«Традиции способны возрождаться из пепла, когда приходит их час»;
Л. Любимов
"Что призван хранить народ, чтобы не лишиться будущего? Думаю, это историческая память, уважение к тому пути, по которому шли наши предки, - верность их нравственным идеалам."
Митрополит
Калужский и Боровский
Климент
Идея исследовательского проекта.
Тема выбрана не случайно. Храмы придают особый, неповторимый облик любому городу или селу. Ни одно архитектурное творение не представляет так зримо и явно всю прошлую, и нынешнюю духовную и культурную историю города, края России. Почти две тысячи лет тому назад древнеримский зодчий Витрувий пришел к выводу, что основу архитектуры составляет формула: «Польза + прочность + красота». Он считал, что важен каждый компонент, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства. Смею заметить, что храмы, как и люди, как и цивилизации, проходят практически одни и те же этапы: они рождаются, затем, достигнув расцвета, ведут борьбу за своё существование, некоторые ветшают и исчезают, другие доживают до такого периода, когда появляются люди, не обременённые идеологическими догмами, готовые вступить в нелёгкую борьбу за возвращение их к жизни. Именно поэтому мне так хочется рассказать о людях, кому не безразлично культурно-духовное наследие России, кто хочет восстановить разрушенное, чтобы не потерять безвозвратно для будущих поколений. Ведь долг каждого гражданина РФ - сохранять и беречь культурное наследие предыдущих поколений и больше узнать об истории русской духовной культуры, пропетой в камне и дереве.
Цели и задачи проекта:
- развитие интереса к духовному наследию России, любви к Отечеству и родному краю, как средство воспитания гражданственности и патриотизма;
- привлечение внимания к культуре родного края и их проблемам;
- развитие интереса к русскому историческому и духовно-художественному наследию;
- рассказать о возрождении храмов в Калужской области усилиями неравнодушных людей на примере жителей и Администрации «Совхоза Боровский» и протоиерея Игоря Йовбах;
- познакомиться с подвижнической деятельностью по восстановлению храма отца Игоря в селе Трехсвятское Малоярославецкого района Калужской области в честь мучеников Гурия,Самона и Авива;
- своей исследовательской работой способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения, развитию их творческих способностей, приобщению широких кругов молодежи к богатейшему духовному наследию русского народа, разбудить чувство ответственности за сохранение и возрождение храмов нынешним поколением.
1. Что с нами случилось?
Многим, наверное, запомнился эпизод из фильма «Покаяние», который шел на экранах телевизоров. Я хотя и не все поняла в нем до конца, но один момент забыть не могу. «Эта улица ведет к Храму?»- спрашивает древняя странница у молодой женщины. «Нет, не эта улица ведет к Храму», - отвечает та. «Зачем же улица, если она ведет не к Храму?» - недоуменно спрашивает старушка. Она твердо поняла за долгую жизнь, что людям нужны только те дороги, которые ведут к Храму добра, правды, красоты и истины. И зритель невольно спрашивает себя: «Зачем нужна была дорога, стоившая столько сил и жертв, если она привела не туда?»
У замечательного писателя Андрея Платонова есть роман «Котлован». Этот образ - символ нашей жизни.
Н о этот образ подходит и ко всей нашей истории. Почти сто лет назад революционный народ клялся построить «новый мир», но к сегодняшнему дню, похоже, сумели вместо обещанного Храма всеобщего счастья вырыть только Котлован. Впрочем, реальные храмы сознательно разрушались. Сколько тысяч их уничтожено! А ведь, как говорил журналист Олег Морозов в «Литературной газете» в статье-интервью, «очевидна прямая связь между всеобщим падением нравственности, всеобщим цинизмом, половодьем аморализма, преступности с одной стороны, и утратой религиозной веры - с другой». Итак, страна остановилась и задумалась. Что с нами случилось? Почему так плохо мы живем? Почему, казалось бы, крепкая держава стала распадаться? И бесконечные почему?
2. Церкви больше нет.
