История жизни переселенческой дворянской семьи в Уфимской губернии XVIII века (по произведениям С.Т.Аксакова "Детские годы Багрова-внука" и "Семейная хроника")

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История жизни переселенческой дворянской семьи в Уфимской губернии XVIII века (по произведениям С.Т.Аксакова "Детские годы Багрова-внука" и "Семейная хроника")

Хайруллина  Л.Р. 1Григорян В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 села Иглино" Муниципального района Иглинский район РБ
Камалетдинова З.Н. 1
1МБОУ СОШ№1 с. Иглино
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (приложение1) родился в 1791 году в городе Уфе и прожил в этой губернии до 10 лет, эти произведения автобиографичны и охватывают период примерно с 1760 до 1801 годов. Материалом для «Семейной хроники», где рассказывается об истории семьи, послужили устные рассказы родных и близких, «Детские годы Багрова-внука» построены почти полностью на основе личных воспоминаний Аксакова. «Аксаков никогда не считал себя писателем, просто писал воспоминания и был хорошим рассказчиком (это качество в нём очень ценили Державин и Гоголь)», - об этом мы узнаём из беседы с научным работником мемориального музея С.Т.Аксакова Петровой Т.Е. [2]. Реализмом писателя восхищался Н.Г.Чернышевский: «Правда чувствуется на каждой странице; ни одной краски не переложит автор при описании природы… правда видна и при изображении характеров.». [цитирую по книге (7, с.31)].

В 60-x годах XVIII века дедушка Аксакова, в произведении Степан Михайлович Багров, переехал жить в Уфимское наместничество. Такое переселение в то время было очень распространено. Нам стал интересен характер взаимоотношений русской дворянской семьи, переселившейся на новые земли, с людьми различных национальностей, ведь именно тогда начали зарождаться межнациональные и межэтнические отношения. С этой точки зрения данная тема представляет актуальность.

Объектом нашего исследования являются произведения Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и «Семейная хроника». Предмет исследования – изучение быта дворянской семьи в условиях многонациональной Уфимской губернии в произведениях. Следовательно, проблема нашей работы заключается в изучении специфики взаимовлияния бытовых отношений русских и башкирских семей.

Таким образом, цель нашей работы – показать особенности быта русской дворянской семьи в условиях многонациональной губернии XVIII века в произведениях С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и «Семейная хроника».

В наши задачи входило: 1) выяснить, какое влияние на быт русской дворянской семьи оказал башкирский этнос; 2) показать лучшие традиции русских помещиков, которые имели отражение в жизни башкирского народа; 3) сопоставить изучаемый литературный материал с историческими аналогами и сделать вывод о достоверности изображения темы в произведениях.

Гипотеза исследования: если мы проанализируем быт русских дворянских семей в произведениях Аксакова, то увидим, что переселенческие семьи приспособились к жизни в новом краю, дружно соседствовали с другими народами, с успехом перенимая их обычаи и традиции в новых для них условиях, а также охотно делились своим жизненным опытом.

Методика исследования: Тема раскрывается путем анализа произведений Аксакова с опорой на свидетельства государственных, научных деятелей, писателей с целью показать правдивость изображаемого.

Работа имеет практическую значимость, она направлена на воспитание культуры межнациональных и социальных отношений, так как в этом вопросе личность Аксакова является поистине примером для подражания.

В произведениях Аксакова исследователей его творчества привлекали темы природы, охоты, рыбалки, семейного воспитания, их интересовали также уфимский круг знакомых Аксаковых, дружба Сергея Тимофеевича с писателями русской литературы в Москве, история жизни членов его семьи. Тема быта семьи нам не встречалась в исследовательской литературе, в этом её новизна.

