Введение
В течение последних лет я с интересом увлекаюсь изучением истории и развития моего села, моей малой Родины. Мне нравится изучать архивные документы, общаться со старожилами села.
Историю моего родного села Спас-Заулок, что в Клинском крае, невозможно изучать без изучения истории строительства и существования храма. Основные письменные источники, раскрывающие историю развития нашего края, тесно связаны с историей Русской Православной Церкви. Например, история жизни выдающегося государственного деятеля, полководца всегда вызывает живой интерес. То же самое можно сказать и об истории развития памятника архитектуры или культового сооружения. История церкви в нашем населенном пункте вызывает интерес своей трагичностью и уроками.
Задача усвоения этих уроков стоит сегодня как никогда остро: общество, отказывающееся от своего прошлого, не может знать своего будущего, и мы, наше молодое поколение должны этому противостоять, путем изучения забытых и неизученных страниц своей родной истории.
Знать историю строительства, развития и функционирования церкви своего села – вот та задача, решение которой позволяет иметь представление о главных вехах в развитии истории своего края, а именно своего населенного пункта, то есть своей малой Родины.
Храм – это дом особый, величественный. Говорят, в нём Господь живёт. Необычным, притягивающим, красивым и непривычным является сам облик храма; но как прекрасен его «голос»! Иногда, ещё не видя храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов. С древних времён колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях. Только в храме, в тишине, по-настоящему можно подумать о Боге, о себе, о людях добрых и злых, о самых любимых и близких. Здесь, в Божьем доме, каждый может найти успокоение, радость и благодать сердца своего.
В последнее десятилетие ХХ века начался поворот в общественном сознании людей, и усилилось стремление познать основы культурного наследия и, в первую очередь, найти духовные истоки и проследить духовные начала. На мой взгляд, актуальность данной работы не вызывает сомнения.
Цель исследования – проследить путь становления и развития Преображенской церкви села Спас-Заулок Клинского района Московской области; сохранить для потомков имеющиеся сведения о храме, являющимся частичкой истории нашего края, нашей страны.
Задачи
изучить по имеющимся источникам факты, связанные со становлением Преображенского храма;
составить рассказ о храме и оформить результаты поиска в исследовательскую работу;
внести посильный вклад в изучение истории родного села.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема, суть которой мало известна широкому кругу лиц.
Гипотезы: 1) исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви; 2) школьники недостаточно владеют информацией о маршрутах духовного краеведения Подмосковья, в том числе своей малой родины.
Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.
Предмет: Преображенский храм села Спас-Заулок Клинского района Московской области.
Методы работы
Проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала, включает в себя:
изучение литературы, связанной с темой работы, в том числе Интернет-источниками;
работа с семейными и архивными документами;
знакомство с материалами, предоставленными жителями села.
Практическая значимость
Материалы данной исследовательской работы могут использоваться:
для газетных публикаций, при проведении уроков истории, внеклассных мероприятий, классных часов;
при проведении экскурсий в Клинском муниципальном районе.
1. Исторический очерк
Первые упоминания храма в селе Спас-Заулок относят к середине 17 века. В альбоме иностранного путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви (Приложение 1а). По всей вероятности, в начале 18 века церковь была перестроена. А с середины 19 века она была увенчана куполом с главкой. Храм опирался на каменный фундамент, кровли его были покрыты железом, а стены снаружи обшиты тесом.[1]
Во всех окрестных сёлах к тому времени уже стояли или строились каменные церкви. Как правило, они возводились на деньги богатых жертвователей. Особенностью Спас-Заулковского прихода было отсутствие подобных людей. Поэтому был объявлен сбор средств, для чего при дороге сооружена небольшая часовня. Новый храм решили ставить рядом с существующим. Строительство велось быстро, и в 1833 году, при настоятеле Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нём уже начинались богослужения. К тому времени церковь была почти готова, не хватало колокольни и внутренней отделки. Известно, что строительную артель возглавлял Иван Озеров из деревни Заозерье Тверского уезда. Имя архитектора, составившего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий.[4]
Егоᐧ творениеᐧ –ᐧ грандиозныйᐧ храмᐧ вᐧ стилеᐧ позднегоᐧ классицизма.ᐧ Размерыᐧ церквиᐧ могутᐧ поразитьᐧ воображение:ᐧ высотаᐧ подᐧ главнымᐧ куполомᐧ составляетᐧ 33ᐧ метраᐧ (высотаᐧ 10-этажногоᐧ дома).ᐧ Постройкаᐧ сложенаᐧ изᐧ кирпича,ᐧ фундаментыᐧ иᐧ некоторыеᐧ декоративныеᐧ деталиᐧ изᐧ белогоᐧ камня.
Вскореᐧ послеᐧ постройкиᐧ вᐧ столпахᐧ былиᐧ замеченыᐧ трещины,ᐧ вызванныеᐧ постепенноᐧ усадкойᐧ стен.ᐧ Митрополитᐧ Московскийᐧ Филарет,ᐧ которыйᐧ личноᐧ следилᐧ заᐧ строительствомᐧ Спас-Заулковскогоᐧ храма,ᐧ тревожилсяᐧ заᐧ егоᐧ состояние.ᐧ Однакоᐧ трещиныᐧ былиᐧ вскореᐧ заделаныᐧ иᐧ наᐧ прочностьᐧ зданияᐧ неᐧ повлияли.ᐧ Одновременноᐧ сᐧ храмомᐧ былаᐧ сделанаᐧ каменнаяᐧ оградаᐧ сᐧ воротамиᐧ иᐧ двумяᐧ сторожками.ᐧ ᐧ Доᐧ нашихᐧ днейᐧ дошлиᐧ толькоᐧ северныеᐧ воротаᐧ иᐧ строжки,ᐧ правдаᐧ вᐧ сильноᐧ перестроенномᐧ виде,ᐧ ноᐧ иᐧ вᐧ этомᐧ видеᐧ ониᐧ представляютᐧ историческийᐧ интерес,ᐧ посколькуᐧ подобныхᐧ сооруженийᐧ сохранилосьᐧ немного.
