Ремёсла ульчей. Конец девятнадцатого - начало двадцатого века

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ремёсла ульчей. Конец девятнадцатого - начало двадцатого века

Гейкер  Д.Р. 1
1МБОУ СОШ п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края
Егорова  И.К. 1
1МБОУ СОШ п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моей исследовательской работы: «Ремёсла ульчей. Конец девятнадцатого - начало двадцатого века». Почему я обратился именно к этой теме?

Актуальность. В нашем школьном музее есть небольшая экспозиция, посвящённая материальной культуре коренных народов Приамурья [Приложение №м 1]. Большая часть предметов этой экспозиции появилась недавно. Например, старинное берестяное лукошко, совок для сбора ягоды, предметы кухонной утвари, некоторые копья, были подарены Почётным Атаманом Амурского казачьего войска Крюковым Владимиром Викторовичем, уроженцем Быстринска, на восьмидесятилетие нашей школы в октябре 2017 года. Все эти вещи – предметы материальной культуры коренных народов Приамурья.

Для нас сейчас очень важно выяснить, как называются эти предметы, из чего они изготовлены, для чего применялись. Они очень просты на первый взгляд, но посетители музея сразу ощущают, что все эти предметы изготовлены с любовью, ими долго пользовались, они были нужны людям, которым принадлежали.

Я считаю, что эта тема изучения материальной и духовной культуры ульчей актуальна в наше время. Если мы не будем изучать культуру, ремёсла ульчей, на чьей земле мы живём, мы не воспитаем в себе уважение к культуре вообще как таковой, обделим себя знаниями о том, как жили ульчи, что им помогало выжить, делало их жизнь счастливой, комфортной. Мне очень интересно узнать, какими ремёслами занимались ульчи в конце девятнадцатого - начале двадцатого века.

Проблема, которую я попытался разрешить, заключалась в том, что, оказывается, мои одноклассники и я мало знали об ульчах, хотя живём в Ульчском районе, а об их ремёслах не знали ничего. Но я попытался достаточно полно изучить имеющийся материал по выбранной мною теме, обобщить его и оформить результаты исследования.

Гипотеза.

Беседуя с одноклассниками, я понял, что они предполагают следующее: ульчи к приходу российских учёных на Амур, в период массового заселения амурских земель во второй половине девятнадцатого века и в первой половине двадцатого века жили очень просто и бедно, а их ремёсла не отличались большим изыском. Я хочу опровергнуть это мнение.

Цель моей работы: узнать как можно полнее, какие ремёсла процветали на ульчской земле во второй половине девятнадцатого-начале двадцатого века.

Задачи:

Изучить материалы по указанной мною теме.

Обобщить и систематизировать изученный материал.

Качественно оформить работу и приложения к ней, презентацию.

Познакомить одноклассников и учеников нашей школы с результатами моего исследования во время очередной их экскурсии в наш школьный музей и убедить их в несостоятельности их первоначальных убеждений о примитивности ремёсел ульчей.

Для данной работы я избрал методы наблюдения, опроса, изучения и библиографический анализ литературы и материалов сети Internet.

В перспективе я хотел бы стать экскурсоводом в нашем школьном музее и представлять предметы материальной культуры ульчей, рассказывать об этом удивительном народе.

Что такое ремесло?

Ремёсла ульчей.

Начиная работу над исследованием по теме «Ремёсла ульчей», я в первую очередь решил найти определение слова «ремесло».

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия [1].

Данное определение убедило меня, что я на правильном пути: всё, что изготавливали ульчи во второй половине девятнадцатого – начале 20 века, сохраняя свою материальную культуру, было основано применении ручных орудий труда и их личном мастерстве.

В процессе поиска материала о ремёслах ульчей я познакомился с книгой Анны Васильевна Смоляк. «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем», изданной в Москве издательством «Наука» в 1966 году.

