Тюменский ковёр

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тюменский ковёр

Кислякова  А.С. 1
1Филиал Сорокинской средней общеобразовательной школы № 3 Сорокинская средняя общеобразовательная школа №2
Новосельцева  Т.А. 1
1Филиал Сорокинской средней общеобразовательной школы № 3 Сорокинская средняя общеобразовательная школа №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На берегу красивой реки Ик в селе Большое Сорокино живут и трудятся замечательные люди. Наш край удивительной красоты, родина мудрых и трудолюбивых людей. Здесь издавна получили своё развитие различные виды ремёсел: резьба по дереву, изготовление валенок, вышивка, ручное ковроткачество.

Сейчас очень модно украшать свой дом изделиями ручной работы. Для этого не обязательно проводить долгие часы в хождении по магазинам и рынкам, надеясь отыскать что-то подходящее к интерьеру своего дома. Гораздо приятнее провести эти часы дома, в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением предметов, облагораживающих быт. Работы, сделанные своими руками всегда восхитительны! Так как каждый «мастер» вкладывает свою фантазию, творчество и частичку своей души.

Совсем недавно я узнала о коврах ручной работы. Эта тема привлекла меня тем, что ковры ручной работы всегда в моде. Стоимость ковров ручной работы всегда была очень высокая, поэтому хочется попробовать сделать ковёр самой.

Гипотеза исследования: я смогу самостоятельно выткать ковёр, если овладею технологией его изготовления.

Цель работы: изучить технологию изготовления ковра и соткать его.

Исходя из гипотезы исследования и поставленной цели, я определила следующие задачи:

Изучить историю ковроткачества в Тюменской области.

Разработать эскиз ковра.

Выполнить его в соответствии с созданным эскизом.

Объект исследования: тюменский ковёр ручной работы.

Предметом исследования является: технология изготовления ковра ручной работы.

Методы исследования:

поиск информации в сети Интернет, дополнительной литературе;

сравнение;

анализ;

наблюдение;

систематизация;

собеседование.

Основная часть

2.1. История возникновения тюменского ковра

Ткачество – вид декоративно-прикладного творчества, возникший более двух с половиной тысяч лет назад. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что ручное изготовление ковров было знакомо людям далёкого прошлого. Ткацкие изделия известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденных в раскопках (второе тысячелетие до н.э.). Орнаментация в ковровых изделиях строилась по принципу ритмических повторов и достигалась тремя способами: переплетением нитей, набивным рисунком и вышивкой.

Самые древние, дошедшие до нас ковры ручной работы - войлочные. Из овечьей шерсти или верблюжьей, подобные ковры и по сей день являются распространенным видом рукоделия в Индии, Средней Азии и у некоторых народностей Кавказа.

Первые тюменские ковры, как свидетельствуют различные документы, появились еще в XVI веке. Это искусство завезли в наш регион бухарцы (выходцы из Бухарского ханства). Буквально за несколько десятилетий наш Тюменский уезд стал крупнейшим центром ковроткачества. Отсюда и повелось название: «Тюменские».

Популярность тюменских ковров в те времена объяснялась просто: город Тюмень стоял на великом Сибирском тракте. На горке, где сейчас находится Троицкий Собор, архитектурно-строительный университет и улица Ямская, находилась Ямская слобода - через неё круглогодично проезжали ямщики, которые доставляли свой товар в разные города нашей необъятной страны. Суровая зима и знаменитые сибирские морозы ухудшали условия поездок. Ямщики, чтобы не замерзнуть в пути, утепляли свои сани коврами. Иногда и сами укрывались ими.

Позже ковры стали использоваться и в быту. Использовали ковры и для того, чтобы показать свой статус.

Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счёт использования черного фона и живописных цветов на нем. Чёрный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство. Ковры делали только из чистой овечьей шерсти.

Махровые ковры с большим успехом представляли Тюменский край на Всероссийских и Международных выставках: Париж, 1900 г.; Генуя, 1913 г, Варшава 1913 г.; Брюссель, 1957 г. и.т.д., были отмечены высокими наградами. 

Именно тюменский ковер увековечил В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка».

2.2 Развитие в Сорокинском районе ручного ковроткачества

Начиная с XVIII столетия, в окрестностях города Ишима (Коркиной слободы) процветали ремёсла и промыслы, среди которых наибольшее развитие получило ручное ковроткачество. Это во многом объяснялось наличием сырья (шерсть, лен, натуральные красители), а также самих носителей традиции - народных мастериц, передающих из поколения в поколение секреты традиций и мастерства ручного ковроткачества.

К началу ХХ века в Ишиме появилась ткацкая мастерская, овечья шерсть закупалась на местном рынке. В 1958 году в городе начала действовать артель имени Ильича, впоследствии преобразованная в Ишимскую ковровую фабрику, на которой трудились более 700 мастеров-ковроделов.

