Пермь - столица авиадвигателей.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пермь - столица авиадвигателей.

Сажина Е.Д. 1
1МАОУ Лицей №4
Корягина Л.И. 1
1МАОУ Лицей №4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В моей семье 2 летчика - дедушка и дядя. Дедушка начал летать на самолетах в начале 90-х годов прошлого века и сейчас уже на пенсии, а мой дядя стал пилотом совсем недавно. Они мне рассказывали, что летают на самолетах, двигатели для которых изготовили в моем родном городе Пермь. И что мой город еще называют «столица авиадвигателей». Мне интересны самолеты и все, что с ними связано. Я очень люблю летать на них. И поэтому я решила узнать и рассказать об этом подробнее.

Мой город – Пермь. Что я могу рассказать о Перми?

По площади (почти 800 кв. км) город занимает третье место в России после Санкт-Петербурга и Москвы. Пермь вытянута вдоль реки Камы.

Пермь  - главный экономический центр Пермского края и один из крупнейших экономических центров России. Пермь - лидер промышленности Урала. Одна из ведущих отраслей города - тяжелое машиностроение. Здесь производят: горно-шахтное оборудование, газоперекачивающие и нефтедобывающие установки. Также изготавливают авиационные двигатели, моторы, космические установки. Город Пермь внес огромный вклад в историю современной отечественной авиации.  В моем городе находится завод «ОДК - Пермские моторы» - ведущий в России производитель авиадвигателей для гражданской и военной авиации.

Цель моей работы: узнать, почему же Пермь называют столицей авиадвигателей?

Задачи моей работы:

Изучить историю моторостроительного завода, узнать об основоположниках современной российской авиации;

Побывать на экскурсии на Пермском моторном заводе;

Узнать, для каких самолетов изготавливают двигатели в Перми;

Узнать о Пермском Аэропорте;

Узнать географию полетов самолетов с Пермскими двигателями.

Глава 1. История моторостроительного завода.

Строительство завода началось в 1931 году. Освоение производства авиационных моторов началось в цехах еще строящегося завода в 1932 году. Четыре года Великой Отечественной войны стали временем испытаний и побед пермских моторостроителей. Наращивая выпуск моторов, завод за годы войны выпустил для фронта более 30 000 моторов.

Вторая половина XX века стала эпохой создания реактивных двигателей. Ими занялись в Перми в 1953 году, когда опытно-конструкторское бюро возглавил П.А.Соловьев. Пермские реактивные двигатели приобрели славу самых надежных и экономичных в стране. В 50-ые годы на заводе было организовано два новых производства. В 1951 году пермские моторостроители начали выпуск вертолетных редукторов, а в 1958 году – жидкостных ракетных двигателей. Именно пермские моторостроители в 1965 году начали выпуск редуктора ВР-8А для самого массового вертолета Ми-8. А в 1964 году пермяками был освоен жидкий ракетный двигатель для 1 ступени Ракетоносителя «Протон».

Уже в 80-ые годы более 60% всех пассажирских и транспортных перевозок в Советском Союзе осуществлялось на самолетах с пермскими двигателями.

В 1982 г. на Пермском моторном заводе началось освоение двигателя четвертого поколения ПС-90А для магистральных самолетов Ту-204 и Ил-96-300. Магистральный самолет – это пассажирский, грузопассажирский, грузовой самолет основных (магистральных) авиалиний. Различают ближние, средние и дальние магистральные самолеты с дальностью полёта соответственно 1000 - 2500 км, 2500 - 6000 км, свыше 6000 км (до 11000 км и более). Магистральные самолеты отличаются от самолётов местных воздушных линий увеличенной дальностью полёта, значительно большим числом пассажирских мест (большей грузоподъёмностью).

Сегодня все современные самолёты российской авиации оснащаются двигателями семейства ПС-90А пермского производства.

Я побывала на экскурсии на заводе Пермские моторы, который находится в моём городе. Завод большой, просто огромный! Много разных цехов. И в каждом из них кипит работа. Нам рассказывали историю создания завода, я своими глазами видела, как собирают двигатели. Какие они бывают. И я вам скажу, что это очень интересно! И кстати, президент России, Владимир Владимирович Путин также приезжал на завод, посещал сборочный цех, в котором побывала и я. (Прил.№1).

Глава 2. Создатель мотора «Звезда» А.Д.Швецов.

Историю пермского моторостроения условно можно разбить на два больших этапа — время поршневых моторов А. Д. Швецова и «реактивную эру» П. А. Соловьева. Именно они являются основоположниками пермской конструкторской школы.

