Долг памяти

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Долг памяти

Мурзич  Д.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Смирнова С.А. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Живет музей в труде своем
Со школою в содружестве.
Как много дум родиться в нем
О Родине, о мужестве!
«Поэма о школьном музее» Цыганков В.И.

Актуальность: патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Работа музея  призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания.

Актуальность работы заключается в огромной роли музея по воспитанию патриотизма школьников, привитию уважения к истории своей Родины.

Проблема заключается в том, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

Объектом исследования является история музея Боевой славы Гимназии № 1 города Рузы.

Предметом исследования является отображение истории Великой Отечественной войны в экспозициях музея.

Цель: узнать историю создания музея Боевой славы в Гимназии № 1 города Рузы.

Задачи:

Подобрать научную литературу по данной теме.

Взять интервью у директора музея

Подобрать и систематизировать материал по музею Боевой Славы.

Изучить разделы музея.

Дать краткую аннотацию экспозициям музея.

Методы исследования:

- описательный метод исследования использовался для  системы процедур сбора материала, первичного анализа и изложения данных и их характеристик;

- теоретический метод анализа и обобщения полученного материала;

- метод интервьюирования, для получения более точной информации.

Практическая значимость исследовательской работы «Долг памяти» состоит в воспитании уважения к предшествующим поколениям. Данные полученные в ходе моего исследования могут быть использованы на уроках истории, классных часах и во время проведения экскурсий в школьном музее.

II. Долг памяти.

2.1. Происхождения музея

История возникновения музеев уходит в глубокое прошлое. В древней Греции «мусеем» - называли храм. От слова «мусейон» произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусств и другие памятники прошедших времен [8.1].

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.  [8.4]

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
В настоящее время, по данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, в стране насчитывается порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся.

Школьный музей является центром воспитания патриотизма и гражданственности, понимания Отечества, как высшей ценности. Является связью с предыдущими поколениями, готовности к защите Родины[8.4].

2.2. Немного из истории музея Боевой славы Гимназии № 1.

Наш школьный музей, как форма образовательной и воспитательной  работы создан по инициативе педагогов школы, ветеранов педагогического труда, родителей, учащихся, ветеранов Великой Отечественной Войны. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил от представителей родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательской и исследовательской деятельности.

Начав исследовательскую работу по данной теме, я посчитала необходимым встретиться с руководителем музея - Сапегиной Аллой Борисовной, преподавателем истории и обществознания.

Я узнала, что в 1975 году в школе имени В.И. Ленина (так раньше называлась наша школа) 25 апреля произошло торжественное открытие музея Боевой славы, которое было приурочено к 30-летию Великой Победы. Свою работу музей начал под руководством учителя истории Федоровой Дианы Романовны и преподавателя НВП, ветерана ВОВ, майора в отставке Фролова Михаила Семёновича, фотографию которого можно увидеть на одном из стендов. Директором школы, на момент основания музея была Солянина Валентина Николаевна.

Экспозицию помогали собирать ученики школы: приносили военные реликвии, которые находили на территории района. Первым экскурсоводом стала ученица 10 класса Лунёва Зинаида. Сейчас она преподаёт историю в школе № 1 п. Тучково.

На открытии присутствовали ветераны Великой Отечественной войны,  учителя – ветераны педагогического труда, жители города Рузы, педагогический коллектив школы, дочь Героя Советского Союза Льва Михайловича Доватора – Рита Львовна Доватор.

В 1980 году музей был перенесён в нынешнее здание Гимназии. Диана Романовна продолжила свою работу в качестве руководителя. Вся экспозиция помещалась в одном кабинете. Через девять лет, в 1989 году, музей возглавила Алла Борисовна Сапегина.

Как говорилось выше, почти все экспонаты музея были найдены учащимися, которые находили их по всему Рузскому району, участвуя в походах. Походная деятельность в школе началась 16 лет назад, в 2002 году. Авторами этой идеи выступили Сергей Михайлович и Марина Васильевна Ветлянских. Я встретилась с Мариной Васильевной, которая поведала мне о поисковой работе учащихся школы. Она считает, что главными задачами являлись повышение интереса детей к истории своего родного края и развитие патриотического начала, любви к Родине.

