Введение
Школа №1 с.Иглино является одной из самых старейших школ Иглинского района. Она основана в 1862 году. В своем развитии школа прошла через различные общественные формации. Одной из самых значимых страниц истории школы является ее деятельность в годы ВОВ. За время своего существования школа сменила несколько зданий. К сожалению, многие архивные данные об истории школы были утрачены и поэтому мы решили восстановить факты, беседуя с очевидцами – педагогами-ветеранами, которые еще живы. А изучение военной истории является в наше время особенно актуальным.
Актуальность работы: Проблема патриотического воспитания и гражданского становления - сегодня одна из актуальных задач государства, общества нашей страны. Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. Чтобы воспитывать в себе патриотизм необходимо знакомиться с героическим прошлым не только страны, села, но и той школы, в которой учишься. Мы должны знать героических выпускников школы и гордиться ими.
Объектом исследования является изучение истории школы №1 с.Иглино в военные годы.
Предметом исследования является информация о выпускниках и учителях военных лет школы №1 с.Иглино.
Основная цель – установить имена, собрать сведения о выпускниках и учителях школы №1, участниках ВОВ, проследить их жизненный путь после войны.
Задачи:
1. Собрать сведения о выпускниках военных лет по материалам музеев, военкомата, из воспоминаний.
2. Изучить материалы о деятельности педагогов, работавших в годы Великой Отечественной войны, и их дальнейшей судьбе.
Практическая значимость работы исследования заключается в том, что собранный и проанализированный нами материал может быть использован на уроках краеведения по истории (региональный компонент) и во внеклассной работе. Исследовательская работа может пополнить материал школьного музея.
Гипотеза: Изучение истории родного края, героического прошлого родной школы формирует патриотизм, любовь к своей Родине, школе, готовность сохранить мир для будущего поколения.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Этапы работы:
1. Работа с архивными материалами
2.. Беседа с ветеранами и их детьми
3. Анализ собранного материала.
4. Оформление работы.
Глава 1. Выпускники военных лет школы№1 с.Иглино.
Свою работу мы начали с посещения школьного музея в надежде найти списки выпускников школы военных лет (1941-1944 гг). Но, к сожалению, многие материалы школьного музея в 90-е годы были утеряны. Нам известны только единицы героических выпускников. Мы задались целью восстановить имена всех ребят, кто в годы войны проявил героизм и пополнить музей школы их биографиями. Будущее поколение должно знать их имена.
В краеведческом музее Иглинского района мы нашли фотографии военных лет, на которой изображены учителя и учащиеся школы №1 - бригада «Ворошиловский стрелок» (Приложение 1)
Также мы нашли протокол выступления ветерана войны, учителя Тарасевича Ф.И. на встрече с выпускниками, где он перечисляет учителей и учеников погибших во время ВОВ (Приложение 2).
Затем мы обратились в военкомат. Здесь из журналов мы выписали всех юношей 1923-1926 годов рождения. Список оказался очень большим, так как это были не только выпускники нашей школы, но и те, кто уходил со школы после 8 класса, а некоторые ребята вообще не ходили в школу (Приложение 3). Как же узнать, кто из этих призывников является выпускниками школы №1?
1.1. Беседа с Ивановой Антониной Алексеевной.
Работая над темой «Труженики тыла Иглинского района в годы ВОВ», мы познакомились с Ивановой Антониной Алексеевной, учителем-ветераном СОШ № 1, которая училась сама в данной школе в военные годы. Антонина Алексеевна рассказала о выпускниках 10 класса школы №1 с.Иглино 1941 года, среди которых была и ее сестра Нина. Придя с ночной прогулки и встретив рассвет, выпускники узнали о начале войны. В едином патриотическом порыве 16-17-летние мальчишки пошли в военкомат – записываться добровольцами на фронт. Среди них и выпускники нашей школы.
Со списками, найденными в военкомате, мы пришли к Антонине Алексеевне - учителю ветерану нашей школы. В свои 89 лет она имеет очень хорошую память, а события военных лет помнит как вчера. Нескольких человек из этих списков она вспомнила и подтвердила факт их обучения в нашей школе. Также у нее сохранились фотографии тех лет, где на обратной стороне записаны все сфотографированные. Антонина Алексеевна – выпускница школы №1 в военные годы, учитель ветеран данной школы, ей присуждено звание «Труженик тыла».
