Центральная женская школа снайперской подготовки. Её история и значение

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Центральная женская школа снайперской подготовки. Её история и значение

Абрамова  Ю.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №26»
Клокова  С.Б. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №26»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Если враг на Отчизну пойдет,

Гнев ваш громом над ним прогремит,

И сверкнете, как молния, вы!

казахский акын Джамбул «Дочерям моей страны»

Введение

История знает множество проявлений женского героизма на фронтах войны. Женщины появились в русской армии ещё в годы первой мировой войны. В основном это были жёны погибших русских офицеров, стремившиеся отомстить за своих мужей. Великая Отечественная война тоже не стала исключением. Весь советский народ поднялся на борьбу с врагом, и более 800 тыс. женщин пополнили ряды Красной Армии. В основном это были медики, связистки, регулировщицы, работницы армейских тыловых служб. «Они насмерть сражались с врагом, защитили родную землю, сокрушили нацизм»,-сказал В.В.Путин1. Женщины освоили и такую сугубо мужскую профессию как снайпер. Армейское командование РККА не могло не отметить эффективность женщин-снайперов. Различные исследования показывали, что девушки во многих показателях превосходили своих коллег. Руководство страны приняло решение о создании сначала отдельных женских курсов снайперской подготовки, а впоследствии и Центральной женской школы снайперской подготовки. Патриотки, окончившие данные учебные заведения, добровольно вступали в ряды Красной Армии и беспощадно громили врага. История девушек-снайперов - это история о смелости, отваге, стойкости и героизме. Российский народ всегда будет помнить подвиг прекрасных девушек, отдавших свои жизни в борьбе с фашистскими захватчиками. Память о них священна.

Целью данной работы является получение подробной информации об истории Центральной женской школы снайперской подготовки и определение её роли и значения в судьбе целой страны. В соответствии с поставленной целью в исследовании выдвигаются следующие задачи:

-изучить историю ЦЖШСП;

-ознакомиться с архивными документами:

Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации города Подольска;

Центральной библиотеки им. Ленина города Москвы;

Центрального музея Вооружённых сил Российской федерации;

-провести анализ полученной информации;

-выявить роль и значение ЦЖШСП.

Актуальность: 21 мая 2018 года исполнилось 75 лет с момента создания Центральной женской школы снайперской подготовки, 11 сентября 2018 года была другая юбилейная дата – 75 лет реорганизации ЦЖШСП в Подольском районе на станции Силикатная. Чем дальше от нас эти героические годы, тем важнее правда о том, какой ценой была достигнута победа над фашистскими захватчиками. Поэтому данная работа является актуальной на сегодняшний день, когда участились попытки фальсификации истории Великой Отечественной войны.

Гипотеза: Центральная женская школа снайперской подготовки – это легендарное учебное заведение, воспитавшее множество великих женщин-снайперов, героически сражавшихся на фронтах войны и внёсших неоценимый вклад в победу над гитлеровской Германией.

Объект исследования: Центральная женская школа снайперской подготовки.

Предмет исследования: история Центральной женской школы снайперской подготовки, её роль и значение в победе в Великой Отечественной войне.

Методы исследования:

-анализ истории ЦЖШСП в ходе работы с архивными документами в Центральном архиве Министерства обороны Российской федерации г. Подольск;

-работа с научно-справочной и художественной литературой в Центральной библиотеке им. Ленина г. Москвы;

-исследовании архивных материалов РГАКФД (г. Красногорск) и ЦГАКФФД (г. Санкт-Петербург);

-оценка музейных экспозиций Подольского краеведческого и Подольского исторического музеев;

-проведение опросов. Мною был проведён опрос подростков в возрасте 14-18 лет (100 чел.) (1)

-систематизация и обобщение собранных данных.

