Душа моей малой Родины

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Душа моей малой Родины

Королев В.М. 1
1МОУ - ПЛАНЕТА ДЕТСТВА
Королева Е.А. 1
1МОУ - ПЛАНЕТА ДЕТСТВА
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В течение последних лет я с интересом увлекаюсь изучением истории и развития моего села, моей малой Родины. Мне нравится изучать архивные документы, общаться со старожилами села.

Историю моего родного села Спас-Заулок, что в Клинском крае, невозможно изучать без изучения истории строительства и существования храма. Основные письменные источники, раскрывающие историю развития нашего края, тесно связаны с историей Русской Православной Церкви. Например, история жизни выдающегося государственного деятеля, полководца всегда вызывает живой интерес. То же самое можно сказать и об истории развития памятника архитектуры или культового сооружения. История церкви в нашем населенном пункте вызывает интерес своей трагичностью и уроками.

Задача усвоения этих уроков стоит сегодня как никогда остро: общество, отказывающееся от своего прошлого, не может знать своего будущего, и мы, наше молодое поколение должны этому противостоять, путем изучения забытых и неизученных страниц своей родной истории.

Знать историю строительства, развития и функционирования церкви своего села – вот та задача, решение которой позволяет иметь представление о главных вехах в развитии истории своего края, а именно своего населенного пункта, то есть своей малой Родины.

Храм – это дом особый, величественный. Говорят, в нём Господь живёт. Необычным, притягивающим, красивым и непривычным является сам облик храма; но как прекрасен его «голос»! Иногда, ещё не видя храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов. С древних времён колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях. Только в храме, в тишине, по-настоящему можно подумать о Боге, о себе, о людях добрых и злых, о самых любимых и близких. Здесь, в Божьем доме, каждый может найти успокоение, радость и благодать сердца своего.

В последнее десятилетие ХХ века начался поворот в общественном сознании людей, и усилилось стремление познать основы культурного наследия и, в первую очередь, найти духовные истоки и проследить духовные начала. На мой взгляд, актуальность данной работы не вызывает сомнения.

Цель исследования – проследить путь становления и развития Преображенской церкви села Спас-Заулок Клинского района Московской области; сохранить для потомков имеющиеся сведения о храме, являющимся частичкой истории нашего края, нашей страны.

Задачи

изучить по имеющимся источникам факты, связанные со становлением Преображенского храма;

составить рассказ о храме и оформить результаты поиска в исследовательскую работу;

внести посильный вклад в изучение истории родного села.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема, суть которой мало известна широкому кругу лиц.

Гипотезы: 1) исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви; 2) школьники недостаточно владеют информацией о маршрутах духовного краеведения Подмосковья, в том числе своей малой родины.

Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.

Предмет: Преображенский храм села Спас-Заулок Клинского района Московской области.

Методы работы

Проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала, включает в себя:

изучение литературы, связанной с темой работы, в том числе Интернет-источниками;

работа с семейными и архивными документами;

знакомство с материалами, предоставленными жителями села.

Практическая значимость

Материалы данной исследовательской работы могут использоваться:

для газетных публикаций, при проведении уроков истории, внеклассных мероприятий, классных часов;

при проведении экскурсий в Клинском муниципальном районе.

1. Исторический очерк

Первые упоминания храма в селе Спас-Заулок относят к середине 17 века. В альбоме иностранного путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви (Приложение 1а). По всей вероятности, в начале 18 века церковь была перестроена. А с середины 19 века она была увенчана куполом с главкой. Храм опирался на каменный фундамент, кровли его были покрыты железом, а стены снаружи обшиты тесом.[1]

Во всех окрестных сёлах к тому времени уже стояли или строились каменные церкви. Как правило, они возводились на деньги богатых жертвователей. Особенностью Спас-Заулковского прихода было отсутствие подобных людей. Поэтому был объявлен сбор средств, для чего при дороге сооружена небольшая часовня. Новый храм решили ставить рядом с существующим. Строительство велось быстро, и в 1833 году, при настоятеле Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нём уже начинались богослужения. К тому времени церковь была почти готова, не хватало колокольни и внутренней отделки. Известно, что строительную артель возглавлял Иван Озеров из деревни Заозерье Тверского уезда. Имя архитектора, составившего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий.[4]

Его творение грандиозный храм в стиле позднего классицизма. Размеры церкви могут поразить воображение: высота под главным куполом составляет 33 метра (высота 10-этажного дома). Постройка сложена из кирпича, фундаменты и некоторые декоративные детали из белого камня.

