Умельцы Павловского края

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Умельцы Павловского края

Андрианова  О.А. 1
1МБОУ Павловская СШ № 1
Мотина  Л.В. 1
1МБОУ Павловская СШ № 1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Не зная прошлого, невозможно

понять подлинный смысл

настоящего и цели будущего.»

М. Горький

Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной. Моя малая родина Симбирское Поволжье, поселок Павловка – чудесный, благодатный край с дремучими чащобами, звонкими родниками, красивыми лесами и просторами полей.

Здесь жили и живут замечательные трудолюбивые люди; мастера своего дела, умельцы – золотые руки, которые вносили и вносят большой вклад в процветание посёлка, края, России.

И чего, только не умели Павловские мастера- вышивка и вязание сетей, кружева, изготовление бочек, деревянных труб, валяльное и сапожное дело, резьба по дереву, роспись, гончарное дело.

Знать народные ремесла, имена народных мастеров умельцев – значит лучше понимать свой народ. Это и определило выбранную тему моей исследовательской работы.

Цель: узнать о народных ремеслах Павловского края.

Задачи:

- собрать материал о ремеслах Павловского края;

- выявить мастеров, занимающихся различными ремеслами;

- систематизировать и обобщить материал о ремеслах и умельцах края.

Я выдвинула гипотезу : если в моём районе есть люди, которые владеют секретами традиционных Павловских ремёсел, значит, возможно возрождение и сохранение этого мастерства в наше время.

Чтобы ответить на этот вопрос, я провела анкетирование, изучила различную литературу о родном крае, посетила музей, встретилась с интересными людьми – мастерами своего дела, умельцам.

Умельцы Павловского края.

Павловский район – самая крайняя глубинка Ульяновской области. В силу специфики своего исторического развития он находится вдали от крупных населённых промышленных центров. Основой существования жителей района, в его многовековой истории, были земледелие и

кустарно - ремесленное производство, «отхожий »промысел, то есть своё мастерство применяли не только в родном селе, развивалось скотоводство. Уже до 1943 года в районе было 105 кустарно - промышленных предприятий с количеством рабочих 10 – 11 человек.

Уже в гербе Павловского поселения прослеживаются ремесла, которые были на территории нашего края с глубоких времен. Символика герба Павловского городского поселения многозначна:

- мельничное колесо, кувшин, подкова - символы многочисленных промыслов местных жителей, что символизируют связь прошлого с настоящим. Символика мельничного колеса аналогична символике мельницы (символ преобразования, перерождения). Кувшин - не только сосуд для хранения и разливания жидкостей, но и символ чистоты и невинности. Подкова - общепринятый символ счастья, благополучия и удачи. В гербе Павловского городского поселения подкова аллегорично указывает на шорников, работа которых в значительной степени связана с обслуживанием лошадей. Хороший шорник не только изготавливал сбрую упряжную, верховую, но и хомуты, постромки, шлеи, вожжи, сёдла, и даже отделывал экипажи кожей и обивкой.

О народных промыслах Павловской земли, родном крае я много узнала из дополнительной литературы. Определенную роль играли различные промысла и кустарное производство: сапожное, рукавичное, шорное и портняжное, стекольное гончарное, обработка дерева, ткачество, вышивка, изделия из кожи, войлочной шерсти.

Ремесло - согласно словарю Даля, трактуется как « рукодельное мастерство, ручной труд, само занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда.»

Ремесленничество - это целая отрасль, решающая множество актуальных задач:

- самозанятость населения,

- развитие семейного предпринимательства.

Наконец, ремесленничество – это духовность, нематериальное наследие, народные традиции, важная и составляющая национальной культуры.

Узнав много интересного из рассказов взрослых, прочитанной литературы, меня заинтересовало, а знают ли мои одноклассники, дети из подшефного нам класса о ремесленниках нашего края.

