Введение
История – это память народа, дающая знание того, что было.
А было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, было и то, о чем предпочитаем молчать.
Актуальность работы:
История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество. История нашей губернии, района, села неотделима от истории нашей страны. Все, что происходило в России, всегда сказывалось и отзывалось на нашей малой Родине. Мы гордимся земляками, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. О них в краеведческом музее нашей школы собран большой фактический материал. Но есть в нашей истории и трагические следы, связанные с периодом репрессий 30-50-х годов XX века. Коснулись они и жителей моего села и моих близких родственников, многие из которых были принесены в жертву истории.
Долгое время эта тема была закрытой. О ней старались не говорить, не вспоминать, не обсуждать. И только в конце 80-х - начале 90-х годов XX века стали открываться неизвестные страницы прошлого.
Цель работы: изучение истории жизни людей, подвергшихся политическим репрессиям, их судьбы на примере своей семьи, сохранение памяти о жертвах политических репрессий.
Задачи:
Изучить литературу, документы, о событиях 20-50-х годов XX века, связанные с историей политических репрессий.
Встретиться, расспросить свою семью о событиях тех лет. Собрать информацию и записать воспоминания.
Систематизировать информацию из различных источников.
Изложить собранный материал в исследовательской работе.
Представить работу перед учащимися школы и жителями села, вызвать у людей сочувствие и понимание к судьбам репрессированных.
Объект исследования: семья прапрадеда.
Предмет исследования: жертвы политических репрессий, история семьи моего прапрадеда.
Методы исследования: поисковый, метод анализа и обобщения, описательный метод, метод опроса, метод обработки данных
В ходе исследования темы: «Репрессии в судьбе моей семьи», были изучены различные материалы: документы, фотографии, воспоминания репрессированных и их близких родственников. Мы даже не могли представить себе всех масштабов репрессий. Встречаясь со многими людьми, мы видели, сколько боли, переживаний, страданий в душе каждого из них. Это они были вырваны из привычной жизни, испытали голод и холод, разлуку с родственниками. У многих из них практически не сохранились фотографии, письма и все те привычные мелочи обычной жизни, которые хранят память семьи. Только воспоминания и ярлыки «дочь или сын врага народа», который преследовал их долгие годы. С каким чувством глубокого уважения и памяти говорили они об ушедших уже из жизни людях.
Глава I Политические репрессии
2.1 Из истории
Репрессии - одна из самых трагических страниц летописи истории нашей страны и села. Голод, страдания, лишения пришлось пережить миллионам гражданам России. События того времени, коснувшиеся многих семей, сохранились в памяти на всю жизнь. Система репрессий не щадила никого: ни детей, ни взрослых, ни безграмотных, ни руководителей, ни представителей и самой этой системы. Тяжкий труд с малолетства на «спецпоселениях» подорвал здоровье детей, лишил их детства на обжитых местах, возможности получить достойное образование и работу. Напрасные подозрения и недоверие окружающих сопровождали их на протяжении всей жизни. Но многие люди не зачерствели душой, сохранили в памяти и передали потомкам истории своих жизней.
Как показывает исторический опыт, любое государство для поддержания своей власти использует откровенное насилие, нередко удачно маскируя его под защиту социальной справедливости. Что же касается тоталитарных режимов, то правящий режим во имя своего упрочения и сохранения прибегал наряду с изощренными фальсификациями к грубому произволу, к массовым жестоким репрессиям.
В законе Российской Федерации «О реабилитации жертв политический репрессии» от 18 октября 1991 года дано определение понятия «политические репрессии». Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения свободы или жизни, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свобод, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признавшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решению судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами».
Массовый террор, которого карательные органы применяли к «виновным», «преступникам», «врагам народа», «шпионам и диверсантам», «дезорганизаторам производства» потребовал создания внесудебных чрезвычайных органов-«троек» и упрощенного ведения дел о терроре. Это означает, что судебный процесс идет без адвокатов, свидетелей, самих обвиняемых, достаточно тех документов, которые были представлены следователем. Дела велись в ускоренном темпе. После вынесения приговора зачитывали сидящим в камерах осужденным приговор, и можно было кого расстреливать, кого отправлять в лагеря.
