ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Эксузян Л.С. 1
1МАОУ «Лицей №11»
Гнатовская  А.В. 1
1МАОУ «Лицей №11»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Вопросу фольклорных традиций казаков Донского края уделяется несправедливо мало внимания. Необъятная и ни с чем не соизмеримая стихия народной жизни казаков всегда вызывала во мне живейший интерес. Ведь Донское казачество подарило миру немало шедевров песенного творчества, связанного со страницами истории Российского государства, лирических композиций. Но главным поводом для изучения мною этой темы стало то, что вся моя жизнь тесно связана с Донским краем и «батюшкой Тихим Доном». Здесь родились и жили многие члены моей семьи, здесь прошло все мое детство. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.

Роль священной реки Дон интересна не только как колыбель самобытной казачьей культуры, но и в качестве территории, условия которой способствовали сохранению живой фольклорной традиции. Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно исчезнувшему укладу народной жизни. Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо.

Цель исследования – выявление взаимосвязи между историческими событиями, происходящими с донскими казаками, формированием их личностных качеств, особенностями быта и фольклором, в том числе песнями, обрядами, которые отражают их самобытность.

Задачи исследования:

Провести исследование песенного фольклора казаков для идентификации определяющих их содержание событий;

Определить тематический состав песен для выявления особенностей жизни казаков в тот или иной исторический период;

Доказать, что роль реки Дон в фольклоре донских казаков принципиальна и важна, ввиду их особого отношения к Дону.

Для обоснования представленных в работе положений использовались следующие методы исследования: субъектно-объектный, эволюционный, историзма, синтеза, системного и логико-смыслового анализа, наблюдение и сопоставление.

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Говоря о песенном фольклоре казаков, нужно отметить, что большой вклад в изучение донского казачьего фольклора внесла петербургская исследовательница – А.М. Астахова, входившая в состав предвоенной редколлегии издания «Песни донских казаков». Ею, совместно с Е.В. Гиппиусом и З.В. Эвальд, были проверены все эпические песни, соотнесены сюжеты донских и северных русских былин.

В 1960- - 1980-х гг. крупнейшим собирателем донского песенного фольклостановится А.С. Кабанов, представитель Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР, работавший под научным руководством Е.В. Гиппиуса. Его коллекция начитывает несколько тысяч звукозаписей.

Нельзя не упомянуть еще несколько имен. А.А. Банин посвятил несколько статей анализу музыкально-поэтической структуры и ритмики эпических и календарных песен из собрания А.М. Листопадова.

Этнографические исследования 1980-х гг. базировались на изучении письменных источников и материалах экспедиций, которые с 1960-х гг. предпринимались работниками донских музеев. Хотя цели этих экспедиций ограничивались сбором вещевых коллекций, собиратели фиксировали ценные сведения в качестве комментариев к артефактам.

На формирование фольклора донских казаков накладывала отпечаток среда обитания. Среда обитания казаков – открытые пространства. Во всем комплексе их культуры, включая письменные источники, они представлены в образе реки и степи-поля. Известно, что территорией своего обитания казаки всегда считали Дон. Совокупность представлений, охватываемых этим понятием, исторически менялась. В более ранние временя он выступал как мифический прародитель, кормилец, а в более поздние времена – как путь дорога, соединяющая его границы.

Образ реки является той основой, которая позволяет разделять пространство всего света. Противопоставление реки и суши выражено в оппозиции своей реки-воды и чужих берегов. В начале 18 века для казаков правый берег был своим, левый – «задонская, ногайская сторона» - чужим. Правый берег обращен к лесостепи, а левый – к степям, контролируемый кочевниками. Чужое, лежащее за рекой-рубежом – пространство войны, тягот и лишений. В казачьей песни оппозиция выглядит эмоционально окрашенной:

Да вспомним, братцы, братцы-новобранцы,

Да как мы с немцами воевали,

Да не пошли мы, братцы по Дону,

Да просим, братцы, перевозу.

…………………….

Да как мы встанем, братцы, да посмотрим

На свою родную сторонку.

На свою родную сторонку,

Да как на нашей сторонке

Да цветы, братцы, расцветают.

Цветы, братцы, расцветают.

Глава 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПЕСЕН ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Любовь к родине, воплощением которой служили батюшка Дон, была возвышенной, одухотворенной. Выражение этой любви вылилось в особую форму песенного повествования, соответствующую этим возвышенным чувствам. С Доном связана целая система различных символов – отцовство, вера, путь.

Целостный поэтический образ Дона, сложившийся на основе действительной жизни, казачьего мировоззрения, свидетельствует о духовной силе и высокой песенной культуре вольного казачества.

