Детство опаленное войной. (Моей бабушке посвящается)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детство опаленное войной. (Моей бабушке посвящается)

Янчук  А.А. 1
1МБОУ СОШ №1
Штомпель  Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Простите, есть моя вина:
Не всех звучат здесь имена,
Детей, чье детство отняла война,
Кто ужас рабства испытал сполна.
Не все тогда пришли домой
Послевоенною порой,
Не все дожили до седин:
Злой рок догнал, не пощадил.
Воспоминания войны...
Вас ранят до сих пор они.
И слезы вновь стоят в глазах.
И рвет вам душу детский страх.
Хотел всем сердцем уберечь
От горьких, жутких с детством встреч.
Простите, есть моя вина:
Во сне к вам вновь пришла война.

Николай Нэц [1]

Введение.

9 мая отмечалась 73-я годовщина победы в Великой Отечественной войне. Мы много знаем о войне из рассказов ветеранов, а также от наших бабушек и дедушек, которые в то время были детьми. На их детство пришлись эвакуация, переезды, голод; кто-то потерял близких и жил в детдомах, кто-то ушел на войну подростком. Они резко повзрослели, они помогали взрослым чем могли и каждое их слово о той войне на вес золота, ведь не все смогли ее пережить.

Актуальность. Изучение малоизвестных страниц истории России, помогает нам сохранить память о нашем тяжелом и великом прошлом, ведь из таких воспоминаний и состоит живая память русского народа.

Цель: в своей работе я хотела бы рассмотреть жизнь детей в годы войны как на примере детства моей прабабушки, так и рассказать о судьбах детей из детских домов.

Предмет исследования – судьбы детей войны, Неонилы Ефимовны Кушнырь и других детей.

Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал о судьбах детей войны, провести анализ полученных материалов и обобщить данные.Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие: методы исследования: изучение материалов Староминкого архива и музея, интервью членов моей семьи, воспоминания Неонилы Ефимовны Кушнырь, сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации.  

Предполагаемый результат: судьбы детей войны, Неонилы Ефимовны Кушнырь и других детей. 

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить архив Староминского прихода, районный музей. Для написания своей работы я использовала документы Староминского архива, музея, прихода, документальную, монографическую, научно-популярную литературу, интервью.

Военное детство.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Почему же дети не ходили в школу. Этому былоряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты.

Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков! [2]

Когда я пишу о детских садах мне на память приходят воспоминания моей прабабушкиНеонилы Ефимовны Кушнырь (см. приложение I рис 1).Родилась 14 апреля 1936г.«После смерти бабушки меня определили в детский сад, старший брат в школе, мама на работе. В детский сад я ездила одна, на трамвае, это в пять лет. Как-то я тяжело заболела свинкой, лежала дома одна с высокой температурой, лекарств не было, в бреду мне чудился поросёнок, бегающий под столом, но всё обошлось. С мамой виделись вечерами да в редкие выходные. Детей воспитывала улица, мы были дружные и вечно голодные. С ранней весны бегали на мхи, благо лес и болота рядом, собирали ягоды, грибы, разную раннюю траву. Бомбёжки постепенно прекратились, в нашем Архангельске были размещены резиденции союзников, это привносило в жизнь определённый колорит – детям, иногда перепадали тёплая одежда, кое-какие продукты. В основном же мы ели чёрные шаньги, картошку, тюленье мясо, рыбу и рыбий жир, по праздникам – «мармелад» из водорослей, подкрашенный свёклой».

Воспитателей в детском саду не хватало, многих отправляли на рытье окопов и противотанковых рвов. К примеру более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков.

Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью, моей прабабушке все же повезло жить в семье. И она рассказывала о том, что выжить в то время было очень сложно, но все дети в семье остались живы. После войны она закончила школу и прожила счастливую жизнь (см. приложение I рис 2). Прабабушка рассказывала, что у них изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным" [3].

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры. "Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения.Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время. Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали.Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение. За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции. И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения".[4] Но не везде так относились к тетям примером может служить Староминский детский дом.

Староминский детский дом.

Прибывшие в детский дом в грозном 43-м году, сразу же после освобождения Староминской от немецко-фашистских захватчиков, они, и впрямь жили одной дружной и сплоченной семьей, и государство делало все возможное, чтобы дети не ощущали горького вкуса хлеба сиротства, были сыты, обуты, а главное образованны. [5]

Андрей Иванович Широкобородов, который так же утверждал, что свое начало детский дом ведет с 1943 года. В разные годы в нашем детдоме воспитывались до ста человек. Это была настоящая детская республика. [5] Об этом, пусть и косвенно, свидетельствуют фотографии из личного альбома учительницы пенсионерки, заслуженной учительницы РФ Серафимы Антоновны Титаренко, любезно переданные ею в дар музею.

Вот фотография молоденькой Даши Романенко (см. приложение I рис 3). Прямо со школьной скамьи пришла она в 1943 году пионервожатой в Староминский детский дом, и хотя сама была не намного старше, чем воспитанники, дети ласково называли ее «Мамой». В 2009 году Дарья Николаевна ушла из жизни. [6]

Никто из ребят не знал тогда в 43-м году как сложится их судьба. Только Богу известно, что судьбы будут, в целом, счастливыми. Воспитанников Староминского детского дома первых его выпусков можно было встретить во всех уголках нашей необъятной Родины. В числе рабочих профессий, полученных ими, мы видим профессии токаря, фрезеровщика, садовода и мелиоратора, в числе наиболее распространенных квалификаций – зоотехника, агронома и врача. И – учителя-воспитателя. Пять человек из первого выпуска получили высшее образование. К примеру, Володя Голуб (см. приложение I рис 5) окончил Краснодарский сельскохозяйственный институт, Юра Воронков (см. приложение I рис 4), закончив институт, вырос до крупного специалиста и и хозяйственного руководителя – станет главным инженером Иркутского авиационного завода, Коля Ступан – радиотехнический, Люда Маркелова – техникум художественного литья (см. приложение I рис 6) . Марат Немиро (см. приложение I рис 7), окончил вечернее отделение политеха, но так и остался работать знатным токарем-скоростником на заводе «Армалит» в городе Армавире. И это типичная судьба типичного детдомовца той поры.

