Сохранение традиций украшенного холодного оружия в городе Златоусте (на примере художественной мастерской «Арт – Грани» фабрики «Оружейникъ»)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сохранение традиций украшенного холодного оружия в городе Златоусте (на примере художественной мастерской «Арт – Грани» фабрики «Оружейникъ»)

Кочетова  О.Б. 1
1МАОУ СОШ №34
Плешакова  О.А. 1
1МАОУ СОШ №34
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В истории города Златоуста много славных и ярких страниц. Одна из них — златоустовская гравюра на стали. Этот уникальный вид декоративно-прикладного искусства возник в Златоусте с открытием Оружейной фабрики. 16 декабря 1815 г. в Златоусте открылась фаб­рика «дела белого оружия разных стальных и железных изделий», которая выпускала ору­жие для русской армии и флота. Для выпол­нения заказов на почетное и именное оружие был открыт «цех украшенного оружия».

Первыми художниками-оружейниками были одни из лучших мастеров немецкого города Золингена отец и сын Шафы, которые до на­чала 1818 г. были единственными мастерами украшения оружия в Златоусте.

Наряду с массовыми изделиями мастера Златоуста создавали уникальное наградное оружие, вручавшееся выдающимся отече­ственным полководцам и государственным деятелям.

Златоустовская гравюра на стали — уни­кальный вид декоративно-прикладного искус­ства. Нигде в мире гравюра не выполняется таким способом: на стальной пластине — травлением, серебрением, золочением, воро­нением, никелированием.

Сочетание стали с золотом, синью, никелем создают неповторимый колорит и своеобраз­ный художественный облик украшенному оружию, бытовым, культовым изделиям и настенным панно.

Традиции лучших мастеров Златоустовской гравюры на стали сегодня продолжают и раз­вивают художники-граверы златоустовских ма­стерских (в городе около 20 частных предприя­тий) по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства, украшенных гравюрой.

Цель: изучение уникального искусства изделий из металла художников – граверов Златоустовской Оружейной Компании «Арт – Грани».

Задачи:

Изучить литературу на тему: «Оружейная компания «Арт - Грани»

Подготовить доклад по теме исследования.

Подготовить презентацию по теме исследования и ознакомить учащихся с работой мастеров фабрики «Арт - Грани»

Создать практическое пособие для учителей МХК по теме «Сохранение традиции украшенного холодного оружия в г.Златоуст» для проведения уроков краеведческой направленности.

Методы и приемы: изучение источников информации по данной теме, анализ работы художников - граверов Златоустовской Оружейной компании «Арт - Грани», изучение творческого наследия мастеров «Арт - Грани», интервьюирование, работа с личным архивом мастера – оружейника Плешакова П.П. (документы, альбомы, буклеты, каталоги выставок).

Исходя из цели и задач, мы определили:

Объект исследования – творчество художников Златоустовской Оружейной Компании

«Арт - Грани».

Предмет исследования - изучение традиций современных мастеров оружейной фабрики «Арт – Грани».

Гипотеза:в ходе нашего исследования мы предполагаем то, что основным направлением работы фабрики является сохранение традиций Златоустовской школы украшенного оружия.

Целью практической работы является изучение современных методов обработки и украшения холодного оружия на фабрике «Арт – Грани», работающей с 2005 года под маркой «Оружейникъ».

Глава 1 . Становление златоустовского стиля гравюры на стали

Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах. Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западноевропейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики.[2]

С 1818 года все оружие украшалось русски­ми художниками. В течение 2-х-З-х лет в Зла­тоусте сложился особый стиль украшения, не похожий на золингеновский. 1820-30-е гг. — годы становления златоустовского стиля.

Технология производства златоустовской гравюры на стали зародилась как искусство украшения холодного оружия, и почти за два века достигла совершенства.

Основоположниками этого стиля являются Иван Бушуев и Иван Бояршинов. Они украшали оружие травлением, гравировкой, вороне­нием, золочением. Клинки этого периода от­мечены высокой художественностью. Для них характерны сложные сюжетные композиции: массовые батальные сцены, охотничьи моти­вы, уральские пейзажи, окаймленные слож­ным растительным орнаментом.

Реалистическая направленность в златоустовской гравюре на стали, проходившая крас­ной нитью через всю историю ее развития, блистательно проявилась в 80-90-е годы XIX в.; в орнамент вводятся реалистические изоб­ражения цветов, плодов и трав, а также воз­рождаются сюжетные изображения на клин­ках — лесные пейзажи с обитаемыми там жи­вотными и др.[9]

В конце XIX в. на фабрике стали выпускать художественно украшенные бытовые изделия из стали. Ассортимент выпускаемой продук­ции был самым разнообразным: шкатулки, столовые приборы, охотничьи ножи и топори­ки, портсигары и др.

