Введение
Этнографическому изучению русского народа Сибири долгое время уделялось недостаточное внимание, потому что специалисты по русской культуре находились только в крупных научных центрах- в Москве и Санкт-Петербурге.
Поэтому, одной из научных задач современности является изучение Сибири не в целом, а в более узком плане - исследование её населения. Русский народ за длительный период жизни и освоения этого огромного региона стал таким же коренным народом, как и другие аборигены края.
Сибиряки выделились в особую ветвь русского народа, что повышает интерес к их этнической специфике. Термин “русские старожилы” достаточно широко используется в научной литературе, но четкого определения ему нет. Однако все исследователями сходятся во мнении, что старожилы – это особая группа русского населения Сибири, которая образовалась вследствие освоения и заселения этого региона русским этносом. Это были первые землепроходцы, зверопромышленники, служилое сословие и крестьяне [8].
В этническом отношении -это выходцы из северо- и среднерусских губерний Европейской России.
Актуальность темы заключается в необходимости сохранения национальных культурных особенностей русских старожилов. При взаимодействии пришлого населения с местным, несомненно, происходит смешивание, а порой и стирание особенностей культур коренного населения. Кроме того, уходит поколение людей, носителей тех или иных традиций. Несмотря на то, что они пытаются передать традиционные особенности своей культуры, дети и внуки последних мало что могут сказать о символике тех или иных ритуальных действий, образов, в частности солярных. В целях сохранения богатства национальной культуры необходим поиск наглядного материала, его изучение и систематизация.
Цель нашего исследования заключается в определении места солярной символики в среде русских старожилов Сибири.
Для достижения поставленной цели, определим следующие задачи:
Выяснить какое значение имеют символы, обычаи, ритуалы в традиционной культуре.
Проследить влияние солярного культа в хозяйственно-обрядовой деятельности русских старожилов.
Исследовать солярный орнамент на предметах материальной культуры:
во внешнем облике дома;
в украшении прялок, полотенец.
Мы согласны с исследователями, которые полагают, что даже поздние ритуалы и памятники материальной культуры человека сохранили представления древнего человека о мире, о взаимоотношениях с природой и обществом.
В работе использованы следующие виды источников: монографии, устные предания, изобразительные материалы: резьба, рисунки на наличниках, воротах, фотографии.
ГлаваI
Символы, обычаи, ритуалы в традиционной культуре
Существование традиционных культур связано с ритуалами, символами, обычаями. Их практическое значение широко и разнообразно. Они поддерживают чувство общности, сохраняют ценностные ориентации этноса.
Термин “символ” имеет множество определений. Си́мвол — знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, которое содержит определенный смысл. Можно сказать, что символ-это код, через который передается определенная социальная информация.
Обычай — правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Обычаи существуют в обыденной жизни.
Очень важным для существования культуры и народа является выполнение ритуалов. Ритуал представляет собой последовательность определенных действий, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер [12]. В традиционных культурах считается, что от ритуалов зависит само существование мира. Для того чтобы один период сменился другим, нужен ритуал. Мир не меняется сам по себе, как это представляется современному человеку. Сегодня снизилась роль ритуала, самое главное – изменилось отношение к нему со стороны членов общества. Поэтому в современном обществе изучение ритуалов затруднительно или невозможно без обращения к опыту традиционных культур, в которых ритуалы и возникли.
Таким образом, символы, обычаи, ритуалы играют особо значимую роль в традиционной культуре. Они регулируют эмоциональное состояние людей, поддерживают чувство общности у коллектива, сохраняют ценностные ориентации этноса.
ГЛАВА II
Солярный культ в праздничных обрядах русских старожилов
Календарные обычаи мы будем классифицировать по сезонам: обычаи осенне-зимнего и весенне-летнего циклов.
Если для нас природа представляет собой нечто безликое и бездушное, то для человека традиционной культуры все выглядело иначе. Отношения с природой строились на основе своего рода “договора”. Этот договор был возможен, потому что человек видел в природе партнера по диалогу. Таким партнером могли быть различные явления, силы и стихии природного мира. Между землей и человеком сложились отношения, основанные на принципе обмена. Земля давала людям урожай, а люди по этому неписаному договору приносили земле жертвы, ухаживая за ней и сами уходили в нее по завершении своей жизни.
Для жизни и человека и растений необходим солнечный свет. Древние люди считали солнце небесным огнем. С ним по силе могла соперничать только небесная вода, которая поливает и оплодотворяет землю.
