Введение
Актуальность
В последнее время мы часто слышим с различных трибун слово «патриотизм». По этому вопросу Президент РФ В.В. Путин сказал: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма … это и есть национальная идея».
Можно ли гордиться прошлым и защищать интересы настоящего, не зная истории, важных дат в жизни своей страны?Ответом на этот вопрос стало исследование «С чего начинается патриотизм?», проведенное в 2016/2017 учебном году Коротаевым Артёмом, учеником 6 класса МАОУ СОШ № 211имени Л.И. Сидоренко г. Новосибирска (руководитель: Хмелинина И.Н., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 211имени Л.И. Сидоренко). Проект был представлена в 2018 году на V всероссийской научно-инновационной конференции «Открой в себе ученого» в г. Санкт-Петербург и заняла первое место в секции «Философия и социология».
В проведенном исследовании пропагандировалась идея о том, что память о подвигах русского народа должна передаваться из поколения в поколения, как символ веры в героическое прошлое с целью укрепления чувства гордости за свое Отечество и воспитание национального единства. Человек, знающий, что его предки пали в борьбе за Родину, скорее вырастит патриотом и захочет вписать свое имя в историю своей страны даже в мирное время как знаменитый спортсмен, выдающийся ученый, честный и порядочный гражданин – герой своего времени.
По итогам исследования были сделаны следующие выводы:
- знания об исторических событиях оказывают существенное влияние на потомков;
- эти знания порождают гордость за Отечество.
Результаты этого же исследования показали, что более половины анкетируемых - 56 % (110 из 196) - не смогли назвать героя сегодняшнего времени, что указывает на несформированный образ патриота (в анкетировании приняли участие 196 человек: учащиеся 5,9,11 классов МАОУ СОШ №211 им. Л. И. Сидоренко г. Новосибирска и взрослые с высшим образованием - юристы, экономисты, бухгалтера, инженеры и другие в возрасте от 21 года до 63 лет).
И этот факт нас насторожил! Мы, люди, неравнодушные к своей стране, не можем говорить о любви к Родине, не зная ее героев!?
Цель, основные идеи и задачи работы
Мы считаем, что необходимо возобновлять интерес к истории России и ее развитию, как великого Государства. И чем в более раннем возрасте мы обратимся к глубокому изучению, тем большего эффекта можно ожидать. А начинать необходимо хотя бы со знаний подвигов тех героев, чьими именами названы улицы, на которых мы живем.
Для этого в 2018/2019 учебном году в рамках реализации проекта «Узнай героев Отчизны - будь патриотом своей страны!» (автор Коротаев Артём) – финалиста Всероссийского конкурса Добровольцы России 2018 проведено настоящее исследование.
Цель работы: изучение истории родной страны, малой Родины через судьбы конкретных людей, их дела и поступки для формирования патриотического сознания как «важнейшей ценности» нового поколения россиян.
Патриотическое сознание – составляющая патриотического воспитания наряду с патриотическим убеждением (знания) и патриотической деятельностью (готовность действовать) [3].
Основные идеи работы:
- показать школьникам на конкретных примерах, что «герои» живут с нами рядом, что в России всегда были и есть люди, готовые совершать подвиги ради Родины, как в военное, так и в мирное время - патриоты. Для этого просто надо посмотреть вокруг - почему улица названа именем этого человека, что за мемориальная доска на доме рядом и т.д.;
- повысить интерес к истории своей страны: «героев» больше, чем кажется на первый взгляд.
Для решения данной цели сформулированы следующие задачи:
Определить через анкетирование, что знают ребята о тех героях, в честь которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона.
Найти информацию о героях, в честь которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона.
Заполнить шаблон презентации (разработан в рамках проекта Коротаева Артёма).
Сформировать электронную базу презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны - будь патриотом своей страны!» для последующего использования на уроках окружающего мира, истории, обществознания; тематических классных часов, посвященных родному микрорайону, юбилейным датам организаций микрорайона и людям, чьи имена увековечены в названиях улиц и мемориальных доска.
Провести беседы с учащимися начальной школы с использованием презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!»
Составить и провести повторное анкетирование с целью понять, оказало ли влияние знание о судьбах и подвигах тех, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона, на развитие у слушателей чувства гордости за наш микрорайон.
Определить перспективу дальнейшей работы по развитию чувства гордости и любви к своему краю, своему народу
Значимость работы и предполагаемый результат
Настоящая работа помогает решить следующий проблемный вопрос:
- развитие чувства патриотизма, формирование патриотического сознания
через положительное восприятие своей истории, героических поступков людей;
Социальный эффект:
- Гражданин, гордящийся своей страной, захочет сделать её еще лучше и с таким же настроем воспитает своих детей – поколение неравнодушных к своей Родине.
