"Где труд, там и песня» - говорили в старину. Кубань – родина свободолюбивых и трудолюбивых людей. На Кубани слились воедино две богатейшие культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга. Такое объединение культур породило множество песен. Песня – душа народа. Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы, создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения. И действительно, песня может многому научить. Цель работы – познакомиться с кубанской казачьей песней и творческими коллективами несущими ее в массы. Актуальность данного исследования диктуется потребностью общества возвращения к своим корням и казачьей духовности. На наш взгляд, это является обязательным условием сохранения казачьей идентичности, исторической памяти народа, его саморазвития. Предмет исследования – песенное творчество кубанских казаков. Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся – познакомиться с кубанской казачьей песней и творческими коллективами несущими ее в массы. Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал, провести анализ полученных материалов и обобщить данные,проследить историю собирательства и изучения кубанской песни в XIX - XX вв., продемонстрировать, как сохраняется кубанская песня в станице Староминской. В работе с источниками, с публикациями, фольклорным материалом, припрослушивании народных песен использовались следующие методы: наблюдение, описание, анализ, сопоставление, обобщение.
Предполагаемый результат: воссоздание малоизвестных страниц кубанской песенной истории и истории современных творческих коллективов. Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить архив Староминского районного музея.
1. Песенное творчество казаков Кубани.
Географическое положение края, исторически сложившиеся особенности его заселения, своеобразие в вооружении и в одежде кубанского казака наложили свой отпечаток и на язык кубанской казачьей песни. Более двух столетий назад кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские казаки - потомки беглых русских крестьян. А еще раньше, как и в последующие годы, здесь оседали "служилые" русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленных турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий слух еще и теперь может уловить тяжеловесный, как тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот. Да, конечно, два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону - кубанскую песню. На благодатной кубанской земле, в народное пение вплелись и горские мелодии: адыгейские, кабардинские, лезгинские, черкесские, абазинские. Радость и тяжесть труда, суровая жизнь кубанских казаков в прошлом, защита родных куреней от набегов джигитов Шамиля и горских князей, ожидания утраты и до сих пор сохраняются в песнях кубанской старины. В русском словаре появились новые слова, а в поэтическом языке новые художественные образы, заключающие в себе местный кубанский характер: «кубанцы-молодцы», «командир наш батько», «Кубань-матушка», «линейный казак», «кордон», «пластуны», «кинжал-шашечка», «братцы-молодцы», «храбрые кубанцы» [1]. И в русском и в украинском языках появились новые слова, окончания слов, речевые обороты. Казаки русского происхождения на Кубани в своей песне говорят: «чорная хмара», «зозуля», «пришли к нам у гости», «чи служба-матка тебе надоела?», «девка плаче, рыдае», «парень у поход идет», «ишло три героя», «побачить», «чи не родная мать гулять запрещает». На Кубани бытуют песни различных жанров: исторические, семейно-бытовые, шуточные, плясовые, военно-бытовые. Кубанская историческая песня отражает исторические события и, прежде всего, битвы кубанских казаков с врагом. Высокий патриотизм, любовь к Родине, готовность насмерть стоять на защите родных куреней и рубежей матушки России наполняют глубоким содержанием и поэтическим смыслом военно-бытовые песни Кубани.Один из распространенных способов художественной выразительности, усиливающих воздействие песни на окружающих, — художественные параллелизмы. Образ женщины в кубанской казачьей песне живет в одухотворенных образах красного солнца, ясной зореньки, вишни, цветущей калины и т. п. Сила, отвага и доблесть казака вложены в образы вольного ветра, сизокрылого орла, могучего дуба. Кони - вихри, пули, как пчелы, ядра — «ровно град». Внутренний мир лирического героя песни неразрывно связан со всем тем, что окружает его в бою и в труде. В песне казак изливает свою душу боевому коню, который развевает казацкую «тугу-тоску». Он просит коня прискакать к дому любимой и рассказать ей о его плене или тяжелом ранении. Таковы песни «Как за речкою, за Кубанушкою», «За Кубанью, за рекой» и др. Самые задушевные и сокровенные слова лирического героя в кубанской казачьей песне обращены к родной земле и казачьей реке Кубани:
Здравствуй, Кубань-реченька,
Здравствуй, Кубань быстрая.
Что ж ты, Кубань-реченька,
Катишь волны мутные?