По словам М.В. Ветлянских, самым долгим походом был поход в деревню Руза, с 1939 года деревня Сипуново Волоколамского района, расположенную на одноименной реке. В районе этой деревни во времена Великой Отечественной войны сражались стрелки легендарного Героя Советского Союза - Ивана Васильевича Панфилова. То место входило в Можайскую линию обороны. Ученики увидели памятники, посвященные погибшим героям. Также ученики расспросили местных старожилов о том времени. Участники похода посетили 16 деревень, расположенных на берегах реки Руза, взяли 21-о интервью, возложили цветы к 15 памятникам. Всё это вылилось в исследовательскую работу «Река Руза – рубежи бессмертия».

Еще одним походом стал поход в деревню Комлево. Участники исследовали церковь в этой деревню, полностью изрешеченную тогда пулеметными очередями. Там был найден самый важный для учеников трофей – гильза времен Великой Отечественной войны, которая находится в школьном музеи.

Участники патриотического похода посетили аэродром Ватулино. Они узнали о современной жизни аэродрома, побывали на могиле советских летчиков. Учениками было взято интервью у жительницы деревни, участницы тех событий – Анастасии Ивановны Кулешовой. Рассказ женщины стал основой сочинения о жизни человека, табличка с именем которого прибита на воротах кладбища советских летчиков – Василия Ивановича Солдаченко, фото которого также можно увидеть на одном из стендов. Также участниками похода был оформлен стенд – «953 витебский орденов Суворова и Кутузова штурмовой авиационный полк».

Ученики школы не раз принимали участие в восстановлении церквей района - церквей в деревнях Сумароково и Рождествено. По итогам походов было написано около 15 исследовательских работ.

2.3. Деятельность музея Боевой славы Гимназии № 1

В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, различных предметов и документов.

Я являюсь членом лекционной группы музея. Мне хорошо известна деятельность нашего музея, которая ведется по нескольким направлениям:

поисково-исследовательская:

поиск новых экспонатов и исторических фактов;

переписка с интересными людьми;

работа с библиотечно-архивными фондами;

исследовательская деятельность;

информационно-познавательная:

встречи со знаменитыми и интересными людьми города (ветеранами и участниками войн);

использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;

экскурсионная:

подготовка экскурсоводов из числа учащихся школы;

проведение экскурсий в музее;

реставрационно-оформительская:

оформление стендов и витрин;

уход за экспонатами и их реставрация.

Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:

учебная экскурсия в музее;

урок-экскурсия в музее;

использование музейных экспонатов в качестве учебных пособий;

демонстрация музейных экспонатов во время беседы учителя;

проведение внеклассных мероприятий;

встречи актива музея с ветеранами ВОВ;

поздравление ветеранов ВОВ с днём пожилого человека, ко дню города, к 23 февраля, к 9 мая.  Праздничные концерты. Организация подарков.

исследовательская работа учащихся по разным темам;

тематические представления, литературно-исторические постановки;

уроки мужества, вечера памяти;

проведение акций среди учащихся.

Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, обществознанию,  литературе, изобразительного искусства и на классных часах.

Музей является базой для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те традиции, на которых воспитываются нынешние поколения. Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся [8.4].

Экспозиции музея Боевой славы.

В школе музей Боевой славы располагается в кабинете истории. На стендах размещена информация о Героях Советского Союза Зои Космодемьянской, Сергеи Ивановиче Солнцеве, Льве Михайловиче Доваторе. Они сражались и погибли на территории нашего района.