Наше исследование имеет краеведческий характер, и это не случайно, ведь сам Аксаков был замечательным краеведом. Но Сергей Тимофеевич не только знаток своего края. «Он прежде всего любящий эту землю художник». [7, c.33] «Боже мой, как, я думаю, была хороша тогда эта дикая девственная, роскошная природа - ... Нет, ты уже не та теперь, не та, какою даже и я зазнал тебя - свежую, цветущую, не измятую отовсюду набежавшим разнородным народонаселением!... Но я зазнал тебя, благословенный край ещё Уфимским наместничеством!..(Приложение2). Со всех сторон потянулись луговая мордва, черемисы, чуваши, татары и мещеряки; русских переселенцев, казенных крестьян разных ведомств, разнокалиберных помещиков также было немало.», - пишет на закате жизни С.Т.Аксаков в «Семейной хронике» [1, с. 282], и у нас возникает желание уйти с головой в историю «этого края», который когда-то привлекал своими богатством и красотой многие народы.

Глава 1

Влияние башкирских традиций на быт русской дворянской семьи

В XVIII веке было распространённым явление переселения русских дворян в башкирские земли. В «Семейной хронике» автор рассказывает о жизни семьи до своего рождения, о своём дедушке Степане Михайловиче Багрове, который часто слышал об Уфимском наместничестве, «о неизмеримом, пространстве земель, угодьях, привольях, неописанном изобилии дичи и рыбы и всех плодов земных».[1, с.271] Слышал дедушка, что земли скупались за очень дешёвую плату, но так как сам был человеком «самой строгой справедливости и ему не нравилось надуванье добродушных башкирцев»[там же,с.272], он решил, что можно купить обширную землю за сходную плату. Чтобы не иметь в последующем никакой тяжбы с башкирцами, купил землю у помещицы Грязевой (по полтине за десятину) по речке Большой Бугуруслан. (Для сравнения мы узнаём, что землю покупали по 25 рублей за десятину, некоторые брали ссуду в Крестьянском Поземельном Банке.[3].)

В ходе исследования мы выяснили, что жизнь русской дворянской семьи в Уфимском наместничестве имела свои особенности, так как наиболее важные моменты жизни Аксаковых неотделимы от национального этноса. Так, в "Семейной хронике" описан способ излечения Софьи Николаевны (мать писателя, Мария Николаевна) после смерти первой новорожденной дочери. Лечение проходило по методу знаменитого уфимского доктора Авенариуса, который рекомендовал использовать национальную диету и настоял на отъезде героини в татарскую деревушку Узы-тамак, которая находилась в роскошной долине у подошвы горы Байрамтау (Байрам - праздник, тау - гора), рядом протекала речка Уза, «цветущие поляны дышали благовонием трав и цветов, а леса из дуба, липы, ильмы, клёну и всяких других пород чернолесья, разрежая воздух, сообщили ему живительную силу» [1, с.422], здесь больная лежала целыми часами в прохладной тени и вдыхала в себя ароматный воздух. Поселились они у татарского помещика. В книге об этом не говорится, но мы выяснили, что речь идет о помещике и владельце поташного завода Юсупе Алкине, сейчас здесь расположен большой поселок Алкино. [9, с.295]. По словам автора, это были добрые люди, которые, хотя мусульманской веры, но говорили хорошо по-русски. Одежда и образ жизни их представляла тогда «пеструю смесь татарских и русских нравов».[1, с.422] Они забавляли свою гостью песнями, плясками, конными скачками и борьбой своих мусульманских подданных. Для Софьи Николаевны по настоянию доктора они приготовляли благодатный напиток - кумыс, то есть кобылье молоко.

Следующий этап лечения заключался в верховой езде. В XVIII веке это считалось неслыханным и неприличным делом в дворянском быту. Напрасно хозяйские дочки скакали на башкирских иноходцах, Софья Николаевна не соглашалась, и только приехавшая к ней в гости Чичагова, пожертвовав собственным предубеждением ради здоровья подруги, уговорила её и стала ездить вместе с больной.

