Введение
Возраст разумного человека примерно 200000 лет. Но первые произведения искусства были созданы лишь около 50000 лет. Первая скульптура, сделанная человеком 40000 лет до н.э., была найдена в пещере Штадель (Германия). Это статуя «Человеколев», вырезанная из бивня мамонта.
Искусство – это язык, которым мы пользуемся, если не хватает обычных слов. Оно дарит нам уникальную возможность узнать людей, которые жили в другие времена и в других странах. В творчестве проявилась наша способность изобретать и фантазировать, а потом воплощать эти фантазии в своих творениях –приносить в мир новые, еще не виданные предметы и образы.
Одни художники заставляют посмотреть на самые обыкновенные вещи по-новому. Другие же создают картины или скульптуры так, как никто до них не делал.
Башкортостан известен своими выдающимися деятелями музыки и литературы, такими как Земфира Рамазанова, Юрий Шевчук, Рудольф Нуриев, Федор Шаляпин, Мустай Карим и другие. Но, думаю, что не каждый город и тем более небольшой населённый пункт сможет похвастать земляками, которые стали известны на весь мир.
Мы расскажем о художнике, который стал невероятно популярным благодаря уникальному искусству: микроскульптурам на кончике карандаша. Да, российская земля всегда была богата на таланты этого вида искусства. Вспомнить хотя бы литературных героев, олицетворявших народных умельцев: Данилу-мастера и его Каменный цветок или Левшу, который подковал блоху.
Теперь и мы можем с гордостью сказать, что у нас есть свой современный Левша!
Данная исследовательская работа посвящена нашему земляку, яркому представителю нового современного искусства, художнику-миниатюристу Салавату Фидаи и актуальна тем, чтов последнее время возрос интерес со стороны общества к редким видам искусства, которые позволяют познать мир с новой, неординарной позиции, отражающей потребности современного человека.
Имя Салавата Фидаи, к сожалению, малоизвестно на его родине, а ведь его необыкновенные работы выполнены в уникальном для нас виде искусства и получили мировое признание ценителей высокого творчества. Именно поэтому мы поставили перед собой следующую цель: познакомить широкий круг людей с личностью художника, изучить творчество выдающегося земляка с целью пропаганды современного искусства.
Данная цель предполагает следующие задачи: исследование основных фактов биографии Салавата Фидаи, которые отражают раскрытие его таланта; и изучение направлений его творчества, которые раскрывают индивидуальность этого самородка.
Объектом нашего исследования личность художника Салавата Фидаи, а предметом – его уникальное творчество.
Практическая значимость работы состоит в получении и внедрении результатов исследования в практику художественно-просветительской деятельности школьников нашего района и республики.
Новизна нашей работы состоит в том, что нам представлена возможность изучить творчество нашего земляка, получая эксклюзивную информацию из первых уст, используя метод интервьюирования Салавата Фидаи и его родных.
В качестве гипотезы мы предполагаем, что если вести пропаганду творчества признанных деятелей искусства - наших земляков, то в людях будет формироваться чувство гордости за малую родину, и они станут более просвещенными в области современной культуры.
Глава 1. Биография Салавата Фидаи
Салават Фидаи родился 27 ноября 1972 года в маленькой деревне Красный Восход у подножия Уральских гор (см.приложение1). Он воспитывался в семье учителей, которые преподавали искусство в школе. Его отец, Фидаи Темиргалеевич, преподаватель изобразительного искусства по образованию, по сей день любит писать картины маслом и занимается резьбой по дереву. А его мать, Лидия Хусаиновна, так же имеет художественное образование и всю жизнь преподавала изобразительное искусство в школе, кроме того, она всегда увлекалась народным творчеством, рисованием по дереву и орнаментами.
С раннего детства Салавата окружала творческая атмосфера, и уже с раннего возраста он интересовался разными видами изобразительного искусства. Его родители уделяли много времени художественному воспитанию сына и всячески поощряли его тягу к рисованию.
Салават получил начальное художественное образование, закончив 8 классов Уфимской художественной школы, но решил не продолжать учиться искусству. С его слов мы знаем, что в то время он вообще не верил в возможность зарабатывать на жизнь рисованием и поэтому решил стать юристом. Закончив юридический факультет в 1995 году, Салават Фидаи устраивается работать следователем в Челябинской области. Однако он не находит интереса в этой сфере и после трех лет службы увольняется из правоохранительных органов. Далее Салават решает работать юристом в гражданско- правовой сфере и посвящает более 20 лет работе в различных коммерческих фирмах на разных должностях, достигнув к 40 годам пика своей офисной карьеры, получив руководящую должность в престижной компании.
