Гармонь - душа России

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гармонь - душа России

Марочкина В.А. 1
1МБОУ Тепловская школа
Шкадова Е.И. 1
1МБОУ Тепловская школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Вот уже второй год я учусь в школе. Мой любимый предмет музыка. Каждый урок для меня – открытие. Изучая тему «Русские народные инструменты»1, меня больше всех заинтересовала русская гармошка. Мной было принято решение: больше узнать об этом удивительном инструменте, провести исследовательскую работу по теме «Гармонь – душа России».

Когда я слушаю, как играет гармошка, задумываюсь о том, а кто изобрёл это инструмент? Какие бывают гармони?Какую роль она играет в истории моейсемьи и страны? На все волнующие меня вопросы, я пыталась ответить в своей работе.

Цель работы: исследование изобретения гармоники, её роли в истории моей семьи и страны.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изучить историю изобретения и развития гармоники;

Рассмотреть образ гармоники в произведениях искусства;

Выяснить роль гармоники в истории моей семьи и страны;

Изучить литературу по данной теме, найти нужную информацию в различных источниках.

Методы исследования:изучение литературы, анализ произведений искусства, сравнение, обобщение, наблюдение, интервью (информация была получена в ходе беседы с родными, гармонистами села Тёплова), анкетирование.

Актуальностьработы в том, чтобы привлечь внимание молодого поколения к изучению русских народных инструментов, занимающих большое местов жизни русского народа.

Проблема исследования: есть ли необходимость изучать историю гармоники, которая является частью моей Родины.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ГАРМОНИКИ

У неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть – не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

(  Гармошка)

Эта загадка помогла мне узнать историю создания гармони.«Термин «гармоника» объединяет музыкальные инструменты, в которых источником звука служат металлические пластинки – язычки, колеблющиеся под воздействием струи воздуха».2А вот в словаре Ожегова я прочитала такое значение словагармоника. «Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой язычковый музыкальный инструмент – подвижные меха с двумя дощечками,снабжённый клавиатурой».3

Своё происхождение гармоника ведёт от китайской губной гармоники. Она состояла из корпуса, к которому крепились трубочки. Пустые внутри бамбуковые палочки имели круглые боковые отверстия, а внизу были металлические пластины с вырезанными язычками.Такие гармошки были известныв Китае ещё в I веке и назывались они шэны. Китайские мудрецы не скупились на шэны и пускали на язычковые пластины золото, серебро, медь. Играя на гармонике, мудрецы Китая раскрывали тайны мира своим ученикам.

Гармоники бывают губные и ручные. Первую ручную гармонику сконструировал немецкий мастер Фридрих Бушман. Это было в 1822 году. Фридрих Бушман

Вопреки мнению, что гармонь является изобретением немецких мастеров, академику Альфреду Миреку удалось доказать её русское происхождение. Гармоника в современном виде появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году. Её создателем является чешский инженер Франтишек Киршник, который в то время проживал в России. Но впервые патент на изобретение гармоники было выдано в Вене в 1829 году органному мастеру Кириллу Демианову (Демиану).

Гармоника, словно снежная лавина, стремительно распространялась по всей Европе. За короткий срок она стала популярнейшим музыкальным инструментом. Гармоника стала заменять целый оркестр: на ней можно одновременно исполнять мелодию и аккомпанемент. Это одна из первых причин быстрого распространения гармоники. Вторая причина: было легко организовать массовое производство гармоник, как в мастерских, так и на специальных фабриках.

Купцы, моряки и артисты привозили в Россию ручные гармоники как сувениры. Однако в нашей стране гармонике не суждено было остаться лишь сувениром – очень скоро она превратилась из экзотического инструмента в народный.  А обязаны мы этим тульскому оружейнику Ивану Сизову. Летом 1830 года русский оружейник Сизов увидел гармонику на знаменитой Нижегородской ярмарке и, купив её за огромную по тем временам цену 35 рублей, привёз в Тулу. Как всякому любознательному человеку Ивану хотелось узнать секретнеобычного инструмента. Разобрав гармонику, он изучил её устройство. Вскоре тульский умелец сделал такой же инструмент своими руками. В Чулковой слободе, в кустарной мастерской, были произведены на свет первые тульские гармоники. Для их изготовления применяли медную проволоку, которую расплющивали на наковальне молотком. Получалась узкая лента, из неё нарезали планки, которые приклёпывали к железным рамочкам. А всё остальное делалось из дощечек и бумаги. Изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. И к 40-ым годам 19 века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год.

