Дивные храмы города Рузы

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дивные храмы города Рузы

Кузьмина М.М. 1
1Звенигородский финансово-экономический колледж филиал Финансового университета при правительстве РФ
Смирнова С.А. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность: Тысячелетняя история Православной Руси – это нескончаемая летопись, повествующая о жизни святых обителей и храмов Божиих, которые с верой и упованием возводили наши предки, не мысля своего существования вне дома без молитвы. Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале XX века. Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к колокольному звону,  который наполняет душу тихой радостью, напоминает о бренности жизни, о высоком небе. Выбранную тему виртуальной экскурсии считаю актуальной, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история наших храмов – это часть истории моего города, и все жители должны знать какими были храмы, как их разрушили, и не забыть тех людей, которые помогли построить новый храм.

Проблема: что является причиной рождения, разрушения и возрождения храмов моего города.

Объект исследования события, связанные с храмами от построения и по настоящее время.

Предмет исследования храмы города Рузы: церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Борисоглебский храм, часовня Пантелеимона Целителя, Воскресенский собор, церковь Димитрия Солунского, часовня Николая Чудотворца.

Цель работы: составить план-проект виртуальной экскурсии по храмам города Рузы.

Задачи:

Познакомиться с базовыми сведениями по теме исследования.

Изучить литературу и сайты интернета по данной теме.

Проиллюстрировать изменения обликов храмов за последние 100

лет.

Создать слайдовую презентацию, которая наглядно сможет рассказать об истории храмов города Рузы.

Гипотеза: если я изучу историю создания храмов моей малой родины, то это поможет качественно повысить уровень моего патриотизма и положительно повлиять на формирование моей личности.

В своей работе я применила следующие методы:

-теоретический анализ и обобщение научной литературы об истории храмов, совершила экскурсии в окрестностях, где стоят эти храмы;

-эмпирический метод для изучения конкретных исторических объектов;

-теоретический метод исследования позволил производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Новизна: впервые разрабатывается маршрут виртуальной экскурсии по храмам города Рузы.

Практическая значимость проекта: проект виртуальной экскурсии «Дивные храмы города Рузы» можно использовать на внеклассных мероприятиях, для проведения классных часов и экскурсий по город, а так же для работы краеведческих кружков.

Проектным продуктом будет слайдовая презентация и план-проект маршрута виртуальной экскурсии. Этот продукт поможет достигнуть цели работы, так как слайдовая презентация наглядно и доступно сможет рассказать широкому кругу людей об истории храмов города Рузы.

Маршрут: улица Социалистическая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Борисоглебский храм; площадь Партизан часовня Пантелеимона Целителя и Воскресенский собор; улица Дмитриевская церковь Димитрия Солунского; улица Волоколамское шоссе часовня Николая Чудотворца.

Хронологические рамки исследования: XVIXXI века.

Краткий обзор литературы:

В исследовательской работе используемую литературу по данной теме можно разделить на три группы. В первую группу входит документальная литература об истории храмов города Рузы. Во вторую группу можно отнести религиозную литературу описания икон с изображением святых. Третья группа – это ресурсы интернета.

II. Дивные храмы города Рузы.

Древняя земля Подмосковья, свидетельница формирования Московского государства и возрастания могущества Русского царства, особенно богата древними храмами, монастырями. Здесь были сосредоточены великие святыни и неисчислимые сокровища церковного искусства.

Рузская земля стояла на этом пути, и поэтому православная культура прививалась десятилетиями. Храмы вписывались в живописную природу края. Они располагались не на случайных местах, а на видных возвышениях.

В своем проекте я хочу провести виртуальную экскурсию по храмам, которые располагаются на территории города Рузы – это церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресенский собор,  Борисоглебская церковь, церковь Димитрия Солунского.

2.1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Начнем свою экскурсию с улицы Покровской, ныне Социалистической, в начале века она считалась самой аристократической улицей города. Название свое получила по расположенной на ней церкви Покрова Богородицы (приложение 1).

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм Рузского благочиния Московской епархии, расположенный в городе Руза.