Практическое значение: данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала к книгам, посвященным ЦЖШСП, а также в практике педагогов, работающих в общеобразовательных школах, колледжах, в целях патриотического воспитания подрастающего поколения;

Новизна исследования заключается в том, что при анализе полученной информации мною была предпринята попытка выявить значение и роль ЦЖШСП в победе в Великой Отечественной войне; восстановить в памяти русского народа и подольчан воспоминания о существовании, работе и неоценимом вкладе в Великую Победу ЦЖШСП.

Глава 1. История образования снайперского движения

Говоря о снайпере, необходимо вначале разобраться в точном определении представителя данной профессии. Для этого обратимся к листовке-памятке, которую раздавали нашим бойцам на передовых позициях.

«ЛИСТОВКА-ПАМЯТКА СНАЙПЕРУ2

Снайпер - это специально отобранный, обученный и подготовленный к САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ИНИЦИАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ воин, меткий стрелок, умеющий искусно действовать в боевой обстановке. Задача снайпера - уничтожение важных и опасных целей, появляющихся на короткое время… Искусство снайпера состоит в том, чтобы САМОСТОЯТЕЛЬНО найти цель, оценить ее важность и поразить одним выстрелом.

Снайпер обязан не только уничтожать живую силу противника, но и меткой стрельбой парализовать организацию врагом текущей боевой работы. Для этого уничтожь его офицеров; устрой ежечасную охоту на его разведчиков, наблюдателей, связистов, артиллерийских корректировщиков… Конечная цель снайпера - страх. Появляйся там, где тебя не ждут. Запомни: ПРОТИВНИК ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ!

Снайпер - это охотник. Охотник обязан быть невидимым. Неуязвимость снайпера деморализует противника. Твой метод - скрытность. Твой рабочий инструмент - терпение. Учись переносить голод, холод, боль, неподвижность. Только это позволит тебе уничтожить противника везде, даже в глубине его обороны. Противник - зверь. Выследи его и вымани под выстрел. Враг коварен - будь хитрее его. Он вынослив - будь упорнее его. Твоя профессия - это искусство. Ты можешь то, чего не могут другие. Тебе доверяют. За тобой - Россия. Будь беспощаден.

Ты победишь, ПОТОМУ ЧТО ТЫ ОБЯЗАН ПОБЕДИТЬ!» (2)

Впервые огромное значение снайперы приобрели на фронтах Первой Мировой войны, где с 1915 года бои приняли затяжной позиционный характер. Территория Европы стала местом охоты за вражескими солдатами и офицерами, которые стали все чаще прятаться от прямого огня в укреплениях.

В СССР впервые военнослужащие стали в большом количестве изучать снайперское искусство в 1929 году на базе Стрелково-тактических курсов усовершенствования командного состава РККА «Выстрел» им. Коминтерна. Подготовку проходили не только отдельные бойцы, но и инструкторы, готовящиеся к будущей преподавательской деятельности. Другой организацией, которая вела обучение метких стрелков, был ОСОВИАХИМ, созданный в 1927 году. В него вступали молодые люди, стремящиеся изучать военное дело. В собственности данной организации находилось несколько снайперских школ, где курсанты изучали строение оружия и оптики, баллистику, учились маскироваться на местности, доводили навыки стрельбы до совершенства.

В это же время советская оборонная промышленность приступила к проектированию отечественной снайперской винтовки, столь необходимой для бойцов. В 1925 году на Подольском оптическом заводе началось конструирование оружия, и уже через пять лет первые экземпляры отечественного оптического прицела стали поступать в войска («ПТ образца 1939 года»)3

В ноябре 1939 года началась советско-финская война. Отличительной чертой военных действий были финские снайперы-«кукушки»(3), наносившие много вреда Красной Армии, планомерно и методично убивая её командиров. Необходимо было осмыслить и переработать опыт «снайперского террора» при боевых действиях, но времени и возможности советскому руководству на это уже не оставалось. Достаточного количества метких стрелков в СССР не было. Таким образом, Красной Армии пришлось на собственном опыте убедиться в значимости снайперов.