Замечательное искусство мастеров златоустовской оружейной фабрики на протяжении всего XIX века оставалось на большой высо­те, а изделия, производившиеся на фабрике, как по художественной ценности, так и по тех­нике исполнения, считались непревзойденны­ми не только в России, но и в старейших ору­жейных центрах Западной Европы.[3]

Златоустовская гравюра была представле­на почти на всех международных выставках и неизменно получала высокие награды (Лон­дон, 1851 г. — бронзовая медаль; Лондон, 1862 г. — серебряная медаль; Париж, 1867 г.- две серебряные медали; Вена, 1873 г. — се­ребряная медаль; Филадельфия, 1876 г.- две серебряные; Париж, 1878 г. — золотая медаль; Чикаго, 1893 г. — большая бронзовая медаль; Стокгольм, 1897 г. — золотая медаль.)

1.1. Златоустовская гравюра в XX веке

В годы гражданской войны мастера Златоустовского завода выполнили много сабель для бойцов Красной Армии с гравированными эмблемами. Гравированные с золочением сабли были преподнесены от завода К.Е. Ворошилову и С.М. Буденному. Стальные ножи для разрезания книг, украшенные революционными эмблемами, были преподнесены В.И. Ленину и Ф.Э. Дзержинскому. Наряду с этим выпускались на Златоустовском заводе и различные бытовые предметы с гравировкой. [5]

К середине 1930-х годов старых опытных граверов оставалось на заводе уже немного (В. Киселев, И. Ногтев, Д. Яковлев и некоторые другие), их сменяла постепенно молодежь, овладевавшая техникой мастерства, а порой вносившая в это дело и элементы новаторства. Так, в 1936-1938 гг. молодой мастер А. Боронников (род. 1902 г.), ученик Д. Яковлева, развивая живописную манеру, ввел в технику гравюры никелевые тона и полутона. Начав с копирования картин, этот талантливый мастер вскоре перешел к самостоятельным композициям ("Равноправная женщина" и др.).

В 40-50-е годы художники Златоуста в боль­шинстве отходят от тематических миниатюр. Искусство гравюры складывалось главным об­разом как искусство орнамента.

Обучение новым для Златоуста способам ук­рашения клинков принесло свои положитель­ные результаты, наряду с традиционным трав­лением и золочением оружие орнаментирова­лось фигурными сквозными отверстиями, укра­шалось насечкой золотом и серебром.

В советский период изменился ассортимент выпускаемой продукции и характер украше­ния. Появились настенные панно, которые со­ставляли основу выпускаемых изделий до кон­ца 1980-х годов.[4]

1. 2. Самобытный стиль декорированного оружия

Златоустовские мастера оказались талантливыми учениками. Они не только впитали в себя богатейшие традиции русских и западноевропейских оружейников XII-XVIII веков, но и создали свой самобытный стиль декорирования оружия. [12]

Златоустовская гравюра на стали так же, как и каслинское чугунное литье, имеет славное прошлое, глубокие традиции. Искусством златоустовской гравюры владели местные мастера, передавая его из поколения в поколение. Выполняя уникальные вещи, старые опытные граверы умели блеснуть золочением потравленной и вороненой стали, достичь в гравюре тонких переходов. На фабрике выпускали самые различные виды боевого, фехтовального и охотничьего оружия: сабли, палаши, шашки, шпаги, тесаки, кинжалы, кортики, пики, эспадроны и ножи для выпуска холодного оружия для нужд русской армии и флота. Фабрика имела семь отделений (стальное, клинковое, эфесное, украшенное оружие и др.), каждое из которых делилось на несколько цехов. С 1839 по 1860 годы производились здесь и кирасы. Наградное и памятное оружие, изготовленное в Златоусте, вручали и вручаются выдающимся полководцам, государственным деятелям, главам многих государств мира. Златоустовское холодное оружие экспонировалось на многих Всемирных выставках и неоднократно удостаивалось самых высоких наград.[13]

Златоустовская оружейная фабрика и сегодня является одним из ведущих производителей холодного украшенного оружия. К юбилею был отреставрирован ассортиментный кабинет. В его экспозиции можно увидеть оружие образца начала XX века, которое стояло на вооружении русской и Красной армии до 1919 года, а также копию сабли маршала Жукова – с этим оружием он принимал Парад Победы. [1]

В сентябре 2010 года в Златоусте состоялся первый в России фестиваль гравюры и украшенного холодного оружия. В его рамках прошла научно-практическая конференция «Во славу российского оружия», посвященная 195-летию Златоустовской оружейной фабрики.