Первое историческое сведение о существовании Покровской церкви находим в писцовых и дозорных книгах 1624 и 1628 года, Рузского уезда «В Рузе, на посаде, Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит пусть без пения, строения приходных людей, церковь не покрыта и обвалились, а живет у той церкви вдовый поп Семион, платит дань церковную и землею церковной и приходом владеет, свадьбы венчает и молитвы говорит»[1, c. 9]. Какие интимные подробности из истории храма! Однако ситуация, когда после крупных бедствий священнослужители по причине сильных разрушений или отсутствия прихожан не могли служить в своем храме, была вполне заурядной для того времени.

В таком состоянии церковь пребывала до 1644 года. В 1695 году попы, дьяконы и причетники г. Рузы били челом святому патриарху о захвате церковной земли посадскими людьми, в том числе и Покровской «десятин съ пять». В 1696 году по указу патриарха Андриана велено церковную землю досмотреть описать и обмерить при поповских старостах [6].

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы восстановлена и освящена в 1699 году.

В 1781 г. тщанием купца Герасима Ивановича Нестерова и волоколамского помещика Николая Ивановича Арцыбашева построена нынешняя каменная церковь Покрова Божией Матери, в стиле, переходном от барокко к классицизму. Престолов в ней четыре: в верхнем этаже во имя Покрова, в нижнем во имя святителя Димитрия Ростовского; с правой стороны во имя святителя Митрофана Воронежского, с левой Сергия Радонежского (крестильный).

Рядом с теплой церковью была построена монументальная четырехъярусная колокольня. После 1812 года была  пристроена трапезная. В 1870 году пристроены два придела, колокольню объединили с основным зданием храма.

Из метрики Покровской церкви известно, что в местной иконе святой великомученицы Варвары имелась частица ее мощей, заключенных в деревянном крестике.

Согласно постановлению президиума Мособлисполкома советов № 1933 от 21 декабря 1933 года храм был закрыт. В постановлении говорилось:

 

«1) здание Покровской церкви необходимо использовать под рентгеновский и светолечебный кабинет Рузской больницы; 2) группа верующих добровольно изъявила желание передать церковь для расширения больницы и перешла в ближайшую церковь т. н. Дмитровскую. Президиум Мособлисполкома постановляет… Покровскую церковь закрыть, а здание использовать в указанных целях».

 

Храм закрыли в 1933—1934 гг. Сначала в ней разместился рентгеновский и светолечебный кабинеты рузской больницы, а потом долгое время он использовался в качестве больничного морга. После реставрации в конце 1980-х гг. в храме разместился Рузский районный краеведческий музей. В 2000 г. общине храма под руководством благочинного удалось добиться у администрации района передачи для богослужения верхнего храма. Нижний этаж по-прежнему занимал музей. В настоящее время храм полностью передан рузскому благочинию.

Храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.Покров Пресвятой Богородицы (Покрова) – это светлый праздник, окутанный множеством традиций и поверий, был установлен Русской православной церковью  в середине XII века и отмечается ежегодно 14 октября. Проявил заботу об этом святой князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха.

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва VI Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.

Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял 2паче лучей солнечных», а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов.  Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний.  Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей [2, c.56]. 

Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека. На территории Рузского района возведены церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селах Алексино, Богородское, Покровское.

2.2. Церковь Борис а и Глеба (Борисоглебская церковь)

Заканчивалась когда-то улица Покровская Борисоглебской церковью (приложение 2).

Слава Богу, что я русский житель!

Слава Богу, что не всё во мгле:

Есть Борисоглебская обитель –

Как дыханье неба на земле.

Борисоглебская церковь сооружена из кирпича с использованием форм архитектуры барокко. С западной стороны к храму примыкала колокольня в два яруса.

Существовавшая издревна в Рузе на посаде деревянная Борисоглебская церковь была разрушена в Смутное время. В 1625 году в дозорных книгах Рузского уезда записано: «В Рузе, на посаде, место церковное, что бывал храм Бориса и Глеба и того храма земли по сыску в оброке за Никольским попом вдовым за Богданом с 1621 года и сия места, а до тех мест лежала впусте от Литовского разорения» [1, c.8].