2.2. РОССИЯ - КРАЙ ГАРМОШЕК

В России начали делать гармоники во многих местностях. Стали появляться разновидности гармоник, так как в каждой области её переиначивали и подлаживали под свои напевы. Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: у одних при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты (ливенка, русская венка, хромка), а у других высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов (тальянка, череповецкая, тульская, вятская). Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время – двухрядная хромка, но есть трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Саратовская гармоника– это гармоника с однорядной правой клавиатурой. Отличается она от других тем, что на ней есть колокольчики. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос. В 1866 году в газете «Саратовский справочный листок» появилась первое упоминание о гармони с колокольчиками. В заметке было написано о том, что пассажиры парохода, плывшего по Волге, вблизи Вольска попросили подойти капитана поближе к берегу с тем, чтобы лучше услышать игру на гармонике с колокольчиками. В ту пору голос саратовской гармоники звучал во всех сёлах и деревнях. Под её аккомпанемент пела народная артистка Лидия Андреевна Русланова.К началу 21 века производство саратовской гармоники прекратилось.Однако саратовская гармоника осталась в сердцах тысяч людей, однажды ее услышавших и полюбивших на всю жизнь! В 2008 году саратовская гармошка стала народным символом Саратовской области, одержав победу в акции "Гордись, Саратов!"

Б иография ливенской гармони началась очень давно. Ливенкав конце 19 века изготавливалась лишь кустарным способом. Хотя производство и было кустарным, широко использовалась подетальная специализация. Разные люди изготавливали отдельно детали к гармонике. Мастера – скрепщики не только собирали и настраивали инструмент, но и отделывали на свой вкус. У ливенки были очень длинные меха. Гармонисты буквально обматывали её вокруг себя. При полном растяжении меха длина её достигала двух метров. Производство было сосредоточено близ Ливен, в деревнях Сосновке и Речице. Из мастеров до нашего времени дошли фамилии Нечаева, Занина и Тюрина. Кустарная ливенка стоила дорого. Так, в1914 году её можно было купить за 22 рубля, тогда как корова стоила 24. На ливенке играл Сергей Есенин и посвящал ей свои стихи.4

По селу тропинкой кривенькой

В летний вечер голубой С. Есенин

Рекрута ходили с ливенкой

Разухабистой гурьбой… С. Есенин

Любил ливенку и Лев Толстой. По преданию, он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать уникальный звон этой гармони.

 Тульская гармошка стала символом России, получив заслуженное признание во всём мире. Первые тульские гармошки отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью. Но все эти гармошки не имели хроматического строя. В 1870-е годы Леонтий Чулков по заказу изготовил инструмент с двухрядной клавиатурой и полной хроматической гаммой, и не с 7, а 12 звуками. Новая хроматическая гармоника получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной.

Вятской гармошке более 170 лет. В 1841 году чудный инструмент немецкого производства привёз с Нижегородской ярмарки отхожий5 крестьянин Данила села Истобенское Оричевского района. Он много слышал о гармони и купил её с разрешения отца. Недолго радовался такой покупке Данила – гармонь поломалась. Данила поехал в Нижний Новгород к мастеру Воронцову. Пока мастер ремонтировал гармонь, Данила следил за каждым его движением. Заметив это, мастер не стал скрывать от пытливого паренька своих секретов. Долгими зимними вечерами просиживал Данила над гармошкой. Освоил механику инструмента, сделал ряд усовершенствований. И от немецкой гармони, кроме деревянных конструкций, ничего не осталось. К весне 1842 года в селе Истобенском появилась первая гармонь вятского мастера Данилы Нелюбина.

Ч ереповецкие гармоники отличались от других небольшими размерами, а кнопки басовой клавиатуры размещались прямо на стенке корпуса. За свой малый размер прозвали их «черепашками». Эти гармоники получили широкое распространение в конце 19 начале 20 века.Активным пропагандистом «черепашек» был известный русский гармонист Пётр Елисеевич Емельянов (псевдоним Невский).Гастролируя в Череповце, Пётр Невский увидел «черепашку».Тогда он решился выйти с такой гармошкой к публике. Его ожидал огромный успех. После грандиозного успеха Петр заказывает известному мастеру гармоник в Петербурге целый комплект «черепашек». Они были разными и по форме, и по звучанию. С этими гармошками Пётр Невский успешно выступал во многих странах. До сих пор «черепашки» почитаются артистами эстрады.

Тальянка известна с конца 19 века. Своё название гармоника получила от сокращённого слова «итальянка», то есть это гармонь итальянского строя. У гармонистов в репертуаре кроме простых однотональных наигрышей быстрого и умеренного темпа всегда имелись тальянные мелодии, так называемые деревенские напевы.

