Влияние исторических событий на православную семью

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние исторических событий на православную семью

Самойленко  В.А. 1
1МБОУ СОШ №1
Штомпель  Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"…И когда человек встречает опасность в своей жизни,

когда он проходит скорби вместе с Богом,

с великой верой предавая себя Божественной воле,

то единственным спасением для такого человека является Бог"

Патриарх Кирилл [1]

Введение.

2017 год является знаковым и в истории Российского государства, и для Русской Православной Церкви. Это памятная дата -100-летие Октябрьской революции, а для Церкви скорбное напоминание о начале великих и жестоких гонений на нее. Авторы и журналисты, священники и ученые-историки вспоминали о трагических событиях вековой давности, о их причинах, рассуждали, дискутировали... " Суровые времена, через которые недавно прошла наша Церковь, и новые испытания, через которые проходим сегодня, должны стать для нас школой возрождения и обновления",- сказал ныне покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Актуальность. Основным вопросом для каждого человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно ясно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание. Мой дедушка - Самойленко Михаил Матвеевич, священник, протоиерей его нашел, так же и его сыновья. Цель - рассмотреть жизненный путь и духовное служение моего казачьего рода на примере дедушки о. Михаила и его потомков. Предмет исследования – судьба дедушки о. Михаила и его потомков. Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся рассмотреть судьбу дедушки о. Михаила и его потомков, и то, как в непростые времена для верующих им удалось сохранить и приумножить Веру в отдельно взятой семье и церковной общине. Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал орассмотреть судьбу дедушки о. Михаила и его потомков. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие: методы исследования: изучение материалов Ставропольской епархии, Свято-Покровского прихода, Староминкого архива и музея, интервью членов моей семьи, сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации. Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить архив Староминского прихода, районный музей. Для написания своей работы я использовал документальную, энциклопедическую, монографическую, научно-популярную литературу и воспоминания представителей старшего поколения моей семьи. Методологической основой данной работы является историзм, объективность, использование историко-сравнительного метода.

1.Роль РПЦ в жизни российского общества.