Трагический опыт первого периода Великой Отечественной войны заставил руководство нашей страны пересмотреть многие довоенные принципы и правила. СССР было необходимо уравнять силы противоборствующих сторон, чтобы успешно вести борьбу против фашистской Германии. В результате Красная Армия и НКВД стали уделять огромное внимание подготовке снайперов.

В годы Великой Отечественной войны массовое снайперское движение зародилось на Ленинградском фронте в сентябре 1941 года. Основатель этого движения – Владимир Николаевич Пчелинцев. Он впоследствии станет первым снайпером, получившим звание Героя Советского Союза. (4)

Однако для развития снайперского движения было необходимо большое количество профессиональных инструкторов, способных подготовить бойцов. На территории СССР было создано множество специализированных школ, одной из них стала Центральная женская школа снайперской подготовки. Вскоре при ней создали курсы сверхметких стрелков. Со своей стороны, государство щедро поощряло лучших бойцов. 21 мая 1941 года был введён специальный знак отличия «Снайпер». 4 (5)

Среди тысяч сверхметких стрелков против немецко-фашистских захватчиков воевали и женщины. В начале Великой Отечественной войны это были выпускници ОСОВИАХИМа, обладающие званием «Ворошиловский стрелок», или девушки-добровольцы, окончившие армейские месячные курсы.

«Психофизиологически женщины намного более приспособлены к работе в экстремальных условиях, чем мужчины…Порог терпения у женщин выше, чем у мужчин… Женщины обладают обостренными системами восприятия…Женщины работают собранно, целенаправленно и безжалостно… Результативность действий женщины-снайпера будет всегда выше, чем у снайпера-мужчины»5 - пишет автор современного учебника «Искусство снайпера».

Два года тяжелейшей борьбы против немцев, а также статистика, которая показывала, что на фронтах войны женщины по многим критериям превосходили мужчин, подтолкнула командование Красной Армии к исключительному решению. На основе женских курсов была создана Центральная женская школа снайперской подготовки.

Глава 2. Создание Центральной женской школы снайперской подготовки

Специальные женские курсы снайперской подготовки (1942-1943 год)

20 марта 1942 года по приказу НКО СССР была создана школа инструкторов-снайперов при Главном Управлении Всевобуча (ГУВВО). Была проведена мобилизация в школу инструкторов-снайперов, превосходных стрелков возрастом от 20 лет, обладающих крепким здоровьем, прошедших 110-часовую программу Всевобуча и имеющих образование не ниже семи классов. Все кандидатуры будущих педагогов были утверждены на бюро обкомов, крайкомов и ЦК ЛКСМ союзных республик. Занятия с первым набором курсантов начались 18 апреля, а 3 мая состоялось торжественное открытие школы, которое было отмечено парадом личного состава и принятием воинской присяги.

27 ноября 1942 НКО СССР принял решение о реорганизации школы инструкторов-снайперов в Центральную школу инструкторов снайперской подготовки (ЦШИСП) при ГУВВО СССР. При данном учебном заведении были впервые сформированы специальные женские курсы снайперской подготовки со сроком обучения 3 года. Страна готовила резервы Красной Армии. По постановлению ЦК ВЛКСМ от 7 декабря на курсы были призваны комсомолки. Образование прибывших курсанток было удовлетворительное: 37‰ – от 8 до 10 классов; остальной состав имел не ниже 6 классов. Возрастной состав представлял из себя девушек 17-18 лет.6 По национальному составу большинство русские девушки, пришедшие из учебных заведений, средних школ, счетные работники заводов, фабрик, шахт и железнодорожной сети, меньшее число девушек колхозного крестьянства. Пришли в школу люди, представители Советского народа, раньше совершенно не имевшие понятия о воинской службе, теперь же все они горели желанием скорее изучить грозное оружие в руках советского человека-снайперскую винтовку и ехать на фронт уничтожать немецко-фашистских оккупантов.7