Казалось бы, жизнь складывалась для него хорошо… Но это его не радовало. И вот настал переломный момент, когда он задумался над смыслом жизни и о своём призвании. В конце 2013 года Салават увольняется с должности топ-менеджера крупной уфимской корпорации и отправляется "искать себя", так объяснив свое решение всем знакомым. Он целый год потратил на поиск ответов на вопросы: Кто я? В чем моё предназначение? И Салават кардинально меняет образ жизни за этот год: перестал смотреть телевизор, занимался духовными практиками, много читал литературы по личностному развитию и познания себя и путешествовал с семьёй. Были, конечно, попытки найти себя в разных новых для него сферах деятельности: маркетинг в соцсетях, коммерческая фотография и прочее.Но все не то!
Судьбоносное решение пришло случайно. Салават с семьёй навещал друга детства, Ильдара, которого не видел более двадцати лет. Вспоминая их детство, школьный друг напомнил Салавату, что он когда-то удивлял его своей фантазией и был многообещающим художником. После этой встречи Салават берет в руки кисти и вновь пробует себя как художник,
решая посвятить себя искусству. Он вернулся к тому времени, когда и дня не проходило, чтобы он не рисовал! Вот что делало его по-настоящему счастливым каждый день тогда и сейчас! Его жизнь заиграла новыми красками и обрела для него подлинный смысл, как говорит Салават. Это было очень не простое и рискованное решение. Оставить высокооплачиваемую должность, лишить семью стабильного дохода и пуститься в авантюру без каких-либо гарантий на успех. Но благодаря поддержке супруги Регины, его родных и друзей ему удалось поверить в себя и в итоге получить мировое признание как выдающийся художник.
Таким образом, мы видим, что Салават Фидаи сегодня признанный на высоком уровне художник - не случайный человек в искусстве и ко всемирной известности он пришёл длинным, витиеватым путём. Природный талант, семейные традиции и творческая атмосфера, решимость и трудолюбие – все вместе создали большого творца.
Глава 2. Творческий путь Салавата Фидаи
2.1 Становление мастера
Что нам известно о новом современном искусстве? Все, и ничего.
В наши дни изобразительное искусство очень насыщено разнообразными жанрами и способами самовыражения. От классического реализма до импрессионизма, от кубизма до примитивизма. Сейчас в галереях можно встретить и абстрактные произведения и гиперреализм. Даже граффити, бывшее андерграундное искусство протеста, стало модным и получило признание искусствоведов. Безумные инсталляции и шокирующие перфомансы уже никого не удивляют. Публика избалована вниманием, народ требует новых зрелищ. И сегодня художникам все сложнее выделиться из общей пёстрой массы стремительного потока ярких картинок.
Описывая творческий путь Салавата Фидаи, стоит упомянуть, что на сегодня не сохранились его детские и школьные работы, которые мы можем рассмотреть в данном исследовании. Нам следует начать с 2000 года, когда Салават начал эксперименты в цифровой фотографии. Особенно привлекательны его креативные натюрморты с овощами и фруктами. Они вошли в серию «Тихая жизнь вещей» (см. приложение 2). Это рассказ о жизни семейства груш Дюшес: их дружба и любовь, преступления и наказание. Каждая груша имеет свой характер, как у людей. В своих постановках, через обычные предметы, в данном случае – фрукты, он передавал эмоции и настроение, трагикомичность ситуации. Представленные натюрморты созданы с использованием «световой кисти». Это способ освещения сцены движущимся точечным источником света при длительной экспозиции. Эти работы были представлены на выставке «Столичная история» в Москве и на выставке «Эрос: времена и лики» в Санкт-Петербурге, а также были напечатаны во множестве глянцевых журналов.
Салават теряет интерес к художественной фотографии в 2010 году, но он никогда не расставался с фотоаппаратом и далее, как мы увидим, это очень поможет ему.