До 1917 года русская Православная Церковь, оставаясь верной традиции Древней Неразделенной Церкви и продолжая дело апостольского служения весьма успешно проводила просветительскую, школьно-образовательную деятельность среди простого народа. Эта деятельность была прервана революцией 1917 года. Для Церкви наступило время 70-летнего вавилонского пленения, когда миссия открытой проповеди Христа вне стен храма стала невозможна, а свидетельство о Христе стало личным подвигом каждого православного - подвигом, закончившимся для многих мученичеством и исповедничеством. Сейчас время репрессий и запретов отошло в прошлое и Церковь вновь получила возможность свободно свидетельствовать о Христе. Мы видим, что Евангельские слова Господа «созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18) вечны и истинны [2]. Однажды, беседуя с мамой, я задал вопрос о своих предках, попросил рассказать о том кто они, где родились, чем занимались, попросил рассказать о наших корнях. Я узнал очень многое о своих предках. По роду деятельности это были представители самых разных профессий из различных сословий. Но всех их объединяло одно, на мой взгляд, самое важное: Вера. Я пишу это слово в данном контексте с большой буквы, потому что это то, что дало моим предкам силу и мужество выжить в лихом XX столетии, пережить революцию 1917 года, гонения на верующих в 1918, 1922, 1928-1929 гг., в 1937-1938 гг., 1954-1961 гг., погромы, коллективизацию, Великую Отечественную Войну в 1941-1945 гг., ссылки и выселения с родных мест в отдаленные национальные окраины нашей Родины. Все мои предки по прямой линии со стороны папы и мамы были верующими, религиозными людьми. Через неспокойный, противоречивый, секулярный XX век пронесли они, сохранили и передали нам - своим потомкам - веру православную. Ведь именно религия во все времена сплачивала народ, давала ему надежду и опору в трудные времена. Все это в определенной мере актуально и сегодня. Действительно, нельзя лишать человека, выбитого из жизни разными обстоятельствами последней надежды и утешения. Именно в таких случаях Церковь оказывается незаменимой. Несомненно, что Церковь и государство не должны быть антагонистичны, напротив, они должны сотрудничать, выполняя свои функции. И в этом отношении сегодняшняя политика государства является взвешенной и мудрой. К сожалению, так было не всегда. С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь [3]. Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году. В этом году был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение. Гонения продолжались на протяжении всего советского периода, т. е. семидесяти. Иногда гонения принимали почти исключительно административный характер, как было в 70-80-е гг. XX в., когда аресты священнослужителей и мирян стали единичными. Под эту "раздачу" попала моя бабушка Карелина Галина Ивановна, учитель английского и немецкого языков СШ № 1 г. Кустаная, мамина мама, когда на Пасху вела мою маму на праздничное богослужение. Бабушка была уволена без права преподавания сроком на 5 лет. Но так "гуманно" Церковь и ее верных чад ущемляли, как сказано выше, в 70-80-е гг. В остальные, более ранние периоды, гонения носили массовый и жестокий характер. Особенно жестоко, с особым цинизмом преследовались и уничтожались руководство РПЦ, священники и монахи, простые верующие. Мама рассказывала, что по ее линии мой предок был священником - о. Георгий Шварцман. У него было 8 детей, из них - две дочери. В 1918 году им было 16 и 18 лет соответственно. Незадолго до этого они были приняты в монастырь