Вода и огонь, как повествуют мифы, находятся в постоянной борьбе между собой. Это их нормальное состояние. Гораздо хуже, когда один из соперников начинает одолевать другого. Если побеждает небесный огонь, начинается засуха. Если одолевает вода, идут непрерывные дожди. И то, и другое влечет за собой неурожай, голод и несчастье.
§1. Обряды осенне-зимнего периода
В осеннее-зимних календарных праздниках основное место занимали обряды заклинания плодородия.
Заговеньем начинался в деревне осенний сезон (в середине сентября). Это была веселая полоса в жизни деревенской молодежи. Именно в эту пору парни и девушки по воскресным и праздничным дням часто устраивали вечерки.
Зимний комплекс праздников русского земледельческого календаря начинался Святками. Далее отмечалось Рождество (рождественский сочельник), Новый год и крещенский сочельник.
Рис. 1 Ряженье на Святках https://lib.ks54.ru
яженье на Святках являлось важнейшим элементом народной, “карнавальной” культуры. В масках колядующих можно усмотреть следы культа плодородия и, соответственно, солярного культа. Существовали маски животных (лошадиный череп или голова лошади, коза, баран и пр.), птиц (петух, голубь, журавль). В мифах народов Евразии, считали, что солнце «едет» по небу на лошадях, на колесницах. Возможно, этим объясняется изобилие масок коней. Конь – солярный символ. Маска птицы также не случайна: птица в обрядах – одна из форм проявления аграрного культа, птица – посредник между миром живых и божествами или умершими, к которым она несет, по народным представлениям, моления об урожае и жизненном благополучии [10]. Птица – солярный знак, она часто присутствует в резном декоре наличников деревенских изб (приложение 1).
Рис. 2 Обряд колядования https://ru.wikipedia.org
дним из древнейших является обряд колядования. Самым важным в обряде было одаривание колядников. Ему придавалось большое значение. Для колядников пекли специальные хлебы, печенье в виде фигурок животных (лошадей, козы и т. д.) и птиц. Считалось, что благополучие семьи зависит от количества розданных даров [10]. Колядники выступали как заместители духов умерших [3]. Считалось, что их необходимо задобрить, чтобы они помогли с хорошим урожаем, дали благополучие семье.
Рис. 3 Семиконечная звезда http://tvtm.ru
раздник Рождества – наиболее яркий солярный праздник. В древние времена Рождество- рождения бога – Солнца [5]. Празднование Рождества и Нового года в Сибири включало в себя множество забав. На рождество молодежь “славила”. Во время праздника носили семиконечную звезду. Существует мнение, что многочисленные виды огней ритуального и развлекательного характера имели солярную основу.
Следует заключить, что большинство обрядов осеннее - зимнего цикла было направлено на достижение успехов в земледельческом хозяйстве, сохранение здоровья людям, всяческого благополучия. Соляными символами в данный период являются следующие: мучные изделия в виде фигурок птиц, животных (главным образом лошади), маски животных и птиц, рождественская звезда, всевозможные виды ритуального огня.
§2. Обряды весенне–летнего периода
В земледельческой обрядности весенне-летнего цикла праздников, падающих на период пробуждения природы и начала сельскохозяйственных работ, идея солнца, плодородия выражена наиболее полно, символика, применяемая в обрядах, богаче и разнообразнее.
Из праздников весенне-летнего цикла у русских старожилов Западной Сибири наиболее яркими являлись Масленица, Пасха, Семик и Троица, день Ивана Купалы.
Одним из самых значимых праздников являлась Масленица. Встреча масленицы в Сибири совершалась очень скромно, другое дело - проводы, они всегда сопровождались большими обрядами и всенародным весельем. Блины, катанье с гор и катанье на коньках по улицам селения, безграничное веселье, хороводы, песни и игры - так обычно проводилась масленица в деревне.
П роводы всегда совершались в последний день Масленицы, в воскресенье, носящее название ”целовник”. В этот день ездили к своим родным, знакомым и соседям, чтобы помириться с ними и попросить у них прощения. [4].
Рис. 4 Масленица в Сибири https://rodobogie.org
Масленица – это проводы “старухи” зимы и встреча весеннего солнца, источника весеннего изобилия, праздник пробуждения природы от зимнего умирания. Масленичный блин есть не что иное, как наглядное изображение солнечного диска и являет собой достойное посвящение возвращающемуся солнцу [6].
Катание на лошадях – необходимый элемент Масленицы. Оно продолжалось весь день и до вечера. То обстоятельство, что катались до зари, не лишено значения, очевидно, нужно было, чтобы солнце видело катающихся [4].