Приᐧ протоиерееᐧ Михаилеᐧ Львовеᐧ вᐧ 1850ᐧ годуᐧ произошлаᐧ перестройкаᐧ старойᐧ деревяннойᐧ церкви,ᐧ котораяᐧ послеᐧ появленияᐧ каменногоᐧ храмаᐧ пустовала.ᐧ Церковьᐧ былаᐧ оформленаᐧ вᐧ стилеᐧ классицизмаᐧ иᐧ освященаᐧ воᐧ имяᐧ пророчицыᐧ Анныᐧ (Приложениеᐧ 1б).ᐧ ᐧ Протоиерейᐧ Михаилᐧ былᐧ настоятелемᐧ доᐧ концаᐧ 19ᐧ века.ᐧ Приᐧ немᐧ жеᐧ вᐧ 1858ᐧ годуᐧ былиᐧ выполненыᐧ росписиᐧ вᐧ Преображенскомᐧ храме,ᐧ частичноᐧ сохранившиесяᐧ доᐧ нашихᐧ дней,ᐧ аᐧ вᐧ 1871ᐧ годуᐧ отлитᐧ большойᐧ колоколᐧ весомᐧ 8360ᐧ кг.ᐧ[3]
Затемᐧ Михаилаᐧ сменилᐧ протоиерейᐧ Евгенийᐧ Афонскийᐧ изᐧ семьиᐧ потомственныхᐧ священнослужителей,ᐧ духовникᐧ благочиния,ᐧ человекᐧ образованныйᐧ иᐧ обладавшийᐧ музыкальнымᐧ дарованием.ᐧ Онᐧ игралᐧ наᐧ скрипке.ᐧ Говоря,ᐧ чтоᐧ воᐧ времяᐧ занятийᐧ онᐧ иногдаᐧ выходилᐧ наᐧ балконᐧ иᐧ устраивалᐧ концертᐧ дляᐧ всехᐧ детей.ᐧ Настоятельствоᐧ отцаᐧ Евгенияᐧ совпалоᐧ сᐧ самымᐧ трагическимᐧ периодомᐧ российскойᐧ историиᐧ –ᐧ двумяᐧ революциямиᐧ 1905ᐧ иᐧ 1917ᐧ годов,ᐧ Первойᐧ иᐧ Второйᐧ мировымиᐧ войнами.ᐧ Послеᐧ революцииᐧ началисьᐧ гоненияᐧ наᐧ церковь,ᐧ ᐧ иᐧ возниклаᐧ угрозаᐧ закрытияᐧ храма.ᐧ Послеᐧ 1937ᐧ годаᐧ богослужениеᐧ вᐧ Спас-Заулковскомᐧ храмеᐧ былиᐧ запрещеныᐧ властями,ᐧ иᐧ храмᐧ былᐧ разграблен.ᐧ Ноᐧ ещёᐧ долгиеᐧ годыᐧ доᐧ концаᐧ войныᐧ отецᐧ Евгенийᐧ продолжалᐧ совершатьᐧ таинстваᐧ крещенияᐧ иᐧ венчанияᐧ вᐧ маленькойᐧ соседнейᐧ церквиᐧ пророчицыᐧ Анны.ᐧ Умерᐧ онᐧ ужеᐧ послеᐧ войныᐧ иᐧ похороненᐧ наᐧ сельскомᐧ кладбище.ᐧ[1]
Воᐧ времяᐧ Великойᐧ отечественнойᐧ войныᐧ вᐧ селеᐧ Спас-Заулокᐧ шлиᐧ ожесточенныеᐧ бои.ᐧ Погибшиеᐧ советскиеᐧ солдатыᐧ похороненыᐧ вᐧ братскойᐧ могилеᐧ кᐧ западуᐧ отᐧ церкви.ᐧ Преображенскаяᐧ церковьᐧ тожеᐧ пострадалаᐧ отᐧ обстрелов.ᐧ ᐧ Кᐧ внешнимᐧ разрушениямᐧ добавилисьᐧ внутренние:ᐧ послеᐧ войныᐧ вᐧ церквиᐧ былᐧ устроенᐧ складᐧ ядохимикатов.ᐧ Заᐧ долгиеᐧ годыᐧ существованияᐧ складаᐧ убранствоᐧ храмаᐧ былоᐧ полностьюᐧ уничтожено.ᐧ Тракторомᐧ сᐧ куполовᐧ сорвалиᐧ главки.ᐧ Аᐧ послеᐧ выводаᐧ складаᐧ зданиеᐧ былоᐧ окончательноᐧ брошеноᐧ наᐧ произволᐧ судьбы:ᐧ кровлиᐧ сорваны,ᐧ окнаᐧ выломаны,ᐧ сводыᐧ выкрошилисьᐧ иᐧ зарослиᐧ деревьями.ᐧ
Ещёᐧ тяжелееᐧ сложиласьᐧ судьбаᐧ Аннинскойᐧ церкви.ᐧ Послеᐧ войныᐧ еёᐧ внутреннееᐧ убранствоᐧ былоᐧ уничтожено,ᐧ аᐧ вᐧ церкви,ᐧ несмотряᐧ наᐧ то,ᐧ чтоᐧ онаᐧ стоялаᐧ посредиᐧ кладбища,ᐧ устроилиᐧ сельскийᐧ клуб,ᐧ кудаᐧ ходилаᐧ наᐧ танцыᐧ молодежь. Соᐧ словᐧ моейᐧ бабушки:ᐧ «Да,ᐧ мыᐧ действительноᐧ ходилиᐧ вᐧ клубᐧ наᐧ танцы,ᐧ аᐧ такжеᐧ смотретьᐧ художественныеᐧ фильмы.ᐧ Былоᐧ такоеᐧ время,ᐧ мыᐧ неᐧ виделиᐧ вᐧ том,ᐧ чтоᐧ клубᐧ –ᐧ этоᐧ бывшаяᐧ церковь,ᐧ ничегоᐧ предрассудительного.ᐧ Сᐧ течениемᐧ времениᐧ яᐧ сталаᐧ пониматьᐧ ужасныеᐧ последствияᐧ всегоᐧ этогоᐧ действа.ᐧ Яᐧ имеюᐧ вᐧ видуᐧ гоненияᐧ наᐧ Церковьᐧ вᐧ целом…»
Вᐧ 1980ᐧ годуᐧ передᐧ Олимпийскимиᐧ играмиᐧ Преображенскийᐧ храмᐧ отреставрировали:ᐧ побелили,ᐧ настелилиᐧ пол,ᐧ вернулиᐧ вᐧ сводыᐧ недостающиеᐧ камни,ᐧ крышуᐧ покрылиᐧ железом.ᐧ Ноᐧ осеньюᐧ тогоᐧ жеᐧ годаᐧ храмᐧ горел:ᐧ былиᐧ разрушеныᐧ куполᐧ иᐧ крыша,ᐧ отᐧ падающихᐧ углейᐧ сгорелᐧ пол.