на Псковщине и пострижен в монахини. В этом же году о. Георгий, его дочери - монахиня Анна и инокиня Неофита были жестоко убиты большевиками, а монастырь разграблен и закрыт. В России сразу после установления советской власти, целые уезды таких епархий, как Пермская, Ставропольская ( в нее тогда входила и Кубанская, Черноморская епархии, т. е. весь Север Кавказа), Казанская оказались полностью лишенными священнослужителей. В соответствии с декретом было запрещено преподавание Закона Божия в школах. Закрыли все Духовные Академии и Семинарии, богословские институты. С 1918 по 1921 гг. было закрыто, разрушено, отдано под другие цели более половины имевшихся в России монастырей - 772. 7 апреля 1925 года от истязаний, пыток, повторно арестованный пожилой Патриарх Тихон в возрасте 70-ти лет скончался в нечеловеческих условиях на Лубянке. Январь 1929 года. Из заседания Политбюро ЦК большевиков. Секретарь ЦК Лазарь Каганович:... Выяснить точное количество монастырей еще не ликвидированных, и подготовить вопрос о превращении их в советские учреждения (под общежития, колонии для малолетних, совхозы и т. п.), держа курс на то, чтобы рассосать в них эелементы монашества". Гонения, начавшись в 1929 году, продолжались до 1933 года. За этот период было арестовано около 40.000 священников. И снова цифры: По всей стране в 1935 г. насчитывается 25000 церквей, тогда как в 1914 г. их было до 50.000 (см. приложение II рис.3-4). В начале 1937 г. была проведена перепись населения СССР. Впервые по предложению Сталина в эту перепись был включен вопрос о религии. Всего населения от 16 лет и старше в Советской России оказалось 98,4 млн. человек. Верующими назвали себя 55,3 млн., а православными - 41,6 млн. чел., или 42,3 % всего взрослого населения страны. Из переписи ясно следовало - население страны осталось православным, сохранив национальные духовные корни. Толчок к следующему витку репрессий был дан. Власти поставили вопрос о существовании РПЦ как организации. И снова цифры (По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий): В 1937 г. было арестовано 136.900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85.300 (см. приложение II рис.5-7).; в 1938 г. арестовано -28.300, расстреляно-21.500; в 1939 г. арестовано -1.500, расстреляно-900; в 1940 г. арестовано -5.100, расстреляно -1.100;в 1941 г. арестовано -4.000, расстреляно -1.900 [5] (см. приложение I рис.1) 1941 год, начало Великой Отечественной Войны. Лишь после того, как стало известно, что немцы попустительствуют открытию храмов, и на оккупированных территориях открыто 3.732 храма, т. е. больше, чем во всей Советской России действовало на тот момент - власти пересмотрели свою позицию. Но, хотя власти и продемонстрировали всему миру перемену в своем отношении к РПЦ, что теперь оно относится к Церкви лояльно, это была пустая декларация. В 1943 г. было арестовано более тысячи священников, расстрелянных - боле 100 человек. В 1951 г был повышен налог, которым облагали храмы и монастыри. Продолжался процесс закрытия храмов. Выше я привел цифры: в 1935 г. число храмов сократилось до 25.000 (от 50.000), на 1 января 1952 г. в стране насчитывалось 13.786 храмов, из которых 120 не действовали, т. к. использовались для хранения зерна. 28 ноября 1958 г ЦК КПСС принял постановление "О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам". Вот эти меры: засыпали источники и разрушали часовни над ними, огораживались заборами, около которых ставили милицию, охрану. Если паломничество не удавалось прекратить, арестовывались его организаторы [4].