Вскоре после постройки в столпах были замечены трещины, вызванные постепенно усадкой стен. Митрополит Московский Филарет, который лично следил за строительством Спас-Заулковского храма, тревожился за его состояние. Однако трещины были вскоре заделаны и на прочность здания не повлияли. Одновременно с храмом была сделана каменная ограда с воротами и двумя сторожками. До наших дней дошли только северные ворота и строжки, правда в сильно перестроенном виде, но и в этом виде они представляют исторический интерес, поскольку подобных сооружений сохранилось немного.

При протоиерее Михаиле Львове в 1850 году произошла перестройка старой деревянной церкви, которая после появления каменного храма пустовала. Церковь была оформлена в стиле классицизма и освящена во имя пророчицы Анны (Приложение). Протоиерей Михаил был настоятелем до конца 19 века. При нем же в 1858 году были выполнены росписи в Преображенском храме, частично сохранившиеся до наших дней, а в 1871 году отлит большой колокол весом 8360 кг.[3]

Затем Михаила сменил протоиерей Евгений Афонский из семьи потомственных священнослужителей, духовник благочиния, человек образованный и обладавший музыкальным дарованием. Он играл на скрипке. Говоря, что во время занятий он иногда выходил на балкон и устраивал концерт для всех детей. Настоятельство отца Евгения совпало с самым трагическим периодом российской истории двумя революциями 1905 и 1917 годов, Первой и Второй мировыми войнами. После революции начались гонения на церковь, и возникла угроза закрытия храма. После 1937 года богослужение в Спас-Заулковском храме были запрещены властями, и храм был разграблен. Но ещё долгие годы до конца войны отец Евгений продолжал совершать таинства крещения и венчания в маленькой соседней церкви пророчицы Анны. Умер он уже после войны и похоронен на сельском кладбище.[1]

Во время Великой отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Погибшие советские солдаты похоронены в братской могиле к западу от церкви. Преображенская церковь тоже пострадала от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви был устроен склад ядохимикатов. За долгие годы существования склада убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание было окончательно брошено на произвол судьбы: кровли сорваны, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями.

Ещё тяжелее сложилась судьба Аннинской церкви. После войны её внутреннее убранство было уничтожено, а в церкви, несмотря на то, что она стояла посреди кладбища, устроили сельский клуб, куда ходила на танцы молодежь. Со слов моей бабушки: «Да, мы действительно ходили в клуб на танцы, а также смотреть художественные фильмы. Было такое время, мы не видели в том, что клуб это бывшая церковь, ничего предрассудительного. С течением времени я стала понимать ужасные последствия всего этого действа. Я имею в виду гонения на Церковь в целом…»

В 1980 году перед Олимпийскими играми Преображенский храм отреставрировали: побелили, настелили пол, вернули в своды недостающие камни, крышу покрыли железом. Но осенью того же года храм горел: были разрушены купол и крыша, от падающих углей сгорел пол.

Лишь в 1990-х годах с началом нового этапа российской истории, ознаменовавшегося Возрождением церкви, судьба храма изменилась. В 1993 началось его восстановление.

2.Возрождение Церкви в России

2.1 Восстановление храма

Русская поговорка гласит: «Есть храмы, построенные князьями, а есть потом и слезами…» Восстановление Преображенского храма шло по второму пути.

В 1993 году здание храма было в аварийном состоянии. В это время настоятелем храма был протоиерей Владимир Кильчевский. При этом неравнодушном батюшке и началось восстановление храма.

