собственного жилья, была создана Потребительская кооперация, которая закупала для нужд своих членов по дешевой цене дрова, уголь, резиновые калоши, крупы, пытаясь облегчить людям тяготы дороговизны и инфляции перед Первой мировой войной.

Аргамаченское общество трезвости изменило жизнь всей слободы и многих семей. Одна жена трезвенника, много горя и скорбей испытавшей от грозного, пьяного своего домовладыки, так говорила: «Был ад, а теперь воистину рай … слава Тебе, Господи!» [1, с.217]. В честь обще­ства трезвости жены бросивших пить мужей решили на собственные сред­ства заказать иконописцам икону Зна­мения Божией Матери. Когда икона была доставлена на станцию желез­ной дороги, женщины торжественно встретили ее, отнесли и поставили в свою местную Рождество-Богородицкую церковь как памятник «пережива­емых трезвых, лучших дней» [2, с.10].

Для детей трезвенников 6 января устраивались ёлки, собиравшие до 250 ребятишек. Играл слободской духовой оркестр, пел хор, детям вручали сладости и игрушки. А 7 января устраивался литературно-вокальный вечер для

5

взрослых. И все мероприятия, так или иначе были связаны с приходским храмом, начинались молитвой и по благословению о. Николая, который лично вникал во все дела и заботы общества.

Священник Николай Брянцев активно участвовал в работе Орловского епархиального съезда духовенства и мирян в мае 1917 г. и даже был избран на нём первым товарищем председателя съезда. В этом качестве о. Николай неоднократно вёл его заседания, рассматривавшие и обсуждавшие в это смутное время пути дальнейшего развития церковной жизни в Орловской губернии. Протоиерей Николай Васильевич Брянцев был избран от Елецкого уезда в качестве делегата на Всероссийский съезд духовенства и мирян. Позже участвовал в работе Поместного Собора, по избранию, клирик от Орловской епархии.

После Октябрьской революции 1917 г. популярность о. Николая среди простого народа не давала покоя новой власти, которая старалась любыми способами оскорбить и ущемить в правах священника. 6 июня 1918 г. к нему отправили пять вооруженных красноармейцев с целью отнять пролётку с лошадью и другое имущество. Услышав об этом, к дому о. Николая сбежались многие жители Аргамачьей слободы, недвусмысленно дававшие понять солдатам, что лучше им уйти подобру-поздорову. В ответ красноармейцы, угрожая оружием, начали грабёж. Тогда ударил набат, на звуки которого сбежалось ещё больше людей, и началось настоящее побоище. Трое солдат были убиты, но рискуя своей жизнью и жизнью своих семей, аргамаченцы защитили любимого пастыря.

Но вскоре прибыл карательный отряд ВЧК. Около Вознесенского собора была установлена пушка, и по слободе открыта стрельба из орудия. После подавления волнений показательно были расстреляны двое мещан Аргамачьей слободы, третьему удалось бежать. С помощью прихожан удалось скрыться и семье о. Николая Брянцева. Но «в мае 1918 года о. Николай был схвачен и 8 июля расстрелян большевиками»[2, с.53]…

6

Заключение.

Мы, к счастью, не знаем тех ужасов революционного времени, когда людей расстреливали только за их принадлежность к священническому сану. Мы живем в то время, когда Вера Православная возрождается. Пример жизни протоиерея Николая Брянцева показывает нам, что вера должна быть деятельной. Что я могу сделать, чтобы улучшить жизнь людей? Наверное, сейчас – хорошо учиться, не огорчать своих наставников, быть добрым по отношению к товарищам.

Мне кажется, не только о красоте многочисленных сияющих елецких церквей говорил Святитель Тихон Задонский. Люди жили в Ельце благочестивые, душевные, исполняющие завет Бога: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Матф.22,39].

7

Литература:

КлоковА.Ю., Найденов А.А., Новосельцев А.В.Храмы и монастыри Липецкой и

Елецкой епархии. Елец. - Липецк: ЛОКО, 2006.

Коновалова Н.Ф. Просветитель земли Елецкой. - Елец, 2012

Николай Васильевич Брянцев [Электронный ресурс]. Режим доступа:.http://elzem.ru/

Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва, 1994

8

Просмотров работы: 12