- При реализации работы увеличивается интерес к истории как у слушателей, так и «лекторов» через подготовку и презентацию материалов.
Предполагаемый результат работы
По итогу курса лекций подтвердить, что у школьников появился интерес к истории своего микрорайона и чувство гордости за тех, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона.
Будет сформирована электронная база презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!» для последующего использования на уроках окружающего мира, истории, обществознания, тематических классных часов, посвященных родному микрорайону, юбилейным датам организаций микрорайона и людям, чьи имена увековечены в названиях улиц и мемориальных досках.
Методы исследования
В процессе работы использовались следующие методы:
Общенаучные методы: поисковый, сравнение, анализ, анкетирование, обобщение.
Математические методы: статистические методы, метод визуализации данных (таблицы и графики).
Основная часть
Этапы реализации и их результаты
Этап |
Цель |
Результат |
Изучение теории вопроса |
Анализ имеющегося опыта, исследования по вопросу развития патриотических чувств, формирования патриотического сознания у школьников |
Сформировано представление (понимание), что такое патриотические чувства, сознание. Определены цели, задачи и направления работы |
Создать и провести анкетирование «А что ты знаешь о их подвиге?» |
Выявление наличия знаний у ребят касательно выдающихся людей, в честь которых названы улицы нашего микрорайона . |
Опрошено 160 учащихся 4а,4б,4к,4и,4з и 3з Результаты анкетирования показали, что многим ребятам все равно, в честь кого названы учреждения и улицы нашего микрорайона; большинство из них не задумывались о своем отношение к микрорайону, некоторым наш микрорайон нравится, но чувство гордости ни у кого не вызывает. (Приложение 5.2.) Незнание подвигов тех, чьими именами названы наши улицы, приводит к равнодушному отношению к месту, в котором ты живешь |
По заданному шаблону (Приложение 5.1) составить презентации о тех героях, чьими именами названы улицы и организации нашего микрорайона |
Формирование единой электронной базы презентационных материалов для последующего использования на уроках окружающего мира, истории, тематических классных часов, посвященных родному микрорайону, юбилейным датам организаций микрорайона и людям, чьи имена увековечены в названиях улиц и мемориальных досках; через подготовку презентационных материалов развитие интереса у лекторов к истории своего микрорайона и чувства гордости за тех людей, именами которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона |
Создано 6 презентаций о Л. В. Мясниковай, А.В. Гребенщикове, М.Ю. Немыткине, И.В. Курчатове, Ф.В. Краузе., Л. И. Сидоренко. (Приложение 5.3.) |
Провести беседы с использованием презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!» |
Развитие интереса у слушателей к истории своего микрорайона и чувства гордости за тех людей, именами которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона; развитие у лекторов ораторских и коммуникативных способностей |
Проведены беседы в 4а,4б,4к,4и,4з и 3з классах |
Составить и провести повторное анкетирование «А что ты знаешь о их подвиге?» |
Оказало ли влияние у слушателей знание о судьбах и подвигах тех, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона на развитие чувства гордости за наш микрорайон. |
Возросло количество ребят, знающих всех героев, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона; Эти знания повлияли на развитие чувства любви и гордости за наш микрорайон (Приложение 5.4) |
Провести анализ работы |
Определение перспективных направлений дальнейшей работы |
Разработан план проведение агитационно-просветительской работы с целью повышения патриотизма у подростков. |
Заключение
Результат работы
Результаты анкетирования показали, что у ребят появилось чувство гордости, за тех, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона (см. Приложение 5.4).
В ходе 6 бесед в каждом классе 4а,4б,4к,4и,4з и 3з выяснилось, что 55 % заинтересовались историей своего микрорайона и высказали желание продолжить беседы на подобные темы с целью познакомиться с родственниками героев, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона, сходить на экскурсию по всему микрорайону всем классом.
Мы, лекторы, стали уверенней выступать перед публикой и у нас появилось желание продолжить работу, направленную на развитие чувства гордости и любви за свой микрорайон.
Работая над проектом «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!» вдохновила Коротаева Артема, на создание в нашей школе волонтерского отряда «ПЕЛАГУС - 211», а нас, соучастников работы, стать членами этого отряда. В настоящее время проводится агитационная работа для привлечения в отряд большего числа участников (примерно 25 учащихся подтвердили свое желание).
Сформирована электронная база презентационных материалов на тему «Узнай героев Отчизны – будь патриотом своей страны!» для последующего использования на уроках окружающего мира, истории, обществознания, тематических классных часов, посвященных родному микрорайону, юбилейным датам организаций микрорайона и людям, чьи имена увековечены в названиях улиц и мемориальных досках – 6 презентационных материалов.