Дарья Николаевна Романенко много рассказывала о жизни в детском доме, о традициях, которые существовали в ту пору в этой ребячьей республике. Большую помощь педагогическому коллективу оказывал детский совет и совет пионерской дружины имени Олега Кошевого. Воспитанники детского дома принимали активное участие в общественной жизни района (см. приложение II рис 1).[8]

Ейский детский дом.

В Староминском детском доме взрослые постарались скрасить тяжелые воспоминания и потери детей, но не всегда так получается. Примером может служить судьба детей из Ейского детского дома.

В годы войны в городе Ейске в здании, где сейчас находится специальная школа-интернат для глухих и слабослышащих учащихся, располагался детский дом Крайсобеса, в котором проживали дети-инвалиды. В начале Великой Отечественной войны в Ейск из города Симферополя был эвакуирован детский дом с детьми, больными детским церебральным параличом.

В августе 1942 года кровопролитные бои развернулись на Кубани. Почти весь Краснодарский край был захвачен врагом, в том числе и город Ейск. За период шестимесячной оккупации, с 9 августа 1942 года по 6 февраля 1943 года, немецко-фашистские захватчики проводили в городе операции с помощью карательного органа зондеркоманды СС -10, предназначенной специально для уничтожения людей. Население называло его гестапо. Вершиной же зверств фашистов в Ейске было уничтожение 214 воспитанников детского дома, больных ДЦП (см. приложение II рис 2).

Вечером 9 октября 1942 года к детскому дому подъехала немецкая машина смерти – душегубка. Детям сказали, что их повезут «в Краснодар», другим «в баню». Маленькие дети сели в машину. Старшие дети, поняв, что затеивается что-то неладное, начали разбегаться. Тогда фашисты стали хватать и грубо бросать детей в душегубку. Когда машину набили до отказа, дверь захлопнули и по дороге за город умертвили угарным газом. Фашисты закопали детей на землях Широчанского хутора во рвах, при этом многие были ещё живы. 10 октября трагедия повторилась.

У детей не было шанса спастись. Все они были больны костным туберкулезом, самостоятельно передвигались с трудом, а некоторые просто были прикованы по причине своего недуга к постелям. Поэтому жестоко расправиться с этими беспомощными и беззащитными детьми для гестаповцев не представляло никакой сложности. Случайно остался в живых 14-летний Лёня Дворников, который был главным свидетелем в суде.

После освобождения города от фашистской оккупации в феврале 1943 года было произведено вскрытие и исследование захоронения. Останки детей были перезахоронены в сквере имени Пушкина, где в 1964 году был установлен памятник (автор проекта архитектор Н.В.Чиж). Впоследствии останки детей перенесены на городское кладбище, где 1 июня 1980 г. над братской могилой был установлен новый памятник скульптора Ермакова. [9] (см. приложение III рис 1)

Заключение.

В такое страшное время проявляется вся суть человека. Каждый день стоять перед выбором - как поступить. И война нам показала примеры великого милосердия, великого героизма и великой жестокости, великой подлости…  Мы должны это помнить! Ради будущего! И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…» Цель поставленную перед собой выполнила. Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки истории, кубановедения, классные часы) и иных учреждениях (музей, СМИ).

Библиографический список:

Николай Нэц. Малолетним узникам фашизма. http://www.stihi.ru

Дети военной поры /Сост. Э. Максимов. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 320 с.

Воспоминания Неонилы Ефимовны Кушнырь

Дети войны. Они выжили. Они помнят. Они рассказывают.http://www.matrony.ru

МУК «Староминский историко-краеведческий музей» Э.А. Широкобородов «От холодного детского приюта до теплого детского дома».

МУК «Староминский историко-краеведческий музей» Э.А. Широкобородов «Минский курень»

Жаловага Мария Игоревна. «Дети войны».

(посвящается моим бабушкам и дедушкам). Староминская 2015год.

Фонды МУК «Староминский историко-краеведческий музей» Инв. № 13754

9. «День памяти детей Ейского детского дома, погибших в 1942 г.» multiurok.ru

Приложение

Приложение I

Рис.1-2 Неонила Ефимовна Кушнырь с мамой и братом.1941год.

Неонила Ефимовна Кушнырь с мамой и братом.1956 год.

Рис.3-4Фотографии Романенко Дарьи Николаевны,Воронкова Ю.Н. 2007г.

Рис.5-7Фотография В. Голуб с сестрой. Маркелова Людмила в детском доме и Немиро Марат Иванович.

Приложение II

Рис. 1. Детский дом на прогулке.

Рис.2. Здание Ейского детского дома. Памятная доска.

.

Приложение III

Рис.1-2. В 1964 году был установлен памятник (автор проекта архитектор Н.В.Чиж).1 июня 1980г. над братской могилой был установлен новый памятник скульптора Ермакова.

Просмотров работы: 334