Антонина Алексеевна родилась 23 ноября 1927 года в селе Иглино. Ее родители отец – Иванов Алексей Фомич и мама – Иванова Мария Евтасьевна были уважаемыми людьми в Иглино. Отец очень много читал, и частенько дочки ходили с ним в библиотеку, в Иглино в то время была богатая библиотека. Своих дочерей Антонину и Нину старались воспитывать образованными и культурными. Из рассказа Ивановой А.А.:
«Накануне начала Великой Отечественной Войны я закончила 7 классов. Подростком мне пришлось узнать все тяготы войны. Вместе с одноклассницами мы работали в колхозе «Передовик». В колхозе трудились, в основном, дети, подростки, женщины и старики.
Летом, работая в колхозе, нам приходилось полоть, собирать урожай, а зимой мы учились, писали письма на фронт, отправляли вязаные вещи, даже собирали деньги на изготовление боевой техники. Несмотря на все тяготы войны, мы умели радоваться жизни, с удовольствием читали, у нас был театральный кружок, где мы с подружками участвовали в постановках пьесы «Урок дочкам» И.А.Крылова, ставили отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Юноши нашего класса в 1943-1944 годах, по окончании 10 классов добровольно уходили на фронт (мы показали Антонине Алексеевне список из военкомата [1], из которого она назвала своих одноклассников):
Груздов Павел Михайлович, Данилов Михаил Федорович, Дубовицкий Владимир Владимирович, Харитонов Николай Владимирович, Харитонов Михаил Владимирович, Филиппов Сергей Федорович, Целищев Михаил Игнатьевич, Макаров Аркадий Алексеевич, Макаров Григорий Алексеевич, Михайлов Павел Васильевич, Теплов Виталий Григорьвич, Медведев Николай Васильевич, Медведев Виталий Васильевич, Коновалов Анатолий Архипович, Баталов Генрих Яковлевич, Любин Николай Спиридонович, Малкин Виталий Анатольевич, Степанов Евгений Иванович, Акимов Илья Михайлович, Степанов Евгений Иванович, Смольников Леонид Васильевич, Филиппов Сергей Федорович.
Братья Макаровы из Балтики были такие талантливые и веселые, помню, как они играли на гармошке, пели песни. Хорошие были ребята у нас в классе, многие из них не вернулись.
Девочки у нас тоже были боевые, хочется назвать их имена: Тужилова Антонина, Черепанова Лида, Золотухина Вера, Вознесенская Анна.
Хорошо дружила я с Черепановой Лидой. Мы с ней на фото (Приложение4) совсем юные. Семья Черепановых, в которой было три дочери (Клавдия, Тамара и Лида), приехала в Иглино во время войны. Их отец, Алексей Григорьевич, работал на руководящей должности. Именно он 9 мая 1945 года сообщает нам о победе в войне. Это был самый радостный в моей жизни день, помню в этот день мы с девочками пошли в лес за подснежниками. После окончания школы мы с Лидой поступили в пединститут на учителей истории. Сестры моей уже нет в живых, а вот сестры Черепановы все живы. Лидия Алексеевна вышла замуж и уехала в г.Ишимбай, где работала учителем истории. Клара Алексеевна работала учителем русского языка и литературы в нашей школе, вышла замуж, а потом уехала в Благовещенск. Тамара Алексеевна работала до пенсии инструктором в райкоме партии Иглинского района» [2].
Антонина Алексеевна, закончив учебу в пединституте, приходит работать в школу №1 села Иглино учителем истории. Ученики любили и уважали Антонину Алексеевну, до сих пор некоторые из них звонят, приходят в гости, чтобы рассказать о своих успехах или спросить совета. И сама она с гордостью рассказывает о своих учениках.
Антонина Алексеевна умела доступно объяснять и заинтересовать своим предметом и сама по предмету имела глубокие знания. Учитель привила любовь к истории многим своим ученикам, пошли по ее стопам Евгений Максимович Максимов, Бычковский Владимир Владимирович – профессора исторических наук и др. Один из них Артемьев Сергей Николаевич работает в данное время в школе №1 учителем истории [2]. Затем Антонина Алексеевна посоветовала нам обратиться к самой активной выпускнице 1941 года Касьяновой Рае.
