Храмы, вера и душа народа

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Храмы, вера и душа народа

Сергиенко  М.В. 1
1МБОУ СОШ №1
Штомпель  Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Над храмами сверкают купола,

Народу возвращаются иконы,

И мы идём и отдаём поклоны,

Под звон, что издают колокола…

Вернулось то, что ждали много лет,

Вернулась Вера к русскому народу,

Пройдя через гоненья и невзгоды,

Заблудшим душам подарила свет.

Введение.

Спросите русского человека: «Назови самое прекрасное, что ты видел в жизни», — и он ответит: «Храм Божий». Скажем больше: порой думается, что облик русского храма заложен в самой глубинной сути русского человека. Действительно, что может быть прекрасней этих совершенных творений зодческого ремесла и духа, которые и «архитектурой» назвать — язык не поворачивается. Храмы, возводившиеся на Руси с первых десятилетий русского Христианства, всегда были молитвенной «свечой Богу», обращением в горние сферы, каналом, соединяющим Небо с землей. Сердце прихожанина всегда озарялось радостью в ту самую минуту, когда из-за холма или над равниной реки показывался в небесах крест, а под ним и овершие церквушки и не смотря ни на какие испытания и невзгоды он пронесет в душе этот крест. Актуальность. Изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов и икон, а также судеб ее верных прихожан, которые даже в годы гонений сохранили ее в своей душе. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов и дают нам цель в жизни.

Цель: в своей работе я хотела бы как можно подробнее рассмотреть как взаимосвязаны вера в бога православных прихожан и православные храмы на примере храмов станиц Староминской, Канеловской и моей семьи. Предмет исследования – судьбы храмов станиц Староминской, Канеловской и моей семьи. Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся рассмотреть судьбы храмов станиц Староминской, Канеловской и моей семьи. Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал о судьбах храмов станиц Староминской, Канеловской и моей семьи, провести анализ полученных материалов и обобщить данные.Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие: методы исследования: изучение Староминкого архива и музея, интервью членов моей семьи, сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации.  

Исследование осуществлялось в период с сентября  2017 и включало 3 этапа:

Напервом подготовительном этапе определены цель и задачи исследования, происходило  изучение материалов

Навтором реализационном этапе -  выполнение плана работы по сбору материалов

На третьем аналитическом этапе - обобщение результатов;

Предполагаемый результат: рассмотреть судьбы храмов станиц Староминской, Канеловской и моей семьи.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить архив Староминского прихода, районный музей. Для написания своей работы я использовала документы Староминского архива, музея, прихода, документальную, монографическую, научно-популярную литературу, интервью.

Все начиналось с храма.

Староминская одна из самых первых 40 куреней Черноморских казаков. Была основана в 1794. Получила название от населенного пункта Мена, на реке Десне. Сначала именовалось Менским, потом вскоре оно было переиначено на русский лад и стало называться Минским. В 1842г. курени приобрели статус станиц, так появилась Староминская станица. В 1802 г. насчитывалось 15 дворов, постепенно казаки приезжали на пмж. С 1821-1825гг. населенный пункт пополнился переселенцами с Черниговской и Полтавской губернии. В 1861г в станице было уже 700 дворов и почти 5 тысяч жителей.1863г появилась самая первая начальная школа. В станице было много лавок, питейных домов, но мало внимания уделялось благоустройству. Мощеных улиц не было, а при нашем жирном черноземе это означало, что летом жители задыхались от пыли, а весной и осенью вязли в грязи. Рядом со станицей были проложены 2 железные дороги. Одна от Ейска до ст. Сосык 1809, а через год пошли первые составы, а вторая от Кущевской до Екатеринодара. Со временем нашу станицу начали называть северными воротами Кубани.[2]

Когда-то в Староминской было три церкви. Самая первая Христорождественская (см. приложение I рис.1) построена в 1810г, освящена в 1812г - деревянная, прочная, на каменном фундаменте прихожанам обошлась в 4т руб. серебром, в 1835г была пристроена колокольня (стоимостью 922р серебром) Состав прихода: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика (с 1893г) Министерские училища: 2-классное и два одноклассных. Церковно приходская школа при сторожке, при школе библиотека читальня. Находился храм в самом красивом месте Минского куреня так и называемая Красная площадь, был разрушен в числе других станичных церквей в 30-е годы. Сейчас на этом месте находится мемориальный комплекс в память жертвам Великой Отечественной войны.

