Введение
Прошлым летом я с мамой ездила на гала - концерт «Баик», и там на девушках заметила необычные, красивые украшения. Оказывается, эти украшения сейчас очень модно носить и любая девушка может сделать их сама. И мне стало интересно, из чего и как они сделаны. Я попросила маму помочь мне в изготовлении такого украшения. Мы стали искать материалы. Очень полезной оказалась книга С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда».
Цель исследования: Исследование нагрудных украшений.
Задачи исследования:
- изучение происхождения нагрудных украшений башкир;
- изучение современных тенденций моды в изделиях;
- прорисовка эскизов изделий;
- разработка технических рисунков орнамента на базе изученного материала;
Практическая значимость: Проект может использоваться учителями изобразительного искусства, технологии, истории и культуры Башкортостана образовательных школ во время уроков, на спецкурсах, кружковых объединениях в качестве наглядно-методического материала.
Объект использования: Селтәр.
Предмет исследования: Нагрудники.
Методы исследования:
1. Поисковый (сбор, анализ) материала;
2. Изучение теоретического материала;
3. Описательный;
4. Анализ полученных материалов.
Из истории башкирских нагрудных украшений
Из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»: самым ярким украшением женского костюма были нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце XIX в. приравнивались по цене лошади или корове), они были многочисленны еще в начале нашего века. Довольно много их попало в музейные фонды. Назывались нагрудники по-разному: селтэр, ҫакал, һакал, яга, муйынса, башкиҙеу, алмиҙеу [1]. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани. (Приложение 1)
Нагрудник был массивным, закрывал грудь и спускался ниже талии на 15— 20 см. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она завершалась коралловой бахромой. Поверх сетки располагались две-три сложно - составные подвески «сулпы». Грудка плотно зашивалась кораллами, образующими круги, полукружья, ромбы. В этот рисунок вписывались перламутровые пластинки, медальоны с сердоликом или граненым стеклом, крупные монеты. Между низом и верхом нагрудника располагалось несколько рядов монет. Верхний край украшения, вырезанный по шее, обводился рядом монет или цепочками. Украшение удерживалось лямками и пришитым поясом [1].
В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.
Башкирский орнамент
Народный орнамент соединяет в себе пласты, различающиеся по времени формирования и породившей их этнической среде. В нем архаические мотивы, возраст которых насчитывает не одно тысячелетие, соседствуют с новейшими. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценным свидетелем истории народа. Башкирский народ — часть большого тюркского мира. Башкиры находятся на северно-западной его периферии, занимая пространства по обе стороны Южного Урала.
Мастерицы старшего поколения в группе счетных гладевых вышивок выделяют супяэу — вышивку набором. В этой технике нить проходит во всю ширину орнамента или одноцветного фрагмента то с лицевой, то с изнаночной стороны, образуя позитивный и негативный варианты узора. Орнамент счетных вышивок при переходе от холстов к покупным тканям не исчез, не потерял художественных достоинств; он был приспособлен к новой основе и преобразован. Сейчас башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и других изделий.
2.1 Композиционное строение и цвет орнамента
Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов [2].
Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка).
Зелёный символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, вечности цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.
Жёлтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.
Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами».
Чёрный – цвет земли и плодородия.
Cиний цвет – цвет неба, свободолюбия, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир.Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность». В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает: Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. (Приложение 3)
Особенности национального башкирского костюма
Своеобразие народного костюма определялось покроем одежд, формой головных уборов, обуви. Немаловажным было сочетание вещей в ансамбле. Неповторимый колорит вносило художественное оформление костюмного комплекса. Веками складывался стиль одежды, который, наряду с другими качествами, а порой и более выразительно, отличал один народ от другого.
При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы [4].
Атрибуты одежды башкирских женщин
В редкие вечерние минуты отдыха у домашнего очага башкирская женщина чувствовала себя менее занятой, тогда красота и гармония, мир и покой, царившие в природе, вдохновляли ее на рукоделие. Многочисленные предметы, окружающие ее домочадцев в повседневной жизни и традиционный костюм - все это говорит о художественном вкусе и таланте простой труженицы. Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. (Приложение 4)
Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой [5]. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка [3]. Верхняя часть костюма символизировала небесное начало и наделялась особой значимостью. Самым важным её смысловым элементом являлся головной убор, бывший и наиболее декоративным в системе одежды. Женские головные уборы имели множество разновидностей. Их условно можно подразделить на два типа. Один представлен в форме своеобразной шапочки, а другой – в виде платков и покрывал. Башкирские женские головные уборы кашмау, кэлэпуш и девичья шапочка такыя своей формой напоминали форму кочевого жилища – юрты, а использование в декоре серебра и кораллов указывало на их соотнесённость с небесным сводом. Кашмау представлял собой плотно охватывающую голову шапочку, с отверстием на макушке и застёжкой под подбородком. Края головного убора, у лица и на затылке, где имелось отверстие, в местах окончания форм, наиболее уязвимых для внешнего мира, декорировались серебряными монетами и подвесками. Остальные его элементы обильно украшались кораллами, бисером и раковинами. На лоб под кашмау надевалась повязка хараус, покрытая зооморфными и антропоморфными изображениями. (Приложение 5)
3.Выполнение творческой работы
Основными материалами для выполнения работы являются: льняная ткань, фурнитура, монеты, бисер, украшения.
Инструменты и приспособления: игла, нити и ножницы.
Техника выполнения:вышивка бисером.
3.1 Технологическая карта:
- Подготовка основы селтәр (Рисунок1, Рисунок 2, Рисунок 3 );
- Вышивание основы бисером (Рисунок 4, Рисунок 5);
- Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 6);
- Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 7);
- Моя работа (Рисунок 8).
4. Экологическая оценка
При выполнении моего изделия, окружающая среда не загрязнялась. Все было выполнено из экологически чистых материалов.
4.1 Оценка качества и сложности проекта
Когда я выполняла эту работу, у меня возникли сложности с бисером. Пришлось несколько раз переделывать узор, но результат оправдал все мои ожидания. Очень понравилось вышивать бисером, ведь это не только увлекательно, но и полезно: развивает моторику, внимание, память, усидчивость и терпение.
4.2 Экономический расчет
Льняная ткань |
50 см |
Косая бейка |
30 см |
Бисер |
2 пачки №6 оранжевого цвета |
Каури |
4 шт. |
Монеты |
51 шт. |
Апликация башкирского орнамента |
Орнамент |
Мастерицы такие изделия продают за 1500 рублей, но я затратила всего 500 рублей.
Заключение
Изучив материалы про башкирский костюм, и выполнив практическую часть, я пришла к выводу, что и в современной жизни можно использовать элементы костюма. Нагрудники можно носить постоянно с любым платьем. Можно ими украшать футболки. В дальнейшей работе я планирую исследовать головные уборы женского костюма, и сшить кукле национальный костюм.
Список литературы:
Шитова С.Н. книга «Башкирская народная одежда» 1995г.
Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа.
А.С. Камалиева «Башкирский костюм».
Сайт: Costumehistory.ru
http://lib.a-grande.ru/kostum.php
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Рисунок 1 Подготовка основы селтәр
Рисунок 2 Подготовка основы селтәр
Рисунок 3 Подготовка основы селтәр
Рисунок 4 Вышивание основы бисером
Рисунок 5 Вышивание основы бисером
Рисунок 6 Декорирование основы искусственными камнями
Рисунок 7 Декорирование основы искусственными камнями
Рисунок 8 Моя работа
Рисунок 9
Рисунок 10