3. Не легкий выбран путь.

И вот в это время мой дед пот папиной линии Самойленко Михаил Матвеевич принимает решение о поступлении в семинарию. В 1956 году он становится студентом 1 курса Ставропольской Духовной Семинарии (см. приложение II рис.1-2). Вот как об этом говорит, делится воспоминаниями старший сын моего деда - настоятель Пантелеимоновского храма г. Ставрополя, первый проректор Ставропольской духовной семинарии, войсковой священник Терского ВКО, благочинный 2-го округа церквей по г. Ставрополю митрофорный протоиерей Павел Михайлович Самойленко: «Родители папы, а точнее отец, были категорически против того, чтобы он поступал в семинарию. Но Бог призвал его в служители Себе, и в 1956 г. он поступил в духовную школу. Но подал прошение в Учебный комитет, чтобы его направили на служение в Краснодарскую епархию, дабы избавиться от этих ненужных межродственных конфликтов. Поэтому семья после семинарии, которую папа окончил в священном сане в 1960 году, оказалась на территории Краснодарского края…» [С.4,8]. Вспоминает прот. Павел Самойленко, старший сын: «Мой отец - потомственный терский казак. Его мама, моя бабушка - Гребнева Анна Алексеевна - происходила из старинного казачьего рода Волошиных, как и мой дед, Самойленко Матвей Антонович (см. приложение III рис.3). Его предки прибыли по Указу Екатерины II на Кавказ из Запорожской Сечи» [С.4, 8]. Я много расспрашивал папу о дедушке: что побудило его в такие нелегкие времена для верующих, да и семья была против, принять это решение - посвятить свою жизнь служению Церкви и людям? Мой дед, о. Михаил, знал реальную обстановку того времени, знал, чем может обернуться этот выбор и для него, и для родителей и братьев, а в будущем и для своей семьи, которую он создал, учась на последнем курсе семинарии. После окончания семинарии и женитьбы в 1958 году молодая семья переезжает на Кубань. Служил дедушка в станицах Переправная, Павловская, в г. Курганинске, а с 1964 по 1986 г. в Армавире в Свято- Троицком храме, где 20 лет из них был настоятелем прихода (см. приложение III рис. 6). Из воспоминаний о. Павла Самойленко: «Первым приходом отца был Покровский храм ст. Переправной Краснодарского края (см. приложение III рис.5). . Я помню эту хатенку с глиняными полами, эту печку, которую топили дровами и углем, этот шумящий на печке чайник, простой незамысловатый супец, святой угол, у которого пап молился,- это я помню еще с тех лет. С уст папы молитва не сходила никогда. Все свое свободное время он посвящал нашему воспитанию. Особенно памятны эти занятия, которые он проводил каждое воскресенье и обязательно каждый великий праздник. Читалась история праздника, Евангелие. Шла душеспасительная беседа, он вспоминал много интересного, рассказывал - это все оставило неизгладимый след и впечатление... И вот, отца направили в Курганинск. Я вспоминаю там папины службы в величественном Вознесенском соборе (см. приложение III рис.7), могучую высокую колокольню, на которую мы забирались…" [С.6, 8]. В 1968 году в Армавире у о. Михаила родился восьмой ребенок - мой папа, а ныне настоятель Покровского храма ст. Староминской протоиерей Алексий Самойленко. Всего у дедушки 11 детей (см. приложение III рис.1,2,4). Шесть сыновей отца Михаила окончили кто Санкт-Петербургскую, кто Московскую духовные семинарии. А трое сыновей, в том числе мой папа Московскую Духовную Академию, а о. Павел и о. Владимир Санкт-Петербургскую Духовную Академию. У пяти дочерей дедушки мужья тоже священники. Все они служат на приходах Кубани, Ставрополья, г. Казани и Подмосковья (см. приложение IV рис.1-2), (см. приложение V рис.1-3). Мы с мамой как-то подсчитали общий стаж служения дедушки, его сыновей и зятьев. Вышло 262 года. Папа рассказывал, как жилось в те времена православным священникам и их семьям. В период с 1959 по 1964 гг. по инициативе Хрущева началась новая волна антирелигиозной и антицерковной политики. Это Хрущев обещал народу через 5 лет «показать по телевизору последнего попа». Ряд мирян и особо активных клириков в тот период участвовали в диссидентском движении. Так, московские священники о. Глеб Якунин, о. Сергий Желудков, о. Дмитрий Дудко, о. Александр Мень и другие отбывали заключение в советских тюрьмах и ссылке, защищая свободу вероисповедания. Закрывались приходы, ограничивалась деятельность оставшихся, разрушались храмы, ущемлялись права священнослужителей и членов их семей. В октябре 1958 г. Хрущев резко усилил натиск, подписав постановление Совета Министров об увеличении подоходного налога на церковные свечные лавки. Только цифры: Количество храмов в этот период сократилось с 13.786 до 6.893. Но! До 50% новорожденных в эти годы были крещены, а более 60 % умерших были похоронены по христианскому обычаю. Папа рассказывал, что жили они не богато, семья большая - 13 человек, но дружно, помогая друг другу и маме в домашних делах, старшие помогали младшим делать уроки, водили в различные кружки и спортивные секции. 