Лишьᐧ вᐧ 1990-хᐧ годахᐧ сᐧ началомᐧ новогоᐧ этапаᐧ российскойᐧ истории,ᐧ ознаменовавшегосяᐧ Возрождениемᐧ церкви,ᐧ судьбаᐧ храмаᐧ изменилась.ᐧ Вᐧ 1993ᐧ началосьᐧ егоᐧ восстановление.
2.Возрождениеᐧ Церквиᐧ вᐧ России
2.1ᐧ Восстановлениеᐧ храма
Русскаяᐧ поговоркаᐧ гласит:ᐧ «Естьᐧ храмы,ᐧ построенныеᐧ князьями,ᐧ аᐧ естьᐧ –ᐧ потомᐧ иᐧ слезами…»ᐧ Восстановлениеᐧ Преображенскогоᐧ храмаᐧ шлоᐧ поᐧ второмуᐧ пути.
Вᐧ 1993ᐧ годуᐧ зданиеᐧ храмаᐧ былоᐧ вᐧ аварийномᐧ состоянии.ᐧ Вᐧ этоᐧ времяᐧ настоятелемᐧ храмаᐧ былᐧ протоиерейᐧ Владимирᐧ Кильчевский.ᐧ Приᐧ этомᐧ неравнодушномᐧ батюшкеᐧ иᐧ началосьᐧ восстановлениеᐧ храма.ᐧ
Большеᐧ десятиᐧ летᐧ крышиᐧ надᐧ основнымᐧ пространствомᐧ храмаᐧ неᐧ было.ᐧ Вᐧ сводахᐧ скапливалсяᐧ снег,ᐧ которыйᐧ зимой,ᐧ замерзая,ᐧ разрывалᐧ каменнуюᐧ кладку,ᐧ аᐧ весной,ᐧ когдаᐧ снегᐧ таялᐧ иᐧ вымывалᐧ связующийᐧ сводыᐧ раствор,ᐧ ониᐧ начиналиᐧ крошиться.ᐧ Рабочимᐧ приходилосьᐧ надеватьᐧ каски,ᐧ потомуᐧ чтоᐧ изᐧ сводовᐧ падалиᐧ кирпичи.ᐧ ᐧ ᐧ Наверху,ᐧ вᐧ главномᐧ куполе,ᐧ зиялаᐧ дыраᐧ вᐧ девятьᐧ квадратныхᐧ метровᐧ –ᐧ следᐧ отᐧ попаданияᐧ танковогоᐧ снаряда,ᐧ черезᐧ которуюᐧ пролеталиᐧ галкиᐧ иᐧ былоᐧ видноᐧ небо…ᐧ ᐧ Неᐧ былоᐧ ниᐧ полов,ᐧ ниᐧ окон,ᐧ ниᐧ дверей.ᐧ Вᐧ довершениеᐧ всегоᐧ храмᐧ триждыᐧ пыталисьᐧ обворовать.ᐧ Вᐧ первыйᐧ разᐧ укралиᐧ принесенныеᐧ прихожанамиᐧ иконы,ᐧ воᐧ второйᐧ разᐧ ворыᐧ сломалиᐧ замокᐧ иᐧ прониклиᐧ внутрь,ᐧ ноᐧ ушлиᐧ ниᐧ сᐧ чем.ᐧ Послеᐧ второйᐧ попыткиᐧ двериᐧ церквиᐧ несколькоᐧ ночейᐧ неᐧ запирались.ᐧ Кᐧ нимᐧ былаᐧ прикрепленаᐧ записка:ᐧ «Просьбаᐧ неᐧ беспокоитьсяᐧ иᐧ неᐧ ломатьᐧ двери.ᐧ Взятьᐧ нечего».[1]
Цельюᐧ былоᐧ вывестиᐧ храмᐧ изᐧ этогоᐧ бедственногоᐧ положения.ᐧ Восстановлениеᐧ храмаᐧ осуществлялосьᐧ наᐧ личныеᐧ пожертвования,ᐧ безᐧ государственногоᐧ иᐧ частногоᐧ финансирования.ᐧ Задачаᐧ былаᐧ настолькоᐧ велика,ᐧ чтоᐧ людиᐧ частоᐧ работалиᐧ наᐧ пределеᐧ сил.ᐧ Толькоᐧ дляᐧ тогоᐧ чтобыᐧ расчиститьᐧ помещениеᐧ трапезной,ᐧ пришлосьᐧ вынестиᐧ вручнуюᐧ болееᐧ тридцатиᐧ тоннᐧ ядовитогоᐧ мусора,ᐧ оставшегосяᐧ отᐧ складаᐧ ядохимикатов,ᐧ запахᐧ которыхᐧ вᐧ течениеᐧ ᐧ десяткаᐧ летᐧ неᐧ могᐧ выветриться.ᐧ Этоᐧ делалиᐧ самиᐧ прихожане,ᐧ средиᐧ которыхᐧ былиᐧ вᐧ основномᐧ женщины,ᐧ многоᐧ пожилых.