По истечению шестимесячного срока обучения в июне 1943 года курсанты были подвергнуты государственным испытаниям, на которых девушки показали образцы боевой и политической дисциплины. Практическую стрельбу выполнили на 98,7%, 38,8% курсантов получили оценку – отлично, 51,8% - хорошо. По политической подготовке курсанты получили оценку – хорошо, из них 18,5%-отлично, 76,6%-хорошо. Среди девушек-курсантов была отмечена высокая дисциплина, что впоследствии заложило прочные основы высокого политико-морального состояния школы.8

Центральная женская школа снайперской подготовки (1943 год)

Приказ Наркомата обороны Союза ССР генерала-полковника товарища Щаденко(6) за №0367 от 21 мая 1943 года гласил: «К 25 июня 1943 года сформировать на базе женских курсов отличных стрелков при Центральной школе инструкторов снайперского дела – Центральную женскую школу снайперской подготовки в составе двух батальонов … Отбор произвести из добровольцев-женщин в возрасте до 25 лет с образованием не ниже семи классов и прошедших обучение в снайперских комсомольско-молодежных подразделениях «Всеобуча»…»9

Каким образом будущие девушки-курсанты попадали в снайперскую школу? Существовали достаточно жёсткие критерии отбора: предпочтение отдавалось крепким, физически выносливым девушкам в возрасте до 25 лет, обладавшим отличным зрением, имевшим образование не ниже семи классов, годным к службе в армии.

Подготовка девушек-снайперов на женских курсах отличных стрелков показала, что в современной войне с немецким фашизмом, девушки могут оказать большую помощь Красной Армии в истреблении захватчиков, тем более, что стремление девушек попасть в школу охватило всю необъятную Советскую страну.

Примером тому служила боевая биография Людмилы Павличенко(7), знаменитого севастопольского снайпера и славные деяния отважных москвичек – Натальи Ковшовой(8) и Марии Поливановой(9). Но были и другие менее известные героини, взявшие в руки снайперские винтовки: Нина Петрова, Валентина Хохлова и Татьяна Константинова.

Теперь от службы в разных воинских частях сверхметких стрелков женщин-одиночек решили перейти к регулярной, централизованной, планомерной подготовке целых групп женщин-снайперов (отделений численностью до 10-12 человек и взводов численностью до 25-30 человек) для последующего распределения по фронтам. По своей структуре и формам обучения ЦЖШСП походила на пехотное училище.

Всё время работы ЦЖШСП находилась на территории посёлка Вешняки, затем на лето переехала в палаточный лагерь у деревни Амерево Щелковского района Московской области. Весь курс обучения составлял шесть месяцев, за это время будущие снайперы изучали теорию и оттачивали мастерство на практике. Программа обучения включала: политическую, строевую, огневую, тактическую подготовку, военную топографию, инженерно-сапёрное дело. Кроме того, девушки должны были стрелять из автомата, ручного и станкового пулемётов, противотанкового ружья. Их обучали приёмам штыкового боя, метанию гранат и бутылок с зажигательной смесью, а также давали начальные медицинские знания.

В чём заключались практические занятия? Самым любимым предметом в школе считалась огневая подготовка. До места, где располагалось стрельбище девушки шли 7 км и учились стрелять на расстояние 1000 м «по станковому пулемёту», с 800 м – «по перебежчику», с 500 м – «по грудной мишени».