1.2. Беседа с Касьяновой (Шаталовой) Ираидой Михайловной.
Касьянова Рая (Ираида Михайловна) – выпускница школы №1 1941года.
Об этом замечательном человеке хочется рассказать подробней, так как в возрасте 92 года она полна энергии и ведет очень активный образ жизни и к тому же очень интересный рассказчик. Отец Ираиды Михайловны работал бухгалтером лесничества. Перед войной семья Михаила Ивановича, в которой были три дочери: Нина, Таисия, Ираида - приехала в Иглино. Ираида Михайловна была очень активной девушкой, отец называл ее «народная». Она отличалась остроумием, боевым характером, любящая справедливость, всегда отстаивала свою точку зрения. Ираида была очень грамотной, так как много читала. А книги в то время было очень трудно достать, но девочки всегда делились с подружками прочитанными книгами. Больше всего Рая любила читать классику, особенно А.П. Чехова, Л.Н. Толстого. Много стихов - Есенина С.А., А.С. Пушкина, Б.Л. Пастернака Ираида заучивала наизусть, может благодаря этому она имеет хорошую память до сих пор. Очень важно было для нас, что Ираида была всегда общительной: она поддерживала связь со многими одноклассниками и после войны. Ветеран предоставила свои фотографии: на фото 1938года - 2 звено 8а класса (Приложение 5) года: Тужилова Нюра, Касьянова Рая, Иванова Нина, Коломасова Оля и др. [3].
Из воспоминаний Касьяновой И.М.: «Девушки участники ВОВ: Гуляева Маруся, Михеева Галя, Сидоренко Надя, Никулина Дуся, Тужилова Нюра, Сергеева Шура, Теплова Люда. Парни, пришедшие с фронта: Маркевич Леонид Павлович (дружил с Ираидой), Соловьев Матвей Васильевич, Гриша Колбин – героические парни.
Получили звание герои тыла выпускницы - Иванова Нина, Коломасова Таня, Юновидова Лиза, Чудина Шура, Антипина Дуся, Бурцева Нюра, Терехина Аня. Харитонова Лида, Харитонова Надя - очень талантливые девушки из с.Балтика».
Одними из первых ушли на фронт и многие из них погибли: Рубцов Константин Ильич, Рожкин Сергей Васильевич, Пойметов Сергей Михайлович, Соловьев Николай Васильевич, Мельников Леонид Тимофеевич, Мельников Владимир Тимофеевич, Коломасов Владимир Ильич, Иванов Николай Михайлович, Артемьев Петр Егорович, Храбрин Владимир Игнатьевич, Петров Иван Петрович, Корпухин Сергей Федорович, Малышев Константин Алексеевич, Мельников Леонид Тимофеевич, Матяс Иван Михайлович, Максимов Николай Георгиевич, Медведев Сергей Дмитриевич, Жарков Петр Иванович, Александров Степан Федорович, Александров Петр Максимович, Драпеко Григорий Яковлевич[1]
«Рябова Дуся была партизанкой и, как Зоя Космодемьянская, умирает после жестоких пыток немцев» [3] .
Вместе с подружками Гуляевой Марусей и Людмилой Николаевой Касьянова Рая просились на фронт, но их не брали, а попросили преподавать в Балтийской школе учителями начальных классов. В 1942 году девушки, прибавив себе возраст, все-таки уходят служить. Их отправляют на восток. Под Хабаровском девушки окончили школу связи и служили связистками на дальневосточном фронте. В 1943 году Ираида выходит замуж за летчика Шаталова Владимира Андрияновича, с которым проживает до сих пор и в 2013 году отметили «Благодатную» свадьбу -70 лет. Ираиде Михайловне 92, мужу 94. Вместе вырастили 2 детей, имеют 2 внуков. Ираида Михайловна в данное время живет в Воронеже, с теплом вспоминает родное Иглино, с большой благодарностью относится к учителям школы, которые дали ей прочные знания. Ведь после школы они, вчерашние выпускницы шли работать учителями в школы, да и в армии проявили свою грамотность и знания на высоком уровне. С теплотой Ираида Михайловна вспоминает своих учителей: Блинова Клавдия Алексеевна - русский язык; Егорова Анастасия Киприяновна – учитель начальных классов; Герасимов Яков Васильевич – директор, учитель истории; Крехов Николай Павлович - учитель истории (Приложение 5) [3].