Огромное большинство обвинений было сфальсифицировано. Подавляющее количество подследственных обвинялись в политических преступлениях, которых они не совершали. Они попадали в разряд врагов народа за свои убеждения, а иногда просто становились жертвами оговоров, т.к. неосторожное слово, сказанное в присутствии свидетеля-доносчика, могло стать основанием для привлечения этого лица к уголовной ответственности. В тот период стукачество, судя по всему, носило глобальный характер.
Все заподозренные в малейшей оппозиционности к властям подвергались репрессиям. Жертвами беззакония среди прочих граждан стали и рядовые колхозники. Хотя это были уважаемые в селе люди, односельчане боялись за них заступиться, чтоб не навлечь гнев властей на себя и своих близких. Многие просто не знали, что же в действительности происходило. В 30-х годах XX века под критическими статьями даже в районной газете настоящее авторство частенько не указывалось, особенно, когда эта статья касалась начальства, или коммунистов. Например, вместо авторства писали «Глаз», «А.Т.», «Г.г-В» и т.д.
Холод в душе охватил меня после чтения архивных документов. Если бы не эти архивные материалы, то кто бы смог рассказать сегодня настоящую историю тех трагических событий.
Политические репрессии обрушивались на головы советских людей несколько раз. Это годы Гражданской войны, это годы коллективизации и раскулачивание. Каждая новая волна репрессий захлестывала значительно больше жертв, чем предшествующая. Но никогда гребень кровавой волны репрессий не поднимался так высоко, как в 1937-1938 годах. «Вредителей» и «врагов народа» арестовывали десятками и сотнями. Большая часть вынесенных приговоров была связана с различными сроками лишения свободы. Самым « популярным» сроком была «десятка»-10 лет лишения свободы чаще всего в лагерях и колониях. Только из села Карьево и деревни Маринкино жертвами политических репрессий стали 17 человек, из них 7 получили высшую меру наказания - расстрел, а остальные разные сроки заключения.
2.2 Категории жертв репрессии
Репрессированным считается человек, подвергшийся необоснованным преследованиям со стороны государства за политические и религиозные убеждения, по социальному, национальному и другому признакам. По закону «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, лишение или ограничение прав и свобод людей, признававшихся социально опасными для государства или политического строя с 25 октября 1917 года.
Целью Закона от 18 октября 1991 года является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение других последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Жертв репрессий можно разделить на следующие категории:
— Граждане, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности (ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ) и приговоренные судебными или внесудебными органами, например, «тройками», к смертной казни, к различным срокам заключения в лагерях или к ссылке;
— Крестьяне, которые были высланы из своего постоянного места жительства в ходе так называемой коллективизации, т. е. кампании «уничтожения кулачества как класса». Многие из них попали в лагеря, а остальные были отправлены на спецпоселение в Сибирь, Казахстан и на Север;
— Народы, депортированные с мест расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан;
— Народы, высланные и мобилизованные в «трудовую армию» (немцы, корейцы, калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и другие).
Общее число арестованных по политическим обвинениям за период с 1918 по 1953 год составляет несколько миллионов человек. Из числа арестованных многие были расстреляны по приговорам судебных и внесудебных органов. Другие стали жертвами массовых депортаций (крестьяне в годы коллективизации), а остальные были высланы в «трудовую армию». В годы Большого террора (1937–1938 гг.) было арестовано более полутора миллиона человек.
