Введение
В 2018 году исполняется 100 лет со дня создания Красной Армии. «Несокрушимая и легендарная», «Оплот Родины», «Армия освободителей»- так говорят о нашей Армии. Мы-суворовцы-будущие офицеры, гордимся своей принадлежностью к легендарной Красной Армии. Наше Тверское суворовское военное училище является подведомственным учреждением Воздушно-космических сил (ВКС) Российской Федерации, которые являются важнейшей составной частью Вооруженных сил РФ. За свою историю советская авиация прошла путь от фанерных самолетов времен первой мировой войны до сверхзвуковых машин четвертого поколения. В памяти навсегда останутся подвиги лётчиков, отдавших свои жизни, защищая Родину.
На уроках истории, классных часах, экскурсиях мы знакомимся с героическим прошлым и настоящим наших Вооружённых сил, с военной историей города Воинской Славы -Тверь.
Одним из важных событий для нас стало посещение братской могилы в Мигалово, где лежат 627 защитников города Калинина (ныне Тверь).
В этом захоронении покоятся останки Героя Советского Союза младшего лейтенанта Пичугина Евгения Ивановича и двух неизвестных лётчиков, чьи останки вместе с обломками самолёта Су-2 были найдены поисковым отрядом «Эдельвейс» близ деревни Измайлово в июне 2011г. Интерес к данной находке привёл нас к знакомству с Леонидом Жигановым, руководителем поискового отряда «Разведчик», (ранее руководитель отряда «Эдельвейс»), который раскрыл много интересных фактов о поисковых работах в Тверской области. Когда нам удалось увидеть обломки найденного самолёта, то появилась идея - воссоздать на уроках технологии макет боевого самолёта Су-2. В то же время была начата работа по анализу литературных источников, в которых описывается участие бомбардировщика в боевых операциях. Весь собранный материал лёг в основу проектно-исследовательской работы «Су-2 –оружие Победы».ДЕКРЕТ о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) был подписан 15 января 1918 года, Красного Флота — 29 января, а уже 23 февраля отряды молодой Красной Армии одержали свои первые победы над германскими войсками под Псковом, Нарвой и Ревелем
Цель проектно-исследовательской работы: изучение роли военной авиационной техники (на примере Су-2 - бомбардировщика - штурмовика ближнего действия конструкции П.Сухого) в победе в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Изучить и показать роль советской авиации в военных операциях Калининского фронта;
2.Познакомиться с самолётом времен Великой Отечественной войны - Су-2;
3.Показать роль Су-2 в военных операциях;
4.Создать макет Су-2;
5. Привлечь внимание к изучению легендарного оружия;
Значение проектно-исследовательской работы.
Подготовленным познавательным материалом мы делимся с нашими суворовцами:
Выпустили брошюру «Оружие Победы - военная авиация», которая может быть интересна при изучении роли авиации в победе в Великой Отечественной войне;
Собрали макет самолёта Су-2, принимавшего участие в боях за Калинин, который будет размещен в Музее училища к 75-летнему юбилею в декабре 2018года.
Мы, воспитанники суворовского училища, понимаем, что изучая прошлое, мы создаём будущее.
Основная часть
1.Истоки нашей Победы
У тех, кто интересуется историей Великой Отечественной войны, зачастую возникает вопрос: как Красная Армия смогла перейти в масштабное контрнаступление в условиях господства противника в воздухе?
С одной стороны, немецкие асы и современное вооружение, с другой - очевидный результат в виде полного поражения Германии. Но не «военное счастье», не случайности привели Красную армию к блистательной победе.
Многие историки пишут о том, что ВВС РККА задавила противника числом, а не мастерством летчиков, что пилоты были примитивными и несерьезными противниками. Но если те недостатки, которые приписывают ВВС РККА, были бы в реальности, то никакой победы над фашистской Германией не получилось бы. Не бывает чудес. Победа - это результат тяжелой, а, главное, успешной работы.
Проведя анализ литературы по данному вопросу, изучив особенности первых месяцев войны, мы сделали следующие выводы:
1.Германия напала на СССР, имея существенное качественное превосходство в авиации. В первую очередь это касается летчиков, имевших богатый боевой опыт войны в Европе. В активе советских летчиков всего лишь ограниченные по размаху и масштабам локальные конфликты - советско-финская война и, пожалуй, все.