Хромка также появилась в городе мастеров Туле в 1870 году. Музыкант-самородок Николай Иванович Белобородов всю жизнь мечтал создать новую гармонику с хроматическим строем. По идее Н. Белобородова заменили голосовые планки в венской гармони. Усовершенствованная гармонь стала давать одинаковый звук при сжатии и разжатии мехов. А чтобы расширить круг тональностей, в верхней части клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так гармошка стала почти хроматической, за что и получила своё название. На хромке можно было сыграть любой местный наигрыш. Гармошку эту ещё называли двухрядкой за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда. Хромки могут быть порядковыми или непорядковыми. У непорядковой гармошки с левой стороны два ряда кнопок, а не три. Примерно с середины 20 века хромка вытеснила практически все другие типы русских гармоней.

2.3. ГАРМОНИКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДА

Гармошка – слово ласковое и уменьшительное. В нём проявляется всенародная любовь к этому доступному широким кругам инструменту. Доказательством этого служат народные игрушки из глины.

А сколько песен спето о гармошке, сколько сложено стихов! Вот строки из известной и любимой многими песни.6

Снова замерло всё до рассвета,

Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,

Только слышно - на улице где-то

Одинокая бродит гармонь.

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень…

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка!

Поэзия российских деревень!

Эти строки из поэмы А. Жарова «Гармонь» стали крылатыми.7

Гармошка нашла своё отражение и в фольклоре. Простые русские люди поют о гармони частушки, сочиняют загадки, пословицы. В них из поколения в поколение передаётся любовь к гармошке.

Частушки

Загадки

Пословицы

Сколько раз я зарекалась

Под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет,

Не могу я утерпеть!

Говорят гармонь не в моде,

В моде - электроника!

Брось шутить: живёт в народе

Русская гармоника!

Ты играй, играй, гармошка –

Золотые планочки!

Гармонист, бери скорее

Звонкую тальяночку!

Хоть не хитрый инструмент,

Но развеселит в момент,

Вам знакомая немножко,

Наша вятская (гармошка).  

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Заиграет, только тронь.

Как зовут её? (Гармонь)

Ящик на коленях пляшет,

То поёт, то горько плачет.

(Гармошка)

* Гармонюшка-матушка лучше хлеба-батюшки.

* Гармонь не огонь, а разогревает.

* Бери гармонь в руки — и не будет скуки.

* Легка дорожка, если есть гармошка.

* Иногда без гармошки, что за обедом без ложки.

* С гармошкой работа спорится.

Гармошка всегда волновала и покоряла сердца своим ярким звучанием. Образ этого чудного инструмента привлекал многих художников. Например, на картинах Федота Васильевича Сычкова «У околицы» и «Праздник» мы видим, как художник изобразил момент отдыха с задушевными беседами, плясками и частушками под музыку гармошки.

2.4. ГАРМОНИКА В ГОДЫ ВОЙНЫ

В годы Великой Отечественной войны гармонь длясолдатстала боевым товарищем. Она согревала душу солдат, помогала преодолеть тяготы сражений, горечь утрат, разлуку с родными людьми. Для поднятия боевого духазащитников Родины гармони специально отправлялись на фронт. Со своими владельцами она дошла до самого Берлина.В редкие минуты отдыха брал гармонист в руки гармошку, и звенели по округе русские народные песни, задорныечастушки.Солдаты под звуки гармони пускались в пляс.

Защищали Родину и гармонисты нашего села. Это Беляков Алексей Иванович, Казаков Андрей Петрович, Мысягин Пётр Фёдорович.8

А.И.БеляковА.П. Казаков А.П. в юности П.Ф. Мысягин (в центре).

перед войной (с гармошкой) (с гармошкой) На фронте в перерыве между боями

Шла гармонь в шинели серой И в жару, в пургу, в морозы

По дороге фронтовой, Как солдату с ней легко!

Прижимаясь близко к телу, Незаметно, шаг за шагом,

Согревала как огонь! До Берлина довела.

За четыре страшных года. Ах, гармонь, гармонь-услада,

Сколько видела всего? Ах ты, русская душа!

2.5. МУЗЕИ ГАРМОНИКИ

Гармонь стала всенародно любимым инструментом. Это подтверждаетоткрытый в нашей стране «Государственный музей русской гармоники А.Мирека». В музее хранятся уникальные материалы, которые собирал на протяжении четырех десятилетий доктор искусствоведения Альфред Мартинович Мирек. В музее А. Мирека хранится около 300 гармоник.