Кубанская народная песня насыщена глубокими образами. Размер, рифмы народного стиха просты и незамысловаты. Но все это придает ей многогранность формы, поднимает ее до высоты настоящей поэзии [2]. Рассматривая особенности языка, символику кубанской песни, П. Ткаченко пишет: "С определенной долей условности можно сказать, что многие кубанские песни - это варианты украинских песен, несколько видоизменённых и получивших на Кубани новую жизнь. Здесь они приобрели новую эмоциональность. Причём эта новая эмоциональность, кажется, придаёт им большую особенность, чем собственно текстовые изменения. Об этом красноречиво свидетельствует широко известная песня как на Украине, так и в России "Роспрягайтэ, хлопци, коный". В отличии от украинской в кубанскую песню привнесён припев, трудно поддающийся объяснению, ибо основное его предназначение - темпераментность и эмоциональность:
Маруся - раз - два, тры - калына
Чорнявая дивчина
В саду ягоды рвала.
В украинской песне этого припева нет. Точнее сказать, теперь есть, так как, эту песню теперь уже везде поют с этим припевом, приобретённым на Кубани"[7].
Исследуя истоки традиционной кубанской культуры, особенности языка "кубанской мовы", Н. И. Бондарь отмечает: "Показателен факт, с которым нам часто приходится сталкиваться в экспедициях. Русские и украинские песни более позднего происхождения, проникавшие на Кубань в начале XX века, в предвоенные и послевоенные годы так и воспринимались — как русские и украинские. А произведения, занесенные в прошлых столетиях первопоселенцами, несмотря на очевидное русское и украинское происхождение, воспринимаются как свои "кубанские", "казачьи" [2].
2. Изучение, исследование казачьих песен Кубани.
Еще во второй половине XIX века народные песни Кубани привлекли внимание передовых кругов кубанской интеллигенции. В 1883 году учителем Баталпашинской школы Е. Передельским было опубликовано статистико-этнографическое описание «Станица Темижбекская и песни, поющиеся в ней». Это была первая серьёзная публикация по традиционным кубанским обрядам и песенному кубанскому фольклору (143 песенных текста с приложением 66 нотных образцов). Важную роль в исследовании фольклора сыграло общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО), созданное в 1896 году. Активное участие в его деятельности принимал регент Войскового певчего Кубанского казачьего хора и первый художественный руководитель хора Г.М. Концевич, опубликовавший 7 выпусков «Малорусских песен», куда вошло более 200 песен из репертуара кубанского войскового певческого хора. В начале XX века по рекомендации композитора Н. В. Лысенко на Кубань прибыл выпускник Киевской духовной академии А. А. Кошиц. 28 Собранные им народные песни опубликовать не удалось, началась революция, затем гражданская война, а за ними годы миграции. Сейчас его собрание фольклора находится в частной коллекции и ждёт своего исследования и издания. В 1896-1898 годах вышли в свет 14 выпусков песен черноморских, линейных и терских казаков под редакцией А. Д. Бигдая. В сборниках содержатся 566 произведений для одного голоса и хора в сопровождении фортепиано. Спустя сто лет записи были подвергнуты музыкальной и текстологической редакции выдающимся деятелем отечественной культуры, профессором, доктором искусствоведения, народным артистом России В. Г. Захарченко. Вышедшие в 1992 и 1995 годах два тома под названием «Песни кубанских казаков» дают яркое представление о самобытном песенном творчестве кубанцев. Однако с публикацией народным песням Кубани, особенно в их первозданном виде, явно не повезло. Сборники песен А. Бигдая и Г. Концевича давно стали библиографической редкостью, причем большинство опубликованных песен, как правило, даны в композиторских обработках, а не в подлинно народной редакции [3]. В 1987 г. В. Г. Захарченко издал сборник "Народные песни Кубани". Позже ему удалось переиздать в своей редакции песни черноморских (1992 г.) и линейных (1995 г.) казаков, собранные и выпущенные еще в конце XIX столетия А. Д. Бигдаем с обширными вступительными статьями В. Г. Захарченко к каждому тому, с подробными научными комментариями и архивными документами [2]. В 2002 г. выходит новое ценное научное издание профессора В. Г. Захарченко — большой, прекрасно изданный том "Народных песен казаков", записанных и частично изданных в начале XX века первым кубанским фольклористом-профессионалом Г. М. Концевичем гг. [4]. Многие годы Виктор Гаврилович разыскивал в библиотеках и частных собраниях изданные и рукописные сборники народных песен, составленные Г. М. Концевичем. Ему впервые удалось собрать под одной обложкой 276 песен — практически все, что найдено к настоящему времени. Публикуются они без изменений, в записи самого Григория Митрофановича — бывшего регента войскового певческого хора, педагога, композитора.