Позже в Тюменской области появилось несколько ковровых цехов: с. Бердюжье, с. Большое Сорокино.

Поделилась своими воспоминаниями о работе мастериц коврового цеха заведующая филиалом Степанюк Любовь Ивановна, которая проработала с 1976 года по 2002 год на данном предприятии руководителем.

В Сорокинском районе цех по изготовлению ковровых изделий открылся в 1974 году – заведующий филиалом назначили Шмакова Анатолия. Через год руководителем филиала становится Фролкин Юрий Анатольевич.

В цехе работало около 100 человек: ковровщицы, чистильщики ковров, контролёры, мастера. Кроме этого работали ещё и надомницы, которые вязали носки, тапочки, их, реализовывали на север. Всего на предприятии было занято 120 человек.

Для выпуска ковров стояло в цехе 32 станка, 16 станков для изготовления паласов. Было закуплено всё оборудование: рубильные машины, мотальные, чистильные.

Для филиала поступали и специальные заказы. Около года ткали ковровую дорожку в Московский Кремль, которая до сих пор украшает его коридоры. Ткали к столетию со дня рождения портрет В.И.Ленина и накидки на кресла в самолёты. Изготавливались ковры на «Знак качества», которые шли на экспорт, в основном в Германию.

Ковры рождались сначала бумаге в художественной мастерской города Ишима. Сначала над проектом трудились художники, затем копиисты переносили рисунок на специальную техническую карту, каждая клеточка – это узелок. На фабрике работал художественный совет. Карты утверждались в Москве в Министерстве местной промышленности. Шерсть привозили из Дагестана уже окрашенную, нужно было только самим её порубить на специальном оборудовании.

Наши местные мастерицы стандартный ковёр ткали примерно за полторы недели. В месяц выходило от 800 до 1000 м². Ковры были разной плотности то 18 – 25 узелков на квадратный сантиметр. Самой высокой плотности, они были и подороже, шли на экспорт. После этого ковёр снимали со станка, чистили, подстригали на специальной машине, приезжала комиссия из Ишима и принимала этот ковёр. Карту забирали, чтобы рисунок не повторялся. Это позволяло разнообразить рисунки, цветовую гамму. Каждый из них это произведение искусства. Второго такого не будет. Изготавливали ковры двух видов: махровые и ворсовые с ярким цветным орнаментом и геометрическом в основном на чёрном фоне. Ковры с рисунком по народным мотивам пользовались у покупателей особенно большой популярностью. До сей поры у нас в Сорокинском районе у населения есть ковры наших мастериц.

Об этом свидетельствуют результаты анкетирования. (см. Приложение №1)

Продукция фабрики уходила далеко за пределы Тюменской области, её знают покупатели Донецкой, Костромской, Одесской, Закарпатской и других областях.

На предприятии была забота о людях, высокая культура производства. Особенно запомнились своим отношением к труду: Менг Валентина, Саломатина Людмила, Грицишина Людмила, Семёнова Людмила, Кочуева Галина, Колосова Людмила, Никитас Тамара и др., даже выделить трудно.

В помещении цеха были созданы все условия для работающих. В каждом окне стоял кондиционер, был открыт на предприятии буфет. Ковровщиц дополнительно кормили два раза в день. Заказывали специально выпечку на местный хлебокомбинат. Заработная плата была высокая, мастера – ковроделы стремились к работе. Неоднократно ковровщицы завоёвывали переходящие знамёна за свой труд. Принимали активное участие во всех районных мероприятиях: «А ну- ка девушки!», «Русская зима», «КВН» и т.д.- всегда занимали призовые места.

Учеников на предприятии обучали сами. Девушки приходили на работу не только из Сорокинского района, но из Аромашевского, Тобольского. Для них силами производства было построено своё общежитие.

Любовь Ивановна внесла неоценимый вклад для развития производства ковровых изделий. Она перенимала и внедряла опыт мастеров из других регионов и городов. Ездила в Омск, Ленинград, Тюмень, Свердловск, Ишим.

Вела большую общественную работу. Любовь Ивановна была секретарём жилищно – бытовой комиссии, председателем женского совета, заседателем районного и областного суда, депутатом районного совета.

Любовь Ивановна добрый, душевный, заботливый руководитель, хороший организатор. Она жила заботами своих работников. О ней с теплотой до сей поры вспоминают бывшие сотрудники коврового цеха.

С 2000 года начинается сложный период: спросы на ковровые изделия упали. В 2002 году цех прекращает своё существование.

2.3. Создание творческого проекта

Ковры купить может любой, а вот коврик своими руками создают единицы и это делает их эксклюзивным украшением. Техник создания ковров множество. Их и ткут и плетут, их шьют и вяжут. Материалами для ковров служат: шерстяные нитки, атласные ленты, пряжа.