2. Военная техника немцев была превосходной: наиболее массовые советские истребители И-16 и И-153 уступали немецким Bf-109 модели Е по большинству характеристик, а модели F абсолютно.
3. СССР подошел к началу войны в стадии перевооружения и перехода на новую технику.
И… небольшой партией был выпущен Су-2, чуть меньше 900 самолетов.
То есть, только что начавшие поступать образцы еще не успели освоить в совершенстве, техника была, но не было опыта.
Что касается военной тактики, то первые воздушные бои показали, что высокий опыт и мастерство немецких летчиков, плюс совершенство техники оставляли мало шансов на победу.Военачальники начинают продумывать вписать действия ВВС в единый, глобальный замысел действий вооружённых сил в целом. Авиация не могла быть вещью в себе, действовать в отрыве от ситуации на переднем крае. Нужно было работать именно в интересах сухопутных войск, которые решали судьбу войны.
Повышается роль штурмовой авиации, а Ил-2, по сути, становится главной ударной силой ВВС. Теперь все действия авиации были нацелены на помощь своей пехоте. Истребители также были переориентированы на решение двух главных задач. Во-первых, это защита своих ударных самолетов. Во-вторых, защита порядков своих наземных войск от ответных ударов авиации противника.
И практика показала: ВВС РККА использовали совершенно верную в той войне тактику. Им удалось достичь главной цели - это не дать противнику завоевать господство в воздухе.
Военно-воздушные силы Советской Армии за годы Великой Отечественной войны совершили более трех миллионов боевых самолетовылетов. На противника было сброшено более 660 тысяч тонн бомб различного калибра. В воздухе и на аэродромах было уничтожено 48 тысяч из 57 тысяч вражеских самолетов. Уже 22 июня 1941 года летчики шестнадцать раз таранили фашистские самолеты. Поэтому вполне закономерно, что именно летчики М.П. Жуков, С.И. Здоровцев и П.Т. Харитонов первыми в Великой Отечественной войне были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Роль Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне отражена в приказе Верховного Главнокомандующего от 19 августа 1945 года № 51:
«В Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии наша авиация с честью выполнила свой долг перед Родиной. Славные соколы нашей Отчизны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хваленую немецкую авиацию, чем и обеспечили свободу действий для Красной Армии ... Советский народ, народ-победитель законно гордится боевой славой своих летчиков".
2.Роль Военно-воздушных сил в победе на Калининском фронте
А как складывалась ситуация на Калининском фронте, в Калинине (Твери)? 22 июня - начало войны, уже через 10 дней (в соответствии с «Блицкриг») немцы - в Калининской области, 14 октября - взяли Калинин, а 16 декабря уже выбиты из него.
Калининская оборонительная операция продлилась с 10 октября 1941 года по 4 декабря 1941 года. В течение октября - декабря 1941 года город Тверь стал ареной военных действий в ходе битвы за Москву, а фактически - за независимость всей страны. Город Калинин (ныне Тверь) стал первым областным центром нашей страны, освобождённым от немецко-фашистских захватчиков. За время сражений было уничтожено 53 вражеских самолёта. Отсюда начался путь к Великой Победе.
И колоссальную роль в боях на Калининском фронте сыграла военная авиация. Советские авиаторы Калининского фронта отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Истребительная авиация фронта отлично справлялась с поддержкой наземных войск, что признавали высшие немецкие чины вермахта.
В годы войны в Тверской области базировалось несколько аэродромов, в том числе в «Борках», тренировались и обучались полетам на самолетах «Ил» авиационные полки истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, в Мигалово - военно-транспортный аэродром. Здесь в небе сражался 10-й истребительный авиационный полк, который формировался в период с 20.09.1941 г. по 10.10.1941 г. в Московском военном округе при 1-й Высшей школе штурманов ВВС КА, на самолетах МиГ-3. По состоянию на 25.10.1941 года полк имел в боевом составе 17 самолетов МиГ-3.
Но как оказалось, в битве за Калинин принимали участие не только МИГи, но и самолеты марки Су – 2 - достаточно редкая на то время модель. Именно обломки этого самолёта нашли под Тверью в д. Измайлово Калининского района (в СМИ сообщали - д. Цветково) в июле 2011 года.
3.Су-2 - это бомбардировщик - штурмовик ближнего действия конструкции П. Сухого.