1.3 Беседа с Филипповым Сергеем Федоровичем.
На данный момент в с.Иглино остался только один из выпускников военных лет школы №1, ветеран Отечественной войны - Филиппов Сергей Федорович (Приложение7). Родился он 24 августа 1926 года в с. Иглино, в многодетной семье, у Сергея Федоровича было пять сестер. Отец – Федор Михайлович работал грузчиком на железной дороге. В 1943 году, Филиппов С.Ф. был призван на фронт. Служба проходила в Эстонии, Польше, Германии в северном отдельном батальоне. Сергей Федорович занимался установкой противотанковых мин. Семь лет отслужил Сергей Федорович и демобилизовался в звании старший сержант. После службы вернулся на родину, в 60-е годы закончил вечернюю школу. Работал в сельхозуправлении специалистом по технике безопасности. Заочно окончил энергетический техникум. В последние годы Филиппов работал инженером по кадрам. За многолетний труд Сергей Федорович награжден орденом «Ветеран труда».
Как участник Великой Отечественной войны Филиппов С.Ф. имеет орден «Отечественной войны» 2-й степени и 9 юбилейных медалей [4].
1.4 Биография Храмовой Капиталины Ивановны.
Чтобы узнать биографию еще одной выпускницы школы №1, ушедшей на фронт, мы пообщались с ее дочерью Хасановой Еленой. Храмова Капитолина Ивановна – ветеран отечественной войны 1941-1945 годов. Через год после окончания школы №1 в августе 1942 года Капитолина Ивановна уходит на фронт. Служба проходит на Втором Украинском фронте в ПВО начальником наблюдательного поста службы воздушного наблюдения с 1942по 1945году. После войны, вернувшись на родину, работает воспитательницей в Иглинском детском туберкулезном диспансере.
В 1951 году заканчивает педучилище по специальности учитель начальных классов. С 1952 по 1954 год работает техническим секретарем Иглинского райкома КПСС. В 1954-1966 годах работает учителем в Иглинском детском костно-туберкулезном санатории. Награждена медалью за победу над Германией [5].
Таким образом, в ходе исследования мы собрали материалы о выпускниках школы военных лет в школьном и краеведческом музеях Иглинского района. В Иглинском военкомате выписали списки призывников 1925-1927 годов рождения, которые были отправлены на фронт. С помощью выпускников школы, оставшихся в живых, подтвердили факт их обучения в нашей школе.
Из бесед с ветеранами мы узнали, что многие выпускники, добровольно ушедшие на фронт, погибли. И как тяжело, холодно и голодно было в военное время школьникам, учителям и труженикам тыла. Проследили дальнейший жизненный путь оставшихся в живых героических выпускников - фронтовиков и тружеников тыла.
Глава 2. Педагоги, работавшие в годы войны в школе №1.
Во время войны в школе работают учителя: Блинова Клавдия Алексеевна - русский язык; Егорова Анастасия Киприяновна – учитель начальных классов; Герасимов Яков Васильевич – директор, учитель истории; Крехов Николай Павлович - учитель истории; Алексей Силантьевич – учитель физики; Груздова Клавдия Алексеевна – учитель начальных классов; Антонова Варвара Тимофеевна - учитель начальных классов; Алексеева Мария Михайловна - учитель начальных классов; Шукшина Анна Алексеевна – учитель истории; Тамара Дружневская – вела санитарное дело; ВознесенскийСергей Николаевич – учитель биологии; Коломасов Иван Павлович – учитель физкультуры; Леликов Георгий – учитель черчения; Леликова Мария Ивановна – учитель физики и директор с 1943 года; Тарасевич Лидия Павловна – учитель математики; Плесских (Лебедева) Надежда Андреевна – учитель истории и бригадир стрелковой бригады «ворошиловский стрелок»; Тарасевич Федор Иосифович - военрук.