Прежде чем преступить к работе, я поработала с Интернет ресурсам. Съездила в Ишим в действующий ковровый цех. В 2008 году благодаря супругам Елизавете и Анатолию Кондратьевым при поддержке Губернатора Тюменской области и Мера города Ишима Виктора Рейна был открыт цех по производству ковровых изделий. В цехе работают несколько мастериц. Ковры ткут только на заказ, в основном заказы поступают из Москвы.

В цехе ткут ковры по традиционной технологии – это махровые, добавился новый вид ковра, который называется «сумах», но при его изготовлении используют традиционную ворсовую технологию. Это вид ковра пришёл к нам из Азии.

Я проследила весь путь изготовления ковра. Нитки для ковров закупают в городе Троицке, уже окрашенные шерстяные. Цветовая гамма очень разнообразна. Основой для ковра служат хлопчатобумажные нити. При помощи сновальной машины нити натягиваются на станок – это основа ковра.

Пряжу для изготовления ковра сначала стращивают, т.е. соединяют несколько нитей в одну. Затем скручивают, перематывают в мотки – всё этот делается на специальном оборудовании. Чтобы нити были, как единое целое мотки нитей запаривают в большой кастрюле в горячей воде, а потом всю пряжу просушиваю в специальной сушильной машине. Затем опять сматывают либо в клубки, либо на шпульки и рубят на специальном оборудовании. И наконец, в таком виде пряжа готова для изготовления ковра.

Для своей работы я выбрала узелковый коврик или его называют плетёным, т.е. такие, какие ткали в нашем Сорокинском ковровом цехе.

Прежде чем начать работу, я ещё раз повстречалась со Степанюк Любовью Ивановной. Она мне подсказала, как можно в домашних условиях соткать коврик, и какие приспособления необходимы для выполнения данной работы.

Дедушка изготовил станок. Для изготовления станка потребовалась рамка, в которую по периметру вбиваются на расстоянии 5 миллиметров друг от друга гвоздики. Натягивается через гвоздики нить (она должна быть прочной, достаточно толстой и не тянуться). Эти нити представляют основу изделия – её каркас. На них по очереди завязываются узелки из нитей различных цветов. Теперь моей задачей было найти рисунок для моего будущего коврика. Творческие поиски были интересными. Когда технологическая карта была готова, я обратилась за помощью к своей бабушке Лидии Викторовне. Бабушка ещё раз показала мне, как правильно завязывать узелки. Она два года проработала в Сорокинском ковровом цехе ткачихой. Бабушка обратила внимание на то, что необходимо тщательно придерживаться рисунка, ведь каждый узелок – его часть. Когда очередной ряд узелков закончен, ворс сбивается к предыдущему ряду. После этого, перпендикулярно нитям основы, пропускается нить – уток, которая плотно фиксирует ворс к основе ковра. Так продолжается ряд за рядом. Когда рисунок готов, оставшиеся нити основы обрезаются и почти готовый ковёр освобождается от станка. Остаётся совсем немного – завязать узелки на вступающихся нитях основы, т.е. украсить изделие бахромой. Кропотливый труд подошёл к концу – ковёр готов! Какое чувство гордости я испытала за свою работу! Оказывается – это очень интересно создавать изделие, используя традиционные способы рукоделия.

Заключение

Работа показала, что я смогла выткать коврик сама. Моя гипотеза в результате исследования подтвердилась.

Мои знания помогли мне создать коврик. Ковроткачество – это полезный и увлекательный труд. Способствует общему развитию, доставляет много положительных эмоций. Коврик может быть хорошим подарком к празднику, а в дальнейшем послужит украшением квартиры. Приёмами ткачества может овладеть каждый, возможности ткачества безграничны, как неограничен простор для фантазий, для творческого проявления личности.

Поэтому я предложила своим одноклассникам самим изготовить ковёр. Ребята с радостью подержали мою идею и с удовольствием выполнили работу. Они изготовили коврики в техники аппликации из шерстяных ниток, в традиционной цветовой гамме. Творя что – то новое, человек становится добрее и радостнее от того, что у него всё получается.

Литература

Н.И.Сезева. «Тюменский ковёр». г. Тюмень; 2099г. стр. 160

Н.И.Сезева. «Тюменский ковёр. Традиции и современность». Г.Тюмень; 2012г. Стр.223

С.А. Давыдова. Очерк производства ковров в Сибири//Кустарная промышленность в России, (женские промыслы). – СПб., 1993г.

vashkover.ru.История – Сибирская ковровая фабрика.

w-siberia.ru.Сибирское ковроткачество.

Приложение №1

ВОПРОС

Кол - во опрошенных

(34 человека)

Да

Нет

Есть ли у вас или у ваших родственников тюменские ковры?

20 человек

14 человек

Просмотров работы: 1244