3.Государственный академический Кубанский казачий хор.
Государственный академический Кубанский казачий хор (см. приложение I рис.1) – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Уровень мастерства Кубанского казачьего хора признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы. Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г. Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России. В 1939 г., в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, который в 1961 г. по инициативе Н. С. Хрущева был расформирован вместе с другими государственными народными хорами и ансамблями СССР. Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре Государственных русских народных хоров произошло в 1968 г под руководством заслуженного деятеля искусств России Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах. В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов, в 1990-м он становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, а в 1993-м коллективу присвоено почетное звание "академический". В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах. В октябре 1996 года выходит Постановление главы администрации Краснодарского края "О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска". В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению и сценическому освоению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. Виктором Захарченко (см. приложение I рис.2) разработана и воплощена в жизнь концепция созданного в 1990 году Центра народной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) "Кубанский казачий хор", в котором в настоящее время работает 506 чел., в т. ч. в Государственном Кубанском казачьем хоре 120 чел. Это единственное пока в стране учреждение культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно занимается возрождением традиционной народной культуры. С 1998 года на базе ГНТУ значительно активизируется проведение многочисленных фестивалей, международных научных конференций и чтений, издание исследований по истории и культуре казачества, выпуск компакт-дисков, аудио и видеокассет, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская деятельность в России и за рубежом. Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, важна роль, которую сыграл Войсковой певческий – Кубанский казачий хор в становлении культуры приграничного южного региона Государства Российского. В 1811 году в Черноморском войске по прошению духовного просветителя Черномории протоиерея Кирилла Россинского было создано два хора: Певческий – для церковного богослужения в храме, и Музыкантский, то есть духовой, а позже и симфонический оркестр – для проведения казачьих праздников, парадов, музыкального просвещения кубанцев. Поскольку певчие впервые сопровождали службу на Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября стали считать днём рождения Войскового хора и отмечали его ежегодно. Казаки – народ музыкальный и голосистый, особенно на Кубани (см. приложение II рис.1). Нашлось немало самородков, которые стали петь в храме и играть в оркестре. Но любое искусство требует обучения, а духовное – ещё и образованности. Регенты направлялись на специальные курсы при Петербургской придворной капелле или приглашались из Московского синодального училища, из Петербургской консерватории. Они, в свою очередь, обучали казаков искусству пения, музыкальной грамоте, обиходу церковной службы, а неграмотных – ещё читать и писать. Ведь чуть ли не половину хора составляли мальчики, исполнявшие высокие голосовые партии. Не удивительно поэтому, что со временем при войсковых хорах откроется двухклассное училище с двумя отделениями – для музыкантов и певчих. Войсковой хор впервые познакомил кубанцев с церковными сочинениями П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, А.Т. Гречанинова и А.А. Архангельского, Н.Н. Черепнина и П.Г. Чеснокова… Искусство Кубанского хора ценили российские самодержцы. В сентябре 1861 года службу в Воскресенском войсковом соборе Екатеринодара посетил сам император Александр II-й и нашёл казачий певческий коллектив «замечательным по голосам и стройности исполнения», призвав войсковое начальство всячески поддерживать солистов. Заботиться о процветании талантливого коллектива повелевал и император Александр III-й. По окончании певческой службы большинство казаков возвращались в родные станицы, где становились регентами местных церковных хоров или учителями пения в школах, причём, власти требовали от уроков пения, чтобы они не только удовлетворяли требованиям эстетического развития, но и служили «главной цели – воспитанию подрастающего поколения в истинно религиозном и национальном русском духе». В 1901 году при Войсковом музыкантском хоре помимо духового появился и симфонический оркестр, численность которого иногда достигала 80-ти музыкантов. Для руководства оркестром из Москвы и Петербурга приглашались опытные итальянские и русские капельмейстеры. Казачий коллектив стал выступать с общедоступными симфоническими вечерами по всей Кубанской области и в других казачьих регионах России. В начале ХХ века Войсковой певческий хор стал главным учреждением культуры Кубани, центром становления и развития на юге страны образцового пения, составлявшего большой пласт всего музыкального искусства России. Свидетельством важности для Кубани многолетней музыкально-профессиональной деятельности Войсковых хоров стало празднование в 1911 году их столетнего юбилея. Из разных станиц Кубани были приглашены в Екатеринодар 336 бывших войсковых музыкантов и певчих. Это они помогали казакам пением и музыкой «в минуты скорби и горя рассеивать мрачные думы, а в минуты радости полнее выражать восторг и ликованье». Ведь Войсковые певческий хор и оркестр были непременными участниками всех праздников и знаменательных событий. Последующие сто лет биографии уникального коллектива наполнены и серьёзными творческими удачами, и великими испытаниями, которые благодаря силе духа многих поколений музыкантов удалось не только преодолеть, но и значительно развить заложенные прадедами традиции, познакомив с ними весь мир. Сегодня Кубанский казачий хор знают и ценят президенты, деятели искусств, бизнес-элита, мировые звёзды и рядовые зрители на всех пяти континентах. Высоко подняв планку народного искусства, талантливый кубанский коллектив доказал актуальность таких понятий как патриотизм, историческая память и любовь к Отечеству [8]!