Оченьᐧ многиеᐧ людиᐧ вложилиᐧ свойᐧ трудᐧ иᐧ личныеᐧ средстваᐧ вᐧ восстановлениеᐧ храма.ᐧ «Ктоᐧ простиралᐧ руку,ᐧ чтобыᐧ снабжатьᐧ бедных;ᐧ предᐧ темᐧ самиᐧ собоюᐧ наклонятсяᐧ плодыᐧ сᐧ райскихᐧ дерев»1.
Вᐧ 1993ᐧ годуᐧ начинаютсяᐧ регулярныеᐧ богослужения.ᐧ Изᐧ рассказаᐧ моейᐧ мамы:ᐧ «Мнеᐧ былоᐧ летᐧ 8,ᐧ когдаᐧ яᐧ впервыеᐧ оказаласьᐧ наᐧ службеᐧ вᐧ нашемᐧ храме.ᐧ Привелаᐧ меняᐧ тудаᐧ мояᐧ бабушка.ᐧ Всяᐧ нынешняяᐧ величественностьᐧ храмаᐧ вᐧ тоᐧ времяᐧ отсутствовала:ᐧ неᐧ былоᐧ полов,ᐧ помещениеᐧ былоᐧ оченьᐧ маленьким,ᐧ отчегоᐧ прихожанамᐧ былоᐧ довольноᐧ тесно.ᐧ Ноᐧ повсюдуᐧ горелиᐧ свечи,ᐧ пахлоᐧ воскомᐧ иᐧ ладаном,ᐧ завораживалоᐧ церковноеᐧ песнопение,ᐧ аᐧ душаᐧ былаᐧ полнаᐧ неизведанногоᐧ тогдаᐧ счастья.ᐧ Казалось,ᐧ яᐧ пребывалаᐧ вᐧ ожиданииᐧ какого-тоᐧ чуда…»ᐧ ᐧ
2.2.ᐧ Часовняᐧ Святогоᐧ Пророкаᐧ Божияᐧ Илии
Деревяннаяᐧ часовняᐧ былаᐧ построенаᐧ ᐧ поᐧ благословениюᐧ митрополитаᐧ Крутицкогоᐧ иᐧ Коломенскогоᐧ Ювеналия.ᐧ Онаᐧ воздвигнутаᐧ вᐧ памятьᐧ оᐧ 12-летнемᐧ Ильеᐧ Иванове,ᐧ которыйᐧ трагическиᐧ погибᐧ наᐧ трассеᐧ Москваᐧ –ᐧ Санкт-Петербург.ᐧ Ильяᐧ несколькоᐧ летᐧ прослужилᐧ алтарникомᐧ вᐧ храмеᐧ села.ᐧ Вᐧ деньᐧ смертиᐧ Ильяᐧ служилᐧ вᐧ храме,ᐧ исповедовалсяᐧ иᐧ причастился.ᐧ Черезᐧ дваᐧ часаᐧ онᐧ былᐧ сбитᐧ автомобилем.
Шатроваяᐧ часовняᐧ возведенаᐧ наᐧ местеᐧ церквиᐧ пророчицыᐧ Анны.ᐧ Строительствоᐧ велосьᐧ семьейᐧ Ильиᐧ иᐧ пожертвованияᐧ людей,ᐧ которыеᐧ любилиᐧ его.ᐧ Первыйᐧ каменьᐧ былᐧ заложенᐧ 2ᐧ августаᐧ 2000ᐧ года,ᐧ аᐧ ужеᐧ черезᐧ годᐧ вᐧ часовнеᐧ состояласьᐧ перваяᐧ служба.
Небольшаяᐧ часовняᐧ вмещаетᐧ околоᐧ 15ᐧ человек.ᐧ Онаᐧ получиласьᐧ светлойᐧ иᐧ уютной.ᐧ Мнеᐧ нравитсяᐧ быватьᐧ вᐧ ней.ᐧ Здесь,ᐧ вᐧ тишине,ᐧ по-настоящемуᐧ можноᐧ подуматьᐧ оᐧ Боге,ᐧ оᐧ себе,ᐧ оᐧ самыхᐧ любимыхᐧ иᐧ близких.ᐧ Иᐧ частоᐧ бывает,ᐧ чтоᐧ вопросы,ᐧ ответыᐧ наᐧ которыеᐧ тыᐧ такᐧ долгоᐧ искал,ᐧ возникаютᐧ вᐧ мысляхᐧ самиᐧ поᐧ себе.
2.3.ᐧ Освящениеᐧ храма
Освящениеᐧ храма,ᐧ вᐧ христианской ᐧ церкви ᐧ – ᐧ это обряд ᐧ освящения ᐧ здания ᐧ (помещения), ᐧ являющийся ᐧ необходимым ᐧ условием ᐧ возможности ᐧ проведения ᐧ в ᐧ нём ᐧ богослужения ᐧ – ᐧ Божественной ᐧ литургии ᐧ.
Обряд ᐧ освящения ᐧ храма ᐧ по ᐧ христианскому ᐧ канону ᐧ также ᐧ носит ᐧ название ᐧ обновление ᐧ храма ᐧ — ᐧ «потому ᐧ что ᐧ чрез ᐧ освящение ᐧ храм ᐧ из ᐧ обыкновенного ᐧ здания ᐧ делается ᐧ святым, ᐧ а ᐧ потому ᐧ совершенно ᐧ иным, ᐧ новым». ᐧ Это ᐧ понятие ᐧ относится ᐧ как ᐧ ко ᐧ вновь ᐧ построенным ᐧ (созданным), ᐧ так ᐧ и ᐧ к ᐧ отремонтированным ᐧ и ᐧ иным ᐧ образом ᐧ переделанным ᐧ местам, ᐧ которые ᐧ ранее ᐧ уже ᐧ освящались ᐧ для ᐧ проведения ᐧ литургий.