А.М. Мирек Экспонаты музея

Много интересного о развитии гармоники можно узнать в «Мемориальном музее Н.И. Белобородова».Музей находится в Тульской области на родине первого изобретателя хроматической гармоники.

Есть ещё один музей гармоники в городе Саратове. А это памятник «Саратовской гармошке», которая является символом этого города.

Музеи гармоники есть и в других странах: в Германии, Италии и США.

2.6. ТЕПЛОВЧАНЕ – ГАРМОНИСТЫ

У нас в Тёплове, как и на всей территории России, звучит гармошка много десятилетий. До сих пор раздаются по праздникам весёлые наигрыши в исполнении местных гармонистов.

Живёт в нашем селе удивительный человек Фадеев Михаил Егорович. Я побывала у него в гостях и узнала много интересного о его жизни. На гармони о н научился играть очень рано и не расстается с ней до сих пор. Всепраздники на селе проходили сего участием. В этом году 12 февраля он участвовал в фестивале «Играй, гармонь» в р.п. Гремячево. Из воспоминаний Фадеева Михаила Егоровича: «Умение играть на гармошке всегда очень ценилось, к гармонистам относились с большим уважением. Среди парней всегда было 2-3 с гармошками. А девчата любили ту гармошку, которая была самая звонкая. После работы, главным досугом молодых ребят в деревне б ыли посиделки, где все веселились, танцевали и пели под гармошку.Гармониста всегда приглашали в дома на свадьбы, юбилеи». Фадеев М.Е и сёстры Мысягины на фестивале «Играй, гармонь» в р.п. Гремячево

Н а фото Тюрин Василий Михайлович.Игре на гармони обучался самостоятельно. Василий Михайлович рассказал, что во времена его молодости с гармонью провожали новобранцев в армию. Гармонист считался первым парнем на селе. На мой вопрос, за что вы любите гармонь, Василий Михайлович ответил: «Гармошка – символ хорошего настроения». У Василя Михайловича подрастает трое внуков. Один из них и будет наследником его гармошки.

А этого гармониста зовут Тюрин Иван Алексеевич. Он играет на многих музыкальных инструментах: баяне, аккордеоне, гитаре. Но самый любимый – гармошка. Иван Алексеевич рассказал, что в праздники, в кругу родных и друзейобязательно звучит заливистая гармошка, поют русские народные песни.

Т юрин Николай Фёдорович –гармонист-самоучка. Гармошка досталась ему от старшего брата. Николай Фёдорович поведал о том, почему гармошку держит не так, как другие гармонисты. «Когда я был ещё дошкольником, наблюдал, как играет на гармошке брат. Не понимал где правая клавиатура, а где левая. Так и держу гармошку неверно, но мне это ничуть не мешает». Николай Фёдорович с трепетом относится к своим гармошкам, а их у него две. «Сожалею только об одном,- поделился он с нами,- нет наследников, которые бы продолжили моё дело. Сыновей нет, а внуки больше за компьютером сидят. Но я верю, гармошка украшаламою жизнь, помогаламнеи в будни, и в праздники».

Всех этих людей объединяет одно: в их душах звенит гармошка! И они как можно дольше будут дарить людям радость, доброту и свою любовь. Ведь русская гармошка и народные песни делают нашу жизнь краше и духовно богаче.

2.7. гАРМОниКА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ

История моей семьи тесно связана с историей моей родины. Мои предки стойко выносили на своих плечах все трудности военного лихолетья, ужасы безбожного времени. Помогала им выжить всё та же гармошка, на которой играли почти все мужчины в моём роду, а женщины всегда пели. Пели на свадьбах частушки, за работой - русские раздольные песни. Без песни под гармонь не проходила ни одна встреча родственников.

До сих пор не расстаётся с гармонью мой прадед Марков Алексей Дмитриевич. Родом он из небольшой, но звонкой деревни Валтово, что находится в Навашинском районе, вдали от шоссейных дорог. Прадеду идёт восьмой десяток, но и сейчас он любит повеселить народ задорным наигрышем.

Другой знаменитый родственник – Медведев Алексей Викторович, так же уроженец деревни Валтово. Он входит в десятку лучших гармонистов России! С передачей «Играй, гармонь» побывал во всех концах нашей необъятной России! Алексей Медведев – глубоко верующий человек, именно поэтому песни его легко входят в души слушающих. Он с детства знаком с моей бабушкой Марочкиной Ольгой Алексеевной и подарил нашей семье несколько своих дисков. Любовь к музыке Алексею Викторовичу передал его отец, учитель истории, ныне ушедший от нас, Медведев Виктор Алексеевич, до последних дней часто выступавший в Валтовском Доме культуры.