Восстановили церковь в 1666 году «церковь Бориса и Глеба построенная вновь была внесена в приходную книгу жилых церквей, в которой значится «в нынешнем во 174 (1666) году прибыла из пустовых церковных земель вновь церковь Бориса и Глеба в Рузе» [6], просуществовала она до 1682 года. В 1682 году дьячку Фоме Тимофееву была дана благословенная грамота на возведение новой церкви. Церковь была построена деревянной, однако до 1688 года «стояла пуста без пения» [6]. В 1725 году церковь освятили. Из-за ветхости  в 1734 г. было разрешено построить  вновь. Ныне существующая Борисоглебская церковь построена в 1801 г. тщанием рузского купца Михаила Дмитриевича Брюшкова. Каменная, с такой же колокольней в одной связи, крыта железом, но построена она на несколько сот метров севернее церковного места. Престолов в ней три: главный во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, в приделах: во имя Трех святителей и в честь Владимирской иконы Божией Матери. Приделы достроены в середине XIX  в. В 1868 году была перестроена трапезная, в которой устроены приделы трёх Святителей и иконы Божией Матери Владимирская.

Церковь закрыта в 1931 году (по другим данным — около 1937 года),  разорили, завершения церкви и колокольни утратили, в помещении устроили кинотеатр, а впоследствии продовольственный склад. Церковь очень пострадала в 1941 году, во время боев с немецкими захватчиками. Ныне храм почти полностью разрушен. В настоящее время храм передан верующим, идут реставрационные работы.

Церковь освящена в честь первых святых Бориса и Глеба. Русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. В русском православии Борис и Глеб занимают почетное место. Верующие чтут их как страстотерпцев, принявших смерть от родича и проявивших в момент гибели истинно христианское незлобие и непротивление насилию, но канонизированы они были также по причине чудес, совершаемых по молитве верующих их святыми мощами.

На территории Рузского района Борисоглебский храм – это единственный храм, посвященный первым православным святым.

2.3. Воскресенский собор

По улице С.И. Солнцева мы идем к самому главному и почитаемому в Рузе храму Воскресенскому собору (приложение 3). Сегодня он расположен на площади Партизан, раньше - это была Базарная (торговая) площадь, на которой устраивался торг. Купцы съезжали с близ лежащих уездов. Когда храм возвысился на площади ее стали наименовать – Соборной. История храма уходит в глубь далекого времени. Построен он во имя великого православного праздника Воскресения Христова – святой Пасхи уже в XIV веке, когда в годы княжения Иваны Калиты Руза была западным пограничным городом молодого Московского государства.

Церковь была деревянной, за десятилетия ветшала, и на этом месте рубили новую. Храм располагался на почетном месте – в центре западной площади крепости (нынешнего Городка). Крепло московское княжество, росла Руза. Не случайно на месте деревянной церкви встал каменный Воскресенский собор. Это произошло в начале XVI века. Каков был собор? Это высокое здание на мощном фундаменте с устремленной вверх шатровой кровлей, а венчала ее маленькая главка. С запада к храму примыкала колокольня, которая заканчивалась тоже шатром.

Шли годы, рядом с городком появились слободки. Центр города сместился, и собор оказался на окраине. Он сильно пострадал от пожара, случившегося в 1619 году. После литовского разорения писцовые книги 1628 г. сообщают: «В Рузе внутри города была соборная церковь Воскресения Христова, а ныне место церковное пусто» [4, c.436]. Как же быть дальше? Было принято мудрое решение возвести заново собор в центре застройки. Новую церковь, по указу Петра I, начали возводить не на прежнем месте, а на месте другой разрушенной — Никольской. 27 марта 1713 года из Духовного приказа дана была благословенная грамота «попу Петру Савину» [6]. В январе 1721 года возвысился новый храм.  Просторный храм освещался двумя рядами окон. Его украшали большая алтарная апсида и величественное пятиглавие. Престолов в соборе было три: главный в честь Воскресения Христова, и в пределах – в честь Тихвинской иконы Божией Матери устроен в 1839 году (согласно метрике 1887 – 1837гг), во имя святителя Николая, устроен в 1717 году и переустроен в 1847 или 1849 гг [6]. Под стать собору была высокая колокольня. По имеющимся данным, она построена в 1725-1728 годах и перестроенная после 1858 года. При храме имелись часовня и богадельня.

Во время Отечественной войны с французами. В 1812 году храм был разграблен. Дружными усилиями прихожан церковная утварь была быстро восстановлена.

При Николае I, в 1830 году, разработаны чертежи надстройки колокольни и всего здания. Замысел был осуществлен, и резьба по камню украсила храм. К западу спускалась каменная лестница. Такое преображение храма связано с тем, что в начале XIX века вблизи часовни собора было совершено массовое погребение горожан, умерших во время «морового поветрия».