Сᐧ освящениемᐧ храмаᐧ открываетсяᐧ новаяᐧ страницаᐧ егоᐧ истории…ᐧ
26ᐧ октябряᐧ 2002ᐧ года,ᐧ вᐧ деньᐧ празднованияᐧ Иверскойᐧ иконыᐧ Божийᐧ Матери,ᐧ митрополитᐧ Крутицкийᐧ иᐧ Коломенскийᐧ Ювеналийᐧ совершилᐧ Божественнуюᐧ Литургиюᐧ иᐧ освятилᐧ полнымᐧ чиномᐧ Преображенскийᐧ храм.ᐧ Изᐧ интервьюᐧ Митрополитаᐧ ТВᐧ «Клинᐧ Православный»:ᐧ «…этоᐧ одинᐧ изᐧ красивейшихᐧ храмовᐧ Подмосковья.ᐧ Иᐧ когдаᐧ яᐧ совершилᐧ здесьᐧ Литургию,ᐧ мнеᐧ оченьᐧ многоеᐧ открылось…ещеᐧ тронулиᐧ моюᐧ душуᐧ люди,ᐧ которыеᐧ пришлиᐧ вᐧ храм,ᐧ вᐧ храм,ᐧ которыйᐧ доᐧ сихᐧ порᐧ носитᐧ раныᐧ современногоᐧ атеизма…ᐧ Иᐧ былоᐧ оченьᐧ трогательноᐧ видетьᐧ наᐧ службеᐧ неᐧ толькоᐧ привычныеᐧ лицаᐧ бабушек,ᐧ ноᐧ иᐧ молодыхᐧ людей:ᐧ юношей,ᐧ девушек,ᐧ детей».[6]
Аᐧ 2ᐧ мартаᐧ 2013ᐧ годаᐧ вᐧ храмеᐧ Преображенияᐧ Господняᐧ состоялсяᐧ чинᐧ великогоᐧ освященияᐧ двухᐧ возрождённыхᐧ приделовᐧ –ᐧ Священномученикаᐧ Фаддеяᐧ Тверскогоᐧ иᐧ Святителяᐧ Николаяᐧ Чудотворца.ᐧ Обрядᐧ освященияᐧ совершилᐧ епископᐧ Балашихинскийᐧ Николай,ᐧ викарийᐧ Московскойᐧ епархииᐧ (Приложениеᐧ 2).ᐧ ᐧ
Кᐧ этомуᐧ мероприятиюᐧ готовилисьᐧ давно,ᐧ полностьюᐧ завершилиᐧ ремонтᐧ вᐧ пределахᐧ храмаᐧ иᐧ роспись.ᐧ Вᐧ этуᐧ большуюᐧ работуᐧ былоᐧ вложеноᐧ немалоᐧ силᐧ иᐧ средств,ᐧ какᐧ самогоᐧ настоятеляᐧ храма,ᐧ такᐧ иᐧ многихᐧ другихᐧ добрыхᐧ людей.ᐧ Послеᐧ службыᐧ епископᐧ Балашихинскийᐧ Николайᐧ отᐧ имениᐧ Управляющегоᐧ Московскойᐧ епархиейᐧ митрополитаᐧ Крутицкогоᐧ иᐧ Коломенскогоᐧ Ювеналияᐧ наградилᐧ медалямиᐧ Московскойᐧ епархииᐧ Русскойᐧ Православнойᐧ Церквиᐧ «Заᐧ жертвенныеᐧ трудыᐧ 3-ейᐧ степени»ᐧ протоиереяᐧ Владимираᐧ Кильчевскогоᐧ –ᐧ настоятеляᐧ Преображенскогоᐧ храма.ᐧ Наградыᐧ отᐧ Московскойᐧ епархииᐧ былиᐧ врученыᐧ всемᐧ помощникамᐧ вᐧ восстановленииᐧ храмаᐧ иᐧ служенииᐧ вере.ᐧ Вᐧ своейᐧ проповедиᐧ епископᐧ Балашихинскийᐧ Николайᐧ сказалᐧ теплыеᐧ словаᐧ напутствия:ᐧ «Яᐧ счастлив,ᐧ чтоᐧ здесьᐧ полностьюᐧ завершеноᐧ возрождениеᐧ святогоᐧ храма,ᐧ которыйᐧ многоᐧ летᐧ собираетᐧ вᐧ своихᐧ стенахᐧ своихᐧ богомольцев.ᐧ Иᐧ особенноᐧ отрадно,ᐧ чтоᐧ значительнаяᐧ частьᐧ сегодняшнихᐧ причастниковᐧ –ᐧ дети.ᐧ Вᐧ сегодняшнемᐧ ожесточенномᐧ иᐧ озлобленномᐧ миреᐧ идетᐧ войнаᐧ заᐧ душиᐧ детейᐧ …Православнаяᐧ церковьᐧ тожеᐧ боретсяᐧ заᐧ всехᐧ своихᐧ чадᐧ добрымᐧ примеромᐧ иᐧ молитвойᐧ обᐧ ихᐧ спасенииᐧ иᐧ жизниᐧ вечной».[2]
Праздничноеᐧ событиеᐧ прокомментировалᐧ иᐧ протоиерейᐧ Владимир,ᐧ настоятельᐧ Преображенскогоᐧ храма:ᐧ «Десятьᐧ летᐧ назадᐧ былоᐧ сделаноᐧ полноеᐧ освящениеᐧ храмаᐧ иᐧ центральногоᐧ предела.ᐧ Аᐧ такᐧ какᐧ храмᐧ состоитᐧ изᐧ трёхᐧ пределов,ᐧ тоᐧ сегодняᐧ освятилиᐧ пределыᐧ вᐧ честьᐧ Николаяᐧ Чудотворцаᐧ иᐧ Фаддеяᐧ Тверского.ᐧ Яᐧ счастлив,ᐧ чтоᐧ храмᐧ обрёлᐧ полноценныйᐧ статус,ᐧ иᐧ мыᐧ закончилиᐧ этуᐧ серьёзнуюᐧ иᐧ сложнуюᐧ работу.ᐧ Ведьᐧ этоᐧ самыйᐧ большойᐧ храмᐧ вᐧ Клинскомᐧ районе,ᐧ если,ᐧ конечно,ᐧ неᐧ считатьᐧ Троицкогоᐧ собора.ᐧ Мыᐧ доказалиᐧ всем,ᐧ чтоᐧ иᐧ сейчасᐧ можноᐧ расписыватьᐧ такиеᐧ большиеᐧ храмы.ᐧ Сегодняᐧ храмᐧ воᐧ времяᐧ обрядаᐧ освященияᐧ засветилсяᐧ изнутри,ᐧ иᐧ дажеᐧ сталᐧ выглядетьᐧ иначе.ᐧ Ведьᐧ наᐧ всехᐧ верующихᐧ сошлаᐧ благодатьᐧ Божья,ᐧ даᐧ иᐧ погодаᐧ постараласьᐧ согретьᐧ иᐧ порадоватьᐧ всехᐧ весеннимᐧ солнышком».