Масленица изображалась в форме чучела разных размеров. Оно изготовлялось из негодного тряпья набивалось сеном, соломой и тряпьем. Это чучело должно было изображать женщину – старуху: ее голову делали из белой тряпки, на которой разрисовывались углем глаза, нос и рот. На голову надевали платок, а иногда сверх платка еще и рваную мужицкую шляпу или шапку. Затем на чучело надевали кофту и юбку, а иногда, кроме юбки – рваные мужицкие штаны.
Обряд сожжения Масленицы выражает идею возрождения через умирание [10]. Обряд уничтожения персонажа в виде чучела, куклы или маски, олицетворяющих изобилие, плодородие и вместе с тем зиму, смерть. Идея возрождения природы через уничтожение и идея плодородия сливаются в этих обрядах. Борьба зимы и лета, тьмы и солнца, и победа лета в обрядах отражается в драматизированных представлениях. Смерть как условие возрождения – необходимое ритуальное действо.
Рис. 5 Пасха в Сибири https://www.city-n.ru
Пасха отмечалась в большинстве районов Западной Сибири довольно скромно: у старших дело ограничивалось “гостьбой”, угощением. Стол был полон мучных изделий и яиц. Следует отметить, что яйцо, заключающее в себе идею плодородия, [10] занимало особое место в праздновании Пасхи и других весенних праздников. Яйца служили подарком и предметом пасхальных игр. Удивительно гармоничная форма яйца, его белизна, а главное – спрятанное под хрупкой скорлупой таинство рождения новой жизни испокон веков воспринималось в народе как символ довольства и полного благополучия в семье, плодородия и обновления [6]. Неудивительно, поэтому, что в пасхальных обрядах яйцу отводилось центральное место. Яйца светили в церкви, ими “христосовались”, несли на могилы умерших родственников. Молодежь развлекалась катанием яиц по желобку или с горки. Принято было также “биться яйцами”, чье яйцо треснет, тот и проиграл. Обычай окрашивать яйца в красный цвет уходит корнями в языческие времена, когда красное яйцо считалось символом солнца, пробуждающего природу после долгой зимы [6].
С емик и Троица тесно связаны между собой единством обрядности в Семик выполнялось начало обряда, а в Троицу – конец его. Празднование Троицы сопровождалось большей торжественностью и пышностью, чем Семик.
Семик праздновался в четверг, перед Троицей. Девушки, по-праздничному одетые, с песнями шли в лес или в бор, и там “завивали венки’’ и “запирали ворота’’ (определенным образом сплетали веточки березы). Береза – символ девственности, невинности, чистоты, очищения.
Рис. 6 Семик и Троица https://dic.academic.ru
Венки и ворота оставались в покое в лесу три дня, до Троицы. В Троицын день парни и девушки с песнями шли в лес “заламывать венки’’, завитые в Семик.. Если венок оставался свежим и зеленым, считалось, что у девушки исполнятся все заветные думы и желания. Если же венок оказывался засохшим, поврежденным, или надломленным, тогда в этом видели худые приметы. Снятые с березки венки носили на голове, а вечером бросали их в воду с наговорным словом и с гаданием.
Р оль девушек и женщин в этом ритуале- это символические формы заклинания плодородия.
Рис. 7 Празднование Ивана Купала http://tarifi.info
Важнейшим праздником лета, связанным с солнечным культом и с почитанием земного плодородия являлся день летнего солнцестояния, древний языческий праздник Ивана Купала. В обрядности этого праздника главная роль отводилась огню. Следует отметить, что с давних времен, солнце представлялось человеку небесным огнем, а пламя, костер – земным огнем. Вокруг костров водились хороводы. Хороводы – это ничто иное, как имитация поворачивающегося солнца.
Подводя итог, отметим еще такой факт: солнце изображено на древнейших сосудах для хранения зерна. Рассматривая следы солярного культа в календарной обрядности, мы все время видим эту связь: солнце – и культурные растения, солнце – и труд земледельца. Солнце уже с тех пор становится непременным элементом аграрного культа. В современных календарных обрядах русских старожилов нет или почти нет таких ритуалов, которые содержали бы только солярные мотивы. Как правило, при отправлении обряда эти мотивы тесно переплетаются с другими – с мотивами огня, воды, зелени.
ГЛАВА III
Солярная орнаментация предметов
материальной культуры
§1. Отражение солярной символики во внешнем облике жилища
В древнем обществе дом был весь пропитан магическо-заклинательной символикой. Жилище представляло собой замкнутое пространство, в котором человек чувствовал себя в безопасности. Оно строилось по образу мира и являлось материализованным воплощением последнего.