В 1936 году командование ВВС Красной Армии объявило конкурс на новый двухместный многоцелевой одномоторный самолёт под кодовым названием Ивáнов. По итогам рассмотрения эскизных проектов победу одержал проект ОКБ Туполева, разработанный бригадой Павла Осиповича Сухого, имевший еще одно название СЗ-1 – «Сталинское задание». Вскоре ему присвоили наименование Су-2. Впервые в воздух самолёт был поднят 25 августа 1937 года. Самолет оказался прост и удобен в пилотировании, обладал хорошей устойчивостью и управляемостью. Всего было построено 893 машины.
Ближний бомбардировщик Су-2 с направляющими для реактивных снарядов под крыльями. Фото с сайта http://www.airwar.ru
Как это обычно бывает, войсковые испытания принесли не только положительные отзывы, но и замечания, и предложения о доводке тех или иных узлов и агрегатов машины. Это потребовало существенной затраты времени, и в итоге широкое внедрение Су-2 в строевых частях началось только в январе 1941 года.
Но во время войны быстро выяснилось, что такой тип разведчика и ближнего бомбардировщика изжил себя, принципиально устарел и не нужен.
Несмотря на все превосходные оценки летчиков-испытателей и строевых пилотов, которым довелось летать на ближнем бомбардировщике Сухого, он, фигурально выражаясь, опоздал на Великую Отечественную войну. Тихоходный (скорость в пределах 430-480 км/ч), не слишком хорошо вооруженный (всего три пулемета калибра 7,62 мм), с небольшой бомбовой нагрузкой (400 кг) Су-2 уже не мог выполнять те задачи, которые первоначально ставились перед ним. В ноябре 1941 года Су-2 был модифицирован и получил название Су-4. 9 декабря 1941 г. совместным постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР самолет Су-2 был снят с производства.
4.Су-2 –оружие Победы.
Ближний бомбардировщик успел сказать свое веское слово в истории Великой Отечественной. Су-2 в 1941 году - одно из оружий Победы. Су-2 -первые самолёты, которые приняли на себя удар врага. Уже вечером 22 июня 1941 г. был совершён первый боевой вылет Су-2 для атаки переправ через Прут в районе Липканы, Думени, а затем в течение двух дней Су-2 восьмерками бомбили скопления неприятеля в районе Скулени. Первые потери - 24-го, когда один бомбардировщик подбили зенитки, а другой потерпел аварию при посадке.
В начале августа 1941 г. летные и боевые свойства Су-2 были проанализированы на конференции по обмену боевым опытом, прошедшей в НИИ ВВС Красной Армии. Было признано, что имея тактическое назначение ближнего бомбардировщика, Су-2 чаще всего использовался в роли штурмовика. Однако он не обладал ни мощным наступательным вооружением, ни достаточной защитой важнейших элементов конструкции. Тем не менее, даже в таких непростых условиях самолет Сухого проявил большую живучесть конструкции, возвращаясь на аэродромы с серьезными повреждениями крыльев, с полуотбитыми хвостовыми оперениями и элеронами. Экипажи были уверены в достоинствах самолета. А укрепляли эту уверенность такие характеристика самолёта:
Хороший обзор кабины. Поэтому успешно работал и разведчиком, и наводчиком артиллерии.
Конструкция кабины Су-2 и удобство управления давали возможность штурману, в случае гибели пилота в бою, перебраться в его кабину и успешно посадить самолет, сохраняя себя и машину
Подогрев кабины позволял пилотам активно действовать в погодных условиях любой зимы.
Су-2 дрался честно. Он был одним из тех, кто останавливал натиск врага в меру своих сил и возможностей. С первых дней Су-2 помимо своих чисто бомбардировочных обязанностей выполняли и задачи по штурмовке наступающего врага, и по сопровождению дальних бомбардировщиков.
Документы тех лет зафиксировали немало примеров успешных действий экипажей Су-2. Остановимся на тех случаях, когда эффективность вылетов подтверждалась немецкими источниками:
11 августа у деревни Вишенка (район Белой Церкви, Жашков, Юров) Су-2 неустановленной части сбил один He113, который при падении столкнулся с еще одним He113, после чего оба упали и разбились.
Энергично маневрируя в бою 26 августа, младший лейтенант А.А. Безносов точно стрелял по «Мессершмитту» из крыльевых пулеметов и сбил самолёт.