Перспективы
С целью развития чувства гордости и любви у учащихся нашей школы к нашему району (как следствие к городу и стране в целом) мы планируем:
Составить и провести квесты на тему «Мы гордимся своим районом» (март, 2019);
Организовать экскурсии по интересным местам нашего района (июнь, 2019 в рамках летнего оздоровительного лагеря);
Организовать встречи с семьями героев, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона (первое полугодие 2019/2020 учебного года);
Организовать 20 октября 2019 (в день рождения района) в развлекательных центрах нашего района фотовыставки или выставки рисунков «С днем рождения, родной район!», отображающие любимые и красивые уголки нашего микрорайона, интересные события и трудовую деятельность калининцев.
Развивать работу волонтерского отряда «ПЕЛАГУС 211»
В последнее время от многих слышишь, что «в такой-то стране люди живут богаче, улицы чище, дороги лучше» и так далее. Но только ли комфортное проживанием формирует гордость за свою страну? Люди просто, не зная истории, не понимают, что наша страна знаменита подвигами ради независимости и свободы, счастья и благополучия. И этим нужно гордиться в первую очередь! В России всегда были и есть люди, готовые совершать подвиги ради Родины как в военное, так и в мирное время – патриоты. Герои живут с нами рядом. Для этого просто надо посмотреть вокруг – почему улица названа именем этого человека, что за мемориальная доска на доме рядом и т.д.
А человеку, гордящемуся своей страной, хочется сделать её еще лучше и с таким же настроем воспитать своих детей – поколение неравнодушных к своей стране. Поэтому необходимо начинать с малого - возобновлять интерес к самой стране, к ее развитию, как великого Государства через интерес к истории родного города, микрорайона, улицы.
Список использованных источников и литературы
Советы лидерам. Владимир Путин поддержал инициативы бизнеса и назвал патриотизм национальной идеей / Российская газета
[Электронный документ] URL: https://rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-nazval-patriotizm-edinstvennoj-nacionalnoj-ideej.html
Сайт V всероссийской научно-инновационной конференции «Открой в себе ученого» в г. Санкт-Петербург [Электронный документ] URL:http://ovsu.ru/%d0%b4%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8b/
Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны. Марченко Елена Владимировна, преподаватель-организатор ОБЖ
[Электронный документ] URL: открытыйурок.рф/статьи/ 611668/
Приложения
Приложение 5.1. Шаблон презентации.
Шаблон презентации нацелен на максимальную зрительную фиксацию информации через образы и иллюстрации
Слайд1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Приложение 5.2 Анкета «на входе»
Анкета
«А что ты знаешь об их подвиге?»
(в опросе приняло участие 160 учащихся 4а,4б,4к,4и,4з и 3з)
Вопросы анкеты |
Результат опроса |
|
1 |
Назови имена тех героев, в честь которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона |
-ни одного не назвали-1% -назвали 1-2 героев-20% -назвали 3-4 героев-36% -всех назвали -15 % |
2 |
Напиши, что ты знаешь о тех героях, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона на развитие чувства гордости за наш микрорайон. |
- 12% учащихся смогли назвать только профессии героев; - 5% учащихся знают подвиг, который герой совершил |
3 |
Как ты относишься к своему району |
Распространенные ответы: Не думал об этом-7% Не знаю-16% Никак-21% Есть и лучше-8% Я недавно приехал. Мне все равно-12 Красивый район-16% Здесь хорошо-17% Я люблю свой район-3% |
Презентационные материалы, созданные в рамках работы размещены в открытом доступе в группе волонтерского отряда «ПЕлагус-211» https://vk.com/pelagus211
***
***
***
***
***
Анкета
«А что ты знаешь об их подвиге?»
(в опросе приняло участие 142 учащихся 4а,4б,4к,4и,4з и 3з)
Вопросы анкеты |
Результат опроса |
||
1 |
Назови имена тех героев, в честь которых названы учреждения и улицы нашего микрорайона |
-ни одного не назвали-0% -назвали 1-2 героев-10% -назвали 3-4 героев-55% -всех назвали -45 % |
|
2 |
Напиши, что ты знаешь о тех героях, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона |
- 57% смогли назвать и подвиг, и профессию героев, чьими именами названы учреждения и улицы нашего микрорайона - 17% правильно указали только профессию |
|
3 |
Как ты относишься к своему району |
Не знаю-5 Никак-11% Интересный район-8% Улицы носят имя героев-25% Есть, чем гордиться-12% Красивый район-16% Здесь хорошо-17% Я стал любить свой район-3% |