Вера Ивановна Кевбрина. Ей было 84 года, когда она рассказывала нам о Троицкой церкви в селе Косяги ныне «Совхоз Боровский», в котором она жила с 1953 года. И помнила историю разрушения Троицкого храма в селе Косяги во время Великой Отечественной войны. В 2017 году Вера Ивановна Кевбрина умерла, но интервью с ней, которое мы успели взять останется в памяти нашего поколения. После знакомства с Дубовой Татьяной Ивановной, еще одной жительницей сельского поселения, история храма стала более отчетливой. Оказалось, что Татьяна Ивановна была племянницей последнего священника Троицкой церкви, который служил в ней до 1942года, Дубова Михаила Ивановича. С ее слов, церковь была почитаема, хотя прихожан было совсем мало, ведь шла война. В конце декабря 1941 года, когда шли бои на подступах к Москве, по приказу командования на колокольню Троицкой церкви был поставлен корректировщик огня для артиллерии. Немцы засекли его и прицельным ударом снесли всю колокольню и купол основной церкви. Священник Дубов Михаил Иванович надеялся на восстановление храма. Он и представить не мог, что ждет оставшуюся часть его святыни. Военное командование отдало приказ, все оставшиеся материалы от храма использовать для строительства бани для военного контингента. Приказ был выполнен быстро. Не выдержал такого удара последний священник Михаил Иванович Дубов и вскоре слёг.
Война прошла. Жители сожгли баню. Долго ещё на этом месте рос бурьян.
3. В поисках истины.
Работа по восстановлению истории Троицкой церкви началась с архива в отделе администрации муниципального образования муниципального района «Боровский район», где удалось отыскать шесть метрических книг по селу Косягов, Калужской духовной Консистории Боровского уезда за период с 1871 по 1918годы. Выяснилось, что в приход Троицкой церкви входили населенные пункты: д. Лапшинка, д. Ново-Михайловское, д. Кабицино, д. Маланьино, д. Вашутино и д. Балабаново.
В 1874году была построена Троицкая церковь. По данным Боровского краеведческого музея, храм в селе строился в 1769году. Очевидно, что он был деревянным. По сведениям на 1916год храм в с. Косяги стоял тот, который был построен в 1874 году тщанием граждан МАТВЕЯ ФИЛИППОВА и ВАСИЛИЯ КОРОТКОВА с некоторым участием прихожан. Далее читаем описание. Престол один. Деревянный храм на каменном фундаменте, с деревянной колокольней. Крытые железом, окружены деревянной оградой. В приходе насчитывалось из всех перечисленных деревень: 777мужчин, 930 женщин. По данным архивной справки полученной из «Государственного архива Калужской области» строительство церкви было необходимо для получения статуса села, т.к. село Косяги (Тройце-Косяги) входило в состав Рощинской волости Боровского уезда Калужской губернии.
К сожалению, работникам Калужского Государственного архива не удалось установить причину закрытия Троицкой церкви.
Я понимаю, что теперь уже не восстановить утраченный храм. В память об утраченном храме, наконец-то, в 2014 году 8 ноября состоялось торжественное освящение поклонного креста на месте будущего строительства храма в честь Живоначальной Троицы. На этом месте наши земляки сотню лет молили Бога о счастье и здоровье и к нему надо относиться с уважением. Архимандрит Серафим в своем обращении отметил администрацию Боровского района и сельского поселения за то, что они услышали и увидели духовные нужды людей. Восстановить дорогу к храму, это поможет многим найти свою дорогу к храму и к своему сердцу.
Случилось так, что судьба познакомила меня еще с одним удивительным человеком протоиереем Игорем Йовбак. Он рассказал историю еще одного возрождающегося храма на земле Калужской. Отец Игорь верующий человек как и положено служителю церкви, но он еще верит в людей , что с их помощью это богоугодное дело можно поднять.
Сам отец Игорь женат, имеет пятерых малолетних детей , но еще очень много забот возложил на себя по восстановлению храма в селе Трехсвятское и помогает детскому дому инвалидов с селе Льва Толстого Дзержинского района. Его упорством в 2014 году там открыли часовню в честь Матери Божией Милостивой. Дети в этом доме всегда ждут встречи с ним. Он говорит, что это душевно очень тяжело , но это необходимо, как для этих обездоленных детей, так и для взрослых , имея ввиду себя.
В нашем интервью отец Игорь рассказал, как долго он собирал сведения о полуразрушенном храме. К сожалению, всё интервью не позволяет предоставить формат работы, поэтому я могу привести лишь небольшой отрывок:
« История сельского храма в честь трех мучеников Гурия, Самона и Авива неразрывно связана с историей самого села. Да впрочем, и само наименование – село, подразумевает наличие церкви. Этим село отличалось от деревни. Первые упоминания о приходе встречаются в середине XVII века.