Начальником ЦЖШСП назначили подполковника Николая Николаевича Кольчака(1905-1968) (10), который впоследствии лично составил памятку «12 заповедей снайпера»

По окончании курса обучения, наряду с государственными экзаменами, выпускницам школы необходимо было выдержать 70 километровый марш-бросок с полной солдатской выкладкой (скаткой, винтовкой, противогазом, сапёрной лопаткой). Конечно, учиться было тяжело, но впоследствии, уже будучи на передовой, снайперы с благодарностью вспоминали своих педагогов, ведь приобретённые навыки зачастую спасали им жизнь. В июне 1943 года состоялся выпуск курсантов первого набора:

50 выпускниц отправились на Калининский фронт;

54 выпускницы – на Северо-Западный фронт;

25 июля 1943 года состоялся второй набор курсантов ЦЖШСП, и в школу пришло новое пополнение девушек, съезжавшихся со всех сторон необъятной Родины (всего 887 девушек), стремившихся овладеть сложной профессией снайпера и как можно скорее поехать на фронт истреблять немецких захватчиков. Принятие воинской присяги было сопровождено торжественным праздником, проведённом на стрельбище, митингом и парадом личного состава ЦЖШСП. За прекрасную подготовку женщин-снайперов было принято решение вручить ЦЖШСП памятное Красное знамя ЦК ВЛКСМ и наградить курсантов именными снайперскими винтовками ЦК ВЛКСМ. В заключение состоялся физкультурный праздник. Также 6 сентября было решено наградить весь основной состав ЦЖШСП именными часами за успешную работу по подготовке снайперов для Красной Армии.10

Пресса не могла пройти мимо успехов советских курсантов. Армейская газета «Фронтовик» 3-й ударной армии в августе 1943 года в статье «Девушки-снайперы истребляют врага» восхваляла храбрость бойцов, борющихся против фашистских захватчиков.

Центральная женская школа снайперской подготовки в Подольском районе (1943-1944 год)

11 сентября 1943 года ЦЖШСП переехала из летнего лагеря Амерево на зимние квартиры на станцию Силикатная, в посёлок цементного завода Подольского района. (11,12)

Школа продолжала работу. Закончив восьмимесячный курс обучения, девушки из второго набора ЦЖШСП уехали:

на Карельский фронт – 150 человек;

на 2-й Прибалтийский фронт – 75 человек;

на Западный фронт – 200 человек;

на 1-й Прибалтийский фронт – 75 человек;

на 1-й Белорусский фронт – 85 человек.

И каждый раз девушки демонстрировали высокий класс подготовки и большое воинское мастерство. Результаты выполнения заданий вдохновляли на продолжение работы.

Третий выпуск состоялся 1 мая 1944 года. В эти дни Школа отмечала годовщину своего существования. Для участия в военном параде в Подольск прибыли 22 её выпускницы.

В конце ноября 1944 года состоялся ещё один выпуск. В действующую армию уехали 559 девушек. К концу февраля 1945 года командировки в воинские соединения получили ещё 262 снайпера-стрелка. По статистике на февраль 1945 года выпускницы школы уничтожили на фронтах около 12 тыс. солдат и офицеров противника. Выпускницы школы участвовали в Белорусской, Висло-Одерской, Восточно-Прусской, Берлинской и др. стратегических операциях.

В период с 15 марта по 15 мая 1945 года ЦЖШСП, просуществовав 27 месяцев была расформирована. Школа выпустила 1061 снайпера и 407 снайперов-инструкторов. Из них на фронтах Великой Отечественной войны погибли 185 человек.

Глава 3. Значение Центральной женской школы снайперской подготовки в победе в Великой Отечественной войне.

Памяти «стёклышек»

Центральная женская школа снайперской подготовки сыграла значительную роль в победе над фашистской Германией. За два с небольшим года (1943-1945 гг.) школа выпустила четыре набора девушек, общей численностью 1885 выпускниц. За период войны они уничтожили почти целую дивизию фашистов: примерно 20 тыс. человек.

«Это уникальный случай в мировой военной истории. Ни в какой другой стране (в том числе в нацистской Германии) женщин не учили профессионально снайперскому мастерству.»11

Две выпускницы школы – Татьяна Барамзина(13) и Алия Молдагулова(14) – удостоены звания Героя Советского Союза (посмертно). Память о них навсегда сохранится в наших сердцах.