4. Виктор Гаврилович Захарченко.
Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом. Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором. Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара [8].
5. Ансамбль казачьей песни «Криница»
История ансамбля казачьей песни "Криница" под руководством заслуженного деятеля искусств России, выпускника ГМПИ им. Гнесиных, доцента Владимира Капаева началась в 1994 году на Втором всероссийском гостелерадио конкурсе "Голоса России", где студенческий коллектив Краснодарской академии культуры стал лауреатом. 6. Староминские песенные коллективы. |
Необъятны просторы кубанской земли. История ее народа во все времена рождала творческие порывы у казаков. Так и станица Староминская на удивление богата поэтами и композиторами. В простой, искренней по своему характеру обстановке рождались песни о земле, о родной станице, хуторах и поселках, о людях прошедших горнило Великой Отечественной войны. У каждого поэта и композитора есть своя обетованная земля, свой единственный заповедный край, подаренный ему Богом и родителями. Для наших авторов – это Староминский район, главный родник их вдохновения. Особенной мелодической точностью отличаются песни о станице Староминской, наполненные теплотой души их создателей: Георгия Пигарева, Виктора Петренко, Николая Даценко, Виктора Черникова, Александра Абова и др. Наша станица подарила России большого профессионального поэта Ивана Варавву, поэтическая школа которого естественно соседствует со школой песенного фольклорного наследства [9]. Помимо поэтов и композиторов наша станица богата на творческие коллективы, преумножающие песенные традиции кубанских казаков.
А) МБУК «Центр кино и досуга». Муниципальное учреждение культуры «Центр кино и досуга» муниципального образования Староминский район создано в соответствии с решением Староминского районного Совета депутатов от 23.10.2002г № 21.11.14. Директором учреждения был Костенко Александр Константинович с момента образования по февраль 2008 год. С февраля по август 2008 года исполняющей обязанности директора была Калинина Надежда Владимировна. С августа 2008г. по август 2009г. – Лукавченко Вадим Викторович. С августа 2009 года и по настоящее время – Кузьменко Роман Игоревич. В учреждении 3 «Народных самодеятельных коллектива» и 1 «Образцовый художественный коллектив».
Б) «Народный самодеятельный коллектив» вокальный ансамбль «Вечёрка» (см. приложение III рис.1). Создан в 1980 году, руководитель – «Заслуженный работник культуры Кубани» - Виктор Иванович Бурносов. В 2002 году коллектив получил звание «Народный», в течение многих лет успешно его подтверждает. Количество участников - 16 человек (ветераны Вов, ветераны труда, почетные пенсионеры). У ансамбля «Вечерка» хороший исполнительский уровень, который подтверждается грамотами и дипломами районных и зональных фестивале и конкурсов.
В) «Народный самодеятельный коллектив» ансамбль духовной музыки «Канон» (см. приложение III рис.2). Ансамбль организован в 1991 году. Руководитель ансамбля – Халюто Лариса Петровна. в 1996 году получил звание «народны», успешно его подтверждает на протяжении многих лет. Количество участников – 16 человек (педагоги, культработники, служащие). У ансамбля «Канон» высокий исполнительский уровень, который подтверждает большое количество дипломов, грамот и кубков зональных, краевых и Всероссийских конкурсов и фестивалей.
Г) Ансамбль Реприза (см. приложение IV рис.1). Ансамбль «Реприза» - год образования 1999г. – спутник «народного самодеятельного коллектива» ансамбля духовной музыки «КАНОН». Руководитель – Лариса Петровна Халюто. Количество участников – 22 человека (возраст от 4 до 17 лет): 9 человек – старшая группа, 13 человек – младшая группа. В марте 2011 года вокальному ансамблю «Реприза» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив». На сегодняшний день в учреждении числится 37 работников (вместе с совместителями).