Я провела анкетирование среди учащихся 5,6 классов, с целью выяснения знают ли представители молодого поколения о том. Какие ремёсла распространены были на территории нашего села ранее. Были предложены следующие вопросы учащимся:

Знаешь ли ты, какие ремесла были распространены в нашем крае ранее?

Знаешь ли ты, какими видами ремесла занимаются жители нашего края сейчас?

Кого из жителей нашего посёлка, народных умельцев, вы знаете?

Результаты были такие: из опрошенных 36 человек на первый вопрос ответили, что знают, какими ремеслами занимались в нашем крае -29 человек, называя такие ремесла, как

-изготовление изделий из дерева

-ткачество

-вышивка

-гончарное дело

-вязание

-валяльное дело

отрицательно ответили 7 человек , то есть они не знают какими ремеслами занимались ранее в нашем крае.

На второй вопрос ответили положительно 25 человек, назвав следующие виды ремесла

- резьба по дереву

- вязание

- шитьё

- вышивка

- единичный случай – гончарное дело отрицательно ответили 11 человек

На третий вопрос смогли назвать среди жителей поселка людей, занимающих ремеслом 20 человек.

Таким образом, анализируя вопросы и ответы анкеты можно сделать вывод, что 19% учащихся не знают, какими ремесла были распространены в нашем крае, 42% знают, какими ремеслами занимаются сейчас и 48% знают людей, которые занимаются различными видами ремесла в нашем поселке.

Чтобы заполнить пробелы в знаниях ремёсел, я и начала исследовательскую работу. И задалась целью отыскать в нашей местности мастеров – умельцев.

Для того, чтобы заглянуть вглубь веков и побывать у истоков ремёсел нашего края, я посетила исторический музей МУК «ИКМ» МО

«Павловский район».

Научный сотрудник Нина Николаевна Ровнякова рассказывала мне о том, что в музеи собрана коллекция глубокой старины в экспозициях «Культура и быт Павловского края», «Творчество наших земляков».

Каждый экспонат имеет свою историю и бытовал в семьях Павловского района. В каждую вещь вложена частица доброй, любящей своё дело, души. Каждый предмет таит в себе историю и рассказывает о быте, традициях, обычаях того далекого времени. При изготовлении любой вещи мастера думали не только о её практическом назначении, но и её красоте.

Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины, песка создавались произведения искусства. Я нанесла на карту района различные виды ремесел, на которых специализировались села района до 20 века. ( Приложение № 1)

В ходе поисковой работы в дар музею передавались семейные реликвии. Музей ведёт постоянную исследовательскую работу по определению истории возникновения экспонатов. Мне удалось узнать имена немногих, к сожалению умельцев, чьи работы представлены в музее. С большим интересом я знакомилась с работами умельцев: Радаева В., Исайчева Ю., Карева И., Буслаева И.

Радуюсь за замечательных трудолюбивых людей, мастеров своего дела. И у меня всё больше развивается интерес к людям нашего района, которые владеют секретами традиционных Павловских ремесел.

Титанический труд, историческую значимость промыслов глубокой старины продолжают мастера – умельцы и в наши дни.

Как – то проходя по рынку, я остановилась у продавца валенок. Валенки имели разную форму. Продавец понял мой интерес и рассказал мне о процессе изготовления валенок. Труд тяжёлый, но мне стало интересно. Дядя Вася, так звали продавца, любезно пригласил к себе в валяльную мастерскую пронаблюдать все операции но, к большому сожалению, он живет в другой области.

Хотя из его рассказа я имею теперь представление о валяльном ремесле и благодарна за их труд, за теплые валенки. В нашем районе валяльное дело было хорошо поставлено в деревни Кулебаки. К сожалению, вымерло село и не осталось мастеров валяльного ремесла.