Прочитав эту замечательную, редкую в наше время книгу, я очень много узнал о ремёслах ульчей: обработке дерева, берёсты, крапивы, кости, металлов, изготовлении лодок, нарт, орудий охоты и рыболовства, циновок, корзин, обработке шкур и кож, пошива одежды. Я понял, что ульчи во второй половине девятнадцатого века и начале двадцатого века продолжали жить натуральным хозяйством: они сами изготовляли всё необходимое в быту и хозяйстве. Их таланта хватало на то, чтобы самим изготавливать жилища, лодки, нарты, одежду и обувь, сети, утварь, металлические изделия. Я согласился с мнением Анны Васильевны Смоляк, что «низкий уровень развития производительных сил, примитивная техника не позволили домашнему производству превратиться в ремесло». При этом Анна Васильевна в своём труде назвала имена выдающихся ульчских мастеров-ремесленников, чьи изделия были нарасхват у амурчан: мастеров по изготовлению лодок Дувана Гелемсели из Булавы, Хэрэнгину из села Дуди, Опингу из села Койма, и искусных кузнецов Чомоко и Ламбака Эгдэмсели, Лобо Дятала, мастериц из рода Росугбу из села Аури, славившихся выделкой циновок. К ним приезжали с заказами ульчи из соседних селений [2].

Смоляк А.В. в своей книге пишет: «Характерно, что ещё в начале 20 века за выполненный заказ мастера брали не деньгами, а вещами. Обычно работа на заказ выполнялась побочно, даже искусные мастера уделяли этому занятию мало времени.

В первой четверти двадцатого века некоторые ульчи стали изготовлять сети по заказу русских из соседний селений, но и это занятие не превратилось в промысел, так как заказы поступали редко, и заработки были случайными.

Разнообразие областей применения народной техники в прошлом определило, хотя и не всегда чётко выраженное, разделение мужского и женского труда. Обработкой дерева, также как и обработкой кости, изготовлением верёвок, сетей, обработкой металлов, занимались преимущественно мужчины. Берестяные изделия (за исключением лодок), циновки, корзины изготовляли чаще всего женщины, они же обрабатывали шкуры и кожи.

В многовековой практике ульчи приспособились использовать для нужд своего быта и хозяйства различные местные материалы» [3].

Обработка дерева, бересты и крапивы

Егорова Ирина Константиновна, мой учитель и руководитель, рассказала, что 22 года назад она с детьми инсценировала фрагмент романа Н. Задорнова «Амур-батюшка», и дети принесли с Амура длинную лёгкую лодочку. Её удивило, что лодка явно была приспособлена для рыбалки, но при этом была настолько легка, что её смогли принести трое мальчиков-пятиклассников. Весной, когда сойдёт снег, мы поищем эту лодочку, если её не унесло наводнением 2013 года. А после рассказа Ирины Константиновны я с большим интересом прочитал в книге А.В. Смоляк «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем)» о том, как и с помощью каких инструментов ульчские мастера обрабатывали местные материалы для изготовления своих замечательных изделий, в том числе и лодок. В связи с тем, что книга А.В. Смоляк – огромная редкость, не каждому удастся подержать её в руках, я хочу привести из неё фрагмент, чтобы показать, какой огромный труд предшествовал изготовлению самого предмета быта, и что обработка дерева, бересты и крапивы требовали большого мастерства и огромного трудолюбия.

«Дерево служило для самых разнообразных нужд. Для его обработки ульчи использовали различные инструменты: топоры сакпи, колуны соргуды, пилы пупу, тёсла халду, разнообразные ножи синасу, гесу, кучэ, хорпу, маленькие пипу и большие люнгу свёрла; они попадали на Нижний Амур из соседних стран: Японии, России и других и часто на месте переделывались [Приложение № 2]. С середины девятнадцатого века в практику всё шире входят русские инструменты: рубанки, фуганки, дрели, продольные и лучковые пилы.