Погибают на фронте учителя: Чиков Александр Вельевич - бывший директор, Петров Иван Михайлович – учитель физики и математики» [10].
2.1. Биография Лебедевой (Плесской) Надежды Андреевны.
Большой вклад в историю школы внесла учитель истории Лебедева (Плесская) Надежда Андреевна, работавшая в школе в годы войны. Ее уже нет в живых, ее биографию мы узнали из беседы с дочерью Панкратовой Татьяной Александровной.
«Надежда Андреевна в 1940 году закончила Иглинскую среднюю школу № 1 и в этом же году поступила заочно на исторический факультет Уфимского пединститута. С 1942 года и до ухода на пенсию она работала историком в школе № 1, а затем в школе № 2. Почти в каждом доме села живут ее ученики. Наряду с преподавательской работой вела активную общественно-политическую и просветительскую работу в районе. В годы войны и послевоенные годы – секретарь комсомольской организации, член бюро райкома комсомола, руководитель лекторской группы при райкоме КПСС и методического объединения историков района при РОНО. В годы войны патриотизм народа проявлялся не только на фронте, но и в тылу. Интеллигенция на местах была направляющим рычагом в мобилизации населения на ударный труд. На плечи 19-летней девушки Нади легли все тяготы военного времени. Работая в Алаторской школе вместе с учениками старших классов, помогала в уборке урожая. Вспоминала, как вручную, серпами в первый же день с ребятами убрали более 1 га зерновых. Руководство, отметив высокие организаторские способности молодой девушки, направляет ее в Иглинскую школу №1 для организации работы школьников в колхозе «Передовик». Сохранилась фотография (Приложение1) стрелковой бригады школы №1, где Надежда Андреевна была бригадиром. Также мы нашли заметку в газете военных лет «Сталинский путь» о работе школьников в Иглинских колхозах [7]. После войны, работая учителем истории, занималась сбором экспонатов для школьного музея, ездила с учениками по всему району. Также проделала большой путь по дорогам республики, где проходил рейд Блюхера во время гражданской войны. Выйдя замуж за Александра Никитича, Лебедева Надежда Андреевна родила трех детей. Рано потеряв мужа, Лебедева, совмещая работу в школе в две смены, с вечерней школой одна растит детей, ведет хозяйство. Указом президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1946 года Надежде Андреевне одной из первых вручают медаль «За доблестный труд в годы ВОВ». В 1970г. награждают юбилейной медалью «За доблестный труд в годы ВОВ» и в 1978 году за долголетний и добросовестный труд медалью «Ветеран Труда» [6].
2.2. Воспоминания Тарасевич Лидии Павловны.
Лидия Павловна пришла в школу после окончания педагогического института в 1943 году. 42 года проработала в школе №1 учителем математики и последние годы завучем нашей школы. Имеет звание отличника просвещения. Из воспоминаний Лидии Павловны:
«Шла война. Не было электричества, зимой для обогрева классов топили печи-голландки. Директором школы в военные годы была Мария Ивановна Леликова. В школе был военный кабинет, где готовили молодежь к службе в армии. Военное дело вели с 1 по 10 класс. До уроков проводили физзарядку. Уделяли большое внимание физической подготовке, ездили на соревнования. В школе установили радиоузел, слушали информацию о ходе боевых действий. В годы войны мальчиков забирали на фронт сразу после десятого класса. В последний год войны все мальчики поступили после школы в военное училище. Некоторые стали впоследствии офицерами» [8].
2.3. Биография Тарасевич Федора Иосифовича.
Тарасевич Федор Иосифович пришел в школу в 1944 году после тяжелого ранения. Окончил Кальтовскую среднюю школу Иглинского района. До призыва в армию работал на Кальтовском маслозаводе и в колхозе имени Мичурина.
В 1942 г. был призван в армию и направлен в Уфимское пехотное училище. Был назначен командиром отделения с присвоением звания сержанта. В 1943 г. окончил военное училище и был направлен командиром взвода в 266-й Гвардейский Краснознаменный полк 88 дивизии Юго-западного фронта. На фронте с апреля 1943 г. по август 1943 г. В 1944 году Федор Иосифович вернулся домой инвалидом 2-й группы. Иглинский райвоенком майор Саитов направил его военруком в Иглинскую среднюю школу №1.