Больше десяти лет крыши над основным пространством храма не было. В сводах скапливался снег, который зимой, замерзая, разрывал каменную кладку, а весной, когда снег таял и вымывал связующий своды раствор, они начинали крошиться. Рабочим приходилось надевать каски, потому что из сводов падали кирпичи. Наверху, в главном куполе, зияла дыра в девять квадратных метров след от попадания танкового снаряда, через которую пролетали галки и было видно небо… Не было ни полов, ни окон, ни дверей. В довершение всего храм трижды пытались обворовать. В первый раз украли принесенные прихожанами иконы, во второй раз воры сломали замок и проникли внутрь, но ушли ни с чем. После второй попытки двери церкви несколько ночей не запирались. К ним была прикреплена записка: «Просьба не беспокоиться и не ломать двери. Взять нечего».[1]

Целью было вывести храм из этого бедственного положения. Восстановление храма осуществлялось на личные пожертвования, без государственного и частного финансирования. Задача была настолько велика, что люди часто работали на пределе сил. Только для того чтобы расчистить помещение трапезной, пришлось вынести вручную более тридцати тонн ядовитого мусора, оставшегося от склада ядохимикатов, запах которых в течение десятка лет не мог выветриться. Это делали сами прихожане, среди которых были в основном женщины, много пожилых.
Очень многие люди вложили свой труд и личные средства в восстановление храма. «Кто простирал руку, чтобы снабжать бедных; пред тем сами собою наклонятся плоды с райских дерев»1.

В 1993 году начинаются регулярные богослужения. Из рассказа моей мамы: «Мне было лет 8, когда я впервые оказалась на службе в нашем храме. Привела меня туда моя бабушка. Вся нынешняя величественность храма в то время отсутствовала: не было полов, помещение было очень маленьким, отчего прихожанам было довольно тесно. Но повсюду горели свечи, пахло воском и ладаном, завораживало церковное песнопение, а душа была полна неизведанного тогда счастья. Казалось, я пребывала в ожидании какого-то чуда…»

2.2. Часовня Святого Пророка Божия Илии

Деревянная часовня была построена по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Она воздвигнута в память о 12-летнем Илье Иванове, который трагически погиб на трассе Москва Санкт-Петербург. Илья несколько лет прослужил алтарником в храме села. В день смерти Илья служил в храме, исповедовался и причастился. Через два часа он был сбит автомобилем.

Шатровая часовня возведена на месте церкви пророчицы Анны. Строительство велось семьей Ильи и пожертвования людей, которые любили его. Первый камень был заложен 2 августа 2000 года, а уже через год в часовне состоялась первая служба.

Небольшая часовня вмещает около 15 человек. Она получилась светлой и уютной. Мне нравится бывать в ней. Здесь, в тишине, по-настоящему можно подумать о Боге, о себе, о самых любимых и близких. И часто бывает, что вопросы, ответы на которые ты так долго искал, возникают в мыслях сами по себе.

2.3. Освящение храма

Освящение храма, в христианской церкви это обряд освящения здания (помещения), являющийся необходимым условием возможности проведения в нём богослужения Божественной литургии.

Обряд освящения храма по христианскому канону также носит название обновление храма «потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым». Это понятие относится как ко вновь построенным (созданным), так и к отремонтированным и иным образом переделанным местам, которые ранее уже освящались для проведения литургий.

С освящением храма открывается новая страница его истории…

26 октября 2002 года, в день празднования Иверской иконы Божий Матери, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную Литургию и освятил полным чином Преображенский храм. Из интервью Митрополита ТВ «Клин Православный»: «…это один из красивейших храмов Подмосковья. И когда я совершил здесь Литургию, мне очень многое открылось…еще тронули мою душу люди, которые пришли в храм, в храм, который до сих пор носит раны современного атеизма… И было очень трогательно видеть на службе не только привычные лица бабушек, но и молодых людей: юношей, девушек, детей».[6]

А 2 марта 2013 года в храме Преображения Господня состоялся чин великого освящения двух возрождённых приделов Священномученика Фаддея Тверского и Святителя Николая Чудотворца. Обряд освящения совершил епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии (Приложение 2).