Мои дедушка и бабушка по маминой линии родом с этого села. Так они до сих пор не забыли виды ремесла, которыми занимались их родители. Дед плетет рыболовные сети, он у нас хороший рыбак, из дерева творит чудеса. Бабушка много мне рассказывала о стеклянном деле, у неё даже сохранились некоторые вещи, которые выдували из стекла. Она отлично вяжет многие изделия, печет вкуснейшие караваи.

Задавшись, целью отыскать в нашей местности мастеров умельцев я расспросила своих родителей, дедушек, друзей и узнала об умельцах – жителях нашего поселка.

- Щеткина Лариса Ивановна – мастер прикладного искусства

- Хвалько Александра Петровна - резьба и роспись по дереву

( Приложение № 4)

- Козлова Ирина Николаевна – плетение лозы, декупаж, бисероплетение

( Приложение № 5)

- Васечкина Валентина Ивановна–флористика , органза, сизаль

- Белов Петр Иванович –резные наличники ( Приложение № 3)

- Устимов Владимир Иванович –плетение рыболовных сетей

-Буслаев Игорь Викторович –резьба по дереву (Приложение № 6)

- Радаев Василий Иванович –гончарное дело (Приложение № 2)

-Бритшев Павел Федорович – иконопись ( Приложение № 7)

-Жилин Анатолий Иванович – иконопись.

От работ этих мастеров – умельцев поднимается настроение, от них веет красотой, душевностью, возникает желание творить. Я не один раз посещала мастер – классы у Ларисы Ивановны Щеткиной. Её работы «живут», «дышат» не сможем понять свой народ и сохранить традиции своего народа.

Заключение.

Начиная, исследовательскую работу я выдвинула гипотезу: если в моём районе есть люди, которые владеют секретами традиционных Павловских ремесел, значит, возможно, возрождение и сохранение этого мастерства в наше время. И убедилась, что до наших дней живут рукоделие, вязание кружева, носок, платков, в единичных случаях валяльный, гончарный промысел и резьба по дереву.

Используя разные методы изучения и исследования, узнала, что у нас в районе живет много мастеров своего дела. Убедилась, что в нашем посёлке не забыты ремёсла и существуют условия для их возрождения.

Проделав эту работу, сделала вывод: что ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Я смогла «заглянуть» в глубь веков и побывать у его истоков. Более того, познакомилась с Павловскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения и сохранения, уже имеющих ремёсел. Ведь каждый из нас должен знать историю своей семью, своих предков. Чем они занимались, какими были людьми. Иначе мы не сможем понять свой народ и сохранить традиции своего народа. Знать народные ремесла, имена народных мастеров умельцев –это значит лучше понимать свой народ.

Живем мы в радостном краю

И знать его должны мы –

Страну прекрасную свою,

Свой светлый край любимый.

Н. Забина.

Список литературы

«Волжский комсомолец» - газета 12.05.1939г

Газета «Заря коммуны»- 7.XI.1936г, №28-1965г.

Газета « Искра»- № 71-75 -1965г.

Земляки. Литературно – исторический альманах. 2 выпуск. Ульяновск издательство «Вектор-С» 2007

Павловка и Павловский край. Ульяновск. 2013

Русяев В.Ф.Наш Павловский край ( рукописное издание)

Материалы краеведческого музея

Приложение № 1

Карта Павловского района с ремеслами, которые существовали до 20 века.

Приложение № 2

Гончарное ремесло

Радаев В.И.

Приложение № 3

Резьба по дереву. Резные наличники. Белов П.И. ( с. Сытинка) Храмов Г.К.

( с.Холстовка)

Приложение № 4

Резьба и роспись по дереву.

Хвалько А.П.

Приложение № 5

Плетение. Вязание.

Козлова И.Н.

Приложение № 6

Выпиливание из дерева.

Буслаев И.В.

Приложение № 7

Иконопись.

Бритшев П.Ф.

Икона священномученика Владимира Пиксанова ( икона находится в Покровском храме р.п. Павловка Павловского района Ульяновской области)

Просмотров работы: 439