Далее врачом была предписана и другая пища: жирное баранье мясо, к которому у героини было также отвращение. Автор пишет: «Вероятно, доктор Авенариус в назначении диеты руководствовался пищеупотреблением башкир и кочующих летом татар, которые во время питья кумыса почти ничего не едят, кроме жирной баранины... а ездят верхом с утра до вечера по своим раздольным степям...».[1, с.423]. Так или иначе, лечение имело успех.

В повести Аксакова «Детские годы Багрова внука», события которой происходят на 5-10 лет позже, автор показывает, что представители русского дворянства охотно приняли и используют многие национальные традиции в своей бытовой жизни. Так, знакомые их семьи Булгаковы, у которых было поместье в Алмантаево, все любили, том числе дамы и дети, ездить верхом. А Софья Николаевна уже сама всегда следила за правильным приготовлением кумыса, заказывая его башкирскому кантонному старшине МавлютеИсеичу. (Приложение3). В ходе экскурсии по музею С.Т.Аксакова мы узнали, что впоследствии недалеко от имения Зубово, в татарской деревне Старые Киишки был построен завод, который так и назывался «Кумысный завод Аксаковой».[2] (Приложение4). А в XIX веке недалеко отсюда, в санатории имени С.Т.Аксакова, появились первые в России кумысолечебницы.[4, с.115]. В каждом поместье был «пчеляк, живший в лесу со своими пчёлами» [1, с.223] и занимавшийся традиционным для башкир бортевым пчеловодством. (С X века башкиры имели доход от обмена или продажи меда. [4, с.128]) Образ жизни башкир имеет подтверждение в трудах немецкого ученого-естествоиспытателя XVIII века П.С.Палласа, приглашенного в Россию для участия в академических экспедициях, который писал о башкирских жилищах, занятиях башкир, их одежде, пище, природе края, о «великих конских табунах и пчелиных ульях, богатство им доставляющих».[цитирую по книге (13.С.48)] (Приложение5).

В произведениях Аксакова дается представление о бытовых условиях и обычаях деревенских жителей Уфимской губернии. Семья Багровых часто совершала переезды на дальние расстояния, из Уфы к дедушке в Багрово, из Багрова к тёте отца в Симбирскую губернию. (Приложение 6) Во время этих путешествий происходило знакомство с жителями местных деревень, где они останавливались на ночлег. Так мы узнаём, что в XVIII веке башкиры летом жили в войлочных кибитках, рядом с которыми пасутся их стада и табуны. Одеты были в казакин и в широкие плисовые «шальвары», на голове их была остроконечная войлочная шапка или тюбетейка. В мордовских избах было грязно, пахло скотом, лавки были узкие, полы холодные. Татарские избы топились по-белому, на широких нарах лежали груды перин «чуть не до потолка, прикрытых с одной стороны ковром; остальная часть нар покрыта была белою кошмою (войлок из овечьей или верблюжьей шерсти)».[1, с.126] Чуваши жили чисто, но топили по-черному. Избы были большие, но закопченные дымом с потолка до лавок, лавки были широкие, вместо свечи горела лучина. Чувашские женщины носили белые рубашки, вышитые красной шерстью, головы и грудь их увешаны серебряными монетами. Все эти люди были доброжелательны и приветливы, предоставляя проезжим кров и различную помощь: «Все припасы для обеда были закуплены с вечера в татарской деревне, а свежей, сейчас накошенной травы для лошадей, купили у башкирцев».[там же, с.47]. Когда благоприятствовала погода, Багровы оставались на ночлег под открытым небом в башкирской степи. (Приложение 7). Разводили костер, рубили жердь на поленья, приносили хворост, повар разводил огонь при помощи кремня и огнива. Брали с собой дорожный самовар, пили чай, варили суп. Сидели на ковре и на подушках. Мать с детьми спала в карете, отец – в кибитке. [1]

Здесь нам вспоминаются слова В.И.Даля: «По всей башкирской земле, - пишет Даль, - можно путешествовать столь же безопасно, как по большому Московскому шоссе. Башкиры на редкость миролюбивы — они прирожденные скотоводы и охотники». [цитирую по книге (10, с.56)]. Следует отметить, что с целью общения Даль выучил язык и свободно говорил по-башкирски.