60-70 гг. XX века «Время не очень простое и в материальных возможностях, а о духовных и говорить не приходится»,- вспоминает мой папа, протоирей Алексий Самойленко. «Ходить в храм нам, детям священника, было запрещено. Точнее так, власти запретили о. Михаилу, вплоть до увольнения за штат, посещать его детям храм, пономарить, читать и петь в храме, учить и воспитывать детей в православной вере и традициях». И если первое еще кое-как выполнял дедушка, то учить своих детей вере христианской ему невозможно было запретить. Несколько раз в неделю дедушка собирал детей ( всех сразу удавалось не всегда: кто в школе, кружке или секции, кто еще совсем мал) и проводил уроки-беседы на различные темы - изучение Библии, история Церкви, труды Святых Отцов. Папа вспоминал, что они охотно шли на эти беседы. Спрашивали, уточняли, узнавали много того, что в обычной советской школе не узнаешь. «Детские забавы уходили на второй план, потому что открывался мир удивительный, о котором ни в школе, ни на улице не услышишь», вспоминает прот. Алексий Самойленко. День начинали с утренних молитв, заканчивали вечерним «правилом» - молитвы, положенные вычитывать православному христианину перед сном [С.3, 9]. Вот как об этом вспоминает старший сын протоиерей Павел Самойленко: «Папа и мама много молились, приучали нас к утренним и вечерним молитвам, которые были долгими, с обязательным чтением Псалтыри и земными поклонами. Мы жаловались, что устаем, но поблажек нам не было. И сегодня я очень благодарен родителям, что они не попускали нам никаких слабостей». За стол без «Отче наш» не садились» [С.6, 8]. Вспоминал папа, что в те времена, кроме верующих и сочувствующих Церкви, немало было ищущих Истину, желающих узнать о Боге. Так, когда папе было 8-9 лет (примерно 1974 г), он помнит как приходили к дедушке о. Михаилу побеседовать учитель физики и учитель биологии одной из школ г. Армавира. Они приходили, когда начинало темнеть на улице (чтобы никто не увидел, не донес начальству, властям). О. Михаил встречал их и закрывался с ними в библиотеке [С.4, 9]. В 70 годы о. Михаила вызывали в КГБ. Пытались заставить сотрудничать, угрожали, запугивали. Но дедушка проявил мужество и стойкость, хотя и нелегко это было пережить. Вспоминал папа, как дразнили и обзывали их, детей священника, обидными и гадкими словами. Особенно досталось старшим. Жаловаться было бесполезно, никто из учителей не стал бы рисковать - защитить сына попа и поругать обидчика. Отец Михаил с матушкой Надеждой, моей бабушкой, в строгости, любви и благочестии воспитывали своих детей. Папа рассказывал: «Боялись ослушаться, нарушить, опоздать, не сделать чего-либо. И, в основном, не потому, что страшились наказания, а было стыдно огорчать маму, досаждать своей ленью или непослушанием отцу» [С.4, 9]. Апрель 1986 года. Воскресенье. В этот день много верующих собрались на Литургию в Свято-Троицком храме г. Армавира. В храме было празднично, светло от паникадила и множества горящих свечей. Красиво пел хор ( что по тем временам было редкостью, да само наличие хора было редкостью, в основном пели бабушки-прихожанки). Возглавлял богослужение о. Михаил. Люди любили этого спокойного, доброго, выдержанного, а главное, мудрого и внимательного батюшку. Любили прихожане и проповеди дедушки, его мудрые и жизненные наставления и научения в вере христианской. В этот день, по окончании литургии и причащения Святых Христовых Таин, о. Михаил вышел на амвон на проповедь. Начав говорить, он внезапно упал. Вызвали скорую. Пока ехала машина, успели снять ризу и остальное облачение. Инсульт. Шесть дней в реанимации. Не приходя в сознание, 26 апреля 1986 г. дедушка скончался. Мне видится в этом: время рождения, непоколебимая вера, а главное, как и где умер мой дедушка - видится особый Промысл Божий о нем. Из воспоминаний об отце Михаиле прот. Павла Самойленко: «Если появляется возможность - я приезжаю в Армавир, захожу в этот храм, с особым трепетом - в алтарь, прикладываюсь к Престолу, у которого совершал Божественные литургии мой покойный родитель. Служил он по особому, молитвенно, проникновенно. В памяти моей навсегда запечатлелся образ истово, со слезами молящегося Богу родителя» [С.7, 8].