2.4.ᐧ Просвещениеᐧ иᐧ культура
Ещеᐧ вᐧ далекомᐧ 1993ᐧ годуᐧ былᐧ объявленᐧ наборᐧ вᐧ приходскуюᐧ школуᐧ приᐧ храме.ᐧ Своегоᐧ помещенияᐧ уᐧ школыᐧ неᐧ было,ᐧ поэтомуᐧ перваяᐧ группаᐧ занималасьᐧ вᐧ помещенииᐧ школы-интерната.ᐧ Детиᐧ изучалиᐧ детскуюᐧ Библию,ᐧ участвовалиᐧ вᐧ службе,ᐧ училисьᐧ читатьᐧ по-церковнославянски.ᐧ
Сᐧ 1994ᐧ годаᐧ вᐧ приходеᐧ былᐧ организованᐧ детскийᐧ лагерь.ᐧ Сᐧ 1999ᐧ годаᐧ лагерьᐧ организовываетсяᐧ каждыеᐧ школьныеᐧ каникулы.ᐧ Каждоеᐧ летоᐧ ребятаᐧ выезжаютᐧ наᐧ природу.ᐧ Детиᐧ закаляются,ᐧ принимаютᐧ водныеᐧ иᐧ солнечныеᐧ ванны.ᐧ Жизньᐧ вᐧ лагереᐧ насыщенная.ᐧ Ребятаᐧ разныхᐧ возрастовᐧ играют,ᐧ поют,ᐧ рисуют.
Одновременноᐧ сᐧ обучениемᐧ воспитанниковᐧ школыᐧ организуютсяᐧ интереснейшиеᐧ поездки.ᐧ Детиᐧ бываютᐧ вᐧ монастыряхᐧ иᐧ храмах,ᐧ музеях,ᐧ картинныхᐧ галереяхᐧ иᐧ выставках.ᐧ
Нашᐧ храмᐧ ведетᐧ неᐧ толькоᐧ духовнуюᐧ иᐧ просветительскуюᐧ деятельность,ᐧ ноᐧ иᐧ являетсяᐧ культурнымᐧ центромᐧ Клинскогоᐧ района.ᐧ Этоᐧ неᐧ случайно,ᐧ ведьᐧ культура,ᐧ просвещениеᐧ иᐧ православнаяᐧ религияᐧ ᐧ тесноᐧ связаныᐧ другᐧ сᐧ другом.
Вᐧ ноябреᐧ 2015ᐧ годаᐧ вᐧ Клинуᐧ иᐧ районеᐧ проходилоᐧ удивительноеᐧ иᐧ выдающееᐧ событиеᐧ –ᐧ осеннийᐧ хоровойᐧ биеннале,ᐧ вᐧ которомᐧ принялоᐧ участиеᐧ околоᐧ 20ᐧ творческихᐧ коллективов.ᐧ Яᐧ обучаюсьᐧ вᐧ музыкальнойᐧ школе,ᐧ поэтомуᐧ данноеᐧ событиеᐧ привлеклоᐧ мойᐧ интерес.ᐧ ᐧ
1ᐧ ноябряᐧ вᐧ Клинуᐧ состоялосьᐧ торжественноеᐧ открытие.ᐧ Сᐧ утраᐧ вᐧ церквиᐧ Преображенияᐧ Господняᐧ нашегоᐧ селаᐧ прошлоᐧ праздничноеᐧ богослужение,ᐧ посвященноеᐧ открытиюᐧ фестиваля.
Ужеᐧ 3ᐧ ноябряᐧ вᐧ Преображенскомᐧ храмеᐧ состоялсяᐧ «Концертᐧ стариннойᐧ музыки»,ᐧ которыйᐧ совместноᐧ исполнилиᐧ Московскийᐧ камерныйᐧ оркестрᐧ «Musicaᐧ viva»ᐧ иᐧ Образцовыйᐧ детскийᐧ хорᐧ «Мандрагора»ᐧ подᐧ руководствомᐧ Е.Б.Уманской.