Для раскалывания на доски больших брёвен в глубокие продольные щели, вырубленные с обоих концов бревна, забивали до 20-30 крепких полуметровых клиньев сивали. По ним ударяли деревянным молотком до тех пор, пока бревно не раскалывалось на толстые плахи, которые подправляли топорами или тёслами.

Выгибали дерево так: доску мочили, распаривали над огнём, а затем помещали в колодки двух видов: хуруку служила для выгибания лыж, а хонгну - для выгибания полозьев для нарт и саней.

Из дерева строили не только дома, но изготовляли лодки, нарты и утварь: различные дощатые цилиндрические сосуды, дневные колыбели, большие и малые блюда и корытца, ложки, коробки и ящики разных форм под названием куркэ, капи, чунгнэ, туама дэктэу, уякэ, коломо, ото, альку, хуня, гуса и другие.

В быту и хозяйстве ульчей широко применялась береста. Из неё делали стены и крыши летников даура, двускатные шалаши, ветровые заслоны; сшитыми в два-три слоя берестяными «полотнищами» покрывали грузы в лодках, пользовались летом в шалашах как постелью; из бересты изготовляли также летние шляпы, трафареты для вышивок, ночные колыбели, сумочки для рукоделия, большие мешки для ягод, всевозможные коробки, вёдра и корзинки.

За берестой мужчины отправлялись в тайгу в мае; снимали с дерева железной пальмой (большим ножом на длинной рукоятке) и заострёнными кольями пакпу. С толстых деревьев бересту снимали одним пластом, а с тонких – при помощи винтообразных разрезов на коре; чтобы высохшая береста не ломалась, её варили в котлах с водой или не очень концентрированным бульоном.

Берестяная утварь была очень многообразна по формам и размерам, отсюда и разнообразие названий: коломо, мулу, муечо, матаха, пача, хуэндэмэ пача, хульма, супу, чунгнэ и другие[Приложение № 3] Края изделий при изготовлении закрепляли, прошивая их гибкими тальниковыми корнями, прикрепляя к краю толсты прутяные обручи. Помимо различной формы шитых сосудов, ульчи употребляли большие мешки камчу для ягод, маленькие солонки капту.

Нитки для сетей ульчи изготавливали из крапивы пиктэ и дикой конопли онокто. Стебли высушивали, раздавливали в деревянных тисочках капураку и выбирали из стеблей волокна. Свивая волокна на обнажённом бедре или колене, получали короткие нитки тонгпо для шитья. Длинные нитки сирэктэ для сетей свивали из волокон при помощи обычной формы веретена поорпу (длина стержня 50-70 см., диаметр пряслица 10-15 см.).

Для оснащения сетей, неводов, крючковых снастей требовалось много верёвок, их ульчи также делали сами. Верёвки батуху вили из тальниковой коры инакса, которую заготовляли в конце мая – начале июня, причём тальник выбирали не на островах, а в тайге.

Для изготовления верёвок применялись мотовила макты – вращающаяся на стержне рамка из четырёх планок.

Сети делали при помощи деревянной иглы сарпу и четырёхугольной дощечки кирули, соответствующей размеру ячей. Первые ячеи закрепляли на деревянной вилке кехоли с ручкой и перекладиной» [4].

Плетение циновок и корзин

Плетением циновок и корзин занимались ульчские женщины.А.В. Смоляк пишет: «Важной деталью убранства жилищ ульчей были камышовые циновки сакта; ими покрывали каны (отапливаемые нары), иногда завешивали стены, обмазанные глиной.

Широкое распространение в быту имела плетёная утварь: корзины вандако, куангса для переноски рыбы, блюда соро для варёной и сырой рыбы, шумовки дяули для вытаскивания варёной рыбы и пельменей из котлов, корзинки для ягод и т.д.

Для плетения корзин употреблялись тальниковые корни и прутья, материал для плетения заготовляли в мае или октябре. Перед работой прутья и корни вымачивали в холодной воде» [5].