Дон – самый популярный образ казачьей песни. Поэтизация его обусловлена конкретными историческими, экономическими и социально-бытовыми условиями жизни казаков. Казаки группировались в вольные ватаги и длительное время скитались по Руси, не имея семьи. С Доном Ивановичем, взлелеявшим, вскормившим, воспитавшим казака, были связаны у этих людей особые чувства.

До 18 века донское казачество жило обособленными общинами, со своеобразным республиканским строем, храня общественные, нравственно-бытовые и культурные традиции, унаследованные ими от предков. Главными экономическими источниками жизни казаков были «хождение за зипунами» на Черное и Каспийское моря, скотоводство, а более надежным – рыбный промысел. Жизнь на Дону не была спокойной и безопасной.

Этот период жизни отразился в исторических песнях о Ермаке и Степане Разине, где казаки «донские» собирались во единый круг «думу думати единую». Но правительственная реакция все более и более усиливалась и привела в 18в. к уничтожения казачьего самоуправления. Произошла коренная ломка общественного устройства, нравственно-бытовых традиций, социальная дифференциация в казачьей среде.

Разрушение патриархальных отношений в быту и службе, расширение внешних связей, социальное расслоение оказали влияние на их мировоззрение. Особенности этой эпохи оказали влияние и на развитие казачьего поэтического творчества. Значительно расширяется тематика песен. Развитие песенного творчества идет по линии конкретизации содержания, усиления реалистических элементов, обобщения и социального заострения образов.

В песнях этого периода часто отражается образ Дона. Но он претерпевает значительные изменения, переосмысливается. Он освобождается от идеализации, наполняется конкретным реалистическим содержанием. В связи с этим образ сужается, теряет свой эпический характер и выполняет в песне новые художественные функции.

Содержание песен охватывает период с середины 16 до начала 20 века выборы Ермака атаманом перед походом в Сибирь, набеги турок на главное войско, жалованье.

В эпоху постоянных войн, в которые ввергался народ и казачество, этот мотив становится самостоятельной темой повествования. Образ Дона, в них служит для выражения народной оценки и ненависти к войне. Песни антивоенные; по содержанию получают обличительную окраску, социально заостряются:

Украшен-то наш тихий Дон

молодыми вдовами,

Цветея наш батюшка тихий Дон

сиротами,

Наполнена вода в тихом Доне

Отцовскими, материнскими слезами.

Отрицательное отношение казачества к войне служит также основным мотивом многих песен, включающих образ Дона.

В таком же плане раскрывается отношение народных казачьих масс к постылой царской службе и жизнь в плену. В песенном творчестве оно выливается в тему неволи «на чужой, дальней сторонушке». Мотивы одиночества, тоски по родине, тяжести службы и неволи сливаются с образом Дона. И хотя сам образ не раскрывается в песне, он ощутим. Он в душе и сердце казака, в волнении крови, в его воображении. Дон всплывает перед глазами тоскующего, попавшего в беду казака, вызывает «слезное рыдание».

Сюжет в песнях выступает как организующее начало, посредством которого историческая действительность, подлинные факты преображаются в художественное произведение. Выбор сюжета казака царской грамоты, смерть Ивана Грозного, борьба за Азов. Песни дают представление о различных аспектах военной действительности, эпизодах военно-походной жизни, поворотных событиях. Донские песни оказывают патриотизм народа через характерный образ казака «на службине государевой», через черты героической боевой жизни и походного быта. В них присутствует упоминания о месте событий «На Усть-Дону было тихо», «На речке было, на Камышинке» (приток Дона). «Как у нас-то было на Дону». В них река становится героем песен, поэтические тексты координируются с напевами уже по комбинаторному принципу, через восприятие состояние реки(быстро-медленно течет Дон, мутная-чистая вода) можно оценить отношение казаков к событиям.

В разинском цикле донской песни был создан образ положительного героя, этим песням свойственна романтизация «доброго молодца», появляется портрет героя. Самыми привлекательными чертами для казака были героизм, бесстрашие в бою.

Многие песни – это картины жизни обыденной, в которых отражаются нравственные законы человеческой жизни. Эти правила чисты и прекрасны. Верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, смелость – вот что извечно воспевали казаки. Зависть и корысть, трусость и лень, ложь – вот что судили высшей мерой. Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон, символ вольной жизни, батюшка-кормилец.

К женщинам у казаков было уважительное отношение, она была свободной казачкой.

Особое место в обрядах, существующих на Дону, принадлежит песне, причитания, плачи представлены у казаков в меньшей степени.