Нашᐧ храм,ᐧ самыйᐧ крупныйᐧ наᐧ сегодняшнийᐧ деньᐧ вᐧ Клинскомᐧ районе,ᐧ смогᐧ принятьᐧ околоᐧ 300ᐧ гостей.ᐧ ᐧ
Самᐧ концертᐧ вᐧ православномᐧ храмеᐧ –ᐧ уникальноеᐧ явлениеᐧ неᐧ толькоᐧ дляᐧ Клина.ᐧ Какᐧ отметилᐧ художественныйᐧ руководительᐧ иᐧ дирижёрᐧ оркестраᐧ «Musicaᐧ Viva»ᐧ Александрᐧ Рудин,ᐧ онᐧ неоднократноᐧ выступалᐧ вᐧ католическихᐧ соборахᐧ (какᐧ иᐧ хорᐧ «Мандрагора»),ᐧ ноᐧ даватьᐧ концертᐧ вᐧ такойᐧ церквиᐧ емуᐧ приходитсяᐧ впервыеᐧ (Приложениеᐧ 3).ᐧ
Участиеᐧ вᐧ этомᐧ необычномᐧ концертеᐧ принялиᐧ болееᐧ 60ᐧ исполнителей.ᐧ Вᐧ программеᐧ прозвучалиᐧ произведенияᐧ Иоганнаᐧ Себастьянаᐧ Баха,ᐧ Джулиоᐧ Каччиниᐧ иᐧ Джованниᐧ Баттистыᐧ Перголези.
Вотᐧ чтоᐧ рассказалиᐧ мнеᐧ мояᐧ бабушкаᐧ иᐧ ееᐧ коллеги,ᐧ воспитателиᐧ нашегоᐧ детскогоᐧ сада:ᐧ «Намᐧ посчастливилосьᐧ посетитьᐧ концертᐧ классическойᐧ музыки,ᐧ вдвойнеᐧ отрадно,ᐧ чтоᐧ онᐧ проходилᐧ вᐧ Преображенскомᐧ храмеᐧ нашегоᐧ села.ᐧ Музыкаᐧ звучалаᐧ вᐧ стенахᐧ церквиᐧ удивительно.ᐧ Наᐧ глазахᐧ слушателейᐧ былиᐧ видныᐧ слезы,ᐧ слезыᐧ неᐧ грустиᐧ илиᐧ радости,ᐧ ноᐧ слезыᐧ благодатиᐧ Господней!ᐧ Доᐧ глубиныᐧ душиᐧ тронулоᐧ выступлениеᐧ образцовогоᐧ детскогоᐧ хораᐧ «Мандрагора».ᐧ Звучалаᐧ музыка,ᐧ котораяᐧ былаᐧ близкаᐧ всемᐧ иᐧ каждому…»
3.ᐧ Практическаяᐧ часть
Мнеᐧ сталоᐧ интересно,ᐧ знаютᐧ лиᐧ моиᐧ сверстникиᐧ оᐧ такойᐧ духовноᐧ богатой,ᐧ поройᐧ трагичнойᐧ историиᐧ нашегоᐧ Преображенскогоᐧ храма;ᐧ следятᐧ лиᐧ ониᐧ заᐧ культурнойᐧ иᐧ просветительскойᐧ деятельностьюᐧ прихода.ᐧ Мноюᐧ былиᐧ опрошеныᐧ 20ᐧ мальчиковᐧ иᐧ девочекᐧ вᐧ возрастеᐧ отᐧ 12ᐧ доᐧ 15 лет.
Результатыᐧ опросаᐧ былиᐧ оформленыᐧ графически.
Причинамиᐧ пробеловᐧ вᐧ знанияхᐧ учащихся,ᐧ наᐧ нашᐧ взгляд,ᐧ могутᐧ быть:
ведениеᐧ предметаᐧ «Духовноеᐧ краеведениеᐧ Подмосковья»ᐧ толькоᐧ вᐧ 8-хᐧ классах;
низкийᐧ познавательныйᐧ уровеньᐧ учащихсяᐧ поᐧ темамᐧ краеведения;
негативноеᐧ влияниеᐧ современногоᐧ обществаᐧ посредствомᐧ новейшихᐧ технологийᐧ (социальныеᐧ сети,ᐧ компьютерныеᐧ игрыᐧ иᐧ т.д.).
Послеᐧ опросаᐧ мыᐧ решилиᐧ устранитьᐧ пробелыᐧ вᐧ краеведческихᐧ знанияхᐧ моихᐧ сверстников.ᐧ Былаᐧ выбранаᐧ такаяᐧ формаᐧ работы,ᐧ какᐧ устныйᐧ журнал.ᐧ Всеᐧ материалы,ᐧ собранныеᐧ ранее,ᐧ былиᐧ представленыᐧ ребятамᐧ сᐧ использованиемᐧ техническихᐧ средств.ᐧ Ребятаᐧ сᐧ интересомᐧ рассматривалиᐧ фотоматериалыᐧ,ᐧ внимательноᐧ слушалиᐧ информациюᐧ обᐧ историиᐧ храма,ᐧ многиеᐧ дополнялиᐧ рассказ,ᐧ делилисьᐧ впечатлениямиᐧ послеᐧ посещенияᐧ имиᐧ храма.
Мнеᐧ хотелосьᐧ быᐧ вᐧ дальнейшемᐧ проводитьᐧ исследовательскуюᐧ иᐧ просветительскуюᐧ работу,ᐧ ведьᐧ безᐧ малойᐧ Родиныᐧ нетᐧ иᐧ большой…
Заключение
Наᐧ основеᐧ собранногоᐧ материалаᐧ можноᐧ сделатьᐧ вывод,ᐧ чтоᐧ историческиеᐧ событияᐧ иᐧ политикаᐧ государстваᐧ повлиялиᐧ какᐧ наᐧ рождение,ᐧ такᐧ иᐧ наᐧ закрытиеᐧ иᐧ возрождениеᐧ церкви.ᐧ Предположениеᐧ оправдалось.
Практическоеᐧ исследованиеᐧ показало,ᐧ чтоᐧ школьникиᐧ недостаточноᐧ владеютᐧ краеведческойᐧ информациейᐧ обᐧ историиᐧ иᐧ развитииᐧ храма,ᐧ чтоᐧ тожеᐧ подтверждаетᐧ гипотезу.
Историяᐧ своегоᐧ народа,ᐧ своегоᐧ села,ᐧ своейᐧ Родиныᐧ всегдаᐧ волновалаᐧ умыᐧ людей.ᐧ Каждоеᐧ новоеᐧ поколениеᐧ приноситᐧ что-тоᐧ своёᐧ вᐧ развитиеᐧ общества,ᐧ страны.ᐧ Мнеᐧ хотелосьᐧ бы,ᐧ чтобыᐧ нашеᐧ поколениеᐧ неᐧ сталоᐧ исключением.