Летом 2013 года Салават Фидаи начинает писать картины маслом. Он пробует себя делая копии известных мастеров: Клода Моне, Ван Гога, Эдгара Дега. Его всегда вдохновляли работы импрессионистов. «В этих картинах много жизни, эмоций и страсти» - как он сказал в одном из интервью. Особенно ему нравится искусство Винсента Ван Гога. Его стиль, видение мира и как он работал с цветом и фактурой. «Когда я создаю репродукции картин Ван Гога, мне кажется, я переживаю вместе с ним мгновения создания его полотен. В это время я даже ощущаю присутствие Винсента рядом со мной», - говорит Салават.
Нужно отметить, что это получалось у него неплохо, но не совсем удовлетворяло Салавата. Он начитает создавать собственные произведения в стиле экспрессионизма и импрессионизма. Так рождается интересная серия картин под общим названием "Rainy city", которая была впервые представлена в январе 2015 на выставке «Муза должна работать» в Санкт-Петербурге и получила высокую оценку критиков и публики(см. приложение 3). Эта выставка очень вдохновила Салавата, как начинающего художника и позволила ему продолжить свои творческие эксперименты. Это картины, под общим названием которые показывают мрачную, но прекрасную сторону жизни мегаполисов. На его картинах обычно изображены дождливая ночь или раннее утро, серые стены небоскрёбов, мрачные тени пешеходов, идущих на работу. Это своего рода автобиографичные очерки о том времени, когда Салават сам ходил в офис каждое утро.
Результатом активного творческого поиска явилось рождение своей оригинальной авторской концепции и формирование нового взгляда на привычные вещи, который заключается в создании миниатюрного искусства.
Первую широкую известность получили миниатюрные картины, выполненные на семенах тыквы, подсолнечника и зернах риса, а также оригинальные копии картин Ван Гога на спичечных коробках (см. приложение 4-5). Создание миниатюрных копий известных картин - жанр в искусстве не новый, но Салават Фидаи привнес в это своё видение. Все его миниатюры сейчас находятся в частных коллекциях за рубежом. А одна из миниатюрных копий "Звёздной ночи" Ван Гога на семечке тыквы сейчас находится у директора музея Ван Гога в Амстердаме.
Еще одним направлением в его творчестве является скульптура. Еще в детские годы он увлекался вырезанием скульптур из дерева и школьного мела. Ему нравилось вырезать портреты античных героев и животных. Салават рассказал, что однажды вырезал действующую модель подводной лодки из цельного куска дерева.
В начале 2014 года Салават вернулся к забытому увлечению и открыл для себя новый материал: графитовые стержни карандашей. Это уникальный и очень интересный вид искусства.
Как мы видим, художник не сразу определяется с направлением искусства, в котором он будет максимально реализовываться, и он долго находился в поиске уникального неповторимого творчества.
2.2 Микроскульптуры Салавата Фидаи
Как было сказано выше, визитной карточкой мастера является создание микроскульптур из грифеля карандаша. Отметим, что в мире на сегодня насчитывается очень мало мастеров данного вида искусства. Это обусловлено тем, что графит очень хрупкий материал и работы имеют очень малый масштаб, измеряемый в миллиметрах и даже в микронах. В каждой стране есть свои имена резчиков, которые работают с графитом, например Далтон Гетти из США, Чен Чу Ли из Тайваня, Ясенко Дордевич из Боснии и Герцеговины. Но по количеству скульптур и популярности Салават Фидаи, пожалуй, занимает первое место среди мастеров в этом виде искусства.
Скульптуры часто ломаются в процессе работы. "Но это не расстраивает меня, а наоборот — возбуждает. Каждая новая скульптура - это как вызов самому себе: а смогу ли я это сделать?! " – говорит Салават Фидаи.
Работа над одной скульптурой занимает от 8 часов до12 часов, но иногда и до двух-трех дней. Во время работы нужно делать частые перерывы, т.к. глаза сильно и быстро устают от напряжения. «Когда я работаю, приходиться задерживать дыхание и работать между ударами сердца, потому что можно повредить скульптуру неосторожным движением», - признается автор. Во время работы он часто слушает инструментальную и рок музыку. Музыка вдохновляет его и помогает сосредоточиться. «Создание объектов такого малого масштаба – это процесс медитации для меня» - говорит мастер.