К этому мероприятию готовились давно, полностью завершили ремонт в пределах храма и роспись. В эту большую работу было вложено немало сил и средств, как самого настоятеля храма, так и многих других добрых людей. После службы епископ Балашихинский Николай от имени Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наградил медалями Московской епархии Русской Православной Церкви «За жертвенные труды 3-ей степени» протоиерея Владимира Кильчевского настоятеля Преображенского храма. Награды от Московской епархии были вручены всем помощникам в восстановлении храма и служении вере. В своей проповеди епископ Балашихинский Николай сказал теплые слова напутствия: «Я счастлив, что здесь полностью завершено возрождение святого храма, который много лет собирает в своих стенах своих богомольцев. И особенно отрадно, что значительная часть сегодняшних причастников дети. В сегодняшнем ожесточенном и озлобленном мире идет война за души детей …Православная церковь тоже борется за всех своих чад добрым примером и молитвой об их спасении и жизни вечной».[2]

Праздничное событие прокомментировал и протоиерей Владимир, настоятель Преображенского храма: «Десять лет назад было сделано полное освящение храма и центрального предела. А так как храм состоит из трёх пределов, то сегодня освятили пределы в честь Николая Чудотворца и Фаддея Тверского. Я счастлив, что храм обрёл полноценный статус, и мы закончили эту серьёзную и сложную работу. Ведь это самый большой храм в Клинском районе, если, конечно, не считать Троицкого собора. Мы доказали всем, что и сейчас можно расписывать такие большие храмы. Сегодня храм во время обряда освящения засветился изнутри, и даже стал выглядеть иначе. Ведь на всех верующих сошла благодать Божья, да и погода постаралась согреть и порадовать всех весенним солнышком».

2.4. Просвещение и культура

Еще в далеком 1993 году был объявлен набор в приходскую школу при храме. Своего помещения у школы не было, поэтому первая группа занималась в помещении школы-интерната. Дети изучали детскую Библию, участвовали в службе, учились читать по-церковнославянски.

С 1994 года в приходе был организован детский лагерь. С 1999 года лагерь организовывается каждые школьные каникулы. Каждое лето ребята выезжают на природу. Дети закаляются, принимают водные и солнечные ванны. Жизнь в лагере насыщенная. Ребята разных возрастов играют, поют, рисуют.

Одновременно с обучением воспитанников школы организуются интереснейшие поездки. Дети бывают в монастырях и храмах, музеях, картинных галереях и выставках.

Наш храм ведет не только духовную и просветительскую деятельность, но и является культурным центром Клинского района. Это не случайно, ведь культура, просвещение и православная религия тесно связаны друг с другом.

В ноябре 2015 года в Клину и районе проходило удивительное и выдающее событие осенний хоровой биеннале, в котором приняло участие около 20 творческих коллективов. Я обучаюсь в музыкальной школе, поэтому данное событие привлекло мой интерес.

1 ноября в Клину состоялось торжественное открытие. С утра в церкви Преображения Господня нашего села прошло праздничное богослужение, посвященное открытию фестиваля.

Уже 3 ноября в Преображенском храме состоялся «Концерт старинной музыки», который совместно исполнили Московский камерный оркестр «Musica viva» и Образцовый детский хор «Мандрагора» под руководством Е.Б.Уманской.

Наш храм, самый крупный на сегодняшний день в Клинском районе, смог принять около 300 гостей.

Сам концерт в православном храме уникальное явление не только для Клина. Как отметил художественный руководитель и дирижёр оркестра «Musica Viva» Александр Рудин, он неоднократно выступал в католических соборах (как и хор «Мандрагора»), но давать концерт в такой церкви ему приходится впервые (Приложение 3).

Участие в этом необычном концерте приняли более 60 исполнителей. В программе прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Джулио Каччини и Джованни Баттисты Перголези.

Вот что рассказали мне моя бабушка и ее коллеги, воспитатели нашего детского сада: «Нам посчастливилось посетить концерт классической музыки, вдвойне отрадно, что он проходил в Преображенском храме нашего села. Музыка звучала в стенах церкви удивительно. На глазах слушателей были видны слезы, слезы не грусти или радости, но слезы благодати Господней! До глубины души тронуло выступление образцового детского хора «Мандрагора». Звучала музыка, которая была близка всем и каждому…»

3. Практическая часть

Мне стало интересно, знают ли мои сверстники о такой духовно богатой, порой трагичной истории нашего Преображенского храма; следят ли они за культурной и просветительской деятельностью прихода. Мною были опрошены 20 мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 15 лет.