Утром 7 сентября одно из подразделений части полковника Турыкина под командованием капитана Дятлова налетело на вражеский аэродром в момент, когда на нем стояли в несколько рядов готовые к вылету Ju88 и Bf1O9. He дав фашистским самолетам подняться, наши летчики уничтожили на аэродроме больше 30 вражеских машин.
В конце августа - начале сентября удалось подготовить на Су-2 2-й отдельный фотоотряд и 9-ю дальнеразведывательную эскадрилью.
В частности, Су-2 прославлен тем, что именно на нем совершила свой таран единственная женщина за всю историю боевой авиации - заместитель командира эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка Юго-Западного фронта старший лейтенант Екатерина Зеленко.
Су-2 Екатерины Зеленко.
Известны ещё примеры, когда экипажи самолетов Су-2 совершили таран: капитан Александр Авдеев, служивший в 43-м бомбардировочном авиаполку, направил горящий самолет на подходившие к аэродрому Большие Ситцы вражеские автомашины с пехотой, а командир эскадрильи 209-го бомбардировочного авиаполка капитан Хасан Мамин — в гущу вражеских самолетов на аэродроме Боровская.
На самолете летал один из самых знаменитых пилотов Су-2- командир 52-го бомбардировочного авиационного полка майор Анатолий Пушкин. На втором месяце войны Пушкин сбил свой первый «Мессер», хотя в боевые задачи летчика-бомбардировщика и не входит целевой отстрел неприятеля.
В ходе Сталинградского сражения (1942 - 1943 гг.) А Пушкин летал на самолёте Су-2 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского р-на г. Молотова.
Но и мы несли потери. До конца 1941 г. пришлось списать более 400 Су-2, из которых 222 погибли от бомбежек на аэродромах, были сбиты истребителями или зенитками противника, не вернулись с боевых заданий (советские документы зафиксировали за первые полгода войны около 5 000 боевых вылетов Су-2).
Су-2 был постепенно забыт. По нашим сведениям, только один памятник установлен этому самолету. П. О. Сухой лично распорядился о постройке полноразмерного металлического макета Су-2 по оригинальным чертежам для установки в музейной экспозиции «Оборона Сталинграда» в городе Волгограде. В 2010 году этот макет был отреставрирован специалистами компании «Сухой».
Поэтому мы решили воссоздать макет самолёта Су-2 на уроках технологии вместе с воспитателем и подарить его Музею училища. Моделью послужил самолёт, найденный под Тверь. История этой находки стала одним из основных мотивов к написанию данной работы.
5.Этапы работы над макетом Су-2
Цель: разработать и изготовить модель бомбардировщика- штурмовика ближнего действия Су-2.
Для реализации цели поставили следующие задачи:
-составить план;
-подобрать необходимые материалы для сборки модели;
-составить сборочный чертёж;
- составить технологическую карту на изготовление изделия;
-изготовить изделие;
-подвести итоги работы и сделать вывод. Работа не представляла больших сложностей, так как, на уроках технологии мы уже изготавливали модели самолётов.
Результатом работы является изготовленная модель самолёта.
Фотографии и материалы работы над макетом в Приложении №1
6.Из истории сбитого бомбардировщика
За время участия в боевых операциях 222 самолёта Су-2 были потеряны. Один из них на нашей Тверской земле. Историю этого самолёта нам помог узнать замечательный человек - Леонид Жиганов - руководитель поискового отряда «Разведчик» (ранее - руководитель отряда «Эдельвейс»). Именно он участвовал в подъёме частей самолёта. «Поиск вели, используя сообщения местных жителей о том, что во время боя в небе над их деревней советский самолет сражался с несколькими немецкими и был сбит. Самолет ушел от деревни в сторону леса и при падении подорвался. Весь боекомплект самолета был израсходован (что при таких находках бывает редко). Это подтверждает слова жителей о том, что экипаж сражался до последнего. Остались только бомбы, которые пилоты не могли сбросить на мирных жителей. По глубине залегания самолета в грунте удалось определить, что произошло это трагическое событие зимой 1941-1942г., так как в зимнее время года земля промерзает, и части упавшего самолета уходят под землю только на глубину 2-3 метра (в нашем случае на глубине 2-2,5м), а в другие времена года останки самолета уходят на глубину до 7м».