4. По стопам отца.

О. Михаил с матушкой вырастили достойных детей. Старший сын дедушки выстроил огромный храмовый комплекс в Г. Ставрополе, является проректором Ставропольской Духовной Семинарии, преподавателем, благочинным, секретарем митрополита Кирилла Ставропольского и Невинномысского, недавно защитил докторскую диссертацию, войсковой священник Терского КО, сам уже дедушка, имеет 5 внуков. Протоиерей Владимир Самойленко, кандидат богословских наук, очень долго был благочинным Владикавказского округа Церквей, построил Кафедральный Собор г. Владикавказа, монастырский комплекс в предгорье Кавказских гор. Сейчас по личному приглашению Владыки Казанского и Татарстанского Феофана возглавляет два храма г. Казани, и курирует стройку еще двух. Является преподавателем Казанской Духовной Семинарии. Протоиерей Георгий Самойленко построил Михайловский храм в г. Новоалександровске Ставропольской епархии. Сейчас служит в г. Ставрополе. Супруг старшей дочери Ирины - протоиерей Александр Зубков построил храм в г. Ейске Краснодарского края, где долгие годы был настоятелем прихода. Сейчас служит в Ярославской епархии. О каждом из детей о. Михаила можно сказать много хорошего. Но все начинается с детства. Мой папа, Самойленко Алексей Михайлович, родился в г. Армавире 7 марта 1968 года. Он был восьмым ребенком, и шестым, младшим сыном дедушки о. Михаила. У старшего брата папы, о. Павла, сохранился большой архив семьи - дневники о. Михаила, личная переписка, проповеди и даже магнитофонные пленки с беседами с детьми и прихожанами. Сохранилось письмо - записка о. Михаила супруге в роддом: « ...многие скажут ну, что тут ...восьмой ребенок?.. Я бесконечно счастлив и рад нашему Лешеньке. Это счастье и радость, которые Господь и ты даришь мне вновь...» [С.1, 6] Папа ушел в армию через неделю после смерти дедушки, о. Михаила. Вернувшись через два года, сразу же поступил в Московскую Духовную Семинарию. Закончил по первому разряду (одна "4", остальные -"5"). Поступил в Академию, через 5 лет получил диплом. В стенах семинарии встретил мою маму. В этом году 26 лет как папа стал священником. Его рукоположил Владыка Исидор, митрополит Екатеринодарский. В 1997 году по Указу Владыки был направлен в ст. Староминскую для несения пастырского служения. По приезде на приход сразу стало ясно: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф:36-38). Нет храма, нет сплоченной общины, нет хора, нет воскресной школы, нет полного комплекта облачений для священников, а те, что есть старые, ветхие. И так по многим позициям. Через полгода стали видны первые «плоды» - продолжились работы по строительству храма, под руководством матушки Натальи запел небольшой, но профессиональный хор, также супруга батюшки организовала воскресную школу. Труды и попечение о приходе не остались незамеченными, и молодой настоятель Покровского храма получил Указ Митрополита Исидора о назначении его на должность благочинного Староминского округа Церквей. Никаких культовых сооружений на территории района не было 71 год. 16 декабря 2007 года - день освящения Покровского храма ст. Староминской (см. приложение VI рис.1-2). Освящение совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Курировал строительство, искал спонсоров, объединял станичников для посильных работ, например, разгрузка кирпича, и принимал самое активное участие по возведению здания и его внутреннего устроения настоятель прихода протоиерей Алексей Самойленко. Участок под строительство выделила Староминская администрация в лице уже ныне покойного главы района Дьяченко Михаила Васильевича в 1991 году. Этот год считается началом строительства первого храма на территории Староминского сельского поселения. Вспоминает прот. Алексей: «Бывало рано утром идешь на стройплощадку строящегося храма и не знаешь где взять деньги, у кого просить еще, чтобы стройка не «встала»... Молишься, просишь помощи и укрепления духа и сил. Не раз происходили, буквально, чудеса. Матерь Божия посылала людей, желающих пожертвовать. Не из нашего района в том числе. С Божией