Глава 2 . Вклад мастерской художественного оружия «Арт – грани» в сохранение традиций украшения оружия

Мастерская художественного оружия «Арт-грани» начала свою историю в 1999 году. С 2005 года компания работает под новой торговой маркой «Фабрика «Оружейникъ».

Основным направлением работы фабрики является сохранение традиций Златоустовской оружейной школы и воссоздание классических форм исторического оружия. Создатель, директор и идейный вдохновитель предприятия — Владимир Васюхин.

Компания «Арт-Грани» с самого начала специализировалась на эксклюзивных оружейных произведениях, которые создавались В.А. Васюхиным и художниками предприятия в новой современной стилистике на основе авторского моделирования. Отличительная особенность художественных изделий фирмы — современный пластический язык и свободное формотворчество, помноженные на высокий качественный уровень исполнения.[7]

Символами отточенного мастерства творческого коллектива стали такие произведения, как элегантные стилеты «Лиза» и «Рита», аметистовый стилет «Триллиант» [I], в котором красота и декоративные возможности камня подчеркнуты особой конструкцией его крепежа (высота вершины ограненного аметиста 14 мм). Достоинства новых для стилистики Златоуста оружейных изделий фирмы «Арт-Грани» были высоко оценены на всероссийских и международных выставках. Они получили такие награды как «Приз симпатий прессы» (Москва), «Признание Санкт-Петербурга», «Лучшее ювелирное украшение» (Петербург), «Изделие высокой художественной ценности» (JUNWEX) и др. В настоящее время «Арт-Грани» выступают лабораторией новой торговой марки «Фабрика «Оружейникъ» Златоуст».

Производимые фабрикой образцы холодного оружия - дань уважения мастерству многих поколений златоустовских оружейников. Умело используя традиционные для Златоуста методы, художники расширяют рамки своего ремесла, применяя разные технологии обработки металлов! Это позволяет избежать "штампов" и делает стиль мастерской узнаваемым. Пластичность и легкость форм, лаконичность - характерная черта работы дизайнеров и художников. [8]

При изготовлении ножей, кортиков и стилетов используются лучшие марки высоколегированной стали, узорчатый "дамасск" кузнечной сварки и уникальный нержавеющий булат [II]. Для украшения оружия применяются латунь, никель, серебро и золото, древесина ценных пород, кость, поделочные и драгоценные камни. В этой технике создаются образцы изысканной посуды и предметы сервировки. [III,IV] Вся продукция торговой марки "APT-ГРАНИ" является произведением декоративно-прикладного и ювелирного искусства, воплощающем в себе самые смелые творческие идеи дизайнеров фирмы.

Искусство златоустовских мастеров на протяжении всего XIX века оставалось на высоте, а изделия, производимые на фабрике, по своей художественной ценности и технике исполнения ценились не только в России, но и в старейших оружейных центрах Западной Европы. На отечественных и зарубежных промышленных выставках продукция Златоустовской оружейной фабрики постоянно отмечалась в числе лучших.

Несмотря на лаконизм изобразительного языка, художники-граверы «Арт-Грани» умеют в каждом из своих рисунков выразить определенное настроение, скупо, но достаточно убедительно сказать о месте и времени действия. [9]

Мастерская «Арт-Грани» участвует в возрождении исторических традиций наградного и дарственного оружия.

Сегодня наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, настенное панно, близкое по художественному решению к станковой живописи. [6], [III,IV]

Специалисты лаборатории принимают участие в проектировании первых образцов и практически каждого изделия, выпускаемого фабрикой. Выпущенные лабораторией клинки мастера маркируют гравировкой «Оружейникъ».

ООО «Арт-грани» — владелец торговой марки «Оружейникъ».

В результате проведенных исследований и интервьюирования мастера – оружейника фабрики «Арт-грани» Плешакова П. П.[VI] , а также наблюдения во время экскурсии на фабрику, мы сделали сравнительную таблицу, которая дает представление о характерных особенностях златоустоустовского стиля украшенного холодного оружия.

XVII – XIX век

XX - XXI век

Материалы для ножен

Кожа (Использовалась крайне редко, только для дорогих заказов)

Парусина (сшивалась и проклеивалась)

Дерево (проклеивалось)

Кожа (Сшивается и проклеивается специально обработанной бумагой)

Дерево (в данный момент используются более дорогие породы деревьев)

Фурнитура

Латунь (сплав имел много посторонних примесей, быстро темнел)

Латунь (используются более качественные сплавы)

Сборка

Механическая клепка (клинок и ручка)

Механическая ручная (полностью разборное изделие)

Мотивы рисунка и техника нанесения

Мотивы рисунка – растения, пейзажи, жанровые картинки - остались прежними, но методы нанесения рисунка и травления изменились: раньше использовались железные иглы для процарапывания, а теперь рисунок можно нанести карандашом сразу на изделие, а для травления используются более чистые химические растворы.