Д) Народный казачий хор Чапаева (см. приложение IV рис.2).Сельский Дом культуры колхоза «им.Чапаева» открыт в ноябре 1966 года. В 2004 году путём слияния МУК «СДК им. Чапаева» и МУК «Агиткультбригада №2» образовано «МУК «Центр культуры и искусства» Создан народный казачий хор в декабре 1966 года. Присвоено звание «народный» - в ноябре 1993 года - руководитель Сергань Александр Яковлевич. Хор является лауреатом зональных и краевых смотров конкурсов. Является продолжателем кубанских традиций песенного творчества Руководитель Сергань А.Я награждён крестом 1 степени «За верность казачеству»
Е) Ансамбль народных инструментов «Забава» см. приложение IV рис.3). Коллектив образован в 1996 году. Руководитель Иванова Любовь Вячеславовна. В 2002 году ансамблю было присвоено звание «народный» в 2002 году. Коллектив является лауреатом зональных краевых и международных конкурсов «Поющие струны России» [10].
Заключение
Обобщая проведенную работу, нельзя не согласиться, что народная песня - это своеобразная музыкально-поэтическая биография народа. Это оригинальный исторический документ, по которому можно изучать историю любого народа, особенности его характера, образ мыслей и строй чувств. Сегодня возникает угроза вымывания из памяти людей потребности в народной музыкальной культуре примитивным звуковым потоком. Возвращение к своим корням, к традиционной культуре предков — процесс сложный, но необходимый. Понимание этого подтверждается подвижнической деятельностью собирателей – фольклористов А. Д.Бигдая, Г. М.Концевича, В. Г.Захарченко. Творческая деятельность профессиональных, самодеятельных коллективов позволяет сохранять народное песенное творчество - необычный сплав русской и украинской культур, формируя нравственные основы, патриотические чувства подрастающего поколения. Этот процесс идет, несмотря на серьёзные трудности и проблемы материального, финансового плана особенно самодеятельного творчества, которое наиболее приближено и доступно каждому жителю и потому не менее важно и ценно, чем профессиональное творчество. Завершить исследование хочется словами профессора И. А.Петрусенко " Время неумолимо движется вперед, отсчитывая дни, годы, века, тысячелетия... И сколько бы ни существовало на земле человечество, всем людям надо понять, что не войны и бессмысленные кровопролития украшают наше земное бытие, а мирный труд и красивые добрые песни" [6].
Библиографический список .
1. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. Т.1. Песни черноморских казаков / Ред. В. Г.Захарченко.- Краснодар.
2. Бондарь Н. Н. Модель традиционной культуры кубанского казачества.- В сб.
"Кубанское казачество: история, этнография, фольклор".- М.
3. Жадан В. Хранители песни: О сборнике "Народные песни казаков" Г. М.Концевича, собранном и изданном В. Г.Захарченко. - Вольная Кубань.-2000
4. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани: Сборник. Вып. 2. Песни черноморских казаков.- Краснодар, 1997.
5. Ореханова Е. "Пусть наши песни помогают выжить, не потерять душевной доброты" - Кубанские новости, 1999.
6. Петрусенко И. Кубань в песне: страницы музыкальной летописи трех веков. - Краснодар.
7. Ткаченко П. Кубанские песни. С точки зрения поэтической. - М., 2001.
8. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до
октября 1917 г./ Под ред. Б. А.Трёхбратова.- Краснодар.
|
9. Щедра_на_таланты_наша_матушка http://urokikubani.ucoz.ru/load/klassnyj_chas/shhedra_na_talanty_nasha_matushka/1-1-0-13
10.Официальный сайт Староминского района. starominska.ru
Приложение
Драковцова Екатерина Александровна
Краснодарский край ст. Староминская Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1. 8 класс.
«ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КУБАНСКИХ КАЗАКОВ».
Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна, учитель истории и
Приложение I
Рис 1Выступление Государственного академического Кубанского казачьего хора.
Рис.2.Виктор Захарченко.
Приложение II
Рис.1 Из истории Государственного академического Кубанского казачьего хора.
Рис.2 Юбилейное выступление Государственного академического Кубанского казачьего хора.
Рис. 3-4 Ансамбль казачьей песни «Криница»
Приложение III
Рис.1 «Народный самодеятельный коллектив» вокальный ансамбль «Вечёрка».
Рис.2«Народный самодеятельный коллектив» ансамбль духовной музыки «Канон»
Приложение IV
Рис.1Ансамбль Реприза.
Рис.2 Народный казачий хор Чапаева.
Рис.3 Ансамбль народных инструментов «Забава»