Стенды «Они освобождали Рузу», «953 штурмовой авиационный полк», «144-я стрелковая дивизия» посвящены воинам, которые освобождали Рузу декабрь 1941 – январь 1942 года. Днем освобождения города считается 17 января (приложение 2)

Стенды «Начало большого пути», «Сороковые, роковые…», «Наша школьная страна» посвящены истории школы, первым учителям, особое место занимает материал о выпуске 1941 года и об учителях, которые ушли на фронт и многие не вернулись…(приложение 2)

Стенд «Полевая почта» содержит подлинные экспонаты – это письма с фронта и переписка актива музея с родственниками погибших ребят (приложение 2).

В витринах музея расположены оружие, патроны, гранаты, каски времен Великой Отечественной войны. Многие экспонаты были найдены учащимися в поисковых походах. Есть экспонаты, которые принесли местные жители (приложение 2).

15 мая 2015 года в Гимназии №1 города Рузы состоялось открытие Зала Боевой Славы. За 40 лет существования музея учащимися собрано столько материала, что экспонатам стало просто тесно в рамках кабинета. К 70-летию Победы было решено обновить и экспозиции, и всю демонстрационную концепцию.

На открытии присутствовали ветераны Великой Отечественной войны,  учителя – ветераны педагогического труда, сотрудники Рузского краеведческого музея, музея истории милиции и межпоселенческой библиотеки г. Рузы, родители учащихся, представители СМИ (приложение 3).  В присутствии гостей  школы была перерезана красная ленточка.

Вся экспозиция охватывает важнейшие события и сражения Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено военным событиям на Рузской земле. Об этой экспозиции мне хочется рассказать подробнее.

Информация, отраженная на стендах (приложение 4):  

 В жизни всегда есть место подвигу…Космодемьянская Зоя Анатольевна, подвиг сделал ее символом героизма советского народа. На стенде помещены материалы не только о самом подвиге, но и о том, как росла героиня, что было ее идеалом, о ее семье: выдержки из ее записной книжки, комсомольский билет, воспоминая ее однополчан. А рядом портрет другой героини Веры Волошиной – героя России, но погибли они в один день. Они отдали свои жизни в борьбе с немецкими захватчиками.

   Народные мстители. Рузский и тучковский партизанские отряды. Из бывших бойцов истребительного батальона были сформированы два отряда: Рузский (80 бойцов) и Тучковский (56 бойцов). На стенде военные и послевоенные фотографии участников партизанского движения в Рузском районе. Под каждой фотографией фамилии тех, кто освобождал Рузский район. Карта действия партизан. И особое место занимает фотография Героя Советского Союза Солнцева Сергея Ивановича - руководителя разведки, комиссара Рузского партизанского отряда [7].

  Враг изгнан с Рузской земли… Рузский район во время оккупации с 24 октября 1941 года по 17 января 1942 года. После освобождения Рузский район был разорен, полностью сожжены 93 деревни. Уничтожены почти все животноводческие и хозяйственные постройки колхозов и совхозов. Ликвидировано 2995 голов крупного рогатого скота, 899 свиней, 2427 лошадей, 4699 овец. Общая сумма ущерба, нанесенного колхозам района – 109535000 рублей; личному хозяйству колхозников – 927157400 рублей (все суммы указаны в исчислении 1945 года). В 79 братских захоронениях на территории Рузского района 13 тысяч бойцов Красной Армии. На стенде перед нами предстают фотографии Рузы после оккупации: разрушенные, сожженные дома, храмы, разбитая техника. А также фотографии ружан, которые не вернулись с войны, рядом извещение о смерти (похоронка) [7].

 Защитники Москвы. Экспозиция посвящена тем, кто защищал подступы к Москве на Рузской земле. А именно военным, которые разрабатывали боевые операции – это Пронин Михаил Андреевич, Говоров Леонид Александрович, Лебеденко Никита Федорович. Они вмести со своим армиями, освобождали Рузский район. Мы можем прочитать воспоминания о них, письма с фронта родным, военные отчеты. Рядом со знаменитыми полководцами фотографии юношей-ружан, которые в 1941 году ушли на фронт добровольцами, стали участниками Московской битвы.