Клинок

Обыкновенная сталь (хромировали для наградного оружия во избежание ржавчины).

Булатная (более крепкая) сталь предназначалась для изготовления боевого оружия высших чинов армии.

Используется нержавеющая сталь (чистые сплавы, хромируют только дамасскую сталь или «булат»).

Булатную (дамасскую) сталь с высоким содержанием углеродистых соединений используют для изготовления дорогого наградного или коллекционного оружия.

Форма изделия

Форма изделия, изгиб и кривизна клинка остается неизменной. Не меняется и тип оружия.

Украшение рукояти

Рукоять чаще не украшалась, а имела рифленую поверхность для лучшего сцепления с рукой воина

В настоящее время рукоять украшается вставками из кости, полудрагоценных и драгоценных камней.

Общие особенности

Форма оружия осталась традиционной. Кинжал не спутаешь со стилетом или саблей.

Сохранились кривизна клинка, способность держать удар, военное предназначение.

Заточка холодного оружия производится по канонам предков с двух сторон.

Нанесение гравюры на металл (само по себе) проходит все этапы технологии изготовления (прорисовку, синение, травление, золочение, шлифовку).

Украшенное холодное оружие – это узнаваемый стиль Златоустовских мастеров.

Современные черты и особенности изделий

В данный момент, если изделие заказывают для интерьера, его не затачивают.

Синение постепенно уходит прочь, т.к. сейчас для производства используют нержавеющую сталь. В настоящее время металл просто обрабатывают химическими растворами.

Золочение используется более широко. Кроме того сейчас больше инкрустируют изделия драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями.

Булатное оружие изготавливают по заказу для VIP – лиц [V].

Украшенное холодное оружие сегодня – это произведение ювелирного искусства.

Таким образом, мастера Фабрики «Оружейникъ», следуя традициям своих предшественников, создают уникальные образцы оружейного искусства, главной особенностью которых является функциональность.

Каждый клинок – это оружие, выполненное и украшенное с применением ручного труда по оригинальной оружейной технологии обработки металла XVIII-XIX веков, выпускается в единственном экземпляре или ограниченной серией в рамках памятной коллекции. Каждый экземпляр - это авторская работа, это совместный труд художника и оружейника над образом изделия, благодаря которому клинок становится неповторимым произведением искусства. При его изготовлении применяются лучшие марки стали, ценные породы дерева, благородные камни и металлы. Используются такие методы изготовления, как рисовка лаком, травление, гравировка резцом, чернение стали, никелирование, серебрение, золочение, художественная обработка дерева.

Каждый клинок маркируется логотипом предприятия, коллекционным номером, клеймом мастера оружейника.

Каждое изделие имеет индивидуальный футляр из ценных пород дерева, паспорт с его описанием и сертификат соответствия МВД, легализующий его хранение и транспортировку

Изготовление оружия осуществляется на основании лицензии № 73-9-33-00 от 22 декабря 2000 года.

Клинковые изделия мастерской сертифицированы. Драгоценные металлы и камни используются на основании регистрационного удостоверения № 0150001406 от 21 июня 2005 года.

27.05.2008 Наградной кортик от фабрики «Оружейникъ» вручили победителям всероссийской игры «Союз-2008»

27.12.2007 Первый в России аукцион элитного клинкового оружия . Первый в России аукцион элитного клинкового оружия провели в Самаре златоустовские оружейники.

Глава 3. Первый фестиваль гравюры и украшенного холодного оружия в Златоусте

05.10.2010 в городе мастеров - Златоусте состоялся первый в России фестиваль гравюры и украшенного холодного оружия.[10]

Более 300 гостей из 11 регионов России приехали в Златоуст, чтобы поучаствовать в уникальном событии. Оно началось 30 сентября в сквере возле краеведческого музея с театрализованного представления с элементами исторической реконструкции.

В течение трех фестивальных дней состоялось несколько интересных событий: открытие сразу трёх выставок в краеведческом музее, семинары, экскурсии.

Поразила царской роскошью выставка, представленная мастерами Златоуста в театре «Омнибус».[10]

Гости и участники фестиваля побывали в Патриарших мастерских «ЛиК», где смогли увидеть, как рождаются шедевры на стали.