Другая церковь Покровская. Построена в 1884г, была воздвигнута в 1886г деревянная, ограждена железом, придел во имя святого Николая Чудотворца. Состав прихода: 2 священника,1 диакон,2 псаломщика. Министерских училищ одноклассных-2, церковно-приходская школа одна. Сейчас там расположен современный районный дом культуры. (см. приложение I рис.2-3)

Третья - Пантелеймоновская церковь, каменная, построена в 1908, в 1909г. была освящена. Состав прихода 1 священник,1 псаломщик (с 1910). (см. приложение II рис.1)

Все, что осталось от старого Свято-Покровского храма - одно из купольных деревянных наверший с гнездом под крест, надвратный чугунный крест и фрагмент железной ограды, находящийся в качестве решетки на окнах одного из торговых павильонов Базарной площади. После разрушения церквей и храмов в советское время богослужения проводились в обычных домах без куполов и крестов, приспособленных под храм. [6]

Современный Свято-Покровский храм, который строили около 16 лет(1991-2007) имеет крестово-купольную архитектурную систему и построен с соблюдением традиции веры. Иконы в новый храм приносились прихожанами, приобретались в складчину. Самую дорогую обрели в стене храма Покрова Пресвятой Богородицы, когда-то сгоревшего. Иконы для иконостаса писали художники из Ростова на Дону. До этого никаких культовых сооружений на территории района не было 71 год. 16 декабря 2007 года - день освящения Покровского храма ст. Староминской. В этот день вновь зазвонили колокола и малиновый звон поплыл над станицей, вновь засияли позолоченные купола и кресты под солнцем. Освящение совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Курировал строительство и принимал самое активное участие в работах по возведению здания церкви настоятель прихода протоиерей Алексий Самойленко. Участок под строительство храма выделила Староминская администрация в лице ныне уже покойного главы района Дьяченко Михаила Васильевича в 1991 году. Этот год считается началом строительства первого храма на территории Староминского сельского поселения.[1] (см. приложение II рис.2),(см. приложение III рис.1)

На сегодняшний день в Староминском районе действуют четыре храма: Покровский в ст. Староминской, Казанский в ст. Канеловской и Свято-Троицкий в пос. Рассвет Староминского сельского поселения, деревянный больничный храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в районном центре (см. приложение VI рис.2). Также заложен камень и освящено место под строительство храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона в Чапаевском микрорайоне ст. Староминской.

2.Судьбы храмов ст. Канеловской.

Весной 1794 г. получил землю Канеловский курень. На территории нынешней ст. Канеловской располагался хутор казака Цокуры, прозванный Цокуривкой. Первыми к Цокуре поселились несколько казаков с атаманом Назаренко, а когда переселились и остальные жители, Цокуривка стала Канеловской. Название дал один из городов Украины или же там селились ловцы коней или конеловы. В 1801г в курене было 110 семей старшин казаков, всего 396 строевых казаков. В 1861г насчитывалось уже 370 дворов,2870 жителей. Согласно статистической переписи 1875г было 422 двора 2886. Имелось 2 хлебных магазина,5 лавок,4 кузнеца, бондарная мастерская,2 кожевенных мастерских,3 мельницы,18 пасек, одна деревянная церковь,19 лиц духовного звания, одна школа с одним учителем и 35 учениками. Но самое главное в станице Канеловской существовал Воскресенский храм, разрушенный в середине 20 века.[2] (см. приложение III рис.2)

В отличие от многих других куренных селений, где средства на храм собирались десятки лет, жители на добровольные подаяния построили церковь во имя Воскресения Иисуса Христа уже в первый год поселения. Это была деревянная церковь с часовней. Почти через столетие церковь пришла в ветхость и в 1884 построена деревянная Воскресенская церковь с приделом во имя Александра Невского. В 1912-1913г. начато строительство церкви из кирпича и железобетона, которая в годы коллективизации была разобрана, а из стройматериалов были выстроены колхозный клуб и хозпостройки колхоза.(см. приложение IV рис.1-2)

Через многие десятилетия станица обрела действующий храм, Церковь Иконы Казанской Божьей Матери. Ныне существующий храм заложен в конце 90-х гг., освящен 29.11.2005г. епископом Ейским, Тихоном. Кирпичная церковь с отдельно стоящей надвратной звонницей. Основной объем прямоугольного в плане храма завершен восьмериком под горкой кокошников, образующей шатер и главкой (см. приложение V рис.1).