 Они освобождали Рузу. 336 стрелковая дивизия, 43 стрелковая бригада,336-я стрелковая Житомирская Краснознамённая ордена Суворова дивизия — воинское соединение СССР в Великой Отечественной войне.В начале 1942 года прибыла на Западный фронт и участвовала в Московской битве. Свое боевое крещение она получила на Рузской земле, в поселке Дорохово. Командир дивизии Соловьев Н. Н. – участник гражданской войны. На стенде фотографии воинов и их командиров, воспоминания оставшихся в живых солдат, карта боевого пути дивизии[7].

 953 Витебский орденов Суворова и Кутузова штурмовой авиационный полк. Штурмовая авиация — один из родов фронтовой авиации военно-воздушных сил государства, предназначенный для поддержки наземных войск.

В конце 1941 года немецкие войска приблизились к Москве, и возникла необходимость эвакуации истребительных полков. В результате, в конце 1941 года аэродром «Ватулино» был захвачен немецкими войсками. С успешным контрнаступлением советских войск под Москвой, аэродром «Ватулино» снова заняли наши войска. C июля 1943 года на нем базировался 953 штурмовой авиационный полк самолетов Ил-2 под командованием Добрых С. Ф. На стенде размещены фотографии летчиков, карта боевого пути авиационного полка, воспоминания, письма [6].

Легендарный комкор Лев Михайлович Доватор. Лев Михайлович Доватор - советский военный деятель, генерал-майор, Герой Советского Союза. В августе 1941 года Доватор был назначен на должность командующего Отдельной кавалерийской группы, сформированной из 50-й и 53-й кавалерийских дивизий. 11 декабря корпус под командованием Л. М. Доватора был передислоцирован в район Кубинки и после рейда по тылам противника к 19 декабря вышел к реке Рузе, где передовые части 2-го гвардейского кавалерийского корпуса вышли в район деревни Палашкино  (Рузский район, Московская область), где находились 2-й батальон 472-го пехотного полка, 3-й батальон 7-го пехотного полка и 9-я батарея 252-го артиллерийского полка 252-й пехотной дивизии Вермахта. При осмотре в бинокль позиций противника перед боем генерал-майор Доватор был смертельно ранен пулемётной очередью. На стенде размещены семейные и военные фотографии, его письма жене и дочери [4].

Но особого внимания заслуживает стенд, посвящённый учителям и учащимся школы: «…и пали те, которые рождаются раз в поколение…». Слева - Памятная доска с именами погибших учителей и учеников – выпуска 1941…..  На снимках выпускники  1941 года, учителя – фронтовики.

Вообще, это ушедшее поколение очень мало рассказывало о себе. Они нехотя говорили о войне, не вспоминали своих геройских поступков и вообще как-то не считали себя героями. Только теперь, узнавая все новые факты, начинаешь другой мерой оценивать их - тех, кто уже не придет…Они, действительно, были лучшие. А пока со снимков на нас смотрят  весёлые  лица выпускников  1941 года.

Вторая часть экспозиции Зала Боевой Славы посвящена грандиозным  сражениям и  событиям   Великой Отечественной войны (приложение 4):

Битва за Москву (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942) Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к столице. Операция по захвату города имела название «Тайфун», которая началась 30 сентября.

Первый этап битвы за Москву 30.09.1941 - 5.12.1941г носил оборонительный характер. Второй этап 5.12.1941 - 20.04.1942г это контрнаступление Советской Армии.В Битве под Москвой русским войнам удалось разгромить большую немецкую группировку войск «Центр». Победа под Москвой имела и психологическое значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины[4].

Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943)Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои.9 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского перешли в наступление. Им удалось окружить противника, несмотря на сопротивление. Также в ходе наступления было взято в плен пять и разгромлено семь вражеских дивизий.Значение Сталинградской битвы трудно переоценить. Победа Советских войск в Сталинградской битве имела большое влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. Она активизировала борьбу с фашистами во всех странах Европы. В результате этой победы немецкая сторона перестала доминировать[8.5].