В исторических бумагах связанных с селом и приходом упоминаются священники Родион Васильев (1669), Василий и Илья (1718), Петр Тимофеев(1789), занявший его место сын Никифор Петров. Во время войны с Наполеоном, в 1812г., служил уже Филипп Никифоров. Через село шли к Малоярославцу русские войска. У отца Филиппа и причта из личного хозяйства армейские фуражиры изъяли свиней и кур, рожь, ячмень, сено, солому. Настоятель доносил в епархию: «За всем тем содержание имеем самое нужное, и оставшегося у нас скота содержать нечем, и к посеву семян ничего не осталось». Сельское духовенство кормилось своим трудом не только в храме, но и на церковной земле. Зачастую батюшки сами пахали и выполняли крестьянские работы.
Церковь в Трехсвятском долгое время оставалась деревянной. В 1794 г. её возобновили после пожара. Так как село было казённое, а не владельческое, строительство велось на средства прихожан.
В Клировых ведомостях XIX в. отмечалось, что церковь в Трехсвятском деревянная с таковой же колокольнею, на каменном фундаменте, зданием крепка, под железной кровлею, утварью достаточна. Калужские епархиальные ведомости в 1870 г. поместили сообщение о том, как в ночь под 29 апреля неизвестные злоумышленники сломали решетку в окне и похитили из церковной кассы 38 рублей. В1873 г. церковь Гурия, Самона и Авива приписали к соседнему храму села Федоровское. В отчете за 1916 год священник Иван Сергеевич Лихачев писал, что церковь и колокольня становятся ветхими.
Рассказывая об истории храма невозможно не упомянуть об Алексее Михайловиче Глухове, местном жителе и владельце одной из текстильных минифабрик. Это был удивительный человек обязательный и очень активный. В конце XIX в. в Трехсвятском была небольшая сельская школа, которая ютилась в старом крестьянском доме. Рядом была церковь на околице и кладбище. Вероятно, эта картина создавала грустное настроение, так как невдалеке на взгорке располагался дом Алексея Михайловича Глухова, лучший по красоте не только в селе, но и в округе. За усадьбами селян нашли места с хорошей глиной, стали её копать и освоили производство кирпича. Сначала никто не знал, что это за разработки. Всеми этими делами занимался Глухов. Он об этом не распространялся, но когда кирпич стали вывозить за околицу, а мастера вести кладку стен, все узнали, что Алексей Михайлович строит школу. Такое большое здание в селе возводилось впервые. Подобное могло быть только в уезде - зал для 4-х классов, отдельно раздевалка, через коридор две жилые комнаты для учителей, хозяйственный блок, туалет. В этой школе стали учиться дети не только из села, но и из близлежащих деревень.
Кирпич за селом продолжали производить и на лошадях возить и складировать недалеко от школы. Жители недоумевали, что еще задумал Алексей Михайлович. А задумал он не много и не мало – построить рядом со школой в одном ансамбле кирпичную церковь – на долгие времена. Сказано сделано. Храм был построен и освящен. Это притом, что старая деревянная церковь, украшенная липами по всему периметру, ещё функционировала. Лишь где-то в 1925-1926 году в жаркий летний день она по неизвестной причине сгорела, а находившееся вокруг церкви кладбище перенесли в недалеко расположенную березовую рощу. Кроме того, Глуховым , были установлены около леса, у ключа и в селе у Народного дома две часовенки из кирпича с иконами, которые были обнесены железными оградками. Они просуществовали лет 20-25, а потом их растащили.
А храм остался и действовал до 1931 года. Даже сейчас в полуразрушенном состоянии он монументален и величественен. Его останки напоминают средневековый замок. Верхний ярус колокольни разрушен, над основанием сделали крышу на четыре ската. Если бы не крест, напоминающий о православной принадлежности здания, колокольню легко можно было принять за башню. Облик храма суров. Впечатляют треугольные щипцовые завершения и окна в арках южного и северного фасадов. В кирпичной кладке стен выложены декоративные элементы в духе узорочья XVII века: кокошники, отрезки поребрика, рельефные и заглубленные в кладку кресты, полуколонки наличников. Все такое основательное внушительное. Видимо эта основательность и позволила храму сохраниться, несмотря на все невзгоды.
История восстановления Храма в честь святых мучеников Гурия, Самона и Авива началась в 2000 году, когда Игорь Йовбак, учащийся Калужской Духовной Семинарии попал в село Трехсвятское Малоярославецкого района, Калужской области и увидел очень красивый, необычный по архитектуре разрушенный Храм.