Вᐧ настоящееᐧ времяᐧ существуетᐧ потребностьᐧ вᐧ восстановленииᐧ утраченныхᐧ страницᐧ духовногоᐧ наследияᐧ села,ᐧ родногоᐧ края.ᐧ Событияᐧ историиᐧ приходилиᐧ иᐧ уходили,ᐧ аᐧ храмᐧ вᐧ селеᐧ стоялᐧ иᐧ стоит.ᐧ Иᐧ дальшеᐧ будетᐧ стоять!ᐧ Аᐧ значит,ᐧ вместеᐧ сᐧ нимᐧ будетᐧ стоятьᐧ иᐧ нашаᐧ Россия,ᐧ иᐧ мыᐧ будемᐧ иметьᐧ надежнуюᐧ точкуᐧ опоры.
Мыᐧ неᐧ должныᐧ забыватьᐧ прошлого,ᐧ такᐧ какᐧ оноᐧ учитᐧ насᐧ неᐧ совершатьᐧ ошибокᐧ вᐧ будущемᐧ иᐧ учитьсяᐧ наᐧ этихᐧ ошибках.ᐧ Безᐧ прошлогоᐧ нетᐧ будущего.
Закончитьᐧ своюᐧ работуᐧ хотелосьᐧ быᐧ отрывкомᐧ изᐧ поэмыᐧ Н.Мельниковаᐧ «Русскийᐧ крест».
Вᐧ храмᐧ зайдите!ᐧ Неᐧ ленитесь!
Свечᐧ купитеᐧ восковых,
Заᐧ себяᐧ выᐧ помолитесь
Иᐧ заᐧ всех,ᐧ заᐧ всехᐧ других
Православныхᐧ нашихᐧ братьев,
Ктоᐧ вᐧ роднуюᐧ землюᐧ лег…
Дляᐧ молитвыᐧ небаᐧ хватит,
Потомуᐧ чтоᐧ вᐧ небеᐧ –ᐧ Бог!
Библиографическийᐧ список
1.ᐧ ᐧ Изданиеᐧ Преображенскойᐧ церквиᐧ селаᐧ Спас-Заулок.ᐧ Авторы:ᐧ А.Бочкарев,ᐧ Л.Копылова,ᐧ С.Леготина.ᐧ Клин,ᐧ Московскаяᐧ область,ᐧ 2002.
Кузьмин,ᐧ В.ᐧ ...ᐧ Иᐧ вᐧ селеᐧ сталоᐧ будтоᐧ светлееᐧ [Текст]:ᐧ [вᐧ храмеᐧ Преображенияᐧ Господняᐧ вᐧ Спас-Заулкеᐧ состоялосьᐧ освящениеᐧ двухᐧ престолов]ᐧ /ᐧ В.ᐧ Кузьминᐧ //ᐧ Нашаᐧ Соборнаяᐧ Площадь, 2013.ᐧ –ᐧ 4(28).ᐧ –ᐧ С.ᐧ 1:ᐧ ил.
Пэнэжко,ᐧ О.ᐧ Городᐧ Клинᐧ иᐧ храмыᐧ Клинскогоᐧ районаᐧ [Текст]ᐧ /О.ᐧ Пэнэжко.ᐧ –ᐧ Владимир:ᐧ Б.и.,ᐧ 2003.ᐧ -ᐧ 104:ᐧ ил.ᐧ –ᐧ Изᐧ содерж.:ᐧ С.ᐧ Спас-Заулок.ᐧ Церковьᐧ Преображенияᐧ Господня.ᐧ –ᐧ С.ᐧ 68ᐧ –ᐧ 69.
Рубцов,ᐧ Д.А.ᐧ Клинскийᐧ уездᐧ поᐧ документамᐧ ХY-ХYIIIᐧ вековᐧ [Текст]:ᐧ историческиеᐧ материалыᐧ дляᐧ сост.ᐧ приходскихᐧ летописейᐧ /ᐧ Д.А.ᐧ Рубцов.ᐧ –ᐧ Клинᐧ :ᐧ Б.и.,ᐧ 2009.ᐧ -ᐧ 80с.ᐧ –ᐧ Изᐧ содерж.:ᐧ 33.ᐧ Спасскаяᐧ слобода,ᐧ Спас-Заулок,ᐧ церковьᐧ Преображенияᐧ Господня.ᐧ –ᐧ С.ᐧ 59ᐧ –ᐧ 60.ᐧ
Юдинᐧ В.С.ᐧ Крайᐧ нашᐧ Клинскийᐧ /ᐧ В.С.ᐧ Юдин.ᐧ -ᐧ Клин:ᐧ Б.и.,ᐧ 1999.ᐧ –ᐧ Изᐧ содерж.:ᐧ Спас-Заулок.ᐧ –ᐧ С.ᐧ 157-159.
Кислова Елена. Страницы истории Преображенского храма с. Спас-Заулок. По материалам сборника «Клин Православный», 2012. URL: http://www.pravklin.ru/publ/stranicy_istorii_preobrazhenskogo_khrama_s_spas_zaulok/4-1-0-1535 (дата обращения: 13.11.15).
Сайт Храма Преображения Господня с. Спас-Заулок. URL: http://preobr-spasz.cerkov.ru/ (дата обращения: 13.11.15).
Приложениеᐧ 1а
Зарисовка церкви с.Спас-Заулок в книжке барона Мейерберга
Приложениеᐧ 1б
Приложениеᐧ 2
Освящение храма в селе Спас-Заулок
Приложениеᐧ 3
Музыкальный фестиваль «Musicaᐧ Viva»
1 Сирин Ефрем «Псалтырь Прп. Ефрема Сирина», - Москва «Православная литература», 2010 г.