В послевоенное время место крушения часто опахивалось, также с места крушения самолета местные жители деревни растаскивали алюминий (ценный в то время металл), поэтому поисковый отряд не смог найти все детали самолета.
«Были найдены останки членов экипажа, но медальонов (как и в большинстве таких случаев), к сожалению, не было»,- рассказал нам Л. Жиганов. По его предположению, экипаж погиб мгновенно, так как в земле были найдены не только обломки самолета, но и осколки от разорвавшихся бомб этого самолета, на которых он фактически подорвался. При детонировании боезапаса от летчиков фактически ничего не осталось.
Поисковикам удалось обнаружить унты, очки, которые надевали летчики перед взлетом. Самой ценной находкой стала табличка, которую устанавливали на двигательный отсек со всеми характеристиками самолета. Машина была произведена в 1941 году на авиамоторном заводе № 29 им. П.И. Баранова (Омская область), серийный номер двигателя – 871780.
Личности летчиков до сих пор не установлены (обычно личность летчика СССР устанавливается по табличке с двигателя самолета). В базе данных СССР записаны номера двигателей и имена летчиков, которые летали на самолете с этим двигателем, но на нашем самолете скорее всего меняли двигатель в связи с поломкой, а в базу данных номер нового двигателя не внесли), есть и второй способ установить личность летчика, которым пытается воспользоваться командир поискового отряда «Разведчик» Леонид: для этого должна была сохраниться табличка с крыла самолета (у Леонида есть некоторые фрагменты крыла, но табличку найти, пока не удалось).
Останки летчиков торжественно захоронены в ноябре 2011 года в Мигалово на набережной реки Волги, где покоятся по сей день. Мы надеемся, что в ближайшем будущем там появятся их имена.
Фото беседы фрагмента самолёта в Приложении №2
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать выводы:
Су-2- один из лучших легких бомбардировщиков начала 1940-х. Самолет - солдат, принявший на свои крылья всю тяжесть первой половины Великой Отечественной войны.
Машины с литерами «Су» в настоящее время достойно представляют все классы военной авиации России, кроме тяжелых бомбардировщиков. От бомбардировщика Су-2 -до бомбардировщика Су-34 , от И-2-до Су -57-путь компании Сухого – производителя боевых самолётов, известных во всём мире своими высокими характеристиками.
Мирное небо над нашими головами обеспечивают ВСКС РФ главная задача которых- защита и обеспечение безопасности России в воздушно-космическом пространстве. Так уж сложилось, что именно российская авиация последнее время находится в центре внимания. Конфликты последних десятилетий наглядно подтверждают этот факт. Ту-160 «Белый лебедь», сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М, Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик) - вот то оружие, которое в случае необходимости станет новым оружием Победы.
Воздушным щитом нашей Родины является и Тверская земля:
В Мигалово дислоцируется 12-я Мгинская Краснознамённая военно-транспортная авиационная дивизия, базируется авиационная эскадрилья самолётов Ан-22, единственное в РФ структурное подразделение, эксплуатирующее самолёты данного типа. Аэродром активно используется, иногда при учебно-тренировочных полётах выполняется в день до 50 заходов самолётов на посадку.
Закрыта для посторонних глаз военная авиабаза Хотилово-2 (аэродром совместного базирования). Авиабаза находится в постоянной боевой готовности, обеспечивая охрану воздушного пространства Москвы и Центрального промышленного региона. В настоящее время на авиабазе дислоцируются 790-й истребительный ордена Кутузова III степени авиационный полк, на вооружении которого состоят самолёты МиГ-31, и 3-я эскадрилья Су-27.
Грамотные кадры для ВКС готовятся в ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ имени МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г. К. ЖУКОВА, единственном в Вооруженных Силах РФ крупном научным и учебно-методическом центре по проблемам комплексной воздушно-космической обороны страны.
Если вас заинтересовала тема развития авиационной техники, мы предлагаем вам познакомиться со следующими фильмами:
Военные самолеты. «Самолеты для ВВС»;
Самолеты Второй мировой войны. Советские самолеты;
2. Прочитать книги:
Андрей Харчук «Истребители Второй Мировой».
Михаил Быков «Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг.»
Николай Бодрихин «Великие советские асы. 100 историй о героических боевых летчиках. Военная авиация России».
Дмитрий Хазанов «Су-2 принимает бой. Чудо-оружие или «самолет-шакал»? Из серии: Война и мы. Авиаколлекция.