Курская битва (5 июля – 23 августа 1943)Курская битва, по мнению историков, являлась переломным моментом в Великой Отечественной Войне. В сражениях на Курской дуге принимали участия более шести тысяч танков. Такого в мировой истории не было, да и, наверное, больше не будет.Во время сражений на Курской дуге, у деревни Прохоровка произошло крупнейшее в истории танковое сражение. В бою сошлись по 1200 танков с каждой стороны. Победа в Курской битве показала Германии силу Красной армии. Над вермахтом навис призрак поражения в войне. Более 100 тысяч участников битв на курской дуге были награждены орденами и медалями[4].

Города-герои Великой Отечественной войны. Города - герои — почётное звание, которого удостоены 12 городов и 1 крепость, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945.

 Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. Впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в приказе Верховного Главнокомандующего (И. В. Сталин) 1 мая 1945 года. Официально это звание было закреплено за ними в Указе Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о почетном звании «Город-герой» от 8 мая 1965 года. Город-герои: Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой [2].

Освобождение СССР. Наступление летом-осенью 1943 г. Последние бои под Курском совпали с началом общего наступления Красной Армии по всему фронту. Главные усилия по-прежнему предпринимались на южном участке, перед войсками которого стояла задача освободить Украину. Немцы оказывали сильное сопротивление четырем фронтам советских войск, действовавшим в этом направлении. Особенно тяжелыми были бои на подступах к Донбассу, позже - в районе Полтавы и на севере, перед Брянском. В конце августа 1943 г. был освобожден Таганрог, советские войска вышли к Черному морю. Немцы были вынуждены отступить к Днепру, который стал естественным рубежом в линии обороны, названный ими «Восточный вал». К концу сентября 1943 г. «Восточный вал» рухнул. Отсюда началось наступление на столицу Украины, закончившееся 6 ноября взятием Киева; южнее были освобождены крупные приднепровские города - Днепропетровск, Запорожье и др. В конце марта 1944 года наши части впервые вышли к государственной границе СССР[2].

Советский солдат-освободитель. В современном мире, значения подвига советской армии в освобождение Европы от фашистских оккупантов всё чаще ставится под сомнение. Нынешнее поколение европейцев трактует новые исторические факты в которых не находится места реальным событиям, благодаря которым вся Восточная и Центральная часть Европы стала свободной. В связи с этим возникает необходимость вспомнить историю тех дней, вспомнить о подвиге солдата-освободителя.Вооруженные Силы СССР сражались во Второй мировой войне не только за свободу и независимость Родины, но и за освобождение народов оккупированных агрессорами стран.Красная Армия разгромила 600 немецко- фашистских дивизий, почти в 3,5 раза больше, чем союзники на всех фронтах Второй мировой войны. Выпавшая на долю СССР историческая роль в разгроме фашизма стоила тяжелых потерь Советский Союз потерял в войне 26,6 млн человек, десятки миллионов были ранены и искалечены. Около 600 тысяч советских солдат и офицеров погибло и похоронено на территории современной Польши, более 140 тысяч – в Чехии и Словакии, 26 тысяч – в Австрии [2].

Берлинская операция (16 апреля – 8 мая 1945) Берли́нская стратегическая наступательная операция — одна из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в ходе которой Красная армия заняла Берлин, что привело к безоговорочной капитуляции Германии. Операция продолжалась 23 дня — с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км. Ширина фронта боевых действий — 300 км. В рамках операции проведены: Штеттинско-Ростокская, Зеловско-Берлинская, Котбус-Потсдамская, Штремберг-Торгауская и Бранденбургско-Ратеновская фронтовые наступательные операции [2].

 На каждом стенде:

Справочная информация. Карты боевых действий.

Фотографии полководцев и героев, участников и очевидцев  исторических событий.

Документальные свидетельства: письма, воспоминания, архивные документы, статьи из периодической печати и пр.