Прочитав это описание, я понял, что в нашем музее находится настоящее изделие ульчских мастеров не позднее первой половины двадцатого века. Мы его назвали «Лукошко для грибов и ягод», а по описанию А.В. Смоляк – это корзинка, выполненная настоящим мастером, знатоком всех секретов своего народа, об этом свидетельствует рисунок на внешней стороне. Только ручки нет, и бывшие её обладатели приспособили верёвку. Две цельнокройные ёмкости из берёсты в нашей местности называют чумичками [Приложение № 4].

Обработка шкур и кож

А.В. Смоляк, изучавшая во время экспедиций на Нижний Амур материальную культуру ульчей, в мельчайших подробностях изучила тайны мастерства ульчей. О том, как обрабатывали шкуры и кожу ульчские мастерицы, я узнал из очередной главы её книги «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем)». «Из различных кож и шкур, применявшихся в быту, наиболее распространённым материалом являлась рыбья кожа. Помимо изготовления одежды, обуви и различных предметов быта (сумочки, трафареты для орнаментов, мешочки и т.д.), рыбью кожу употребляли вместо оконного стекла, на паруса для лодок, на покрышки охотничьих шалашей, в такие же покрышки охотники завёртывали груз на нартах. Использовалась кожа кеты, горбуши, щуки, сома, сазана, амура, ленка, муксуна. Из кожи калуги делали ножны, поясные сумочки для трута, ремешки для настилов нарт.

Орудиями для обработки рыбьей кожи служили мялка дэли (обрубок бревна с углублением в середине) и колотушка пааты в виде тупого металлического или деревянного топора с короткой ручкой. Предварительно высушенную свёрнутую рыбью кожу клали в углубление, мяли и били по ней колотушкой, отчего кожа размягчалась, затем её коптили под крышей жилища. Из шкуры лосей и оленей ульчи шили обувь, охотничью одежду (безрукавки), делали постели, колчаны для стрел; шкурами с ног оленей и лосей подклеивали лыжи. Широко применялась выделанная из шкур этих животных ровдуга (род замши), из неё изготовляли одежду (халаты, нагрудники и т.д.), обувь. Нерпичьи шкуры использовали для шитья обуви, мужских юбок, шапок, ножен, охотничьих сумочек, поясных ремней; ими подклеивали лыжи. Из кожи сивуча делали головки обуви, ремни для собачьей упряжи, лыжных креплений, арканы для гарпунов, тетиву луков больших самострелов. Из собачьих шкур шили шубы, ноговицы, из собачьих камусов – шапки, рукавицы.

В качестве дубильного вещества при обработке оленьих и лосиных шкур использовали настой тальниковых гнилушек, берёзового или дубового гриба, жидко разведённые мозги лосей. Размягчали шкуры и снимали с них плёнку при помощи разных железных скребков: хоспу, хуэ, вээпу, кэдэрэ общесибирского типа.

Все изделия из кож ульчи шили нитками чива, изготовленными из сухожилий сумули лосей, оленей. Не менее крепкие нитки ульчи делали из высушенного плавательного пузыря нельмы, сдирая волокна винтом, а затем свивая по нескольку вместе» [6].

Несколько лет назад жительница п. Быстринск Петрушина Валентина Петровна, переезжавшая в Хабаровск на постоянное место жительства, подарила нашему музею настоящие унты, пошитые во второй половине 20 века [Приложение № 5]. Изучив материал, собранный А.В. Смоляк, я пришёл к выводу, что пошиты они с использованием современной капроновой нити, а использованы традиционные для ульчей материалы: лосиная шкура, обработанная вручную, бисер. Это лишь подтверждает мысль о том, что ремесло пошива обуви у ульчей из настоящих природных материалов живо.