Салават Фидаи использует современные средства и инструменты, которые позволяют художнику создавать невероятные по своей сложности и размеру микроскульптуры. Художник-миниатюрист применяет в своей работе стереомикроскоп и специальные миниатюрные инструменты. Сейчас материалом служат обычные карандаши с грифелем 2мм. Но начинал Салават вырезать из специальных больших (Jumbo) 6мм карандашей(см. приложение 6). Клей или фотомонтаж в его работе категорически не используется: все скульптуры выполнены из цельного графитового стержня.
К концу 2016 года Салават Фидаи создал более 250 микроскульптур из графита. Сюжеты и идеи для своих скульптур Салават находит из различных источников. Тематику его работ можно разделить на четыре категории:
1) Персонажи фильмов, комиксов и символы поп-культуры.
2) Собственные идеи и сюжеты (животные, растения, предметы).
3) Знаменитые памятники и сооружения.
4) Скульптуры, созданные по специальным заказам (см. приложение7-8).
Теперь о его микроскульптурах рассказывают все крупнейшие мировые СМИ и ТВ на всех континентах. Российские СМИ также не обошли вниманием творчество нашего земляка (см. приложение 9-10). Об искусстве Салавата Фидаи рассказывают в Британских школах и включают его микроскульптуры в качестве примера в учебники (см. приложение 11). Многие из его работ сейчас находятся в галереях и частных коллекциях в США, Австралии, Италии, ОАЭ, Германии, Китае и многих других стран. Салават уже провёл несколько успешных выставок за рубежом: в Лос-Анжелесе, Лондоне, Дрездене и в Дубае (см.приложение 12). Салават не любит делиться планами, но нам известно, что он планирует провести еще несколько больших выставок в США, Сингапуре и в Европе. В России работы Салавата были представлены только лишь дважды: в Санкт-Петербурге на выставке «АртМуза» и в Архангельске в музее «Титикака».
В начале 2016 года вышла в свет книга-фотоальбом The Pencilbook с лучшими работами Салават Фидаи и его автобиографией. Отметим, что средства на издание книги были собраны поклонниками Салавата с помощью успешного краудфандингового проекта на Indiegogo.com(см. приложение 13).
Летом 2016 года популярный сервисы Instagram США и России опубликовали в своём блоге фото микроскульптур Салавата и подписались на него. Это принесло ему новую волну популярности и интерес к его работам крупнейших изданий мира.
Салават часто снимает процесс создания скульптур на видео и затем показывает поклонникам в Интернет. Некоторые видео собирают десятки миллионов просмотров и становятся очень популярными в соцсетях.
Работы Салавата стали использовать для своей рекламы широко известные бренды и компании: 20th Century Fox, Laika и Focus Future, Alcatel, ТрансАэро, Guinness Beer, Virgin Trains и другие (см. приложение 14).
Итак, становится понятно, что техника выполнения работ требует колоссальных усилий, терпения и силы воли художника, именно благодаря таким качествам автор добивается высокого профессионального мастерства.
2.3 Художник в информационном обществе
Профессии, которые осваивал Салават Фидаи на своем жизненном пути, сыграли большую роль в реализации его как знаменитого художника. В своих интервью Салават часто упоминает о тех возможностях современного мира, которые могут помочь реализоваться и стать успешным. Ведь всемирная известность пришла к Салавту Фидаи именно после публикации его работ в популярных блогах соцсети Инстаграм. Прекрасно понимая, что начинающему художнику сложно будет пробиться к широкой аудитории, Салават не пошёл в галерею, а решил выставлять свои работы в соцсетях в интернет и сделал персональный сайт с портфолио. И это был правильный расчёт. Художник охотно делится опытом и дает несколько советов начинающим мастерам:
"Многие художники недооценивают возможности социальных сетей. Однако, заверяю вас, что это отличный способ продвижения своего искусства. Аккаунты в Instagram, Facebook, Tumblr, Вконтакте и в других соцсетях помогают увидеть ваше портфолио миллионной аудитории. Известные art-сообщества с большим удовольствием распространяют интересные работы и помогают прославиться молодым художникам. Сегодня у современных художников есть большие возможности прославиться с помощью сети Интернет. Можно самостоятельно сделать статьи о своем искусстве на специальных интернет-порталах, например в таких как LiveJournal, artFido.com или boredpanda.com и artpeoplegallery.com. Например, у Ван Гога не было такой возможности при жизни! Чтобы продавать свои произведения, уже более не нужны галереи: вы можете продавать через интернет. Вам только понадобится сделать свой интернет-магазин или воспользоваться услугами специальных сервисов и создать у них страницу с вашим товаром. Например, есть специальные сервисы: Etsy.com, bigcartel.com или weebly.com. Важное правило: в Интернет любят качественные фотографии. Особенно это актуально для картин написанных маслом или акрилом. Если вы не сможете делать самостоятельно хорошие фото ваших работ, то обратитесь за помощью к друзьям или воспользуйтесь услугой профессионального фотографа."