Фото памятников, увековечивших героев и события

III. Вывод.

В заключение своего исследования я хочу сделать следующие выводы:

-я взяла интервью у директора музея Сапегиной А.Б. и заместителя директора по воспитательной работе Ветлянских М.В., узнала об истории создания музея и поисковой деятельности учащихся школы;

- я систематизировала материал по созданию музея в нашей школе;

- я выяснила, что экспозиции музея можно разделить по темам: «Герои Советского Союза», «Освобождение Рузы от немецко-фашистских захватчиков», «Великие битвы», «Великая Отечественная война на Рузской земле», «Наша школьная страна», а также «Военные артефакты».

- я дала краткую аннотацию экспозициям музея Боевой славы Гимназии № 1 г. Рузы.

IV. Заключение.

Мы вспоминаем о той далекой войне все реже, все меньше. Но забыть вовсе не имеем права. Это все равно, что жестоко предать тех, кто добывал для нас мир, беззаботное детство, счастливую мирную жизнь. Кто умирал на той войне с таким достоинством, что смерть становилась началом бессмертия.

Чем дальше от нас то времени, тем живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и снова сердце в груди будет биться сильно-сильно, снова выступят на глазах слезы. Слезы жалости и гордости. Лишь бы снова не было войны!

Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. В нашем музее Боевой Славы старшеклассники проводят экскурсии, учителя – уроки мужества и вечера памяти. Советом музея в этом году проведены дни воинской славы, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны. Мы последнее поколение, которое видит ветеранов Великой Отечественной войны и память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Литература:

Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. - / Гл. ред. М.М. Козлов – М., 1985.

Великая Отечественная война Советского Союза/ Сост. Поспелов. П. Н.—М., Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1965.

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12-и томах. Т 1. Вставай, страна огромная.../ Сост. Заливако.— М.: Современник, 1987.

Великая Отечественная война, 1941 – 1945 гг.: События. Люди. Документы. Крат. ист. справ. Андрианов В.И. и др. – М.: Политиздат 1990.

1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной/ Сост. Е.Н. Цветаев, B.C. Яровиков.— М.: Политиздат, 1990.

Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. – М.: Наука, 1977.

Рузский край вчера, сегодня, завтра./Под ред. О.А. Якунина, Е.А. Медведевой, В.А. Бобрик и др. – Казань: ВегаПринт, 2008.

Ресурсы интернета:

https://ru.wikipedia.org/

http://historykratko.com/

http://www.ote4estvo.ru/

мuzei.shkola9 (дата обращения 26.10.2018г)

Битва за Сталинград. Как это было. Режим доступа // http://spaces.ru/ (дата обращения 17.09.2015г.)

Приложение 1

Открытие музея в 1975 году

Приложение 2

Музей Боевой славы 1980 года

Приложение 3

Открытие зала воинской славы 2015г

Приложение 4

Экспозиция зала воинской славы.

Приложение 5

План работы

школьного музея Боевой славы

        Главная цель школьного музея - развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого.

            Задачи:

Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.

Развитие проектно-исследовательской деятельности на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами их семьями.

Организация клуба любителей истории из учащихся 7-11 классов для создания видеотеки музея, реставрационных и дизайнерских работ по изготовлению экспозиций и макетов.

Организация экскурсий в музей.

Организация работы с фондами музея (оформление книги учета).

Принять участие в районных, городских мероприятиях исторической и краеведческой направленности и в смотре-конкурсе школьных музеев.

Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы.

Фондовая работа

 

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Работа с музейной документацией:

   - оформление книги первичного учета;

   - правильное оформление инвентарной книги

в течение года

2

Составление справочной картотеки музея

в течение года

3

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы

в течение года

4

Работы по развитию экспозиции музея:

   - оформление стендов

   - выставки книг и творческих достижений учащихся

в течение года

5

Пополнение коллекций музея новыми экспонатами

в течение года

Организационно-методическая работа

 

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

1

Организация работы Совета музея

в течение года

2

Организация  работы творческой группы экскурсоводов музея

сентябрь - май

3

Организация работы с Советом ветеранов, уточнение списка членов, обсуждение плана работы