Но, несмотря на миролюбивые отношения между людьми разной национальности, мы видим, что смешанные браки между людьми разной веры не приветствовались. Так, в «Семейной хронике» С.Т.Аксаков рассказывает трагическую историю любви русского родовитого дворянина Уфимского края И.И.Тимашева и прекрасной татарки СальмеТевкелёвой, дочери богатого татарского дворянина. Чтобы состоялся их брак, Сальме должна была принять христианскую веру, на что никогда бы не дали согласие её родители. Влюбленная в красивого и благородного офицера, девушка решается сбежать с ним и обвенчаться. Будучи хорошей наездницей, Сальме с возлюбленным уходят от преследования с помощью солдат и офицеров, которые были расставлены по всей дороге со свежими лошадьми. Когда молодые садятся на паром и переправляются через Белую, отец вдогонку проклинает дочь. Мать офицера принимает Сальму. Начальство города взяло её под свою защиту и попросило муфтия утрясти этот вопрос с родителями. Она быстро стала интересной светской дамой, но через три года умерла от чахотки, оставив сиротами двух сыновей. Муж очень страдал и навсегда остался вдовцом. «Носились слухи, что причиною смерти молодой женщины была тайная тоска о покинутом семействе и раскаяние в измене своей природной вере». [1, с.430].

Отсюда можно сделать вывод, что брак людей с различным вероисповеданием XVIII веке не мог дать людям счастья. Хотя официально такие вопросы решались. Надо сказать, что по инициативе и по проекту Д.Б.Мертваго, друга семьи Аксаковых, в Уфе было организовано магометанское собрание. А в 1788 году «учреждено было духовное собрание Магометанского закона» во главе с муфтием, которое решало все вопросы, связанные с браком, разводом и делением имущества. [9, с. 30].

Мы видим из этой главы, что Аксаков учит нас любить и уважать людей, которые находятся рядом с нами, чтить их мораль и законы. Живя в каком-либо краю, человек вольно или невольно приобщается к быту и обычаям местного народа, применяя их к своей жизни. Именно это и происходит с героями произведений Сергея Тимофеевича.

Сложность межнационального взаимодействия отмечает Екатерина II, которая в 1766 году предприняла путешествие по России. Императрицу поразила пестрота отношений, народов, языков, обычаев, костюмов, «которые она встречала на каждом шагу». Только в Поволжье и Предуралье проживало более двух десятков разных народностей. В это время она писала Вольтеру: «Эти законы… ещё не сочинены, и кто может отвечать за их доброкачественность? Конечно, не мы, а потомство будет в состоянии решить этот вопрос. Представьте, что они должны служить для Азии и для Европы, и какое различие в климате, людях, обычаях и самих понятиях!.. Можно легко найти общие правила, но подробности?.. Это почти все равно, что создать целый мир, соединить части и прочее». [5, с.15].

Глава 2

Следование русским патриархальным традициям

2.1 Взаимоотношения с крепостными, сельский труд помещиков

В повести «Детские годы Багрова-внука» складывается целостная картина дворянской жизни конца XVIII века. В центре повествования – русская семьяс крепкими родовыми и национальными традициями. Особенно ярко в произведении представлены крепостнические взаимоотношения. А. Григорьев в «Воспоминаниях» писал: «С.Т.Аксаков кончил своё поприще… гимном освобождения векового крепостного рабства – любимого народа, любимого им всеми силами его широкой святой и простой души». [8, с. 34]

Повесть «Детские годы…» начинается с одного из ярких воспоминаний мальчика о своей кормилице, которая будучи господской крестьянкой, жила за 30 верст от Уфы. Она отправлялась из деревни пешком вечером в субботу и приходила поутру в Уфу в воскресенье, наглядевшись на мальчика, отправлялась обратно: «Кормилица, страстно меня любившая, является в моих воспоминаниях…, целующая мои руки, лицо и плачущая надо мной».[1, с.30].