Таким образом, в соответствии с изображением пространства в обрядовых песнях образ реки не имел большой смысловой нагрузки, как в исторических песнях. Хотя группы песен разных циклов могут объединяться посредством общего зачина «как бывало Дон бежал, а теперь Дон помутился весь». «Со дна меня, тиха Дона, ключи бьют/посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит (Молодец и девица). «Распустил своих ясных соколов да по тиху Дону». Типизация образов свойственна и поздним песням, в основном литературного происхождения. «Здравствуй, Дон и наш Донец и родные мать-отец». «Здравствуй, Дон, отец родной».

Глава 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА РЕКИ ДОН

Выявление и описание ключевых слов казачьей культуры плохо изучены, но несомненно, что содержание песен семантически нагружено. По материалам песенного воинского фольклора опорными словами в песнях являются: атаман, битва, войско, жизнь, закон и, конечно, Дон.

Дон – земля-вода донских казаков, кормилец, отец родной, православный, потому что сверху донизу населен православными людьми. Дон – река жизни и путь, по которому осуществляется освоение пространства, Дон называют «столповой рекой».

Пространственный (вертикальный и горизонтальный) аспект раскрывается в формуле сверху-донизу, в качественных эпитетах крутые берега, глубокие воды. Временной параметр дан через символику сыплющегося пека, ценностный – посредством идеальных качеств чистоты и быстрого течения реки.

В ранних казачьих песнях начинает складываться эпический образ Дона. Используя прием гиперболизации, в основе которого лежит сравнение, а нередко прибегая к олицетворению, казачьи песни создают идеализированный образ Дона. Иногда поэтическая выразительность и эмоциональность художественного образа достигается широким использованием разнообразных по характеру эпитетов, часто постоянных. Песни о Доне отличаются особой задушевностью.

Ой ты, батюшка наш, славный тихий Дон!

Ты кормилец наш, Дон Иванович!

Про тебя-то, Дон, ле5жит слава добрая,

Слава добрая. Еще речь хорошая!

Именно поэтому одни из принципов композиционного построения таких песен является употребление формы монолога лирического героя, обращенного к Дону. Монологическая речь, насыщенная эпитетами, междометиями, повторами однокорневых слов, делает песню выразительной, драматизирует ее.

Аи ты прости же, ты прощай,

Да вот, батюшка, славный тихий Дон,

Ты прости же со всеми со верши…

Ей, со всеми со вершинами…

Чаще всего образ Дона раскрывается в психологическом параллелизме. Помутневший, взволновавшийся, возмущенный, помелевший, скованный берегами, утративший свою стремительность и величие Дон служит в песнях символом неудачного похода, гибели казаков, возмущения народных масс, тоски, кручины матери, отца в разлуке с сыном, тяжелых предчувствий и предупреждения о несчастье.

В заключение следует отметить, что многообразие форм создания художественного образа Дона в традиционном фольклоре вызвано многоаспектностью представлений жизни казачества в историческом и социально-экономическом отношениях.

Заключение

Фольклорные традиции донских казаков – это тема, которая интересна не только жителям Донского края, но и всем, кто исследует исторические связи между песенным творчеством и историческими событиями.

Для музыкального фольклора выделены типологические признаки, универсальные для любого местного стиля: традиционность музыкально-поэтического языка, фактуры, на которых выстраивается композиционный ряд песенного творчества донских казаков.

Мир донских казаков разделялся в соответствии со сторонами света. При этом границы реального пространства были достаточно условны и подвижны. В фольклоре степи, долины, раздолье, реки передавали представление о пространстве. Упоминание их в зачине песни является предвестником сюжетных коллизий героя.

Особое внимание казаки всегда уделяли Дону-батюшке. В более ранние временя он выступал как мифический прародитель, кормилец, а в более поздние времена – как путь дорога, соединяющая его границы.

Жизненно важное значение Дона, преломленное через казачье мировоззрение, обобщается в символ Родины.

Все это предопределило формирование, развитие казачьего фольклора, утверждение в нем темы Родины, на яркой поэтизации Дона в песенном творчестве.

Список использованных источников и литературы:

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. – Ростов н/Д. Баропресс. 2006г. С.109-118.

Краснов П.Н. Картины былого Тихого Дона М., 1992. Т.1.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т1-5.

Новосельцев А. Песни шолоховских романов // Дон. 2005. N4. С. 225.

Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963. С. 218-220.

Рудиченко Т.С. Система жанров донского казачьего фольклора //Рукопись, архив фольклорного кабинета СПБГУКИ.

Рудиченко Т.С. Пение и песня в казачьем этикете. // Музыковедение, N1, 2005.

Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. – Ростов н/Д. Издательство Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. 2004г. С. 100-115.

Русская литература XX века. 11 класс. Дрофа. 211. 2006г. Е.2 С.76-77

Просмотров работы: 5822