сентябрь-октябрь

4

Утверждение и корректировка плана музея на год

сентябрь

5

Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею

сентябрь-октябрь

6

Подготовка к научно-исследовательской деятельности и разработка тем:

   "

в течение года

7

Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы:

     5 декабря - Битва под Москвой

9 декабря – День воинской славы

17 января – освобождение Рузы

27 января – освобождение Освенцима

   28 января - памяти блокадного Ленинграда,

   2 февраля - Сталинградская битва,

8 февраля – день юного героя антифашиста

   15 февраля - день вывода советских войск из Афганистана,

   23 февраля - день Защитника Отечества,

11 апреля – день памяти узников концлагерей

   9 мая - День Победы,

в течение года

8

Организация работы по дополнению экспозиций музея

сентябрь - май

9

Расширение экспозиции музея

март- апрель

10

Организация и планирование работы с фондами музея,

переписка с ветеранами Великой Отечественной войны

сентябрь,

в течение года

11

Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной и средней школы)

сентябрь

12

Планирование работы по укреплению материально-технической базы музея (приобретение шкафа для книг, реставрация выставочных витрин)

сентябрь - май

13

Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие в работе музея по военно-историческому направлению

май

14

Разработка и составление плана работы музея на следующий год

май

Работа с ветеранами

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Организация встречи с ветеранами

в течении года

2

Уроки Мужества. Встречи с ветеранами, посвященные Дням Воинской Славы:

   - Битва под Москвой;

   - День защитника Отечества;

   - День Победы

декабрь

февраль

май

3

Организация праздничного стола и поздравления ветеранов

в течение года

4

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся школы

май

5

Пополнение видеотеки музея новыми материалами, создание фильма о ветеранах и оформление фотоальбома

в течение года

6

Акция "Сделай посильное добро ветерану войны"

Акция «Георгиевская ленточка»

Акция «Письмо ветерану»

в течение года (итоги - май)

Экскурсионная работа

п/п

Мероприятие

Сроки выполнения

1

Обзорные и тематические экскурсии по музею:

   «Наш музей Боевой Славы»,

   «Боевой путь дивизий в Великой Отечественной войне (336с.д.; 935 шап.; 144 с.)»,

     «Не отдали Москву»,

   «Легендарный комкор Л.М. Доватор»,

«Командир Рузского партизанского отряда С.И. Солнцев»

«Тучковский и Рузский партизанские отряды»

«Полевая почта»

«Выпускники школы – участники войны»

«Народная героиня – З.А. Космодемьянская»

   «Этот день мы приближали, как могли»,

     "Детство, опаленное войной "

в течение года

2

Проведение конкурса военной инсценированной песни среди учащихся 5-11 классов, посвященных дню Защитника Отечества

февраль

3

Участие в митинге, посвященном 76 годовщине освобождения г. Рузы.

январь

4

Проведение конкурса детского рисунка на тему: "Дети рисуют войну"

апрель

5

Организация и проведение конкурса чтецов "Стихи о войне"

апрель, май

6

Участие в митинге, посвященном Дню Победы

май

Приложение 6

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии____________/Т.В. Чуваева/

Положение о школьном музее Боевой славы

1. Общие положения

1.1 Положение о школьном музее боевой славы разработано на основании типового положения о Народном музее.

1.2 Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

1.3 Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

2. Организация музея

2.1 Открытие музея оформляется изданием приказа руководителя образовательного учреждения по представлению инициативной рабочей группы

2.2 Музей организуется в образовательном учреждении на основе систематической работы постоянного актива учащихся, воспитанников и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающего хранение и показ собранных коллекций.

2.3 Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса, призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся, взаимодействует с государственными музеями, педагогической, родительской, ветеранской общественностью.