В храме ст. Канеловской есть чудесная икона, Господь Вседержитель, появилась она в храме с 2005г. Доказательство, свидетельствующее, что и в наши дни чудеса происходят. Одному канеловчанину, участнику военных действий в Афганистане, во сне явился образ старца, облаченного в белые одежды, который сказал, куда надо пойти и выкопать из земли икону и принести в Канеловский храм отцу Петру. Сначала, когда он поделился с родными, никто не воспринял это всерьез, но сон повторился. В третий раз, явившийся образ старца во сне, предупредил его, что если он не выполнит, то следует ожидать плохих последствий. Мужчина пошел на окраину поселения к тому месту, которое он видел во сне. Копнув несколько раз, он действительно нашел там икону. Как была она вся в земле так он и доставил ее в храм, а там узнал, что это образ Серафима Саровского, старца из его сна. Теперь эта икона находится рядом с алтарем. Изображение образа святого на иконе сильно пострадало, краски местами исчезли, потускнели, но лик и левая рука (крест вместо общепринятого образа с книгой), по словам служителей храма начали проявляться. На месте, где ее нашли, небольшой холмик, у подножия которого растет яблонька. Теперь здесь стоит оградка, установили крест с мраморной плитой.[5] (см. приложение V рис.2)

Судьбы прихожан-членов моей судьбы.

Когда мы говорим о храмах, мы должны понимать, что они живы пока есть хотя бы один человек который верит в бога и посещает храм, а если в населенном пункте нет храма, то бог должен быть в душе человека. Не смотря на трагические события, через которые прошли мои прапрадед и прадед пронесли веру в бога через всю свою жизнь, которая и помогла им выжить.

Прапрадедушка Лозицкий Гавриил Маркович 1877г.р. проживал в ст. Канеловской. Он был членом церковного совета и приобщал всю свою семью с самого детства к святой православной церкви. Прадедушка Лозицкий Виктор Гаврилович (см. приложение VI рис.1) родился в 1916г в большой казачьей семье и вспоминает, как отец брал его с собой, не пропускал ни одной церковной службы. Прадедушка Витя быстро освоился в стенах храма и знал каждый уголок. Излюбленным местом, была звонница и к концу службы, старался не упустить момент, когда можно будет ударить в большой колокол храма.

Прадедушка Витя трудился наравне со всеми в своей семье. Радостно было сознавать, что закрома наполнятся душистым зерном, из которого мать Соломия Аверьяновна, зимой будет печь хлеб и пироги, скотина будет накормлена, а за излишки, проданные на ярмарке, купят ткань, чтоб всем пошить обновки.

Но в 1929-м, с началом коллективизации, жизнь дала крутой разворот. По Канеловской прошли слухи, что несогласных вступать в артель им. Тельмана будут раскулачивать и ссылать на север. Гавриил Маркович, не совсем доверяя слухам, решил попридержать свое хозяйство. Ведь они справлялись своими силами, батраков не брали, исправно пополняли государственные закрома. А что хозяйство держали крепкое, так в этом заслуга хозяина и всей большой дружной семьи из оставшихся в живых восьмерых детей. Но местные власти решили по-другому. В первый вечер изъяли у Лозицких скотину: 11 коней, 2 быка 7 коров. А в дальнейшем вывезли из закромов золотистое, добытое потом и кровью зерно. Гавриил Маркович, записался даже в артель, но и это не спасло его от крутых мер. Когда вечером семья сидела за столом, в дом вошли уполномоченные и попросили хозяина отправиться вместе с ними. Сразу догадавшись, в чем дело, глава семейства ступил за порог, а вернулся домой три года спустя. [7]

Мы обратились в архив и нам дали справку, из которой не очень то и понятно за что он был репрессирован. Вот, что в ней было написано: Проживал по месту рождения. Арестован 31.10.1930 г. Предъявленное обвинение: «ст. 58/10 УК РСФСР». Приговорен тройкой при ПП ОГПУ СКК и ДССР 01.12.1930 г. к ссылке в Северный край сроком на 3 года. Реабилитирован 12.04.1990 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г.[3] Прадедушка Лозицкий Виктор Гаврилович вспоминает, что его отец и в самые тяжелые для него годы не отступился от бога, у него в доме было очень много икон, было Евангелие. Придерживался церковных правил, постился, отмечал церковные праздники и это не смотря на то, что был из репрессированных и его опять могли посадить, ведь на церковь и ее верных прихожан были гонения.