Результаты опроса были оформлены графически.

Причинами пробелов в знаниях учащихся, на наш взгляд, могут быть:

ведение предмета «Духовное краеведение Подмосковья» только в 8-х классах;

низкий познавательный уровень учащихся по темам краеведения;

негативное влияние современного общества посредством новейших технологий (социальные сети, компьютерные игры и т.д.).

После опроса мы решили устранить пробелы в краеведческих знаниях моих сверстников. Была выбрана такая форма работы, как устный журнал. Все материалы, собранные ранее, были представлены ребятам с использованием технических средств. Ребята с интересом рассматривали фотоматериалы, внимательно слушали информацию об истории храма, многие дополняли рассказ, делились впечатлениями после посещения ими храма.

Мне хотелось бы в дальнейшем проводить исследовательскую и просветительскую работу, ведь без малой Родины нет и большой…

Заключение

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви. Предположение оправдалось.

Практическое исследование показало, что школьники недостаточно владеют краеведческой информацией об истории и развитии храма, что тоже подтверждает гипотезу.

История своего народа, своего села, своей Родины всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то своё в развитие общества, страны. Мне хотелось бы, чтобы наше поколение не стало исключением.

В настоящее время существует потребность в восстановлении утраченных страниц духовного наследия села, родного края. События истории приходили и уходили, а храм в селе стоял и стоит. И дальше будет стоять! А значит, вместе с ним будет стоять и наша Россия, и мы будем иметь надежную точку опоры.

Мы не должны забывать прошлого, так как оно учит нас не совершать ошибок в будущем и учиться на этих ошибках. Без прошлого нет будущего.

Закончить свою работу хотелось бы отрывком из поэмы Н.Мельникова «Русский крест».

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе Бог!

Библиографический список

1. Издание Преображенской церкви села Спас-Заулок. Авторы: А.Бочкарев, Л.Копылова, С.Леготина. Клин, Московская область, 2002.

Кузьмин, В. ... И в селе стало будто светлее [Текст]: храме Преображения Господня в Спас-Заулке состоялось освящение двух престолов] / В. Кузьмин // Наша Соборная Площадь, 2013. 4(28). С. 1: ил.

Пэнэжко, О. Город Клин и храмы Клинского района [Текст] /О. Пэнэжко. Владимир: Б.и., 2003. - 104: ил. Из содерж.: С. Спас-Заулок. Церковь Преображения Господня. С. 68 69.

Рубцов, Д.А. Клинский уезд по документам ХY-ХYIII веков [Текст]: исторические материалы для сост. приходских летописей / Д.А. Рубцов. Клин : Б.и., 2009. - 80с. Из содерж.: 33. Спасская слобода, Спас-Заулок, церковь Преображения Господня. С. 59 60.

Юдин В.С. Край наш Клинский / В.С. Юдин. - Клин: Б.и., 1999. Из содерж.: Спас-Заулок. С. 157-159.

Кислова Елена. Страницы истории Преображенского храма с. Спас-Заулок. По материалам сборника «Клин Православный», 2012. URL: http://www.pravklin.ru/publ/stranicy_istorii_preobrazhenskogo_khrama_s_spas_zaulok/4-1-0-1535 (дата обращения: 13.11.15).

Сайт Храма Преображения Господня с. Спас-Заулок. URL: http://preobr-spasz.cerkov.ru/ (дата обращения: 13.11.15).

Приложение

Зарисовка церкви с.Спас-Заулок в книжке барона Мейерберга

Приложение

Приложение 2

Освящение храма в селе Спас-Заулок

Приложение 3

Музыкальный фестиваль «Musica Viva»

1 Сирин Ефрем «Псалтырь Прп. Ефрема Сирина», - Москва «Православная литература», 2010 г.

Просмотров работы: 34