2.4 Направления деятельности музея: организация детского музейного актива, поисково-исследовательская, экскурсионно-просветительская работа с детьми и взрослыми, работа с фондами по обеспечению их сохранности, оформление экспозиций, учет посещаемости и экскурсионной работы в музее, оснащение техническими средствами, ведение инвентарной книги (которая пронумеровывается, прошивается и вносится в номенклатуру дел школы под соответствующим номером)

3. Цель и задачи музея:

3.1  Музей боевой  славы создан с целью:

-  Содействие восстановлению межпоколенных связей, как основополагающего фактора присвоения подрастающим поколением историко-культурных традиций Отечества;

-  Изучения  истории Великой Отечественной войны, увековечивания памяти погибших на фронтах ВОв;

- Патриотического воспитания подрастающего поколения  на примерах подвигов советских людей, совершенных на фронте и в тылу;

-  Вовлечение ветеранов ВОв в процесс воспитания подрастающего поколения.

3.2. Задачи деятельности музея:

- Изучение материалов о ходе Великой Отечественной войны.

- Изучение боевого пути 336 стрелковой дивизии, 935 штурмового авиационного полка, 144 стрелковой …. и влияние его действий на ход событий в Великой Отечественной войне.

- Изучение материалов о ружанах – участников ВОв, о роли Рузского района в разгроме врага.

- Изучение материалов о ружанах – участниках локальных конфликтов.

- Поисковая работа и сбор экспонатов по вышеуказанным темам.

- Проведение экскурсионно-лекторской работы на базе изученных материалов для учащихся школы, родителей и других посетителей музея.

- Осуществление постоянной связи с ветеранами ВОв и локальных конфликтов. Привлечение их к воспитательной работе со школьниками, переписка с ветеранами.

4. Содержание работы

4.1 Свою работу музей образовательного учреждения осуществляет в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач, в органическом единстве с организацией воспитывающей деятельности и дополнительным образованием детей, проводимой школой совместно с детскими и юношескими организациями, объединениями.

4.2 Постоянный актив музея в зависимости от плана работы пополняет фонды музея путем организации походов, исследований учащихся, воспитанников, налаживает переписки и личные контакты с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими музеями. Он проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике он изучает собранный материал и обеспечивает его учет, и хранение он осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок он проводит экскурсии для учащихся и родителей, работников шефствующей организации о оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

4.3 Направления деятельности музея, содержание и формы работы.

Основными направлениями деятельности музея являются: теоретическое (научно-исследовательское), музейно-практическое, методическое, воспитывающая среда.

1.Теоретическое направление.

Научно-исследовательская работа, создание экскурсий.

2. Музейно-практическое.

Учащиеся работают экскурсоводами по музею боевой славы, оформляют экспозиции, обрабатывают собранный материал, проводят музейные уроки, встречи с ветеранами.

3. Методическое.

Целью данного направления является создание условий для единого учебно-воспитательного процесса. Учащимся предоставляются музейные материалы для написания докладов, рефератов, сообщений с дальнейшим использованием их на уроках, часах общения, конференциях, НОУ.

4. Воспитывающая среда.

Целью данного направления является создание формирующей воспитательной среды. Формирование сквозной системы урок - внеурочное мероприятие. Работа с родителями по привлечению их к участию в деятельности музея. В процессе такой работы опосредованно происходит более тесная связь поколений, способствующая укреплению семейных традиций и формированию у учащихся активной жизненной позиции, патриотизма и гражданственности. Создание культурного пространства: повышение культурного уровня – посещение музея, выставок, проведение встреч, интервьюирование.

5. Учет и хранение фондов.

5.1 Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной руководителем учреждения.

5.2 Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, фотокопии, макеты)

5.3 В случае прекращения деятельности музея материалы должны быть переданы на хранение в государственный музей.

6. Руководство работой музея

6.1 Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея

6.2 Совет музея разрабатывает план работы, организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, деятелями науки, культуры, искусства, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учебу актива

6.3 Направляет и осуществляет педагогическое руководство школьного музея и его совета заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию.

6.4 В совет музея входят учителя, родители, ветераны, учащиеся школы.

Просмотров работы: 229