По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента начались восстановительные работы храма. Первый год ушел на очистку от мусора и закапывание ям вырытых кладоискателями, глубина которых доходила порой до 3 метров. «Один в поле не воин», естественно без помощи ничего не получилось бы. Одними из первых строителями и благоукрасителями стали: Селивёрстов Сергий, Рябцев Валерий, Кухарук Андрей и Кульчицкий Михаил Геннадьевич, Цыганков Вадим.
В 2001 году в разрушенном Храме начали служить молебны и читать акафисты. В 2002 году была построена временная крыша над колокольней и установлен Крест. Средств на восстановление катастрофически не хватало. Изыскательские работы, оформление земли, регистрация земельного участка, проведение коммуникаций - все это требовало денег, и денег не малых. А прихода как такового не было. Тогда было решено приспособить недостроенное подсобное помещение под домовый храм.
В 2006 году начала формироваться община. В течение года построили крышу, установили окна, настелили полы, подвели электричество, обшили снаружи сайдингом. Сопровождала все строительные и отделочные работы проектная группа «Риедер», г.Санкт-Петербург.
А в 2007 году по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, протоиерей Андрей Лобашинский, благочинный Малоярославецкого р-на освятил иерейским чином Храм в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Первая литургия в домовом храме была отслужена 24 июля 2007 года в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги.
В настоящее время ведутся проектные и реставрационные работы в храме в честь святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Приведены в порядок внутренние помещения храма. Установлен забор вокруг территории храма. Заготавливаются строительные материалы для восстановления. Принимается любая помощь строительными материалами, рабочие руки ( физическая помощь),финансовая. Отец Игорь свято верит, что с Божией помощью и помощью человеческой, храм будет восстановлен и люди будут посещать его с чистым сердцем.
4. Я верю…
Своей исследовательской работой я затронула очень важные темы для нравственного возрождения человека. Хочется верить, что, наконец, пришло время собирать камни, и у моих земляков появится дорога к храму, дорога к традициям и культуре и истории нашей Родины.
Часто мы ссылаемся на то, что «Время такое!». Я же думаю, время всегда одинаковое, а люди и их отношение к делу разное. Встреча с такими людьми как протоиерей Игорь Йовбах, не оставляет места равнодушию, затрагивает душу и хочется идти с ним вместе, потому что начинаешь понимать великий смысл выражения: «Если не я, то кто?» Историю всегда создавали и двигали вперед выдающиеся и просто личности, на них оглядывались, с них брали пример. Вот и сейчас они рядом с нами, надо просто увидеть и услышать, понять зачем, и сделать свой выбор, найти свою дорогу.
Работая над проектом, я пришла к выводу: каждый должен думать и решать сам, каждый должен выбирать себе цель и отвечать за свою жизнь! Я верю, что наша страна на верном пути. Сколько дорог ведет к Храму - одна или несколько - неважно. Главное, чтобы правильно: именно к Храму, а не к Котловану. Не зря говорится: « Государство будет крепким только тогда, когда люди станут его уважать. Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше.»
В заключении хотелось бы сказать, что я очень рада, что в нашем мире ещё остались такие понятия как доброта, благородство, искренность, безвозмездность и любовь..... любовь к прекрасному...
Как бы хотелось, чтобы таких понятий было больше чем жестокости, злобы, бездуховности, и полного очерственения души.......
Пусть в Храме льется колокольный звон
И возвещает о победе славной,
Пусть Божьим словом отзовется он
И приведет нас по тропинке к Храму
Я верую, а значит, я живу
в том мире из Добра и Света,
И в сердце нет войны и на планете,
Я верую, а значит, я живу.
Список использованной литературы и источники:
Архивная справка №591-т (ГУ «ГАКО») за №213 от 28.05.2010г.
Литературная газета от 25.07.1990 Статья – интервью О. Морозова
Справка из администрации МО «Боровский район», данные Боровского краеведческого музея
Газета «Боровские вести» от 14 ноября 2014г.№№160-161
Интервью с жительницей села «Совхоз Боровский» Кевбриной В.И. от 20.09.2011г.
Интервью с жительницей села «Совхоз Боровский» Дубовой Т. И. от 09.10.2011г.
Интервью с жительницей села «Совхоз Боровский» Ермолаевой Т.Г. от 18.10.2011г.
Интервью с протоиереем Игорем Йовбак