Другой пример любви господ и крепостных можно наблюдать, когда семья проезжает мимо села Парашина. Крестьяне, которые жали рожь, выбежали к карете. Все были рады. «Здравствуйте, батюшка, Алексей Степаныч!. (Тимофей Степанович) Отец мой ласково поздоровался со всеми… Мать сказала: «Здравствуйте, мои друзья!»... Радость была непритворная… Я был изумлён, чувствовал какое-то непонятное волнение и очень полюбил этих добрых людей, которые всех нас так любят». [там же, с.51].

Маленький герой восхищается мастерством крестьян, подмечая, что "крестьяне и гораздо нас искуснее и ловчее, потому что умеют то делать, чего мы не умеем".[1,с.164]. Так, в Багрове он с любопытством рассматривает горничных девушек, которые пряли: «Пряхи одною рукою подергивая льняные мочки, другою вертели веретена с намотанной на них пряжей; всё это делалось очень проворно и красиво».[там же, с.131]

В следующем эпизоде Серёжа наблюдает обмолот дикуши (гречихи). Натоку высокой грудой лежала гречневая солома, по которой ходили взад и вперед более тридцати цепов (ручное орудие для молотьбы): «Стройность и ловкость мерных ударов привели меня в восхищение, цепы мелькали, взлетая и падая друг возле друга, и ни один не зацеплял за другой»[1,с.164]. Серёжа видит, что отец всегда переживал за крестьян и жалел их. Так, например, в эпизоде гибели старого мельника, который утонул на глазах у всех, отец был очень огорчён и расстроен, так как с детства знал и любил старика.

В течение всей повести сквозит преданность и любовь к своему «соколику» Серёже крепостного Евсеича, который «сделался совершенным дядькой». «Какое счастие сидеть спокойно с Евсеичем на мостках, насаживать, закидывать удочки, следить за наплавками…»[там же,с.115] - пишет автор. (Вспомним преданность Савельича Петруше Гринёву в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). А образ крепостной ключницы Пелагеи, которая была великая мастерица рассказывать сказки. Сказками она развеивала тоску больного ребенка, принужденного сидеть дома. Из её уст мы знакомимся со сказкой «Аленький цветочек». Строки о Пелагее: «Помолилась богу, вздохнула несколько раз, по своей привычке несколько раз приговаривая: «господи, помилуй нас, грешных», села у печки, подгорюнилась одной рукой и начала рассказывать»[там же,с.198]– напоминают нам Арину Родионовну, нянюА.С.Пушкина.

Мы видим, что помещики тоже не вели праздный образ жизни, много работали. Дед Степан Михайлович Багров построил усадьбу, мельницу, освоил земли. Отец все время находился в поле. Тётушка Татьяна Степановна любила «брать грибы и особенно ломать грузди».[1]. Серёжа гордился миндальными пирожными своей мамы, слушая восторги гостей по поводу этого блюда, и «непременно говорил на ухо сидевшему подле гостю, что все это маменька делала».[там же,с.87] Бабушка Арина Васильевна сама пряла на прялке козий пух. (Природные условия способствовали разведению особой породы коз, дающих тонкий и крепкий эластичный пух, из которого башкирки вязали шали и паутинки, этот промысел зародился в XVIII веке и стал модным среди местных дворянок. [6]).(Приложение8)

Традиционным для семьи был сбор полевой клубники. За клубникой ездили целым домом. Дома ягоды обрабатывали. Самые крупные отбирали на варенье, потом для еды, потом для сушки, из остатков делали русские и татарские пастилы. Русские пастилы были толстые, сахарные или медовые, а татарские тонкие, как кожа. Варенье варила сама Софья Николаевна.