Татьяна Барамзина. Имя этой дочери русского народа хорошо известно жителям Подольска. В городе есть улица, названная в её честь. А в Москве, в районе станции м. Выхино, улица и школа №891 названы в честь Алии Молдагуловой.

102 девушки ЦЖШСП получили ордена Славы III и II степени, орден Красного Знамени – 7 выпускниц, орден Красной звезды – 7 выпускниц, орден Отечественной войны – 7 выпускниц, медаль «За отвагу» - 299 выпускниц, медаль «За боевые заслуги» - 70 выпускниц. А 22 девушки были награждены именными винтовками…

Никогда не угаснет память о Розе Шаниной, Александре Шляховой, Юлии Жуковой, Нине Лобковской, Клавдии Шрядко и сотнях других женщин-снайперов, выпускницах ЦЖШСП. Никогда не померкнет сияние звёзд, полученных ими в суровых огневых сражениях.

Работая над темой, в беседе с работниками ЦАМО МО РФ я узнала, что архив участвует в работе по увековечению памяти погибших женщин-снайперов (хотя большое количество документов до сих пор засекречено). Сотрудники архива собрали интереснейшие материалы о работе в г. Подольске Центральной женской школы снайперской подготовки во время Великой Отечественной войны. Фонды ЦАМО получили название «Центральная женская школа снайперской подготовки при ГУВВО НКО СССР (История школы)»12

Кроме этого, фонды ЦАМО содержат бесценные материалы личного происхождения, письма с фронта женщин-снайперов, воспоминания. Используя эти данные, анализируя их, я смогла взглянуть на фронтовую жизнь ЦЖШСП изнутри, узнать особенности повседневной военной жизни, понять эмоциональное состояние женщин в тяжёлых условиях войны.

Эти знания навсегда сохранятся в моей памяти. Самое страшное в духовной жизни человека – это незнание истории своей Родины.

«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу.»

А.С.Пушкин

Глава 4. Заключение

Результатом исследования явилось получение подробной информации об истории ЦЖШСП и её роли в жизни страны. Я достигла поставленных целей исследования и пришла к следующим выводам:

История создания и существования ЦЖШСП необычайна интересна и познавательна;

ЦЖШСП внесла неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне, воспитав множество великих женщин снайперов;

Память о ЦЖШСП – бесценна, как отражение своего времени, важных событий, жизни целого поколения людей.

В 2018 году Центральная женская школа снайперской подготовки отметила сразу два юбилея: 25 июня 2018 года исполнилось 75 лет с момента создания ЦЖШСП и 11 сентября 2018 года – 75 лет реорганизации ЦЖШСП именно в Подольском районе, на станции Силикатная, т.е. в нашем родном Подмосковье.

К сожалению, эти даты были забыты, никем не отмечены, стёрты из памяти народа. А когда речь идёт о женщинах на войне, это становится вдвойне обидней. Женщина – снайпер! Вдумайтесь в эти слова! Женщина, которая призвана давать жизнь, вынуждена её забирать, убивать! Как это больно, страшно и неправильно!

Иногда спрашивают: «Какими чертами нужно обладать женщине, чтобы идти на фронт и убивать? Может, это была некая психологическая предрасположенность, обусловленная жестокостью?» Конечно, нет. Как оправдание этой неженской воинской специальности звучат слова начальника политотдела ЦЖШСП майора Екатерины Никифоровы: «Школа была рождена войной, её суровой необходимостью.»

Близость смертельной опасности, гибель боевых товарищей, трагические известия из дома – всё это оказывало влияние на женскую психику. И в такой ситуации вопрос о том, надо ли идти и выполнять своё боевое задание не вставал: «…Я должна взять оружие в руки и мстить сама. Я уже знала, что у меня никого из родных не осталось. Моей мамы нет…» (воспоминания снайпера ЦЖШСП А.П.Медведева-Назарнина)

Великая Отечественная война стала особым опытом для женщин. На войне было всё: и «чёрное», и «белое». В её безжалостной правде – искалеченные женские судьбы, которые вызывают чувства глубокого уважения и восхищения. Ведь, в первую очередь, нужно задуматься над тем, что пришлось пережить женщине на войне, откуда брались силы, чтобы преодолеть трудности фронтовой жизни. И тогда на первый план выступает самое главное – что один только факт нахождения на фронте уже был подвигом.