Прадедушка Лозицкий Виктор Гаврилович вспоминает, чтопосле окончания Школы комсомольской молодёжи (ШКМ) вместе с братьями и сестрами работал в колхозе, а потом в подсобном хозяйстве Северо-Кавказского округа. В 1938 году молодого казака призвали в 4-ю Донскую казачью дивизию. Часть стояла в Белоруссии, и год спустя, после курса молодого бойца, солдат Красной армии освобождал Западную Белоруссию. Их 723 стрелковый полк остался в пограничной полосе, под г. Граев, Могилевской области. Весной 41-го на границе было неспокойно, боялись провокаций, а 22 июня в 4 утра с неба посыпались бомбы. Разведка донесла, что немцы окружают часть. В спешном порядке стали искать пути отхода. Виктор Гаврилович участвовал в прорыве. Но под Могилевом превосходящие в численности и боевой силе фашисты окружили часть, создав котел. Всех, сохранивших способность передвигаться, взяли в плен. Военнопленных морили голодом, били, унижали. Если кто-то пытался бежать, расстреливали тут же, с заложниками в придачу. Сначала их держали в Бобруйске, потом под Минском, чуть позже перебросили в Литву, а вскоре перегнали в Германию, крепость «Осавец».

 Их освобождал 723 стрелковый полк под командованием полковника Жернова. Разве можно передать словами радость, что испытал после многолетней неволи бывший узник! Он выжил, наверно во многом его молитвам и молитвам его родителей Лозицкого Гавриила Марковича и Лозицкой Соломии Аверьяновны. После освобождения старшина 2-й минометной роты Лозицкий в составе нового полка освобождал немецкие города Эссен, Плаун и др. После победных залпов у поверженного Рейхстага стрелковая часть целый год занималась зачисткой городов Германии и Белоруссии от остатков армии Гитлера. Во Владимире-Волынском закончился боевой путь. Отсюда он возвращался в станицу Канеловскую. [7]

Два старших брата, Антон и Николай, давно вернулись с фронта. Виктор сразу вышел на прежнее место – трактористом в подсобное хозяйство. Однажды, сдавая зерно на элеватор, познакомился с Марией Гайдаровой (моей прабабушкой). Она трудилась на элеваторе завскладом. В 1947-ом молодые поженились и у них родились 2 дочки, Люба и Вера. Прожили прадедушка и прабабушка в любви и согласии, в 2007 году в ДК станицы Канеловской их чествовали как бриллиантовых юбиляров. Только после смерти прабабушки, прадедушка Витя согласился переехать в Староминскую поближе к детям и внукам, у него их пятеро и семь правнуков. 11 ноября 2017г. прадедушке исполнилось 101 год! Он живет и здравствует! Мы рады, что он встречает его в окружении родных людей. [4]

Еще мне хочется рассказать о том, как мы классом совершили экскурсию по храмам Староминского район. 15 апреля 2016 года отделом по делам молодежи администрации муниципального образования Староминский район совместно с представителями духовенства Староминского благочиния была организована и проведена экскурсия по православным местам муниципального образования Староминский район для молодежи 14-18 лет. Поездка началась с посещения места закладки камня для строительства церкви в честь Великомученика и целителя Пантелеимона. Следующим местом, которое посетили дети, стала строящаяся часовня свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) (см. приложение VII рис.1), где нам о. Николай рассказал о жизненном подвиге святителя Луки, о его трудах на благо развития медицины. После школьники отправились в храм Казанской иконы Божьей Матери станицы Канеловской, где отец Николай рассказал школьникам об истории нескольких храмовых икон, показал им нижний предел храма в честь Николая Чудотворца. (см. приложение VIII рис.1-2) Затем школьники направились в Свято-Троицкий храм поселка Рассвет. (см. приложение VII рис.2-3) В храме Покрова Пресвятой Богородицы ст. Староминской дети были встречены настоятелем храма протоиреем отцом Алексем Самойленко. Отец Алексей ответил на вопросы юношей и девушек об истории храма, его устройстве и символичности облачений священнослужителей. После беседы дети поставили свечи и продолжили общение с батюшкой, в нижнем храме, названном в честь двунадесятого праздника Сретения Господня. После экскурсии по храму школьники были приглашены на чаепитие в церковную трапезную. На меня эта экскурсия произвела неизгладимое впечатление, я очень много об этой поездке рассказывала своей семье, и мы решили еще раз семьей, вместе с дедушкой посетить все четыре храма.[8]