В первой половине XIX века была перестроена трапезная — в 1837 году устроен престол Тихвинской иконы, в 1847 году (или 1849) переустроен Никольский. Сам собор и колокольня в 1859 году были перестроены в псевдорусском стиле. Воскресенские колокола были самыми большими и звучными в уезде. На подъезде к городу за 10-12 километров радовал слух величавый благовест.

Перед закрытием храма в довоенное время последним священником был А.И. Воскресенский, о дальнейшей судьбе которого мало, что известно.

Около 1925 года собор был закрыт, колокольня, и главки храма разобраны.

В 1941-1942 годах немецкие оккупанты превратили собор в опорный пункт. Церковь сильно пострадала от обстрелов.

В советское время до 70-ых годов в помещении в начале был кинотеатр, а затем до 2000-х годов, размещалась детская спортивная школа по вольной борьбе. В 60-е годы в богадельне была школа, а затем роно, до конца 80-ых годов в часовне располагалось кинохранилище.

В 2009 году собор возвращён верующим, отремонтирован, проводятся богослужения.

Воскресенский собор – духовный центр застройки Рузы с величественным архитектурным обликом. Это уникальный памятник церковной архитектуры.

Воскресенский собор освящен во имя великого православного праздника Воскресения Христова – святой Пасхи.Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа — центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

На территории Рузского района возведены церкви в честь православного праздника Воскресения Христова в селах Воскресенское, Васильевское, Ивойлово, Кожино.

2.4. Храм Димитрия Солунского.

От Воскресенского собора по Дмитриевской улице мы отправляемся в храм Димитрия Солунского (приложение 4).

Храм существовал уже в XVI веке. В числе других церквей города это была крепость в случае военного нападения. Храм великомученика Димитрия Солунского построен к западу от старинного Городка. Помощь святого, покровителя православного воинства, придавала силы защитникам города.

Церковь разрушена во время польско-литовского нашествия. Сведения о восстановлении храма относятся к 1678 году. Церковь была деревянной.

Каменный храм построен в 1792 г. тщанием мещанина Михаила Дмитриевича Брюшкова. Два придела пристроены усердием помещицы Рузского уезда Елизаветы Петровны Арсеньевой в 1848 г. Само строение остается загадкой. Первоначально возникла только восточная часть восьмигранник с пятью главками. Церковь ротонда, то есть круглая, восьмигранная постройка, увенчанная куполом, созданого под звоны [6].

Первая глава, которая сейчас глухая, имела ажурный облик. Она также является колокольней. Если войдем в церковь, то увидим, что там нет светового проема, как например, в Покровской церкви. Это часть перекрыта сводом. Раньше была лестница, по которой попадали на колокольню. Увы, до нас это не дошло.

Кто строил храм Димитрия Солунского, сведений нет. Но это был талантливый архитектор. Перестройка церкви в XIX веке, проводилась так, чтобы пристройка не испортила красоты первоначально сооруженного здания. Боковые главки и колокольня отодвинуты, дабы максимально сохранить подлинный шедевр.

В середине XIX века, в 1848 году, церковь переделали, вернее, пристроили два боковых придела: один - Спас Нерукотворный, другой – Божья Матерь Неутолимой печали. Выстроили и новую колокольню.

В 1910 году к 300-летию Дома Романовых, проведен ремонт и сделанное калориферное отопление.

Последняя служба прошла в 1937 году, храм был закрыт, духовенство репрессировано.В церкви расположилась артель по изготовлению валенок, потом склад, мастерские, трансформаторная подстанция, колокольня сначала использовалась как парашютная вышка, затем была снесена, в 1970—1980-е годы в здании находился промкомбинат.

Храм заметно пострадал в годы войны.

Церковь действует вновь с 1989 года. Престолов три: во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Нерукотворного Образа Спасителя и иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Пятиглавое ярусное здание восходят к архитектуре барокко — восьмигранник нижнего здания перекрыт плоским сводом с макарнами, над которым меньший по восьмерик с главой — бывшей звонницей. На диагональных рустованных гранях стоят малые главы на граненых трибунах, фронтоны фасадов — с лучковыми и треугольными завершениями.