Аркадий Дмитриевич Швецов, известный советский конструктор авиационных двигателей, родился в 1892 году в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (сейчас Нижние Серги Свердловской области). Начинал в начале 30-х годов с должности технического директора на вновь построенном моторном заводе, затем назначен главным конструктором. В1933 году создал так называемый поршневой двигатель «Звезда». (Прил.№2)

В 1947 году А. Д. Швецову было присвоено звание «Генеральный конструктор».

Мотор АШ-62 (названный в честь создателя) представляет собой звездообразный девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Большой запас взлетной мощности и небольшая высотность мотора делают его надежным и экономичным в эксплуатации. Под руководством Швецова с 1939 года по 1953 год, предприятием было создано семейство мощных звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения М-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-82Т, АШ-82В. Они стали сердцами советских истребителей И-16, И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и других.

Глава 3. Павел Соловьев - основоположник нового направления в двигателестроении.

В 2017 г. праздновалось столетие со дня рождения выдающегося советского конструктора – Павла Александровича Соловьева. Родился Соловьев 26 июня 1917 года в деревне Алекино Ивановской области.

Начинал с должности конструктора, в 1948 году назначен замглавного конструктора моторостроительного завода. В 1953 году Соловьев возглавил конструкторское бюро и руководил им на протяжении 35 лет.

За годы работы Павла Александровича было изобретено большое количество двигателей для самолетов и вертолетов.

В 1958 году по инициативе Павла Соловьева был создан первый советский двухконтурный газотурбинный двигатель. Годом позже под руководством Соловьева был создан первый в мире газотурбинный вертолетный двигатель Д­-25В для тяжелых вертолетов Ми-­6 и Ми­-10.

В 1964 году в Пермском конструкторском бюро разработан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д­-30 для пассажирского самолета Ту­-134.

В 1971 году для улучшения дальнемагистрального Ил-­62 пермским конструкторским бюро под руководством Павла Соловьева создан двигатель Д­-30КУ, благодаря чему Ил-­62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелеты по территории России, а также в  США и Южную Америку.

Еще один массовый пассажирский самолет  - Ту­-154М - с соловьевскими двигателями Д­-30КУ­-154, долгие годы был самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.

В 1979 году под руководством Соловьева разработан и внедрен в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д­-30Ф6 для тяжелого истребителя­-перехватчика МиГ-­31. Кстати, перед зданием Пермских моторов установлен памятник этому самолету. Называется «Миг на взлете». (Прил. №3)

В начале 80-х годов Пермское конструкторское бюро приступило к созданию нового двигателя. Позже ему присвоят название «ПС» (в честь создателя - Павла Соловьева).

Двигатели семейства ПС-­90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту­-204/214, Ил-­96­-300/400, Ил­-76ТД/МД-­90/А и другие.

В честь 100летия великого конструктора 27 июня 2017 года новому Ту-204-300 присвоили имя Павла Соловьева. Табличка с указанием нового названия лайнера установлена в салоне самолета, который пополнит парк специального летного отряда «Россия». (Прил.№4) На нем летают президент России, председатель правительства, руководители администрации президента, министр иностранных дел и другие. Его еще называют «Борт №1». Одна из последних разработок Соловьева - двигатели ПС-90А. Сейчас они устанавливаются на современные воздушные суда - пассажирские Ту-204/214, Ил-96, транспортники Ил-76МД-90А. Так что, проверено Президентом!

Глава 4. Аэропорт Большое Савино.

Аэропорт является «воздушными воротами» Пермского края и известен всем его жителям без исключения. Свое название он получил от названия деревни Большое Савино, на территории которой расположен. Немного из истории Пермского аэропорта:

В 1954 г. в Перми появился первый настоящий аэропорт – Бахаревка. Но выросший объём перевозок потребовал строительства нового аэродрома. 16 февраля 1965 года открыт новый аэродром Большое Савино. В 1967 году был получен первый самолёт АН-24, в 1972 году их было уже 13 единиц. Также в 1967 г. был построен аэровокзал, после чего Большое Савино стало опорной точкой гражданской и грузовой авиации Перми.

До этого пассажиры и встречающие коротали время в ожидании рейса в строении деревянного типа. Туда же доставили и космонавтов Беляева и Леонова, вывезенных из тайги в марте 1965 года, где приземлился их космический корабль «Восход-2». Кстати, после этого события в честь космонавтов были названы 3 улицы Перми: шоссе Космонавтов, ул. космонавта П. Беляева, ул. космонавта А. Леонова.

5 июля 1996 года в аэропорту Большое Савино совершил посадку самолёт ТУ-204. Москва, Анадырь, Певек, Арабские Эмираты, Индия, Испания, Греция – вот далеко не полный перечень городов и стран, куда летали на ТУ-204 наши земляки и гости Прикамья.