Отец приучает мальчика к уженью (рыбалке), не полюбить рыбалку маленькому герою было невозможно, одно только разнообразие рыбы, за которым они охотились в башкирских водоемах, говорит о многом: стерляди, жерехи, щуки, лещи, белорыбица, осетры, язи, лини, голавли: «мелкая и крупная рыба металась беспрестанно».[1,с.46] На страницах повести уженье рыбы происходит в башкирских реках: Белая, Уфимка, Дёма, Бугуруслан, Ик, Уршак. В таких условиях уженье было излюбленным делом также для многих их друзей-помещиков (Чичаговых, Мансуровых, Булгаковых, Мертваго), которые сходились во мнении, что лучше этой рыбы «нет во всей России».[там же,с.223] Маленького Серёжу уже приобщают к охоте, которую он также полюбил. В те времена у башкир «промысловыми зверями были куница, лисица, волк, соболь, заяц, горностай, норка, ласка, белка, суслик, лось, медведь, рысь, дикая коза» [12, с.4]

Таким образом, мы видим, что семья Аксаковых была носителем лучших традиций крепостной России, которые выражались во взаимном уважении и любви помещиков и крепостных, относившихся друг к другу как к родным, близким людям, с которыми вместе делили и радость, и горе, были вместе и в работе, и в праздники. Достаточно сказать, что в произведениях маленький и любознательный Серёжа только один раз заметил несправедливость помещичьего устройства: «Для прислуги была особая пасха и кулич… Я заметил, что наш кулич был гораздо белее того, каким разгавливались дворовые люди, и громко спросил: «Отчего Евсеич и другие кушают не такой же белый кулич, как мы?». Александра Степановна с живостью и досадой отвечала мне: «Вот ещё выдумал! Едят и похуже». Я хотел было сделать другой вопрос, но мать сказала мне: «Это не твоё дело». [1,с.201] Мы считаем, что эти строки лишь слегка развеивают идеализацию крепостнических отношений и делают произведение более реалистичным, ведь в целом представление маленького героя выглядит достаточно радужным и восторженным.

Любовь героя к крепостным и родителям созвучна строкам автобиографической повести «Детство» Л.Н.Толстого.

Но, конечно, далеко не во всех семьях были хорошие взаимоотношения с крепостными. Об этом говорит образ Куролесова, жестокого мужа Прасковьи Ивановны (тети отца). С ужасом и трепетом рассказывали о его зверствах крепостные. Доведенные до отчаяния дворовые Куролесова отравили его, насыпав мышьяк в графин с квасом. Нам известны такие случаи деспотизма из биографий и произведений Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева и др.

В заключение мы должны сказать, что люди разных национальностей в Башкортостане взаимно обогащали друг друга. Не секрет, что башкиры и татары в своё время научились у русских обрабатывать пашню и кормиться землёй. Мы выяснили, что огромные площади целинных башкирских земель в XVIII веке покупались переселенцами с целью их обработки, что стало началом развития земледелия в Уфимской губернии. [11]. Инициатором освоения российских земель стала Екатерина II. Так, в Россию привлекалось большое число иностранцев-колонистов, которыми заселялись губернии с невозделанной землей. «Важную роль в колонизации играли немецкие переселенцы. Им принадлежала роль в распространении новых для России сельскохозяйственных культур, особенно – картофеля.» [5, с.13].(В 1796 году Багровы с прискорбием встретили известие о «скоропостижной кончине государыни»[1], которая отличилась укреплением сословных привилегий дворян, но и слово «раб» было при ней уничтожено. [5])

2.2 Религиозные обычаи

Нельзя воссоздать полную картину быта русской дворянской семьи без христианских обычаев, праздников, которые были традиционными на Руси.

Начнём с того, что Серёжа уже в 8 лет был обучен церковной грамоте. Об этом мы узнаём из эпизода о смерти дедушки: «Я стоял долго и тихо, испытывая чувство грустного умиления. Вдруг мне захотелось самому почитать псалтырь по дедушке: я ещё в Уфе выучился читать церковную печать… Я принялся читать. Звонкий голос мой дрожал; но я скоро оправился и почувствовал неизъяснимое удовольствие…». [1,с.140].