Перед нами дом, расположенный в деревне Валтово, в котором жил весёлый гармонист Валентин Николаевич Марков, мой родственник по линии папы. Сейчас он знаменитый профессор, живёт в далёкомКалининграде, но не забывает свою малую родину. Своё мастерство и любовь к музыке он передаёт своему внуку.

Ещё один знаменитый родственник, бравый офицер, служащий в Кронштадте, Филиппов Сергей Васильевич, брат моей бабушки, несколько раз в год приезжает в Валтово и не расстаётся со своей гармошкой.

Да и как не увлечься этой простой душевной музыкой, если она слышна и в шуме ветра, и в мычании коров, пасущихся на заливных лугах. Разве можно выразить словами ту красоту, что с детства манит нас к себе и именно её хранит человек в своей душе всю жизнь. Только звуки гармони могут передать те чувства, которые хранятся в укромном уголке каждой русской души.

2.8. Гармоника в наше время

Раньше гармошкам придавали особое значение, так как на них играли в каждом уголке нашей страны. Они участвовали в жизни русского народа и в горе, и в радости. Какую роль играет гармошка сегодня? Это я решила выяснить.

Мной было проведено анкетирование среди учеников начальных классов, чтобы выяснить, какие русские народные инструменты знают, кто играет на них. В опросе участвовало 68 учащихся. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Видели ли вы гармонь?

2. Играет на гармошке дедушка?

3. Играет на гармошке папа?

4. Вы бы хотели научиться играть на гармони?

Результаты анкетирования показали, что большинство ребят видели гармошку.Среди людей старшего поколения гармонисты встречаются чаще, чем среди молодёжи. А вот обучиться игре на гармошке желают многие мальчики и девочки.

Гармоника имеет неповторимую русскую душу, которая формировалась веками. Мы должны знать свои традиции, пришедшие к нам от наших дедов и прадедов. И только тогда наша жизнь будет яркой и полной.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всё реже слышны на улицах села звуки гармони, не поют на сельских пятачках парни и девчата задорные частушки. Эстрада казалось бы, надёжно задвинула гармонь пылиться в дальний угол – «сиди, не высовывайся, ушло твоё время». Но не тут-то было! Гармонь нельзя убить, потому что она живёт в самом сердце русского народа, она его бессмертная душа, его совесть, его любовь и страдание. Под гармонь наши деды и прадеды уходили защищать свою Родину, звуки гармони часто были слышны в перерывах между боями, с гармонью люди жили и умирали!

В процессе написания работы я ощутила неразрывную связь со своими предками, познакомилась с их бытом. Узнала много о самобытном русском характере и поняла, что неспроста меня так тянет к музыке, особенно я люблю исполнять народные песни, частушки. Во мне течёт кровь всех тех: кто рождался, жил, творил и умирал под гармонь. И мойдолг не растерять свой талант в суете мирской жизни.И я делаю вывод: гармонь – это часть моей Родины, и она будет жить, пока жив русский народ.Этот чудо-инструмент не даёт человеку потерять свои корни.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. – 2-е изд. М.: Сов.композитор, 1986. – 88с.

2. Жаров А. А. Гармонь. Поэма. М.: Издательство «Советская Россия», 1960. – с. 38

3. Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ. «Читаем, учимся, играем». – 4 выпуск, 2013. – 112 с.

4. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014. - 128 с.

5. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.: Педагогика,1985. – 352 с.

6. Ожегов С.А., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. –126 с.

7. Сергей Есенин. Избранное. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2010. 320 с.

8. Фото из электронного архива Фадеева М.Е.- местного краеведа.

9. Респонденты

10.http://russian-garmon.ru 

1Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка 2 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2013. с. 54.

2 Энциклопедический словарь юного музыканта/ Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика,1985. – с. 63

3 Ожегов С.А., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. –

с. 126

4 Сергей Есенин. Избранное. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2010. – с. 49

5Отхожий крестьянин – крестьянин, занимающийся отхожим промыслом, то есть временной или сезонной работой вне постоянного местожительства.

6Одинокая гармонь. Слова М. Исаковского, Музыка Б. Мокроусова.

7Жаров А. А. Гармонь. Поэма. М.: Издательство «Советская Россия», 1960. – с. 38

7

8Фото из электронного архива Фадеева М.Е.- местного краеведа.

Просмотров работы: 4600