помощью возвели стены, и тем самым приблизились к одному из самых дорогостоящих и масштабных объемов работ - заказ куполов, а их пять плюс шестой на колокольню, кресты к ним. В этот тяжелый период Господь и Пресвятая Богородица не оставили нас. В г. Ейске я познакомился с генеральным директором благотворительного фонда святителя Николая Михаилом Ивановичем Чепелем. Михаил Иванович не остался равнодушным к проблемам соседей-земляков. Он оплатил всю сумму - 5, 7 млн. рублей, позже и великолепный резной иконостас и часть писаных икон (более 600 тыс. руб.)" [С.5, 9]. Это была поистине народная стройка. Не остался в стороне почти каждый житель, по крайней мере семья или род. Всем миром строили храм. На сегодняшний день в Староминском районе действуют четыре храма: Покровский в ст. Староминской, Казанский в ст. Канеловской и Свято-Троицкий в пос. Рассвет (см. приложение VI рис.3), (см. приложение VII рис.3-4) . А с 1сентября 2016 года действует при ЦРБ деревянный храм в честь святителя Луки Крымского (см. приложение VII рис.1-2). Надо сказать, что и этот храм строил с неравнодушными людьми. Прот. Алексей Самойленко сам ездил в Архангельск заказывать сруб, курировал все остальные работы (крыша, купол, крест) по сооружению храма. Когда вновь назначенный настоятель больничного храма приступил к служению в нем, то о. Алексей выделил ему сосуды для совершения Евхаристии, иконы, богослужебные книги, часть облачений. Сегодня православной общине Свято-Покровского храма исполнилось 20 лет. Ее создание, становление, развитие, укрепление-плод трудов отца Алексея Самойленко. Неустанными трудами настоятеля, вкупе с клириками, прихожанами, жизнь на приходе бурлит и радует. Действует молодежный клуб «Логос» под руководством выпускника Краснодарской Семинарии Злотникова Романа; детская вокально-театральная студия «Вифлеем» (рук. Демкина Т.А.), Воскресная школа для младших школьников и подростков (см. приложение VIII рис.3), проводятся беседы по изучению Евангелия, трудов Святых Отцов, просмотр фильмов православной, исторической тематики для взрослых и детей. При храме ведется активная социальная работа. Проводятся акции и благотворительные концерты силами детей воскресной школы. В течение всего года осуществляется сбор одежды детской и взрослой, предметов личной гигиены, постельного белья. Все это отдел по социальному служению Покровского храма развозит в малообеспеченные и многодетные семьи, семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одиноким старикам и пенсионерам (см. приложение VIII рис.1-2). Было собрано и передано 17 тыс. руб. на операцию больному Никите из ст. Староминской. В праздники церковные и светские (Пасха, Новый год, Рождество, День матери, День пожилого человека, Покров, 9 Мая, День семьи, любви и верности и др. дни) волонтеры с помощником благочинного по соцслужению Шубиной В.А. выезжают на дом с продуктовыми наборами и музыкальными поздравлениями к подопечным. Ежегодно о. Алексей устраивает благотворительные Рождественские утренники с Дедом Морозом, Снегурочкой, шарадами, стихами, конкурсами, театральными постановками студии «Вифлеем», и, конечно, подарками, чаепитием. С каждым годом детей приходят все больше и уже нужно два утренника, чтобы порадовать все желающих. Встречи с батюшкой Алексеем оставляют благодатный след в душе каждого. Он поддержит, утешит, наставит. Уже 27 лет о. Алексей неленостно несет служение на ниве духовного просвещения. Получив прекрасное богословское образование, о. Алексей уделяет воскресной школе самое пристальное и доброе внимание, постоянно заботится, чтобы учащие и учащиеся имели все необходимое для проведения учебно-воспитательного процесса в воскресной школе. Я рад и благодарен Богу, что живу во время «собирания камней». Знаю на примере своего папы и дедушки, прот. Алексея и прот. Михаила, что это требует колоссальных сил, здоровья, ума, времени, а на примере Михаила Ивановича Чепеля , который построил и помог построить не одну сотню(!) храмов по всей территории России - колоссальных денежных средств [7].