Обработка металлов

В нашем музее хранится около сорока предметов из металла, изготовленных ульчскими мастерами: это копья, наконечники стрел, остроги, гвозди, фрагмент зубила, клещи, женские украшения (серьги, подвески на нагрудники)[Приложение № 6]. Все они были принесены в дар музею в разное время и при разных обстоятельствах. Но о кузнечном ремесле ульчей мы не знали ничего. И я решил исправить эту ситуацию. Я прочитал своим одноклассникам статью из книги А.В. Смоляк «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем)» и в будущем буду использовать эту информацию при проведении экскурсий в нашем музее: «Основную массу металлических изделий ульчи в девятнадцатом веке получали путём обмена от своих соседей.

Самими ульчам также было хорошо известно кузнечное мастерство. В быту постоянно возникала потребность в изготовлении острог, исправлении ножей или переделке наконечников стрел, в изготовлении инструментов для обработки кож (их перековывали из старых железных котлов), перековки гвоздей в рыболовные крючки и т.д. Все эти работы выполнялись собственными силами; почти в каждом доме можно было найти такие инструменты, как зубила, напильники, кузнечные мехи, наковальни.

Кузнечный мех куэдэ состоял из двух овальных досок, по бокам скреплённых полосками рыбьей кожи. Мех достигал в длину 1 м. Чаще всего мастерсэлэ тапчини пользовался двумя мехами. Во время работы около горна тэу- железного лотка с горячими угольями – клали камень сиа с отверстием, в которое вводили концы сопл, предохраняя их от сгорания. Стальные наковальни дэрэсу, как и кузнечные инструменты, были покупные (клещи эндэ, молоты палау и дяуду, напильники сиро, стамески сивари)» [7].

Все металлические предметы, хранящиеся в нашем музее, очень хорошо сохранились, что свидетельствует о высоком качестве. Ни земля, ни вода не смогли разрушить свидетельства мастерства ульчских кузнецов.

Вывод

Прикоснувшись к теме «Ремёсла ульчей. Вторая половина девятнадцатого-начало двадцатого века», я пришёл к выводу, что ульчи-талантливый народ. Борясь за жизнь в условиях суровой природы, они из века в век не просто приспосабливались к её условиям, а своими руками создавали красоту во всём, начиная от лукошка, с которым шли за ягодой, заканчивая сложнейшими свадебными халатами и орудиями рыбалки и охоты. Красота заключается в трудолюбии мастеров и мастериц и желании создать вещь такой, чтобы она указывала на принадлежность к ульчскому народу, жила в веках.

Заключение

В заключение я хочу сказать, что очень рад, что познакомился с ремёслами народа, к которому я принадлежу сам по линии отца. Я горжусь своими предками и продолжу изучать материальную культуру ульчского народа.

Использованные ресурсы

1 dic.academic.ru

2А.В. Смоляк. «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем» Москва. «Наука». 1966г. с. 42.

3 А.В. Смоляк. «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем» Москва. «Наука». 1966г. с. 42.

4 А.В. Смоляк. «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем» Москва. «Наука». 1966г. с. 43-47.

5 А.В. Смоляк. «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем» Москва. «Наука». 1966г. с. 47.

6 А.В. Смоляк. «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем» Москва. «Наука». 1966г. с. 47-48

7 А.В. Смоляк. «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем» Москва. «Наука». 1966г. с. 48

Приложения

Приложение № 1

Приложение № 2

Инструменты: а – для обработки рыбы, б-д – для обработки дерева, е-з – для резания кожи и орнамента, и- шило, к, л – свёрла, м – стамеска, н – циркуль для работы по металлу.

Приложение № 3

Берестяная утварь: матаха, чунгнэ, мулу, хульма

Приложение № 4

Предметы материальной культуры ульчей в музее МБОУ СОШ п. Быстринск

Приложение № 5

Унты. Изготовлены по заказу в Булаве в 70-е годы 20 века

Приложение № 6

Предметы из металла, изготовленные ульчскими мастерами, в экспозиции музея МБОУ СОШ п. Быстринск

Просмотров работы: 57