Маленький мальчик познаёт религиозный мир таинств, которые совершаются у него в семье. Так, после рождения младшего братца он становится свидетелем обряда крещения: «Крещение, символических таинств которого я не понимал, возбудило во мне сильное внимание и даже страх: я боялся, что священник порежет ножницами братцыну головку, а погружение младенца в воду заставило меня вскрикнуть…».[там же,с.151].

Масленица запомнилась главному герою тем, что приезжали в гости соседи. Рождество Христово очень весело, с деревенскою пышностью праздновала в новой, ею самой выстроенной церкви Прасковья Ивановна. Особенно светлой была Пасха: «Мать умела мастерски красить яйца в мраморный цвет разными лоскутками и шемаханским шелком…, простым перочинным ножичком выскабливала на красных яйцах чудесные узоры, цветы и слова: «Христос воскрес»... Моё яичко было лучше, и на нем было написано: «Христос воскрес, милый друг Серёженька!».[там же,с.200]

Перед тем как слово молвить, молились богу, работающим желали «бог в помощь», за хорошее благодарили бога, с ним на устах засыпали и перед смертью просили бога отпустить грехи. Характерно то, что повесть «Детские годы…» заканчивается тем, что семья отправляется в Казань «помолиться тамошним чудотворцам», приложиться к святым мощам и послушать архиерейской службы.

Надо сказать, что с момента активного переселения русских семей в 1799 году XVIII века в Уфимской губернии появился первый епископ Амвросий I, который сформировал 5 духовных управлений и открыл духовные семинарии. [6, с.97].

Таким образом, из произведений Аксакова мы узнали, что религиозное чувство было началом всех начал в дворянской семье XVIII века, и все отношения и события были построены на вере. (Приложение 9).

Заключение

Таким образом, целью нашей работы было выяснить, какое влияние на быт русской дворянской семьи оказал башкирский этнос, и показать лучшие традиции русской патриархальной семьи, которыми они поделились с башкирским народом. С этой целью мы проанализировали произведения С.Т.Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» и сделали следующие выводы.

На примере семьи Аксаковых и их друзей, живших в Уфимской губернии, мы видим, что русские люди всей душой полюбили башкирскую землю и мирно сосуществовали здесь с людьми различных национальностей. Местные обычаи и традиции не могли не наложить отпечаток на быт переселенцев. Мы выяснили, что русские люди научились скакать на лошадях, ездить в кибитках, пить кумыс, есть баранье мясо, вязать шали из козьего пуха и многое другое.

В произведениях Аксакова мы также увидели, какие традиции русской семьи имели место в XVIII веке. Заслуживают внимания взаимоотношения этой семьи со своими крепостными, они построены на взаимной любви, заботе и уважении. Мы узнали также о тяжелом помещичьем труде и сделали вывод, что любовь к землепашеству была привита башкирскому народу именно русскими землевладельцами. Мы также узнали, что в дворянской семье строго и искренне придерживались всех религиозных традиций. Эта тема в произведении связана в основном с жизнью в Багрово – этим автор подчеркивает патриархальность и религиозность своей семьи.

В ходе исследования мы узнали много нового об истории своего края: о роли Екатерины II в активизации переселенческого дела, о первом епископе на башкирской земле, о появлении первых кумысолечебниц, о народных ремеслах, о занятиях русских помещиков и башкирского народа. Сопоставления с историческими материалами привели нас к выводу о том, что быт русской дворянской семьи XVIII века в условиях Уфимской губернии представлен в его произведениях достоверно и правдиво. Мы не согласны с мнением Салтыкова-Щедрина, что произведение Аксакова «идеализировано» [7,с.34], оно уже реалистично потому, что писатель показывает образ народного тирана Куролесова.