Особый интерес к фестивалю любителей и знатоков холодного оружия, а также ученых и металлургов был вызван тем, что Златоуст - это единственное место в мире, где сейчас производят булатную сталь. Павел Аносов на златоустовской оружейной фабрике в девятнадцатом веке восстановил древнюю забытую технологию производства булата. Однако после него никому не удавалось получить сталь такого же качества. В мире сохранилось лишь несколько клинков Аносова, которые хранятся в Эрмитаже, Оружейной палате.

Завершился фестиваль награждением лауреатов. По словам руководителей Златоуста, второй фестиваль откроется через год, 11 сентября - в день города.

Заключение

Почти два столетия назад один из центров металлургии на Урале город Златоуст стал центром производства украшенного холодного оружия. Благодаря необычайной прочности и упругости стали боевые клинки Златоуста завоевали себе славу не только на полях сражений, но и на всемирных выставках достижений

Прославленная легендарным мастером Иваном Бушуевым школа украшенного холодного оружия, известная ныне как Златоустовская гравюра на стали, вобрала в себя лучшие приемы Золингена и Толедо, Тулы и Кавказа. Творения златоустовских художников-оружейников представлены в коллекциях крупнейших музеев России и Европы.

В данной работе мы изучили историю и развитие уникального искусства гравировки изделий из металла, сравнили художественные особенности украшения оружия прошлого и настоящего, проанализировали литературу по теме исследования, посетили фабрику «Оружейникъ» и познакомились с технологией изготовления современного украшенного холодного оружия.

В практической части работы мы представили материалы экскурсии по фабрике «Арт – Грани», составили сравнительную таблицу развития стиля украшенного холодного оружия, описали технологию изготовления современных изделий и подготовили доклад по теме исследования с презентацией, а также ознакомили учащихся МБОУ СОШ №1 с творчеством мастеров фабрики «Арт - Грани», создали практическое пособие для учителей МХК по теме «Златоуст - Город мастеров» для проведения уроков краеведческой направленности.

Список используемой литературы и других источников

«Златоустовская Энциклопедия»: А. В. Козлов, Н. А. Косиков, В.В. Чабаненко. 1997.

Златоуст – город крылатого коня./ Авт. - состав. А. В. Козлов. – Златоуст: ООО «ФотоМир». 2004. – 336с.; ил., фото.

Газета «Город Мастеров»: Э. Ахметгареев, В. Поляков, исторический материал

(1-я стр.) - В. Гарус, искусствовед, сотрудник городского музея.

http://www.art-grani.ru/

http://klinok.zlatoff.ru/category_12.html

http://www.zlatoust.ru/notebook/industry1.html?n=285308

http://www.mioge.ru/exhibitors/info.asp?show=7C7D930A-BC85-4D64-825C-E16DB9FA1767&xq.position=111

http://zlatmasters.ru/uchastniki/ooo-art-grani/

http://122515.ru.all.biz/

http://www.cataloxy.ru/firms/zlatoust/www.oruzheinik.ru.htm

http://www.gallery-nasledie.ru/glnas/catalog/section.php?IBLOCK_ID=42&SECTION_ID=326

http://www.opencat.ru/c-208459/ooo-fabrika-orujeynik

Приложения

Приложение I

Приложение II

Приложение III

Приложение IV

Приложение V

Приложение VI

Интервью с мастером – оружейником Плешаковым П.П.

Представьтесь, пожалуйста. – Плешаков Пётр Петрович

Ваша профессия, как долго Вы работаете? – Мастер – оружейник, около 20 лет.

Считаете ли Вы, что Ваша профессия связана с искусством? – Я считаю, что конечный результат – это, несомненно, произведение искусства, но я выполняю обыкновенную производственную операцию – сборку, когда из разных деталей нужно собрать в целое готовое изделие, подогнать под размеры.

Как современное производство пытается сохранить традиции украшенного холодного оружия? – Художники наносят исторический или жанровый рисунок немного иначе, чем раньше, да и обработка металла производится при помощи новых химикатов, а всё остальное производство осталось таким же, как прежде: сохранены все технологические операции.

Какими наградами были отмечены лично Ваши работы? –

Сколько подобных фирм в нашем городе? – Около 20 крупных официальных мастерских или фабрик, но есть и кустарное производство.

Считаете ли Вы, что у этого искусства есть будущее? – Думаю, что с вступлением в ВТО появятся и другие производители, которым будет доступно более современное оборудование, и для рынка будут предложены более дешёвые, похожие изделия, однако, истинную ценность будут представлять именно сделанные вручную, украшенные клинки.

Просмотров работы: 775