В 1952 году он окончил с отличием Месягутовский учительский институт. Работал учителем физики и математики, завучем школы, директором. 43 года проработал в школе.
В 1987 году ушел на пенсию в возрасте 63 лет. В течение 19-ти лет был председателем Совета ветеранов Иглинского сельсовета. В 1997 году Тарасевич Федор Иосифович был занесен в книгу почета Совета ветеранов РБ за активное участие и заслуги по развитию ветеранского движения в РБ. Награжден благодарственными письмами, почетными грамотами за долголетнюю плодотворную работу, но главная награда – успехи его бывших учеников и благодарность их родителей. За боевые заслуги Федор Иосифович был награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За победу над Германией». За успехи в тылу был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и юбилейными медалями. Всего 19 наград. До последнего времени был активным участником различных школьных мероприятий (Приложение 9) [10].
Итак, в результате работы мы ознакомились с именами выдающихся учителей, работавших в школе в годы ВОВ и внесших большой вклад в историю школы. Проследили жизненный путь некоторых из них, нам стали известны имена учителей, ушедших на фронт и героически погибших.
Заключение
Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло много лет, сменилось не одно поколение учителей, каждое из которых оставило свой след в школьной истории. В их числе были грамотные, знающие и любящие свой предмет учителя. Мы можем гордиться нашими педагогами, которые жили до сегодняшнего времени и которые трудятся сейчас.
В ходе исследования мы собрали материалы о выпускниках школы военных лет в школьном и краеведческом музеях Иглинского района.
В Иглинском военкомате выписали списки призывников 1925-1927 годов рождения, которые были отправлены на фронт. С помощью выпускников школы, оставшихся в живых, подтвердили факт их обучения в нашей школе.
Из бесед с ветеранами мы узнали, что многие выпускники, добровольно ушедшие на фронт, погибли. Услышали, как тяжело, холодно и голодно было в военное время школьникам, учителям и труженикам тыла. Проследили дальнейший жизненный путь оставшихся в живых героических выпускников - фронтовиков и тружеников тыла.
Ознакомились с именами выдающихся учителей, работавших в школе в годы ВОВ и оставивших большой вклад в истории школы. Проследив жизненный путь выпускников и учителей, мы узнали, как тяжелые военные годы закалили их характер. И что многие выпускники благодарны учителям школы за доброту, за полученные прочные знания. Что кроме прочных знаний, большое внимание в школе всегда уделялось воспитанию, ведь очень важно воспитывать в учениках такие человеческие качества как доброта, честность, умение прийти на помощь и главное - патриотизм. Мы должны понимать, что любовь к Родине, желание встать на ее защиту - это значит уверенность в завтрашнем дне, это значит счастливое будущее следующих поколений. Наши деды сражались в тяжелые годы войны с верой, что будущее у потомков будет более мирным и счастливым. Мы должны помнить об их героическом прошлом, и сами должны быть готовыми сохранить мир и если надо защитить то, что завоевали наши предки.
Таким образом, мы выявили героических выпускников и учителей, участников ВОВ. Проследили их биографию и узнали много интересных фактов. Данная работа пополнит материалы школьного музея.
Использованные источники и литература:
1. Архивные источники военкомата.
2. Архивы (семейные) Ивановой Антониной Алексеевной.
3.Архивы (семейные) Касьяновой Ираиды Михайловны
4. Архивные документы ветерана Филиппова С.Ф.
5. Беседа с детьми Храмовой К.И. и семейные архивы.
6. Беседа с детьми Лебедевой Н.А. и семейные архивы, фотографии.
7. Газета военных лет «Сталинский путь»,14.09.1942 год, №23.
8. Газета «Иглинские вести», 4.02. 2012 года, №13.
9. Книга памяти Иглинского района РБ, Иглино, 2015 года.
10. Материалы Иглинского районного музея.
11. Память. Башкортостан. Списки погибших в ВОВ 1941-1945гг, 11 том,Уфа «Китап»,1996