Глава II Репрессии в судьбах моей семьи
2.1 Моя прабабушка Хазипова За йтуна
Репрессии не обошли стороной и мою семью. Моя прабабушка Хазипова Зайтуна, (прил.1) дочь репрессированного Саляхутдинова Таипа, родилась в семье простых колхозников 10 февраля 1931. Вот как она вспоминает тяжелые дни жизни: «Жили мы большой дружной семьей: папа, мама, брат, я и бабушка-мать отца. В 1933 году построили новый дом, но недолго пришлось радоваться. В 1937 году случился большой пожар в деревне. Сгорели несколько крестьянских усадеб. Как случился пожар, я не знаю, но помню, что на пожаре выносила комнатные цветы. Еще помню, что у кого-то хватило совести украсть бочонок меда у погорельцев и как бабушка горько причитала. Также хорошо помню, как 5 октября арестовали отца и соседа Аюпова Нургалия, обвинив в умышленном поджоге и диверсии. Затем, как выносили вещи, вплоть до того, что разломали печь, чтобы выковырять казан для приготовления пищи. Конфисковали отцовскую лодку, ружье. Унесли всю одежду, опустошив сундуки. В старом полуразрушенном доме деда нас осталось четверо: больная бабушка, которая уже не вставала с постели, старший брат Назим, мама и я». Безусловно, им было очень тяжело, голодно и холодно. Даже корову негде было держать, как говорит бабушка. Огородили они стог соломы жердями и всю зиму кормилица жила там. Слушая ее рассказ, я невольно задавала себе вопрос: а смогла бы я выдержать все тяготы этих времен?
Моя прабабушка с 1986 года находится на заслуженном отдыхе. За свою трудовую деятельность получила много наград. Самая значимая для нее - это орден Ленина, ведь она с 7 лет работала в колхозе, помогая маме. Она моя главная наставница, советчица. Еще она прекрасная рассказчица, много полезной, редкой информации, интересных историй из ее жизни и села Карьево хранится в ее памяти. Я очень горжусь ею.
2.3 Мой прапрадед Саляхутдинов Таип (1898 – 1937)
Мой прапрадед (прил.4) родился в селе Карьево в семье крестьянина-середняка. Отец – Калимуллин Саляхутдин, мать – Нурия. По воспоминаниям прабабушки прапрадед Таип никаких преступлений не делал, за исключением, что в 1919 году своей неграмотностью, послушав людей, несколько дней находился в лесу в отряде сбежавшихся от мобилизации в Красную Армию. Но он очень скоро вернулся в деревню вместе с другими товарищами. Жили с они дружно, в согласии.
Долгое время работал в колхозе имени Калинина кузнецом, потом конюхом. В 1934 году построил новый дом.
В сентябре 1937 года, в один день сгорели 3 дома, в том числе и дом прапрадеда. Через неделю после этого несчастного случая, 5 октября его арестовали. Формальным поводом для ареста послужило то, что дед, будучи конюхом, отрезал у лошадей хвосты для изготовления из конских волос кисточки.
Вскоре конфисковали все оставшееся от пожара имущество и корову.
В семье без средств к существованию остались: прапрабабушка Зайнаб, ее десятилетний сын Назим, семилетняя дочь - моя прабабушка Зайтуна и их семидесятилетняя бабушка Нурия.
Прапрадед был осужден 22 октября 1937 года. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, повстанческой и диверсионной деятельности, антисоветской агитации и приговорили к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Приговор был приведен в исполнение 4 ноября 1937 года. Это – еще один наглядный пример того, как жертвами террора и репрессий стали многие крестьянские семьи, далекие от политики.
2.4 «Последний адрес»
«Последний адрес»- так называется всероссийская акция, участники которой устанавливают памятные таблички на стенах домов, откуда навсегда ушли – на расстрел, на гибель – тысячи жертв сталинских репрессий. Жители села Карьево, мои односельчане, и я в том числе, проявили инициативу установить мемориальную табличку в память о жертвах политических репрессий (прил. 5). Этот памятный знак установили 7 апреля 2017 года в доме, где проживает моя прабабушка Хазипова Зайтуна. Я считаю, что память о прапрадедушке будет отражена в табличках с его последним адресом, затрагивая сердца людей, заставляя их задумываться о нелегкой судьбе, о тяжестях, которые пришлось пережить моей семье.
Заключение
Государство признало свою вину в отношении репрессированных. В 1991 году был принят закон "О реабилитации жертв политических репрессий". В средствах массовой информации стали появляться статьи, публиковаться воспоминания очевидцев о периоде репрессий. Стали оформляться справки о реабилитации, выплачиваться компенсации за пребывание в лагерях и за незаконно изъятое имущество. В каждом районе образованы комиссии по восстановлению прав реабилитированных, которые помогают пострадавшим восстановить их честное имя. Также образуются и действуют общественные организации, которые помогают пострадавшим.