Таким образом, в современном мире у творческих людей есть шансы стать известными, востребованными благодаря сети интернет.
Заключение
Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. В свою очередь, искусство оказывает сильное влияние на массы, поэтому так важно, отношение самого художника к жизни. Вся история искусств и архитектуры представляет собой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся. В любую из эпох, будь то классическое искусство Греции, итальянский Ренессанс или древнерусское искусство, происходила борьба тенденций, влияний, борьба старых представлений с возникающими качественно новыми проявлениями.
Одним из таких новаторов в современном мире искусства является наш земляк Салават Фидаи.
В данной работе нами была поставлена цель - познакомить широкий круг людей с личностью художника, изучить творчество выдающегося соотечественника.
Для достижения цели мы изучили ключевые моменты в жизни Салавата Фидаи, исследовали основные направления его творчества. Были определены характерные черты личности, которыми обладает художник, изложили сложный путь самоопределения художника, а также попытались донести мысль Салавата Фидаи по поводу безграничных возможностей интернета.
Мы увидели, что Салават Фидаи сегодня признанный на высоком уровне художник - не случайный человек в искусстве, поспособствовали этому и семейная атмосфера, и природные задатки, но пришел он к этому делу длительным, витиеватым путем.
Мы узнали, что художник не сразу определился с направлением искусства, в котором он будет реализовываться, долго он находился в поиске уникального неповторимого творчества.
Таким образом, в процессе нашего исследования мы узнали, что наш земляк Салават Фидаи добился успеха, работая в таких направлениях, как цифровая фотография, копии картин известных художников, но особую славу ему принесли миниатюрные репродукции знаменитых полотен на нестандартном материале и графитовая микроскульптура.
Нам стало понятно, что выполнение эксклюзивных работ требует колоссальных усилий, терпения и силы воли художника, именно благодаря таким качествам автор добился высокого профессионального мастерства.
Хочется добавить, что данное исследование мы не считаем законченным, надеемся продолжить более детальное изучение созданных художником произведений.
Список использованных источников
Беседы с Салаватом Фидаи.
Фотоматериалы семейного архива семьи Фидаи.
Материалы сайта www.salavatfidai.com
Материалы сайтов http://www.salavatfidai.com/press.html;
https://ru.pinterest.com/salavatfidaiart/salavat-fidai-art/
СалаватФидаи «The Pencilbook», изд. Парето-Принт, 2016.
Приложение 1
Салават Фидаевич Фидаи
Приложение 2
Серия фотографий «Тихая жизнь вещей», 2000-2010г.г.
Приложение 3
Картины из серии "Rainy city"
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
21
Приложение 7
Микроскульптуры из графита
Приложение 8
Микроскульптуры из графита
Приложение 9
24
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Участие Салавата Фидаи в выставках:
1. Сентябрь 2005, Москва, ЦДСХ
фотовыставка "STOLICHNAYA ИСТОРИЯ"
2. Сентябрь 2007, Санкт-Петербург, ЦВЗ «Манеж»
фотовернисаж "Эрос. Времена и лики"
3. Январь 2015, г. Санкт-Петербург, Творчесский кластер "АРТМУЗА"
выставка молодых художников "МУЗА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ"
4. Июнь 2016, Culver City, California, USA
персональная выставка в LAUNCH!gallery
5. Сентябрь 2016, King’s Cross, London, UK
персональная мини-выставка микроскульптур в рамках рекламы компани Virgin Trains
6. Ноябрь 2016, Sharjah, UAE
персональная выставка микроскульптур и “лицо” рекламной компании Sharjah International Book Fair
Приложение 13
Книга-фотоальбом “The Pencilbook”
с лучшими работами Салавата Фидаи
за 2013-2014 годы
Приложение 14
Микроскульптуры из графита по заказам известных компаний