В 2002-2003 годах проведены работы по реконструкции и удлинению взлетно-посадочной полосы: удлинение произведено на 700 метров – теперь ее длина составляет 3200 метров. С осуществлением этих работ Пермь, образно говоря, прорубила окно в Европу: аэропорт Большое Савино получил возможность принимать самолеты со всего мира, без ограничений. В 2004 году перевезено на собственном парке более 280 тысяч человек.

В 2005 г. коллектив аэропорта отметил свое 40-летие со дня постройки аэродрома «Большое Савино» и 65-летие гражданской авиации Прикамья. В 2013 г. был образован Международный аэропорт «Пермь».

В 2014 году количество обслуженных Международным аэропортом «Пермь» пассажиров составило около 1,3 миллиона человек. В 2015 году эта цифра составила 1,2 миллиона  человек. В 2016 году пассажиропоток аэропорта составил около 1,1 миллиона человек. Небольшой спад пассажиропотока произошел из-за запрета полётов на многие популярные в России курорты, такие, как Египет и Турция, а также сложной экономической обстановки.0

Несколько месяцев назад открылся новый международный терминал Пермского аэропорта, который сможет обслуживать до 2-3 миллионов пассажиров в год. Проводилось голосование среди жителей города за новое название аэропорта. Но большинством было выбрано уже привычное нам название - Аэропорт Большое Савино. А открывшийся новый терминал назвали – Международный Аэропорт Пермь. (Прил.№5).

Самолёты Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-76, Ту-204/214 (Прил.№6-10) с пермскими двигателями ПС-90А совершают огромное количество регулярных рейсов по России.

Регулярные рейсы это те, которые выполняются круглый год и строго по расписанию.

Есть еще чартерные рейсы - это перевозка по специальному заказу, осуществляемая самолетом. Чартер организуется турфирмой в случаях, когда существует большой спрос на определенное направление. Турфирма арендует самолет у авиакомпании, заключая договор на перевозку пассажиров, выкупая все места в салоне. География чартерных рейсов просто огромна: Анталья, Бодрум, Даламан (Турция), Бургас (Болгария), Ларнака (Кипр), Монастир, Энфида (Тунис), Подгорица (Черногория), Родос, Ираклион (Греция). Выполняются также вахтовые рейсы - организуются по заказу компании, фирмы или организации для доставки своих сотрудников в какой-либо другой город, например, в Варандей, Нарьян-Мар, Ноябрьск, Усинск. 0(Прил.№11).

Заключение.

Мой город Пермь действительно внес огромный вклад в историю современной авиации России. Великие конструкторы - А.Д.Швецов и П.А.Соловьев - были ее основоположниками. Именно в Перми были разработаны и собраны двигатели, которые модернизировались, и самые новейшие модели сейчас используются в российской авиации. В честь этих великих людей в Перми названы две улицы.

География полетов самолетов с Пермскими двигателями просто огромна, а наш аэропорт принимает и отправляет большое количество рейсов, и я буду надеяться, что их будет еще больше, ведь так хочется посетить как можно больше стран мира и всегда возвращаться из путешествий в свой родной город.

Из этого можно сделать вывод, что мой город Пермь - действительно «столица авиадвигателей». Я горжусь своим родным городом!

Список использованных источников информации.

Бочаров В. Е., Гутман Л. Д. Авиационный мотор АШ-62ИР. Описание конструкции и эксплуатация. Москва: Редакционно-издательский отдел Аэрофлота, 1951.

Грин Б.Д. Высокое небо: документальная повесть об А. Д. Швецове 2-е изд. Пермь: Кн. изд-во, 1973.

Киселев В.А. Двенадцать глав из жизни Павла Соловьева. Пермь: Книга, 1997.

Федотова С.Л. Пермские моторы: история и легенды. Пермь: Компаньон, 2009.

http://www.aviaperm.ru/airport/history

https://zavodfoto.livejournal.com/5860688.html

https://www.newsko.ru/articles/nk-4345735.html

http://www.pmz.ru/pmz/history

http://www.rifey.ru/news/perm/show_id_56003

Интервью с дедушкой Сажиным С.М.

Интервью с дядей Сажиным Н.С.

Интервью с сотрудником музея АО «ОДК - Пермские моторы».

Приложение №1. Экскурсия на ОДК-ПМ.

Приложение №2. Мотор «Звезда».

Приложение №3. «Миг на взлете».

Приложение №4. Новое название самолета.

Приложение №5. Международный аэропорт Пермь.

Приложение №6. Самолет ИЛ-96-300. Борт №1.

Приложение №7. Самолет ИЛ-96-400Т.

Приложение №8. Самолет ИЛ-76.

                                                                                                             Приложение №9. Самолет ТУ-204.

Приложение №10. Самолет ТУ-214.

Приложение №11. География полетов.

0https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермь_(аэропорт)

0http://www.aviaperm.ru/airport/geography/

Просмотров работы: 728