Девушки – снайперы, «стёклышки», как называли их боевые товарищи, по своей женской природе не хотели убивать, но, встав на защиту своей Родины, самоотверженно воевали наравне с мужчинами. Плакали после первого выстрела, переживали, тосковали, любили. Просто они знали, что должны оставаться сильными духом и идти до конца, «Победного».

Наш долг – всегда помнить, бережно хранить и через года и десятилетия нести память о всех тех, благодаря кому в 1941-1945 годах была одержана Великая Победа.

Не долюбив, не доучившись в школе,

До Дня Победы нашей не дожив,

Они остались здесь навечно в поле,

Нам путь к счастливой жизни проложив

Список использованной литературы.

Источники:

ЦАМО фонд 60785 опись 36096 дело 1

«Листовка-памятка снайперу» - Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 года

«Путин: Россия не допустит забвения героев Великой Отечественной войны» ТАСС, 09.05.2014 г.

««Снайпер-фрау»: как за время Войны советские женщины-снайперы смогли уничтожить тысячи вражеских солдат.» - Виктор Сокирко, ТВЗвезда 12.01.2018 г.

Фильм «Ах, эти синие глаза» режиссёр Надежда Попова 2014г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://dic.academic.ru/dic

www.podolsk-news.ru

Литература:

А.И.Бегунова «Ангелы смерти. Женщины снайперы. 1941-1945» М., Вече, 2014

Е. Никифоров, Г.Евстигнеев сборник «Снайперы» М., «Молодая гвардия», 1976

Потапов А. Искусство снайпера М., 2009.

В.А.Чувилкин «Девушки в шинелях» Московский рабочий, 1982

Приложения

Приложение №1 (Опрос)

Приложение №2 (Листовка-памятка снайперу)

Приложение №3 Симо Хяюхя (Simo Häyhä) - один из самых лучших снайперов в истории. В ходе советско-финской войны он уничтожил более 500 красноармейцев.

Приложение №4 (Владимир Николаевич Пчелинцев)

Приложение №5 (Знак отличия «Снайпер»)

Знак «Снайпер ОСОВИАХИМа» образца 1933 г.

Знак «Снайпер РККА» образца 1938 г.

Знак «Снайпер» образца 1942 г.

Приложение №6 (Е.А.Щаденко)

Приложение №7 (Людмила Павличенко)

Приложение №8 (Наталья Ковшова)

Приложение №9 (Мария Поливанова)

Приложение №10 (Н.Н.Кольчак)

Приложение №11

Приложение 12

Здание ЦЖШСП на станции Силикатная

Приложение 13 (Татьяна Барамзина)

Приложение 14 (Алия Молдагулова)

1 ТАСС 9 мая 2014 года

2 «Листовка-памятка снайперу» - Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации

3 Подольский исторический музей

4 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 года

5 Потапов А. Искусство снайпера М., 2009. С.283

6 Основание: ЦАМО фонд 60785 опись 36096 дело 1 лист 1

7 Основание: ЦАМО фонд 60785 опись 36096 дело 1 лист 2

8 Основание: ЦАМО фонд 60785 опись 36096 дело 1 лист 2

9 Приказ Наркомата обороны Союза ССР за №0367 от 21 мая 1943 года

10 Основание: ЦАМО фонд 60785 опись 36096 дело 1 лист 3

11 Газета «Аргументы и факты» Петракова В., к.и.н.

12 № Фонда 60785 ЦАМО МО РФ

13

Просмотров работы: 2118