Впечатление идеализации, мы считаем, создается благодаря позитивному эмоциональному жизнеутверждающему характеру Сергея Тимофеевича, за который слегка укорял своего друга Н.В.Гоголь [7] и который оценил М.Горький, выразив мнение, что произведения Аксакова «…вымыли душу, очистив её от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности». [9, с.4].

Анализируя произведения Аксакова, мы невольно вспоминали имена других классиков русской литературы. Это говорит о том, что С.Т.Аксаков занимает достойное место в ряду великих писателей и его творчество также актуально.

Произведения С.Т.Аксакова имеют большое значение для краеведческого изучения края, и наше исследование доказывает, что работы Сергея Тимофеевича Аксакова, уроженца города Уфы, до сих пор не утратили научно-познавательного и художественного значения. Его жизнь и творчество служат примером для наших современников, воспитывая уважение к людям всех национальностей и сословий.

Мы благодарны бывшей заведующей детским оздоровительно-образовательным центром туризма, краеведения и экскурсий РБ Кудрачевой Гузелие Зуфаровне, научным сотрудникам литературного музея С.Т.Аксакова Петровой Татьяне Евгеньевне и Кузиной Галине Николаевне за организацию и проведение экскурсии по памятным аксаковским местам в рамках мероприятия «Аксаковские чтения», которая имела для нас большое познавательное значение.(Приложение10)

Список источников

1. С.Т.Аксаков Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1998. – 445с.

2. Беседа с научными сотрудниками музея С.Т.Аксакова в городе Уфе

Список использованной литературы

3. Абрютин В.А. Переселенцы и переселенческое дело Уфимского уезда Уфимской губернии. – СПб., 1898 г (из фонда редких книг библиотеки ЗакиВалиди)

4. Азнагулов Р.Г. Родной Башкортостан. – Уфа: Китап, 2003 –230с.

5. Балязин В. Екатерина Великая и её семейство. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 224 с. – (Романовы).

6. Башкортостан: Здесь Европа встречается с Азией. Уфа: Белая река, 2009 – 245с.

7. Войтоловская Э.Л. С.Т.Аксаков в кругу писателей-классиков. Ленинград: Детская литература, 1982. – 220 с.

8. Григорьев Аполлон Воспоминания. Серия: "Литературные памятники" – М.,:Наука, 1988. – 440 с.

9. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. С.Т.Аксаков. Семья и окружение. Краеведческие очерки. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. – 384 с.

10. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей», т. 5, М.,: Молодая гвардия, 1971, Ст. В Порудоминского «Страницы из жизни В.И.Даля»

11. Кауфман А.А. К вопросу о заселении казенных земель Самарской, Уфимской и Оренбурской губерний. - СПб., 1904. (из фонда редких книг библиотеки Заки Валиди).

12. Материальная культура башкирского народа. Уфа, 2008 –45с.

13. Муравьёв В.Б. Дорогами российских провинций: путешествия Петра-Симона Палласа. — М.: Мысль, 1977. — 94 с.

Приложение 1

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 -1859)

Портрет кисти И.Крамского

Приложение 2

Прокудин - Горский Уфимская губерния

Приложение 3

Таким представлен Аксаковым башкирский старшина Мавлютка

Приложение 4

Кумысный завод Аксаковой в деревне Старые Кишки, недалеко от поместья Аксаковых

Приложение 6

Карта Уфимского наместничества в XVIII веке

Приложение 7

Сундуки, саквояжи и чемоданы Аксаковых, с которыми они путешествовали

( находятся в музее С.Т.Аксакова )

Приложение 8

Самопряха XVIII века (ручной прядильный аппарат) в музее С.Т.Аксакова

Приложение 9

Смоленский собор в Уфе (с середины XIX века Троицкая церковь), колокольней которого любовался маленький Аксаков из окон своего дома. Макет находится в музее С.Т.Аксакова.

Приложение 10

Работа скульптора Б.Д.Фузеева. Находится в Аксаковском литературном зале школы имени С.Т.Аксакова в деревне Киишки (бывшее имение Сергеевка)

Просмотров работы: 866