Все в моей семье верят в бога и стараются придерживаться церковных канонов. Ведь вера - это то, что у тебя в сердце и душе. Тем более, у нас перед глазами такой пример - мой прадедушка. Участник Великой Отечественной войны, ветеран труда, «Почетный гражданин района», он прожил насыщенную событиями жизнь. По его биографии можно писать историю земли Староминской: был свидетелем грозных событий гражданской, коллективизации, Великой Отечественной войны, восстанавливал послевоенное народное хозяйство. Всю жизнь истинно верил в Бога, всегда соблюдал пост, ходил в церковь на службы и праздники (см. приложение IX рис.1). На Пасху, вся наша большая семья собирается у прадедушки, этонаша традиция. Также как и Рождество Христово, Крещение, Троица одни из почитаемых праздников в нашей семье. Наши предки чтили свои корни, знали православные праздники и соблюдали исконно русские традиции.

Заключение.

Я убеждена – храмы нельзя разрушать. Храмы – это наша культура, история. Храм – это труд и любовь его создателей. Храмы – это душа народа, его вера, традиции, идеалы. А значит, храм – это и будущее народа. Колокольный звон церквей, как сказал А. Солженицын, всегда «поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги». Сейчас в нашей стране начинают восстанавливать разрушенные и даже строить новые церкви. У нас в станице Староминском районе уже есть четыре храма, скоро будет еще один, люди помогут построить, ведь чем больше храмов, тем больше прихожан, людей оцерквленных, чьи души связаны верой в бога. С древнейших времен храм был местом молитвы, местом, где человек мог обдумать свою жизнь, свои поступки и понять, насколько они соответствуют заповедям, законам нравственности. Храмы — это душа народа. А значит, храмы — это и наше будущее, спасающее лучшее в нас. Цель поставленную перед собой выполнила. Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки ОПК, классные часы) и иных учреждениях (воскресные школы, СМИ).

Библиографический список :

1.Данные архива Свято-Покровского прихода ст. Староминской.

2.Материалы Староминского муниципального краеведческого музея музея.

3. Данные Староминского архива.

4.Данные семейного архива семьи Сергиенко.

5. Данные семейного архива семьи Лозицких.

6.Самойленко В. научно- исследовательская работа «Храм – красота внутренняя и внешняя» 2016г.

7.Воспоминания В. Г. Лозицкого.

8.Экскурсия по православным местам Староминского района http://www.molod-st.ru

Приложение

Сергиенко Мария Владимировна

Краснодарский край ст. Староминская

МБОУ СОШ №1. 8«А» класс

ХРАМЫ. ВЕРА И ДУША НАРОДА

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

Приложение I

Рис.1. Христо-Рождественская церковь в станице Староминской.1809-1811гг.

Рис. 2-3. Свято-Покровская церковь. Построена в 1884г-1886гг.

Приложение II

Рис. 1. Пантелеймоновская церковь, каменная, построена в 1908, в 1909г. была освящена.

Рис.2.Современный Свято-Покровский храм, строили около 16 лет (1991-2007)

               

Приложение III

Рис.11991 год. Этот год считается началом строительства первого храма на

территории Староминского сельского поселения.

Рис.2 Памятный камень в честь основания ст. Канеловская.

Приложение IV

Рис.2 Воскресенский храм в ст. Канеловской. Начало 20 века.

Рис.2Воскресенский храм в ст. Канеловской. 30-е годы 20 века.

Приложение V

Рис.1Церковь Иконы Казанской Божьей Матери. Ныне существующий храм заложен в конце 90х, освящен 29.11.2005г епископом Ейским, Тихоном.

Рис.2На месте найденной иконы стоит оградка, установили крест с мраморной плитой.

Приложение VI

Рис.1 Виктор Гаврилович Лозицкий. Мой прадедушка.

Рис.2 Деревянный больничный храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в районном центре.

Приложение VII

Рис.1 Экскурсия учащихся МБОУ СОШ№1 6А класс по православным местам Староминского района. Деревянный больничный храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в районном центре.

Рис. 2-3.Храм Свято-Троицкий п. Рассве. Староминский район

Приложение VIII

Рис. 1 Посещение учащимися МБОУ СОШ№1 6А класс храма Казанской иконы Божьей Матери станицы Канеловской.

Рис.2 Отец Николай рассказал школьникам об истории нескольких храмовых икон, показал им нижний предел храма в честь Николая Чудотворца.

Просмотров работы: 30