20 мая 1995 года храм освятил архиепископ Можайский Григорий. В 1996 г., когда образовалось Рузское благочиние, храм стал его центральным приходом, а настоятель храма — благочинным Рузского округа. К 2000 г. храм практически восстановлен. В 2002 г. при средней школе № 3 Рузы старанием настоятеля и прихожан храма открылась детская воскресная школа, школа ремесел, создан детский хор, а также при помощи местной администрации образованы православные гимназические классы с дополнительным обучением «Основам Православной культуры».

Храм святого великомученика Димитрия – один из привлекательных по красоте в Рузской округе. Это и подлинный железный кованый крест конца XVIII века. Издалека церковь выглядит приземистой игрушкой, а подходишь, ближе она как бы взлетает в поднебесье.

Храм точно пропорционален церквям, находящимся по соседству. Идет как бы перекличка Брыньковского, Покровского, Димитровского храмов. Это одна геометрическая линия.

Храм был освящен во имя великомученика Димитрия Солунского. Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия. Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес» [7].

На территории Рузского района храм Димитрия Солунского – единственный храм, посвященный покровителю православного воинства Димитрию Солунскому. В нем хранится частица мощей святого Василия Блаженного в стандартном мощевике.

III. Выводы.

Подводя итоги своего исследования, необходимо отметить, что Русская церковь всегда играла огромную роль в истории нашей страны. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению и развитию русской культуры, распространению просвещения, созданию крупных литературных ценностей.

В заключении я хочу сделать следующие выводы:

- я составила план-проект виртуальной экскурсии по храмам города Рузы, для этого познакомилась с базовыми сведениями об истории храмов;

- я узнала во имя, каких святых освящены храмы;

- изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Это является причиной рождения, разрушения и возрождения храмов моего города.

- я узнала, что в нашем крае из 31 храма земли Рузской в 24-ех идут реставрационные работы, восстановлены 3 часовни, в 2006 году возведена новая часовня Пантелеимона Целителя (приложение 5), а в 2013 году казаки станицы «Рузской» заложили новую часовню в честь Николая Чудотворца взамен сгоревшей (приложение 6). Образ Николая Чудотворца всегда почиталась на Рузской земле. На городских воротах находилась икона святого (в данное время она храниться в краеведческом музеи). К юбилею города образ Николая Чудотворца возвращается на свое место на ворота Городка, где он всегда и был.

- я составила слайдовую презентацию, которая наглядно и доступно рассказывает об истории храмов города Рузы;

- я поняла, что история наших храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает мне лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь жителей города Рузы. Никогда я уж не предам эти заповедные для души уголки родного края – это и подтверждает гипотезу моего исследования.

IV. Заключение.

Работая над темой, я выполнила поставленную цель и задачи, приобрела полезные навыки исследования, что пригодятся мне в будущем.

Я наметила дальнейшее исследование по данной теме. Хочу узнать о судьбе рузского купца Михаила Дмитриевича Брюшкова, который много сделал для восстановления храмов города Рузы.

Литература:

Алешкин Н., Соколов Л. Святые места земли Рузской. Рузский районный краеведческий музей, 2003.

Вам поможет Пресвятая Богородица./Под ред. О.Савчук. – СПб.: Ленинградское издательство, 2012.

Крайнова Е. Святые места на Руси. – Ростов- на –Дону: Феникс, 2006.

Монастыри и храмы Московской епархии. – М.: Русский раритет, 2004.

Москва и сложившиеся русские города XVIII - первой половины XIX веков./Под ред. Н.Ф. Гуляницкого.-М.: Стройиздат, 1998.

Холмогоров В, диакон Г. Холмогоров. Составление церковных летописей Московской епархии. Выпуск первый. – М.: типография Л.О. Снегирева, 1881.

Ресурсы интернета:

http://ruzskoye.cerkov.ru/ (вход 29.03.17)

http://orthodox-ruza.ru/ (вход 30.03.17)

https://azbyka.ru (вход 30.03.17)

http://pravera.ru/ (вход 30.03.17)

https://yandex.ru/images/search?text (вход 29.10.17)

Приложение 1.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Приложение 2

Борисоглебская церковь

Икона святых великомучеников Бориса и Глеба

Приложение 3

Воскресенская церковь

Икона Воскресение Христово

Приложение 4

Церковь Димитрия Солунского

Икона Димитрия Солунского

Приложение 5

Часовня Пантелеимона Целителя

Икона Пантелеимона Целителя

Приложение 6

Часовня Николая Чудотворца.

Икона Николая Чудотворца

Просмотров работы: 200