Но до сих пор миллионы людей не знают, где зарыты их родители, деды и прадеды. Они хотят найти хоть какие-то сведения о судьбах родственников. Очень важно знать имена жертв, важно «всех поименно назвать». Задача эта и сегодня далека от исполнения.
В разных регионах бывшего Советского Союза готовят и издают Книги памяти жертв политических репрессий. Основное содержание этих книг – краткие биографические справки о расстрелянных, отправленных в лагеря, насильственно депортированных в трудпоселения, мобилизованных в трудармии. Эти справки нужны сотням тысячам людей и в нашей стране, и в других странах мира, где живут наши соотечественники. Это нужно для того, чтобы сохранить память о жертвах и помочь людям восстановить историю их семей.
30 октября - День памяти жертв политических репрессий. В этот день в стране проходят памятные мероприятия, собрания и митинги, в которых принимают участие политики и общественные деятели, правозащитники, бывшие политзаключенные, молодежь, родные и близкие тех, кто подвергся репрессиям. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками политических лагерей. День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября 1974 года. Официально этот день был установлен постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года "Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий".
В России во многих местах установлены памятники жертвам политических репрессий. Мы должны помнить о тех людях, кто невинно пострадал. Наша исследовательская работа, это вклад в восстановление справедливости и напоминание людям о страшных и трагических днях истории, а также дань памяти невинно пострадавших. А на примере из жизни моей прабабушки Хазиповой Зайтуны видно, что репрессированный народ в годы войны представляет интерес для познания.
Забвение своих предков, нежелание узнать о них, прочувствовать их судьбу может иметь грустные последствия не только для каждой конкретной семьи. А история страны складывается из маленьких историй семей. Мы изучаем историю, чтобы не повторять её ошибок. Но мы обязаны знать и разбирать беспристрастно свое прошлое. Человек споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать её повтора. «Чтоб начать жизнь в настоящем, надо искупить наше прошлое», - говорил писатель Антон Чехов. А искупить можно достоверностью и памятью.
В итоге работы над темой мы пришли к следующим выводам:
1.В стране были значительные масштабы репрессий.
2.Судьба многих моих односельчан их родственников связана с политическими репрессиями, которые оказали значительное влияние на жизнь этих людей.
3. Вместе с родителями пострадали и дети, которые, наравне со взрослыми, переносили голод и холод, невзгоды и тяжелый труд.
4.История и моя семья была связана с репрессиями.
5.Жители нашего села хранят память о тех людях, которые пострадали в годы репрессий.
Значимость работы я вижу в том, что
- лучше узнала историю моей семьи, моих односельчан
- благодаря моей работе, люди нашли ответы на вопросы, долго мучившие их, о судьбе своих близких,
- моя работа подвигла людей еще больше узнать о судьбе своих близких в годы репрессий,
- материалы работы можно использовать как ресурс школьного музея на уроках истории, тематических вечерах и классных часах.
Список используемой литературы:
1. Копылов С.П. Дорошенко А.И. Две пятилетки колхоза «Урал». Пермь.: Звезда, 1971.48 с.
2. Кутдусов Р.Ш. Карья Старая. Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова». 2014. 410 с., илл.
3. Обухов Л.А. Прикамье: история политических репрессий и ГУЛАГа (1917-1989). Пермь.: Книжный мир, 2004 с.
4. Шагаипов Н.Н. Знай и люби свой край, свой род// Верный путь.1997.- № 93 5. Калих А., Кутдусова В. Я хочу поставить памятный знак//Вестник «Мемориала». 2017.-№3.
6. https://www.poslednyadres.ru/pictures/PERM_Karievo_Sov_19
Приложения
(прил. 1) Вырезка из газеты «Верный путь»
(прил. 2) Моя прабабушка Хазипова Зайтуна
(прил. 3) Иллюстрация из книги «Две пятилетки колхоза «Урал»
(прил.4) Мой прапрадед Саляхутдинов Таип
(прил.5) Установление памятной таблички