Заключение.

Благодаря тем, кто претерпел мученическую кончину за Христа, за веру в Него в 20-е,30-е, 40-е гг., кто не побоялся вызова времени и произвола властей в 50-е, 60-е, 70-е гг., и в частности, благодаря и моему дедушке - протоиерею Михаилу Самойленко, мы сохранили свою христианскую веру, свою культуру, свободу вероисповедания, можем, не боясь и не таясь, посещать богослужения, участвовать в христианских таинствах и обрядах. Мой папа, протоиерей Алексей Самойленко, в беседах с нами, его сыновьями, много говорит о том, каким должен быть священник. Он учит, что быть сегодня священником - это значит много читать, думать, рассуждать, анализировать. Постоянно работать интеллектуально, искать духовные ответы, на те жизненные проблемы, которые волнуют современного человека. Быть священником - значит всегда быть мужественным человеком. Физически мы можем быть слабыми, но духовно мы должны быть очень сильными. Цель, поставленную перед собой - рассмотреть жизненный путь и духовное служение моего казачьего рода на примере дедушки о. Михаила и папы о. Алексея, и то, как в непростые времена для верующих им удалось сохранить и приумножить Веру в отдельно взятой семье и церковной общине, выполнена. И дедушке, и папе удалось воспитать своих детей истинно верующими православными христианами (см. приложение IX рис.2). Мой старший брат Сергей является студентом IV курса Санкт-Петербургской Духовной Академии (см. приложение IX рис.1), я тоже планирую по окончании школы поступать в Семинарию. Хочу отметить, что такую цель я ставил перед собой в первый раз. Для написания своей работы я использовал документальную, энциклопедическую , монографическую, научно-популярную литературу и воспоминания представителей старшего поколения моей семьи. Итак, мне хочется отметить, что данная работа несет в себе элементы научной новизны. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки ОПК, классные часы) и иных учреждений (музеи, СМИ), а также для продолжения исследования.

Библиографический список:

1.Святейший Патриарх Кирилл «Сила нации – в силе духа». Московская Патриархия, 2009.

2.Игумен Дамаскин (Орловский) «Православие в СССР», «Гонения на Русскую Православную Церковь в Советский период». Московская Патриархия. 2010.

3.Православная церковь на Кубани в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.: Краснодар, изд-во «Диапазон – В», 2005г.

4.Кропачев С.А.От лжи к покаянию. Отечественная историография о масштабах репрессий и потерях СССР в 1937 – 1945 годах.: СПб.:Алетея,2011г.

5.Православный журнал «Фома» (№ май 2010, август 2010, октябрь 2008).

6.Личный (семейный) архив доктора богословских наук, проректора Ставропольской Духовной Семинарии, протоиерея Павла Самойленко. г. Ставрополь, 2017год.

7. Личный (семейный) архив Самойленко А.М. ст. Староминская, 2017 год.

8.Воспоминания протоиерея Павла Самойленко. г. Ставрополь, 2017год.

9. Воспоминания протоиерея Алексея Самойленко ст. Староминская, 2017 год.

Приложение

Самойленко Вениамин Алексеевич

Краснодарский край ст. Староминская

МБОУ СОШ №1. 8 «А» класс

ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НА ПРАВОСЛАВНУЮ СЕМЬЮ

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

Приложение I

Рис. 1-2.Самойленко Михаил Матвеевич. Ставропольская духовная семинария. Фото нач. XXI в.

Рис.3-4.Разграбление и уничтожение храмов.

Рис.5-7Гонения, начавшись в 1929 году, продолжались до 1933 года. За этот период было арестовано около 40000 священнослужителей.

Приложение II

Рис.1-4 Самойленко М.М. с семьей.Покровский храм ст. Переправной.Армавир Свято- Троицкий храм. Курганинск. Свято-Вознесенский храм.

Приложение III

Рис.1.Участники Православной конференции 2009 г в ст. Ленинградской Краснодарского края.

В центре –мой папа, протоиерей Алексей Самойленко.

Рис.2.Участники XIX ежегодных Рождественских чтений. 2009 год, Москва. Слева направо:прот. Алексей Самойленко, прот. Павел Самойленко, прот. Михаил Терюшов.

Приложение IV

Рис.1Протоиерей Павел Самойленко и митрополит Калиниградский Кирилл-будущий Патриарх Московский и всея Руси. Международные Рождественские чтения.г.Москва.

Рис.2Прот. Павел Самойленко и прот. Владимир Самойленко.

Рис.3 Первая литургия в молитвенном доме ст. Староминской.1997 год. Прот. Павел Самойленко и прот. Алексей Самойленко.

Приложение V

Рис.1 Брат Сергей является студентом III курса Санкт-Петербургской Духовной Академии

Рис.2 Фото семьи о. Алексея.

Просмотров работы: 50