Николай Якубович "Все авиашедевры Сухого – от Су-2 до Су-27 и Т-50"
3. Посетить сайт https://militaryarms.ru/armii-mira/vvs-rossii/
3.Посетить аэродром Мигалово: почтить память лётчиков-защитников Тверского неба, познакомиться с современными самолётами-воздушным щитом нашей Родины.
4.О поисковых работах в Тверской области вам готовы рассказать: поисковый отряд «Разведчик», г. Тверь, руководитель Леонид Жиганов (ранее – руководитель отряда «Эдельвейс»), т. 915-749-24-45
Поисковый отряд «Земляки», Кувшиновский район, руководитель Виктор Макаров (контакты с журналом «Военная археология»), т.915-738-46-19
Список использованных источников и литературы
1.Гордюков Н., Д. Хазанов «Ближний бомбардировщик Су-2», М. «Техника молодежи», 2000г.
2.Калининская оборонительная операция 1941 // Великая Отечественная война, 1941–1945: энциклопедия / гл. ред. М. М. Козлов. – Москва, 1985. – С. 316.
3.Руденко С.И. Крылья Победы. — М.: Международные отношения, 1985.
4.Степанов А.С. «Развитие Советской авиации в предвоенный период (1939 год – первая половина 1941год)», Русский фонд содействия образованию и науке. Год издания: 2009.
5.Тверь // Города России: энциклопедия / [под ред. Г. М. Лаппо]. – [Репр. изд.]. – Москва, 2008. – С. 461–463. – (Золотой фонд)
6.Трофимов А.«Су-2: самолет, незаметный во всех смыслах слова», журнал «Военное обозрение», апрель2017г.
7.Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994.
9.Якубович Н.В. «Все авиашедевры Сухого – от Су-2 до Су-27 и Т-50» 2015г.
10. Интернет-ресурсы.
https://topwar.ru/114449-su-2-samolet-nezametnyy-vo-vseh-smyslah-slova-chast-2.html Су-2: самолет, незаметный во всех смыслах слова (часть 2) Автор: Антон Трофимов
http://avia.pro/blog/su-2Самолет Су-2. Фото. История. Характеристики.
http://memory-map.prosv.ru/#/memorial-Мемориал воинской славы в Мигалово, ТверьОбучающиеся МОУ СОШ 19.
http://biozvezd.ru/anatolij-pushkinАнатолий Пушкин
Категории › Военные › Летчики
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BEМигалово. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
Приложение №1
Фотографии и материалы работы над макетом СУ-2
1.Описание изделия и выбор материала
СУ-2 модель боевого бомбардировщика (описание даётся в работе).
Для изготовления модели выбран материал дерево липа и светлая груша, сосна, осина, фанера, резина, металлические стойки.
Модель состоит из фюзеляжа, правого и левого крыла, киля, двух стабилизаторов, кабины с пулеметом, шасси, трехлопастного винта. Из фанеры изготовлены крылья, стабилизаторы и киль. Для изготовления фюзеляжа использована осина, для винта липа и светлая груша, для кабины сосна. Шасси сделаны из резины, стойки и пулемет из металла.
2.Технологическая карта на изготовление модели самолета СУ-2.
Распечатка чертежа модели.
Подбор необходимого материала.
Изготовление кабины.
Изготовление фюзеляжа.
Изготовление стабилизаторов.
Изготовление киля.
Изготовление крыльев.
Изготовление винта.
Монтаж шасси.
Поэтапная сборка модели.
Покраска модели.
Необходимые материалы и инструменты.
Материал: Клей ПВА, клей ЭДП, мелкозернистая наждачная бумага.
Инструменты: канцелярский нож, линейка, гелиевая ручка, рубанок, напильник, лобзик.
Правила безопасной работы.
Во время выполнения работы необходимо осторожно пользоваться режущим инструментом: не класть на край стола, не резать на весу, не проверять остроту инструмента рукой, проверить перед работой надежность крепления лезвия в рукоятке.
Изготовление фюзеляжа |
Изготовление кабины лётчиков |
Изготовление стабилизаторов |
Изготовление крыльев и шасси |
Поэтапная сборка модели |
Поэтапная сборка модели |
Приложение 2
Встреча с Леонидом Жигановым
Обломок крыла Су-2