Одной из форм воздействия на окружающий мир является домовая резьба (конек на крыше, резные причелины, наличники окон) [13]. Крыша и охлупень, которым она завершалась, соотносились с небесным миром. Символично и само название охлупня в Сибири – конек [13]. Следует отметить, что резные конские морды украшали крышу не только каждой избы, но и амбаров, сараев и даже крышу у ворот. Эта традиция сохраняется у сельского населения Западной Сибири и по сей день.
Выделяют три основные группы для форм коньков: не имеющие определенной конфигурации; в форме, отдаленно напоминающей голову птицы, оленя; приблизительно соответствующие своему названию конька, т.е. изображение головы лошади.
Отметим, что скульптуры коня, или птицы являются солярными символами. Система расположения солярных символов связана с движением солнца вокруг земли: левый от зрителя край кровли – восходящее, утреннее солнце; верхний конек на щипце кровли – полдневное солнце в зените, правый край кровли – вечернее заходящее солнце [11] (Приложение 2). Соединение каждого солнечного символа с фигурой коня не лишено смысла. Солнце не просто показано в трех позициях, оно показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солярные символы изображались всегда в комплексе с другими символами – земли, засеянного поля, иногда воды.
Таким образом, мы видим не просто множество солярных знаков, а продуманную систему, созданную на основе мировоззрения. Древний человек обратился к солнцу, зафиксировав его на своем жилище в его непрерывном движении по небу. Повсеместности упырей была противопоставлена повсеместность солнечного света.
Рис. 8 Солярные знаки http://www.nordicrunes.ru
Сами солнечные знаки представлены несколькими типами [11]. Наиболее устойчивыми являются круг с шестью радиусами (колесо Юпитера); встречается круг с крестом внутри него, а иногда с восьмью лучами (Приложение 3). Восходящее или заходящее солнце может быть показано полукругом (дугою вверх) с тремя и более лучами. Очень интересно изображение “бегущего” солнца: внутри круга вырезают несколько дугообразных линий, расположенных радикально (Приложение 5). Рядом с символами солнца присутствуют символы земли, поля. Земля – ромб или квадрат, разделенный на четыре части (Приложение 6). Когда художник изображал восходящее солнце, то помещал половину солнечного знака ниже символов земли. Иногда солнце показано уже взошедшим, находящимся над землей (Приложение 4); в этих случаях земля показана не прямоугольником, а как знак плодородия, перекрещенным квадратом.
Также в качестве постоянных оберегов над воротами часто помещали одиночный солярный знак или знакомые нам три солнца, символизирующие день от утра до вечера.
Следует отметить, что идущая с глубокой древности традиция изображения солярных знаков в архитектуре дома, сохраняется в некоторых районах до настоящего времени. Порой забывая смысл, население продолжает хранить традиции своих предков. Современные мастера используют большое количество разнообразных материалов, краски, украшая свои дома видоизмененными солнечными знаками. И нельзя сказать, что традиции домовой резьбы уходят в прошлое, они сохраняются и по сей день, только в модифицированном виде.
§2. Отражение солярной символики в декоре
прялок и на орнаментике полотенец
Из предметов домашнего обихода в большом количестве дошли до нас прялки. Чем старше прялки, тем больше в их орнаментике присутствует солярная тема, являясь порой единственным сюжетом узора. Прялки украшали резьбой, а в более поздний период и росписью.
Рис .12 Прялки http://www.nordicrunes.ru
У славян с глубокой древности существовало представление о божестве судьбы. Это красивая девушка, прядущая золотую нить, зовут ее Среча [11]. Она заботится о нивах, о стадах, помогает человеку в борьбе со злом. Среча – это удача, добрая судьба человека. Ей противостоит Несреча – злая судьба. Добро и зло – выражены посредством прядения нити: Среча прядет золотую нить на пользу человека, а Несреча прядет слишком тонкую нить, которая может легко оборваться. С глубокой древности человечество связывало с прялкой и нитью представление о жизни, о долгой, как нить, протяженностью жизни. Процесс прядения был неразрывно связан с идеей движения. Солярные знаки на прялках обычно не единичны, а являются частью общей композиции. Солнечные знаки были разделены на два яруса, а между ними изображались сцены из земной жизни. Огромное солнце расположено вверху лопаски, под ним – земля и люди, а ниже лопаски – солнце и ящер. Прялка в целом знаками своей орнаментики выражала идею дня и ночи, круговорота суток.
Вся система вырезанных из одного куска дерева кружков, обрамляющих лопаску снизу и сверху, предстает перед нами как изображение непрерывного дневного и ночного пути солнца.
Вплоть до начала XX в. в крестьянской среде сохранялось бережное отношение орнаментированным полотенцам. Они были главным атрибутом праздничного убранства интерьера: их вешали на зеркала, стены, настенные фотографии [9](Приложение 9). Облик самих полотенец на протяжении XIX-XX вв. претерпел существенные изменения. Тогда как раньше вышивалось все полотенце, впоследствии украшаться стали лишь концы полотенец. [9] Первоначальный смысл сложных древних сюжетов вышивки забыт населением. Понять его можно лишь с привлечением сравнительных данных о верованиях, обрядах, фольклоре русской деревни XVIII-н.XX вв. [7]. Мотивы в вышивке в течение многовековой жизни подвергались переработке. Тем не менее, сохранились определенные древние черты. Круговые фигуры на русских полотенцах дают основание рассматривать их как символы огня, солнечного божества, как языческие очистительные и охранительные знаки.
Конь широко представлен в русской народной вышивке. Связь его с солнцем, растениями и водой, его аграрная сущность выражены в орнаментике отчетливо. Он неразрывно связан с антропоморфными солярными образами и сам несет в себе солярную семантику [7].
Птица символизировала тепло, свет, сулила урожай, богатство. Петух и курица издавна почитались славянами. Предвестник зари и света петух связывался с представлениями о солнце. Неслучайно в орнаментике вышивки, резьбы и росписи петух, как и конь, нередко сочетался с кругом – солнцем [7]. В вышивке графическим символом солнца были розетка (чаще крестообразная), круг с крестом, чаще всего лучистый. Русские крестьяне представляли солнце как блестящий круг, огненный шар, плывущий по небу. В геометрических символах солнца отражено движение: в вихревой розетке, в круге с завитками – лучами, в кресте с загнутыми концами.
Заключение
Проведя анализ солярной символики в праздничной обрядности русских старожилов Западной Сибири, а также на предметах материальной культуры, мы можем заключить следующее: солярная символика не исчезла с течением времени, она сохраняется в сельском быту и по сень день. Мало кто в настоящее время может раскрыть семантический смысл тех или иных образов, но, несомненно то, что традиции, идущие из далекой древности, продолжают существовать (Приложение 8).
Каким же образом удалось сохранить образы глубокой языческой старины? Это обусловлено несколькими причинами. Христианизация не могла сразу уничтожить прежние мифологические образы, которые еще долго в той или иной мере сохранялись в искусстве. Отдаленность, экономическая и культурная замкнутость некоторых районов, замедленный темп жизни, патриархальность бытового уклада определяли особую приверженность традициям старины. Это, как указывали исследователи, было основной причиной сохранения древних мотивов в искусстве.
С забвением древней мифологии символика орнамента, в т.ч и солнечная, не исчезла, она изменилась. Символика присуща русскому орнаменту вплоть до настоящего времени.
Список используемой литературы
Абрамов Н. Описание Березовского края //Зап. РГО.1857.- №12. С.360-362.
Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Наука, 1950.-290 с.
Виноградова Л.В. Зимняя календарная поэзия. М., 1996.Городцов П.А. Праздники и обряды Тюменского уезда //Обряды, обычаи, поверья. Тюмень, 1997. С.24
Городцов П.А. Праздники и обряды тюменского уезда //Обряды, обычаи, поверья. Тюмень, 1997. С.241
Иванова Ю.В. Следы солярного культа //Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М.:Наука,1983. С.105-116.
Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: Традиции и обычаи. М.: Советская Россия, 1981.-370 с.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник //Советская этнология. 1975.№3. С.34-45.
Новоселова А.А. Кто такие старожилы? // Русские старожилы. Томск: Изд-во ТГУ, 1994.
Очерки курьтурогенеза народов Западной Сибири: в 3 т.; Т.3. Томск: Изд-во ТГУ, 1994.-476с.
Покровская Л.В. Земледельческая обрядность //Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М., 1983)Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.-782с.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Русское слово, 1997.-824с.
Садохин А.П. Этнология: учеб. М.: Academia, 2003
Щербик Г.А. Резьба на крестьянских изделиях. //Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1987.-198с.
Приложение 1
Изображение птицы на наличниках.
Приложение 2
Расположение солярных символов в архитектурной орнаментике.
Приложение 3
Солярный знак в виде круга с восьмью лучами.
Приложение 4
Восходящее и заходящее солнце.
Приложение 5
“Бегущее” солнце – круг с изогнутыми спиралями.
Приложение 6
Символы земли, поля.
Приложение 7
Солярный знак в виде бегущего колеса.
Приложение 8
Современные солярные символы.
Приложение 9
Солярные символы на русских полотенцах.
Приложение 10
Солярные символы на кружеве и тканых изделиях.